Олимпиада 'Мир через культуру' организация, результаты, значение

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,25 Мб
  • Опубликовано:
    2017-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Олимпиада 'Мир через культуру' организация, результаты, значение

Оглавление

Введение

Глава I. История и организация Вологодской олимпиады «Мир через культуру»

.1 Становление и развитие олимпиады

.2 Правила олимпиады

.3 Порядок проведения олимпиады

.4 Масштаб олимпиадного движения

.5 Публикации исследований. Победы на конкурсах

Глава II. Тематика и олимпиадные достижения олимпиадных работ

.1 Общая характеристика тематики олимпиадных работ

.2 Достижения школьников в изучении народной культуры Вологодского края и археологических памятников

.3 Достижения школьников в изучении истории Вологодского края

.4 Достижения школьников в изучении памятников культуры Вологодского края

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы. В современном образовательном пространстве России важное место принадлежит различного рода олимпиадам. Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся [14].

Именно в таком русле и функционирует в Вологодской области олимпиада «Мир через культуру». Эта олимпиада проходит на протяжении 22 лет и она объединяет сотни, а то и тысячи детей. Они изучают этнографию и литературное краеведение, археологию, историческое и географическое краеведение. Вологодская олимпиада «Мир через культуру» стала большим культурным явлением. С 1994 года она не только не теряет своей актуальности, но и остается интересной и востребованной среди школьников. С каждым годом спектр тем становится шире.

Школьники исследуют творчество молодых вологодских поэтов и темы, связанные с неизвестной историей города. Кроме того, ребята ежегодно присылают работы по исследованию проблемы экологического загрязнения города, сами проводят опыты и знакомят нас с результатами своей работы.

Темы работ интересные и актуальные. Актуально и то, что исследования обучающихся носят научно-практический характер, являются востребованными не только образовательными организациями, но и музеями, ВУЗами, общественными и профессиональными организациями области. Вот почему представляется важным изучение особенностей проведения олимпиады, раскрытие их роли в системе образования и региональной культуры.

Объектом исследования является история, организация и содержание Вологодской олимпиады «Мир через культуру».

Предметом исследования является вклад участников олимпиады «Мир через культуру» в изучение истории и культуры Вологодского края.

Целью моей работы является выявить вклад участников Олимпиады «Мир через культуру» в изучение истории культуры Вологодского края

Задачами является:

изучить историю олимпиады и ее организацию;

показать тематику и результаты исследований участников Олимпиады, их значение для познания культуры края.

Степень изученности. В настоящее время существует немного исследований по данной проблематике. Изучением олимпиадных движений занимались такие исследователи, как Комарова, Филатова, Шарапков, Алеева. Филатова исследовала вопрос выявления и развития способностей учащихся посредством школьных предметных олимпиад на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры». Автором проанализированы основные проблемы организации и проведения ученических предметных олимпиад в России, а также рассмотрены наиболее эффективные пути их решения [10].

Шарапков пишет ценную статью «Подготовка к предметным олимпиадам: взгляд учителя», где предложен комплексный системный подход к актуализации проблематики подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Рассмотрены не только теоретические положения эффективной подготовки, необходимые условия успешной работы с одаренными учащимися, но актуализированы практические рекомендации и советы по достижению максимально высоких результатов [9]. Алеева определяет основные положения подготовки студентов к педагогическим олимпиадам [16, c.5].

Важными были работы исследователей, занимающихся изучением олимпиад по краеведению: Б.А. Заруцкий, А.А. Следников, И.М. Солдатов.

Научной литературы по современным олимпиадным организациям встретилось мало, только несколько статей. В то же время достаточно полезными оказалась работа «Олимпиада по краеведению» Заруцкого, где он отмечает, что позитивный результат достигается за счет проведения творческих работ прикладного характера с одновременным сочетанием классной и внеклассной краеведческой деятельности.

Каких-либо специальных исследований по истории и развитию вологодской олимпиады «Мир через культуры» нами не обнаружено.

Источники. Документальные материалы о вологодской олимпиаде «Мир через культуру» были выявлены в Региональном центре дополнительного образования детей.

По виду и составу выявленные документальные источники можно разделить на следующие группы:

а) делопроизводственные, позволяющие выяснить, как были организованы дни олимпиады, как формировалось жюри, оценочные листы и пр.;

б) нормативные, а именно: Положения о всероссийской олимпиаде школьников, приказы Минобрнауки России, приказы Департамента образования Вологодской области;

Изобразительные источники представлены фотографиями текущих лет. Среди них - фотографии олимпиад, организаторов и выступающих.

Ценные сведения были получены из интервью с организаторами олимпиады - Минаевой Людмилы Александровны и Багулиной Татьяны Николаевны.

Было 8, «Известий Вологодского общества изучения Северного края» за 1991, 2001, 2002, 2003, 2005, 2006, 2008, 2011 года, в которых публиковались лучшие работы участников олимпиады.

В целом, выявленный состав источников, на наш взгляд, позволяет решать задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе.

Методы. Основными методами стали историко-системный и историко-генетический. Историко-системный метод обязал автора увидеть деятельность олимпиады в целостной системе социокультурной среды города, а историко-генетический направил на выяснение истоков и мотивов развивающей деятельности, которые были обусловлены идеологическими, социальными и общекультурными особенностями изучаемой темы.

Структура. В первой главе рассмотрена история олимпиады и раскрыто ее содержание. Автор пыталась ответить на следующие вопросы: Когда и как возникла идея организовать в Вологде олимпиаду под названием «Мир через культуру»? Какие цели преследовали ее организаторы? Как была задумана и как была реализована сама организация олимпиады? Как была организована бытовая сторона олимпиады, конкурсная часть, награждения, культурная программа в дни Олимпиады и т.п. Сколько и каких педагогов было охвачено олимпиадным движением «Мир через культуру»? Какие районы и города Вологодской области были больше всего вовлечены в олимпиаду? Выявляются статистические данные, показывающие масштабы олимпиадного движения. Каковы судьбы призеров и победителей олимпиады? Как участие в олимпиаде определило дальнейший профессиональный выбор? Как олимпиада освещалась в прессе и в СМИ? Можно ли считать, что олимпиада «Мир через культуру» стала заметным явлением в региональной культуре конца ХХ начала ХХI века? Какие проблемы возникали в олимпиадном движении «Мир через культуру» Каковы перспективы дальнейшего существования олимпиады?

Во второй главе анализируется вклад олимпиады в изучение культуры края, проводится общий тематический анализ олимпиадных работ.

Глава 1. История и организация Вологодской олимпиады «Мир через культуру»

.1 Становление и развитие олимпиады

Рисунок-1 Символ олимпиады

«Мир через культуру» - наиболее яркий ежегодный краеведческий форум школьников Вологодской области, в котором принимают участие все муниципальные образования. Олимпиада проводится более двадцати лет - с 1993 года. Свое название «Мир через культуру» произошло из контекста цитаты Николая Рериха «Мир может заложиться в сердце человеческом. Мир через культуру - наш постоянный девиз».

В содержание олимпиады входит не только защита исследовательской работы, но еще и выполнение творческих заданий, а также краеведческие викторины по истории, литературе и географии. Исследования школьников носят научно-практический характер, являются востребованными не только учреждениями образования, но и музеями, ВУЗами, общественными и профессиональными организациями области.

Организаторы олимпиады стремились и стремятся поднять темы, которые раньше не освещались в краеведческой литературе. Задача заключалась в том, чтобы показать детям историко-культурный потенциал нашего края и тем самым воспитывать чувство уважения к родной земле и осознание своей укорененности в ней.

В дни олимпиады для детей старались организовать экскурсии, а когда позволяла финансовая возможность, организовывали поездки в Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтово, Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Были организованы и культурные программы - дети, как правило, посещали театры города Вологды или приглашались какие-то творческие коллективы. До 2010 это было традиционно.

Чтобы обеспечить комфортные и торжественные условия участникам олимпиады для них искали соответствующие помещения в областном центре. Так, первые олимпиады проводились в краеведческом музее, затем - в музее комсомольской славы. Несколько лет их проводили в речном училище № 5, а последние годы - в колледже коммерции и сервиса технологий, где педагогам-руководителям творческих работ предоставляется возможность переходить из одной аудитории в другую и слушать всех детей всего района. Последние олимпиады проходят в помещении педагогического института .

Положительно решались вопросы питания и проживания, все это было для детей бесплатно. В дни первых конференций дети проживали в школе-интернате, который находится на улице Конева. Сейчас о питании и проживании организаторы договариваются с различными общежитиями и гостиницами нашего города.

1.2 Правила олимпиады

Порядок проведения Межрегиональной олимпиады школьников по научному краеведению «Мир через культуру» определяется «Положением об Олимпиаде «Мир через культуру» (далее - «Положение»). Оно обеспечивает единство критериев отбора победителей и единообразие форм отчетности по итогам олимпиад.

«Положение» разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядка проведения олимпиад школьников», утвержденного приказом Минобрнауки России 22.10.2007 г. № 285.

