Общеучебные навыки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,11 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общеучебные навыки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Введение

конструирование школьник лего общеучебный

У школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) восприятие, внимание, мышление, память и мелкая моторика развиваются с задержкой. Поэтому важно к каждому ребенку подобрать индивидуальный подход для обучения и развития. Движущей силой физического развития ребенка является обучение. Для успешного обучения необходимо задействовать все возможные пути: зрение, слух, чувства, движения, осязание и др.

Использование нескольких каналов восприятия активизирует работу мозга ребенка и его мыслительную деятельность. Посредством зрения, осязания, образа, чувств, движения школьник с ограниченными возможностями здоровья получает необходимую информацию; у него формируется представление об изучаемом материале, создается свой образ и внутреннее ощущение, которые помогают ему в повторении и усвоении пройденного материала, и в изучении нового. Таким образом с помощью анализаторов (зрение, осязание, тактильное восприятие), воспроизводимых образов, чувств и действий, ребенку легко развивать необходимые общеучебные навыки. Использование Лего при формировании и развитии общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволяют активно включать игровые приемы в познавательную деятельность учеников в учебном процессе. Лего конструирование и программирование дают возможность ребенку проявлять самостоятельность при выполнении игровых заданий, логического построения программы, создания алгоритма последовательных действий с целью получения наглядного результата за время одного урока. Происходит снижение утомляемости ученика, при изучении нового материала благодаря постоянному переключения внимания на разные виды деятельности и дает возможность увидеть информацию в интегрированной форме, которая наиболее целесообразна для повторения, усвоения и изучения нового материала.

Когда ребенок сам совершает свои действия и получает результаты, он сможет объяснить свое решение.

Робототехника на базе Лего динамична, в ней присутствует интересный сюжет. Ребенок может оптимизировать свои действия, находить наиболее рациональные пути в успешном развитии своего проекта. Многократность повторения различных сюжетов с использованием подобных механизмов и приемов формируют у детей лучшее понимание изучаемого материала.

Когда школьник заинтересован работой, у него появляется желание дойти до результата. Использование Лего при формировании общеучебных навыков может способствовать повышению мотивации школьника к обучению.

Учителю важно наблюдать за самостоятельной работой ученика, четко понимать особенности ребенка и точно определять вопросы, при решении которых ребенку нужна поддержка и помощь.

В мире компьютеров, и социальная, и обучающая среда снабжена высокотехнологичным оборудованием. Компьютер является частью жизненного пространства. Для младших школьников знакомство с управлением компьютером является необходимым переходом к обучающему процессу в школе, основывающемуся на применении компьютерных технологий.

Робототехника на базе Лего для школьников создает необходимую игровую, развивающую, обучающую, воспитательную среду. Грамотный организованный процесс обучения с использованием только качественных материалов, компьютерных программ, адаптированных для школьников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности - задачу развития школьников решает оптимально, не нарушая учебно-игровую среду без ущерба для здоровья, пробуждает интерес к познанию.

Использование Лего в обучении делает возможным исследование результата, мониторинг успехов и необходимых упражнений с индивидуальным подходом к особенностям каждого ребенка. Процесс обучения с помощью новых технологий не только динамичный и увлекательный для ребенка, но и результативный.

Цель: Развития повышения эффективности общеучебных навыков с помощью Лего конструирования у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Объект: общеучебные навыки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет: развитие общеучебных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий Лего конструирования.

З адачи:

1.Анализ литературы по теме Лего конструирование, общеучебные навыки, школьники с ограниченные возможности здоровья.

2.Определить методики и провести исследования общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

3.Развивать общеучебные навыки на специально разработанных занятиях Лего конструирования и проверить эффективность этой работы.

1. Теоретико-методологические основы формирования общеучебных навыков у младших школьников с помощью лего конструирования

1.1 Общеучебные навыки: понятия, виды

Общеучебные умения и навыки (ОУН) - это универсальные для школьных предметов способность получения и применения знаний.

Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Согласно психологическому словарю А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях» [А.В. Петровский 1998].

Необходимо заметить, что многие педагоги и психологи избегают применять понятие «умение». Под умением понимают «часть навыка» (Н.Д. Левитов), «первичную ступень в освоении навыка» (Е.Н. Кабанова - Меллер), «совокупность приемов и способов» (Е.П. Ильина), «возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать» [А.В. Усова].

В настоящее время в ФГОС включает в себя понятие универсальные учебные действия, которое в свою очередь включает в себя понятие общеучебные навыки.

Понятие «универсальные учебные действия». Этот термин был введен недавно, в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Наиболее полно понятия «универсальные учебные действия» раскрыто в трудах А.Г. Амослова и С.Г. Ворощикова.

А.Г. Амослов определяет «универсальные учебные действия» как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [А.Г. Амослов, 2008].

С 1 сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. [ФГОС]

Детей надо учить по-новому. Проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной и технической информации стремительно возрастает - за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.

Как известно, ключевые изменения ФГОС НОО состоят в том, что впервые начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. [ФГОС]

Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся.

Общеучебные навыки - это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что общеучебные навыки как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [15]

К.К. Платонов отмечает, что «умение - способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнить работу в новых условиях» [К.К. Платонов 1977]

К. Роджерс отмечает, что вырабатывать умения приспосабливаться к изменяющимся условиям можно не через научные знания, не через составление программы, не при помощи аудиовизуальных средств или программированного обучения, не через книги и лекции учителей, хотя они и могут иногда использоваться в качестве важного источника обучения, а через взаимоотношения между учениками и учителем, в ходе которых вырабатываются необходимые качества. [55]

С данным утверждением можно согласиться с определенными уточнениями. Учить приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни можно и через взаимоотношения между учеником и другими учениками, поместив их в определенную ситуацию. Это подтверждает и педагогический опыт А.С. Макаренко, И.П. Иванова, В.Ф. Шаталова, С.Д. Шевченко и др.

Функции общеучебных навыков

·обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды общеучебных навыков В составе основных видов общеучебных навыков можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные общеучебные навыки обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Они включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

·самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

·нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные общеучебные навыки обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся следующие:

·целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

·коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

·оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

·саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные общеучебные навыки включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные навыки:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных навыков составляют знаково-символические:

·моделирование;

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические общеучебные навыки:

·анализ;

·синтез;

·сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·построение логической цепи рассуждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [3]

На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.

