Владеет большим и гибким объемом памяти.
Для запоминания новых слов и выражений необходима хорошая механическая память. которой может помогать логика, ассоциации и эмоции. Человек может изучать иностранный язык индуктивно, т.е. переходить от частного к общему. Изучив какое-либо правило на определенном примере, он логически переносит этот частный случай на другие похожие ситуации, расширяя свои способности понимания и говорения.
Психология отрицает равенство между способностей и знаниями, умениями и навыками, но в то же время обращает внимание на их целостность. Для того чтобы раскрылись способности, нужна деятельность, которая не может реализоваться в свою очередь без способностей 23.
Способности к иностранным языкам, как и к другим сферам человеческой деятельности, прежде всего взаимосвязаны с мотивацией, с интересом. Вследствие этого, чем больше успеха имеет человек в каком-либо виде деятельности, тем ему становится интереснее, он получает всё больше новых знаний и может почувствовать практическую полезность в приобретенных навыках. В современном мире одним из основных факторов мотивации является практическая полезность, когда мотивация увеличивается за счёт намерение достигнуть лучшего результата. В этот момент человек осознает, что может добиться многого, при этом тратя немного энергии.
Но с другой стороны, если мотивация к усвоению иностранного языка происходит в первую очередь не из самой сути языка, а определенна некоторыми другими внешними факторами, то мотивация может сформировать способности к усвоению языка, в первую очередь, за счёт постоянных и сознательных занятий.
Довольно часто преподаватели, чтобы увеличить мотивацию школьников, убеждают их, что на землю не существуют людей, которые не были бы неспособны к изучению иностранного языка. Если человек может говорить на родном языке, то это означает, что с теми мозговыми процессами, которые отвечают за способность говорить, у него всё нормально. А это означает, что он может так же разговаривать и на иностранном языке. Но для того, чтобы мозговые процессы начали работать, сначала необходимо усвоить иностранный язык. Поэтому, когда говорят, что у человека есть способности к иностранному языку, то имеется в виду именно способность к его усвоению, а не к говорению на нём.
Поэтому залогом успеха являются постоянные занятия. Даже люди хорошо знающие тот или иной иностранный язык подтверждают, что чувствуют неуверенность в своих силах, если на протяжении какого-то времени не практиковались, они, словно, спортсмены, которые потеряли форму. Исходя из всего вышесказанного, принцип «мы лучше знаем только то, что сами хорошо помним» очень подходит для знания иностранного языка.
Интересно также отметить тот факт, что довольно редко случается что человек, который хорошо знает только один иностранный язык, в принципе может владеть основами или начальным уровнем других языков. Дело состоит таким образом, что отличные познания в одном иностранном языке может показать параллели между различными языками одной языковой группы, в результате чего, изучение каждого последующего языка происходит гораздо легче.
2.3 Современные стратегии обучения иностранному языку
Проблема соотношения языка и речи может быть применима к изучению любого иностранного языка. Принято делить все методики, методы и подходы к обучению иностранным языкам на две основные ветви: «от речи к языку» и «от языка к речи».
Однако, нельзя утверждать, что при преподавании по принципу «от языка к речи» речевой навык не может быть сформирован. Он образуется пассивным образом, и этот процесс длиться довольно долго. Следовательно, чтобы таким образом выучить иностранный и уметь хорошо говорить на нём, необходимо изучать его на протяжение долгого времени. При этом сам результат появится не сразу и возможен только тогда, когда человеку сам заинтересован в общении на иностранном языке. Обычно именно такие люди в дальнейшем становятся профессиональными лингвистами.
Преподавание по принципу «от речи к языку» называется коммуникативным. В нём самым главным является не официальная правильность высказывания, а его смысл, коммуникативная мотивация учеников и само речевое действие, а не его содержательное наполнение. При данном виде обучении язык не должен являться целью, он должен быть, прежде всего, средством получения и передачи информации. Если преподавать язык по принципу реализации речевого акта, то в таком обучении лучше видна его коммуникативная функция, которая является главной.
Сам коммуникативный принцип обучения появилось в 1970-1980-е гг., в тоже время, когда сформировалась практическая направленность методики и технологии преподавания иностранных языков. Это привело к решительному повороту в сторону естественного общения в процессе преподавания языков. Целью в данном процессе было развитие коммуникативной компетенции, а позже - и способности к коммуникации на изучаемом языке и освоения специфики поведения иноязычного речевого общения.
Поэтому, в начале 1970-х годов, методисты, базируясь на стороне коммуникативного метода, опирались на общественные и функциональные механизмы применение языка в ситуациях речевого общения.
При коммуникативном подходе к преподаванию иностранного языка, объектом формирования становиться не только определенные знания, умения и навыки, но и коммуникативная компетенция, которая позволяет человеку результативно взаимодействовать в ситуациях речевой коммуникации на иностранном языке.
Лингвистическая компетенция подразумевает то, что человек может овладеть конкретными формальными языковыми знаниями и подходящими им умениями и навыками, взаимосвязанные с разными сторонами языка, например, грамматикой, фонетикой и лексикой. Лексические единицы и грамматические конструкции, изучаются для того, чтобы в дальнейшем преобразовать их в осознанное высказывание.
В действительности, если мы обучаем коммуникации на иностранном языке, то нельзя довольствоваться только владением самим языком, некоторым количеством умений и навыков, а также способностью их использовать в определенных ситуациях социального взаимодействия.
Необходимо вовлечь речевое общение в другие виды деятельности, где оно могло бы быть не только средством обмена с другим человеком какой- либо информацией, но и создавало возможностью понять своего собеседника как личность, создавало условия для возможного сотрудничества с ним.
Поэтому, сегодняшние преподаватели акцентируют внимание не на языке, а на речи, понимая, что речь всегда является ситуативной, определяется временем и местом, личностными чертами собеседников в ходе общения, и т.п. Следовательно, чтобы задачи общения включают в себя кроме формирования лингвистической компетенции еще и социолингвистическую компетентность.
Социолингвистическая компетенция предполагает то, что говорящий на иностранном языке человек способен сам выбирать подходящие языковые формы, использовать или изменять их в соответствии с уже имеющимся контекстом. Чтобы правильно делать это, изучающему язык необходимо понимать смысловую значимость лексических единиц, и то, как они могут меняться в процессе ситуации общения и стиля, а также, как они воздействуют на другого человека.
Социокультурная компетенция является важной еще и потому, что коммуникация на иностранном языке - это не просто диалог между двумя или несколькими индивидуумами, зачастую - это диалог представителей разных культур. Данная компетенция является средством воспитания международно-ориентированной личности, которая осознает целостность и взаимозависимость мира, необходимость интернационального сотрудничества в случае возникновения основных проблем современного общества.
Стратегическая и дискурсивная компетенции. Эти элементы коммуникативной компетенции часто переплетаются с вопросами риторики. Ведь именно последняя отвечает на вопросы о том, каким образом следует организовать свою работу над публичным выступлением, что представляет из себя построение своего высказывания, как следует корректно реализовать связь со слушателями и т.д.
Всем известно, что в тот момент, когда мы разговариваем на своём родном языке, у нас получается правильно и убедительно построить свою речь для того, чтобы получить желаемый эффект от своей речи. Это объясняется тем, что на уроках устные выступления учащихся часто имеют лишь форму, а не содержание.
Социальная компетенция подразумевает, что человек может и, главное, хочет взаимодействовать с другими людьми, он чувствует уверенность в себе, а также может поставить самого себя на место другого человека. Здесь самое главное - сформировать у учащихся чувство терпимости к собеседнику, чтобы он смог выслушать и понять другую точку зрения, которая отличается от его точки зрения.
Все выше перечисленные знания, умения и навыки имеют исключительную важность для современного человека в его повседневной и профессиональной деятельности и за границей, и на родине.
Довольно часто коммуникативный метод в обучении рассматривается, как упрощенный процесс обучения, когда с человеком просто разговаривают на иностранном языке и вообще не уделяется внимание грамматике, лексике и т.д. Но это неверное представление интерпретации коммуникативной методики. В данной методике учитываются все стороны языковой деятельности, а также и над грамматической работой, хотя, она основывается на реальных ситуаций речевого взаимодействия, которые появляются в конкретных дидактических формах, способах и методах. В этом случае осуществляется соприкосновение дидактики с психологией.
В современном образовании коммуникативное преподавания довольно часто идеализируется и преподносится как очень эффективный метод, особенно, если сравнивать с «унылым» обучением от языка к речи. Впрочем, коммуникативный метод в обучении не лишен недостатков, главным из них является ее реализация только при достаточно большом количестве занятиях. Преподавать по данной методике раз в неделю, с длительностью урока в один час, совершенно не эффективно. Помимо этого, если отсутствует понимание языка как системы, то потенциал развития логического мышления при обучении иностранному языку остается не достаточно реализованным.
Однако, в современных условиях, когда всё больше и больше людей вступают в общение с носителями иностранного языка, не приходится сомневаться в важности речевой практики. Поэтому речевую практику ничто не может заменить в преодолении языкового или коммуникативного барьеров и боязни говорить на иностранном языке.