Исходя из «Положения» основными целями и задачами Олимпиады «Мир через культуру являются:

обнаружение учащихся, проявивших выдающиеся способности;

формирование стимулов к творческой инициативе и интереса к образовательному процессу, научной деятельности и исследовательской работе;

активизация краеведческой исследовательской деятельности, родных краев участников

усиление мотивации к углубленному изучению истории, географии, литературы, биологии.

Разумеется, ставилась и задача пропаганды научных знаний; расширение культурного кругозора обучающихся. Одновременно решалась задача расширения путей взаимодействия средней и высшей школы и содействие профессиональной ориентации учащихся. Олимпиада определялась как большой краеведческий форум для детей, которые смогли бы приезжать с самыми различными своими открытиями и делиться со всеми на этих конкурсах.

Решение вопросов, связанных с организацией и проведением Олимпиады обеспечивается исполнительными органами Олимпиады: оргкомитетом, жюри и предметными методическими комиссиями. Общую координацию, методическое, организационное и информационное обеспечение проведения Олимпиады осуществляет АОУ ДОД ВО «Региональный центр дополнительного образования детей» при поддержке ВРО «Русское географическое общество».

Участие в Олимпиаде принимают школьники 8-11-х классов средних общеобразовательных учебных учреждений. Олимпиада «Мир через культуру» проходит по следующим предметам: история, литература, география, биология. Олимпиада проводится по каждому предмету раздельно.

Олимпиада «Мир через культуру» является массовой и открытой. Информация о проведении Олимпиады, порядке участия, итогах, победителях и призерах является открытой и размещается на сайте АОУ ДОД ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Финансовое обеспечение Олимпиады производится за счет средств областного бюджета.

Для организации, методического и иного обеспечения и проведения Олимпиады ежегодно формируются организационный комитет Олимпиады (оргкомитет), жюри и предметные методические комиссии. Персональный состав оргкомитета, жюри и предметных методических комиссий формируется из числа наиболее опытных и квалифицированных научно-педагогических работников и сотрудников Вологодского государственного университета и утверждается приказом начальником Департамента образования Вологодской области.

Организация работы и делопроизводства исполнительных органов Олимпиады «Мир через культуру» строится на основе соблюдения прав личности и государственных требований к проведению олимпиад с возможностью последующего участия победителей и призеров в конкурсе при поступлении в вуз.

Рисунок 2 «Оргкомитет Олимпиады подвел итог 2015»

устанавливает регламент и сроки проведения олимпиады;

отвечает за организацию, методическое и иное обеспечение и проведение Олимпиады;

формирует составы предметных методических комиссий и жюри Олимпиады;

формирует состав апелляционной комиссии Олимпиады;

рассматривает совместно с методической комиссией и жюри апелляции участников Олимпиады и принимает окончательные решения по результатам их рассмотрения;

утверждает список победителей и призеров Олимпиады;

награждает победителей и призеров Олимпиады;

представляет в Совет олимпиад ежегодные отчеты о прошедших Олимпиадах и документы, необходимые для включения Олимпиады в перечень олимпиад школьников;

осуществляет иные функции в соответствии с положением об Олимпиаде

подводит итоги.

Помимо оргкомитета в период Олимпиады работает Жюри Олимпиады.

Жюри олимпиады - представленные доклады оценивают члены жюри, среди которых профессора, доценты и старшие преподаватели Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ), в том числе заведующие кафедрами и деканы трёх факультетов, Вологодского государственного технического университета (ВГТУ), Вологодского института развития образования (ВИРО), научные специалисты государственного архива, краеведческого музея, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, Двинско-Печерского водного управления. Среди постоянных членов жюри 5 докторов и 12 кандидатов наук. Большинство экспертов (80%) принимают участие в олимпиаде на протяжении 12 и более лет. Они помогают ребятам не только выступить, но еще осознать, какие методы, какие новые научные исследования они могут себе предложить.

Жюри Олимпиады

проводит проверку результатов письменных работ и других видов испытаний участников олимпиады, оценивает их результаты;

определяет кандидатуры победителей и призеров олимпиады;

рассматривает совместно с оргкомитетом и методической комиссией апелляции участников олимпиады;

осуществляет иные функции в соответствии с положением об Олимпиаде;

оценивает выступления.

Еще одним важным органом организации Олимпиады являются методические комиссии по предметам. Они:

разрабатывают материалы заданий Олимпиады, критерии и методики оценки выполненных заданий, проверяют работы участников;

представляют в оргкомитет Олимпиады предложения и рекомендации по организации, методическому обеспечению и проведению Олимпиады;

рассматривают совместно с оргкомитетом и жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады;

публикуют решения олимпиадных заданий и методические материалы;

представляют ежегодные отчеты в оргкомитет Олимпиады;

осуществляют иные функции в соответствии с Положением об Олимпиаде.

.3 Порядок проведения Олимпиады

Олимпиада «Мир через культуру» состоит из двух обязательных этапов: отборочного этапа, который проводится в муниципальных образованиях и городских округах до 1 февраля; заключительного этапа, который проводится в очной форме в период с 16 по 18 марта. К участию в заключительном этапе допускаются победители и призеры отборочного этапа.

Олимпиада проводится по заданиям, созданным методическими комиссиями по предметам. Конкретные виды заданий определяет жюри на основании подготовленных комиссиями материалов.

Обучающиеся, желающие принять участие в Олимпиаде, обязаны зарегистрироваться как участники Олимпиады, подать заявку, заверенную органом исполнительной власти муниципального образования на АОУ ДОД ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Участники заключительного этапа Олимпиады обязаны явиться в указанное в расписании время в аудитории, выделенные для проведения Олимпиады.

Члены оргкомитета, жюри, методических комиссий, сотрудники секретариата Олимпиады, дежурящие в аудитории выдают участникам бланки письменных работ, инструктируют по правилам заполнения бланков, выполнения работы и оформления ее результатов, обеспечивают дисциплину при проведении Олимпиады.

Время, отведенное на выполнение заданий, определяется по решению оргкомитета Олимпиады и объявляется участникам Олимпиады. Продолжительность Олимпиады по разным предметам может варьироваться.

После завершения выполнения заданий или в случае окончания времени, выделенного на их выполнение, участник Олимпиады сдает работу члену оргкомитета, жюри, методической комиссии, сотруднику секретариата Олимпиады, дежурящему в аудитории.

Сведения об авторах работ зашифровываются. Работы проверяются без указания на авторство. Письменные задания передаются членам жюри в зашифрованном виде и не могут быть расшифрованы с объявлением фамилий участников вплоть до момента определения победителей и призеров Олимпиады.

За каждое выполненное задание выставляется оценка в баллах. Возможно снижение балла за задание, если оно выполнено частично. Возможно повышение балла за задание, если в работе представлено оригинальное решение или предложено несколько вариантов решений. В конце работы проставляется общее количество баллов, которое вносится в протокол проведения Олимпиады.

Рисунок 3 - Торжественная церемония открытия олимпиады VI 2015

Победителями и призерами отборочного и заключительного этапов Олимпиады являются участники, показавшие лучшие результаты и занявшие 1-е, 2-е и 3-е места. К участию в заключительном этапе Олимпиады «Мир через культуру» допускаются только победители и призеры отборочного этапа Олимпиады. Победителями заключительного этапа Олимпиады являются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1-й степени. Призерами заключительного этапа Олимпиады - участники олимпиады, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени.

Участники заключительного этапа Олимпиады, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место, награждаются дипломами победителей и призеров Олимпиады и призами. Награждение, как правило, сопровождается дарением книг соответствующей тематики: либо по истории либо по литературе, либо географии или биологии в зависимости от того, каким направлением краеведения они занимаются.

.4 Масштаб олимпиадного движения

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Это замечательно получается у нашей олимпиады.

В работе Олимпиады ежегодно принимают участие более 3 000 школьников, из них 200 человек - победители и призёры районных и городских конференций участвуют в заключительном этапе. Школьники представляют итоги своей поисковой и научно-исследовательской деятельности на секциях археологии, этнографии, археографии, исторического, литературного, географического краеведения, гидрологии и геологии. Нужно отметить, что все доклады - результат кропотливой поисковой работы, исследовательской деятельности учащихся (работы реферативного плана к участию в олимпиаде не допускаются).

Первая конференция «Мир через культуру» проведена в 1993 году. Юные краеведы из 14 районов области собрались в Вологде, чтобы выступить на четырех секциях: этнография и литературное краеведение, археология, историческое и географическое краеведение. На следующий год приехали делегации из 20 районов области, причем в большинстве районов впервые после долгого перерыва были проведены районные краеведческие слёты и конференции. Пользуясь информацией архива Центра дополнительного образования, я составила таблицу, отражающую состав участников Олимпиады за некоторые годы.

