Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,12 Мб
  • Опубликовано:
    2017-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

Содержание

Введение

. Из истории использования монограмм в изобразительном искусстве и музыке

.1 Понятие монограммы и ее сущность

.2 Из истории применения монограмм в изобразительном искусстве

.3 Монограммы в музыкальном искусстве

. Возможности изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

.1 Музыкальные монограммы в школьных программах

.2 Методические рекомендации по изучению монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

монограмма изобразительный музыкальный урок

В наше время перед учителями стоит проблема развития у школьников интереса к своему предмету. Чтобы сделать урок интереснее, учителю нужно работать над ним, придумывать новые методы обучения и формы работы.

На уроках музыки ученики приобщаются к искусству посредством пения, слушания и анализа музыки, рассуждений и бесед. Пение музыкальных произведений всегда приносит детям яркие впечатления, а правильно подобранный материал, задания и упражнения делают исполнительскую деятельность более продуктивной. В процессе слушания музыки расширяется кругозор, повышается эмоциональная отзывчивость, развиваются умственные способности и нравственные качества, а главное, повышается интерес к музыке.

Анализируя с детьми музыку и изучая жизнь композиторов, учителю все труднее заинтересовать детей, привести их к собственным размышлениям и активизировать их деятельность на уроке. Анализ музыки представляется для детей сложным, так как многие не знают нотной грамоты и не могут определять в предложенных в учебниках нотных фрагментах отдельные интонации и темы. Для беседы о композиторе учителю нужно тщательно отобрать материал, чтобы он не повторял то, что дети уже могут знать, чтобы факты представлялись им интересными и новыми.

В своей работе мы предлагаем рассматривать на уроках музыки малоизученную категорию, которая обычно не используется на уроках музыки, а именно - музыкальную монограмму.

Насколько нам известно, еще никем не была предпринята попытка включения музыкальных монограммв программы по музыке для общеобразовательной школы. Анализ школьных программ В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, Ю.Б. Алиева, Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагинойпоказывает, что изучение музыкальные монограмм не предусмотрено в школьном курсе музыки, информации о них нет и в учебниках по музыке; монограммы могут быть лишь упомянуты учителем в контексте изучения творчества какого-либо композитора.

Вместе с тем, уроки литературы, изобразительного искусства и даже трудового обучения предполагают изучение монограмм, и было бы весьма целесообразно обратиться к ним и учителю музыки. Это и определяет актуальностьтемы нашего исследования.

Объект исследования- монограммы в искусстве.

Предмет - изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель - рассмотреть возможности изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Задачи:

1. Изучить научную литературу по теме;

.Собрать и систематизировать музыкальные произведения, в которых представлены монограммы;

. Проанализировать школьные программы;

.Провести анкетирование учащихся;

.Рассмотреть, как результаты ВКР могут быть применены на уроках музыки, разработать технологические карты уроков и внеурочных мероприятий по теме.

Методологической основой ВКР стали труды:

- в области методологии образования:Э.Б. Абдулина;

в области искусствоведения и музыкознания: Я.М. Гиршмана, Ш. Лэмер Франса, М.Е. Тараканова, Э.А. Фатыхова, О.А. Юферовой, А.Ивашкина;

в области методики музыкального образования: В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, Ю.Б. Алиева, Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Научная новизна работы - в том, что мы впервые предлагаем изучать данную тему на уроках музыки, а так же формулируем рекомендации для учителя по изучению данной темы.

Апробация работы. Отдельные положения представленной ВКР были отражены ее автором в докладах на двух проходивших в Вологодском государственном университете в 2017 году научных конференциях: 46-ой студенческой научно-практической конференции иМолодежном научном форуме «Молодые исcледователи - регионам». На них автор ВКР стал обладателем дипломов IIIи II степеней.

Разработанные во 2 главе рекомендации учителю были применены нами на уроке музыки в 3-его«Б» класса общеобразовательной школы № 35 г. Вологды.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов на уроках музыки и искусства в общеобразовательной школе, музыкальной литературы в ДМШ, ДШИ и музыкальных училищах, на лекциях и семинарах по истории зарубежной и русской музыки, теории музыки и гармонии в высших учебных заведениях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Во введении сформулированы цели и задачи ВКР.

глава состоит из трех параграфов, которые раскрывают сущность понятия монограммы, применение монограмм в изобразительном искусстве и в музыке.

глава содержит в себе анализ школьных программ с целью выявления применения монограмм на уроках музыки; рассмотрение тем, в контексте которых можно изучить монограммы; примеры предлагаемых учащимся заданий и технологические карты уроков.

Список литературы включает в себя 54наименования, среди них 6 - на иностранных языках.

В Приложениях приведены иллюстраций монограмм христианскогоискусства, работы художников,обложки альбомов монограмм, нотные примеры, работы учеников.

1. Из истории использования монограмм в изобразительном искусстве и музыке

.1 Понятие монограммы и ее сущность

Перед тем, как перейти к изучению музыкальных монограмм, обратимся к сущности понятия «монограмма». Определения этого понятия нам удалось найти в ряде различных словарей.

В «Современном словаре иностранных слов»указывается, что слово монограмма имеет греческое происхождение и образуется от двух слов: monosодин + gramma буква, и определяется, как:

«1) сплетение начальных букв имени и фамилии в виде вензеля»;

) условный знак (напр., изображение цветка, животного) или инициалы, заменяющие подпись на произведениях художника».

Аналогичное определение предлагается и в «Толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой.

С.И. Ожегов называет монограммой «вязь двух и более букв».

В «Словаре иностранных слов, вошедших в русский язык»А.В. Чудинова,выпущенном ещев 1894 году, дано такое определение: монограмма - это «начальные буквы имени, написанные сплетенными, так что составляют как бы одну букву; знак из букв в один почерк».

В «Словаре синонимов» к слову монограмма в качестве синонимов приводятся слова «знак», «вензель». Последнее упоминалось и в определениях монограммы. Определим значение этого слова.

Вензель - уникальный личный знак с многовековой историей, символ уважения в обществе, уникальный способ самоидентификации. Многие художники выставляют витиеватые монограммы на своих работах вместо подписи.

В «Современном словаре иностранных слов» указывается, что слово «вензель» имеет польское происхождение (от польского «узел») и определяется, как «начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор». Вензель можно назвать усложненной формой монограммы, в которую добавили дополнительные украшения, а переплетения букв сделали еще сложнее. Его можно украсить какими-либо символами, например венком, щитом или короной.

В определениях монограммы определяющим является то, что это соединенные буквы, выражающие принадлежность символа кому-то. В определениях вензеля всегда упоминаются узоры или украшения. Слова «вензель» и «монограмма» часто употребляют как синонимы. Но мы можем сделать вывод, что монограмма более проста, является конкретизирующим знаком, вензель же более сложен и может иметь различные узоры, украшения, переплетения.

Понятие монограммы более узкое, чем вензеля - в словаре синонимов к слову «монограмма» приводится всего два синонима - «вензель», «знак». К слову «вензель» дано больше синонимов - «код», «тайнопись», «знак», «шифр», «вензелек», «монограмма», «эмблема».

Монограмма, состоящая из соединенных букв, имеет своей целью зашифровать определенное слово или даже целую фразу. По своему определению шифр состоит из знаков. В монограммах этими знаками будут буквы. Если говорить о музыкальной монограмме, то слово будет зашифровано нотами, т.е. есть знаком будет являться нота.

Шифры, таинственные знаки и послания всегда пробуждали в людях интерес и желание создать или разгадать их. С появлением монограмм они распространились на различные сферы. Сейчас их можно встретить в литературе, изобразительном и музыкальном искусстве.

1.2 Из истории применения монограмм в изобразительном искусстве

 

Монограммы в христианском искусстве

Одними из ранних монограмм являются символы в раннехристианском искусстве. Поначалу это было сплетение двух или более греческих букв. Самый распространенный пример -монограмма Христа, которая встречается и под названиями «священная монограмма», «христограмма», «хризма». Эта монограмма состоит из двух первых греческих букв имени Христа - «хи» и «ро».


Существует две легенды, связанные с этой монограммой. В первой император Константин Великий, принявший христианскую веру, перед боем с Максенцием, увидел в небе символ Христа. «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», - говорил Василевс, - «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим побеждай!».

Согласно другой легенде, этот знак приснился ему, а голос во сне сказал ему о предстоящих победах. После этого хризма стала символом христианства, а так же знаком победы. ЕвсенийПамфил, описавшей в своей книге жизнь Константина, описывает монограмму следующим образом:«Две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило Р».

Монограмма Христа (сокращенно - ХР) встречается на монетах, надгробиях, гробницах и других предметах, где верующие могли оставить этот знак. Он может изображаться в разных формах. Представим некоторые из них.

Ее основой является буква Х (Христос). С присоединением к ней буквы I (Иисус) или P(вторая буква в слове Христос) получается простая монограмма из двух греческих букв. Далее она может усложняться - добавляются буквы альфа и омега(см. Приложение 1, пример 1.)Как записано в «Апокалипсисе»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Еще один пример монограммы в христианстве -символ спасения или воскрешения IHS. Данный пример состоит из первых латинских букв следующей фразы: «InHacSalus»- «В этом (кресте) -спасение». Римско-католической церковью используется еще один вариант - «IesusHominumSalvator», что переводится как «Иисус, спаситель человечества».

