Качество высшего образования в современной России

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,58 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество высшего образования в современной России

Омский государственный технический університет











Качество высшего образования в современной России


Салохин Н. П.,

кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела

Качественное и доступное образование становится одним из важнейших инструментов реализации постиндустриального проекта, поскольку экономическое развитие государства и общества утверждается в активности свободной личности. Самоорганизация в образовательном процессе - это путь к гражданскому обществу и социально ориентированной рыночной экономике.

Ключевые слова: постиндустриальный проект, качество обучения, самоорганизация, экономическое развитие, демократия, управление.

Якісна й доступна освіта стає одним із найважливіших інструментів реалізації постіндустріального проекту, оскільки економічний розвиток держави та суспільства стверджується в активності вільної особистості. Самоорганізація в освітньому процесі - це шлях до громадянського суспільства й соціально орієнтованої ринкової економіки.

Ключові слова: постіндустріальний проект, якість навчання, самоорганізація, економічний розвиток, демократія, управління.and affordable education is one of the most important tools for the implementation of the post-industrial project, as the economic development of the state and society according to a free individual activity. Self-organization in the educational process - the way to a civil society and a socially oriented market economy.words: postindustrial project, level of education, self-organization, economic development, democracy, government.

Введение

Трансформации системы общественных связей формируют модель социального бытия, важнейшим элементом которой станут развитые гражданские институты, правовое государство, инновационная экономика и соответствующая национальным потребностям продуктивная высшая школа. Вслед за прокламацией отказа от тоталитарного наследия и констатации негативных изменений природно-ландшафтной и индустриальной среды общество включилось в анализ современных противоречий развития и их влияния на социально-экономические, социально-политические, социально-этнические, социально-педагогические, социокультурные, ценностные и информационно-смысловые процессы.

Жизненную потребность составляет повышение темпов присвоения и освоения общественных отношений, возрастание активности личности на индивидуальном и общесоциальном уровне. Вступление в мир глобальных экономических и политических коммуникаций переводит на иные основания не только совокупность трудовых и социально-производственных отношений, но и процессы подготовки кадров в высшей школе, которая переходит на стадию самоупорядочения, самоорганизации и саморазвития.

Трансформации предопределили нестабильность общественных коммуникаций, что привело к нарастанию противоречий в системах «общество - управление», «управление - образование» и «общество - образование». Общество как открытая неравновесная система является динамичным в саморазвитии и постоянно самоупорядочивается, обеспечивая баланс элементов порядка и хаоса. Экономика является вынужденно открытой, функционально спонтанной и нелинейной, что предопределяет ее цикличность и нестабильность. Система образования и подготовки кадров ориентируется на закрытость и стабильность, что периодически воспроизводит противоречие традиционного и современного. Переход системы общего и профессионального образования в условиях нелинейной и неравновесной открытости экономики к деятельности на основаниях самоупорядочения и самоорганизации позволяет не только разблокировать указанное противоречие, но и создать более эффективную парадигму подготовки кадров.

Постановка задания. Постмодерн утверждает требование не только глобальности экономики, но и трансграничности образования. Самоорганизация образовательной системы и социально-образовательной среды в целом, элементов ее структуры и различных образовательно-обучающих процессов и ресурсов согласует природу образования как института с практической стороной жизни общества и отдельного индивида. Именно в этом раскрываются возможности утверждения образования как элемента инновационной, социально-информационной и коммуникационной среды общества.

Трансграничность в практике образования утверждает особую ценность самоупорядочения и самоорганизации в создании эффективной системы подготовки кадров. Традиционное для субъект-объектных схем управления понимание ценности и цели в условиях постмодерна утрачивает силу. Становление субъект-субъектных связей равномощности и равноответственности ставит вопрос о спонтанном возникновении цели внутри самой социальной системы [1].

Постнеклассическая парадигма управления, используя в качестве оснований теорию организации Г. Хакена, теорию диссипативных структур И.Р. Пригожина и Г. Николиса, теорию коэволюции сложных систем Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, динамическую теорию Д.С. Чернавского, синергетико-акмеологическую концепцию В.П. Бранского и С.Д. Пожарского, психосинергетическую теорию И.В. Ершовой-Бабенко и другие концепции, как на методологическом, так и на практическом уровне расширяет возможности образования и высшей школы как совокупности сложно организованных нелинейных сред различной природы.