Таблица 1. Динамика состава участников Олимпиады

Территории

1998

2005

2011

2012

2015

Бабаевский

1

5

8

5

5

Бабушинский

1

7

5

1

9

Вашкинский


2

9


9

Междуреченский


3

5

5

Белозерский

1


4

7


Ульяновский


6

1


3

Великоустюжский

3

2

2

3

2

Верховажский


6

6

3

6

Вожегодский

1

3

11

9

6

Вологодский

3

8

12

14

4

Вытегорский

1

11

2

5

5

Кириловский

3

5

5

5

2

Кичмено-городецкий

1

5

4

5

6

Никольский

2

4

7

5

5

Нюксенский

1

7

3

4

1

Сокольский

2

7

7

8

9

Вологодская школа-интернат



7

5



1



Сямженский


3

3

1


Тарногский


5

4

5

6

Тотемский

2

9

5

4

8

Устье-кубенское


3

2

1

1

Устюженский

2

3

4

6

2

Грязовецкий


6

10

8

7

Харовский

2

5

4


5

Шекснинский


6

10

7

10

Республика Коми



7



Архангельская область



3

3


Костромская область



3

3


Кадуйский



4


2

Череповецкий

3

10

9

8

5

Чагодощенский


3

2

2

3

Таблица показывает, что в Олимпиаде участвуют все муниципальные районы Вологодской области, а также школьники соседних регионов.

В 2000 году конференция получила статус областной краеведческой олимпиады и заключительный этап стал включать 3 тура: первый - заочный тур (оценка представленной исследовательской работы экспертами), после отбора лучших работ - второй (очный) тур - выступление с докладом (защита), третий тур - творческий (творческая работа на заданную тему и краеведческая викторина). Общее количество секций достигло 10:

исторические секции «Летопись родных мест, «Живое прошлое»;

секция юных архивистов «Судьба России в судьбах вологжан»;

литературное краеведение и топонимика «В тени столетий»;

географическое краеведение и экология «Мир всему живущему»;

этнография «Народная мудрость»;

геология «Язык земли»;

гидрология «Живая вода»;

музееведение «Родники памяти»;

В юбилейные годы (1995, 2000, 2005) работает ещё одна секция «Павшие и живые», посвящённая Великой Отечественной войне.

Победители олимпиады «Мир через культуру» (дипломы 1, 2 и 3 степени), имели право льготного поступления на исторический, филологический и естественно-географический факультеты, а также на межфакультетскую кафедру теории и истории культуры и этнологии (без сдачи профилирующих или всех экзаменов).

.5 Публикации исследований. Победы на конкурсах

Лучшие работы школьников публикуются в одном из ведущих краеведческих изданий Вологодской области - в «Известиях Вологодского общества изучения Северного края». Восемь выпусков «Известий ВОИСКа» полностью составлены из научных работ школьников и их наставников (более 200 статей). В 2007 году выпущен аннотированный каталог детских исследовательских работ до 2000 года (часть I,); готовится к выпуску часть II каталога. В 2008 году вышел в свет первый тематический сборник по истории, культуре и природе одного из районов Вологодской области «Мир через культуру. Нюксеница», созданный на основе авторских работ юных краеведов.

В 2008 году выпущен сборник «Краеведческий калейдоскоп», в котором опубликованы краеведческие викторины и творческие задания олимпиад «Мир через культуру» за шесть лет. Некоторые из докладов школьников опубликованы в краеведческих альманахах «Исторические города Вологодской области».

Призёры олимпиады «Мир через культуру» неоднократно побеждали на российских и международных конкурсах. Победители олимпиады «Мир через культуру» представляют Вологодскую область на различных российских и региональных краеведческих мероприятиях в Москве, С-Петербурге, Обнинске, Ярославле, Сарове (Харитоновские чтения), Швеции (юниорский водный конкурс) и др. Приведем примеры таких побед.

- 2006 гг.

Российская научная конференция школьников «Открытие» - диплом I степени;

Всероссийская олимпиада по школьному краеведению (Москва)» - 3 диплома I степени (секции: «Земляки», биология, экология), 4 диплома II степени (секции: «Природное наследие», экология, этнография, военная история);

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (Москва) - 2 диплома I степени. 2 диплома II степени;

Российская конференция «Юность, наука, культура» (Обнинск) - 3 диплома III степени, медаль «За лучшую работу на конференции», диплом III степени, диплом за оригинальность темы;

Российская конференция «Первые шаги в науку» (Обнинск) - 3 диплома I степени, 2 диплома II степени, диплом III степени;

Российский Национальный конкурс водных проектов старшеклассников (Москва) - диплом III степени;

- 2007 гг.

Всероссийская олимпиада по школьному краеведению (Москва)» - диплом I степени (секция «Природное наследие и экология»), диплом III степени (секция геологии);

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (Москва) - 2 диплома II степени;

Российская конференция «Юность, наука, культура» (Обнинск) - диплом II степени, диплом III степени;

Российская конференция «Первые шаги в науку» (Обнинск) - 2 диплома I степени и грамота за лучшее выступление на секции, диплом II степени;

Российский Национальный конкурс водных проектов (Москва) - диплом I степени;

Стокгольмский международный юниорский водный конкурс (Швеция) - поощрительная грамота;

- 2008 гг.

Всероссийские краеведческие чтения юных туристов краеведов, (Москва) - 2 диплома I степени, 11 дипломов II степени, 2 диплома III степени;

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (Москва) - диплом III степени; победителю вручён грант президента РФ;

Санкт-Петербургская городская открытая олимпиада школьников по геологии - диплом III степени;

Российская конференция «Юность, наука, культура - север» (С-Пб) - 2 диплома II степени, 3 диплома III степени;

Российская конференция «Первые шаги в науку» (Обнинск) - диплом I степени и медаль «Лучшее выступление» (секция археологии), 2 диплома II степени, диплом III степени;

- 2009 гг.

Всероссийская олимпиада по школьному краеведению (Москва)» - диплом II степени (секция «Природное наследие и экология»);

Всероссийские краеведческие чтения юных туристов и краеведов (Москва) - 5 дипломов I степени, 2 диплома II степени, 5 дипломов III степени; 2 дипломанта награждены нагрудным знаком Российского комитета ветеранов войны и военной службы;

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся (Москва) - 2 диплома III степени; победителям вручены гранты президента РФ;

Российский Национальный конкурс водных проектов старшеклассников, диплом III степени.

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура» - 2 диплома лауреата I степени (заочный тур);

Областная краеведческая олимпиада «Мир через культуру» на протяжении 16 лет является важным стимулом развития краеведческой исследовательской деятельности школьников и педагогов; она стала своеобразным лицом области, кузницей научных кадров будущего. Только за последние три года по результатам олимпиады на исторический, филологический и естественно-географический факультеты поступило более 100 человек. Многие из участников первых конференций в настоящее время достаточно известные в области краеведы-исследователи, педагоги, журналисты, публицисты.

Глава II. Тематика и научные достижения олимпиадных работ

.1 Общая характеристика тематики олимпиадных работ

В данной главе предпринимается попытка выявить и оценить тот научный потенциал, который был представлен в докладах участников Олимпиады «Мир через культуру». Поскольку тематика олимпиадных творческих работ весьма разнообразна, то для анализа я выделила только те доклады, которые внесли вклад в изучении истории культуры вологодского края. В центре внимания были доклады, опубликованные в журнале «Известия Вологодского общества изучения Северного края». Всего проанализировано содержание 29 публикаций.

Представим количество избранных для анализа работ и их тематическую классификацию в таблице №2.

Таблица 2. Тематика опубликованных творческих работ участников Олимпиады

Отрасль гуманитарного знания

Кол-во публикаций

Фамилии авторов

Археология

3 публикации

Гаджиалиева Надежда Марков Евгений Варвара Баскова

История

5 публикаций

Клюева Наталья Минина Ксения  Белоглазова Е. Муничев Сергей Чудецкий Александр

Этнография

9 публикаций

Маланичева Надежда.  Сазонова Татьяна Ушакова Наталья Селянина Татьяна Румянцева Марина Лобанова Кристина Манойлова Ольга Смирнов Андрей Васильева Анна

История культуры

11 публикаций

Маланичева Надежда Комарова В. Красиков Алексей Обрядина Валентина - две публикации Долганова Мария Скрынник Елена Стрелкова Елена Позднякова Екатерина Воротникова Наталья Шихова Юлия

Источники: Выпуски «Воиск»


Самая большая группа опубликованных работ (11) посвящена истории культуры нашего края.

Здесь рассматривались отдельные памятники культуры: судьбы знаменитой усадьбы Куркино в послереволюционные годы (Обрядина В.), история застройки конкретной улицы (Скрынник Е.), дом купца Скородумова в Пустораменье (Макаров Р.), старинный парк Кузьминское (Маланичева Н.), часовни Вологды (Комарова В.).

В центре внимания оказывались отдельные деятели местной культуры: жизнь и творчество поэта Василия Сиротина (Красиков А.), деятельность архитектора Н.А.Троцкого (Долганова М.), история одной личной библиотеки (Позднякова Е.).