Монограммы в гравюрах

Монограмма не всегда имела своим предназначением выразить тайный смысл. Известны примеры, где она играла роль авторской подписи. Немецкий художник XV-XVI вековАльбрехт Дюрер разработал собственную монограмму для обозначения своих работ. Его подпись составлена из большой буквыА и вписанной в нее буквы D.

 

Работы художника имели большой успех, поэтому его помощники делали отпечатки работ, иногда даже в отсутствии мастера. Дюрер подписывал свои работы, чтобы избежать подделок.

Советский писатель Сергей Львов в своей книге, посвященной Дюреру, пишет: «Еще совсем недавно немецкие художники не подписывали своих работ: скромная безвестность была их уделом. Дюрер разворачивает свою подпись в несколько строк торжественными золотыми буквами. Помещает эти строки на самом видном месте картины. Картины, исполненной духом гордого самоутверждения, утверждения себя как личности и как художника, что для него неотделимо одно от другого».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что монограмма Альбрехта Дюрера имела значение именно авторской подписи. Ее расположение зависело от содержания гравюры или картины. Монограмма могла быть оставлена на листе бумаги в гравюре, камне, дощечке, книге, стене(см. Приложение 1, пример 2).

Альбрехт Дюрер был первым, кто подписал у самого императора Максимилиана свидетельство об авторских правах. Художник позже заявил: «Остановитесь! Вы, ловкачи, чурающиеся труда и крадущие чужие мысли. Поразмыслите, прежде чем тянуть свои подлые руки к моим работам. Поостерегитесь! Разве вам неведомо, что славнейший император Максимилиан пожаловал мне право на владение всеми моими работами, и всякому жителю империи запрещено печатать или продавать поддельные подражания этим гравюрам? Слушайте! И запомните: буде вы станете вершить такое по злобе или корысти ради, то не только лишитесь имущества, но и сама жизнь ваша подвергнется опасности».

Впоследствии ученик Альбрехта Дюрера, немецкий гравюристГенрих Альдегревер также подписывал свои работы монограммой(см. Приложение 1, пример 3). Она была похожа на подпись Дюрера, отличаясь лишь одной буквой. Монограмма состояла из буквыG,помещенной под большую букву А.


Монограммы царских фамилий

В России распространение монограмм мы можем рассмотреть на примерах монограмм царских фамилий. Большинство из них составлено из первой буквы имени или цифр и букв. Чаще всего они применялись на монетах.

На сайте, посвященном монетам Российской Империи, мы выбрали несколько примеров.

Личный знак Петра Iсостоит из двух «отзеркаленных» латинских «Р».


 Монограммы Александра Iи Александра II содержат первую букву имени и цифру.


 Монограмма Анны Иоанновнысостоит из первой буквы имени «А» и двух «отзеркаленных» букв«I».

Сохранились монеты с монограммами Николая I, Николая II, Александра III, Павла I, Екатерины II и других государей.

Альбомы и журналы монограмм

Огромнейшее многообразие монограмм представляют нам альбомы монограмм - издания разных стран, где без излишества текста подобраны целые страницы примеров монограмм, в основном с целью ознакомления и как эскизы для творчества. Нами были изучены несколько подобных альбомов.

Альбом старинных монограмм Мартина Герлаха (DasGewerbeMonogramm-MartinGerlach)(см. Приложение 1, пример 4). Альбом выпущен в 1881 году в Вене. В его двух томах представлено более100страниц изображений старинных монограмм, гербов, вензелей, княжеских символов старинных мастеров. Альбом переведен на английский, немецкий и французский языки. Отсканированные страницы оригинала книги содержатся в открытом доступе в интернете.

Советский журнал «Вестник моды», впервые вышедший в свет в 1885 году, предназначался для женщин и профессиональных портних, желающих быть в курсе модных новинок Европы. На страницах журнала не раз встречались приложения с монограммами для вышивки - в разных стилях и уровнях сложности(см. Приложение 1, пример 5). Чаще всего встречались примеры вышивок для носовых платков, наволочек, костюмов для детей. Под образцами присутствовали описания, в которых употреблялись понятия «монограмма» и «метка».

Следующий пример, также применимый к прикладному творчеству, - «Альбом русских монограмм для метки белья» (см. Приложение 1, пример 6). Этот редкий альбом эпохи был издан в 1882 году в Санкт-Петербурге. На его страницах представлено 465 монограмм в виде переплетения двух букв с расшифровкой. Данный альбом являлся приложением к журналу «Модный свет».

В 1897 году в немецком городе Дармштадте начал выходить журнал по вопросамдекоративно-прикладного искусства«Немецкое искусство и художественное оформление» («DeutscheKunstundDekoration») (см. Приложение 1, пример 7). Журнал посвящен художественной росписи квартир, интерьеру. Неоднократно в журнале уделялось внимание и монограммам. С точки графики они были очень интересны для интерьера.

«Альбом монограмм для метки белья, гравирования, резьбы, штампования, выпиливания, отливки, чеканки и проч.» составлен А. Литке в 1902 году (см. Приложение 1, пример 8). Для мастеров книга является настолько ценной, что в наше время она продается на аукционах за достаточно большие суммы. В альбоме собраны разнообразные примеры монограмм, красиво переплетенных букв.

Монограммы были распространены во Франции в 1920-1930 годах.Сборник монограмм «MonogrammescomposesetdessinesparEugeneBelville» представляет собой цветные страницы с красочными изображениями монограмм.

В наше время изобразительные, изысканные монограммы не потеряли своей актуальности. Люди вдохновляются ими и пытаются использовать их. Можно встретить множество сайтов, где предлагается услуга разработки собственной монограммы для клиентов в различных стилях.

В процессе поиска информации по нашей теме мы также обнаружили сайт, где предлагается такая услуга. Разработчик сайта и мастер монограмм Александр Чудов любезно поделился с автором ВКРсвоими наработками. По его словам, в России мало литературы по нашей теме, она представлена только в редких альбомах для прикладного искусства. Чтобы заниматься монограммами, названный мастер изучал шрифты разных эпох и направлений, читал литературу по искусству в различных странах. Он сообщил нам, что больше всего материалов по нашей теме можно найти во французских работах, которые не переводились на русский язык. Мы ознакомились с его примерами и сделали вывод, что, несмотря на то, что литература не переведена, мастера и все, кто интересуется монограммами,могут найти в книгах, написанных на французском языке, примеры для своего творчества.

Мы привели лишь несколько примеров использования монограмм -начинаяс очень ранней и хорошоизвестной монограммы Христа до монограмм немецкого и французского искусства. Но область изобразительного искусства очень широка. В наше время монограммы можно встретить везде, где возможно их применить - в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Важно отметить, что просто инициалы - это не монограмма. Для того чтобы ею стать, буквы должны быть выполнены в виде единого рисунка, должны быть красиво переплетены между собой или помещены в какую-либо фигуру (например, овал или квадрат).

1.3 Монограммы в музыкальном искусстве

Монограммы в музыкальном искусстве получили меньшее распространение, чем в изобразительном искусстве. При упоминании слова «вензель», пожалуй, каждый человек представит витиеватую подпись с узорами. А вот слова «музыкальная монограмма» не вызывают у людей ясного представления о том, из чего она состоит и как применяется.

Музыкальной монограмме посвящены несколько работ отечественных музыковедов. Это книга Я.М. Гиршмана «Очерк музыкальных посвящений И.С.Баху с его символической звуковой монограммой», статья И.И. Васирук «Монограммы-шифры в фугах отечественных композиторов последней трети ХХ века», статья О.В. Сурминовой-Скепнер«Музыкальная монограмма в контексте постмодернистской игры», статья М.Лопатина «Диалоги с Шостаковичем».

Особенный интерес длянашей работы представляет кандидатская диссертация О.А. Юферовой «Монограмма в музыкальном искусстве ХVII - ХХ веков», написанная и защищенная в 2006 году в Новосибирске. Это единственное обширное исследование, посвященное монограмме.

Названные работы свидетельствуют о том, что музыкальные монограммы использовались композиторами разных эпох и народов. Они выступали в качестве собственной «подписи» автора, источника вдохновения для произведений на тему уже известной монограммы другого композитора, посвящения и даже как средство общения в музыкальных диалогах композиторов.

О.А. Юферова определяет музыкальную монограмму как «буквенно-звуковой комплекс, составленный на основе имени композитора или иного адресата».

В музыкальном искусстве монограмма составляется из нот. Чтобы из них получилось слово или словосочетание, композиторы создают монограммы по буквенной (A, B, C, D, E, F, G, H)илислоговой (Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si) системам соответствий, в некоторых случаях объединяя их.

В перечисленных системах соответствий есть не все буквы. Поэтому композиторы могли использовать еще одну систему, которую можно представить в виде таблицы, где написаны в ряд ноты от A (Ля) до G (соль), а под ними буквы алфавита. В такой системе одной ноте могут соответствовать несколько букв.


Системы соответствия нам удалось найти в книгедоцента кафедры музыки Йельского университета духовной музыки (США)АндреяШентона, посвященнойсистемезнаковвтворчествеО. Мессиана - «OlivierMessiaen'sSystemofSigns: NotesTowardsUnderstandingHisMusic».