2.4 Факторы, снижающие потребность в изучении иностранных языков
В настоящее время у преподавателей по иностранному языку появляется проблема, когда ученик, который хорошо изучает иностранный язык, может теряться, когда он оказывается в ситуации естественного социума на иностранном языке. При этом, учащийся может хорошо справиться с коммуникативной задачей, если преподаватель заранее смоделирует её на занятиях. Но, при реальной коммуникации, учащемуся трудно проявить свои языковые знания, умения и навыки, поскольку возникает т.н. языковой барьер.
Почему одни люди учат язык годами и не начинают на нем говорить, а другие, уже за несколько уроков приобретают способность говорить? Дело именно в том, что одни легко преодолевают языковой барьер, начинают говорить и совершенствуют эти навыки. А другие упираются в этот барьер и не могут перейти от слов и правил к речи. Можно вечно учить слова и правила, но не перешагнуть через языковой барьер.
Возникновение языкового барьера объясняется многими причинами. К им относятся: отсутствие интереса к изучению иностранного языка, неспособность к самостоятельному преодолению языковых сложностей, которая выражается в неготовности к самоконтролю. А также, низкая самооценка; нехватка воображения; эмоциональной неустойчивость; неудачная организация учебной деятельности; незнание культурных особенный собеседника по коммуникации и т.д. (Зимняя И.А., Китайгородская Г.А., Леонтъев А.А., Леонтович О.А., Тер-Минасова С.Г., Чаплина Е.И. и другие).
Точки зрения учителей и психолингвистов едины в следующем мнении: языковые барьеры - это то, что мешает человеку успешно усваивать иностранный язык. Они могут быть как внешними, так и внутренними.
Внешние барьеры - объективные, которые чаще всего могут возникать перед человеком вне зависимости от его мотивации. Например, когда человек никак не может найти для себя соответствующую методику обучения, которая бы отвечала бы его целям или запросам. Для того чтобы преодолеть данные барьеры необходимы конкретные организационные усилия.
Внутренние барьеры - субъективные, их преодоление происходит гораздо сложнее и дольше, поскольку они рождаются внутри нас самих, и их причины чаще всего находиться очень глубоко в вашем подсознании.
Самый первый и главный барьер, который нужно преодолеть в первую очередь, когда приступаешь к освоению иностранного языка, состоит в том, что необходимо преодолеть изначальный страх перед изучением иностранного языка. Обычно такие барьеры появляется у людей, которые начинают изучать иностранный язык будучи взрослым людьми. Такой страх, вероятнее всего, связан с неуверенностью и боязнью неудачи. Главный страх во время коммуникации на иностранном языке у большинства - это боязнь сделать грамматическую ошибку. Хотя, мы можем совершенно спокойно совершать грамматические ошибки даже говоря на родном языке. Иногда мы специально допускаем ошибку в стилистических целях, и это совершенно не мешает нашу общению.
В современную эпоху телекоммуникационных технологий очевидно, что только одних лингвистических знаний, которые представляют из себя, только лишь теоретический языковой материал, который не всегда достаточен для успешной коммуникации. Пользуясь только ими, и не владея другими речевыми навыками, мы используем «мертвый» язык. Данное явление является самой частой проблемой у обучающихся, которые изучают данный предмет по традиционному способу.
Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы преподавание иностранного языка в нашей стране было более ориентировано на коммуникацию и было ориентировано на реальное повседневное общение, которое предполагает обмен и информацией и эмоциями. Такое общение достаточно сложно реализовать практически потому, что оно предполагает некую раскованность и получение удовольствия от самого процесса общения. Наши ученики и педагоги в образовательных учреждениях не могут этого сделать из-за учебных стандартов и школьных программ.
Сам процесс изучения иностранного языка тесным образом связан с дидактическими и педагогическими аспектами, только лишь потому что в таком процессе мы учим или стараемся учиться речи, коммуникации и общению.
Преподавание общению на иностранном языке не может стать более действенным, если его рассматривать лишь с точки зрения «сухой» методики. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что психологические аспекты преподавания языку могут определять не только цели и задачи обучения, но и мотивацию учащихся. Поэтому изучение иностранного языка влияет на индивидуальное, интеллектуальное и общекультурное развитие человека.
У разных возрастных групп учащихся по-своему может выражаться учебная мотивация. Для того, чтобы осознать специфику мотивов у учащихся различных возрастов, нужно для начала сопоставить их с особенными чертами каждого возраста в общем.
Обычно выделяют три основных периода у школьников: младший школьный возраст 7-10 лет, начальная школа (1-4 классы), подростковый, или средний школьный возраст, 10-15 лет, средняя школа (5-9 классы), старший школьный возраст 15-17 лет, старшая школа (10-11 классы).
Для всех этих возрастных групп учебная мотивация имеет свои отличительные особенности. Поэтому, чтобы отследить динамику развития учебной мотивации, нужно изучить мотивацию в следующих «проверочных» групп возрастов: 4 класс, 6 класс, 8 класс и 11 класс.
Младший школьный возраст
Для начала проанализируем интерес ребенка в тот момент, когда он приходит в школу. С объективной точки зрения данный этап развития характеризует первые взаимодействия ребенка с неизвестным учебным процессом, что имеет значение как для ребенка, но и для социума. Как правило, в конце дошкольного возраста, обычно, у ребенка сформирован достаточно сильный интерес к обучению в школе. Он выражается в том, что ребенок ощущает потребность в посещении школы (носить школьные предметы, принадлежности и, соответственно, форму), внедряться в новый для него вид деятельности, т.е. обучение, занять новый статус среди окружающих. Вместе с этим есть и объективная подготовленность к школе, определенная степень развития умственных способностей, и наличие знаний и умений ребенка, с которыми он приходит в школу.
Следует также выделить позитивные и негативные черты мотивации учения младшего школьного возраста и их развитие на протяжении этого периода. Отмечаются следующие благоприятные особенности мотивации: ребенок положительно относится в целом к школе, расширяется круг его интересов, имеется любознательность. Диапазон интересов не всегда может проявляется при учете потребностей младших учащихся в творческих играх (особенно на сюжеты из книг или кинофильмов). В результате исполнения этих самых сюжетов воплощаются социальные интересы младших учащихся, их эмоциональная сторона, коллективные игровые сопереживания. Любознательность - эта форма, в которой проявляется высокая умственная активность у младших учащихся. Естественность, искренность, доверчивость младших учащихся, их вера в неоспоримый авторитет преподавателя и желание сделать любые задания являются положительными условиями, чтобы развить в этом возрасте широкие социальные мотивы ответственности, долга, осознания надобности в учении.
Мотивация у учащихся начальной школы также предполагает наличие ряда отрицательных сторон, которые мешают учебе. Например, младшие школьники имеют недостаточно эффективные интересы, которые изменчивы, и быстро могут удовлетворяются и без помощи учителя, могут исчезать и не возобновляться (школьный учебный материал и задания часто быстро наскучивают учащемуся, вызывая у него чувство утомления).
Мотивы первоклассников чаще всего неосознанны. Это можно заметить в неумении учащихся назвать причины симпатии в определенном учебном предмете. Мотивы несильно распространены, то есть захватывают отдельно взятый или ряд учебных дисциплин, которые связаны по их внешним качествам. Мотивы включают в себя ориентир учащихся, прежде всего, на знания, как на достижение в учебе, а не на методы учебного процесса. До завершения учебы в начальной школе у учеников иногда не образуется воля для того, чтобы преодолеть трудности в учебной деятельности (это иногда косвенно происходит из-за самого преподавателя, так как в оценке закрепляется результат, а не желание к преодолению сложностей). Все эти черты провоцируют поверхностную недостаточную мотивацию к обучению, иногда зовущуюся «формальным и легкомысленным отношением к учебному процессу». Если отследить общее развитие мотивов обучения от 1-го к 4-му классу, то проявляется оно в следующем. Сначала учащиеся имеют интерес к внешнему аспекту пребывания в школе (сидеть за партой, носить форму, рюкзак и т.д.). Затем появляется интерес к первым достижениям своей учебной деятельности (к написанию первых букв и цифр, к первым оценкам учителя) и лишь потом уже - к учебной деятельности, а еще позднее - к способам получения познаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие учащиеся переходят от интереса к общим случаям к интересу к закономерностям и положениям. У младших школьников появляется и желание к самообразованию, в виде простую форму - интерес к дополнительной информации для знаний, что можно заметить в эпизодическом чтении дополнительной литературы.
Социальные мотивы могут развиваться от общего, недифференцированного осознания социального престижа в учебе, с которым ребенок начинает обучение в первом классе, к более осознанному пониманию причин нужды учиться, к пониманию значения обучение «для себя самого», что делает социальные мотивы достаточно эффективными, которые чаще всего реализуются в поведении.