Исследовалась и история отдельных учреждений образования (Стрелкова Е., Шихова Ю.), а также православных приходов (Чудецкий А.).

Вторая группа публикаций содержит этнографическую тематику. Их всего девять.

Ребята проводят анализ обрядов и традиций: Ритуальных поединков в Вожегодском, Сямженском и Кичменгско-Городецком районах Вологодской области (Смирнов А.), Пояса, его значение и обрядовые функции(Сазонова Т.), Обряда похорон мух в осенние праздники в восточных районах Вологодской области (Манойлова О.) , Свадебный обряд пяжозерских вепсов (Румянцева М.), Ритуальных функций хлеба на свадебном столе (Селянина Т.), русской печки (Лобанова К.), Серых щей (Васильева А.), Последних черных изб Вологодчины (Ушакова Н.) , Изображение водоплавающих птиц на древней керамике по археологическим материалам Вологодской области(Гаджиалиева Н.)

Третью группу составили пять работ по истории края

Тут выявлены интересные, ценные факты достопримечательностей Вологды:

вологодского кружевного промысла (Белоглазова Е.), Спасо-Каменном монастыре (Клюева Н.), памятниках, сооружённых в честь членов царской семьи в Вологодской губернии в конце XIX - начале XX века(Минина К.), Леонтьевской Верхвологодской церкви(Муничев С.), Широгорско-Тошинского прихода Вологодского уезда (Чудецкий А.)

Четвертую группу составили работы по археологии.

Наибольший интерес для авторов представляют загадочные находки: сланцевой кирки на реке Вологде (Марков Е.), предметов эпохи раннего железного века (Шамова Е.),а так же Кожаной обуви вологжан в XVI-XVII веках (Баскова В.).

.2 Достижения школьников в изучении народной культуры вологодского края и археологических памятников

Маланичева Надежда в статье «Кузьминское - старинный парк Вологодского района» разбирает проблему исчезновения старинных парков. Она исследует один из них - Кузьминский парк - сохранивший свое первоначальное назначение: удовлетворение рекреационных, эстетических и духовных потребностей людей, сбережение ценного генофонда растений. Кузьминский парк находится на территории Несвойского сельского совета Вологодского района, в 3 км северо-западнее с. Куркино. В структуре парка можно выделить несколько частей: западная - кустарниковая (карагана древовидная, рябинник рябинолистный, сирень обыкновенная) и луговая; центральная - древесная (ель европейская, липа мелколистная) с зарослями сирени обыкновенной; восточная - с луговым разнотравьем, окаймленным деревьями. Кто и когда заложил парк - неизвестно. Автор предполагает, что произошло это в конце XIX века. В составе сохранившихся насаждений парка 227 деревьев. В парке обнаружен 641 экземпляр кустарников восьми видов, из них пять видов декоративные (карагана древовидная (40%), сирень обыкновенная, шиповник майский, рябинник рябинолистный, ирга колосистая) и один - сорный (смородина кистистая). В целом санитарное состояние деревьев хорошее.

Сазонова Татьяна представила значение и обрядовые функции пояса. Наблюдения построены на материалах полевых экспедиций. В статье разбирается проблема существования традиций пояса в разных местах Вологодского края. Автор сделал интересные открытия; в западных районах - Устюженском, Шекснинском, Череповецком - жили мастерицы, славившиеся изготовлением широких цветных поясов с закладным ткачеством в виде ступенек и букв, а в восточных районах "браные" пояса, богато и разнообразно орнаментированные.

Ушакова Наталья представила исследование о последних черных избах Вологодчины.  Она описывает структуру черной избы. Дым из печи поднимался под потолок и выходил в отверстие над дверью, размером 60x40 сантиметров. Когда печка протапливалась и дым выходил, то отверстие закрывалось. Автор установила причины длительного сохранения черных изб. В Вашкинском районе старожилы помнят такую избу у крестьян Погодиных. Черная изба сохранялась в деревне Росликово Кирилловского района почти до наших дней. Почему же ее хозяева не отказывались от старого типа печи? Оказалось, что для отопления "белой избы" требуется в два paза больше дров, чем "черной". От постоянного дыма Погодины были смуглыми и тем самым очень нравились женщинам.

Т. Селянина выявляет ритуальные функции хлеба на свадебном столе (по материалам Нюксенского района). Не разрешалось стучать по столу, ибо стол - это ладонь Бога, протянутая людям. Хлеб на столе превращал его в престол. Витушка - это дар умершим предкам и Всевышнему, преподнесенный невестой, входящей в этот род. Позднее невеста от этой витушки должна будет откусить кусок, как бы приобщиться к новому роду. На свадебном столе лежал всегда рыбник - он, символизировал полное отсоединение, отчуждение девушки от своей возрастной группы.

В. Комарова изучила историю возникновения и существования часовен города Вологды. Хронологически исследование охватывает период с XVII до начала XX века. В ходе работы автор выяснила, что за этот период в Вологде существовало более 10 различных часовен. Это часовня преподобного Герасима (XVII век), еще две часовни располагались рядом с богадельнями. Необычная часовня была достроена и на территории Спасо-Прилуцкого монастыря. Существовала еще одна часовня в лагере 82-го резервного пехотного батальона, расквартированного на окраине Вологды, в районе современных Красных казарм в Заречье. В начале XX века в Вологде имелись пять часовен: Арсения Комельского (начало XX века), Николая Рынина (начало XX века), Белоризцев (1911), Казанской Божией Матери на Гостинодворской площади, Казанской Божией Матери на Пречистенской набережной.

Румянцева Марина проводит анализ свадебного обряда пяжозерских вепсов (Бабаевский район Вологодской области) Основной формой заключения брака у пяжозерских вепсов являлся брак по сватовству. Автор выявила следующую конструкцию свадебного ритуала

. Предсвадебная обрядность.

.1. Обряды до сватовства.

.1.1. Время свадеб.

.1.2. Сговор, рукобитие.

.1.3. Богомоление.

.1.4. Срок.

.2. Сватовство.

.2.1. Приезд сватов.

.2.2. «Думу думали».

.2.3. Гостьба.

.3. Подготовка к свадьбе.

.3.1. Варка пива, пироги, каша

.3.2. Смотр хозяйства жениха.

.3.3. Баня.

.3.4. Девичник.

. Свадебный день.

.1. Приготовление дома.

.2. Приезд жениха, выкуп невесты, подложная невеста.

.3. Свадебный поезд.

.4. Венчание.

.5. Встреча от венца.

.6. Благословение.

.7. Свадебное застолье.

.8. Дары.

.9. Ведут спать.

. Послесвадебная обрядность.

.1. Бужение молодых.

.2. Трудовые испытания молодоженов.

.3. Укрепление родственных отношений с новой родней.

В заключение автор привела примеры связи традиционных элементов свадьбы с современностью. Например, день свадебного сговора и день подачи заявления для регистрации брака в ЗАГС в наше время. Смысловая нагрузка этого момента осталась в сущности прежней. В наши дни часто можно встретить одаривание невестой свекра и свекрови; родственники жениха, в свою очередь, одаривают невесту и ее родителей, таким образом, получается взаимный обмен подарками в честь нового родства. Этот обычай сохранился с давних времен.

Манойлова Ольга описывает обряд похорон мух в осенние праздники в восточных районах Вологодской области. В традиционной народной культуре образы многих насекомых связываются с представлениями человека о них, как о душах предков. В различных мифологиях, муха представляется как воплощение назойливости, нечистоты, зла, моровой язвы, греха. «У древних евреев муха считалась нечистым насекомым и не должна была появляться в храме Соломона». Обряд похорон мух совершался в Семенов день (14 сентября), а выгон - на дожинках; участниками обряда в основном были женщины; выгон мух чаще всего производился либо последним сжатым снопом (овсяным), либо березовым веником. Погребение насекомого иногда происходит напротив сутнего (красного) угла дома. В большинстве случаев момент похорон сопровождается приговором; тексты приговоров на выгон и на похороны оказались идентичны.

Лобанова Кристина проанализировала основные «профессии» русской печки. Русская печь - это тоже священный очаг в крестьянской избе: открытый живой огонь, почти костром горящий в доме, и мудрое устройство Основанием печи служит так называемое печное место, или опечье - массивный сруб, сложенный из толстых некрашеных бревен. На нем устроен скрытый для глаза сплошной настил из мощных пластин, на котором и покоится массив самой печи. Внутри сруба есть еще одно перекрытие: оно делит все внутреннее пространство подпечья на две части: верхнюю, где лежат ухваты, лопаты для хлебов и прочая печная утварь, и нижнюю, куда зимой помещают кур. На мощных кронштейнах - выпусках красивой упругой формы - покоится шесток - толстая и широкая доска перед печным устьем: место, куда предварительно ставится все, что должно быть поставлено в печь или вынуто из нее. С одной стороны шестка, обычно с левой, стоит коник - резная доска, а с другой стороны, у стены, находится жароток, где хранится в золе горячий уголь. Спичек раньше не было, поэтому затопить печь было трудно.

