Мультипликация как средство мотивации к творческой деятельности младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    685,24 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мультипликация как средство мотивации к творческой деятельности младших школьников















Мультипликация как средство мотивации к творческой деятельности младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации к творческой деятельности младших школьников

.1 Мотивация учащихся в современной начальной школе

.2 Особенности развития творчества у детей младшего школьного возраста

.3 Мультипликация в современной начальной школе на уроках технологии

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей мультипликации для мотивации младших школьников к творческой деятельности

.1 Исследование уровня мотивации к творческой деятельности у учеников 4 класса

.2 Формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности в процессе создания мультфильмов

.3 Контрольное исследование уровня творческой мотивации учеников 4 класса

.4 Методические рекомендации учителю по организации уроков мультипликации в 4 классе

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В наше время, мультфильмы играют одну из ведущих ролей в жизни ребенка. Они учат чему-то новому, рассказывают о разных фактах и историях, учат его сопереживать, общаться. Мультипликация появилась в конце 19 века, а первые мультфильмы, для детей сняли уже в начале 10-х годов 20 века. В наше время мультфильмы сильно изменились по технологиям создания и смыслу, который в них закладывают. Современные мультфильмы стали более продвинутыми и инновационными по технологиям создания, изменились темы, главные герои и проблемы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что особое место в формировании и развитии творческих способностей занимает мультипликация. Благодаря мультипликации можно развить творческие способности, в ходе не только теоретических занятий, но и практических. Самым важным является то, что результатом является реальный мультфильм - продукт самостоятельного детского труда. Мультипликация - это идеальный пример того, как развить у ребенка творческие способности в процессе увлекательного дела, ведь нет ребенка, который был бы равнодушен к мультфильмам.

В своей работе я хотела бы представить анализ и определение перспектив развития области мультипликации у детей, а также обратить внимание педагогов младших классов на использование мультипликации на уроках труда для развития в ребенке творческих качеств. Любой ребенок, независимо от характера и возраста, любит смотреть мультфильмы и следить за героями, которые проживают, казалось бы, свою собственную жизнь. Я считаю, что многие дети задумывались можно ли им создать свой мультфильм со своей придуманной историей и главными героями. Процесс создания мультфильма - это очень увлекательный, но сложный и длительный процесс, который развивает в ребенке такие качества как трудолюбие, усидчивость, внимательность, и, конечно же, развивает творческое мышление.

Новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности развития мотивации к творческой деятельности у детей в младшем школьном возрасте в процессе создания мультфильма. Также разработаны конспекты уроков, для подготовки детей к работе над мультфильмом. К сожалению, в начальной школе не так актуальна тема мультипликации, если это не специализированная школа. В обычных общеобразовательных школах не часто можно встретить такой феномен, как создание на уроках технологии мультфильма. Ведь принято считать, чтобы снять мультфильм нужно очень много техники, денег и времени.

Результатом своей работы я бы хотела привлечь больше внимания к теме мультипликации, как к способу активно развить творческие навыки и способности младших школьников.

Известные ученые и педагоги, такие как Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий активно изучали способности детей и внесли огромный вклад в развитие данной темы. Их исследования помогли узнать о творческих способностях младших школьников и их особенностях. О мотивации детей писали такие великие ученые и педагоги, как Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов.

В связи с вышесказанным в выпускной квалификационной работе хотелось бы остановиться на проблеме развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности на занятиях технологии при создании мультфильма.

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: при каких условиях создание мультфильмов на уроках технологии мотивирует младших школьников к творчеству?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования являлась творческая деятельность учащихся 4-го «В» класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Образовательный центр на проспекте Вернадского» г. Москвы.

Предмет исследования: процесс развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую основные понятия темы и исторические аспекты мотивации младших школьников;

2.       Рассмотреть особенности развития творчества у детей младшего школьного возраста;

.         Рассмотреть мультипликацию, как средство к мотивации младших школьников к творчеству на уроках технологии;

.         Проанализировать опыт использования мультипликации на уроках технологии в начальной школе и выявить условия, при которых мультипликация будет развивать мотивацию к творческой деятельности у младших школьников;

.         Проанализировать деятельность по созданию мультфильма младших школьников (4 класс);

.         Проанализировать полученные результаты исследования;

.         Вывести методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию мультипликации на уроках технологии и внеклассных занятий.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: создание мультфильмов на уроках технологии будет мотивировать младших школьников к творческой деятельности.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

Теоретические:

анализ психолого-педагогической литературы;

анализ прошлого опыта преподавания на уроках технологии. Эмпирические (практические):

работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение);

коллективная и индивидуальная работа учащихся;

анализ результатов творческой работы учащихся.

Экспериментальной базой являлась ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского» Западного Административного округа города Москвы, 4 класс.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации к творческой деятельности младших школьников

 

.1 Мотивация учащихся в современной начальной школе


Изучением мотивации и ее теории среди отечественных ученых занимались многие уважаемые люди. Наибольшими успехами в этой области достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.

Отличительной чертой их исследований можно назвать то, что они изучали мотивацию с педагогической точки зрения, а не с производственной. Потому их работы не получили дальнейшего развития. Далее рассмотрим основные положения теории Выготского.

Теория Выготского утверждает, что психика человека обладает двумя разными уровнями развития - низшим и высшим, которые определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются строго параллельно. То есть, удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.[27]

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

Считаю, что данная теория самая прогрессивная, по сравнению с другими, однако, она не учитывает высшие проблемные потребности человека.

Учитывая то, что человеческая деятельность представляет собой целостную систему, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Еще раз повторю, что каждый из уровней развивается параллельно с другим. Подведя итог можно сделать следующий вывод: Существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.

Самая необычная сфера в жизни каждого человека - творчество. Чаще всего, когда мы говорим о творческом человеке, то в голове сразу встает образ успешного человека, обладающего одним или несколькими талантами. Творческие люди отличаются от обычного человека нестандартным мышлением, так как они способны восхищаться даже мелочью, они видят вещи другими глазами. Именно поэтому многие родители с детства отдают детей в разные кружки и секции, чтобы выявить и развить их творческие способности.

Но что такое творческие способности и в чем их сущность? Каковы различия между творчеством и творческими способностями? - эти и многие другие вопросы также связаны с явлением мотивации.

Так как круг вопросов, связанных с мотивацией достаточно широк, то и разные авторы затрагивают различные аспекты мотивации. Некоторые в качестве момента мотивации выделяют

Разумеется, определение явления не может не зависеть от позиции исследователя. Рассмотрим несколько определений. Якобсон определял мотивацию, как комплекс факторов, побуждающих и направляющих человека.[55] Петровский А. В. И М. Г. Ярошевский под мотивацией, понимали побуждения, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность.[41] Рубинштейн С. Л. Трактовал мотивацию, как детерминацию, реализующуюся через психику. [42] В. К. Вилюнас в работе «Психологические механизмы биологической мотивации» отмечает, что термин «мотивация» в современной литературе используется как родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, и определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности.[8]

Как можно заметить, из приведенных выше определений, в понимании мотивации сложилось определенное единство взглядов. Но в определении сущности мотивов имеются различия. В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского под мотивом понимается:

1)       побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

2)       побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Общее заключается в том, что мотив понимается как побуждение, как явление психическое.[41]

Одна из наиболее оформленных и своеобразных теорий мотивации принадлежит Леонтьеву А. Н., которую он трактовал в своих работах. Концепция Леонтьева рассматривает мотивы, как «опредмеченные» потребности.[29]

В 30-е годы А. Н. Леонтьев объединил вокруг себя группу молодых исследователей в составе А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко и др., и приступает к разработке проблемы деятельности в психологии. В концепции, разработанной Леонтьевым, лишь наиболее принципиальные и фундаментальные теоретические и методологические проблемы психологии получили освещение.

