Изучение архитектуры модерна в условиях детской художественной школы
Изучение архитектуры модерна в условиях детской художественной школы
Содержание
Введение
Глава 1. Изучение стиля модерн: формы и методы
.1 История стиля модерна в Самаре
.2 Беседы об истории архитектуры в условиях детской художественной школы
.3 Изучение модерна в практических работах
Выводы по 1 главе
Глава 2. Создание композиции "Искусство модерна в Самаре"
.1 Выполнение авторской работы техники холодный батик
.2 Практическое выполнение холодного батика "Искусство модерна в архитектуре Самары"
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Архитектура модерна в Самаре является неотъемлемой частью культуры. Стилистика модерна органично вписывается в городскую среду Самары и создает неповторимый облик города. Знание этой страницы истории культуры Самары необходимо учащимся детской художественной школы (ДХШ), поскольку художественное образование должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие и формирование личности учеников, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Беседы об архитектуре, выполнение практических работ на пленэрной практике, создание станковых и декоративных композиций и др. формы занятий способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к жизни, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им.
Осмысление теоретического материала у учащихся детской художественной школы (ДХШ) должно осуществляться, в том числе и через практическую творческую работу. Автор квалификационного исследования в качестве образца такой работы создал декоративную композицию в технике холодного батика. Изучению батика посвящены многочисленные исследования.
Например, в работе Давыдова С.Г. "Батик: Техника. Приемы. Изделия" рассматривается методика и техника создания батика. В книге Алленова М.М., Евангуловой О.С. "Русское искусство начала X - начала XX века" нами были изучены искусствоведческие основы технологии. Комарова Т.С. в работе "Дети в мире творчества" изучает детское творчество, искусство модерна освещено во многих искусствоведческих трудах.
Целью настоящего исследования является разработка видов и форм занятий по архитектуре модерна в условиях детской художественной школы (ДХШ).
Предмет исследования: учебная и творческая деятельность учащихся детской художественной школы (ДХШ) по изучению архитектуры модерна
Дидактическая цель:
·формирование мотивационной и эмоционально-ценностной сферы учащихся с обеспечением устойчивого интереса к истории архитектуры.
·достижение достаточного уровня усвоений знаний, практических умений и навыков в деле познавания истории архитектуры.
Воспитательная цель:
·расширение базовой культуры личности посредством дальнейшего формирования определенных социально значимых качеств.
·усвоение общественного опыта эмоционально-ценностных отношений и отношений личности через социальное взаимодействие участников образовательного процесса.
Развивающая цель:
·оказание помощи в самореализации и самоутверждении, выработке индивидуального стиля деятельности ребенка в декоративно прикладном искусстве.
·раскрытие творческих способностей учащихся посредством преимущественного развития наглядно-образного мышления, художественного воображения, наблюдательности и памяти при выполнении батика.
В связи с поставленными целями в выполнении квалификационной работы бакалаврской нами были поставлены следующие задачи:
·изучение истории искусств, литературы по теме бакалаврской работы;
·изучение методической литературы;
·создание декоративной композиции в технике холодного батика;
·разработка планов-конспектов уроков по теме исследования;
·сформировать комплекс у учащихся первоначальные знания об архитектуре, и ее видах и стилях.
·реализовать данные принципы дидактики через применение метода развития творческих способностей и личностных качеств учащихся - создание проблемных ситуаций в обучении и методов эмоционального стимулирования и развития познавательного интереса.
В данной работе представлены следующие методы исследования:
·изучение, наблюдение, сравнение, описание;
·сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть развитие архитектурного модерна в Самаре;
Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в последующем при проработке темы модерна в детской художественной школе, а также в методических пособиях, и в организации учебной работы - в формировании лекционного и семинарского материала в условиях детской художественной школы (ДХШ).
Данная работа состоит из: введения - вступительная часть бакалаврской работы и двух глав.
В первой главе раскрывается история стиля модерн в Самаре. Приведена образовательная программа "Беседы об истории архитектуры в условиях детской художественной школы (ДХШ)", в которой уделено внимание изучению архитектуры нашего города, знакомство с которой является неотъемлемой частью образовательного процесса художественной школы.
Вторая глава знакомит с выполнением авторской работы в технике холодного батика. Кроме того, автором выполнена практическая работа в технике холодного батика по теме: "Искусство модерна в архитектуре Самары"
В конце работы приведено заключение.
Завершает бакалаврскую работу список источников и литературы.
В Приложении к бакалаврской работе прилагаются уроки: "Батик - искусство росписи по ткани", и конспект урока "Орнамент в силе модерн". Показаны детские работы, в (возраст 14-15 лет) выполненные в технике холодного батика на тему "Орнамент в стиле модерн".