Позиционные социальные мотивы в данной возрастной группе представляют из себя желание ребенка завладеть главным образом похвалой учителя. Отношение младшего учащегося к преподавателю в общем дружественное и доверительное, хотя его может огорчить получение плохих оценок. Реализуется желание занять конкретное место и в окружение сверстников, ориентир на точку зрения товарищей. Мотивы коллективного труда находятся в наличие у младших учащихся, но пока в самом общем и банальном их выражении. Таково качественное представление мотивов учения в данной возрастной группе школьном возрасте.
Если же отследить количественное развитие, то следует пояснить, что положительное расположение к обучению немного понижается к завершению начальной школы.
Заинтересованность к учебному процессу, если сравнить с другими интересами школьников планомерно увеличивается в 1-2 классах и заметно понижается в 4-м. Можно сказать, что понижение интереса происходит значительно ощутимо в тех классах, где преподавателя преобладает установка на сообщение готовых знаний, то есть на их запоминание, где деятельность учащихся имеет воспроизводящий, подражательный характер. То есть, ученики начальной школы интересуются теми заданиями, где есть шанс проявить самостоятельность и инициативу. В данном возрасте, учащиеся больше предпочитают выполнять более сложные задания.
Так, А.К. Маркова считает, что некоторое общее понижение учебной мотивации к завершению начальной школы не должно сбить с толку преподавателя. Все дело состоит в том, что общее положительное отношение к школе постепенно понижается, причем понижается закономерно, так как сам интерес к процессу обучения по сути удовлетворен. Время пребывания в школе теряет для учеников непосредственную эмоциональную увлекательность, он к этому привыкает. Во 2-3 классах осознание социального значения обучения должно подкрепляться интересом к самому содержанию учебной деятельности, к способам получения знаний. Там, где преподаватель может это реализовать, уменьшение учебной мотивации к завершению начального этапа обучения не осуществляется.
Достижения учащихся младшей школы в развитии подразумевает, что для них становится привычным, такие психические функции как память и внимание. Учащийся начинает овладевать средствами мыслительного запоминания, концентрированием своего внимания, устройством своего поведения в общем, подчинением правилам учителя.
Установка целей у учащихся младшей школы характеризуется тем, что учащийся может выполнять задачи, которые поставлены преподавателем (умение младшего учащегося подчиняться задачам и стремлениям преподавателя от класса к классу увеличивается, о чем может свидетельствовать выполнение требований поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание учащегося). Ученик может определить значение и последовательность целей в учебной деятельности, так и при самостоятельной подготовки заданий дома (при следовании режима выполнения домашних занятий). Он способен самостоятельно обозначить систему промежуточных целей на пути к основной цели, которая поставлена учителем (например, способен самостоятельно назвать определенные этапы выполнения задачи), а также установить методы результата этих промежуточных целей.
Слабость процессов образования целей в данном возрасте проявляется в неумении учащихся подчиняться целям взрослого человека на достаточно продолжительный промежуток времени, которое выражено, например, в недостатке внимания на занятиях.
Отсутствие у учащихся способности соотносить выбранные им цели со своими возможностями, которые могут привести к неудаче в учебном процессе и понижению мотивации обучения. Процессы образования целей младших учащихся не всегда подходят усложненным задачам учебной деятельности. Образование целей неравномерными и неодинаковыми темпами образуется, как и в учебной, так и в других видах деятельности. Обычно, в учебном процессе оно более реализовано. Процессы образования целей не всегда осмысливаются учащимися, если учебный процесс основывается в условиях подчинения учениками задачам учителя. Младший учащийся не без особых усилий может усваивать причинно-следственные отношения, путает причины и следствия.
Сложности в процессах образования целей у младших учащихся заключаются в недостаточной активности в процессе решения собственных проблем. Они готовы идти к собственной цели в том случае, если они могут ее достигнуть. Младшие учащиеся несамостоятельны, когда находятся наедине со сложностями и не получают похвалу от взрослого, порывисты, не работают по правилам преподавателя.
Слабость процессов образования целей, неспособность выполнять правила преподавателя это один из поводов негативного отношения к учебе, и к школе в целом в этом возрасте. Преподователю следует сопоставить свои требования с действительными возможностями каждого учащегося по отдельности, а также последовательно и регулярно содействовать учащимся в их стремлении подчинить свое поведение необходимым (учебным) целям. Не следует недооценивать и игровыми ситуациями в обучении, которые способствуют развитию школьников к постановке цели и ее осуществлении. Эмоции, которые связаны с обучением в данном школьном возрасте, имеют исключительную мотивационную ценность.
К завершению младшего школьного возраста у учеников нужно сформировать хотя бы в основном понимании, учебно-познавательный интерес, не только к новой информации, а также к общим принципам, а именно к методам получения новых знаний. Образование этого мотива необходимо для подготовки учащихся при поступлении в среднюю школу. Образование новых степеней мотивации составляет значительный запас воспитания позитивного отношения к учебе в данном возрасте. Главная задача содержания мотивации в данной возрастной группе - «уметь учиться». Младший школьный возраст - это лишь начало появления мотивации в учебе, от которого зависит в большинстве случаев будущая судьба на протяжении пребывания в школе.
Средний школьный возраст
Средний школьный возраст можно охарактеризоваться объективными переменами условий жизни учащихся: повышается количество учебных дисциплин, которые необходимо изучить учащемуся; уроки преподают несколько учителей, которые предъявляют порой самые разные требования к учебному процессу учеников; повышается уровень сложности учебных дисциплин; увеличиваются типы внеклассных и внешкольных мероприятий; учащейся вступает в новые социальные связи как и в самом классе, так и вне школы.
Следует отметить некоторые специфические черты подростка, которые способствуют появлению мотивации учения и препятствуют ей. Положительными факторами мотивации у учащихся средней школы являются: «нужда во взрослении» - отсутствие желания видеть себя ребенком, желание занять новую позицию по жизни, по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе; особенная чувствительность подростка к усвоению правил поведения взрослого человека; активность в целом, стремление присоединиться к разным виды деятельности вместе со взрослыми и сверстниками; готовность подростка понять себя как личность, способность оценить себя на точке зрения общества и своих личностых установок, необходимость в самореализации и самоутверждении, которое строится на точке зрения другого человека (сверстника, учителя); готовность подростка к независимости; расширение и многообразия интересов (увеличение кругозора), которое сочетается с образованием большей избирательности, дифференцированности; конкретность и стабильность интересов; появление у подростков особых способностей (музыкальных, литературных, технических и др.), которые основаны на вышеперечисленных свойствах. Психологи полагают, что в среднем школьном возрасте умственная активность может сочетаться с увеличивающейся независимостью и ярко появляться в круге интересов. У детей и подростков умственная активность в общем сильно превосходит развитие специальных интересов и способностей.
Отрицательные черты учебной мотивации у учащихся средней школы истолковываются несколькими причинами. Неопытность оценок подростком самого себя и окружающих приводит к сложностям в общении с ними: подросток не хочет верить точке зрения и оценке преподавателя, конфликтуя с остальными взрослыми. Готовность к взрослости и нежелание становиться отстающим среди одноклассников провоцирует внешнее равнодушие к позиции учителя и отметкам, которые он выставляет. Несмотря на это, подросток действительно ценит мнение взрослого человека. Желание подростка к независимости провоцирует у него отрицательное отношение к готовым знаниям, легким и банальным проблемам, репродуктивно- воспроизводящим видам учебного процесса, к способам организации работы учителя, которые заимствованы из начальной школы. Нехватка осознания взаимодействия учебных дисциплин, которые изучаются в школе, с возможностью использовать их в дальнейшем понижает благоприятное отношение к обучению. Выборочная заинтересованность к отдельно взятым учебным предметам снижает мотивацию к другим из-за неспособности подростка соединить их, корректно организовать свою учебную деятельность. Слишком большой кругозор интересов приводит к раздробленности, новые внеклассные и внешкольные мероприятия образовывают сильную конкуренцию учебному процессу. Нестабильность интересов может выражаться в их изменении или чередовании. Мотивы позитивного отношения к учебной деятельности понимаются подростками гораздо лучше, чем мотивы негативного отношения.
Однако у подростка закрепляются познавательные мотивы, т.е. интерес к новой информации. Поэтому в данном возрасте у большинства учащихся имеется интерес к разным фактам, который позже изменятся на интерес к закономерностям.
Разносторонние познавательные интересы в подростковом возрасте, по мнению А.К. Марковой32, характеризуют примерно четвертую часть учеников. Такие интересы провоцируют у подростков желание к выполнению поисковых задач и нередко заставляют учащегося выйти за рамки школьной программы. Развитие широкого познавательного интереса при организации личности подростка- это важное составляющее, но при недостатке нужного педагогического авторитета, он становится основанием несерьезного отношения подростка к обучению.