В своей работе «Потребности, мотивы и эмоции» А. Н. Леонтьев излагает свои взгляды на потребности и мотивы. Леонтьев считает, что первой предпосылкой всякой деятельности можно считать субъект, который обладает потребностями. Наличие у субъекта потребностей - такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.

Потребность - это состояние организма, которое выражает его объективную нужду в дополнении, лежащее вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, короче, включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.[29]

Из всего вышесказанного вытекает главная характеристика потребностей - их предметность. Собственно, потребность - это потребность в чем-то, что лежит вне организма, а все, что лежит вне организма и является предметом потребности. Что касается функциональных потребностей,то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов, либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей.

Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Для любой деятельности совершенно нормальным является наличие потребности, но только потребность не способна направить деятельность в нужное русло. Например, если у человека появляется потребность в музыке, то не известно, как именно человек будет удовлетворять свою потребность, что он для этого предпримет. Есть множество вариантов развития событий: может он вспомнит о каком-то концерте, чью рекламу он видел, а может ему будет просто достаточно послушать музыку по радио или телевизору. Бывают случаи, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. Единственное, что побуждает деятельность - это предмет, который отвечает данной деятельности, а не сама потребность.

Предметом потребности называют материальный или идеальный предмет. Мотив деятельности - это чувственно воспринимаемый или данный только в представлении человека, в его мыслях.

Итак, психологический анализ потребностей обязательно преобразуется в анализ мотивов. Это преобразование наталкивается, однако, на серьезную трудность: оно требует решительно отказаться от субъективистских концепций мотивации и от того смешения понятий, относящихся к разным уровням и разным «механизмам» регуляции деятельности, которое столь часто допускается в учении о мотивах.[29]

С точки зрения учения о предметности мотивов человеческой деятельности из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные переживания, которые представляют собой отражение тех потребностей, которые соотносительны мотивам. Эти переживания, желания, хотения, стремления не являются мотивами в силу тех же оснований, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности. Можно, впрочем, говорить о предметных желаниях, стремлениях и т. д., но этим мы лишь отодвигаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет данного желания или стремления, и есть не что иное, как указание соответствующего мотива.

Отказ считать субъективные переживания этого рода мотивами деятельности, разумеется, вовсе не означает отрицания их реальной функции в регуляции деятельности. Они выполняют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, какую на элементарных психологических уровнях выполняют интероцептивные ощущения, - функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта.

Особое место занимают гедонистические концепции, согласно которым деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций», т. е. направлена на достижение переживаний удовольствия, наслаждения, и на избегание переживаний страдания. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельности. Иногда эмоциям придают решающее значение, чаще же они включаются наряду с другими факторами в число так называемых «мотивационных переменных».

Если сравнить цели и мотивы между собой, то можно сделать вывод, что цели всегда являются сознательными, а вот мотивы не осознаются субъектом. То есть, когда мы совершаем любые действия, будь то практические, речевые, мыслительные или внешние, то мы абсолютно не отдаем себе отчета в том, ради каких мотивов совершается данная деятельность.[42]

Существует специальная задача, которая называется «задача опознавания мотива». Суть ее в том, что чаще всего цели и задачи не совпадают и мотив лежит далеко за целью, и необходимо выяснить истинный мотив деятельности. Очень редко мотивом является изначальная цель деятельности, такую ситуацию можно отнести, скорее к особому случаю. Когда у человека возникает острое желание достичь какой-либо цели, то ему самому может быть не известен истинный, то есть смыслообразующий мотив достижения цели.

Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения), который имеют для человека те или иные его действия, их цели.

Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует.

Термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, а для обозначения того объективного, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность. Мотивом деятельности А. Н. Леонтьев предлагает называть предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении. [29] Анализируя концепцию А. Н. Леонтьева, В. К. Вилюнас в работе «Психологические механизмы мотивации человека» отмечает, что мотивами, можно назвать только конечные цели деятельности, т.е. те цели, предметы, результаты, которые имеют независимое мотивационное значение. [8]

То значение, которое временно приобретают различные обстоятельства, выступающие в качестве промежуточных целей, получило название «смысл», а процесс, в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение этим обстоятельствам, - процесса смыслообразования. Феномен приобретения свойств и функций мотива отдельными промежуточными средствами-целями получил название «сдвига мотива на цель». Автор отмечает, что объяснять онтогенетическое развитие мотивации процессом опредмечивания потребностей было характерно для советской психологии. Теория была подвергнута критике со стороны ряда исследователей. В качестве главного недостатка указывалось фактическое вынесение мотива за рамки психического. [1]

1.2 Особенности развития творчества у детей младшего школьного возраста

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей.

«Способность» в психологии является одним из наиболее общих понятий. С.Л. Рубинштейн считал, что способности - это сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются. [42]

Б.М. Теплов предложил три определения способностей в соответствии с их признаками.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально- психологические особенности, которые отличают одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь имеющие отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, медлительность, вспыльчивость, вялость, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.[30]

Успех выполнения и развития любой деятельности зависит лишь от того, насколько у человека развиты способности. Процесс овладения деятельностью, к которой у него уже есть способности,конечно, легче, по сравнению с деятельностью, в которой человек не имеет способности.

Способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. Именно так определял способности В. Д. Шадриков. [54]

Способности можно разделить на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения человека и то, как легко он будет усваивать знания, умения и навыки. В отличие от учебных способностей, творческие способности определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов. То есть, учебные способности - это, прежде всего, общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества.

Рассмотрим сущность понятия "творческие способности" и его место в структуре способностей. Общие умственные способности можно разделить на познавательные и творческие способности. В.Н. Дружинин общие способности делит на интеллект, обучаемость, способность приобретать знания и креативность. [21]

Под креативностью мы понимаем уровень творческой одаренности и способности к творчеству, который составляет устойчивую характеристику личности. В течение последних лет, термин получил широкое распространение в отечественной психологии, и почти заменил такое понятие, как творческие способности. «Креативность» и «творческие способности» пусть и кажутся синонимами, но на самом деле креативность - это не творческие способности, а способность к творчеству. Эти два понятия пусть и похожие, но синонимами не являются.

Креативность можно рассматривать в двух значениях: в узком и широком смыслах. В узком смысле слова, креативность - это дивергентное мышление, особенностью которого является готовность выдвигать множество правильных идей относительно одного и того же предмета. В широком же смысле, под креативностью понимают творческие интеллектуальные способности и способность привносить нечто новое в опыт. Сюда же относится способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем. Нельзя не упомянуть способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации и способность отказываться от стереотипных способов мышления.

Творческие способности разделяют на специальные и общие. Специальные способности подразумевают под собой определенную направленность в деятельности, например занятия музыкой, рисованием, литературой и пр. А общие творческие способности демонстрируют готовность личности к успешности в любой деятельности. К общим творческим способностям относят:

способность к вариативности;

гипотетичности в процессе решения задач;

способность к импровизации в различных ситуациях;

способность к переносу как возможности действовать в новых нестандартных условиях.

Однако наличие так называемых общих способностей больше декларируется, чем доказывается.[45]

Вообще, существует, как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей:

Первый из них демонстрирует, что творческих способностей, как таковых не существует. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

Второй подход показывает, что творческая способность, или креативность, является самостоятельным фактором, который не зависит от интеллекта.