В моделировании выделяется ряд этапов.

Аналогичные этапы входят в состав учебного моделирования:

1)предварительный анализ текста задачи;

2)перевод текста на знаково-символический язык;

3)построение модели;

)работа с моделью;

5)соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Мы с Вами должны способствовать тому, чтобы ребенок научился перевоплощаться в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, к сожалению, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика должна развиться способность объективно относиться к результатам своего труда.

Коммуникативные общеучебные навыки обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критериями оценки сформированности общеучебных навыков у учащихся выступают:

·соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

·соответствие свойств универсальных учебных действий заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие общеучебных навыков.

Формирование общеучебных навыков в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

·Формирование общеучебных навыков как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

·Формирование общеучебных навыков происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

·Общеучебные навыки, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

С.Г. Воровщиков пишет, что универсальные учебные действия, как и умения, представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В широком значении «универсальные учебные действия», по его мнению, лежит «умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Оно является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [10]

1.2 Лего-конструирование в работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья

Мир, в котором мы живем, меняется просто стремительно. Гигантские жилые комплексы, супермаркеты, «умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Автоматы и промышленные роботы заменяют человека в сложных технических производствах.

Современный мир составляют системы искусственных технических предметов и сооружений, которые изготавливаются и используются человеком, и преобладают в его окружении.

Трудно найти ребенка практически любого возраста, который хоть раз в жизни не держал бы в руках конструктор Лего. И так как обучающиеся уже знакомы с элементной базой, то и задачи конструирования сразу упрощается в соответствии с главным принципом Лего: «Все друг другу подходит».

Наборы Лего сегодня являются наиболее распространенным в российских школах и домах технического творчества, а сама платформа - самой широко используемой в образовании.

Лего конструирование включает в себя множество образовательных систем по всестороннему развитию детей как дошкольного так и школьного возрастов. Развитие предметных умений и навыков, общеучебных навыков, развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, мелкой и крупной моторики. Все это позволяет развивать Лего конструирование. [39]

Серии Lego education полноценно охватывают все стороны для развития ребенка. Умная математика - позволяет научить ребенка играючи считать. Создай свою историю - учит детей правильно формулировать предложения, выговаривать слова и многое другое. Технологии и физика - позволяют смотреть на технологии окружающие нас, с новой стороны, доступной ребенку и простой. Серия первых механизмов знакомит дошкольников с 4 лет механизмам, которые окружают нас, дают возможность полноценно ощутить отдельные детали и не боясь что-то сломать стоить собственные механизмы и конструкции. Простые механизмы развивают мелкую моторику рук, знакомит с мелкими деталями Лего, механизмами и технике безопасности. Конструктор по робототехнике Lego WeDo полноценно позволяет ребенку ощутить себя робототехником, строителем и программистом с самого раннего возраста. [43]

Лего конструирование, как выше сказано, включает в себя множество направлений, но одно из самых важных - робототехника и программирование. Которое позволяет школьнику овладеть базовыми знаниями программирования, конструкторского мастерства, терминологии и компьютерной грамотности.

Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.

Как никогда возрос спрос на инженерные кадры, которые способны проектировать. создавать, управлять и модернизировать высокотехнологические и робототехнические устройства. Соответственно, разработана образовательная схема развития личности в инженерно-техническом направлении. Ветка развития идет с дошкольного возраста и вплоть до окончания высшего учебного заведения. В основе этой ветки стоят два направления: предметная, интегрируемая современная образовательная среда и образовательная робототехника.

Предметная, интегрируемая современная образовательная среда:

интерактивное оборудование;

программно-аппаратные комплексы;

цифровые лаборатории;

цифровые интерактивные образовательные программы;

современная материально-техническая база предметных кластеров. Формирует информационно-коммуникационную, естественнонаучную, техническую компетентности.

Образовательная робототехника - это направление, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в учебный процесс через объединение конструирования и программирования в одном курсе. Интеграция информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления - мощный инструмент синтеза, закладывающий прочные основы системного мышления.

Эти два направления могут идти параллельно или пересекаться на разных этапах развития личности. Человек развивается всю свою жизнь, но основные навыки, которые лягут «фундаментом» в развитии тех пли иных компетенций, формируются в младшем возрасте. [43]

Скорость «впитывания» информации убывает с возрастом. С точки зрения возрастной психологии и педагогики, для формирования основных знаний, умений, навыков (компетенции) и развития творческого потенциала ребенка благоприятен период с трех до шести лет. Заложив в этот период основы естественнонаучного и инженерно-технического мышления, мы открываем путь к становлению личности с естественно-научным мировоззрением, развитым пространственным мышлением, аналитическим складом ума, информационной и инженерно-конструкторской компетенцией.

Игра - одна из самых замечательных средств воспитания, познания мира и сплочения коллектива, самопознания, развития творческих способностей и форма организации жизни детей дошкольного и школьного возраста. С появлением первых людей появилась и игра. Через игру ребенок в младшем возрасте (до 6 лет) формирует основные компетенции, а в старшем возрасте развивает их с учетом современной действительности.

Прежде всего, современные дети должны всегда находиться в режиме движения в своем образовании. А для этого образование тоже должно постоянно находиться в движении, так как меняющиеся условия жизни влекут изменение всех сфер человеческой деятельности. Время показало, что ребенок, занимавшийся конструированием и робототехникой, становится успешным в своей профессии и жизни. Почему это происходит? Дело в том, что образовательная робототехника способна быстро вовлечь ребенка в практическую деятельность, обеспечив четыре важных запроса:

1)Наглядность.

2)Быстрое получение результата.

)Коммуникацию.

4)Конструктивное взаимодействие со старшими и ровесниками.

Современные дети привыкли к быстро воспринимаемым и понятным вещам: очевидным законам природы, нормам общения, дружественным интерфейсам операционных систем. [42]

Уже сегодня ребенку нужно не более десяти минут, чтобы разобраться с тем, как работать со смартфоном или компьютерной программой. Почему это стало таким легким? Были удовлетворены два вышеуказанных запроса: с одной стороны, ребенок имеет доступ к осязаемым я наглядным представлениям, ему не нужно воображать, каким образом происходит процесс буферизации данных, чтобы понимать, как подгружается просматриваемое видео в сети Интернет; а с другой - за короткое время ребенок приходит к очевидному, понятному II нужному ему в данный момент времени результату.