Стоит отметить, что подростковый возраст достаточно подходящий для образования разнообразных познавательных интересов. Развитию разносторонних познавательных мотивов способствуют в данном возрасте различные виды внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции и др.). Немаловажно, что интерес закрепляется способами получения знаний. Прочной основой этих мотивов является желание учащихся стать взрослым. Им нравится анализировать и обсуждать методы познания, пути научного поиска, что очень помогает им обогащать их виденье о способах самостоятельного получения знаний. Однако, вместе с этим подростки пока сложно осознавать такой тип учебных мотивов. Большая часть учащихся 5-8 классов думают, что для них более важным является мотив получения новых знаний, мотив же получения методами добывания знаний понимается как важный довольно не всегда.
В подростковом возрасте продолжается развитие мотивации самообразования. Если в начальной школе у учащихся эти мотивы выражаются чаще всего в нечетких, неясных проблемах своего развития и образуются в простых приемах - чтении дополнительной литературы, посещении библиотек, то у подростка мотивы и методы самообразования становятся более совершенными.
Пути самообразования становятся более определенными, причем часто на передний план становятся близкие цели (сдать экзамены, записаться в кружок) без конкретной связи с целями выбора профессии и развития личности в общем.
Методами получения самообразования здесь являются выборочное и довольно регулярное чтение, получение актуальной информации и одновременно максимальное применение знаний школьной программы.
Интерес к знаниям, которые выходят за рамки школьной программы, является довольно типичными для подростков. Образование познавательных мотивов в таком возрасте, в общем, могут определяться активным желанием подростка к независимым формам учебной деятельности. Это можно заметить в желании, с которым ученик совершает самостоятельно учебные задания на занятиях, при работе с более сложным учебным материалом, в стремлении самостоятельно построить собственную познавательную активность за рамками школьной программы, а также в различных видах самообразования.
Необходимо охарактеризовать социальные мотивы учения у учащихся средней школы. Они становятся все более совершенными, так как в ходе учебной и общественной деятельности у подростков расширяется виденье о моральных ценностях, идеалах общества, которые оказывают влияние на осознание учащимся сути и значимости обучения. Эти мотивы особенно закрепляются при условиях, когда преподаватель демонстрирует ученикам возможность применение результатов учения в дальнейшей профессиональной деятельности, при общении и самообразовании.
Значимые качественные изменения в подростковом возрасте располагаются в так называемых позиционных мотивах учения. Их образование можно определить желанием подростка определить свой статус (статус взрослого человека) при отношениях со взрослыми людьми и сверстниками, стремлением понять другого человека и быть понятым, возможностью оценить себя по мнению другого человека. Мотивом, адекватным учебным процессам, становится мотив поиска связей и работы с другими людьми, мотив получения способами урегулирования этого сотрудничества в учебном процессе. Этим обусловлен интерес учащихся ко всем видам групповой и коллективной деятельности, где могут быть осуществлены его социальные нужды в дружбе, в коммуникации и взаимодействии с окружающими, в самореализации и самоутверждении через отношения с другими людьми.
Подростку нравятся такие виды учебных занятий, где учитель и учащиеся вместе реализуют поиск новой информации и новых путей его овладения.
Вместе с этим, если сравнивать с младшими учащимися, у подростков появляются иногда довольно критические соображения, суждения и взгляды на счет учителя. Они очень восприимчивы к несправедливости преподавателя, могут сплотиться в группы при конфликте с преподавателем.
Подросток сопоставляет, не всегда сознательно, свою мотивацию и мотивацию ровесников с моделью и идеалами, которые приняты в современном обществе.
А.Н. Леонтьев полагал33, что у подростков насущной задачей становится на соотнесение мотивов, решение учащимися задач на поиск значение: «Что важнее всего для меня?», «Что важнее всего для другого?», «Что самое главное для меня, что менее важное (увлечения)?», «Почему я это делаю таким образом, а не как иначе?», а понимание подростком соподчинения, относительной значимости своих мотивов которые подразумевают, что в данной возрастной группе могут складываться сознательная система, иерархия мотивов.
К завершению подросткового возраста наблюдается стабильное преобладание какого-либо мотива. Подросток, обычно, понимает, что им управляет несколько мотивов, даже может их обосновать.
Развитие мотивов учения у подростков содержится в большой их избирательности, расположение, и в усиливающих их взаимосвязях с практической деятельностью.
Основная сущность мотивации в данном возрасте - это научиться работать с другими людьми в результате совместном, реализуемом учебном процессе. Качественное представление образования мотивов у подростков, дальнейшее их развитие таково, что на первом этапе средней школы мотивация к обучению возрастает за счет проявления новых учебных предметов, разных учителей, а потом к 6-8 классам снова уменьшается. К завершению 9-го класса мотивация вновь увеличивается в результате дальнейшего обучения, а также при выборе форм окончания среднего образования (школа, средние специальные учебные заведения).
Уменьшение заинтересованности к обучению в средней школе связано с представленными выше психологическими особенностями учащихся подросткового возраста. Одновременно с этим, одной из основных причин уменьшения мотивации является недостаточный учет преподавателем социальных мотивов у подростков. Когда для них не видно связь учебы с социально важными видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в процессе обучения не осуществляются особые для подростка стремления к взрослой жизни, к независимости, к взаимодействиям со окружающими. Небольшое развитие учебно-познавательных мотивов порой продолжает оставаться основной причиной ослабления интереса к учебе у подростков.
Процессы целеобразования у учащихся средней школы во многом сочетаются с совершенствованием умений самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, концентрировать внимание, стараться запоминать самое важное.
Если ученикам начальной школы требуется отдых в середине урока или в переходе на иной вид деятельности, то учащиеся средней школы могут задерживать свое внимание на протяжении всего урока, они умеют сосредотачивать внимание между отдельными видами учебной деятельности. Как правило, им нравится интенсивный темп уроков. Эти специфические черты способствуют стремлению подростков в достижении задач, в преодолении проблем и сложностей.
Определение задач в средней школе может характеризоваться следующим: школьник-подросток, в отличие от учащегося начальной школы, не только может подчинять свою деятельность заданной цели учителем, но и умеет само определять задачи и цели, то есть организовывать свою деятельность. Постановка целей самим учащимся затрагивает не только учебу, но и на внеклассную работу.
Если учащийся начальной школы ставит свои цели лишь как связующие по отношению к цели преподавателя, то учащийся средней школы может определить для себя самостоятельный приоритет целей, установить ход их достижения, получить удовлетворение от организации всей системы своей учебной деятельности. Учащийся средней школы уже ставит перед собой гибкие цели, которые могут меняться в связи с условиями, что важно при обучении, которое базируется на решении задач. У большинства учеников образуется привычка некоторое время осуществлять свою цель и подчиняться этому. Учащиеся средней школы показывают стремление в достижении цели и в преодолении сложностей при их реализации. Развитие основных интересов определяет поведение подростков как целеустремленное. К завершению подросткового возраста они могут ставить перспективные цели, которые связаны с их будущим.
Несостоятельность процессов целеобразования у учеников средней школы можно заметить в следующем. Их способность достичь результата осуществляется неравномерно в разных учебных дисциплинах и в различных видах учебной деятельности. Учащийся средней школы нередко показывает несостоятельность связать цели и мотивы своего учебного процесса с целями и мотивами будущих видов деятельности, главным образом, своей будущей осуществлять и добиваться, что бывает иногда причиной сложных ситуаций и показывает желание подростка ставить «взрослые» цели, но в то же время проявляет неумение самоконтролировать при их осуществлении. Развивающая деятельность при работе с подростками в этом случае состоит в образовании у них отсутствующих способов целеполагания.
Вместе с тем главной воспитательной задачей является наличие возможности предоставления подростку осуществлять самостоятельные попытки, то есть ставить перед собой несколько целей и стараться осуществлять их широкое применение. Учащийся должен сам увериться в невозможности использования для себя некоторых целей, уметь отбирать необходимые цели (в том числе и будущую профессию) обоснованно и целенаправленно. Это будет содействовать преодолению безразличия у учащегося старшей школы при выборе своей будущей профессии.
Для развития процессов целеполагания особую значимость имеет вовлечение ученика, наряду с учебой, и в остальные виды деятельности (общественную, общественно-полезную, спортивную, политическую и т.д.). Это способствует обучению ученика концентрировать свое внимание между несколькими целями, осуществлять их правильную последовательность выполнения, а значит, организовывать и уважать свое время, правильно его использовать.
Эмоциональная составляющая подростка тесно связана с повышением его самосознания и вместе с тем с хрупкостью его самооценки. Методы сравнивания подростком своих возможностей с возможностями своих сверстников и со своими будущими стремлениями, неумение их правильно оценить показывают порой критичность его оценок, изменения в его эмоциях, резких сменах его настроения от самоуверенности и повышенного критицизма до самоуничижения и восторженности другим человеком.
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст можно охарактеризовать следующими существенными изменениями в жизни учащегося: приближение события окончания средней школы и важность выбора будущей профессии; а также подтверждение факта взросления - получение паспорта. В 18 лет в нашей стране осуществляется гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав, закрепляется позиция самих выпускников средней школы как старших; они начинают знакомиться с более современными видами обучения (семинары, коллоквиумы, зачеты и др.) и в результате этого усложняется учебный процесс.