В качестве основы монограммы могут выступать:

 фамилия композитора: B-A-C-H(Бах) - И.С. Бах;

имя композитора: [e]s-a -[e]s- с-h-а (Саша) - А.К. Глазунов;

инициалы композитора:G-FEDEsCH-EsAEs (G - Игорь, FEDEsCH - Фёдорович, EsAEs - Стравинский) - И.Ф. Стравинский;

женские имена: Sol-La-Mi-Fa (Суламифь) -Дж. Палестрина;

названия городов: A-Es-C-Н (г. Аш) - Р. Шуман;

целые фразы: B-re-gisLa-do- fa («Берегись Лядова») - Н.Я. Мясковский.

Музыкальные монограммы применялись в сочинениях композиторов разных времён и народов. Обозреть всю историю применения музыкальных монограмм в небольшой ВКР не представляется возможным, поэтому ниже мы приведем лишь некоторые примеры известных нам монограмм, начинаяс эпохи Возрождения до наших дней.

Эпоха Возрождения

Первый пример монограммы в музыке, как считается, относится к эпохе Возрождения, к XVI веку. Это цикл из 29 мотетовДжованни Пьерлуиджи да Палестрины- итальянского композитора, одного из крупнейших поли-фонистов эпохи Ренессанса, наиболее значительного представителя Римской школы.

В своих мотетах композитор спрятал музыкальные «буквы» имени библейской героини «Песни песней»Суламифь. В этом произведении композитор через земные образы Суламифь и царя Соломонавыражает покаяние Папе Римскому. В христианской патристике Суламифь - символ Церкви, которая пребывает в неизречённом брачном союзе с Женихом, с Иисусом Христом. Музыкальная монограмма создана по слоговой системе соответствия: су - соль, ла-ля,ми-ми, фь-фа. Каждая нота заканчивает определенный мотет, пока не образуется это имя. Так первые 18 композиций оканчиваются в Соль, №19 - в Ля, №20 - 24 в Ми мажоре, №25 - 29 - в Фа мажоре.

Эпоха Барокко

Самым известным примером использования монограмм в эпоху Барокко, несомненно, является творчествоИоганнаСебастьяна Баха.

Фамилию композитора можно представить в виде музыкальной монограммы по буквенной системе соответствий: BACH=B(си-бемоль) - A(ля)-C(до) - H(си-бекар).


Удивителен тот факт, что Бах заметил музыкальность своей фамилии еще в молодости, но обратился к ее звуковому обозначению только перед смертью.

Монограмма была применена Бахомв полифоническом цикле Баха «Искусство фуги»(см. Приложение 2, пример 1).


BACH проводится в качестве третьей темы фуги. Бах предполагал провести одновременно все три темы в конце произведения, но рукопись осталась неоконченной.

Сын композитора Карл Филипп Эммануэль оставил в рукописи Баха запись о том, что «при работе над этой фугой, на том месте, где в качестве противосложения двум темам проводится третья с именем BACH, автор скончался».

Первый биограф композитора И.М. Форкель беседовал с Вильгельмом Фридеманом Бахом о монограмме. В разговоре с ним сын Баха ответил, что отец не писал на семейное имя никаких произведений, кроме последней фуги.

Органист Иоганн Готфрид Вальтер, двоюродный брат И.С. Баха и крестный отец его старшего сына, в составленном им и опубликованном им в 1732 году первом большом немецком«Музыкально-энциклопедическом словаре»писало том, что буквы, составляющие монограмму композитора мелодичны в своей последовательности. В этом музыкальном символе виделисчастливый знак всей династии Бахов, который композитор успел запечатлеть в предсмертный час.

В издании1750 года было помещено уведомление: «Покойный автор сего творения по причине болезни глаз и последовавшей вскоре за тем смерти оказался не в состоянии довести до конца последнюю фугу, где он в проведении третьей темы позволяет угадать свое имя. Поэтому мы решились вознаградить друзей его музы, добавив в конце церковный хорал, обработанный на четыре голоса. Этот хорал уже в готовом виде был продиктован ослепшим автором одному из друзей».

Однако, в настоящее время приведенный К.Ф.Э. Бахом факт, что его отец скончался при работе над фугой, включившей в себя BACH, оспаривается.

Мотив BACH такженазывают мотивом креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, вторую - с четвертой, образуется рисунок креста - Х.


Московский музыковед, профессор академии музыки им. Гнесиных Вера Борисовна Носина в книге «Символика Баха»анализирует мотивы-символы, которые встречаются в произведениях композитора. К музыкальным оборотам, звуковым формулам она привязывает определенные душевные состояния, исходя из того, какими интервалами составлен мотив.

Так, мотив B-A-C-H состоит из малой секунды, малой терции и малой секунды. Нисходящие секунды являются символом вздоха, оплакивания. Исследователи музыки Баха отмечают, что невозможно правильно исполнятьего произведения, не зная, что несет в себе каждый мотив. В.Б. Носина уделяет внимание тому факту, что владение музыкальным языком композитора позволяет «раскрыть те экзотерические (тайные, скрытые) “послания”, которыми наполнены сочинения».

Мотив Баха обрел символичность в такой мере, что композиторы обращаются к нему до их пор. Достаточно упомянуть, что к трехсотлетнему юбилею И.С. Баха былообнаружено около 400 произведений, содержащих мотив BACH!

Авторство самых первых произведений, включающих в музыкальный материал монограмму Баха, остается у музыковедов под вопросом.Как считается, впервые обратился к мотиву неизвестный композитор в прелюдии и фуге В-dur для клавира. Затем монограмму в своих произведениях использовали такиекомпозиторы, как Г.А. Зорге (1703-1778), И.А. Кребс (1713-1780), И.Х. Бах (1735-1782), И.Г. Альбрехтсбергер (1736 -1809).

Не одно произведение, содержащее обращение к Баху, написал Людвиг ван Бетховен. Как известно, он глубоко ценил и почитал его музыку. «Не Ручей, а Море имя ему» - так говорил он о И.С. Бахе. Знакомясь с его музыкой, Бетховен старался заполучить все доступные ноты композитора. Первые попытки обратиться к теме BACH встречаются у Бетховена, начиная с 1818 года. Данная монограмма встречается в «Эскизе темы для Увертюры на тему В-А-С-Н», комплексе мотивов из Тринадцатого, ор.130, Пятнадцатого, ор. 132, квартетов, а также из Большой фуги, ор. 133.

Далее символом композиторазаинтересовались романтики.

Франц Шуберт использовал мотив BACН в фуге (Moderato) второй части (Gloria) Шестой мессы Es-dur. Монограмма появляется в басовом голосе, затем проводится в других голосах и развивается.

Роберт Шуман в своем произведении «Шестьфуг на имя Bach, для органа или педального фортепиано», ор.60 провел монограмму в стиле самого Баха. Критики сразу отметили, что данное произведение далеко от стиля самого Шумана. «Основной недостаток фуг Шумана на тему В-А-С-Н заключается в растянутости формы и чрезмерном ее усложнении»- так отозвался об этом сочинении В.В. Протопопов.

Ференц Листнаписал И.С. Баху настоящий романтический дифирамб. Взяв за основу «Прелюдии и фуги на тему В-А-С-Н для органа» известный нам мотив, он экспонировал тему во всех четырех голосах, искусно трансформируя ее и придавая ей различную окраску. Сохранив традиционные черты, произведение в целом имеет романтическую концепцию.

Монограмма Баха привлекла так же таких композиторов, как Н. Гаде (1817-1890), Г. Меркель (1827-1885), Г. Беллерман (1832-1903). В своих пьесах и фугах они показали свое посвящение великому гению.

Эта традиция была продолжена русскими композиторами.

Не один раз использовал монограмму БахаНиколай Андреевич Римский-Корсаков. В 1875 году он включил эту тему в свой опус из трех четырехголосных фуг, в скобках отметив «BACH». Изучив много произведений Баха, играя их, Римский-Корсаков осознал, что «что вся наша современная музыка во всем обязанаБаху». Дань памяти великому композитору мы можем найти в следующих произведениях: двойная фуга (В-А-С-Н) в цикле «Три четырехголосные фуги»; шесть вариаций на тему В-А-С-Н, ор.10, для фортепиано; Маленькая фуга В-А-С-Н для коллективных Парафраз (24 вариации и финал).

Композиторы развивали монограмму Баха в пьесах разных жанров. Ее можно найти также в чаконе (О. Барблан), органной сонате (Г. Фарман), канонической фантазии (В.Миддешульце), прелюдии (В. Феннер), Concertogrosso (И.Н. Давид), ричеркаре (О. Шимек) и др.

Не только современники Баха, классики и романтики писали посвящения. В современной музыке мы также можем найти немало примеров, где композиторы обращаются к интересующей нас монограмме. Это члены «Французской шестерки» Ф. Пуленк и А. Онеггер, а также советские и российские композиторы XX века, среди которых и А. Шнитке.

Композитор А. Мыльников в 1985 году написал концерт В-А-С-Н для большого симфонического оркестра. А. Миргородский в своей тройной фуге в качестве эпизодической темы ввелмонограмму Баха.