Смирнов Андрей проводит анализ ритуальных поединков в Вожегодском, Сямженском и Кичменгско-Городецком районах Вологодской области. Занимая важное место в социализации парня, драка была необходимым элементом всего периода взросления. Драка как ритуальный поединок включает в себя подготовку, появление на празднике, проходку, задирание, драку, окончание. Участвуя в ритуальных поединках, парень устраивает самопрезентацию, способствует установлению отношений с противоположным полом. В Вожегодском районе дрались в Петров день и на Троицу на улице, у сельсовета. В Сямженском районе драки устраивали ближе к концу праздника на улице или в доме. Дрались на следующие праздники: Спасов день, Вознесенье, Троица, Духов день. В Кичменгско-Городецкий районе дрались на престольные праздники: Троица, Фролов день, Ильин день на улице, зимой дрались «на пляске» в избах.

Васильева Анна описала блюдо «Серые щи».  Щи - это мясная или постная из рубленой и квашеной капусты похлебка, иногда капусту заменяет щавель, свекольник. Щи - это жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля и шпината. Бывают щи с отбелкою и с забелкою, со сметаной, с мучицей на молоке. В пост с конопляным соком. Бывают щи крапивные, ленивые, из свежей, нерубленой капусты, искрошенной ножом, мороженые щи берут в дорогу и греют, бывают кислые щи, род шипучего кваса. Щи ели обычно с осени до ранней весны, тогда, когда в организм человека, живущего на русском севере, особенно важна доставка витаминов. Во-первых, крошево для щей делается из верхних зеленых листьев капусты - а это кладезь витаминов и микроэлементов. Во-вторых, щи всегда томились в печи продолжительное время для того, чтобы полезные свойства сохранялись. На территории Чагодощенского района, который до 1918 года входил в состав Устюженского уезда Новгородской губернии, наиболее распространены так называемые серые, черные или зеленые щи, традиции приготовления и потребления которых сохранились до наших дней с древних времен.

Обратимся к работам по археологии.

Гаджиалиева Надежда продовит анализ изображений водоплавающих птиц на древней керамике. Она устанавливает, что в эпоху неолита и бронзы в искусстве населения лесной полосы от Прибалтики до Урала встречаются изображения птиц, чаще всего утки. Автор ссылается на мнение археолога А.М. Линевского, который объяснял большое количество уток и гусей среди наскальных рисунков Онежского озера существованием у северных племен культа перелетных птиц. Подтверждением большой роли утки в финно-угорских толкованиях служит эпос «Калевала». Особый интерес в этом плане имеет первая руна, повествующая о создании Вселенной, Земли, неба и небесных светил, немалую роль в рождении которых сыграла утка. Ведь все это появилось из ее яйца. Изображения уточек на древней керамике достаточно схематичны и выполнены удлиненными вертикальными и короткими горизонтальными отпечатками гребенки. Важно и то, что на карту области нанесено еще четыре пункта, где обнаружено пять новых фрагментов с изображением уточек. Граница распространения керамики с изображениями водоплавающих птиц, благодаря этому, отодвинулась далеко на восток.

В статье Евгения Маркова разбирается проблема сбора археологических материалов на реке Вологде. Наибольший интерес для автора представляет собой находка сланцевой кирки. Данная находка состоит из двух фрагментов, соединяющихся в полное орудие. Топор имеет ромбовидную форму и овальное сечение. Длина его составляет 27,7 см, ширина - 7 см и толщина - 4 см. Изучив орудия, автор делает выводы: 1) технология изготовления топора такова, что сначала ему придавалась форма путем точечной оббивки и лишь потом начиналось сверление; 2) вероятно, сверление производилось трубчатой костью, так как на дне сверлины осталась выпуклость, образованная полостью внутри сверла; 3) малое количество находок остролезвийных топоров в Вологодской области позволяет говорить о том, что их изготовление не является местной традицией, тем не менее данный экземпляр мог быть произведен "вологодскими" мастерами, о чем свидетельствует недосверленное отверстие топора; 4) несмотря на дефект производства, орудие использовалось в работе, об этом свидетельствует забитость на обоих рабочих краях.

Шамова Елизавета рассматривает проблему производства и фукционирования так называемых грузиков «дьякова типа». Это керамические предметы своеобразной формы: в виде диска, конуса или катушки с отверстием (каналом) в центре и насечками по краю, могут быть орнаментированы. Эти предметы не имели никакого отношения ни к прядильному, ни к ткацкому делу и первым выдвинул предположение, что их «можно рассматривать как крышечки для маленьких сосудиков, служивших жировыми лампами; отверстие «грузика» должно было служить в этом случае для фитиля». Наиболее поздние типы - в виде усеченного конуса - найдены в большом количестве на поселении Куреваниха V-VI, которое датируется V-VI веками нашей эры.

Варвара Баскова провела интересный анализ кожаной обувь вологжан в XVI-XVII веках по итогам археологических наблюдений за прокладкой траншеи на Кремлёвской площади в 2008 году. В данной статье рассматривается итог раскопок в 2007-2008 годах в центре Вологды, на углу Кремлёвской площади и проспекта Победы. Основную часть находок составили детали кожаной обуви - 619 экз. Ни одного целого сапога, состоящего из верха и низа, не найдено. В ходе наблюдений обнаружено 7 фрагментов от мягкой обуви - поршней. К ноге поршень привязывался длинными кожаными шнурами, которые продёргивались через специальную петлю. Среди находок: голенища - 4 экз., подошвы - 123 экз., головки - 85 экз., поднаряды - 64 экз., задники - 87 экз., кожкарманы - 43 экз., подпяточники от внутренних каблуков - 124 экз. и 4 наборных каблука, состоящие из кожаных пластин-фликов. Кроме того, обнаружены берестяные вкладыши, вставлявшиеся в кожкарман (44 экз.), и подмётки - 31 экз. Автор пытается установить внешний вид кожаной обуви. Вплоть до конца XVII века почти вся обувь была симметричной. На нижнюю часть подошв с удлинённым носком зачастую ставились дополнительные подмётки-накладки. Нередко детали обуви использовались вторично, например, из головок сапог изготавливали подпяточники.

.3 Достижения школьников в изучении истории Вологодского края

Рассмотрим наиболее яркие работы по истории края.

Е. Белоглазова рассматривает историю вологодского кружевного промысла в контексте истории ее семьи. Она отмечает, что в 80-е годы XIX века кружевной промысел распространился почти во всех деревнях вокруг Вологды. Кружево последовательно проходило иногда через 6-7 перекупщиков. Прапрадед автора, Алексей Григорьевич Белоглазов, был скупщиком кружев. В 80-90-е годы XIX века в Вологодском уезде кружевным промыслом занимались 10079 семейств. Кустарки были колхозницами, а так как, работая в колхозе, колхозники практически не получали денег, то работа в кружевных артелях позволяла женщинам получать хоть какую-то наличность. Многие крестьянские семьи Кубеноозерья в тяжелые тридцатые годы выживали именно за счет доходов от кружевного промысла. У прабабушки автора Аполлинарии Ивановны Киселевой (Суворовой) было пятеро детей и безногий муж, потерявший ноги на лесозаготовках. И тем не менее, семья сумела 30 июля 1940 года купить дом. Единственным источником денег для покупки дома были доходы от продажи кружев. Труд кружевниц очень тяжелый. Нередко к старости они теряли зрение.

Клюева Наталья приводит интересные сведения из истории Спасо-Каменного монастыря. Автор анализирует дошедшие до нас великокняжеские и царские грамоты. Автора интересует, каким образом монастырь накапливал свои земельные богатства и кто даровал монастырю те или иные вотчины. Около 1470 года ярославский князь Александр Федорович пожаловал Спасо-Каменному монастырю пустоши в Закубенской волости. На 1678 год по количеству крестьян монастырь стоял на четвертом месте в Вологодском уезде (Корнилиево-Комельский монастырь - 731 душа крестьян, Павло-Обнорский монастырь - 717 душ, Спасо-Прилуцкий - 616 душ, Спасо-Каменный - 472 души крестьян). В 1750 году в вотчине Спасо-Каменного монастыря значилось: 77 сел и деревень, 370 дворов, 1458 мужчин и 1320 женщин, а всего монастырю принадлежало 2778 человек Монастырь пользовался правом беспошлинной покупки разных предметов на сумму 200 рублей, а также правом беспошлинного провоза, покупки и продажи 6000 пудов соли и некоторыми другими льготами.

Ксения Минина собрала и систематизировала материалы о памятниках, сооружённых в честь членов царской семьи в Вологодской губернии в конце XIX - начале XX века). Автор выявила интересные факты о памятниках царской семье в Вологодской губернии. Выяснилось, что на территории нынешнего Харовского района в 1910-1912 годах на средства крестьян были поставлены три памятника-бюста Александру II в соседних волостях - Шапшинской, Петряевской и Васьяновской. Всего на территории Вологодской губернии были сооружены 24 памятника в честь царской семьи. В Вологодском уезде имелись 4 памятника-бюста императору Александру II, построенных в 1911 году, в селе Новленском, в деревнях Высоково, Нефёдове, Оларёво и 3 памятника - в 1912 году - в сёлах Кубенское, Несвойское и в деревне Нестерово. Остальные памятники были посвящены другим членам царской семьи и связаны с разными событиями из их жизни. Из них два памятника в Велико-Устюгском уезде поставлены в связи с посещением сёл великими князьями Владимиром и Алексеем Александровичами.