Наконец, в третьем подходе говориться о том, что интеллект и творческие способности прямо пропорционально равны в своем развитии. То есть высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, например Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, А. Термен, Р. Стернберг и многие другие.

Очень часто понятия «способности» и «навыки» отождествляют, однако, это приводит к ошибочным выводам в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности В.И. Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали В.И. Сурикову в поступлении в академию.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны с ними. Легкость и быстрота приобретения знаний целиком и полностью зависят от способностей. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Развитие способностей прямо зависит от психо-возрастных характеристик. В рамках данной дипломной работы будут рассмотрены особенности развития творчества у младших школьников.

Творческие способности формируются и развиваются только в процессе деятельности. Поэтому для того, чтобы у ребенка развивались определенные способности, необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Начиная с дошкольного возраста, дети учатся многим видам творчества: рисованию, лепке, пению, чувству ритма. Чуть позже ребенок уже начинает конструировать, сочинять простые рассказы и, иногда, писать стихотворения. После похода в школу круг возможных видов деятельности еще больше расширится.[45]

Однако, способности будет проявлять не каждый ребенок, а лишь тот, который занимается каким-либо делом. Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней.

Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

Самым главным условием является то, что деятельность должна роли вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции пусть и удовольствие. Дети должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей - это живая заинтересованность желание выполнить работу еще лучше.

Также деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых современных, ролевых действиях объяснение.

Очень важно организовать деятельность, чтобы дети преследовали цели, немного превосходящие их возможности ответили, уже достигнутый ими уровень выполнения органично деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях получило дети с уже определившимися способностями.

Для развития у ребенка творческих способностей отлично себя команда показывают различные формы внеклассной и внешкольной возможно работы. В частности, это разные кружки и секции: математические, технические, литературные, биологические, художественные.[7]

Среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться полученный в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая свое способность была названа выпуклости креативностью (творчеством).

Под творческими (креативными) способностями учащихся еще понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, которые направлены на созидание.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных первым и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним поощрение из компонентов креативности является способность личности.[7]

Проблемы творчества широко разрабатывались и изучались в отечественной творческой психологии.

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, В.А. Крутецкий, В.А. Ковалёв, К.К. Платонов, А.А. Матюшки н, Н.Б. Шумакова, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаевасвязанных, И.И. Ильясов, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, В.С. Юркевич.

Компоненты творческих способностей младших школьников:

·        творческое мышление

·        творческое воображение

·        применение методов организации творческой деятельности. Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Колмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и другие.) подчёркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и т.д.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы, они с увлечением занимаются творческой деятельность. Психологической основой последней так же является творческое воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.

Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.[49]

1.3 Мультипликация в современной начальной школе на уроках технологии

Мультипликация всегда увлекала людей не зависимо от их возраста, социального положения и уровня интеллектуального и художественного развития. Будь то интерес к ней как к явлению искусства, как к самому необычному и фантастическому виду кинематографа или интерес к самому феномену одушевления, возможности "оживлять" статичные рисунки.

История мультипликации начинается в 1832 году, когда бельгийский изобретатель Жозеф Плато изобрел оптическую игрушку - Фенакистископ (от греческого слова "фенакс" - обманщик и корня "скоп" - смотреть.).

Конструкция прибора состояла из картонного диска с прорезанными отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.

В ноябре 1832 года Плато отправляет свое изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно было продемонстрировано перед несколькими друзьями. В 1833 году фенакистископ начали продавать в промышленных масштабах. Вскоре их продажа наладилась и в Париже, но игрушки были очень некачественны и грубы, что сильно сказывалось на изображении. Форма и конструкция фенакистископа со временем совершенствовалась.

Многие новые модели, которые изобретали на основе фенакистископа, быстро и недолго входили в моду под различными названиями («Зоотроп » Хорнера, «Стробоскоп» Штамфепера и другие).

Впервые спроецировать изображение на экран удалось австрийцу барону фон Ухациусу в 1853 году. Он рисовал картинки на стеклах, которые были вставлены в деревянный диск. Этот диск вращался позади объектива волшебного фонаря, в котором горела кальциевая лампа.

Однако первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. В 1877 году им был создан аппарат, который получил название праксиноскоп. Данный агрегат состоял из системы зеркал, крутящегося барабана и фонаря. 30 августа 1877 года официально считается днем рождения рисованной мультипликации, так как изобретение Эмиля Рено было запатентовано.

В 1892 году, еще до изобретения кинематографа, Рено демонстрирует в парижском Музее Гревен первую ленту с помощью аппаратов «оптический театр». Оптический театр - это своеобразный аттракцион, в котором зрителям демонстрировались комические сюжеты продолжительностью 15-

минут. Ленту Рейно «Вокруг кабины» (" Аutor d'une cabinе", 1894), в которой присутствует настоящий сюжет с элементами юмора, французский историк кино Жорж Садуль назвал ключевым моментом в развитии анимационного кинематографа.

Первый кукольный фильм под названием «Цирк лилипутов» был снят Д. С. Блектоном и А. Э. Смитом. Они использовали деревянные игрушки, а также эффект иллюзии движения, который они обнаружили случайно. А именно, во время работы над трюковым фильмом, когда на короткое время они выключали камеру, чтобы заменить объект съемки.

Первый ролики, сохранившийся до наших дней называется «Спички: Призыв», (Matches: An Appea), который снял Артур Мельбурн Купер в 1899 году. В нем главными действующими лицами являются обычные спички. Этот фильм призывал помочь солдатам, которые сражались в Англo-бурской вoйне.

В 1906 году американская компания Vitagraph Company of America выпускает один из первых мультипликационных фильмов Джеймса Стюарта Блэктона, снятых на киноплёнку, под названием « Смешные лица». Мультфильм представлял из себя серию простеньких рисунков с изображением забавных гримас и лиц.

Эмиль Кoль - зачинатель графической мультипликации, который создал мультипликационный фильм « Фантасмагория », по профессии был карикатурщиком. «Фантасмагория» стал знаковым для развития анимации, потому что впервые в мультфильме появился связный сюжет и история, а главный герой даже имел собственный характер.

Все свои фильмы Эмиль Коль снимал сам - кадр за кадром, на листках белого картона - и снимал их по очереди. Всего за два года он снял более тридцати анимационных фильмов. Фильмы Э. Коля были всегда юмористичны, в них разыгрывались пародии, бытовые сценки, а иногда и политические карикатуры. Именно ему принадлежит идея соединения актерского фильма. мотивация творческий школьник мультипликация

Первый в мире объемный фильм был снят художником и оператором Старевичем Владиславом Александровичем и назывался он «Прекрасная Люканида, или война усачей с рогачами». Сразу после вышел еще один под названием «Авиационная неделя насекомых». Как можно понять из названий, в этих фильмах участвовали специально разработанные Владиславом Александровичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения. Можно сказать, что эти фильмы были сняты в кукольной анимации.

Старевич В. А. старался найти в поведении своих персонажей такие характеристики, которые приближали бы их к людям. Его куклы совершали характерные действия, в процессе которых стремились показать человеческие чувства, донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма.

В 1913 году В. А. Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность. Фильм "Стрекоза и муравей" разошелся в количестве 140 копий рогачей, что для кинематографии того времени было невероятным явлением.

Помимо кукольной мультипликации, В. А. Старевич первый из кинематографистов России занимался и рисованной мультипликацией. В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Николая Гоголя. Эту мультипликацию, сделанную методом силуэтного рисунка, автору данной книги удалось увидеть в детстве. В ней было показано, как Черт и Солoха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.