BACH вводили в строгие формы, в романтические произведения и даже в современные импровизации. Данный мотив, звучавший во все эпохи после Баха, уже приобрел значение символа.

Эпоха романтизма

В эпоху романтизма мы также можем найти примеры созданияновыхмонограмм. В 1830 году немецкий композитор Роберт Шуман пишет «Тему на имяAbegg».

Если перевести эти ноты в буквенные обозначения - A -B- E -G -G, то получится фамилия гейдельбергскойзнакомой Шумана. Мета Абегг - так звали девушку, с которой он познакомился в юности.


Но эта монограмма - не единственная в творчестве композитора. Самым хрестоматийным примером использования монограмм является фортепианный цикл Шумана «Карнавал», написанный в 1834-1835 годах.

Цикл снабжен подзаголовком: «Маленькие сцены на четыре ноты».


В «Карнавале» композитор использует монограмму, которая проявляется в двух вариантах: A-Es-C-H (A - ля, Es - ми-бемоль, C - до, H - си) и As-C-H (Аs- ля-бемоль, С - до, H - си).Шуман использовал буквенные обозначение нот, чтобы зашифровать в пьесах название города Аш (Asсh). В этот богемский городок композитор приезжал для знакомства с родителями Эрнестины фон Фрикен, которой увлекся в 30-ых годах. «Sch» - это ещё и первая буква в фамилии автора.

Цикл «Карнавал» состоит из двадцати пьес, в каждой из которых проходит тема из четырех нот. Все пьесы имеют неслучайное название. Пьеро и Арлекин - карнавальные герои. На примере мы может увидеть, как монограмма пронизывает номера цикла.

Пьеро:


Арлекин:


Киарина (Клара Вик) - будущая жена композитора. Эстрелла (Эрнестина фон Фрикен) - его возлюбленная.


Эвсебий и Флорестан - сам автор, передающий две противоположные натуры.

Эвзебий:


Флорестан:


Интонации монограммы, пронизывающей цикл, настолько яркие, что композитор построил на них самостоятельный номер «Сфинксы», который обычно не исполняют.Однажды этот номер исполнил А.Г. Рубинштейн, поразив слушателей грозным звучанием этих нот. Именно в «Сфинксах» содержатся комбинации из четырех нот. «Словно могучей львиной лапой Рубинштейн давал этим 11 нотам такое громовое, могучее, колоритное звучание, какого никто на свете, наверное, не мог бы тут ожидать».

Сам Шуман в письме к издателю называет эту пьесу шифром и музыкальными буквами своего имени, с которых начинаются все части.

Монограмма в произведениях конца XIX - ХХ веков

К концу XIX века интерес к монограммам не пропал. Композиторы продолжали интересоваться ими, писать произведения на темы и посвящать их кому-то.

Представитель импрессионизма МорисРавель в 1909, к 100-летию со дня смерти Й. Гайдна, написал «Менуэт на имя Гайдн». Среди латинских названий нот нет буквы Y и N, поэтому Равель применил систему, где эти буквы соответствуют нотам Ре и Соль. Фамилию венского композитора можно перевести в следующие ноты - H - Си, A- Ля, Y - Ре, N - Соль, D - Ре.

В менуэте тема проводится в верхнем, нижнем и среднем голосе.


Прежде мы рассматривали монограммы, образованные от фамилии или названия города. Следующая монограмма образована от имени. Русский композитор и дирижер АлександрКонстантиновичГлазунов в 1882-1883 году написал сюиту на тему «Саша». Если написать это имя как «Sasha», то нотами это можно обозначить следующим образом -(e)S - А - (е)S - H - A. (Ми-бемоль, Ля, Ми-бемоль, Си, Ля).

Э.А. Фатыхова в своей кандидатской диссертации «Нотные рукописи А.К. Глазунова. Опыт текстологического исследования» (2004) открывает нам интересные факты о еще одной монограмме композитора. Изучая рукопись «Вальс на тему Забела», она обнаружила то, что в нотах, когда появляется эта тема, композитор подписывает зеленым карандашом имя Забела. На первом листе рукописи можно увидеть надпись «Надежде Ивановне Забела от автора».


Надежда Забела-Врубель - русская оперная певица. Именно ей посвящена рассмотренная монограмма.

Александр Глазунов стал соавтором произведения «Струнный квартет на тему BLaF», который написан вместе с Римским-Корсаковым, Лядовым и Бородиным. Произведение посвящено МитрофануПетровичуБеляеву, основателю Беляевскогокружка. Монограмма состоит из трех нот -си-бемоль, ля, фа.

Ранее мы рассмотрели несколько монограмм, образованных от имени, фамилии или города. Следующийпример содержит в себе целую фразу.

Николай ЯковлевичМясковскийв консерваторские годы учился у А.К. Лядова. При выпуске он показал ему Третий струнный квартет. Именно в нем, в побочной партии первой части, ученик использовал шуточную монограммуB-re-gisLa-do-fa(си-бемоль- ре - соль-диез - ля - до-фа). Если прочитать это, то мы услышим фразу «Берегись Лядова». Неизвестно, почему юный композитор разместил в нотах именно эту фразу. Существуют истории о том, что студенты любили импровизировать на эту тему.

В музыкальном искусстве советской эпохи мы также можем выделить несколько известных примеров монограмм.

Наибольшее пристрастие к применению монограммам среди отечественных композиторов XX векаиспытывалиД. Шостакович, А. Шнитке и Р. Щедрин.

В монограммеДмитрия Дмитриевича ШостаковичаDSCH (ре-ми бемоль-до-си) сочетаются первая буква его имени и фамилии. Композитор ввел ее в целый ряд своих сочинений разных жанров - в несколько симфоний, квартетов, концерт и т.п.

В Десятой симфонии тема-монограмма появляется в третьей части во второй теме.


Этот же мотив заложен в первой теме третьей части, но с изменением порядка звуков - C-D-Es-H.

М. Сабинина в книге «Шостакович - симфонист» предполагает, что этот мотив не везде имеет автобиографический смысл и не всегда применяется автором сознательно «прежде всего, потому, что он концентрирует в себе интонации, вообще излюбленные композитором и встречающиеся у него повсюду».

Еще одно произведение, содержащее эту монограмму - Девятая симфония, написанная в 1945 году, а представленная слушателям только в 1953 году.

Восьмой квартет был написан в период работы над музыкой к фильму «Пять дней - пять ночей». В связи с этим композитор посетил Дрезден, еще носивший в себе следы войны. Это произвело на него сильное эмоциональное впечатление. В этот же период Шостаковича заставили вступить в партию, и он был на грани срыва, в депрессии. Сам Шостакович писал своему другу Исааку Гликмануо квартете: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: “Посвящается памяти автора этого квартета”».Монограмма появляется в каждой части квартета.

Свою музыкальную подпись Шостакович оставлял не только в нотах, но и в письмах. К послании к своему знакомому Дереку он оставил свою фамилию и подпись нотами.


Любопытно, что в США два раза в год даже издается журнал под названием «The DSCH» (последний номер вышел в январе 2017 года).Приведенныйвышепример заимствован нами из этого журнала. На сайте в интернете, посвященном журналу «TheDSCH», регулярно появляются публикации, посвященные жизни и творчеству композитора.

Помимо Десятой симфонии и Восьмого квартета монограмма появляется и в Пятнадцатой симфонии, Втором концерте для скрипки, Двенадцатом и Тринадцатом квартетах.

Профессор Санкт-Петербургской консерватории Г.А. Серова перевела книгу Ш. Лэмера Франца «Музыка ХХ века в России и республиках бывшего Советского Союза», в которой упомянут очень интересный факт про монограмму Шостаковича. Она пишет, что первое обдуманное применение монограммы было сделано не самим композитором. В 1936 году ее использовал английский композитор Бенджамин Бриттен. В его кантате «Радость агнца» мотив DSCH сопровождает слова «глупый парень». Позднее, в 1962, году шотландский композитор Рональд Стевенсон преподнес Шостаковичу пассакалью для фортепиано, основанную на этой же монограмме.

После смерти Шостаковича к его монограмме не раз обращались российские и зарубежные композиторы. Существует более 50 музыкальных приношений мастеру. Самые известные - «Прелюдия памяти Шостаковича» А. Шнитке, где он соединил монограммы Баха и Шостаковича; «Симфония № 12» М. Вайнберга; а также произведения Б. Тищенко, В. Бибика, Р. Габичвадзе, Т. Мансуряна, С. Цинцадзе, М. Носырева, Л. Пригожина, Э. Денисова, В. Сильвестрова, Э. Энглунда и др.

На могиле композитора на Новодевичьем кладбище также изображена его монограмма.

Монограмма, образованная от первых букв собственного имени и фамилии, является не единственной в творчестве Шостаковича.

В одном из номеров упоминавшегося нами журнала «DSCH» А. Гусейнова пишет о письмах, которые раскрывают новые факты из личной жизни композитора. Оказывается, в партитуре Десятой симфонии он зашифровал не только свое имя, но и имя пианистки Эльмиры Назировой. В ее личном архиве хранилось более 30 писем от Шостаковича, она передала их сыну композитора. В конце 40-х годов эту женщинуи Шостаковича связывали романтические отношения.