Таким образом, можно прийти к выводу, что и образовательный процесс для современных детей должен происходить наглядно и намного быстрее.

С помощью робототехнических наборов становится возможным создание практически любого наглядного пособия, исследовательского оборудования или проекта. Формирование абстрактного мышления у детей посредством практической деятельности в предметах естественнонаучного цикла происходит много успешнее.

Все простые механизмы возможно изучить с использованием Лего конструкторов. В информатике робототехника может показывать свой максимальный потенциал - это развитие алгоритмпческого мышления, пропедевтика программирования, проведение практических работ по алогоритму и многое другое.

Ребенок, имея возможность применять полученные знания «сиюминутно» и получать достойные результаты, с раннего школьного возраста приобретает навыки к самообучению и решению проблемных ситуаций на основе тех универсальных учебных действий, которые он смог приобрести в школе и освоить самостоятельно.

Более того, выходя из школы, ребенок не забывает только что услышанное, а наоборот, применяет свои знания вне стен школы и может отработать на практике дома.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. [23]

Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированны, имеют нарушения в развитии, затруднения в самообслуживании, общении, обучении. В связи с этим необходим выбор оптимальных образовательных программ и технологий, разработка индивидуальных образовательных маршрутов. [23]

Сегодня в развитии младших школьников целесообразно использовать Лего-конструирование, которое строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, обучения что особенно важно при работе с детьми школьного возраста.

Каждый ребенок любит и хочет играть, делать все сам, быть взрослым, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Отечественными психологами и педагогами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, учителя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и самим автором, игра в Лего эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием.

В некоторых школах можно встретить Лего уголок, который способствует решению задач познавательного развития детей. С целью развития мелкой моторики, речевого развития и др. Школьник может самостоятельно подбирает необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинирует их. С помощью игры ребенок упражняется в строительстве; в создании конструкции по заданным условиям; анализирует образцы построек, схемы, иллюстрации. Все это способствует формированию обобщенного восприятия окружающей действительности, ребенок начинает осмысливать собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости, все это необходимо для адаптации в социальном мире.

Разноцветные Лего-кирпичики, фигурки животных и растений способствуют развитию творчества, воображения, фантазии.

Вопросами разработок методик обучения конструктивной деятельности детей, имеющих нормальное психофизиологическое развитие, занимались Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Левченко И.Ю., Приходько О.Г. и др.; с умственными отклонениями - О.П. Гаврилушкина и др. В каждой из методик отводилось большое место пропедевтическому этапу работы, подчеркивалось важное значение данного периода обучения не только для детей, имеющих отклонения в развитии, в связи с тем, что у них отмечаются специфические особенности овладения игрой и конструированием, но и доказывалась его значимость для дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием.

В основе структуры дефекта у учеников с ограниченными возможностями здоровья лежит недоразвитие познавательной деятельности. В начале школьного обучения у них отмечаются узкие представления об окружающем мире, нарушение речевой и коммуникативной деятельности, психических процессов, снижение эмоционально-волевой сферы.

Специфическое недоразвитие познавательной деятельности чаще всего выражается в слабости логического мышления. Первоклассники с ограничеными возможностями здоровья часто имеют нарушения двигательной сферы и зрительно-двигательной координации. Как правило, это выражается в замедленности, неточности и нескоординированности движений пальцев и кистей рук. Часто присутствует интеллектуальное недоразвитие и сочетается с недоразвитием речи. Например, умственно отсталые первоклассники плохо различают звуки речи, слова, как правило, у них недостаточно сформированы монолог и диалог. Это влияет на игровую, конструктивную, учебную деятельности, требуется целенаправленное руководство ими учителем, логопедом (дефектологом).

Для более эффективной работы с проблемными детьми необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок.

Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов Лего, которая нашла широкое применение во всем мире. В последние годы Лего все более широко применяется при решении психолого-педагогических задач и в нашей стране. Манипулируя с элементами Лего, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Ребенок не потребляет, он творит: создает свои собственные предметы, мир и жизнь. Однако вопросы формирования начального этапа конструктивно-игровой деятельности с Лего в специальной научно - методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются и практически используются.

Методика обучения Лего конструированию разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу усвоения составляет чередование практических, умственных действий самого школьника, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.

Таким образом, Лего конструирование является эффективным средством развития школьников, так как происходит поэтапное формирование знаний, которые оказывают корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Лего конструирование позволяет самым младшим ученикам получать представление о принципах работы многих основных механизмов и устройств, развивать конструкторские навыки, создавать творческие решения. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья становятся доступными теоретические основы и наглядное получение результата на практике. Таким образом, получение общеучебных навыков становится более легким и доступным. Теория становится интерактивной и увлекательной, а практика интересной, простой в использовании. Очень важно, усвоение полученных знаний и умений происходит весело, быстро и не заметно по времени. Школьники могут на это время забыть о своих несовершенствах и играючи получить знания, умения и навыки, которые в дальнейшим потребуется им как на школьных предметах, так и в жизни. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно, что учебный процесс проходит на привычных и доступных каждому, материалах. Поскольку Лего конструирование с малых лет становится любимой игрушкой и можно использовать приобретенные с ранних лет, навыки в ежедневном воспитании у учеников усидчивости и трудолюбию, внимательности и развитию пространственного мышления, освоение таких непростых категорий, как вес, пропорциональность, форма. При системном подходе в обучении с помощью Лего конструирования даже у самых слабых учеников закладываются первые, пока еще, интуитивные познания в области математики и физики. Игровая форма обучения активно прививает младшему школьнику основы инженерных навыков: от метода проб и ошибок, постепенно переходит к обдумыванию и планированию своих действий, у него появляется любопытство, а затем и любознательность. Современные интерактивные технологии дополняют этот процесс, поскольку любую конструкцию можно дополнить датчиками, моторами, которые помогают привести их в движение. Для запуска этих устройств необходимо создавать простейшие программы, предварительно проанализировав алгоритм действий.