Примерно в 1916 году начала формироваться система производства и распространения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Ручное и индивидуальное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созданию организация, а также штата профессионально подготовленных работников.

В 1917 году состоялась премьера первого полнометражного художественного мультфильма, "Еl Apоstol" режиссера из Аргентины Квирини Кристиани, который состоял из 58000 кадров и длился 69 минут.

В 1926 году в студии Уолта Диснея созданы первые фильмы с крокодилом Освальдом. Но Дисней вскоре потерял авторские права на данного персонажа, так как неправильно составил контракт.

год - Квирини Кристиани ставит первый полнометражный звуковой фильм «Рeludopolis».

В 1932 году на экранах появился первый цветной мультфильм «Цветы и деревья» от студии Дисней.

В 1936 году в СССР создана студия "Союздетмультфильм", которая сейчас известна как "Союзмультфильм".

В 1937 год - Уолт Дисней в фильме «Старая мельница» впервые использовал камеру, которая позволяла получить глубокую перспективу. В этом же году Дисней выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм - «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм.

Именно «Белоснежка» принесла Диснею огромный успехи всемирную популярность.

В 1963 в Американской компании " Веll Telephone Labaratories" осуществлено производство первого компьютерного анимационного фильма.

Киностудия Диснея применила систему "Аudio Anomatronics", которая привела в движение компьютерные модели человека и животного.

год - усилиями Осамы Тэдзуки в Японии создается уникальный стиль рисованной анимации - аниме.

В 1964 году на экраны вышел первый игровой фильм из серии "Розовая пантера" режиссера Блейка Эдвардса. Анимационная заставка фильма стала настолько популярной, что « розовая пантера» получила свой собственный сериал.

В 1971 году появился первый советский мультсериал «Маугли», режиссёром которого является Роман Давыдов.

1984 год можно назвать годом рождения интерактивного кино, в котором зритель влияет на содержание произведения. Возможно это было при помощи компьютерных операций.

В 1995 год студией Pixar был снят первый полнометражный компьютерный мультфильм « История игрушек», который даже по сравнению с современными мультфильмами смотрится очень хорошо.

В 1999 году мультфильм «Старик и море » режиссёра Александра Петрова стал первым в истории кино мультфильмом для кинотеатров большого формата. В 2000 году этот же мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». [2]

В настоящее время мультипликация - одно из важнейших направлений в современной культуре кино, благодаря ей в легкой и доступной форме познается окружающая действительность. Мультипликационное кино охватывает все сферы общественной жизни, обращается к различным видам кинематографического искусства; существует документальная, учебная, плакатная, агитационная, историческая и художественная мультипликация.

С.В. Асенин считал, что мультипликация - это синтетическое искусство, в основе которого последовательный ряд специально созданных и оживших

на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов, зафиксированных на пленке методом покадровой съемки.[4]

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. Это вполне понятно, ведь мы знаем, какую большую воспитательную роль играют даже статичные иллюстрации и рисунки в детских книгах. В мультипликации же рисунок "оживает". Любые нарисованные предметы, вещи, персонажи могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах. В этом большое преимущество оживленного мультипликационного рисунка перед любой книжкой иллюстрацией.

Нельзя говорить о мультипликации, о перспективах ее развития, забыв о тех традициях, которыми так богато искусство театра масок и марионеток.

Кукольная мультипликация не пользуется большой популярностью у мультипликаторов, так как при создании такого мультфильма требуются большие затраты и усилия. Наибольший интерес такой вид мультипликации вызывает у детей, так как оживают их куклы.

Самая популярная техника мультипликации, для работы с детьми - это пластилиновая мультипликация. Во многом благодаря тому, что лепка из пластилина развивает мелкую моторику, которая влияет на речь, память и мышление. Также такое занятие развивает творческие способности и способствует лучшему восприятию цвета и формы, самовыражению путем воплощения своих задумок и воображения в готовый мультфильм. Лепка из пластилина сама по является чрезвычайно полезным занятием, так как помимо мелкой моторики развивает еще и усидчивость, внимательность и терпение.

Песочная техника не так распространена, как другие виды анимации, но является не менее полезной для развития творческих способностей. Можно использовать не только песок, но и любые безопасные сыпучие материалы: манку, сахарный песок даже гречку. Из оборудования понадобятся фотоаппарат и штатив, как и для любого вида анимации, и стеклянный стол и лампа. Как и пластилин, песок развивает мелкую моторику рук у детей младших классов. Различные исследования доказывают, что песочная анимация повышает успеваемость в школе среди учеников, ведь такие занятия стимулируют мыслительные процессы, развитие речи, логического и образного мышления.

Самым главным в мультипликации является ее изобразительная сторона. Она должна быть проработана и представлена настолько хорошо, чтобы словесные комментарии при просмотре были сведены к минимуму, либо вовсе не нужны. Чтобы даже без звукового сопровождения можно было уловить смысл того, что хотел донести автор.

Слово - это самый распространенный, но не самый лучший способ передать информацию. Ведь не все можно описать словами, не всегда у нас находятся нужные слова, для описания своих чувств, эмоций или ситуации. Содержание слова может по-разному трактоваться из-за того, что существует несколько изобразительных контекстов - движения, жесты, мимика.

Даже С. Эйзенштейн признавался, что он часто думал и записывал мысли рисунком.

Изобразительное творчество позволяет достичь состояния психического комфорта, при этом художник превращается в "зрителя". Независимо от того, каким видом творческой деятельности занимается человек, рисует или рассказывает, он осуществляет "перевод" информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим изменяется его отношение к прошлому опыту и своим психическим недостаткам.

В отличие от других видов изобразительного искусства - графики, живописи, скульптуры, - статичных по своей художественной природе и отображающих мир в его неподвижных и единовременных проявлениях, изобразительный образ в мультипликации уже с самого начала задумывается и воплощается "с прицелом" на движение, с учетом выразительных возможностей его "одушевления" на экране.

Движение и жест в мультипликации, как уже отмечалось, сближают ее с искусством пантомимы во всех ее разновидностях - от сложнейших, полных символики и обобщающего смысла образов балета наших дней, от возрождающегося ныне древнего искусства мимов и до глубоко народной в своей основе буффонады современных цирковых клоунов.

При создании мультипликационных фильмов, особенно при работе над идеей, сюжетом и сценарием мультипликаторы, в данном случае дети младшего школьного возраста, нередко проигрывают ситуации, чтобы понять, что должен делать их герой, как он поведет себя в какой-либо ситуации.

Мультипликация прочной нитью связана с богатейшей сокровищницей народного творчества, классического искусства.

В сущности, мультипликация всегда в большей или меньшей мере несет в себе элементы сказочности, вымысла. Фантастичность сюжета, волнующая способность одухотворять неодушевленное, очеловечивать, как это  делает фольклор не только все живое и неживое в природе.

Сопоставление мира сказочного и живого один из излюбленных и неизменно впечатляющих приемов мультипликации.

При написании сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации, у него появляются новые ассоциации и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания становится явным то, что раньше было скрыто, на что автор не обращал внимания, о чем в принципе не задумывался.

Важнейшим компонентом мультипликации является покадровая съемка, которая осуществляется в процессе фотографирования.

Фотографируя друг друга и окружающий мир, мы способны ощутить радость игры и творческого отношения к жизни. Благодаря фотографии в какой-то мере можем овладевать и управлять предметами и создавать для себя новую реальность. Мы также можем попытаться остановить время, зафиксировав образы мира и свое состояние, чтобы затем постичь красоту и магию повседневности.