В одном из писем он поделился с ней откровением о том, что в третьей части Десятой симфонии зашифровал ее имя. «E-A-E-D-A» - именно так звучит ее имя в партитуре. Композитор использует латинские и русские обозначения нот. E-латинская E. Вторая нота A- используется одна буква Л. Третья нота Е- вновь ми, полностью. Следующая нота Ре - используется одна буква Р. А - латинское A. Таким образом получилось имя: Е - Л - МИ - Р - А.

Тематическое развитие в третьей части симфонии связано именно с сочетаниемдвух монограмм. Шостакович пригласил Эльмиру Назировуна премьеру симфонии в 1953 году. По ее признанию, во время исполнения симфонии Шостакович не отрывал от нее взгляд. Спустя год в Союзе композиторов Азербайджана появилась партитура симфонии. «С улыбкой вспоминает Эльмира, как недоумевали тогдашние руководители композиторской организации республики по поводу столь высокой чести, оказанной метром советской музыки молодой коллеге из Азербайджана».

Последняя встреча Эльмиры Назировойи Дмитрия Шостаковича состоялась в 1972 году. Композитор не хотел вторгаться в личную жизнь пианистки, не хотел нарушать покой своей семьи. Поэтому тайна Десятой симфонии раскрывалась не всем.

Монограммы таинственны и подходят для скрытых признаний тем, кто сумеет ихпрочесть. Как мы можем заметить, посвящение монограммысвоим возлюбленнымпрактиковалось композиторами разных эпох - от Шумана до Шостаковича.

АльфредаШниткеназывали последователем Шостаковича. Он также представил в своем творчестве большое количество монограмм на собственное имя, а так же на имена других композиторов. На инициалах собственного имени - AFEDEsCH( имя и первая буква фамилии) он построил Второй виолончельный концерт. Альтовый концерт основан на имени Юрия Башмета; финал Третьего струнного квартета посвящен монограмме Бетховена; четвертый скрипичный концерт - теме-монограмме Гидона Кремера и самого композитора, а также Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной и АрвоПярта; Скерцo Третьей симфонии основано на десятках монограмм имен немецких композиторов - от Г. Шютца до М. Кагеля.

По свидетельству Александра Ивашкина, сам Шнитке говорил о том, что многое в его музыке строится на монограммах. Одно из популярных произведений - Первая виолончельная соната - содержит в себе монограмму BACH. Этот известный символ появляется в пассажах. В первый раз появляется две ноты, а затем число их посторенний доходит до четырнадцати, что так же не является случайностью - по нумерологическому принципу, в которой каждой букве соответствует число, имя композитора можно обозначить числом четырнадцать: ( B = 2)+ (A = 1)+ (C = 3)+ (H=8).

Эта же монограмма встречается у Шнитке в его Первой, Второй и Третьей скрипичных сонатах, в Третьем Кончерто Гроссо, во Втором Виолончельном Концерте, в Третьей Симфонии идажe в «Стихах Покаянных».

Показательный пример монограммы можно встретить в пьесе для виолончели «Звучащие буквы». В качестве монограммы композитор использует свое имя и имя исполнителя.


В примере мы можем заметить, что монограмма Шнитке легко расшифровывается: A - ля, S - ре диез, С - до. В имени и фамилии Александра Ивашкина с обозначениями нот совпадают лишь несколько букв.

Это произведение написано ко дню рождения исполнителя, поэтому особенно интересным представляется завершение: Шнитке вставил послание «С Днем Рождения» и свою подпись.


В «каноне памяти Стравинского» Шнитке использует монограмму G-FEDEsCH-EsAEs, где G - Игорь, FEDEsCH - Фёдорович, EsAEs - Стравинский.На теме из десяти нот строится вся композиция произведения.

Произведения Шнитке представляют огромный интерес для изучения монограмм. Сам композитор говорил:«Мне очень интересно писать сочинения, где не все лежит на поверхности. Я пришел к выводу, чем больше всего в музыке “запрятано”, тем более это делает ее бездонной и неисчерпаемой, конечно, если это “запрятано” на разных уровнях- не так, как это делали сериалисты. Они ничего не запрятывали, а просто использовали цифровые пропорции.Но если что-то - какая-то магическая суть - запрятана, то след ее будет понят».

Использование монограммы в наше время

Если говорить о монограмме в наше время, то в пример можно привести творчествоРодиона Щедрина. Он был моложе Шостаковича на 26 лет и сменилего на посту председателя Союза композиторов России. Шостакович сам высказал пожелание о том, чтобы его приемником был именно Щедрин, так как в его лице он нашел музыканта, «вооруженного композиторской техникой высокого уровня, человека этического и вместе с тем эстетически образованного, независимо мыслящего».

Имя Щедрина связано с известной монограммой Шостаковича. Обращения к Шостаковичу присутствуют у Щедрина повсеместно. В «Музыке города Кетена», сочиненной к 300-летию Баха, он вписал свою монограмму SHCHED и соединил ее с цитатой из «Хорошо темперированного клавира»и отголоском оборота DSCH.

В 1983 году Щедрин пишет « Музыкальное приношение». В нем зашифровано три имени - Бах, Берг и Щедрин.

В этом же произведении Щедрин придумывает символ, никогда еще не применявшийся в музыке. Он зашифровывает в виде ступеневых номеров интервалов свою дату рождения и рост.


В 1984 году композитор пишет знаменитый «Автопортрет». Произведение Щедрин посвятил самому себе, на титульном листе обозначив «Р.К. Щедрину». По его словам, замыслом было «постараться звуками, красками, тембрами вглядеться в себя, запечатлеть свою личность, услышать время, когда ты жил и сочинял музыку».

В 2001 году, по заказу Питтсбургского симфонического общества, Щедрин написал симфонические этюды для оркестра «Диалоги с Шостаковичем». (Си. Приложение 2, пример 7)К столетию Шостаковича Щедрин давал интервью, в котором рассказал о том, из чего сложились его симфонические этюды. Он упомянул, что в 2002 году их заказал Марис Янсонс, чтобы исполнить произведение ХХ века в программе своего концерта. И тогда Щедрин решил соотнести свое произведение с Шостаковичем, передав восхищение этим музыкантом, их встречи и разговоры.

М. Лопатин в материалах к творческой биографии композитора, произведя анализ «Диалогов с Шостаковичем», отмечает, что монограмма не встречается здесь открыто и явно. Она вуалируется иным материалом. Иногда монограмма даже «разбивается» - одну ее часть играет партия скрипок, другую - партия альтов.

Если соотнести монограммы SHCHED и DSCH, можно заметить, что первая содержит в себе вторую, только в рассредоточенном виде. В произведении эти монограммы также сливаются в одно целое. Лишь иногда одна из монограмм выходит на передний план. Как отмечает М. Лопатин, «За ликом Шостаковича мы можем увидеть лик Щедрина, и наоборот. В этом мне видится суть взаимоотношения собеседников в диалоге, созданном Щедриным». В произведении сближаются не только темы монограмм, но еще и стили обоих композиторов.

На примере монограммы Родиона Щедрина мы можем отметить то, что применение музыкальных посланий в музыке нашло отражение и в наше время.

2. Возможности изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

.1 Музыкальные монограммы в школьных программах

Как было показано в 1 главе, использование монограмм стало традицией - к этому постоянно обращались композиторы разных эпох и стран.

Монограммы представляют собой весьма любопытный объект исследования, связанный с именами и жизненной судьбой композиторов. Монограммам посвящены научные статьи, диссертации и даже специальный журнал.

Однако в школьном образовании эта интереснейшая тема никак не затрагивается.Впредлагаемой ВКР сделана попыткарассмотрения возможностей изучения монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Нами были проанализированы следующие школьные программы по музыке:

В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак;

Ю.Б. Алиева;

Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой;

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Мы считаем, что в рамках каждой программы можно познакомиться с монограммами. Предлагаем для этого следующие уроки.

Программа В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

В 1 классе на 19 уроке «Водят ноты хоровод» изучаются названия нот, их расположение, разучивается песня про ноты. На 23 уроке «Где живут ноты» изучаются термины, связанные с записью нот.

В контексте данных уроков говорить про монограммы еще рано, но можно заложитьпредпосылкидляэтогона примере игры для разучивания нот. Сусанна Стародубова, руководитель центра музыкального развития «Камертон»(Ленинградская область, г. Гатчина), разработала ряд дидактических игр для детей младшего школьного возраста. Среди них мы нашли игру «Нотки в картинках». Ее мы предлагаем использовать на уроке.

Описание игры

Название: «Нотки в словах»

Реквизит - распечатанные изображения:

домик, репка, мишка, фасоль, лягушка, синица.

Описание - учитель предлагает детям стихотворение:

Дом построим на площадке,

Репку вырастим на грядке,

Мишку схватим за бочок,

Сорвем в саду фасоль стручок,

Лягушку мы в пруду найдем,

С синицей весело споем.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си -

Нотки мы в словах нашли!

После этого дети находят в словах названия нот, прикрепляют изображения к линейкам нотного стана, в том место, где находится соответствующая нота.

С помощью этой игры дети смогут узнать, что ноты могут «прятаться» в словах. В более старших классах, когда речь пойдет о монограммах композиторов, детям будет легче понять, каким образом композиторы могли «прятать» слова в нотах.

