. Первое - под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе - только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к подростковому коллективу, а чем и пойдет речь в данной работе.
Под этим словосочетанием, подразумевается сложная социально-психологическая система, характеризующуюся единством организации и психологической общности.
Особенность организации временного детского коллектива строится на цикличности его периодов. Принято выделять три: организационный, основной, заключительный.
Во время организационного периода, длящегося в зависимости от ситуации от нескольких часов до 3 - 4 дней, активно идёт процесс знакомства, устанавливаются межличностные взаимоотношения, определяются основные педагогические требования, задаётся темп и ритм жизни коллектива.
В основном периоде происходит реализация задуманной программы деятельности, активно осуществляется процесс общения, реализуются творческие идеи.
Во время заключительного периода подводятся результаты работы и итоги развития коллектива, выявляются приобретённые умения, определяются особенности межличностных отношений, изучаются возможности дальнейшей перспективы существования коллектива.
Детскому коллективу характерны:
установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;
продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;
единые педагогические требования;
разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);
создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива;
детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря;
Временный подростковый коллектив помимо вышепреведенных характеристик, обладает и собственными, особыми, свойственными только ему чертами:
кратковременность функционирования, т.е. такая длительность существования коллектива, при которой не происходит значительных возрастных изменений в личности составляющих его участников. Кратковременность существования объединения ускоряет все процессы развития коллектива и индивидов, позволяет богатству ролей и статусов проявиться во всем многообразии и тем самым способствовать саморазвитию личности;
сборность (специфичность состава), указывающая на то, что коллектив составлен из представителей различных постоянных групп и коллективов (учащиеся разных классов, групп, школ, колледжей, городов, районов), ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Новый коллектив, в котором еще не сложились деловые и личные связи и отношения, актуализирует проявление всех внутренних потенциалов личности;
автономность существования коллектива (специфичность организации жизни его членов), фиксирующая временное ослабление прямого влияния на личность подростка его семьи, учебного коллектива, компании, других постоянных групп. Подросток, освободившись от оценок прежнего окружения, ищет для себя новые горизонты совершенствования, он стремится выразить себя по-новому, пробует утвердиться в новых сферах деятельности, испытывает себя в пространстве иных социальных ролей. В результате подросток в пространстве социального творчества пытается найти такую картину самовыражения, которая способствует формированию новых, положительных качеств саморазвивающейся личности;
возрастные ограничения. Советский психолог Д. Б. Эльконин <https://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил_Борисович>выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет). Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки - лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст - 10-14 лет; поздний подростковый возраст - 15-19 лет). Тут стоит отметить главную проблему при работе. Подростковый возраст полон противоречий. Даниил Борисович выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным различием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.
Подводя итог, нужно отметить следующие признаки временного коллектива :
временный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно - политическая деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа);
временный коллектив имеет чётко выраженную структуру. Коллектив, в данном контексте, включает коллектив педагогов и коллектив детей.
временный коллектив имеет органы управления;
жизнь и деятельность временного коллектива отличают сознательная дисциплина, закреплённая в полезных привычках и традициях, чёткое выполнение режима, гигиенически и педагогически продуманного распорядка жизни детей;
образуются тесные связи с другими группами участниками временного коллектива;
временный коллектив всегда находится в процессе развития.
2.Опыт работы с подростками на примере лагеря-семинара «Профессионал»
.1 Система формирования временного коллектива подростков в лагере «Профессионал»
«Профессионал» проводится министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области с 2000 года. С 2014 года лагерь стартовал под опекой Правительства Рязанской области, и стал центром актива профессиональных образовательных организаций Центрального федерального округа.
Данное мероприятие проходит с целью развития инициативы и деловой активности молодых людей как кадрового потенциала в различных сферах жизнедеятельности современного общества, а также активно развивает программу Российского союза молодежи «Арт-Профи Форум», направленную на повышение престижа рабочих профессий и специальностей. В связи с этим, лагерь открывает большие возможности для воспитательной работы.