Результаты исследования

Система образования и высшая школа - это социальный институт, выполняющий функцию создания, накопления, сохранения и передачи актуального знания и культурного наследия в целом. Монополия системы образования в этом виде деятельности предопределяется устойчивостью и здоровым консерватизмом высшей школы как генетической матрицы национальной культуры. В соответствии с ее содержанием воспроизводятся последующие поколения. Поэтому тип высшей школы, возникший в процессе развития национальной культуры, является определяющим фактором формирования и развития общества в целом и воспитания личности в частности.

Система образования в России переживает полосу перманентных реформ. Необходимость перемен назрела давно, однако объективная оценка ситуации вызывает опасение, что стремление к результативным переменам в системе образования превращается в самодостаточный процесс реформ ради реформ. Высшая школа современной России восходит к многовековому гуманизму русского просвещения и советской педагогики. Научно-технический взрыв и информационная стадия развития мировой цивилизации во многом обязаны технологиям и приемам отечественной научно-педагогической системы.

Трансформационные процессы вновь поднимают вопрос о качестве обучения. Это отнюдь не праздный вопрос, поскольку качество - фактор многоаспектный, включающий в себя явления как объективного, так и субъективного порядка: от качества знаний и компетенции выпускников до качества научно-методического и организационно-технического обеспечения учебного процесса как такового. Качество обучения выпускников высшей школы коррелирует качество управления. Страна формирует систему развития, важным элементом которой должен быть профессиональный высококвалифицированный аппарат управления.

Современная система подготовки кадров не может существовать вне трансгранично- сти образования. Традиционное для субъект-объектных схем управления понимание ценности и цели в условиях современности утрачивает силу. Обучение в информационную эпоху опирается на равномощность и равноответственность субъект-субъектных связей преподавателя и студента, поэтому ставит вопрос о готовности к творческому взаимодействию внутри самой системы.

Механизм эффективности подготовки кадров раскрывается в показателях нелинейной положительной обратной связи в каждой точке образовательной среды. Результаты образовательного процесса при этом прямо пропорциональны концентрации человеческой активности, ресурсов и достоверной информации в ней, что, возрастая нелинейно, ускоряет темпы увеличения объема актуального знания и повышает качество кадров, совершенствует сущностные силы личности и общество в целом.

Совершенствование образования как многомерной среды, обладающей свойствами открытости и нелинейности, способностью к самоорганизации и самоуправлению, раскрывает возможности повышения качества, уровня и смысла деятельности высшего учебного заведения. При благоприятных условиях, выражающихся в достаточном ресурсном обеспечении проекта, в поведении самоорганизующихся сред различной природы, указанная возможность становится инструментом совершенствования цели организации.

В процессе самоорганизации система высшего образования выделяет в качестве смыслонесущей единицы нового автономные структуры, активность которых стимулирует самовоспроизводство ценностных, идентификационных, информационных, информационно-эмоциональных и ментальных процессов воспитания и обучения, а также постоянное самообновление и самосовершенствование процесса обучения. Это воплощается в более совершенных образовательных стандартах и программах. Для системы образования в условиях трансформаций особую важность приобретает положительная обратная связь субъекта и объекта обучения [2].

Положительная обратная связь субъекта и объекта обучения стимулирует качество присвоения и освоения информации и компетенций, что трансформирует процесс обретения знания из вынужденной деятельности в самодеятельность: обучение трансформируется в самонаучение, а образование, соответственно, - в самообразование.

Переход от классических субъект-объектных схем к субъект-субъектной коммуникации в обучении - потребность времени. Это разрешит противоречия должного и сущего в образовании, управлении и экономике, создаст основания для инновационного развития. Целью системы подготовки кадров станет формирование оснований постоянного гносеологического расширения в деятельности и обучаемых, и обучающих. Эта цель достигается посредством четкой дифференциации учебного материала в блоках изучения классической, постклассической, неклассической и постнеклассической научной парадигмы. Высшее учебное заведение как феномен объемной положительной обратной связи становится источником развития общества и обеспечивает основания самоупорядочения по всему пространству социальной среды.

Утверждение инновационной высшей школы демонстрирует недостаточность рассмотрения проблемы трансграничности только в контексте подготовки кадров. Выход за эти пределы демонстрирует трансграничное образование как результат культурной интеграции, выражающей новое состояние глобальной экономики и мировой цивилизации.