Муничев Сергей рассматривает страницы истории Леонтьевской Верхвологодской церкви . В работе показана работа клуба «Подвиг» Высоковской средней школы по изучению истории Леонтьевской Верхвологодской церкви. В "Вологодских епархиальных ведомостях" за 1865 год опубликованы росписи церквей Вологодской епархии по окладным книгам 1691 года, в которых отмечалось, что в Верх-Вологде расположена церковь Бориса и Глеба. В своем первоначальном виде церковь была деревянной, поэтому неоднократно горела от ударов молний. На сходе прихожан было решено построить ее каменной. Всего на звоннице было установлено 10 колоколов. Интересен факт, связанный с часовенным приходом в деревне Виктово. Несколько раз жители деревни Виктово пытались построить часовню на горе, что возвышалась над деревней (в настоящее время здесь находится песчано-гравийный карьер), но одна из икон все время непонятным образом исчезала. Ее всегда находили на роднике, что бьет из земли в районе реки Вотчи. Это была икона мученицы Параскевы. Тогда и решили поставить часовню непосредственно на ключе В 1935 году деятельность Леонтьевской Верхвологодской религиозной общины была прекращена, В 1944 году случился пожар. Сегодня на том месте расположена танцплощадка.

Чудецкий Александр разбирает проблему исчезновения Широгорско-Тошинский прихода, когда-то был одним из самых крупных приходов Вологодского уезда. Но он существовал всего одиннадцать лет, с 1874 года по 1885 год, все остальное время это были два отдельных прихода: храма Димитрия Солунского и церкви Василия Великого. По типу храм Димитрия Солунского - корабль. По количеству учебных заведений приход храма Димитрия Солунского занимал первое место в уезде. В приходе церкви Василия Великого находилось одно министерское училище. Церковь Василия Великого, по рассказам местных жителей, была закрыта в 1932 году. Она частично была разобрана еще до Великой Отечественной войны, когда в ней размещалась машинно-тракторная станция. Можно сделать вывод, что Широгорско-Тошинский приход был культурным, просветительским и экономическим центром Вологодского уезда. Священнослужители стремились просвещать народ, нравственно совершенствовать его, призывали вести здоровый образ жизни.

.4 Достижения школьников в изучении памятников культуры вологодского края

Красиков Алексей анализирует поэму Василия Ивановича Сиротина "Исповедь" . Несмотря на то, что творчество Василия Ивановича Сиротина не получило широкой известности, оно может представлять определенный интерес для современных читателей. Стихи Сиротина - своего рода документ эпохи. По ним можно составить яркое представление о существовании рядового священника, о его жизни, полной лишений. Рассказ о преодолении житейских трудностей и невзгод придает поэме красочность и делает ее интересной для читателей нашего времени.

Обрядина Валентина рассказывает об ансамбле усадьбы "Куркино" (по материалам начала XX века). В центре села Куркино находится двухэтажный особняк, являвшийся когда-то центром интереснейшего архитектурного ансамбля. До наших дней сохранились господский дом, каменный флигель, музыкальный павильон и песочный балкон. Из зданий хозяйственного назначения еще стоят пустующими винокуренный завод, маслозавод и столярка. Медленно умирает куркинский парк, разбитый крепостными садовниками дворян Резановых еще в XVIII веке. Утрачены въездные каменные ворота с флагштоком эпохи Николая I. Ворота были белые с красной крышей, солидные, крепкие, в трех пролетах. Над средним - фронтон, украшенный по углам приятного рисунка четырьмя красными вазами. За воротами в усадьбу вела дорога, оформленная березовой аллеей. Таким было начало. Создание совхоза в усадьбе в конечном счете погубило архитектурный ансамбль. Была попытка создать на его базе музей, но она оказалась безрезультатной.... Теперь от старой усадьбы остались только главный особняк, два флигеля, "музыкантская", "богадельня", здания сыроваренного и винокуренного заводов, столярка, парк, каскад прудов и людская память.

Долганова Мария пишет об Н.А. Троцком - создателе архитектурного облика Чагоды. Ной Абрамович родился 15 марта 1895 года в Петербурге. За свою жизнь он создал более 100 архитектурных проектов. Большой вклад он внес в современный облик нашей северной столицы - города Санкт-Петербурга. В 1913 году Н.А. Троцкий поступил на архитектурный факультет Академии художеств, после общего курса обучения он поступает в мастерскую И.А. Фомина, который оказал большое влияние на формирование молодого зодчего. Помимо чисто архитектурной деятельности, Н.А. Троцкий много времени уделял и преподавательской работе. Разнообразна была и общественная деятельность архитектора. Со дня организации Ленинградского отделения Союза советских архитекторов (ЛОССА) Н.А. Троцкий - бессменный член его правления, а в последние годы - руководитель секции реконструкции Ленинграда и секции промышленных и общественных зданий. В 1939 году его избирают депутатом Ленсовета. Через год ЛОССА выдвинуло кандидатуру Троцкого для баллотировки в члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР, которая не состоялась в связи с безвременной кончиной зодчего. Н.А. Троцкий скончался 19 ноября 1940 года после перенесенной операции и был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Скрынник Елена повествует нам историю улицы Советской в селе Тарногский Городок. Главная улица села получила свое название в 1935 году, когда село окончательно стало центром одноименного района. Сто лет тому назад на месте этой улицы и выше по холму рос сосновый бор - Поповский заказник, за ним до переправы через Кокшеньгу под деревней Демидовской тянулось Поповское поле. На месте современного просторного Дома культуры стояло поповское гумно. Никаких жилых строений тут не было.

Стрелкова Елена повествует об истории подготовки учителей в Тотьме в 1872-1957 годах. В сентябре 1996 года в Тотьме был открыт филиал высшего педагогического училища (колледжа). В нем обучаются студенты Тотемского, Бабушкинского, Никольского, Тарногского, Верховажского, Сямженского и других районов области. Первым специализированным учебным заведением в Тотьме, готовившим учителей начальных классов, была учительская семинария, открытая 16 октября (по старому стилю) 1872 года. В 1937 году Тотемский педагогический техникум был реорганизован в педагогическое училище. В 1957 году педучилище было закрыто. Причиной этому послужило "перепроизводство" учителей. Среди преподавателей и учеников данных учебных заведений было немало прекрасных педагогов. Это Н.М. Альбов, В.Е. Введенский, Н.В. Ильинский, А.Н. Коноплева, Е.А. Копытова, 3.В. Кролевец, Ф.Ф. Кузнецов, Л.П. Куксина, А.Н. Титов, М.А. Шананина.

Позднякова Екатерина комментирует историю личной библиотеки сельского письмоносца Н.А. Шарапова. Любовь к книге имеет в нашей стране давние традиции. Быть грамотным, иметь свою личную библиотеку до недавнего времени считалось престижным. Для некоторых книголюбов главное - это количество собранных томов. Не случайно характеристика любой библиотеки начинается с цифровых данных. Но нередки и такие библиотеки: книг много, на их приобретение затрачено немало усилий, а настоящего удовлетворения их обладатель все-таки не получает. И порой он даже сетует на то, что нечего читать, хотя на полках десятки нетронутых томов.

Воротникова Наталья пишет о харовских сундуках. Сундуки различных форм изготавливались из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели только прямоугольную форму. Обычно мастер сам делал и расписывал сундук. И таких мастеров известно немало. Например, отец Августы Арсентьевны Петрунинцевой из д. Сколько же было сундуков? В состоятельных домах - около 10 и больше. Существовал особый порядок размещения сундуков в избе. Во многих источниках информации сказано, что сундук стоял «в синике».

Макаров Роман рассказывает о доме купца Скородумова в Пустораменье. Его построил в 1904 году в местечке Никольский погост местный купец Иван Платонович Скородумов. Дом имел три яруса: первый - хозяйственный, второй - жилой, а третий - мансарда с куполом. Первый этаж предназначался под лавку, магазин и долгие годы именно так и использовался. С первого на второй этаж вела большая, широкая лестница. Особенностью второго этажа являлась так называемая «круглая комната» - это единственное помещение в доме, сохранившееся по сей день без изменений. Особенно необычен и красив был третий этаж - мансарда с куполом. Оставил купец Иван Скородумов о себе красивую память - дом на берегу Кубены. Этот дом хранит память не только о нем, но и о наших предках, об их трудолюбии и мастерстве. Сейчас дом стоит бесхозным.