Урок мультипликации заметно отличается от обычных школьных уроков, где педагог обращается в первую очередь к логике учащегося. Здесь же во главу угла ставиться эмоциональная вовлеченность каждого. Это моментально раскрепощает ребенка. К тому же, когда речь заходит о мультфильмах, даже шестилетний может ощутить себя знатоком и опереться на собственный, уже довольно значительный зрительный опыт, т.к. дети знакомятся с экраном очень рано.

Даже кратковременный опыт мультипликационного творчества дает заметный результат. Играя в мультфильм, моделируя, создавая на экране свой мир, в котором все определяет лишь собственное воображение, где любым превращениям предоставляется полная свобода, ребенок одновременно получает и знания о реальности, в которой он живет. Соединяя в целое и выстраивая во времени разрозненные компоненты - графику, цвет, звук, свет, - человек развивает способность к синтезу, учиться передавать чувства, выражать свои мысли ясно и в различных формах, фиксируя при этом само их развитие, учиться действовать, направлять личностную энергию на творческие и созидательные цели.

Занятия мультипликацией в игровой форме органично сочетают в себе все важнейшие компоненты - познавательные, воспитательные, даже социально-адаптирующие, ведь это реальные навыки самостоятельной и коллективной деятельности, а главное они эффективно стимулируют творческий и интеллектуальный потенциал.

Очевидно, что образы, рожденные его автором, становятся ярким проявлением его "я", его настроений, чувств и мыслей.

Таким образом, мультипликация, как технология, тесно связанная с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, киносъемкой, непосредственно влияет на развитие творческих способностей младших школьников.

Современные учебники по технологии представлены в широком ассортименте. Множество рабочих программ: Школа России, Школа 2100, Школа21 век и др. Но ни в одной, к сожалению, не было найдено ничего, связанного с мультипликацией. То же самое и со ФГОС НОО: нет никаких упоминаний обучения детей мультипликации или анимации в составе основного общего образования. Была найдена программа дополнительного образования детей "Мультипликация", которая предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Образовательная программа «Мультипликация» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Искусство», в которой совсем не уделяется внимания такому виду синтетического искусства, как кино, телевидение и мультипликация.

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей мультипликации для мотивации младших школьников к творческой деятельности

2.1 Исследование уровня мотивации к творческой деятельности у учеников 4 класса

Для того чтобы исследовать уровень мотивации к творческой деятельности у учеников 4-го класса, было проведено анкетирование со следующими вопросами:

1.   Какие у тебя есть хобби?

2.       Чему бы ты хотел научиться?

3.   Создавал ли ты когда-нибудь собственный мультфильм?

4.   Как ты думаешь. А возможно ли создать мультфильм самостоятельно или в группе из 4-5 человек?

5.   Тебе больше нравится заниматься творчеством в одиночестве или в компании (друзей, родителей).

Всего было опрошено 22 ученика. Анкетирование проводилось на перемене.

Главной целью этого исследования было выявить у детей отношение к творческой деятельности, что им интересно, занимались ли они созданием мультфильмов.

На первый вопрос самыми популярными ответами являлись: рисование - 9 учеников, спорт ( футбол, волейбол, боевые искусства) - 6 учеников, танцы - 3 ученика, рукоделие ( вязание, лепка, шитье) - 5 учеников, компьютерные игры - 4 ученика, игра на музыкальном инструменте - 3 ученика. По одному варианту ответа получили следующие занятия: фотография, вокал, чтение, написание стихов и раскраски.

Как можно заметить, среди ответов нет ни одного, хоть как-то связанного с мультипликацией.

«Чему бы ты хотел научиться?» В данном пункте целью было узнать, а интересовался ли кто-нибудь уже съемкой мультфильма. И таких учеников оказалось двое, но они создавали мультфильмы в различных готовых программах на компьютере, в которых уже есть заготовки.

Ответы на второй вопросы тоже оказались предсказуемыми: в основном дети хотели рукоделию - 6 учеников, рисованию - 5 учеников, петь - 4 ученика, играть на музыкальном инструменте - 3 ученика, снимать мультфильмы - 2 ученика, заниматься каким-либо спортом - 2 ученика. Ключевыми ответами стали, конечно же, ответы, связанные с мультипликацией. Итого: всего 2 ученика из 23 интересовались мультипликацией и хотели - бы научиться этому.

«Создавал ли ты когда-нибудь собственный мультфильм?» На данный ответ было получено всего 3 положительных ответа из 23.Два ответа от учеников, которые на компьютере в программах пробовали создать мультфильм. И один ответ был получен от ученицы, которая ходила на курсы мультипликации, но готовый мультик так и не доделала. Так как из-за болезни не смогла посетить остальные занятия.

«Как ты думаешь. А возможно ли создать мультфильм самостоятельно или в группе из 4-5 человек?» 18 человек были твердо уверены, что группа из пяти человек не сможет создать собственного мультфильма. 5 учеников ответили утвердительно, и один ученик не смог ответить на вопрос.

«Тебе больше нравится заниматься творчеством в одиночестве или в компании (друзей, родителей)?».

В одиночестве предпочитают заниматься творчеством 13 человек, в компании 5 учеников, и оставшиеся 6 учеников сказали, что без разницы или зависит от творческой деятельности.

Далее необходимо было узнать, на каких уроках возможно провести данное исследование. В итоге было решено провести проект по созданию мультфильма в течении двух уроков.

Был опрошен учитель изобразительного искусства о способностях детей к рисованию. К счастью, в классе оказалось очень много детей со способностями к рисованию, для которых не составило бы труда воплотить многие идеи. Потому их фамилии были записаны, чтобы позже именно этим ученикам поручить работу над визуальной составляющей мультфильма, то есть декорациями.

С учителем по технологии, опять же, была проведена беседа о способностях детей к творчеству. Каков их уровень подготовки к работе с пластилином и вырезанием и о наличии нужных материалов. После было согласование задумки о съемке мультфильма в технике пластилиновой мультипликации. Учительница выразила уверенность в том, что дети смогут выполнить все этапы работы, потому началась работа по написанию конспектов уроков.

Собственно, было написано два конспекта, в которых максимально подробно описаны все этапы урока и все этапы съемки мультфильма. Во время написания конспекта, возникло пару трудностей: незнание, какой мультфильм предложить детям для экранизации. Хотелось дать им полную свободу к творчеству, но были сомнения. После долгих размышлений, было решено позволить детям путем совещания создать собственную историю для развития творческих способностей еще и в написании сценария и сочинения истории.

2.2 Формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности в процессе создания мультфильмов

 

Урок №1 на практике.

Первые несколько минут были отведены под организационный момент: успокоить детей после перемены, поприветствовать, проверить готовность к уроку. Было решено подвести детей к теме урока и детям был показан мультфильм, который был снят мною с использованием фигурок лего. Мультфильм длился примерно 3 минуты, дети очень внимательно смотрели, смеялись над шутками. После просмотра, конечно, дети высказывали свое мнение, понравился ли им мультфильм. Знают ли они, как был снят этот мультфильм. Ученики предположил несколько теорий: Первый ученик назвал перекладки (в которой и был снят мультфильм), второй ученик тоже ответил о перекладке, но имел ввиду съемку видео, а не фотографий. После небольшой дискуссии ученики пришли к выводу, что перекладка с фотографиями намного удобнее, чем с видео.