Реформа образования не должна подорвать уравнивающую функцию высшей школы и сделать образование инструментом углубления социальных различий. Страна нуждается в корректировке реформы, учитывающей национальную традицию и демократизм высшей школы, последствия которой станут залогом формирования качественно иной социальности России - достойного члена мирового сообщества постиндустриальной эпохи.

Развитие системы подготовки кадров, соответственно, в методологическом пространстве синергетической концепции И.Р Пригожина может быть представлено как результат спонтанно возникающих из нелинейной открытости хаоса и беспорядка линейных коммуникаций самоупорядочения и самоорганизации, которые выражают результат саморационализации социально-образовательной среды. Для понимания возможностей спонтанности и самоорганизации важное значение имеет определение меры развитости социальной среды - ее качества как субъекта социального развития. В средах, не обладающих достаточной субъектностью, постоянно происходят спонтанные перераспределения ресурсов, энергии и информации, что объективно препятствует совершенствованию деятельности современной высшей школы.

Механизм становления новой образовательной парадигмы раскрывается в показателях эффективности нелинейной положительной обратной связи в каждой точке образовательной среды. Процесс обучения отчуждает однонаправленность действия, выдвигая на передний план коммуникативное взаимодействие обучающего и обучаемого. Утверждение системы высшего образования как многомерной среды синергетического порядка, обладающей свойствами открытости и нелинейности, а также способностью самоупорядочения и самоорганизации, раскрывает возможность спонтанного повышения качества, уровня, смысла поступка или события в деятельности как отдельного образовательного учреждения, так и локального территориального сообщества или общества в целом. При благоприятных для общества условиях в поведении самоорганизующихся сред различной природы такая возможность становится инновационным инструментом. Однако даже в этом случае невозможен полный отказ от непосредственно личной коммуникации обучающего и обучаемого. Информационно-технологические приемы не способны заменить живое общение преподавателя и студента во время лекций и практических занятий.

В процессе самоорганизации и саморационализации система образования выделяет в качестве смыслонесущей единицы нового автономную структуру-аттрактор, какой может быть кафедра, лаборатория и всякое иное структурное подразделение высшего учебного заведения, действующее на основании собственных ресурсов и под собственную ответственность. Ее активность стимулирует не только самовоспроизводство ценностных, духовных, идентификационных, информационных, информационно-эмоциональных и ментальных процессов воспитания и обучения, но и постоянное самообновление и самосовершенствование процесса обучения и научных исследований в целом. Указанный аттрактор находит воплощение в образовательных стандартах и программах обучения. Для системы образования в новых условиях особую важность приобретает наличие положительной обратной связи субъекта и объекта обучения, которая реальна при непосредственном, личном коммуникационном взаимодействии обучающего и обучаемого. Виртуальная педагогика информационно-смысловых обучающих систем, как мы полагаем, имеет зависимый вспомогательно-инструктивный характер и способна лишь уточнять и дополнять содержание и результаты непосредственной, личной коммуникации в учебном процессе.

Нелинейная положительная обратная связь субъекта и объекта деятельности по подготовке кадров стимулирует рост качества присвоения и освоения общественных отношений. Качественно обновляется пространство социально-педагогических отношений. Самодеятельность индивида в процессе обучения не только становится дополнительным ресурсом развития его персональных сущностных сил, но и утверждает его личную субъектность, что ведет к преодолению частичности объекта применения образовательных технологий и превращает развитие в саморазвитие. Нелинейная положительная обратная связь содержит механизмы внутренней самоорганизации человека, постоянного производства и воспроизводства персональной субъектности, что позволяет ему стать единицей социального творчества, а в итоге - активной единицей общества.

Инновационный подход в процессах подготовки кадров раскрывает сущность и содержание хаотических и непредсказуемых проявлений индивидуального в обучении и самообучении. Сложная социальная система, каковой является комплекс подготовки профессиональных кадров, в процессе саморазвития совершенствует собственную структуру. Одни и те же элементы этого комплекса на разных стадиях развития в открытой нелинейной неравновесной среде создают содержательно иные макросостояния, между которыми существуют резкие переходы. Именно при этих переходах возникают новые свойства образовательной системы в целом. Однако не следует забывать, что индивид как таковой - это не менее сложная система. Именно поэтому возникновение параметров порядка и их способность детерминировать активность позволяют системе обретать в процессе самоорганизации наиболее эффективную структуру.