Обрядина Валентина пишет об утраченной культуре: судьбе усадьбы Спасское-Куркино в 1920-е годы. В мае 1918 года на территории уникального историко-архитектурного комплекса усадьбы Куркино был организован совхоз, а господский дом отдан под приют, имущество взято на государственный учет. К 1924 году начинались заселение и переделка главного здания помещичьей усадьбы. Постепенно драгоценные вещи от туда пропадали. И в октябре 1918 года ВЦИК принял декрет «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, находящихся во владениях частных лиц, обществ и учреждений», который в отношении Куркинской дворянской усадьбы был выполнен частично и то благодаря огромным усилиям музейных работников, людей, которые в последующем внесли огромный вклад в сохранение памятников культуры - Н.Д. Дмитриевского, И.В. Федышина.

Шихова Юлия делится историей Тотемского духовного училища [4, с.152] . История духовного училища в Тотьме начинается 12 декабря 1814 года. В этот день «по предписанию Московского академического правления ... объявлен на должность ректора Тотемского уездного духовного училища Максим Савинов, которому и предоставлено было открывать в Тотьме духовное училище». Открытие училища состоялось 24 января 1815 года. Первым уроком, с которого было начато преподавание, стал Закон Божий. Вопрос о строительстве общежития для учащихся встал в 1879 году. А.П. Полиевктов отмечает, что число учащихся (вероятно, тех, которые проживали в бурсе) до 1879 года не превышало 80 человек, а после объединения их стало в два раза больше. До 1869 года не было определенных правил о возрасте поступающих: вместе с 7-8-летними детьми поступали и юноши 15 лет. Реформа ограничивала возраст поступающих: в первый класс брали детей 10-12 лет. Главная задача духовного училища, заключается в том, чтобы вложить первые семена, основные элементы истинной веры и нравственности в будущих пастырей церкви. За более чем столетнее его существование в училище был накоплен богатый опыт воспитания, образования подрастающего поколения, сложились свои традиции.

олимпиада конкурс культура археологический

Заключение

Начало третьего тысячелетия для России - эпоха перемен, требующая конструктивного творчества во всех областях жизни общества и сфере образования в особенности. Модернизация образования в России проводится с расчетом того, что его развитие станет действенным фактором повышения образовательного уровня общества в целом и создания условия его дальнейшего совершенствования, для расцвета российской культуры. Поэтому первоочередной задачей становится перестройка мышления людей, воспитания готовности к творческой деятельности.

В рамках российского образования большую роль в решении этой задачи играют олимпиады школьников. Изучая историю, системную организацию и научно-практические результаты олимпиады «Мир через культуру» можно заметить, что в Вологде решать эти задачи стала именно она. Это самый заметный ежегодный краеведческий форум школьников Вологодской области, в котором принимают участие все муниципальные образования.

Он развивает творческие способности у детей, учит делать правильные мировоззренческие выводы, формирует у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях.

Исследования участников востребованы учреждениями образования, музеями, ВУЗами, общественными и профессиональными организациями области.

Это единственное крупное мероприятие на сегодняшний день, куда собираются педагоги и школьники со всех районов Вологодской области. Особенно большого размаха мероприятие достигло в 2009-2012 годах, когда на олимпиаду заявились школьники 6-11 классов. Ежегодно было до трехсот заявок.

Важна и динамика статуса Олимпиады. Так, с 1993 года она имела статус областной краеведческой конференции. В 2000 году она получила статус олимпиады, по мимо защиты исследовательских проектов были введены еще два тура - это творческое задание(написание эссе) по различным темам направления краеведения и викторина. Подведение итогов шло по трем турам: первый - викторина, второй - написание творческой работы и главный тур - защита исследовательской работы. В 2010 году Олимпиада получила статус межрегиональный и на стали участвовать дети из Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Костромской, Ульяновской областей, из республики Коми.

Изучение истории, практики и результатов вологодской Олимпиады «Мир через культуру» показало, что в 1990-е - 2010-е годы в нашем крае она стала феноменом региональной культуры, объединив вокруг себя ученых, педагогов и школьников во имя изучения, сохранения и трансляции региональной культуры.

Список литературы

1.   Известия Вологодского общества изучения северного края. Вып. 6: Вологодское общество изучения Северного края. Материалы научно-практических краеведческих конференций школьников "мир через культуру". - Вологда: "Легия", 1999. - 92 с.

2.      Известия Вологодского общества изучения северного края. Вып. 9: Вологодское общество изучения Северного края. Материалы научно-практических краеведческих конференций школьников "Мир через культуру", Вологда, 1999 г., Вологда, 3-5 марта 2000 г. / [Редкол.: С.П. Белов (гл.ред.) и др.]. - Вологда: ВОИСК: Обл. универс. науч. б-ка, 2001. 151,[1]с.: ил.

.        Известия Вологодского общества изучения северного края. Вып. 12. Материалы научно-практических краеведческих конференций школьников "Мир через культуру", [Вологда, 3-5 марта 2000 г., 22-25 марта 2001 г./Отв. ред. В.А. Саблин. - Вологда: Древности Севера, 2002.

.        Известия Вологодского общества изучения северного края. Вып. 13. Материалы научно-практических краеведческих олимпиад школьников "Мир через культуру", [Вологда, 21-24 марта 2002 г., 13-16 марта 2003 г./Отв. ред. В.А. Саблин. - Вологда: Древности Севера, 2004. - 152 с.

.        Известия Вологодского общества изучения северного края. Вып. XIV: Материалы научно-практических краеведческих олимпиад школьников «Мир через культуру». Вологда, 17-20 марта 2004 г.; Вологда, 10-13 марта 2005 г. (к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). - Вологда: Легия, 2005. - 152 с.

.        Известия Вологодского общества изучения северного края. - Вып. 15: Материалы научно-практических краеведческих олимпиад школьников "Мир через культуру", [Вологда, 10-13 марта 2005 г., 16-19 марта 2006 г.] / [отв. ред. В.А. Саблин]. - Легия, 2006. - 135, [1] с.: ил., портр.

.        Известия Вологодского общества изучения северного края. - Вып. 17: Материалы научно-практической краеведческой олимпиады школьников «Мир через культуру», Вологда, 13-15 марта 2008 г. - Вологда : [б. и.], 2008. - 128 с. - (Известия Вологодского общества изучения Северного края; вып. 17).

.        Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 18. Материалы межрегиональной олимпиады школьников по научному краеведению "Мир через культуру", [Вологда, 18-20 марта 2010 года, 17-19 марта 2011 года / гл. ред. С.П. Белов]. - Вологда : Древности Севера, 2011. - 187с.

.        Шарапков А.Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2003; Кирьяков Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). Рязань, 2002.

.        Комарова Т.В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника (на примере олимпиады по предмету «основы православной культуры»)

.        Заруцкий Борис Александрович. Олимпиады по краеведению : Из опыта работы / Б.А. Заруцкий, А.А. Следников, И.М. Солдатов . - М. : Просвещение, 1965 - 103с.

.        Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Приказ "02" декабря 2009 г. N 695 (В ред. приказа Минобрнауки России от "07" февраля 2011 г. N 168)Зарегистрирован Минюстом России 20 января 2010 г. регистрационный N 16016

.        Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников

.        Титова Анастасия Ивановна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы, Финк Оксана Викторовна, учитель математики «Положение о школьных предметных олимпиадах "Школьные локальные акты»

16. Алеева Юлия Вениаминовна Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (12) 2013 - стр.50

. Интервью с организатором Багулиной Татьяной Николаевной.

. Интервью с организатором Карновой Ольгой Борисовной.

. Межрегиональная краеведческая олимпиада школьников «Мир через культуру» стартовала сегодня в Вологде

Приложениe №1

Интервью с организатором Карновой Ольгой Борисовной.

Седова А.В.: «Когда и как возникла идея организовать в Вологде олимпиаду под названием «Мир через культуру»?

Карнова О.Б.: «Первая олимпиада прошла в 1993 году. Название «Мир Через культуру» произошло из контекста цитаты Николая Рериха «Мир может заложиться в сердце человеческом.

Мир через Культуру - наш постоянный девиз». Нам захотелось поднять темы, которые раньше в краеведении не освещались. Масштабные в области краеведческие конференции проводились и до этого, но не все темы, которые нашли отражение в олимпиаде, поднимались. Поэтому в 1993 году было решено провести первую конференцию, на которой было всего несколько секций, которые отражали те темы, которые раньше не поднимались .

Какие цели преследовали ее организаторы?

В мечтах было создать грандиозный краеведческий форум, что бы дети могли приезжать с самыми различными своими открытиями и делиться со всеми на этих конкурсах.

Как была задумана и как была реализована сама организация олимпиады?

Это форма далеко не новая, когда люди приезжают со своими докладами и выступают перед аудиторией со своими изысканиями, изобрели это не мы.

Расскажите пожалуйста, как была организована бытовая сторона олимпиады, конкурсная часть, награждения, культурная программа в дни Олимпиады и т.д.