Развитию мотивации обучения в данном возрасте благоприятствует ряд специфических черт старшеклассников: необходимость в самоопределении и планирование их будущего, осознание с этих позиций настоящего; присутствие мотивов долга и ответственности перед обществом. Тенденция к пониманию учащимся своего видения мира как синтеза социальных и познавательных мотивов, значимых ориентаций; видение себя как личности, применение своих способностей в выборе будущей профессии. В это время у учащихся проявляется активная жизненная позиция, образуется переход от задуманных перспективных целей к целям действительным), готовность принимать решения, которые касаются не только себя, но и других. Образуется повышенная заинтересованность ко всем видам самообразования, а также закрепление интересов, незначительная независимость от точки зрения окружающего мира.
Мотивации в обучения у старшеклассников, могут препятствовать следующие составляющие: постоянный интерес к одним учебным дисциплинам в ущерб изучения других; неудовлетворенность единообразием видов учебной деятельности, недостаточностью творческих и поисковых видов учебной работы, отрицательное, отношение к формам контролирования с позиции преподавателя; сбережение ситуативных мотивов при выборе жизненной позиции; слабая устойчивость социальных мотивов ответственности при преодолении трудностей.
Следует рассмотреть развитие познавательных мотивов у учащихся старшей школы. Все ученые отмечают примечательную избирательность познавательных мотивов в данном возрасте, причем эта избирательность определяется не только интересом к указанному учебному предмету, как у подростков, но и при выборе будущей профессии. Это является базой для будущего развития всех особых способностей. Заинтересованность к знаниям становится более глубокой, это касается не только сущности отдельно взятого учебного предмета, но и основы наук. Интерес к методам получения знаний развивается как интерес к приемам теоретического и творческого мышления. Учащимся старших классов нравится участвовать в школьных научных группах и кружках, принимать активное участие в исследовательской деятельности на занятиях и вне учебного процесса.
Вместе с тем учащимся нравится способы увеличения результативности их познавательной деятельности. Об этом свидетельствует их заинтересованность к материалам по культуре и рациональной организации умственного труда. Активно развиваются и улучшаются их мотивы и методы самообразования.
В процессе целеполагания у старшеклассников преобладают отдаленные цели, которые связаны с жизненными планами, выбором профессии и самовоспитанием. При помощи этих мотивов и целей учащиеся приходят к образованию отличительно новых способов самообразовательной деятельности. У подростков появляется желание к анализу или самоанализу личностного стиля своей учебного процесса, к обнаружению сильных и слабых сторон своей учебной деятельности, стремление осознать и проявить свою индивидуальность в процессе обучения.
Следует отметить, что у учеников старшей школы основные виды познавательных мотивов являются смыслообразуюшими. Получение знаний является важной целью для ученика. Вот почему старшеклассники проявляют большую заинтересованность к пониманию значения приобретаемых знаний и к методам их получения для осуществления своих планов на будущее.
Социальные мотивы у учащихся старшей школы также могут развиваться в нескольких направлениях. Так увеличивается значимость широких социальных мотивов долга и ответственности перед обществом. Но не у всех учащихся эти мотивы хорошо представлены, что можно заметить в элементах инфантильности, потребительском отношении, нежелании, неспособности или неумении делать свой вклад в социальную практику. Социальные позиционные мотивы, которые складываются в отношениях с окружающими, также могут поменяться. Отношения с ровесниками или одноклассниками продолжают оставаться для учащихся значимыми, неодобрение ученика в классном коллективе вызывает у него чувство неудовлетворенности, беспокойства, неуверенности в себе или отрицательные эмоции. Отношения учеников с учителем в старших классах школы, как правило, становятся более устойчивыми и ровными. Предстоящее окончание школы и будущие экзамены увеличивают активную ориентацию учеников в отношениях с учителями. Одновременно увеличивается стремление учеников к уважительным формам контролирования со стороны преподавателя. Довольно часто увеличивается требовательность и критичность учащихся по отношению к учителю. В данном возрасте, как никогда, очень значима воспитательная роль личности преподавателя. Претензии на независимость учащихся старшей школы разнятся от подобных претензий подростков. Подростки обычно предпочитают самостоятельные виды учебной деятельности, а также при выборе друзей и занятий по интересам, в планировании своего свободного времени. Ученики старшей школы же заявляют о своей самостоятельности в более ответственных областях жизни. Они связаны с установлением планов на будущее, с жизненными проектами, с оцениванием тех или иных общественных явлений. Вновь увеличивается мотив приобретения хорошей отметки преподавателя, с чем связаны результаты учебы в средней школе, которые отражены в аттестате зрелости. При сравнении развития познавательных и социальных мотивов можно заметить небольшое расхождение между интенсивностью их образования. Некоторое соответствие имеется между познавательными мотивами и мотивами ответственности.
Социальные мотивы понимаются и оцениваются учащимися не так высоко, как познавательные. Это свидетельствует о незначительном их формировании даже у выпускников школы. Психологи объясняют это тем, что физическое и умственное развитие современного учащегося старшей школы значительно опережает его нравственную зрелость. Небольшое замедление в социально-нравственном развитии, в том числе и неразвитость социальных мотивов, требует более детального и внимательного внимания учителя к этому вопросу.
Слабо старшеклассниками осознаются принципы и идеалы, которые лежат в основе позитивного отношения к учебе, так как ученики не всегда замечают взаимосвязь между ними и мотивацией.
Главными причинами негативного отношения к учебе у старшеклассников являются отсутствие заинтересованности к обучению или непонимание его значения. Обстоятельствами, которые усиливают это отношение, являются, по мнению учащихся старшей школы, лень, нежелание, собственное безволие школьников и негативные черты личности преподавателя.
Причины позитивного отношения к учебе у старшеклассников, как и у подростков, осознаются гораздо лучше, чем причины негативного отношения. Если проанализировать общее качественное изменение социальных и познавательных мотивов у старшеклассников, то можно заметить следующие значительные изменения в их развитии.
К завершению старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение всех основных видов мотивов, заметно сокращение или отсутствие разногласий между ними, что можно объяснить усиливающейся связью индивидуальных познавательных установок учащихся с требованиями общества. Осуществляется обогащение личностным значением как социальных, так и познавательных мотивов. Таким образом они превращаются в смыслообразующие. Поэтому увеличивается эффективность, осознанность, самостоятельность проявления всех мотивов, их осуществления в поведении. Иногда происходит формирование новых мотивов - профессиональных - в результате появления у учащихся фактора личной важности отдельных действий, которые ими выполнялись ранее. Образование профессиональных мотивов обозначает значительные изменения мотивационной сферы обучения. Профессиональные мотивы преобладают в структуре мотивации учащихся старшей школы.
Причинами уменьшения учебной мотивации в данном возрасте, как и в других возрастных группах, могут быть неучтенные педагогом личные или возрастные особенности учеников, а также неспособность учителя к использованию современных методических способов, не совершенность его педагогических возможностей или особенности его личности.
Следует обратиться к характеристике процессов целеполагания у старшеклассников. Условия учебной и общественной жизни школьника таковы, что для сознательного самоконтроля поведения в его психике должны происходить процессы высокого уровня произвольности. Если у ученика средней школы далекие приоритетные цели были только в перспективе, то для старшеклассника они являются действительностью. Самоопределение при выборе профессии и организации планов своей жизни нуждаются в самоограничения. Это означает, что ученик должен уметь запрещать некоторые цели, их организацию и осуществление. Выпускник школы реализует систему своих планов основываясь на соподчинении мотивов. Тем самым он определяет последовательность достижения целей в зависимости от уровня их объективной и субъективной важности.
Старшеклассник имеет также ряд новых приемов целеполагания: предвидение результатов достижения тех или иных целей, последствий своих поступков; распределение ресурсов для реализации целей; принятие решения которое касается не только его, но и окружающих - ровесников, приятелей, учеников младших и средних классов и т.д.
Для старшеклассников актуальна воспитательная задача, связанная с предоставлением молодежи широкого поля деятельности. Это поможет им адекватно реализовать свой жизненный выбор. В условиях узкого круга задач, например, при ранней специализации, учащемуся не дается возможность проверить себя в различных видах деятельности. Поэтому ранняя узкая специализация недостаточно оправдывает себя в процессе образования разносторонней гармоничной личности.
Недостаточность процессов целеобразования, которые характерны для старшеклассников, выражается в том, что при выборе целей учащийся не умеет сочетать главные цели с второстепенными. Исходя из этого он не может концентрировать свое внимание между несколькими целями.
Большинство учащихся не всегда способны к постановке для себя приоритетных целей, которые соответствуют требованиям современного общества и собственным возможностям. Поэтому происходят ошибки при выборе своей будущей профессии.
Увеличивается спектр позитивных и негативных эмоций, которые связаны с общим представлением о собственной позиции в учебной деятельности. Часто учащиеся старшей школы показывают четкую уверенность в себе, в собственных силах и знаниях, а также способность к рефлексии, что является источниками активности личности школьника.