Это способствует освоению учениками начальных основ программирования, владения компьютером. Благодаря такой технологии дети начиная с 7 лет и даже младше, лучше усваивают многие предметы: математику, окружающий мир, конструирование, основы программирования. В процессе занятий под руководством преподавателя, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, учатся анализировать задачи и находить оптимальные решения, работать в команде. Тут же закладываются навыки решения задач от идеи до реализации, с проведением экспериментов. Очень важные навыки общение или развития их, поддерживает у ребенка психологическое состояния успеха, так как четкие и доступные для понимания для детей с ограниченными возможностями здоровья конструкциями, не позволяют потерпеть поражения в достижении цели. В результате взаимодействия с преподавателем, командой одноклассников, перед ребенком открывается широкая возможность освоения знаний планомерно и настойчиво, с помощью активно развивающихся инновационных технологий. Так как Лего конструирование имеет много видов обучающих программ от простых сборок, отдельных объектов до комплексных программ по образовательным дисциплинам школьного обучения. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья используя учебно-игровую форму, возможно, планировать и осуществлять их индивидуальную траекторию развития.

2. Развитие и формирование общеучебных навыков на занятиях Лего-конструирования и программирования у младших школьников

2.1 Организация дополнительного образования «Лего-конструирование и робототехника»

Для успешного обучения детей требуется оснащение кабинета Лего конструкторами разной сложности и персональными компьютерами, а так же требуется место для свободного передвижения детей. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потребности и возможности. Кабинет должен быть просторным, для детей с ограниченными возможностями здоровья важно организовать зону отдыха с ковром, пуфиками, дополнительными игрушками.

Занятия организованы с учетом ФГОС и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие проходит в свободной форме. Обычно начинается с повторения пройденного материала, постепенно переходит в усвоение нового материала и конструированием новых механизмов, роботов или фигур. Во время конструирования важно ребенку давать возможность свободно действовать, собирать в удобном для него месте, давать возможность отдохнуть от компьютера, ярких деталей в течении нескольких минут. В завершение работы ребенок представляет свою конструкцию - постройку. Она должна быть закончена, верно собрана в механизмах и конструкции. Каждое занятие завершается законченной моделью. Если модель не верно сконструирована, имеет технологические ошибки в механизмах или конструкции, то требуется выделить отдельное время для решения проблем, устранения неполадок, завершения полноценной готовой конструкции. После того как конструирование завершено, в игровой форме, отдыхая, с детьми повторяем пройденный на уроке материал, закрепляем его опросами и игрой.

Важно помнить что конструирование, это предмет дополнительного образования и дети приходят на него после уроков. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше устают в школе или на домашнем обучении, чем школьники без ограничений в здоровье. Для того чтобы прогресс в развитии и обучении детей был, требуется прислушиваться к каждому ребенку индивидуально. Прислушиваться к нему и создавать индивидуальные условия. Все занятия проводятся в учебно-игровой форме. Обязательно, отличной от формы, которую позиционирует школа или домашнее обучение. Детям требуется показать, что у них есть свобода действий, возможность творить, но с соблюдением техники безопасности.

Первые уроки начинаются с изучения техники безопасности. Важно помнить, что дети с ДЦП или дети без каких-либо конечностей имеют большие трудности в конструировании. Поэтому особенно важно показать безопасные способы работы с мелкими деталями и электронными составляющими. Нельзя дергать или отсоединять электронные компоненты держась за провода. Многие дети пытаются отсоединить детали друг от друга зубами. Этого нельзя допускать, так как детали легко проглотить, подавиться или же можно травмировать зубы и ротовую полость.

Конструирование и его разновидности можно разбить на группы по возрасту, например:

развитие мышления;

развитие моторики;

развитие речи:

От 3 до 5 лет

развитие правильного цветовосприятия;

развитие усидчивости, терпения.

Используются наборы Лего Дупло, Первые механизмы.

развитие воображения;

От 5 до 6 лет

развитие навыков пользователя информационных технологий;

развитие логики;

развитие мышления;

развитие конструкторских навыков;

развитие инженерных навыков;

развитие мелком моторики;

развитие речи;

формирование естественно-научного мировоззрения. База наборов: Простые механизмы, Лего WeDo.

От 7 до 9 лет

развитие умений использования персонального компьютера;

развитие логики;

развитие мышления;

формирование аналитического мышления;

развитие инженерно-конструкторских навыков;

развитие воображения;

формирование естественно-научного мировозрения;

формирование знаний, умений и навыков предметной среды;

развитие мелкой моторики;

развитие речи.

База наборов: Лего WeDo, Лего WeDo 2.0.

От 9 до 15 лет

развитие навыков программирования (визуальное, объектно - ориентированное программирование);

развитие инженерно-конструкторских умений;

развитие воображения;

расширение естественно-научного мировоззрения;

расширение знании, умений и навыков предметной среды;

развитие аналитического и логического мышления;

развитие мелкой моторики;

развитие речи.

Знакомство детей с механизмами идет с набора «Первые механизмы». В них ребенок может самостоятельно и без помощи взрослого соединять крупные детали и полноценно ощутить работу механизмов, изучение новых терминов и возможности построения из деталей простых, сложных механизмов и законченных фигур из них.

Следующий этап, знакомство детей с мелкими деталями и построениями из них сложных механизмов и способами построения вещей, которые мы встречаем в жизни. На данном этапе мы используем конструктор «Простые механизмы». Развивая мелкую моторику дети изучают работу: Рычага, осей, зубчатых передач, ременных передач, грузов. Работая с мелкими деталями и постепенным усложнением материала, они готовятся к этапу, на котором требуется терпение, логическое мышление, последовательность и развитая мелкая моторика.

Далее мы переходим к курсу робототехники, которая построена на конструкторе «lego WeDo», он включает в себя работу на компьютере, программировании и конструировании механизмов с использованием мотора, датчиков света, датчиков наклона. Дети самостоятельно ищут детали и собирают робота, по инструкции или собственной теме.