В 4 классеурок №20 «Арлекин и Пьеро»посвящен фортепианному циклуР. Шумана «Карнавал». На нем учитель может рассказать историю произведения, содержание и образы каждого номера. Можно использовать материалы 1 главы данной ВКР, чтобы рассказать детям о монограмме, пронизывающей все части цикла.

В 6 классе предусмотрено изучение темы «Полифония». На 23 уроке «Мир образов полифонической музыки» и 24 уроке «Философия фуги» нам предлагается пространство для знакомства с великим полифонистом И.С. Бахом. На 23 уроке учитель может рассказать о Бахе и его знаменитой монограмме, а на 24 уроке - на примере «Искусства фуги» - показать ее в нотах и объяснить, из чего она состоит.

В 7 классе 26 урок посвящен образу Великой отечественной войны в Седьмой(Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича. Ученикам предлагается познакомиться с историей создания симфонии и прослушать тему нашествия из нее. Мы считаем, что на этом же уроке вполне уместно рассказать о других произведениях Шостаковича, написанных в этот период, в том числе, и про Восьмой квартет, содержащий монограммуDSCH.

В 8 классе тема последней четверти «О современности в музыке». На уроке «Диалог времен в музыке А. Шнитке» можно привести множество примеров монограмм, с помощью которых композитор обращался к музыке прошлого.

Программа Ю.Б. Алиева

 В данной программе предусмотрены уроки, полностью посвященные одному или нескольким композиторам.Именно на них учитель имеет возможность представить ученикам не только общуюинформацию об их жизни и творчестве, но и особенноинтересные факты; к таковым можно отнести и монограммы в произведениях этих композиторов.

Изучать их можно на следующих уроках:

6 класс, вторая четверть, тема «Романтизм в музыке» (Р. Шуман);

7 класс, первая четверть, тема «Экспрессионизм в музыке» (А. Шёнберг, А. Берг);

- 8 класс, первая четверть, тема «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства» (Д. Шостакович).

Программа - Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой

В данной программе не запланированы специальные уроки, посвященные творчеству какого-либо отдельного композитора. Программа написана для классов с первого по четвертый. Поэтому в ней мы можем предложить только изучение нотной грамоты, нот, использовать игры, где в словах спрятаны ноты. Ниже приводится разработка урока, на котором дети смогут составить свои монограммы.

Программа - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

В 5 классе в тему «Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека» мы предлагаем включить в урок изучение полифонического цикла «Искусство фуги»;

В тему«И. Гайдн. Особенности восприятия мира композитором-классиком» в 5 классеможно включить произведение М. Равеля «Менуэт на имяHAYDN»;

В учебнике для 7 классак теме «Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония»есть изображение монограммы композитора.

 

Страница из учебника

Детей может заинтересовать этот факт, поэтому учителю целесообразно подготовить рассказ об истории монограммы, о том, почему она была применена.

Тема «А.Г. Шнитке как представитель музыкального авангарда отечественной музыкальной культуры»также позволяет учителю упомянуть о монограммах композитора.

2.2 Методические рекомендации по изучению монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

 

Мы считаем, что в современных программах заложен потенциал для изучения монограмм, так как в них рассматриваетсятворчество композиторов, в чьих произведениях мы можем найти монограммы. На наш взгляд, в младших классах (1-4) упоминать о том, что в нотах можно спрятать слова после того, будет уместно только после того, как дети познакомятся с музыкальной грамотой. В классах с пятого по восьмой ученики смогут более подробно познакомиться с монограммами в творчестве композиторов, а так же с тем, по каким принципам их можно построить.

Мы выбрали самых известных композиторов, применяющих монограммы. Их фамилии можно найти в учебниках по музыке, дети знакомятся с их творчеством. Поэтому мы предлагаем учителю использовать на своих уроках информацию об их монограммах.

 

Монограммы зарубежных композиторов

Композитор

Монограмма

Расшифровка, происхождение

Произведения

Страна

Бах Иоганн  Себастьян  (1685-1750)

BACH 

От фамилии  автора

1) «Искусство фуги» 2)Более 300 произведений других  композиторов

Германия

Шуман Роберт(1810-1856) 

1)«A Es C Н»  2)ABEGG

1)От первой  буквы фамилии автора «SCH» и названия города - «ASCН» 2)Посвящено  Мете Абегг

1) Фортепианный цикл  «Карнавал» 2) «Вариации  на тему Абегг»

Германия

Шнитке Альфред  Гарриевич (1934-1998)

1)AFEDSCH 2) G-FEDEsCH- EsAEs-

2) G - Игорь, FEDEsCH - Фёдорович, EsAEs - Стравинский

1) «Жизнеописание» 2) Классическая додекафонная серия в Каноне памяти Стравинского

Германия

Морис  Равель (1875-1937)

HAYDN

От фамилии Гайдн

«Менуэт на имя HAYDN»

Франция

 

Монограммы отечественных композиторов

Композитор

Мотив

Его расшифровка, происхождение

Произведения

Глазунов Александр Константинович (1865-1936)

1)([e]s - a- [e]s - с- h -а) 2)Zabela

1)Имя композитора. 2)Русская оперная певица Надежда Забела-Врубель

1)Сюита на имя "Саша", Op.2 2)Вальс на тему Забела, Ор.23

Мясковский Николай Яковлевич  (1881-1950)

B-re-gis La-do-fa

«Берегись Лядова»

1 часть Третьего струнного квартета

Шостакович Дмитрий Дмитриевич  (1906- 1975)

DSCH

От первых букв имени и фамилии

Скерцо Симфонии № 10 8 квартет, симфония № 9

Щедрин Родион Константинович (1932)

SH CHED

Монограмма  своего имени и  Шостаковича

«Диалоги с Шостаковичем»


Наши рекомендации учителю начнем последовательностью от младших классов к старшим.

Примеры заданий для 1 - 3 классов:

1.      «Найди ноту»

Ученикам предлагается в названиях картинок, начинающихся на слоги до, ре, ми, фа, соль, ля, си, найти эти ноты и поместить их на нотный стан.

Учителю мы предлагаем следующиесоответствующие 7 нотам слова:

До - дождь, дом, доска, домино, дорога, доктор, доспехи;

Ре - редиска, репка, река, рельсы, ремень, ресницы, решето, реприза;

Ми - мишка, мишура, мишень, миска;

Фа - фасоль, фартук, фараон, фагот, фата, факел;

Соль - соль, фаСоль, антреСоль;

Ля - лягушка, земЛя, капЛя, цапЛя, шЛяпа,

Си - синица, сирень, кСилофон, сито.

После того, как дети узнают названия нот, а так же то, что их можно найти в словах, мы предлагаем усложнить задание.

2.      «Расскажи нотами»

Теперь мы просим детей придумать предложение от заданной интонации из двух-трех нот.

3.      «Как звучит слово»

Детям предлагается составить предложение из слов, содержащих слоги нот. После этого учитель играет на инструменте ноты, которые получились. Таким образом, дети могут услышать, как звучит их фраза, в которой «спрятались» ноты.

После того, дети научились зашифровывать в нотах слова, можно рассказать им, что это называется монограммой. Далее учитель рассказывает про это же явление, но в других видах искусства, а именно про монограмму в изобразительном искусстве, упоминая, что это первая буква имени и фамилии, красиво переплетенная с узорами.

4.  
«Рисуем свое имя»

После рассказа учитель предлагает на листочках нарисовать детям монограмму своего имени и фамилии.

С помощью разработанных заданий учеников младших классов можно подвести к пониманию того, что такое монограмма.

Мы апробировали описанное задание в своей педагогической практике. Учеников3-его «Б» класса общеобразовательной школы № 35 г. Вологды мы познакомили с историей монограммы в изобразительном искусстве. После этого на доске была нарисована монограмма, состоящая из букв имени и фамилии учителя (автора предложенной ВКР) - НМ. Буквы были написаны каллиграфическим почерком и снабжены украшениями из завитков. После чего учитель уточнил, что буквы могут быть изображены как последовательно, так и с включением одной буквы в другую.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что это задание их увлекло - перед тем, как сдать свою работу, они делали несколько попыток, пытаясь придумать лучший вариант монограммы.Девочки, в большинстве случаев, пытались украсить свои рисунки.

Рассмотрим некоторые из получившихся работ детей. Алина Брезгина,соединяя буквы «А»и«Б», сделала более шести попыток.


Мальчики же уделяли большее внимание не узорам на монограмме, а тому, насколько оригинально совмещены буквы. Как и все дети, Матвей Фешовпредпринялнесколько попыток, в ходе которых придумал интересное совмещение букв.


В своих рекомендациях мы советуем учителю рассказывать детям о том, как строится монограмма, а в старших классах - давать детям задание придумать свою монограмму.

В школах еще не практиковалось подробное изучение монограмм, поэтому для того, чтобы проверить, с какого возраста дети способны придумать свою музыкальную подпись, мы провели в третьем «А» классе следующее задание.

5.      « Как звучит мое имя»

Ученики третьего класса уже успели познакомиться с монограммой в изобразительном искусстве, нарисовали рисунок. После этого мы предложили им вспомнить знакомую песню про ноты(До - воробышка гнездо, ре - деревья во дворе…) и найти там названия нот с словах. Дети с легкостью с нимсправились, после чего они узнали, что композиторы «прятали» не только ноты в словах, но и слова в нотном тексте.