Изучая стадии развития образовательного процесса в открытых неравновесных средах, к которым современная наука относит социальные, политические, экономические, кулкгурные, идеологические, социально-педагогические, социально-информационные и подобные системы, мы обнаруживаем качественное изменение его содержания, в том числе переструктурирование в виде усложнения или деградации организации среды. Причем это происходит не как результат изменения качества обмена ресурсами с внешней средой, а в большей степени как результат саморазвития внутренних процессов. Отметим, однако, что саморазвитие в нелинейной неравновесной среде также может быть результатом влияния объективных факторов, в том числе и неантропогенного характера. Образование, как и многие другие социальные институты, также подвержено воздействию механизма моды. Последняя отражает господство в социальной среде определенных тенденций в деятельности и поведении, выраженных в гносеологических схемах субъекта управления за конкретный период времени [3].

Практика преподавания дисциплин для специальности «Государственное и муниципальное управление» показывает, что студенты не обладают знаниями о разнообразных современных либерально-экономических и корпоративных концепциях, применяемых как на региональном уровне или на уровне общественного целого, так и в управлении отдельно взятыми организациями и фирмами либо локальными территориальными сообществами. Они оперируют устаревшими понятиями (например, «трудовой коллектив»), субъекты-носители которых отсутствуют в практике товарно-денежных отношений, мифологизируют роль частной собственности и свободного рынка в экономике наиболее развитых стран планеты, недооценивают роль государства как равномощного участника экономических процессов, имеют слабое представление об организации экономики и управлении экономикой конвергентного общества стран «золотого миллиарда».

Причины указанной частичности и неполноты подготовки имеют как объективный, так и субъективный характер. Объективные основания такого казуса мы склонны объяснять стагнирующим характером современной российской экономики, сохранением авторитарных и даже тоталитарных субъект-объектных методов в организации и управлении обществом, ошибочностью гносеологических схем, применяемых в деятельности субъекта управления, ущербной частичностью самих образовательных программ, в том числе и третьего поколения [4].

Образовательный процесс в открытых неравновесных средах постоянно самоуслож- няется. Происходит это не в форме изменения уровня обмена ресурсами с внешней средой, а в ходе внутреннего саморазвития.

Новые программы обучения, однако, слабо отражают современные научные концепции, утверждающие в обществе и экономике коммуникации равномощности и равноответ- ственности. Например, стандарт экономических специальностей не предусматривает изучение технологий прорыва Л. Эрхардта, которые уже более 50 лет с успехом используются

в управлении обществом и производством Германии. Не представлены в образовательных программах постнеклассические управленческие парадигмы теоретиков, на практике продемонстрировавшие эффективность. Программы обучения исчерпываются рассмотрением классических субъект-объектных схем управления, созданных в XIX веке и оказавшихся совершенно недееспособными в условиях и глобализма, и переходной экономики эпохи российских трансформаций, и в социальности постиндустриализма в целом. Управленческие теории постнеклассического содержания, утверждающие в субъект-субъектной коммуникации равномощность и равноответственность в экономике и социальных отношениях, не предусматриваются для изучения авторами учебных программ. Складывается впечатление, что учебный стандарт высшего экономического образования ориентирован на подготовку будущих работников к участию в некой виртуальной усредненной и дистиллированной экономике, реально не имеющей места ни в одной из ведущих стран планеты.

Факторы субъективного порядка являются более существенными в утверждении частичности и неполноты обучения. К этой группе мы относим угасание книжной культуры в обыденности большинства студенческой молодежи и значительной части преподавательского корпуса, что значительно влияет на снижение качества персональной культуры человека. Отрицательное влияние на характер обучения оказывает также качество жизни большинства граждан России. Невысокий достаток, особенно молодых преподавателей, закрывает возможности свободного общения с новинками научной литературы и другими атрибутами, определяющими становление и развитие кругозора и мировоззрения человека [5].

Полагаем, что указанные противоречия могут быть преодолены при изменении общей парадигмы управления на уровне государства и общественного целого. Переход от классических субъект-объектных схем к нелинейным коммуникациям равномощности и равноответ- ственности всех социальных субъектов является потребностью времени. Именно в процессе такого перехода будут не только разрешены противоречия должного и сущего в деятельности высшей школы, но и сформированы основания утверждения инновационного типа экономики. В системе подготовки кадров для инновационной экономики ведущей целью преподавания и обучения должно стать формирование оснований постоянного гносеологического расширения в деятельности как обучаемых, так и обучающих. Эта цель может быть достигнута в процессе четкой дифференциации учебного материала в блоках изучения классической, постклассической, неклассической и постнеклассической парадигмы управления [6].