Сборка модели робота или механизма, обеспечивает достижение цели: сформировать общеучебные навыки школьника с учетом особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одновременно конструируя по компьютеру, изучая программирование, используя компьютер в поиске информации, уча новые термины, школьники получают элементарные навыки пользователя персонального компьютера, что дает ему полноценную адаптацию в современном социуме. Использование информационных технологий детьми с ограниченными возможностями здоровья открывают возможности для общения, развития и совершенствования обучающегося в школе. Так же, это помогает ребенку справиться со своими особенностями, комплексами или невозможностью чего-либо осуществить. Посредством Лего конструирования, программирования ребенку легко вступать в контакт с командой единомышленников, формировать свои личные достижения посредством коммуникации. У школьников появляется возможность для проявления свободы действий, свободы выражения своей мысли, проявления самостоятельность. Робототехника позволяет ребенку использовать уже имеющиеся знания, умения и навыки и получать новые.

Программа №1 (приложение 1)

«Конструирование, программирование и робототехника на основе Lego» дополнительная общеобразовательная программа для учащихся 6 - 10 лет

Программа рассчитана на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста на 36 часов.

Программа модульная, в 3 основных этапа

Каждый этап не ограничен четким количеством занятий, но есть рекомендации для работе:

1.Этап «Первые механизмы» - рассчитан на 8 занятий по 1 часу.

2.Этап «Простые механизмы» - расчитан на 9 занятий по 1 часу.

3Этап «Lego WeDo» - расчитан на 18 и более занятий по 1 - 2 часа. Программа дополнительного образования «Конструирование, программирование и робототехника на основе Lego» реализует научно - техническое направление дополнительного образования. Она ориентирована на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, а также на младших школьников.

Цели образовательной программы:

1.Доступность материала для школьников и дошкольников.

2.Использование игровых форм в видении уроков для возможности получения эффективных результатов в обучении без перегрузки.

4.Интегрирование школьных форм обучения в практической и исследовательской деятельности.

Задачи образовательной программы: Обучающие:

1)Закрепление, усвоении теоретического материала в школе или окружающей среде.

2)Расширение кругозора за счет доступных форм практической работы.

3)Систематизация знаний и исследований проводимых самостоятельно или с помощью педагога.

4)Возможность использовать практический и теоритический опыт на этих занятиях в пробуждении интереса к точным наукам.

5)Обучение созданию алгоритмов по решению задач.

6)Формирование навыков программирования; Развивающие:

1)Развитие мелкой моторики

2)Нарабатывается психологическая устойчивость и физическая выносливость.

3)Развитие концентрации на достижении результатов.

4)Развитие внимания.

5)Развитие памяти.

6)Развитие мелкой моторики.

7)Развитие коммуникативности.

8)Развитие технического мышления, формирование умения самостоятельно решать поставленную задачу через реализацию меж предметных связей;

9)Развитие коммуникативных умений и способность строить комфортные коммуникативные отношения в микро группе и коллективе.

Коррекционные:

1)Развитие и коррекция восприятия.

2)Развитие и коррекция воображения.

3)Развитие и коррекция мышления.

4)Коррекция эмоционально-волевой.

Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год, 2 часа - в неделю.

Содержание программы в таблице 1. Рабочая программа по темам в таблице 2.

Курс предлагает использование образовательных конструкторов Lego 9656, Lego 9689, Lego 9580 и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения дошкольников и школьников конструированию, моделированию, программированию и основам работы на компьютере.

Робототехника является одним из направлений автоматизации, то есть полной автономности процесса. На занятиях дети понимают, что в первую очередь создание робота упирается в его конструирование, подбор правильных механизмов для создания желаемой модели. И далее с помощью визуального программирования донести задачу до робота. Из практики, которую в течение всех занятий, дети получают информацию о том, как работают электрические приборы вокруг нас. Дети используют всевозможные датчики и моторы. Есть разные уровни сложности.

Таблица 1. Содержание программы дополнительного образования

п/пТемаКол-во часовLego Duplo первые механизмы (9656) Lego Простые механизмы (9689) Lego WeDo (9580)1.Знакомство с механизмами, конструирование, изучение на практике.202.Повторение пройденного материала43.Самостоятельные работы, проверка знаний.44.Творческие работы35.Закрепление знаний работой объединенной одной темой. Выставка, соревнования.36.Итоговая работа. Подведение итогов за курс.2

Таблица 2. Рабочая программа по Лего-конструированию

№ п/пТемаКол-во часовLego Duplo первые механизмы (9656)1.Знакомство. Первые механизмы.12.Вертушка и корабль.13.Машины и измерение расстояния.14.Робот хоккеист, работа с передачей.15.Многозадачность.16.Закрепление знаний работой объединенной одной темой. Выставка, соревнования. Творческая работа.1Lego Простые механизмы (9689)7.Повторение пройденного материала ранее, по прошлой программе, сравнение конструкторов.18.Знакомство с новым видом конструктора, самостоятельное конструирование, повторение19.Зубчатые колеса.110.Зубчатые колеса, проверочная работа, творческая работа.111.Колеса и оси.112.Колеса и оси, творческая работа, проверочная работа.113.Рычаги.114.Рычаги, творческая работа, проверочная работа.115.Шкивы.116.Шкивы, творческая работа, проверочная работа.117.Закрепление знаний работой объединенной одной темой. Выставка, соревнования.1Lego WeDo (9580)18.Повторение пройденного материала ранее, по прошлой программе, сравнение конструкторов.119.Забавные механизмы. Танцующие птицы.120.Забавные механизмы. Умная вертушка.121.Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица.122Звери. Голодный аллигатор.123.Звери. Рычащий лев.124.Звери. Порхающая птица.125.Звери. Сборка трех роботов одновременно. Создание истории.126.Спорт, футбол. Нападающий.127.Спорт, футбол. Вратарь.128.Спорт, футбол. Ликующие болельщики.129.Спорт, футбол. Сборка трех роботов одновременно. Создание истории.130.Приключения. Спасение самолета.131.Приключения. Спасение от великана.132.Приключения. Непотопляемый парусник.133.Приключение. Сборка трех роботов одновременно. Создание истории.134.Проверочная работа. Закрепление полученных знаний. Контрольная работа по программированию.135.Итоговая работа. Подведение итогов за курс.2Итого:36

Программа №2 (приложение 2)

«Реализация приоритетного направления по всестороннему развитию детей посредством использования конструктора. Конструирование, программирование, робототехника. Основы»

Программа рассчитана на слушателей для переподготовки воспитателей детских садов или учителей начальных классов для возможности преподавания детям и школьникам программы дополнительного образования Лего конструирование, программирование и робототехника на базе Lego Wedo, первые механизмы, простые механизмы.