В рамках этой программы, на базе лагеря проходят тематические секции и «круглые столы» по обсуждению актуальных проблем молодежи, тренинги и мастер-классы по изучению технологий социального проектирования, организуются встречи с представителями органов исполнительной и законодательной власти, а также мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств и патриотическое воспитание. Также в лагере делается большой упор на воспитательную работу с подростками.
Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней, оказывает преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической нестабильности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных кадров, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
В связи с чем, современные детские и молодежные общественные объединения, лагеря, сборы выступают как сложившийся социальный институт. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.
Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы.
Осуществляемое в системе образования воспитание, рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются:
в образовательном процессе;
во внеучебное время.
В педагогической литературе представлено много определений понятия «цель». Однако суть их сводится к тому, что «цель - это образ предполагаемого результата».
Общая цель воспитания в лагере достигается посредством решением наиболее актуальных задач:
формирование у студентов социально важных качеств личности через участие в общественно важных делах;
формирование самосознания студентов и создание условий для творческой самореализации их личности;
формирование у студентов нравственных ценностей, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры;
формирование целеустремленности, предприимчивости, конкурентоспособности в профессиональной сфере.
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);
воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
Условия, создаваемые для существования временного коллектива, способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому динамизму внутри коллективных процессов.
Ученые считают, что при правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.
Отрядный вожатый должен помнить педагогическую истину: нет плохих детей, есть взрослые, которые не смогли найти подход к ним, не захотели помочь детям научиться общаться, не заинтересовали их каким-то полезным для себя и других делом.
2.2 Система формирования временного коллектива подростков
При организации лагеря, и воспитательной работы в частности, существует четкая иерархия, позволяющая распределить обязанности и скоординировать воспитательный процесс. (Приложение №1).
Программа деятельности лагеря является важнейшим стратегическим документом, отражающим систему работы организации и определяющим цель и задачи. В программу лагеря включаются основные воспитательные мероприятия, планируемые в течение смены. Оргкомитет прорабатывает программу, на основе не только стандартных педагогических методик, но и информации собранной во время предыдущих смен. В приложении №2 представлена программа лагеря за 2015 год.
Воспитательная работа в лагере является частью единого образовательного процесса.
Вся работа в лагере построена на демократических началах. Если воспитанники не гордятся своим коллективом - эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива - гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.
Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий. лагерь подростковый коллектив воспитательный
Работа педагогического коллектива основывается на следующих принципах:
принцип развития профессиональной грамотности в деятельности педагогического состава;
принцип коллективообразования;
принцип позитивных взаимоотношений;
принцип открытости инновациям;
принцип близкой дистанции общения педагогического коллектива с руководством;
принцип толерантности к нестандартным личностям и ситуациям в лагере.
Специфика лагеря такова, что студенты не однократно посещают его за время своего обучения. Благодаря этому достаточно удобно вести статистику и выделять основные проблемы, а также вносить изменения при организации следующий смены.
Диагностические методы применяемые в работе
наблюдение;
анкетирование;
беседа;
социометрия;
игровые диагностические методы.
Стоит обратить внимание также на погрешности и ошибки, которые не допускаются при сборе информации.
некомпетентность психологической диагностики;
принуждение к выполнению диагностических процедур;
использование недостаточного количества методик.
Один из основных методов, применяемых повсеместно - анкетирование.
Первоначальные задачи анкетирования в начале смены - выявить ожидания детей от смены, сколько всего в лагере на момент было детей, сколько процентов приняли в анкетировании участие, сколько не приняли.
Задачи анкетирования в конце смены - это определить уровень оправдания ожиданий детей от смены, предоставить возможность детям оценить программу смены и отряд в целом.
Бланки анкеты приведены в приложение №3 и №4.
Приобработки информации можно подытожить основной список проблем любого коллектива, которые не зависят от обстоятельств:
ребята приезжают в лагерь с разным настроением;
некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества вдали от родных;
образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий;
Внешнее проявление взрослости: курение, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений;
неподчинённость взрослым, действие «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение;
конфликты.