Утверждение постнеклассической парадигмы управления демонстрирует недостаточность рассмотрения проблемы повышения продуктивности высшего образования только в рамках проблемы подготовки кадров. Подготовка кадров для инновационной экономики в рамках трансграничного образования требует учета нелинейности прогресса и форм изменения деятельностной парадигмы индивида и общества как характеристики знаний, навыков и умений по преобразованию неживой, живой и социальной природы. Особенности трансформационных процессов утверждают необходимость создания соответствующих качественных методологических и методических приемов, основанных на понимании необходимости самоупорядочения и самоорганизации не только в сфере экономико-социальных и социально-педагогических отношений, но и в сфере производства и управления [7].

Методологическим основанием становления системы подготовки кадров для инновационной экономики должно стать принятие факта, согласно которому природа, общество и человек на всех уровнях бытия утверждаются как равномощные и равноответственные открытые нелинейные самоорганизующиеся системы. Методическая позиция нового содержания учебного материала будет усилена признанием коммуникации и информации как особой формы бытия материи. Это позволяет нам понимать утверждающуюся культурно-информационную среду как элемент открытого нелинейного самоорганизующегося целого в открытом самоорганизующемся целом, поскольку образование и общество соотносятся друг с другом как среда в среде, целое в целом. Такая позиция создает основания для решения проблемы несоответствия уровней действия и уровней последствий совершающихся культурно-образовательных действий, что позволит обществу без ущерба национальной самобытности завершить трансформацию системы экономики, придав последней необходимое постиндустриальное содержание [2].

Утверждение постнеклассической парадигмы управления создает в качестве цели трансграничного образования утверждение и развитие ценности человеческого в каждом отдельно взятом индивиде. Гносеологическая парадигма такого содержания, во-первых, соответствует современным кросскультурологическим тенденциям ментальности человека и общества; во-вторых, позволяет преодолеть уровень противоречий экономического и политического содержания и перейти к обеспечению социального развития на базе субъект-субъ- ектных оснований; в-третьих, согласует с важнейшей задачей постиндустриального общества - стремлением сохранить человечество и мировую цивилизацию [8].

Выводы. Таким образом, система продуктивного образования как инструмент подготовки кадров для инновационной экономики утверждает индивида и социум в качестве равномощной и равноответственной единицы социального, раскрывая понятие «ценность человеческого в человеке» не просто в значении биологического или информационного, а прежде всего в значении нелинейного целого.

Список использованных источников

Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (концептуальная модель) / И.В. Ершова-Бабенко. - К. : Нова книга, 2005. - 368 с. ; Ершова-Бабенко И.В. Философия, методология, синергетика и наука / И.В. Ершова-Бабенко. -О.: ОДЭКОМ, 1996. - 122

Философия управления: методологические проблемы и проекты / отв. ред. :

И. Аршинов, В.М. Розин. - М. : ИФРАН, 2013. - 303 с.

Бранский В.П. Глобализация и синергетический историзм / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб. : Политехника, 2004. - 400 с. ; Становление фундаментальной акмеологии : [коллект. монография] / под общ. ред. В.П. Бранского. - СПб. : ЛЕМА, 2015. - 174 с.

Салохин Н.П. Самоуправление: социальные, онтологические и гносеологические аспекты / Н.П. Салохин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - 360 с. ; Салохин Н.П. Коммуникации управления и самоорганизацию: очерк теории и социологии управления / Н.П. Салохин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. - 360 с. высший образование качество кадры

Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. - М. : Экзамен, 2002. - 512 с.

Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева,П. Курдюмов. - М. : Наука, 1994. - 238 с.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. Д.Ю. Кра- лечкина. - М. : Академический проект, 2007. - 297 с. ; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М. : Добросвет, 2011. - 392 с. ; Пикетти Т. Капитал в XXI веке / Т. Пикетти ; пер. с англ. А.С. Дунаева. - СПб. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 592

Интеграция производства, науки и образования и реиндустриализация российской экономики / под общ. ред. С.Д. Бодрунова. - М. : ЛЕНАНД, 2015. - 464 с.

Похожие работы на - Качество высшего образования в современной России

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!