Цели образовательной программы:

Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями в области всестороннего развития ребенка посредством использования конструкторов Lego, а так же получения знаний в начальном блоковом программировании и применение полученных знаний и умений в работе с детьми в условиях дополнительного образования. Задачи программы указаны в таблице 3.

Таблица 3. Задачи образовательной программы

№Знать1.Приоритетные направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации2.Особенности организации дополнительного образования детей дошкольного возраста3.4.Систему понятий и представлений в области художественного творчества: колористики, композиции и стилизации5.Виды документации, обеспечивающий дополнительное образование№УметьОрганизовывать дополнительную образовательную деятельность на основе современных достижений психолого - педагогических достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий с использованием техники «Квиллинг (бумагокручение)».Создавать плоскостные и объемные изделийСоздавать творческие проекты с соблюдением технологии изготовления объектовОценивать роль и место актуальных знаний и умений по дополнительному образованию детей в профессиональной деятельности1.Проектировать образовательный процесс на основе системно - деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий.2.Планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно- измерительные материалы.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения детей дошкольного и школьного возраста.4.Выполнять работы по декоративно-прикладному искусству в различных материалах, художественно-творческие композиции.5.Вести документацию, обеспечивающую образовательно - воспитательный процесс.

2.2 Проверка эффективности работы и определение результатов исследования общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Для проверки эффективности работы, были проведены тесты на исследование уровня сформированности общеучебных навыков у группы из 6 школьников 1 и 2 класса с ограниченными возможностями здоровья. У детей были различные отклонения в развитии.

Для проверки эффективности работы были проведены на начальном этапе тесты на уровень сформированности общеучебных навыков (таблица 4).

В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны, валидны и хорошо зарекомендовали себя на практике. Список группы и особенности детей в таблице 5.

Таблица 4 Диагностические методики общеучебных навыков

№Общеучебные навыкиДиагностические методики1.ЛичностныеАнкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 3)2.КоммуникативныеЛесенка (Приложение 3)3.РегулятивныеТулуз - Пьерон (Л.Я. Ясюкова) (Приложение 3)4.Познавательные«Домик» (Н.И. Гуткина) (Приложение 3)

Таблица 5. Группа детей

ДетиХарактеристикаДиагнозВозраст1) Маша З.Ученица 2 класса, с ДЦП, ребенок не адаптирован в работе в команде, нуждается в индивидуальном обучении. Отличается повышенной утомляемостью, не усидчивостью, способен концентрировать внимание не продолжительное время.ДЦП, МКБ - 109 лет2) Федя Ф.Ученик 2 класса, легкой степенью УО, ребенок контактный, любит работать в команде. Отличается повышенной утомляемостью, не усидчивостью, способен концентрировать внимание не продолжительное время.МКБ-109 лет3) Катя С.Ученица 2 класса, с ДЦП, ребенок контактный, любит работать в команде. Отличается повышенной утомляемостью, не усидчивостью, способен концентрировать внимание продолжительное время.ДЦП8 лет4) Вова Г.Ученик 1 класса, с РДА, ребенок не контактен, не любит работать в команде, неРДА, аутизм.8 летпринимает помощи, быстро отвлекается. Нуждается в индивидуальном обучении. Отличается повышенной утомляемостью, не усидчивостью, может концертировать внимание на том, что ему интересно.5) Степа А.Ученик 1 класса. ДЦП, слабослышащий. Ребенок не контактен, не любит работать в команде. Нуждается в индивидуальном обучении. Концентрирует внимание продолжительное время. Усидчивый, проявляет иннициативу.ДЦП, тугоухость.7 лет.6) Егор Ф.Ученик 1 класса, с легкой степенью УО, слабовидящий, ребенок контактный, любит работать в команде. Отличается повышенной утомляемостью, не усидчивостью, способен концентрировать внимание не продолжительное время.МКБ-10, слабовидящий.8 лет

Таким образом, проявилась возможность объединить учеников в мини группы и спланировать индивидуальные траектории обучения для учеников, которые требует индивидуального подхода.

Были подобраны методики (таблица 3) и индивидуально проведены методики по исследованию уровня сформированности общеучебных навыков у детей. Эти методики были проведены до и после прохождения курса обучения Лего конструированию. Индивидуально подобранные методики для группы детей (таблица 6).

Таблица 6. Методики для проведения исследования

ДетиИспользуемые методикиЛичностныеКоммуникативныеРегулятивныеПознаватель ые1) Маша З.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик2) Федя Ф.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик3) Катя С.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик4) Вова Г.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик5) Степа А.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик6) Егор Ф.Анкета школьной мотивацииЛесенкаТулуз-ПьеронДомик

Исследование личностных навыков

Исследование проходило у детей индивидуально. Использовалась методика «Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой». Тест из 9 вопросов. Задавались вопросы, и на выбор три варианта ответа. Дальше дается ключ.

Результаты исследования, проведенные по методикам указаны в таблице 7.

Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Четвертый уровень. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Таблица 7. Результаты исследования личностных навыков

Уровни отношений к школеДетиПроцентыПервый уровень00%Второй уровень00%Третий уровень117%Четвертый уровень466%Пятый уровень117%

У четырех испытуемых из шести (66%) была выявлена низкая школьная мотивация. Они не стремятся в школу, нахождению в ней, больше играют или общаются, чем обучаются. У одного (17%) испытуемого положительное отношение. Ребенок хочет идти в школу, но потребность в получении знаний от него не исходит. У одного (17%) испытуемого резко отрицательное отношение. Ребенок не хочет идти в школу, каждый день придумывает причины, чтобы не ходить, нет желания учиться. Высокого уровня школьной мотивации, учебной активности не было выявлено ни у одного из испытуемого.

Исследование коммуникативных навыков

Исследование проходило у детей индивидуально. Использовалась методика «Лесенка». Ребенку давали картинку с лесенкой (7 ступеней) и просили нарисовать себя на одной из них.

Результаты исследования, проведенные по методикам указаны в таблице 8. При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 - завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 - адекватная самооценка У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность:

Ступенька 4 - заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку.

Ступеньки 5, 6 - низкая самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка.