В ряде случаев процесс развития самосознания сопровождается и негативными эмоциями: неуверенностью, нерешительностью, сомнениями, мнимым самолюбием, боязнью, страхом и т.д.
Конфликтные эмоции появляются у учащихся старшей школы при понимании несоответствия своих возможностей и тех требований, которые представлены для той или иной профессии.
Основное содержание мотивации в данном возрасте - это усвоение на высоком уровне приемов и способов обучения и самообразования, а также форм взаимодействия с окружающими в целях подготовки к выбору будущей профессии.
3. Эмпирическое исследование учебной мотивации учащихся разных возрастов
Целью нашего исследования является определение уровня мотивации у школьников в изучении иностранных языков, а также выяснить, какие именно факторы и причины влияют на ее понижение. Исходя из выдвинутых целей, были определены методы исследования. Для того чтобы выявить все эти веще у младших школьников, был использован метод анкетирования.
3.1 Исследование мотивации у четвероклассников при изучении иностранных языков
Исследование проводилось в СОШ №1798 «Феникс» г. Москвы.
В анкетировании приняли участие 13 учеников 4-го класса (одна подгруппа по иностранному языку). Все ученики обучаются в данной школе с первого класса. В исследовании мы стремились выяснить, являются ли учащиеся младших классов мотивированными в изучении иностранных языков и по возможности определить их мотивы, а также выяснить, какие именно причины и факторы влияют на их понижение.
Таблица № 2
Результаты анкетирования учащихся 4-го класса
Ученик №Вопрос №1Вопрос №2Вопрос №3Вопрос №4Вопрос №5Вопрос №6Вопрос №7Вопрос №8Вопрос №91213, 5, 6, 73141, 2, 4, 5, 6, 821, 2, 3, 4, 52213, 5, 6, 73141, 42, 41, 33216, 73144, 6, 71, 21, 34113, 5, 6, 731Свой вариант1, 821,55231, 8312, 41, 4, 5, 6, 7, 8, 91, 2, 3, 4, 51, 36Свой вариант11, 2, 4233, 4, 51, 2, 43, 4Свой вариант7113, 83142, 4, 5248218333,41,541, 49113, 5, 6, 7, 83112, 32110113, 5, 73111, 2, 8, 9, 1021, 2, 3, 4, 511113, 4, 5, 7, 8311, 42, 4, 5, 821, 2, 3, 4, 512211, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 81, 311, 41, 2, 6, 7, 821, 3, 413218333, 41, 541
Анализ приведенных результатов.
Согласно данным таблицы можно сделать вывод, что для большей половины учащихся, иностранный язык, как учебный предмет стоит на 2 или 3 месте, в то время, как для другой половины - это самый важный предмет, т.е. он находится на 1 месте.
Также у одного учащегося был свой вариант ответа - «по- настроению». Из этого можно сделать вывод, что для данного ученика, этот предмет не является важным и скорей всего он в нем не заинтересован. Вероятнее всего, этот учащийся мотивируется лишь внешними мотивами и получением хороших оценок.
Исходя из результатов первого вопроса можно сказать, что иностранный язык, как учебный предмет, является главным или наиболее важным среди большинства обучаемых.
На второй вопрос практически вся группа ответила, что им нравится посещать данный предмет, что доказывает, что у учащихся достаточно высокий уровень мотивации к данному предмету. И всего лишь один ученик ответил, что ему не очень нравится ходить на уроки по иностранному языку.
Следующий вопрос представляет большой интерес, так как он помогает определить, какие именно мотивы движут учащимися. Большая часть учащихся имеет учебный мотив (8 человек), т.е. ученикам нравится учиться и получать новые знания. Затем следуют такие мотивы, как игровой и социальный. Согласно наших исследований самым нераспространённым оказался социальный мотив. Из этого следует, что большинство учеников имеют очень высокий уровень мотивации по изучению иностранного языка, т.к. у учеников преобладает учебный мотив над остальными видами, а также присутствует социальный.
Четвертый вопрос предполагает выявить, кто больше всего заинтересован в изучении предмета: родители, учителя или же сам ученик. Все учащиеся выбрали вариант: « интересно изучать независимо от позиции родителей или учителей», т.е. эти учащиеся заинтересованы в изучении иностранного языка без воздействия со стороны учителей или родителей. Но один учащейся выбрал еще такой ответ, как «скорее заинтересованы родители». Вполне вероятно, что этот ученик не понял смысл формулировки или же его родители заинтересованы также, как и он.
Следующий вопрос является одним, наверное, из самых сложных для ответа учеников 4-ого класса так как они не могут сами объективно на него ответить. Тем не менее, лишь 33% процента учеников не всегда осознают важность изучения предмета для будущего. Остальные 67% процентов учащихся понимают это. По-моему мнению, количество тех, кто не всегда понимает важность изучения иностранного языка для своего будущего должно быть гораздо больше.
Интересно было узнать мнение самих учеников о причинах неуспеваемости. Самой популярной причиной стала «большая учебная нагрузка», чуть менее популярной была «плохое самочувствие». Один ученик предложил свой вариант «нет причин», что довольно интересно. Из этого следует, что учащиеся находят оправдания своей плохой работе на уроке по средствам внешних факторов.
По данным анкеты было выявлено, что ученикам в ходе урока нравятся такие элементы, как «использование чего-то нового в процессе обучения, работа в группах и соревновательный элемент». Такой выбор объясняется в силу возрастных особенностей учащихся, а также тем, что большинство учителей проводят урок «по классике» и практически не используют интересных и новых методов и технологий в своем обучении.
Результаты анкеты лишний раз доказывают, что такие составляющие урока, как грамматика и письменная речь вызывают проблемы у учащихся. И ведь действительно, если даже взрослые говорят на родном языке с ошибками, то что говорить о детях? В каждом иностранном языке есть свои особенности, которые могут отличаться или не существовать в родном, поэтому учащиеся испытывают сложности в запоминании грамматических правил.
Анализируя то, что учащимся нравится заниматься на уроке, было установлено, что ученики предпочитают читать, общаться друг с другом на иностранном языке и заниматься письменной речью. Несмотря на то, что пока у них невысокий уровень знаний и все это происходит с помощью простейших языковых средств.
Также интересно было сравнить иностранный язык с другими школьными предметами, которые ученикам нравятся изучать. Учащиеся чаще всего выбирали математику, окружающий мир, рисование, изо, музыку и физкультуру. Я думаю, что такой выбор предметов объясняется интересами и возрастными особенностями младшего школьного возраста.
Их объяснения по поводу того, почему им нравятся эти предметы, показали, что их ответы были простыми и однотипными. Учащиеся писали, что им нравится посещать эти предметы, потому что либо учитель хороший или добрый, либо же они на уроке много и происходит физическая активность, либо это интересно и весело.
По результатам анкеты и ответов учащихся следует сказать, что младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация сильно влияет на продуктивность учебной деятельности и определяет успешность учебного процесса. Отсутствие мотивов учения приводит чаще всего к понижению школьной успеваемости, деградации личности, социальной запущенности ребенка. И самое главное, что эффективность учебной деятельность напрямую зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими.
3.2 Изучение мотивации у шестиклассников при изучении иностранных языков
Исследование проводилось в СОШ №1798 «Феникс» г. Москвы.
В анкетировании приняли участие 8 учеников 6-го класса (одна подгруппа по иностранному языку). Все ученики обучаются в данной школе с первого класса.
В исследовании мы стремились выяснить, являются ли учащиеся шестого класса мотивированными в изучении иностранных языков и по возможности определить их мотивы.
Целью нашего исследования является определение уровня мотивации у школьников в изучении иностранных языков, а также выяснить, какие именно факторы и причины влияют на ее понижение.
Таблица № 2
Результаты анкетирования учащихся 6-го класса
Ученик №Вопрос №1Вопрос №2Вопрос №3Вопрос №4Вопрос №5Вопрос №6Вопрос №7Вопрос №8Вопрос №91211, 2, 3, 4, 5, 8121, 5, 64, 8, 92, 412211, 31149513213, 7, 83352, 6, 7, 92, 4242361364, 91, 535213, 5, 83341, 21, 226233, 83115, 7, 92, 417213, 5, 7, 8333,42, 4, 51, 51, 58238336922
Анализ приведенных результатов анкетирования.
По результатам анкеты можно определить, что у школьников иностранный язык, как учебный предмет находится в тройке важных школьных предметов. Если сравнить со статистикой 4-ого класса, то можно заметить понижение важности данного предмета для учащихся, т.к. по результатам анкеты у четвероклассников иностранный язык является более значимым.
Согласно результатам нашего анкетирования, у учеников шестых классов наблюдается понижение интереса и мотивации к посещению уроков иностранного языка.