После такого вступления была рассказана краткая история мультипликации. Следом шел рассказ о видах анимации, способах съемки. Далее, собственно, было предложено детям снять мультфильм собственный мультфильм, на что ученики отреагировали очень радостно и с большим энтузиазмом. Дети тут же начали задавать вопросы, о теме нашего мультфильма. Сразу были опрошены дети, а именно, какой мультфильм они хотят экранизировать: переснять известный мультфильм, экранизировать известную сказку, или же придумать свою историю. Единогласно было решено создать свой оригинальный мультфильм. Однако, надежда на то, что дети придут к общей мысли не увенчалась успехом. Каждый ребенок предлагал свою идею, свой сюжет историю, своих персонажей.

Потому было решено разделить детей на группы по роду их деятельности. Для того, чтобы выбрать подходящие каждому ученику роли, классу были заданы вопросы: кто любит придумывать? Кто любит рисовать? Кто хотел бы озвучивать? Кто умеет обращаться с фотоаппаратом?

Сценаристам было поручено придумать историю, которая будет экранизирована. Пока группа сценаристов из пяти человек на последней парте проводили творческое совещание, оставшиеся дети в классе так же поделились на группы.

Декораторы занимались лепкой из пластилина и рисованием фонов. Актеры озвучки - должны были озвучить роли. Два фотографа и два человека на перекладку фигур.

По истечении пяти минут сценаристы выразили желание рассказать идею, которая и будет экранизирована. Сюжет был в том, что главный герой мультфильма приходит в школу и рассказывает о своей школе, ее истории, учениках, показывает коридоры и кабинеты, знакомит со своими друзьями. Данная идея была встречена половиной класса хорошо, а второй половине совсем не понравилось. Дети аргументировали тем, что слишком скучно, они хотели добавить интересных действий, единорогов и даже драку. В итоге, после еще пяти минут обсуждения, все пришли к общей истории: Три ученика идут в лес и обижают там волшебного зверя, который от обиды заколдовывает их в зверей. На следующий день в школе одноклассницы главных героев замечают, что в классе совсем нет мальчиков. Далее в класс вбегают звери, ученицы удивлены, но тут к ним приходит единорог и объясняет, что это за звери перед ними. Девочки просят единорога обратить действие заклинания. Единорог соглашается с условием того, что хулиганы больше не будут вредить зверям и природе. Происходит превращение из зверей в мальчиков, и дети произносят речь, как необходимо вести себя в лесу. Это конечный вариант сценария, который всех устроили.

Далее декораторы принялись за рисование фонов (рис. 4, рис. 5), солнца (рис. 3, деревьев. Дети нарисовали даже траву (рис. 1) и асфальт (рис. 2), но в итоге было решено их не использовать. Те группы детей, чьи роли на данном этапе работы еще не задействованы, помогали с декорациями. Также было решено, что мультфильм с пластилиновой анимацией снять не удастся из-за нехватки времени, и мультик будет в стиле лего. Потому обсудили, кто из детей сможет принести лего-конструктор.

Рис. 1

Рис. 2

Именно по этой причине пришлось отказаться от нарисованной травы и асфальта в пользу платформы лего. Так как лего-человечки прочно вставляются в выпуклости платформы и соединение устойчивое. А для мультипликации очень важно, чтобы не было лишних движений во время фотографирования. Так как любое малейшее движение будет заметно в кадре. Прозвенел звонок и многие дети взяли работу на дом, то есть дорисовать то, что не успели на уроке.

Рис. 3

Урок № 2 на практике.

На второй урок был принесен штатив, для устойчивости кадра, и фотоаппарат.

Дети, которые обещали принести лего, расположили его в конце класса и показали какое количество и разновидности деталей были в наличии.

Рис. 4

Рис. 5

Начало второго урока также занял организационный момент, а далее продолжилась работа над мультфильмом. В конце класса на парте, которую придвинули к стене, расположилась площадка для съемки. На стену, при помощи специальной клеящей массы, был прилеплен фон, который в течение всего мультфильма так и не поменялся. К парте при помощи той же пасты крепко приклеили платформу лего. Фотографам и ученикам, занятым перекладкой, был объяснен принцип их работы и было дано время на ознакомление с техникой. Декораторы и их помощники, дети у которых на данном этапе не было никаких задач, изготавливали из лего парты и стулья. В процессе работы выяснилось, что среди лего фигурок нет мальчиков, а есть было только три девочки. Потому декораторам пришлось слепить трех мальчиков из пластилина. Было решено, что вступление и события, которые происходят в лесу, ученики будут рассказывать за кадром, а не снимать покадрово, так как не было нужного фона леса. Когда фотографы изъявили готовность к съемкам, то были расположены все готовые предметы на съемочной парте. Перекладчики медленно перемещали фигуры, фотографы делали снимок, далее снова создавалось движение и происходила съемка кадра.

Пока велась работа по съемке кадров, параллельно была начата работа по записи и озвучке персонажей. Необходимо было, чтобы в классе была полнейшая тишина, но в классе с работающими детьми это было невозможно, потому было решено записывать голоса в коридоре.

Приходилось выходить с группой учеников из класса, они записывали реплики, которые были заранее оговорены, и производилась запись на телефон, после чего ученики возвращались в класс и звали других учеников. Времени не хватило, чтобы всех озвучить, потому в готовом мультфильме были добавлены субтитры (рис. 6).

Дети, которые уже закончили свою работу, помогали своим одноклассникам, но к концу урока, количество детей, которые ничем не занимались, было все больше. Так некоторые просто играли в лего или разговаривали.

Рис. 6

Команда съемки уже закончила фотографировать, и урок был окончен.

Монтировка мультфильма была произведена без участия детей в программе Windows Movie Maker следующим образом: Все нужные

фотографии необходимо перенести на ленту для снимков. Отдельно создавался кадр с названием мультфильма и упоминанием класса, который снял мультфильм, и в конце были титры. Чтобы создать эффект движения, необходимо поменять время показа кадров на необходимую величину, в моем случае, это было 0,5 секунды. Так как в мультфильме присутствует много сцен разговоров, то необходимо, чтобы в этот момент кадр не двигался. Для этого просто необходимо увеличить секунды показа выбранного кадра. (Рис. 7)

Рис. 7

Для добавления озвучки, необходимо перенести голосовую запить под полосой с нужным кадром. Далее необходимо синхронизировать изображения с голосами и озвучкой, опять же путем увеличения-уменьшения показа кадра. Чтобы мультфильм смотрелся интереснее можно добавить специальные звуки, например звуки шагов, воды, зверей, открывающейся двери и прочие звуки, которые будут уместны в вашем мультфильме. В интернете существует много сайтов с огромной коллекцией готовых звуков, которые рассортированы по теме. Например, сайт https://wav-library.net/ (Рис. 8)

Рис. 8

Скачанные звуки так же, как и голосовые записи, необходимо перенести на ленту для звуковых файлов и синхронизировать с изображениями.

Если нет голосов или нет возможности озвучить мультфильм, то можно в программе Paint добавить фигуру в виде диалогового облачка над персонажем и внутрь вписать нужный текст. (Рис. 9) После этого уже изображение с текстом нужно добавить в мультфильм. Таким же путем можно добавить не только текст, но и некоторые нарисованные эффекты. Так как двух уроков было недостаточно для такого объема работы, а времени озвучивать у детей уже не было, то половина мультфильма была с субтитрами, которые были созданы при помощи вышеописанного способа.

Рис. 9

После того, как изображения и звуковое сопровождение синхронизированы, необходимо просмотреть весь ролик и, если есть, исправить недочеты. После добавления первого кадра с названием мультфильма и последнего кадра с титрами, необходимо сохранить мультфильм в любом формате, например mp4 или avi.