Лагерь, нацеленный на воспитательную работу, руководствуется следующими факторами при планировании своей работы:
Актуальность - свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учет требований времени, региона, родителей, детей и т. д.).
Целостность - требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности лагеря. Целостность программы - это, прежде всего, ее логичность.
Прогнозирование - работа на перспективу, отражение в своих целях и планируемых действиях не только того, что есть на сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемых (прогнозируемых) изменений, новых требований к деятельности лагеря.
Реальность - требование к программе быть выполнимыми, оптимальными для потенциала (творческого, материального и т. п.) конкретного лагеря.
Оригинальность - способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Заключение
Согласно современным исследованиям, основная цель педагогики временного коллектива - «создание условий для реализации социального комфорта личности, что предполагает такую организацию жизнедеятельности ребенка, при которой процесс познания окружающего мира непременно связан с искусством, физической культурой, в свою очередь всестороннее развитие ребенка выступает как идеал коллективизма, а индивидуализация воспитания - как важнейшее условие широкой самодеятельности, сознательной дисциплины, ответственности, духовной восприимчивости, наличия высоких нравственных идеалов».
Наметившиеся в последнее время тенденции в области образования способствуют переосмысливанию деятельности временных коллективов, лагерей, роли и места воспитания в системе их работы.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим детям, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Основная функция педагога, воспитателя или любого другого руководителя коллектива - организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.
Таким образом, современные воспитательные системы лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.
Воспитательные системы лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день любой лагерь играет все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
По определению Селивановой Н. Л. система воспитания - это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий и тактик, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом, либо в рамках какой-то социальной организации, либо в пределах целого государства на определённом этапе его развития.
Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод, что временный коллектив имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы с воспитанниками.
Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками.
В курсовой работе были изучены особенности временного коллектива и воспитательная работа в нем на примере лагеря - семинара «Профессионал».
Были решены следующие поставленные задачи:
временный коллектив рассмотрен с точки зрения педагогики
временный коллектив охарактеризован
лагерь рассмотрен как воспитательная площадка
проанализирована организационная система временного коллектива в лагере «Профессионал».
Список используемой литературы
Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 2014.
Верин-Галицкий, Д.В. О ценностях воспитания [Текст] / Д.В. Верин-Галицкий // Социальная педагогика: журнал . - 2013
Воробьёва, С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков [Текст]/ С.В. Воробьёва // Народное образование : журнал . - 2013
Денисенко, Е.Л. Профилактика правонарушений среди подростков посредством социально значимой деятельности [Текст]/ Е.Л. Денисенко // Социальная педагогика : журнал . - 2013
Ежкова, Н.С. Досуговая деятельность детей как социально-педагогическая проблема [Текст] / Н.С. Ежкова // Педагогика : журнал. - 2014
Ковалёва, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Текст]/ Т.М. Ковалёва // Педагогика : журнал . - 2013 .
Коджиспарова Г.М., Коджиспаров А.Ю. Педагогический словарь[Текст] / М., 2012.
Киселева, Е. В. (канд. пед. наук ; доц. каф.педагогики и психологии). Конфликты в детском оздоровительном лагере: психологические механизмы возникновения и способы разрешения [Текст] / Е. В. Киселева // Воспитание и дополнительное образование, 2012.
Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика : журнал. - 2014 .
Лесникова, С. Г. Возможности применения медиации в образовательной среде [Текст] / С. Г. Лесникова // Воспитание школьников, 2014.
Леутина, А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Текст]/ А.Л. Леутина // Вопросы образования : журнал. - 2014.
Модернизация Российского образования: вызовы нового десятилетия [Текст] / Под ред. А.А. Климова. М., 2010.
Новиков А. М. Основания педагогики [Текст] - М.: Эгвес, 1-е изд., 2010; 2-е изд. 2011.
Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере [Текст] / Методическое пособие/ под ред. Н.П.Царёвой. 3-е изд.: - Санкт-Петербург, 2013.