Ступенька 7 - резко заниженная самооценка Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

Таблица 8. Результаты исследования коммуникативных навыков

Уровень самооценкиДетиПроцентыСтупенька 1234%Ступенька 2,300%Ступенька 4476%Ступенька 5, 600%Ступенька 700%

Исследование регулятивных навыков

Исследование проходило у детей индивидуально. Использовался тест Тулуз-Пьерона. Ребенку давали специальные листы. Инструкция: Внутри кружков квадратики должны быть зачеркнуты, вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты.

При обработке результатов учитывалось:

1.Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

2.Количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка квадратика ребенком (внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его - зачеркнут), любые исправления и пропуски (квадратик вообще не обработан). Результаты исследования, проведенные по методикам указаны в таблице 9.

4балла - ребенок достигает высокого и хорошего уровня. 3 балла - ребенок достигает среднего уровня (норма)

2 балла - ребенок достигает низкого уровня (субнорма) 1 балл - ребенок достигает уровня патологии

Таблица 9. Результаты исследования регулятивных навыков

Уровень сформированности регулятивных навыковДетиПроценты4 балла00%3 балла00%2 балла350%1 балл350%

У трех испытуемых из шести (50%) был выявлен низкий уровень регулятивных навыков. У трех (50%) испытуемых уровень регулятивных навыков достигает уровня патологии. Хорошего уровня ни у одного ребенка не выявлено.

Исследование познавательных навыков

Исследование проходило у детей индивидуально. Использовался методика «Домик» (Н.И. Гуткина). Срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Инструкция: Внутри кружков квадратики должны быть зачеркнуты, вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты. Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Результаты исследования, проведенные по методикам указаны в таблице 10.

Таблица 10. Результаты исследования познавательных навыков

Уровень сфомированности познавательных навыковДетиПроценты4 балла117%3 балла349%2 балла234%1 балл00%

У трех испытуемых из шести (49%) был выявлен очень низкий уровень познавательных навыков. У двух детей (34%) вровень приближен к норме. У одного (17%) испытуемых уровень регулятивных навыков достигает уровня патологии. Хорошего уровня ни у одного ребенка не выявлено.

После проведения методик можно сделать вывод, что у всех детей снижен уровень сформированности общеучебных навыков. А у некоторых уровень достигает патологии. Данные результаты показали необходимость работы со школьниками по специально разработанной дифференцированной программе, направленной на развитие общеучебных навыков.

Для развития общеучебных навыков у младших школьников с ОВЗ, нами была составлена программа курса дополнительного образования «Лего конструирование» (приложение 1).

Данный курс представляет собой комплекс образовательных занятий, направленных на развитие личностной, коммуникативной, регулятивной, познавательной сфер с учетом особенностей развития детей.

Курс для детей длится 36 учебных часа. После полного прохождения курса были проведены повторные методики на определение уровня сформированности общеучебных навыков. Сравнение уровней до обучения и после обучения приведены в таблице 11.

Таблица 11. Сравнительные результаты исследования

Исходя из данных диаграммы, мы видим положительную динамику в формировании общеучебных навыков детей с ОВЗ. В экспериментальной группе данный показатель вырос. Важно отметить, что регулятивные навыки у всех детей нормировались после формирующего эксперимента значительно расширились возможности использования сформированных общеучебных навыков в повседневной и образовательной жизни, но одновременно с тем, у некоторых детей по-прежнему сохранились трудности использования личностных, коммуникативных и познавательных навыков.

Описанные результаты свидетельствуют о продуктивности влиянии проделанной нами коррекционо-познавательной работы.

Таким образом, из полученных данных, представленных выше, можно сделать вывод о том, что работа по разработанной программе занятий, несет положительные результаты по формированию общеучебных навыков и действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы

Результаты исследования, направленного на изучение общеучебных навыков навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья, подтвердили и углубили положение специальной психологии и коррекционной педагогики о том, что при ограниченных возможностях здоровья отмечаются недоразвитие общеучебных навыков, которые проявляются в виде их несформированности.

Первичные результаты исследования показали необходимость занятий, способствующие развитию общеучебных навыков детям с ограниченными возможностями здоровья по специально разработанной программе, направленной на развитие общеучебных навыков.

Материалы исследования, полученные в ходе сопоставления данных экспериментальной группы и повторной диагностики, позволили сделать вывод о динамике развития детей, которые занимались на уроках Лего конструирования, направленные на развитие общеучебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

После проведения коррекционной работы, нами был сделан контрольный срез, который позволил выявить следующее:

-удалось расширить представления о способах выражения своего отношения к взрослому и сверстнику;

-зафиксированы улучшения в активизации потребности в общении у школьников.

-дети стали более последовательными, начали систематизировать конструкции по цветам, формам, тематикам и различать их, убирать лишнее.

-научились видеть механизмы вокруг себя и рассказывать о них и их работе.

-школьники стали успешнее оценивать свою работу, анализировать свои и чужие неудачи, спокойнее принимать свои ошибки и исправлять их.

Заключение

Ограниченные возможности здоровья у детей младшего школьного возраста не должны сказываться на качестве получаемых ими знаний, таких детей нельзя ограничивать в развитии по причинам их индивидуальных особенностей. Есть формы обучения, позволяющие проявлять всем детям свои сильные качества и способности в процессе получения школьных знаний и обретения необходимых навыков. Все дети могут обучаться, и многое в этом вопросе зависит от способов подачи, обучающего материала педагогов, от использования соответствующих развивающих пособий и методик. От своевременного коррекционного обучения детей с ОВЗ, учитывающего их индивидуальные особенности, от создания общей обучающей и безопасной среды для группы детей, при сохранении индивидуального подхода для каждого ребенка зависят возможности этапов развития каждого из детей с ОВЗ.

В работе изучался вопрос о общеучебных навыках детей с ОВЗ, от получения ими начальных знаний по базовым предметам, соответственно возрасту до их возможности понять, изучить новый материал самостоятельно.

В материале отражены наблюдения, описаны проведенные исследования, выявлены эффективные приемы для обучения. Систематизированы эти материалы, обобщен опыт полученный во время практики, разработаны программа и отдельные методики для решения конкретных вопросов. На практике с группой детей от 7-9 лет были получены результаты, что позволило провести контрольный срез, подтверждающий данные выводы.