На доске была нарисована таблица, где у каждой ноты было написано латинское название. Дети с интересом познакомились с ней. Нами были выбраны простейшие монограммы композиторов, чтобы привести их в пример. Это были фамилии «Бах», «Шостакович». Далее мы перешли к более сложным - монограммам Шумана(г. Аш) иМясковского (Берегись Лядова).

Знания не предлагались учащимсяв готовом виде. Учитель писал на доске монограмму, а дети пытались угадать, что она значит. После этого мы выдали детям листочки с изображением таблицы, где в ноты переведен целый английский алфавит(таблица приводилась в 1 главе ВКР). На вопрос, знают ли ученики, как пишется их имя на английском языке, несколько человек ответили, что затрудняются. После этого на доске были написаны их имена, после чего они подтвердили, что поняли задание и смогут написать свое имя сами.

Приступив к написанию собственной монограммы, ученики водили пальцем по столбцам, отыскивая нужную ноту. Задание было выполнено не больше чем за 3 минуты. Некоторые ученики придумали монограмму не только имени, но и фамилии, что не было включено в задание.


После того, как все дети справились с заданием, листочки были собраны, и мы приступили к самому важному этапу в задании. Учитель играл на музыкальном инструменте каждую придуманную монограмму. После прослушивания дети рассуждали, как она звучит - весело, таинственно, сказочно и т.д. Удивительно, но ученики даже смогли обнаружить одинаковое звучание интонации в разных именах.

Мы считаем, что при достаточной подготовке учителя к теме можно давать задания по разработке монограммы не только в старших классах.

С 4-5-ого классов мы предлагаем изучать монограммы в творчестве отдельных композиторов, описанных в 1 главе нашей ВКР.

Технологическая карта урока в 4 классе на тему «Арлекин и Пьеро»

Данный урок по программе посвящен изучению двух номеров цикла. Мы предлагаем посвятить уроквсему циклу «Карнавал» Р.Шумана.

Учебный предмет: «Музыка»

Учебный класс: 4 класс

Тема урока: «Арлекин и Пьеро»

Тип урока: комплексный

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: познакомиться с циклом «Карнавал», обнаружить в нем монограмму

Задачи урока:

) Познакомиться с творчеством Р. Шумана, с его произведением «Карнавал»

)Актуализировать знания учащихся о нотах

3) Формирование оценочной самостоятельности с помощью оценки и самооценки

Оборудование и материалы:

учебник,

фортепиано,

ноты «Карнавала»

Ход урока:

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД

Организационный

1.Воплощать художественно-образное содержание в движении 2.Эмоциональный настрой учащихся на дальнейшую деятельность

-Дети входят в класс под вступление из«Карнавала» Р. Шумана. Учитель просит прислушаться к музыке, передать ее характер в эмоциях и движениях. - Подготовка голосового аппарата с помощью песни «Звуки музыки» Роджерса

-Дети реагируют на музыку, делают пластические движения, передающие характер музыки, делятся образами, возникшими при прослушивании произведения.

1.Предметные: исполнить «Звуки музыки» 2.Личностные: развивать эстетические чувства, чувство прекрасного 3.Регулятивные: организовывать свои действия, умение формулировать свои мысли, умение оценивать свою работу и работу других 4. Познавательные: умение использовать имеющиеся знания

Актуализация знаний 

Определить цель и спланировать работу на уроке

-Учитель спрашивает, про какие ноты пелось в «Звуках музыки» -В каких словах были зашифрованы эти ноты? -Учитель рассказывает о том, что не только ноты можно спрятать в словах, но и наоборот - из нот можно составить слово, например: «фасоль» из нот «фа» и «соль»

- Про все ноты звукоряда  - До - гнездо, ре - дворе, ми - покорми, ля - земля 

1.Предметные - ответы на вопросы про ноты 2. Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы

Мотивационный


-Учитель спрашивает детей, знают ли они о том, что ноты обозначаются не только русскими слогами, но и латинскими буквами -Учитель говорит о том, что композиторы часто с помощью нот «прятали» в своей музыке слова или даже целые фразы

-Да/нет

Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы

Целеполагание


- Учитель предлагает детям сформулировать то, что они могут узнать сегодня на уроке

- Как композиторы могли прятать слова в нотах -Какие композиторы это делали

Регулятивные - поставить цель урока

Изучение нового материала


У.- Сегодня мы с вами познакомимся с композитором, который зашифровал в своем произведении несколько слов.Это Роберт Шуман. Он начал заниматься музыкой с 7 лет. Когда Шуман учился в школе, он сам организовал литературный кружок. Первое произведение написал в 10 лет. Его отец очень хотел, чтобы мальчик получил хорошее образование, поэтому отправил его учиться на юриста. Но Шуман все равно не оставлял музыку - брал уроки, мечтал стать виртуозным пианистом. Брал уроки у Ф. Вика. В дальнейшем он женился на дочери своего учителя Кларе Вик.На нашем уроке мы познакомимся с фортепианным циклом «Карнавал», который состоит из 20 пьес. У цикла есть подзаголовок «Маленькие сцены на 4 ноты». Один из номеров называется «Сфинксы». Он очень короткий, и состоит всего из трех вариантов этих четырех нот. -Учитель чертит на доске нотный стан, рисует вторую интонацию (Asсh) нотами - ля, ми-бемоль,до, си.Спрашивает детей, что здесь может быть зашифровано? (Предварительно называя ноты) - Учитель рассказывает о том, что у букв есть не только названия русскими слогами, но еще и латинскими буквами. Пишет на доске 7 нот, обозначенных русскими слогами, под ними 7 латинских букв. Просит детей соотнести эти названия и найти, какими буквами обозначаются наши ноты из «сфинксов». -Учитель объясняет, что нота ми-бемоль по-латински пишется Es. Шуман под этими тремя нотами подписал - ASСH. Первую и последнюю ноту мы нашли, а «s» это взято из ноты ми-бемоль.  Если прочитать это, то у нас получится «Аш». Это название города, где жила юношеская любовь Эрнестина фон Фрикен. Различные комбинации из этих четырех нот пронизывают все 20 пьес, иногда, поменявшись местами, они образуют первую букву фамилии композитора.  -Как вы думаете, зачем Шуман спрятал в нотах название города?  -Учитель играет пьесу «Сфинксы», чтобы показать, как звучит каждая интонация.  - Далее для прослушивания предлагается пьесы «Эстрелла» и «Киарина». Ученикам предлагается подумать, кому они могут быть посвящены и почему. -Какой композитор изображает первую девушку? -Ученикам предлагается сравнить пьесы -Далее учитель организует работу в парах для прослушивания некоторых номеров цикла. Для обсуждения учитель дает название пьесы и предлагает подумать, о чем или о ком она может быть,в каком характере.  -Две пьесы «Пьеро» и «Арлекин». Предлагается подумать, кто это, и чем могут отличаться эти пьесы. -Следующие две пьесы отображают два внутренних состояния композитора. «Эвзебий» и «Флорестан». Послушаем и опишем каждое из них.

                                -Дети затрудняются ответить, т.к. не могут составить из этих трех нот слова      -Дети находят ноту Ля - A , C - до, ноту Н - Си. Ноты ми- бемоль они не нашли, но нашли ноту ми - E. -Чтобы оставить это событие в памяти -Чтобы его возлюбленная узнала название в произведении - Киарина - Кларе Вик, Эстрелла - Эрнестине. Так как их имена созвучны названиям пьес -Киарина имеет более быстрый темп и напряженный характер, чем Эстрелла -Решительная, и одновременно нежная -Это герои комических масок, различаются по характеру. Пьеро - медленный и неуклюжий, а Арлекин - живой и веселый. -Эвзебий - мечтательный, а Флорестан более решительный.

1.Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы 2.Коммуникативные - работать в паре

Рефлексия

Выявить, выполнена ли цель урока, оценить свою работу на уроке

-Как вы думаете, какое мы с вами сделали открытие на этом уроке?  -Выполнили мы цель урока?     -Легко ли вам было угадывать, что пытался зашифровать композитор в своих нотах?

-Мы узнали, что в нотах можно прятать слова -Да, мы узнали, какой композитор применял такой способ -Да/нет

1.Регулятивные(развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать), умение оценивать свою работу и работу других 2.Личностные (применение на практике нового материала 3.Коммуникативные (обобщение и систематизация знаний)

Задание на дом

Закрепить восприятие нового музыкальногоматериала

Найти информацию о произведении Р.Шумана «Вариации на тему Абегг» и рассказать, кому они посвящены.




С 6 по 8 класс мы предлагаем не просто давать ученикам информацию о том, что такое монограмма, и в творчестве каких композиторов ее можно обнаружить. Мы просимучеников рассуждать о том, для чего нужны монограммы, пытаемся искать их в нотах, а также составить собственную монограмму.