Готовый мультфильм детям был показан после выходных в начале первого урока. Дети очень внимательно смотрели мультфильм, затаив дыхание. Очень радовались, когда слышали свои голоса, которые озвучивают персонажей на экране. После просмотра мультфильма дети сразу же начали делиться своими впечатлениями друг с другом. Даже не смотря на то, что конечный вариант значительно отличался от начального сюжета, всем детям мультик понравился. Мультфильм был загружен на youtube канал, чтобы у каждого ребенка был к нему доступ, и они могли похвастаться перед друзьями и родителями.

В общем, мультфильм получился замечательный. Всего за два урока был снят пусть и короткий, но мультфильм, в котором присутствовал сюжет. Дети узнали о многочисленных техниках создания мультфильмов и сами попробовали одну из техник на практике.

2.3 Контрольное исследование уровня творческой мотивации учеников 4 класса

Второе анкетирование с теми же самыми вопросами было проведено сразу после показа готового мультфильма.

Рассмотрим каждый вопрос по отдельности. Первый вопрос:

Ответы детей очень радуют, так как в ответах на первый вопрос появились пара ответов, связанных с мультипликацией. Хочется напомнить, что в первом анкетировании такие ответы полностью отсутствовали. После второго анкетирования 7 учеников заинтересовались мультипликацией (диаграмма 1). Скорее всего, это скорее состояние эйфории, которое они испытали после просмотра их мультфильма. Они увидели результат своей работы и им захотелось творить дальше. Однако половина детей, забудет о мультипликации, то есть из семи детей, может 3-4 продолжат ей заниматься, пойдут на курсы, или на внеклассных занятиях организуют съемки. Кто-нибудь один может даже займется этим серьезно дома, организует свою студию, создаст канал на youtube и будет снимать собственные мультфильмы.

Диаграмма 1

Второй вопрос, связанный с тем, чему бы дети хотели научиться. Конечно же, для данного исследования центровым ответом стал ответ о мультипликации, однако, невозможно не заметить, что почти за все остальные виды деятельности проголосовало больше людей, чем в прошлый раз. Это может говорить лишь о том, что после занятия мультипликацией некоторые дети действительно нашли новое занятие по душе, которому они

хотели бы научиться. Так как задачей этой выпускной работы является повысить мотивацию у младших школьников к творчеству, то можно сделать вывод, что задача выполнена. Ответы, связанные с мультипликацией, так же, как и в случае с первым вопросом, увеличились. А именно, их стало 9. То есть, чуть меньше половины класса заинтересовались созданием мультфильмов. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2

На третий вопрос все ученики ответили положительно, так как на уроке мы занимались съемкой мультфильма. Соответственно, не было получено ни одного отрицательного ответа (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Предпоследний вопрос, который выглядел так: «Как ты думаешь. А возможно ли создать мультфильм самостоятельно или в группе из 4-5 человек?». На этот вопрос 19 детей ответили положительно, так как были

уверены, что группе до 5-ти человек удастся создать свой мультфильм. Четверо детей ответили отрицательно, так как решили, что раз мультфильм создавался всем классом, то невозможно маленьким количеством создать мультфильм. Также были аргументы о том, что в основном мультик создают огромные компании, в которых очень много работников. Встречались примечания и комментарии о том, что все зависит от длительности и сложности мультфильма.

Диаграмма 5

Пятый вопрос, который был направлен на то, чтобы выявить у детей их предпочтения в творческой работе. «Тебе больше нравится заниматься творчеством в одиночестве или в компании (друзей, родителей).» Конечно многое зависит и от вида деятельности, но главное было выяснить, понравилось ли детям вместе работать над мультфильмом. Сплотила ли их совместная работа над созданием мультфильма.

Изменились ли предпочтения в творческой работе после процесса создания мультфильма? Так как дети во время всего процесса работали вместе, каждый внес свой вклад в мультфильм, то есть работали в коллективе, где каждый занимался своим делом. Ожидания оправдались, и некоторые ученики действительно поняли, что работа в коллективе им нравится больше, чем самостоятельная работа. Также, два ученика решили для себя, что им без разницы, каким количеством работать.

Итог по результатам:

Результатами данного исследования я более чем довольна, так как смогла не только заинтересовать учеников созданием мультфильмов, но и повысила их желание работать в коллективе. Ведь работа в коллективе - это очень важное умение, которое пригодится в любой сфере жизни: как в учебе, так и просто при общении с людьми и выполнении общей работы.

Ученики поверили в свои силы и поняли, что можно научиться чему угодно и если сильно захотеть, то даже снять собственный мультфильм возможно. До исследования ученики с недоверием отнеслись к мысли, что у нас получится затея с мультфильмом, но после увиденного результата каждый убедился в обратном.

Что касается мотивации к творческой деятельности, то и тут результат виден по ответам на второй вопрос. У детей появилось желание научиться новым видам творчества, которое, появилось благодаря процессу работы над мультфильмом.

2.4 Методические рекомендации учителю по организации уроков мультипликации в 4 классе

После исследования и проведения съемки мультфильма вместе с учениками 4-го класса «в», были, разработаны следующие рекомендации для развития творческих навыков у младших школьников. Основополагающими способами повышения мотивацию к творческой деятельности, можно выделить следующие:

·         обеспечение благоприятной атмосферы в классе;

·        доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

·        обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

·        поощрение высказывания оригинальных идей;

·        обеспечение возможностей для практики;

·        использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

·        предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Одним из самых важных пунктов можно выделить заинтересованность ребенка в работе. Необходимо с первых минут заинтриговать ребенка, чтобы ему натерпелось приступить к работе и узнать, как же создаются мультфильмы. Редкий ребенок не заинтересуется возможностью создать собственный мультфильм.

Конечно, существует множество способов развить мотивацию к творчеству, однако почти, ни один вид деятельности не развивает творческие способности детей так, как мультипликация. Все дело в том, что существует большое количество разных техник. И рисование, и лепка, и владение программами монтажа - все это развивается во время работы над мультфильмом. Для создания оригинального мультфильма также потребуется сценарий. Это уже развивает фантазию и воображение, заставляет детей применять свой опыт.

При выборе работы для экранизации нельзя давать детям полную свободу творчества. При всем желании они не смогут прийти к общему мнению, так как каждый захочет привнести что-то свое в мультфильм, но и совсем отнимать у них свободу при выборе не стоит. Оптимальным решением будет дать им определенную тему, критерии выбора и обозначить некие рамки, за которые они не должны выходить.

Работа всего класса над одним мультфильмом не всегда является рациональным решением, так как распределение зависит, в первую очередь, от многих факторов: длины мультфильма, техники исполнения, общей сложности работы и другое. Если работа предполагается не крупная, то лучше разделить детей на группы по 6-7 человек и каждому дать снять свой мультфильм. Так каждому найдется работа, никто не будет сидеть без дела, да и договориться о сюжете между 7 учениками легче, чем между 25. Но и необходимо иметь в виду, что тогда каждой группе необходимо предоставить и штатив, и камеру, что довольно проблематично.

Следующий вывод исходит из предыдущего: разделение детей по виду их деятельности тоже не является рациональным. Потому что работа каждой группы важна лишь в определенный период, то есть все остальное время им нечем заняться. Гораздо продуктивнее, чтобы группа из 6 человек выполняла все этапы работы вместе, кроме съемки и перекладки - тут несколько людей будут лишь мешать друг другу, достаточно двух фотографов и двух людей, перекладывающих фигуры. К тому же, вдруг ребенок не определился со своими интересами. В начале работы он хотел рисовать, но в процессе, понял, что больше удовольствия ему доставляет изготовление декораций или озвучка. Потому, пусть каждый ребенок попробует каждый вид деятельности.