Прежде всего, игра-занятие создает позитивную атмосферу, не утомляет детей, не лишает ребенка радости познания радости, нового, иногда сложного, материала. Главное, что игра-занятие позволяет ученику проявить себя индивидуально и не только находить собственное решение, а и быть успешным на каждом этапе при решении изучаемых вопросов или собственного проекта.

Производители Лего конструктора уже много лет подтверждают уровень качества своей продукции по экологическим параметрам. Это - очень доступный и понятный материал для объяснения как базовых понятий, так и сложных конструкций и моделей, что особенно ценно - часто изобретаемых самим ребенком. Своевременное объяснение преподавателя, систематизация полученных знаний создают индивидуальную обучающую программу соответствующую стандартам образования начальной и средней школы.

Анализ полученных результатов по вышеуказанным материалам дает определенный вывод: обучение детей с ОВЗ в 80% возможно при использовании Лего конструктора и проверенных методик обучения.

На занятиях были учтены основные общеучебные навыки для детей с ОВЗ: личностные коммуникативные, регулятивные, познавательные. По этим направлениям прослеживалась убедительная позитивная динамика у большинства учащихся с различными особенностями в развитии. Все дети были довольны занятиями и с радостью продолжают обучение, изобретали свои модели и конструкции. Важно, что проявлялся познавательный интерес у всех учеников к способам усовершенствования своих изобретений.

В период практики при проведении занятий по Лего конструированию были добавлены элементы робототехники, где с использованием материалов Лего наборов детям с ОВЗ имело возможность объяснить базовые понятия по составлению алгоритмов, последовательных действий, проведения анализа результатов. Большая часть детей научились использовать эти знания: составляли алгоритмы последовательных действий для построения своих конструкций и могли легко объяснить свои решения. После усвоения этого этапа стало возможным перейти к составлению простейших упражнений для программирования действий, созданных моделей и управления ими.

Благодаря практическим исследованиям, проводимым в процессе подготовки этой работы и после анализа полученных результатов можно сделать вывод о возможности обучения детей с ОВЗ с помощью Лего конструирования, о целесообразности составления обучающих программ на базе Лего конструктора, для обучения и развития детей с ОВЗ. Этот вывод важен для школьного обучения, т.к. становится возможным сделать обучающий материал доступным детям с различными расстройствами. Уроки проводятся в игровой форме с учетами индивидуальных особенностей, есть возможность грамотно сочетать физическую и умственную активности детей. Важен успех каждого ребенка, тогда ребенок приобретает уверенность и радость от достижения результатов. А значит - уверенность в себе и определение своего места в обществе.

Список литературы

1.Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников/ Э.М Александровская. // М.: Академия, 2002.

2.Алмазов Б.Н. Правовая психопатология / Б.Н. Алмазов // уч. пос. - Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.

3.Асмолов А.Г. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Под ред. А.Г. Асмолова Как проектировать общеучебные навыки в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Книга]. - Москва: Просвещение, 2008.

4.Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: уч. пособие [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М., 1979.

5.Белиовский Н.А., Белиовская Л.Г. Дата выхода: 30 июля 2015 года. Формат: 148 * 210 мм. Бумага: офсетная. Обложка: Мягкая обложка. Объем, стр.: 88 ISBN: 978-5-97060-336-9

6.Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С.А. Беличева // Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. - М., 2002.

7.Бескоровайная Л.А., О.В. Перекатьева Настольная книга учителя начальных классов [Книга]. - 2002: Феникс, Ростов-на-Дону.

8.Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10.

9.Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха./ Р.М. Боскис // - М., 1988.

10.Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко // Справочник зам. дир. школы. - 2012. - №5. - С. 67.

11.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

12.Гегель Г.В. Собрание сочинений. Т.3./ Г.В. Гегель // М., 1956.

13.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск: 1997.

14.Гончарова, Е.Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей) [Текст]: монография / Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2009. - 156 с.

15.Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова [Текст] / Ю.В. Громыко // Известия РАО. - 2000. - №2.

16.Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева // учебно-методич. пособие. - Саратов, 1999.

17.Злаказов А.С., Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина, Уроки Лего - конструирования в школе. Методическое пособие /электронная книга/ Рязань 2011.

18.Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник [Текст] / В.П. Дудьев. - М., 2008.

19.Дурнева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов в период адаптации / О.В. Дурнева // Сборник «Учитель - учителю». Белгород 2010.

20.Иванова И.П. [57], Ильин, Е.П.: умения и навыки не решенные вопросы [Текст] / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - М., 1985.

21.Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

22.Корягин А.В. Образовательна робототехника Lego WeDo, сборник методических рекомендаций и практикумов. [Книга]. - Москва: ДМК, 2016.

23.Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. - М.: Полиграф Сервис, 2005.

24.Макаренко А.С. [56],

25.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

26.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1985.

28.Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова // книга для учителя и воспитателя. - М.: Просвещение. 1993.

29.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

30.Овчарова Р.В. практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

31.Петровский, А.В. Психология. [Текст] / А.В. Петровский. - М., 1986.

32.Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. - М., 1983.

33.Платонов, К.К. Психология [Текст] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М., 1977.

34.Рудик, П.А. Психология [Текст] / П.А. Рудик. - М., 1967.

35.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.

36.Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1993. - №1. - С. 77-82.

37.Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - №5. - С. 62-66.

38.Тарапата В.В.Н.Н. Самылкина Робототехника в школе: методика, программы, проекты [Книга]. - Москва: Лаборатория знаний, 2017.

39.Татьянченко Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000.- №7.-С. 38.

40.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - М., 2003.

41.Филиппов С.А. Уроки робототехники/ М. Пилот-2016

42.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.:Наука, 2010, 195 стр.

43.Шаталова В.Ф. [58],

44.Шевченко С.Д. [59]

45.Шишкина Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков/ Т.В. Шишкина, Е.А. Алисова // Справочник зам. дир. школы. - 2012. - №3.-С. 32.

46.Шериева О.В. формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Журнал] // Журнал педагогика. - 2013 г.

47.Шматко Л.А., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / программа для спец. дошкольных учреждений) // Л.А. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева // М.: Просвещение. 1991.

48.Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // методич. пособие - М., Аквариум, 1997.

49.Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Похожие работы на - Общеучебные навыки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!