Педагогика каникул: вопросы организации отдыха и оздоровления детей в условиях загородного оздоровительного лагеря [Текст] / Методическое пособие. Йошкар - Ола, 2013.
Петунин, О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС [Текст] / О.В. Петунин // Инновации в образовании : журнал . - 2014 .
План работы и рекомендации при организации лагеря актива учащихся «Профессионал» [Текст]/ Рязань, 2015.
Профессиональная педагогика [Текст] / Учебник для студентов пед. ВУЗов / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд.: - М.: Асс. «Профобразование», 2010.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф.Райс, К. Долджин. - Изд.: - Питер, 2010.
Серебрякова А. А. Социальная психология [Текст] / А.А.Серебрякова, Е.А. Овсянникова. М.: изд. Флинта, 2015
Синицын, А.А. Творческий подход и дополнительное образование детей [Текст] / А.А. Синицын, А.М. Мещерякова // Детское творчество : журнал . - 2014.
Современные образовательные технологии [Текст] / под ред. Н.В. Бордовской. М., 2011.
Трубицына, Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков[Текст] / Л.В. Трубицына // Педагогика : журнал. - 2014
Формирование временного детского коллектива [Текст] / Семинар. Рязань, 2015.
Шнейдер, Л. Пути и средства социального воспитания [Текст] / Л. Шнейдер // Сельская школа : журнал . - 2013
Эмих Н.А. Современное Российское образование: формирование ценностных приоритетов [Текст] / М., 2011
Ямбург, Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя?[Текст] / Е.А. Ямбург // Вестник МУ. Педагогическое образование: журнал . - 2013.
Приложение №1
ФИОДолжностьОбязанностиПавел Симаков Олеговичзаместитель начальника отдела молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской областиотвечает за общую организацию лагеря, общие вопросы, взаимодействие с регионами. отвечает работу с вожатыми, контактирует с образовательными учреждениями РО (собирает заявки, готовит договоры по оплате), работа с общим списком участников (деление по отрядам), регистрация. отвечает за разработку образовательной программы лагеря, курирует образовательный блок.Куренкова Маргарита Игоревнаи.о. директорасм. вышеЕркина Анастасиякульт. организаторконферанс, сценарий, мероприятия творческого блокаКолесов Андрей; Новичков Алексей Корнеева Ксения Карасева Марина Кленина Анастасиявожатый-методистотрядная работа, воспитательная работа, составление воспитательного плана, сплочение коллектива, знакомство с лагерем, помощь в мероприятиях, курирование, помощь в проведении вечерних мероприятий, подготовка номеров.Бондарева Валерия Федюнина Дарья Сухарев Андрей Серегин Геннадий Трашков Данилстажерыпомощь вожатым, прохождения обучения у своих кураторов (вожатых)Костина Т.В Брюханов А.В Шанаева Н.Авоспитателивоспитательная работа, руководство во время мероприятий, помощь методистам-вожатымКондаков Дмитрий Заякин Виктор тех-центрподготовка фотоотчёта, ежедневный выпуск новостей.Пичугин Викторрадистытехническое оформлениеПономарева Марияпресс-центроформление сцены, подготовка реквизитаСелетков Максимзавхозрасселение на базе, выполнения всех хоз.запросов руководства
Приложение №2
Программа лагеря-семинара актива учреждений среднего профессионального образования ЦФО «Профессионал»
Основания для разработки программыКонвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».ВремяМероприятиеОтветственный6 октября 2015 года10:00Сбор и регистрация участников. Отъезд из г. Рязани Куренкова М.И.11:00Расселение. Операция УЮТСелетков М. ВожатыеЗнакомство в отрядах. Подготовка к торжественному открытию.Вожатые 13:30ОбедСелетков М.14:30Торжественное открытие лагеря-семинара. Выступления гостей. Представление оргкомитета лагеря. Поём гимн лагеря.Куренкова М. Ёркина А. Серёгин Г.15:20Веревочный курс.Вожатые17:00Подготовка к вечернему мероприятиюВожатые18:30УжинСелетков М.19:00Вечернее мероприятие. Представление отрядовЁркина А.20:30ДискотекаЁркина А.21:00Огоньки знакомств. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые 7 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00Игра «Бюрократ» Ёркина А. Вожатые16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30Подготовка к Фестивалю культур «Вокруг света»Вожатые18:30УжинСелетков М.19:00ВМ. Фестиваль культур «Вокруг света»Ёркина А.21:00Танцевальный батлЁркина А. Вожатые22:00Огоньки. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые8 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00«Готов к труду и обороне!» (военно-спортивное мероприятие)Куренкова М. Рудь С.В.16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30Подготовка к ВМ «Вечер памяти»19:00УжинСелетков М.20:00ВМ. «Вечер памяти», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войнеЁркина А. Колесов А. Вожатые 22:00Огоньки. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые9 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые 8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00Квест «Код Профессионала»Ёркина А.16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30«Арт-Профи Форум». Творческие мастерские Ёркина А. Вожатые 19:00УжинСелетков М.20:00Гала-концерт «Арт-Профи Форум». Закрытие лагеря-семинара.Ёркина А. Вожатые22:00ДискотекаЁркина А.22:40КолокольчикиВожатые 00:00Вечер песниЁркина А., Серегин Г.10 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые 8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Отрядное время. Рефлексия по отрядамЁркина А. Вожатые 11:00Операция «Нас здесь не было»Селетков М.12:00Отъезд в г. Рязань
Приложение №3
Форма анкеты на начало смены
Прошли первые дни смены «Профессионала»
Мы предлагаем ответить на вопросы нашей анкеты.
.Что ты ожидаешь от пребывания в лагере?
Выбери важные для тебя варианты ответов:
) хорошо отдохнуть;
) найти новых друзей;
) принять участие в работе отряда;
) узнать новые песни, игры, конкурсы;
) принять участие в спортивных соревнованиях;
) принять участие в работе органов самоуправления;
(свои варианты ответов) _______________________
. Какую роль ты хотел бы занимать в лагере?
)организатора;
)активного участника;
)наблюдателя;
(свои варианты ответов) _______________________
.Твое отношение к спорту?
) активно занимаюсь, есть любимые виды;
) посещаю только уроки физкультуры;
) не занимаюсь;
(свои варианты ответов) _______________________
.Почему надо стремиться к здоровому образу жизни?
)потому что он способствует моему успеху в жизни;
)дает хорошее физическое и психологическое состояние;
)Ничего хорошего в этом нет;
(свои варианты ответов) _______________________
. Какое утверждение характеризует твой отряд? ... Выбери только один вариант:
)все хорошо;
)хорошего больше, чем плохого;
)и хорошо и плохо;
)плохого больше, чем хорошего;
)все плохо.
Имя, возраст____________________
Отряд____________
Приложении№4
Форма анкеты на конец смены
Дорогой друг!
Прошла смена «профессионала»
Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.
.Что тебе удалось в лагере?
Выбери важные для тебя варианты ответов:
) хорошо отдохнуть;
) найти новых друзей;
) принять участие в работе отряда;
) узнать новые песни, игры, конкурсы;
) принять участие в спортивных соревнованиях;
) принять участие в работе органов самоуправления;
(свой вариант ответа) _______________________
.Какую роль ты занимал в работе лагеря?
)организатора;
)активного участника;
)наблюдателя
(свой вариант ответа) _______________________
.Изменилось ли твое отношение к спорту?
.да, я стал больше заниматься спортом;
.да, дома запишусь в спортивную секцию;
.нет, не изменилось;
.не занимался и не буду заниматься.
(свой вариант ответа) _______________________
.Какое общелагерное дело тебе понравилось больше всего?
(перечисляются основные, ключевые дела, мероприятия, конкуры)
.Какое утверждение характеризует твой отряд? ... Выбери только один вариант:
)все хорошо;
)хорошего больше, чем плохого;
)и хорошо и плохо;
)плохого больше, чем хорошего;
все плохо;
Имя, возраст____________________
Отряд____________