Для того чтобы узнать, как ученики относятся к теме, с которой они ранее не сталкивались, мы провели анкетирование в 8 классе школы № 37 г. Вологда. Вначале мы рассказали ученикам о теме - что такое монограммы, для чего их используют, из чего они состоят, какими способами можно придумать монограмму, а также какие композиторы и в связи с чем их применяли. После этого мы попросили их ответить на следующие вопросы:

.        «Для чего изучать монограммы в школе»,

.        «Почему интересно их изучать»

Ответы целесообразно изложить в виде таблицы:

Для чего нужно изучатьмонограммы

Почему это интересно

- Для того, чтобы развивать слух - слышать интонацию, запоминать ее, находить в разных частях произведения и других произведениях - Для анализа музыки - находить монограмму, определять ее место в произведении, то, из чего она состоит -Можно увидеть подтекст произведения -Поиск монограмм развивает мышление -Можно самому придумывать монограммы, развивая воображение

-Потому что, придумывая монограмму композитор самовыражается, оставляет о себе память - По значению монограммы можно узнать новый факт о композиторе - его прозвище, имя возлюбленной и т.д. - Интересен сам факт наличия и возможности найти монограмму в музыке -Потому что с нахождением монограммы в не самом ярком моменте музыкального произведения становится чуть яснее идея автора -Монограмма в нотах может быть понята как подпись композитора. Если в музыке он не вставляет слова, то может нотами вставить их в виде зашифровки


Из полученных анкет мы сделали вывод, что ученики не представляют, что такое монограмма, без предварительного рассказа. После того, как им раскрывают тему, у них появляется интерес к монограммам, как к чему-то новому и таинственному. При разработке следующего урока, мы учлито, что ученики уже знают, что такое монограмма (после беседы и анкетирования) и знакомы с самыми известными монограммами (Баха, Шумана, Шостаковича).

Технологическая карта урока в 8 классе на тему «Диалог времен в музыке А. Шнитке»

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД

Организационный

Настрой  учащихся на дальнейшую деятельность

-Ученики входят в класс под «Сказку странствий» А. Шнитке.  Учитель просит детей прислушаться к произведению и подумать, какой композитор мог его написать - тот, кто жил очень давно или более современный композитор.  - Творчество композитора, написавшего это произведение мы сегодня и будем изучать. Вы правильно ответили, что это современный композитор. Альфред Шнитке жил в XX веке. Умер он всего 19 лет назад, поэтому у ваших родителей, бабушек и дедушек был шанс даже услышать его музык на концерте.В своей музыке он успел охватить все ведущие жанры, отразил свою эпоху и все, что происходило в культуре.

Ученики прислушиваются к музыке.     - Более современный, потому что раньше мы такой музыки не слышали

Личностные: развивать эстетические чувства, чувство прекрасного Регулятивные: организовывать свои действия, умение формулировать свои мысли, умение оценивать свою работу и работу других Познавательные: умение использовать имеющиеся знания

Актуализация знаний 

Вспомнить изученные факты о монограммах

- На примере данного композитора мы вспомним понятие, которое рассматривали ранее, а именно - музыкальную монограмму.  - Я прошу вас вспомнить, что значит это понятие -Вспомним, про монограммы каких композиторов мы с вами уже говорили

- В музыкальной монограмме композитор с помощью нот зашифровывает слова или выражения - И.С. Бах, Р. Шуман, Д. Шостакович

1.Предметные - ответы на вопросы  2. Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы

Мотивационный

Выявить то, чего ученики еще не изучили по теме

-Знакомы ли вы с монограммами А. Шнитке? -Как вы думаете, чему он мог их посвящать?

-Нет -Себе -Другим композиторам, т.к. он более современный композитор и до него их было много

Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы

Целеполагание

Поставить цель урока

-Сегодня мы познакомимся с монограммами, созданными А.Шнитке


Регулятивные - поставить цель урока

Изучение нового материала

Познакомиться с монограммами А. Шнитке

 -Вы правильно предположили, что композитор мог написать монограмму на свое же имя.  На доске учитель пишет «AFEDEsCH» и просит детей определить, из чего состоит монограмма. Затем играет этот мотив, а дети подбирают слова, описывающие характер. На этих инициалах композитор построил Второй виолончельный концерт.  В некоторых произведениях А. Шниткеиспользует более десяти монограмм различных композиторов.  В Первой виолончельной сонате композитор обращается к уже известной монограмме И.С. Баха.  Учитель играет монограмму Шнитке и Баха и просит определить, что в них общего. - Известен ли вам еще пример монограммы, имеющей такое окончание? -Сейчас мы послушаем произведение, в котором композитор спрятал не только свое имя, но и целое послание, оставленное своему знакомому. Попробуйте определить характер произведения и подумать, про что могло быть послание, оставленное в нотах  -На самом деле это произведение написано ко Дню рождения Александра Ивашкина.  Учитель раздает на парты ноты и просит найти фразу, посвященную этому событию (В нотах написана фраза - С Днем Рождения). Сам композитор говорил, что ему нравится такая таинственность в музыке. И если она есть, то ее обязательно найдут и расшифруют.

 .- Из букв имени и первой буквы фамилии -Окончание мотива звучит загадочно -Мотив строится на движении вниз. В начале есть поступенное движение - фа, ми, ре, затем ход вверх и снова вниз - ми, до, си.  -У них общее окончание - ноты до и си. -Да, это Д. Шостакович - Произведение звучит очень таинственно и напряженно. - Композитор мог оставить в нем слова об опасности или предупреждение

1.Регулятивные - умение формулировать ответы на вопросы 2.Коммуникативные - работать в паре

Рефлексия

Выявить, выполнена ли цель урока, оценить свою работу на уроке

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? -какая монограмма показалась вам наиболее интересной и почему?

-Мы познакомились с композитором А. Шнитке -Узнали, в каких произведениях он использовал монограммы и чему они посвящены -Монограмма ко Дню рождения А. Ивашкина, потому что в ней содержится целая фраза и она подписана в нотах вместе с подписью композитора

1.Регулятивные(развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать), умение оценивать свою работу и работу других 2.Личностные (применение на практике нового материала 3.Коммуникативные (обобщение и систематизация знаний)

Задание на дом

Закрепить восприятие нового музыкального материала

Придумать свою монограмму для целой фразы. Подумать, каким по характеру могло бы быть произведение, содержащее ее



Монограммы в нашей ВКР могут рассматриваться и с позиции межпредметных связей. Фактическая межпредметная связь - в том, что учитель может опираться на знания и факты, которые даются в других дисциплинах. Так, например, учителю не нужно будет отводить время на уроке для раскрытия понятия «Вензель», если дети познакомятся с ним на уроке изобразительногоискусства. В 6 классе на уроке «Дворянские усадьбы России» дается это понятие.

Мы нашли пример урока по технологии в 5 классе «Монограммы и метки», в котором детям предлагается вышить собственную монограмму. После такого урока детям станет известно, что при соединении первой буквы имени и фамилии, у них получится собственный знак.

На уроках литературы, когда дети знакомятся с акростихами, где из первых букв каждой строки складывается слово, можно так же привести пример, что в музыке и изобразительном искусстве из букв тоже могли складывать зашифрованные слова.

Заключение

Понятие, которое мы рассмотрели в ВКР, является новым для общеобразовательных школ и незнакомым для детей. Данную тему, как и остальные темы школьного курса, необходимо раскрывать последовательно, от легких фактов и заданий к сложным.

В 1 главе мы раскрыли сущность понятий «Вензель», «Монограмма», «Музыкальная монограмма»; выделили монограммы в изобразительном искусстве на примере христианского искусства, гравюристов Альбрехта Дюрера и Генриха Альдегревера, монограмм царских фамилий, русских, немецких и французских альбомов и журналов монограмм; предложили известные монограммы таких композиторов, как И.С. Баха, Р. Шумана, М.Равеля, А. Глазунова, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина.

Во 2 главе нами былпроведен анализ школьных программ по музыке и предложили темы, на которых можно рассмотреть монограммы. Также мы привели примеры конкретных заданий и уроков по нашей теме.

Таким образом, цель работы достигнута, а ее задачи решены.

Наша педагогическая практика показала, что дети с интересом погружаются в изучение данной темы и показывают положительные результаты при выполнении заданий.

Список использованных источников

1.   Альбом русских монограмм для метки белья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"895131.files/image031.gif">

  

Первые буквы греческого написания имени Христос: «хи» и «ро».

  

Альфа и Омега, соединенные с «Хи-Ро»

  

 

Пример 2. Гравюра Альбрехта Дюррера «Мужская баня», 1496.


Пример 3. Гравюра ГенрихаАльдегревера «Мария в лучах на полумесяце», 1553.

Пример 4. Обложка и пример страницы альбома монограмм Мартина Герлаха



Пример 5. Обложка альбома монограмм из журнала «Вестник моды»


Пример монограммы из журнала


Пример 6. Обложка альбома «русских и славянскихмонограмм для метки белья»


Пример страницы


Пример 7. Журнал«Немецкое искусство и художественное оформление» («DeutscheKunstundDekoration»)



Пример 8. Альбом монограмм А. Литке


Приложение 2

Нотные примеры

Пример 1


Пример 2


Пример 3


Пример 5


Пример 6


Пример 7

Приложение 3

Работы учеников

Пример 1


Пример 2

Похожие работы на - Изучение монограмм на уроках музыки в общеобразовательной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!