Занятия мультипликацией лучше всего покажут себя в виде внеклассных занятий. На уроке необходима дисциплина, строгое следование плану. На уроке можно лишь показать детям все возможности, а вот углубить их на дополнительных занятиях. Организовать специальный уголок, подготовить фотостудию и все необходимые материалы. В таком случае действительно будет огромная польза от занятий. Дети будут мотивированы заниматься творчеством, так как видят результат работы, а это не только для детей важно, но и для любого взрослого. Появляется огромный стимул творить, научиться новому, исходя из опыта предыдущей работы и многое другое.

Объединение детей по интересам, чтобы при создании истории не возникло споров и недопонимания. Например, пусть ученики, у которых есть общее увлечение, создадут об этом мультфильм. Может после демонстрации своей работы их друзья и знакомые тоже заинтересуются этим видом деятельности.

Заключение


Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает правильный подход к ребенку и определенные занятия. Одним из таких занятий по праву можно считать мультипликацию. В каком еще занятии задействовано столько творческих умений? Умение рисовать, лепить из пластилина, оформлять, сочинить историю, украсить, распланировать, сфотографировать, смонтировать, озвучить - каждое из этих действий важно в создании красочного мультфильма.

В своей выпускной квалификационной работе я изучила, как влияет процесс создания мультфильмов на мотивацию к творческой деятельности младших школьников.

Исследование состоит из двух этапов: теоретического и практического. На первом этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации к творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Были охарактеризованы и приведены основные понятия по теме мотивации у младших школьников. Рассмотрены разные определения от разных ученых и педагогов, которые изучали проблемы мотивации. Также была рассмотрена мультипликация, как феномен на уроках в начальной школе.

На втором этапе было проведено два практических занятия по созданию мультфильма на уроке труда. Были получены и проанализированы результаты анкетирования среди учеников 4 класса. Цель исследовательской работы была достигнута, так как многие дети заинтересовались мультипликацией, то есть у них повысилась мотивация относительно творческой деятельности.

Условиями, при которых у детей повысилась мотивация к творческой деятельности, являются:

1.        Доброжелательность учителя, по отношению к детям;

2.       обеспечение благоприятной атмосферы;

.         показ разных вариантов развития событий;

.         поощрение высказывания оригинальных идей;

.         обеспечение возможностей для практики;

.         использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

.         предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что создание мультфильмов на уроках технологии будет мотивировать младших школьников к творческой деятельности. Не обязательно лишь к мультипликации, ведь мультипликация состоит из большого количества разновидностей по способу создания. И в одной из разновидностей каждый ребенок найдет себе занятие по душе, будь то рисование, лепка, пенис или изготовление чего-либо своими руками. Потому можно уверенно сказать, что занятия мультипликацией повышают мотивацию к творческой деятельности в игровой форме.

Это доказывают полученные результаты анкетирования после проведения двух уроков технологии и демонстрации ученикам их работы. Действительно мотивация учеников к творческой деятельности, в частности, к мультипликации, возросла довольно сильно. До проведения урока почти никто не задумывался о создании мультфильма. После же проведения исследования почти половина класса проявила желание продолжить заниматься мультипликацией. Конечно, можно предположить, что на вопросы дети отвечали на эмоциях, будучи под впечатлением от увиденного результата своей работы, но их мотивация к творчеству повысилась.

Создание мультфильмов - это, безусловно, только полезное занятие. Оно развивает творческие способности, фантазию, чувство меры, а, если мультфильм создается группой детей, то такое занятие еще и развивает коммуникационные навыки и работу в группе. Я считаю, что очень полезно в своей практике на уроках технологии использовать разработанные конспекты, так как, детям очень нравится процесс создания мультфильмов, а создание собственных шедевров для них лучшее занятие. Такие занятия увлекательные и интересные, дети не замечают, как пролетает время на уроке, так как каждый занят собственным важным делом. Каждый ребенок вносит свой вклад в один большой коллективный проект и чувствует ответственность перед своими товарищами.

Пока в наше время занятия мультипликацией встречаются довольно редко на уроках технологии, но в связи с ростом уровня технологий в мире, можно предположить, что мультипликация прочно войдет в список обязательных занятий на уроке технологии. Ведь ни один другой вид деятельности не задействует столько видов творческих направлений, как мультипликация.

Список использованной литературы


1.      Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2.       Алдошина О. Удивительная роль мультипликации: / О. Алдошина // Искусство в школе, - 2010. - №4. - 83c.

3.      Аристова И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. - Владивосток: ДВГУ, - 2003г. - 104 с.

4.      Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М.: Искусство, 1995. - 390с.

5.       Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

.         Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.:АСТ. 2011.- 672 с.

7.      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия. 2002.- 317 с.

8.      Вилюнас В. К. «Психологические механизмы мотивации человека». М.:МГУ, 1990г. - 288с.

9.       Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.

10     .Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В. Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.

11     .Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность школьников. Под ред. И.Т. Огородникова М., 1978

12.    Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2010. - 678 с.

13.     Выготский Л.С. Психология развития ребенка.-М.: Эксмо, 2006.- 512 с.

14     .Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997 г. - 96с.

15      .Галин, А. Л. Психологические особенности творческого поведения- Новосибирск:НГУ,2009.-233с.

16.    Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии -М: Издательский центр «Академия», 2013

17.     Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком.Как? - М.: АСТ, 2013. - 238.

.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.

.         Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 432 с.

20     .Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс: КДУ, 2013. - 400 с.

21      .Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин - СПб: Издательство «Питер», 2002. - 368 с.

          .Дмитриева, Н. С. Поэтика анимационного фильма: / Н. С. Дмитриева // Вестник челябинского государственного университета / Челябинск, 2008. - № 37 - С.167-175.

          .Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009

          .Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015

25.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

26.     Кривуля Н.Г. Аниматология: Эволюция мировых аниматографий. В 2-х томах. - М. 2012

.         Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 c.

28     .Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность. под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл; Академия, 2004г.

29     .Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Издательство Московского Университета. - 1971г. - 18с.

30      .Лейтес Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // «Вопросы психологии», 1996, № 5, С. 39-51.

          .Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Антон Макаренко. - Санкт- Петербург: Азбука-классика, 2009. - 413 с.

32.    Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 718 с.

33.     Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 640 с.

.         Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004 - 1456 с.

.         Непомнящая Н.И. Учебная деятельность и творчество//Учебная деятельность и творческое мышление. - Уфа, 1985.

36.    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.- 215 с.

37.     Планируемые результаты начального общего образования / [JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

.         Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 400 с.

.         Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 231 с.

40     .Педагогика: учебное пособие для бакалавров / [Вульфов Б. З. и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 511 с.

41      .Петровский А. В. Словарь. Общая психология. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251с.

          .Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПб.: Питер, - 2015 г.

43. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.

44     .Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М.:Концептуал, -1989. 453 с.

45      .Стапанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.

46.    Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. - М., 1998.

47.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

.         Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. - М.: Эксмо, 2012 г. - 330 с.

.         Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2002. - 272 с.

51.     Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический проект, Альма матер, -2014

.         Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М., 2014.

.         Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, -2002

.         Шадриков В. Д. Способности человека М.: Воронеж, 2000 - 288 с.

.         Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: 1971.

Похожие работы на - Мультипликация как средство мотивации к творческой деятельности младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!