Нам хотелось детям из области показать возможности Вологды и какие-нибудь культурные составляющие. Мы всегда старались организовать в эти дни экскурсии, поездки, когда позволяла финансовая возможность - мы организовывали поездки в Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтово, Троицкий Павло-Обнорский, когда департамент выделял средства. Что бы детям было удобно - мы искали здания, первые конференции проводились в краеведческом музее, музее комсомольской славы. Затем, для более удобного прослушивания детей, было принято решение о проведении олимпиады в училищах. Сначала несколько лет проводили в речном 5 училище, а последние годы в колледже коммерции и сервиса технологий, где преподавателю предоставляется возможность переходить из одной аудитории в другую и слушать всех детей всего района. Если олимпиада проводится в разных зданиях музея - то преподаватель не сможет прослушать всех детей, просто физически не обойти. Решались вопросы питания и проживания, все это было для детей бесплатно.

Как освещалась олимпиада в прессе и СМИ?

Мы часто приглашали телевидение, так же есть газетные материалы, все это нужно поднимать. Олимпиада освещалась всегда в районе прессы. Если принимались материалы, то мы всегда отправляли.

Можно ли считать, что олимпиада «Мир через культуру» стала заметным явлением в региональной культуре конца ХХ начала ХХI века?

Нам бы так хотелось думать, это уже история рассудит, было это явление или нет. Если олимпиада сохранится, то в будущий год она пройдет в 25 раз. Когда мы приезжали в районы с какими-то вопросами, то всегда в музеях школ выставлялись дипломы, дети гордились этими завоеваниями. К нашей радости очень многие связали свою жизнь с историей, культурой Вологодчины, выпускники стали преподавателями вузов. Олимпиада дала детям старт.

Какие проблемы возникали в олимпиадном движении «Мир через культуру»?

Это касалось больше выступающих, всем хотелось быть первыми. Когда дети не получали первых мест, они и учителя очень сильно расстраивались. Такая проблема, что всем не быть сразу первыми. Мы так же переживали, и в свое время отказались садиться членами жюри, что бы не вмешиваться в этот процесс.

Каковы перспективы дальнейшего существования олимпиады?

Все меняется. Хотелось бы надеяться, что она будет жить и дальше, но сейчас идет спад краеведческого движения. Когда мы начинали- у людей очень много было накоплено в столах, имелись готовые материалы для работы с детьми в тех или иных направлениях. Теперь многие темы исчерпаны, нужно искать новые пути. Я думаю, что детки современные очень умные, любознательные и если они захотят выступать на этих олимпиадах, они будут выступать и дальше.

Приложение №2

Интервью с организатором Багулиной Татьяной Николаевной.

Когда и как возникла идея организовать в Вологде олимпиаду под названием «Мир через культуру»?

Идея проведения такой олимпиады возникла очень давно, в далекие 90 годы, в 93 году была проведена первая олимпиада. Нужно сказать, что эта идея возникла не на пустом месте, всегда в системе туристко-краеведческой деятельности конференции. Такие конференции на территории Вологодской области были у нас и в 60,70, 80 годы, но к сожалению на момент начала 90х эти конференции не проводились, но так как у нас в начале 90 поменялся полностью весь педагогический коллектив областной станции туристов, пришли новые люди с новыми мыслями - у нас возникла идея возрождение этой олимпиады. Первая конференция была проведена тогда в 93м году марте месяце на нее приехала порядком 40 человек, работало всего 4 секции и количество участвующих детей было не большое - чуть больше 50 человек. Секции работали по историческому краеведению, археологии, географическому краеведению и этнографии.

Какие цели преследовали ее организаторы?

Основная идея этой конференции в те годы- активизация краеведческой исследовательской деятельности со школьниками, То есть по сути дела краеведы занимаются изучением родного края, и что бы у детей был выход изложить наработки, результаты своих исследований было принято решение о проведении такой конференции.

Как была задумана и как была реализована сама организация олимпиады?

В принципе это традиционный формат, было несколько секций на каждой секции выступали школьники со своим направлением исследования. Приглашались члены жюри, как правило, на то время это были преподаватели нашего вологодского педагогического института, они на протяжении этих 20ти лет с нами и сотрудничали. Приглашались преподаватели(члены жюри) дети выступали с докладами, члены жюри задавали вопросы, оценивали выступления и за тем уже подводились итоги.

Расскажите пожалуйста, как была организована бытовая сторона олимпиады, конкурсная часть, награждения, культурная программа в дни Олимпиады и т.д.

То, что касалось бытовой стороны-первые конференции проходили на базе школы интерната, который находится на улице конева, дети жили там же и там же было организовано питание, в последующие годы мы проводили ее на разных площадках, это была площадка пятого училища, который находится на пугачева, затем на базе 18 лицея, который на чернышевского и сейчас мы проводим в вологодском педагогическом институте, о питании и проживании мы договаривались с различными общежитиями и гостиницами нашего города, то что касается культурной программы-дети, как правило, посещали театр города Вологда-это мог быть тюз или драматический театр, или мы приглашали к нам какие-то творческие коллективы, к сожаление, в последние годы это все у нас ушло, но до 2010 это было традиционно. А награждение, как правило, все эти годы были книги, соответствующей тематики либо по истории либо по литературе, либо по географии или биологии в зависимости от того, каким направлением краеведения они занимаются.

Можно ли считать, что олимпиада «Мир через культуру» стала заметным явлением в региональной культуре конца ХХ начала ХХI века?

Я думаю, что да, потому что это единственное крупное мероприятие на сегодняшний день, куда собираются со всех районов вологодской области, особенно большого размаха мероприятие достигло в 2009-2012 году, когда на олимпиаду заявились школьники9-11 классов, было порядком 290 заявок. Нужно сказать, что из олимпиады постепенно трансформировались конференции для младших школьников и для среднего школьного звена. для 5-8 классов она называется "первые шаги в науку", а для 1-4 классов она называется "первое открытие", то есть сейчас большой бренд разбился на два маленьких. Все это называется "Мир через культуру". В завершение нужно сказать, что это уникальное явление для вологодской области, дети приезжают со всех районов области, победители представляют вологодскую область на различных всероссийских мероприятиях и конкурсах исследовательских работ по краеведению отечества и всероссийском краеведческом чтение "юность.наука.культура", кроме этого лучшие работы публикуются в сборнике "Известия вологодское общество изучение Северного края", это достаточно уникальное явление детского краеведения не только области, но и России в целом. Мир через культуру знают во всех районах вологодской области, когда приезжаешь в образовательные командировки - на самом видном месте висят грамоты, для школы очень показательный момент иметь победителей и призеров Олимпиады. В 93 году мы стали проводить областную краеведческую конференцию "мир через культуру", в 2000 году она получила статус олимпиады, по мимо защиты исследовательских проектов были введены еще два тура- это творческое задание(написание эссе) по различным темам направления краеведения и викторина. Подведение итогов у нас идет по трем турам:1-викторина,2-написание творческой работы и главный тур это защита исследовательской работы. В 2010 году Олимпиада получила статус межрегиональный и на ней учувствовали дети с Архангельской области, с Мурманской, с Ленинградской, с республики Коми, с Костромской, с Ульяновской. 2010-2012 года- самый расцвет этого краеведческого движения, было достаточно большое количество представителей из других регионов России.

Какие проблемы возникали в олимпиадном движении «Мир через культуру»?

Количество детей участвующих на сегодняшний день в олимпиаде уменьшается, я думаю, что это связано в первую очередь с недостатком педагогических кадров в школах, учреждениях, дополнительного образования, которые имеют дополнительную подготовку ,для того что бы организовать исследовательскую деятельность. Во вторых это направление очень трудоемкое, я думаю, что это связано со сдачей ЕГЭ, ГИА в 9 и 11 классе, многих дети, как правило, бросают свои силы на подготовку к этим выпускным экзаменам, потому что, на самом деле, те кто занимается исследовательской деятельностью, и учителя и школьники тратят огромные силы на сбор этих материалов. Работа очень кропотливая, трудоемкая, требует большого количества времени.

В настоящее время идет перебор именно для начальной школы и учащихся 5-11 классов, количество участников олимпиады очень большое- до 300 человек, в сравнении с динамикой за последние три года.

Каковы перспективы дальнейшего существования олимпиады?

Могут появиться другие направления краеведения, другие формы проведения олимпиады. Мы знаем, что история развивается по спирали, когда-то идет спад, когда-то подъем, я думаю, что может быть, сейчас идет спад, сужение географии, количественных рамок, со временем она будет существовать. Не исключено, что в следующем году она будет проходить в несколько ином формате. У нас есть определенная идея, для того, что бы привлечь участников этой олимпиады, но это все будет в перспективе. Направление среди школьников исследовательской деятельности будет развиваться, потому что на уровне России проходит очень много конференций различного формата для школьников, в связи с введением новых ГОСов, которые проводятся в пятом или шестом классе - проектно-исследовательская деятельность выведена на внеурочную. Введение этих ГОСов может дать толчок для развития исследовательской деятельности.

Похожие работы на - Олимпиада 'Мир через культуру' организация, результаты, значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!