Как выявили результаты анкетирования, у школьников уже преобладают социальные и учебные мотивы в равной степени. То есть ученикам нравится заниматься и ходить в школу, но тем не менее родители в какой-то степени зачастую направляют их к учебе. Также нами было замечено, что у учеников 6-ых классов отсутствует игровой мотив, который был у 4-ых классов. Это объясняется тем, что произошла смена круга интересов у 6-классников. Ведь у учащихся начальной и младшей средней школы все еще преобладает игровая деятельность. Для учеников средней школы важно общество и то, как общество оценивает и относится к ученику.
В четвертом вопросе тоже несколько изменились ответы при сравнении с 4-ым классом. Большинству учащихся 6-ых классов все еще нравится изучать иностранный язык в независимости от родителей или учителей, но уже все больше и больше учеников стараются учиться только лишь из-за родителей. Следовательно, их мотивация стала не такой сильной, как была раньше.
Учащиеся 6-ых классов имеют уже другие причины недостаточной успеваемости на уроке. По их мнению - это слабая мотивация и большая учебная нагрузка. Слабая мотивация изучения предмета проявляется в том, что учителя сами мало времени уделяют повышению мотивации у учащихся и зачастую игнорируют этот факт, особенно у слабых учеников.
В отличие от учащихся 4-ых классов, которым нравится, когда учитель использует игровые технологии и соревновательные элементы, 6-классникам нравятся уже эмоциональная составляющая учителя, использование наглядных пособий и творческие задание. То есть такие задания, через которые учащиеся могут проявить свои индивидуальные способности.
Анализируя сложности, с которыми сталкиваются школьники, можно прийти к выводу, что грамматика, так же как и у 4-классников, является самым сложным элементом на уроке. Но и аудирование вызывает трудности! Ведь, действительно, даже если ученик знает слова, он их может не распознать в потоке речи. Поэтому важно, чтобы учителя уделяли больше внимания данному виду речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Результаты анкеты показали, что среди предложенных заданий, школьники предпочитают на уроке читать небольшие рассказы на иностранном языке и рассказывать монологи. В отличие от 4-ых классов, которые смущаются и стесняются рассказывать монологи или стихотворения, 6-классники не боятся этого в такой степени, как 4- классники, делают это более спокойно и непринужденно.
Если сравнивать иностранный язык с остальными школьными предметами, то следует сказать, что школьники средней школы уже выбирают такие предметы, как математику, биологию, историю и литературу. То есть у школьников есть выбор предметов, которые их могут заинтересовать и он становится гораздо шире, чем в начальной школе. Учащиеся стараются самореализоваться и проявиться свои способности в тех или иных школьных предметах. Объяснение же причин такого выбора уже не такое элементарное, как у учащихся начальной школы, но тем не менее без деталей. Как была сказано ранее, ученики выбирают предметы по своим возможностям и способностям, и уже задумываются о полезности того или иного предмета в будущем.
3.3 Изучение мотивации у восьмиклассников при изучении иностранных языков
Исследование проводилось в СОШ №1798 «Феникс» г. Москвы.
В анкетировании приняли участие 17 учеников 8-го класса (одна подгруппа по иностранному языку). Все ученики обучаются в школе с первого класса. В исследовании мы стремились выяснить, являются ли учащиеся старших классов мотивированными в изучении иностранных языков и по возможности определить их мотивы..Целью нашего исследования является определение уровня мотивации у школьников в изучении иностранных языков, а также выяснить, какие именно факторы и причины влияют на ее понижение.
Таблица № 2
Результаты анкетирования учащихся 8-го класса
Ученик №Вопрос №1Вопрос №2Вопрос №3Вопрос №4Вопрос №5Вопрос №6Вопрос №7Вопрос №8Вопрос №91215, 7331, 41, 7, 91, 3, 432113, 5, 6311, 42, 5, 62, 42, 33113, 5, 73142, 6, 72, 42, 34213, 5, 7311, 21, 2, 8, 911, 35238123, 4, 5, 64, 5, 91, 2, 3, 4, 516233311, 33, 5, 92, 527227, 8112, 62, 4, 5, 7, 91, 31, 2, 58213, 83169119231, 3, 7, 8331, 2, 41, 2, 5, 6, 7, 8, 91, 2, 431023833351111113, 5, 6, 7, 8311, 21, 2, 4, 5, 6, 751, 3, 4122173312, 4, 512132183131, 5, 6, 7, 8, 92, 5514231, 4, 8233-1, 5415231, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8231, 3, 4, 5, 691, 2, 3, 4, 5116231, 2, 3, 6, 7, 8331, 41, 4, 5, 7, 92, 51, 3, 517216, 7, 8331, 41, 4, 5, 7, 8, 92, 51, 5
Анализ приведенных результатов.
Анализируя данные анкеты на первый вопрос наблюдается, что у учащихся 8-ых классов иностранный язык остается в приоритете. Так как большая часть учеников выбрала ответ «2, 3 место», остальная же часть выбрала «на первом месте». Исходя из этого, следует сказать, что несмотря на небольшое понижение мотивации, в сравнении с начальной и средней школой, ученики 8-ого все еще заинтересованы в изучении данного предмета.
Несмотря на, что большинству учащихся нравится посещать уроки по иностранному языку, для остальной же части учеников есть внешние, а может быть внутренние причины, которые мешают школьникам с удовольствием посещать эти уроки. Вполне возможно, это происходит потому, что данный предмет является сложным для них, хотя у них есть интерес, но его явно недостаточно. Учителю следует обратить на это внимание, в противном случае мотивация может значительно понизить или исчезнуть даже у тех, у кого она была изначально высокой.
Касательно мотивов, то у школьников преобладает социальный и учебный мотивы. Это свидетельствует о высоким уровне мотивации, но социальный мотив преобладает над учебным, что видно из ответов учащихся. Это говорит о том, что интересы их родителей или окружающего общество чуть сильнее, чем их собственные. Но тем не менее они заинтересованы в изучении иностранных языков.
По данным таблицы видно, что примерное количество учащиеся 8-ого класса по соотношению с 6-ым классом равно, т.е. учащиеся изучают предмет по собственному желанию. Однако, можно заметить, что несколько учеников ответили, что родители сильнее, чем они заинтересованы в изучении предмета. Скорей всего они стараются учиться не для самих себя, а для родителей. Ещё один ученик ответил, что в его обучении заинтересованы скорее учителя. Возможно, что учителя «давят» на данного ученика, чтобы он стал учиться лучше, т.е. они прикладывают гораздо больше усилий, чем он сам. Вероятнее всего, в отсутствие интереса со стороны ученика.
Количество тех, кто осознает значимость изучения иностранного языка, и тех, кто не всегда это понимает - равно. Ведь в этом возрасте учащиеся начинают осознавать важность изучения того или иного предмета и какие преимущества они несут для него в будущем. Между тем, есть и те, кто ещё не понимает важность.
Среди основных причин недостаточной работы на уроке, школьники выбрали «большая учебная нагрузка», «слишком сложный предмет» и «слабое самочувствие». И ведь, действительно, когда ребёнок переходит в среднюю школу у него каждый год появляются новые предметы и учителя. У каждого учителя свои требования к работе учеников на уроке, поэтому порой более старшие ученики стараются уверять внимание только тем предметам, которые им нужны для сдачи экзаменов, а к остальным же предметам она относятся более халатно.
Так же, как и остальным классам, учащимся 8-ого класса нравится, когда учитель на уроке «использует что-то новое», «игры», «использование наглядного пособия». Но эти школьники, в отличие от учащихся других классов, выбрали такой вариант, как «приобщение к культуре иностранного языка». В школах чаще всего в непрофильных классах практически не уделяется внимание таким аспектам языка, как история и культур, т.к. их уровень знаний недостаточно высокий, чтобы понять такую информацию на иностранном языке. Школьникам даже в маленьком количестве нравятся слушать интересные факты об изучаемых языках.
Что касается сложностей, с которыми сталкиваются ученики, то это по прежнему остаётся грамматика и аудирование, но к этому ещё добавляется письменная речь. В 8-9 классах уделяется большое внимание это виду речевой деятельности, т.к. учителя готовят их к сдачи экзаменов. Но зачастую учащиеся испытывают сложности при формировании своих мыслей и идей, не говоря уже о том, что они должны делать это на иностранном языке.
По-прежнему большинство учащихся предпочитаю читать на иностранном языке. Так как тексты, которые представлены в учебники, по своему содержанию близки учащимся и содержат полезную для них информацию. Также школьникам нравятся общаться друг с другом на иностранном языке потому, что темы, которые они проходят каждый год понемногу усложняются и появляется все больше сюжетом на проблемные темы. И ученикам нравятся дискутировать на такие темы, т.к. у них появляется возможность высказать свою точку зрения и обсудить её с одноклассниками.
Выбор любимых предметов примерно такой же, как и 6-классиков: математика, биология, химия, литература и история. В указание причин, школьники писали чаще всего, что у них есть способности к тому или иному предмету или же, что им легко удаётся какой-то предмет. И нет практически вариантов ответов типа «мне нравится его изучать из-за хорошей учительницы». По большей части, учащиеся выбирают любимые предметы по своим способностям.
3.4 Изучения мотивации у одиннадцатиклассников при изучении иностранных языков
Исследование проводилось в СОШ №1798 «Феникс» г. Москвы. В анкетировании приняли участие 12 учеников 11-го класса (одна подгруппа по иностранному языку). Все ученики обучаются в школе с первого класса.
В исследовании стремились выяснить, являются ли учащиеся старших классов мотивированными в изучении иностранных языков и по возможности определить их мотивы.
Таблица № 2
Результаты анкетирования учащихся 11-го класса
Ученик №Вопрос №1Вопрос №2Вопрос №3Вопрос №4Вопрос №5Вопрос №6Вопрос №7Вопрос №8Вопрос №91235, 8111, 52, 72, 51, 4233723421, 233231, 4, 6, 7334, 61, 4, 5, 7, 92, 3, 41, 54215, 63161, 2, 4, 5, 81, 2, 51, 45238111, 3, 4, 5, 64, 5, 6, 751, 5621811671, 2, 41, 57235, 8334, 61, 2, 4, 72, 5-8215, 7, 8322, 4, 61, 5, 82, 41, 392153344, 5, 71, 41, 310234, 6, 7, 823Свой вариант4, 6, 8, 92, 5111331, 5, 6, 7324, 5, 6, свой вариант1,4, 5, 8, 91, 2, 51, 3, 512215336143
Анализ приведенных результатов
Как видно из таблицы, для учащихся старшей школы иностранный язык по-прежнему остаётся одним из важных школьных предметов, т.к. большая часть учеников выбрала ответ «на 2, 3 месте». Однако, в классе присутствуют те, для кого он не значим, поэтому они выбрали ответ «на последнем месте».
Чуть больше половины ученикам не очень нравится ходить на уроки по иностранному языку. Скорей всего это связано с тем, что учащиеся уже определились с выбором предметов, которые они будут сдавать на экзамене.
Поэтому предметы, которые не входят в этот список, чаще всего прогуливаются, либо же школьники ходят на такие предметы, но у них нет ни интереса, ни мотивации для их изучения, т.е. «для галочки».
Исходя из их выбора ответа становится очевидным, что их причины изучения иностранного языка более глубокими и более осознанными. Но вместе с этим, они точно знают, что будут ли они изучать язык более углубленно или нет. И из этого формируется их отношение к предмету.
Большая часть учеников пытается изучать иностранный язык потому, что они сами этого хотят и без напора со стороны учителей или родителей. Однако, можно заметить такую же ситуацию, как и в 8-ом классе, несмотря на то, что половина учащихся учится по собственному желанию, другая же часть делает это из-за родителей. Ведь для многих учащихся старшего школьного возраста важна похвала со стороны взрослых, а некоторые ещё к тому же испытывают страх перед родителями, и поэтому школьники стараются учиться для них.
Любопытно, что по данным опроса меньше половины не всегда понимают важность изучения иностранных языков. В классе даже присутствуют такие ученики, которые вообще этого не понимают. Ученики старшего школьного возраста должны понимать всю значимость и ценность умения владеть иностранным языком, а особенно какие перед ними могут открыться перспективы. Тем более сейчас практически все знают хотя бы один иностранный язык.
Для учащихся старшей школы, среди перечисленных в опросе причин, большинство школьников выбрало позиции «слабая мотивация изучения предмета » и «большая учебная нагрузка». Такой выбор показывает,, что в отличие от учащихся начальной и средней школы, ученики старшей школы видят свои причины неуспеваемости более глубоко. Также двое учеников вписали свой вариант ответа, как вариант «лениво». Возможно, это потому, что учитель не может их заинтересовать своим предметом, поэтому у них нет желания его изучать.
Учащимся нравятся такие походы и методы учителя на уроке, как «использование чего-то нового в процессе обучения», «игры» и «работа в группах». Именно этим приемам учащиеся отдают предпочтения.
По результатам анкетирования видно, что также как и школьники начальной и средней школы, учащиеся старшей школы испытываю сложности при овладении грамматикой и письменной речью. Но им также сложно говорить на иностранном языке, по таким причинам, как недостаточный запас лексических единиц и языковой барьер.
Несмотря на все сложности, учащимся все равно нравится читать и переводить тексты, разговаривать с друг с другом на иностранном языке.
В старших классах, школьники отдают предпочтения таким предметам, как математика, русский язык, физика, биология. Учащиеся делают такой выбор, т.к. они четко знают, какие именно предметы им нужны для сдачи экзаменов для поступления в ВУЗы. Они уделяют выбранным предметам гораздо больше внимания и они больше мотивированы ими, чем остальными школьными предметами.
Заключение
Рассмотрев все основные аспекты данного вопроса, нами было установлено, что учебная деятельность школьника побуждается не одним отдельно взятым мотивом, а целой совокупностью различных мотивов, которые дополняют друг друга и находятся в определенном взаимодействии между собой.
Мотивационная сфера является ядром личности школьника. Если в начале своей школьной деятельности, ученик имеет свою, четко определенную внутреннюю позицию, то у него есть учиться. Как правило, иметь хорошие и отличные отметки. Среди многочисленных социальных мотивов учения, основными являются такие мотивы обучения как: «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно» и т.д.
Обладая определенным набором знаний, ученик получает хорошие отметки, которые, в свою очередь, являются источником других поощрений, а также залогом его эмоционального благополучия и предметом гордости.
Если ребенок хорошо учится, то он ставится объектом гордости и для учителей, и для родителей, он становится образцом для других учащихся. Более того, в классе, где мнение учителя является приоритетным и значимым, эти факторы приобретают первостепенную значимость.
В силу того, что далекое для учащегося понятие «хорошо заниматься» или получить престижное образование в вузе являются далекой перспективой и активизировать его к учебной деятельности не могут. Однако, социальные мотивы значимы для индивидуального развития учащегося на всех этапах его обучения в школе.
В данной работе были проанализированы мотивы школьников начальной, средней и старшей школы и специфические черты их развития по каждой возрастной группе. Нами было установлено, что происходит изменение уровня мотивации от класса к классу, которое свидетельствует о перемене важности в изучении иностранных языков.
Мастерство учителя заключается в создании грамотного сочетания «подразумеваемых» мотивов и мотивов «реально существующих». Одновременно учитель должен уметь вовремя обратить внимание на успешный результат деятельности ученика. Это делается для того, чтобы создать основу для более высокого типа внутренних мотивов, которые управляют деятельностью личности.
Список литературы
1.Алямкина, Е.А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза / Е.А. Алямкина// Психолог. 2015. № 2. 31-46 с.
2.Асмолов, А.Г. Мотивация/ А.Г. Асмолов; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского// Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 190-191 с.
.Аткинсон, Дж. У. Психология: Биографический библиографический словарь/ Дж. У. Аткинсон; под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПБ.: Евразия, 1999. 832 с.
.Бим, И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей/ И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. 1989. №1. 19-26 с.
5.Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ И.Л. Бим. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография/ Л.И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 400 с.
.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 349 с.
.Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации/ В.К. Вилюнас; под ред. А.В. Запорожца и др.// А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191-200.
9.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова. М.: Академия, 2008. 336 с.
10..Гусев, Д.А. К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы / Д.А. Гусев// Современное образование. 2015. № 2. 141-176 c.
11..Гусев, Д.А. Логика и теория научной аргументации. Учебное пособие / Д.А. Гусев, Э.Р. Гатиатуллина. Москва, 2014.
12.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: монография/ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
13.Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности/ Б. И. Додонов// Вопросы психологии. 1994. №4. 45 с.
.Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие/ И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. 160 с.
.Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды/ К. Левин. М.: Смысл, 2001. 572 с.
.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл 2009. 509-519 с.
.МакКеланд, Д. Мотивация человека./ Д. МакКеланд. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
18.Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников/ А.К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. № 5. 47- 59 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. 3-е изд.СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
.Маслыко, Е. А. Пути формирования мотивации овладения учениками иностранного языка/ Е.А. Маслыко// Мотивационные аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. 1990.
20.Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды/ Г. Олпорт; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 166-216 с.
22..Саланович, Н. А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах средней школы (на материале французского языка) // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. 20 с.
23..Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Просвещение, 2002. 239 с.
24.Флеров, О.В. Блог как средство обучения английскому языку/ О.В. Флеров// Педагогика и просвещение. 2014. № 4. 66-73 с.
25.Флеров, О.В. Исправление ошибок в устной речи студентов в ходе коммуникативного обучения иностранным языкам/ О.В. Флеров// Высшее образование сегодня. 2012. № 7. 63-65 с.
.Флеров, О.В. Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний/ О.В. Флеров// Современное образование. 2015. № 2. 116-140 с.
.Флеров, О.В. Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки / О.В. Флеров // Современное образование. 2015. № 1. 100-123 с.
.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.
.Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997 // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 239-284 с.
30.Rivers, W. - Teaching foreign language skills/ W. Rivers. 2 nd. Ed. Chicago, London. The Univ. of Chicago press. 1981. 576 p.