Библиотекарь: идеал и реальность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,01 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Библиотекарь: идеал и реальность

Министерство культуры Омской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский библиотечный техникум»









Курсовая работа

На тему: «Библиотекарь: идеал и реальность»



Исполнитель: студентка группы 31

Климятич Полина Евгеньевна

Руководитель: Михайлова С.Г.




Омск, 2017

Оглавление

Введение

Глава 1. Библиотечная профессия в современном мире

.1 Профессиональные важные качества библиотекаря

.2 Основы подготовки читателей

Глава 2. Библиотекарь в современном мире

.1 Кодекс этики современного библиотекаря

.2 Деловая игра: библиотекарь, идеал и реальность

Заключение

Список литературы

Введение

Важное и значимое значение приобретает уровень квалификации и профессионализма специалистов библиотек.

Как показывают многие исследования, существует определенный конфликт между требованиями к уровню профессиональной компетентности библиотечных специалистов и их реальным уровнем.

Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны обладать методами и способами решения проблем (психологических, информационных, управленческих, экономических и тому подобное); применять в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать этику и интеллектуальную свободу, несмотря на возраст, а также стоит придерживаться правил «Кодекса российского библиотекаря».

Такие образом, профессиональные качества являют собой трудный набор знаний, умений и навыков, степень которых выявляет качество и эффективность деятельности работника.

Объект исследования: библиотекарь как профессионал.

Предмет исследования: профессиональные важные качества библиотекаря в современном мире.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, логический анализ, обобщение.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения.

Цель: изучить профессиональные качества библиотекаря.

Задачи:

-рассмотреть важные качества библиотекаря;

-изучить основы подготовки библиотекарей;

-рассмотреть и изучить деловую игру «Библиотекарь: идеал и реальность»;

-изучить «Кодекс этики российского библиотекаря» в современном мире.

Глава 1. Библиотечная профессия в современном мире

1.1 Профессиональные важные качества библиотекаря

Немало известных и даже знаменитых людей библиотекарей. Среди них - писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В. Лобачевский, музыканты и композиторы, просветители, гуманисты.

Профессия библиотекаря имеет свои особенности, подразумевает собой владение специальными навыками, без которых непросто будет качественно предоставить услуги посетителю.

Библиотекарь обязан быть достаточно компетентным, грамотным. Если, это и вправду специалист, в своей сфере, то быстрое и качественное ориентирование в исследовательской и научной части работы библиотеки поможет ему зарекомендовать себя, как профессионала в своем деле.

Длительные годы нереализованной потребности в признании вызвали или авторитарную, или чрезвычайно нерешительную в себе личность библиотекаря.

Нацеливаясь в работе на пользователя, библиотекари отделов обслуживания часто не обладают навыками делового общения. Но, ведь для библиотекаря это крайне необходимо уметь правильно общаться с пользователем.

Как у любого специалиста, у библиотекаря есть главный инструмент для работы. Этим инструментом являются те знания, которые он приобрел по своей профессии библиотекарь.

Но на этом все не заканчивается, профессия библиотекарь уникальна и необычна тем, что человек, который владеет, совершенствует свои навыки и свои знания в течении всей своей работы. Важно непрерывное расширение своих знаний во всех жанрах литературы.

Творческий потенциал очень важен в этой профессии, так как он играет важную роль, информация может быть доведена более качественно, если библиотекарь изложил ее на проведенной им встрече или семинаре.

Рассмотрим основные профессионально-важные качества профессии библиотекарь:

-прекрасная память, чтобы запоминать на долгий период большие объемы информации, размещение книг на полках;

·-концентрированность внимания;

·-высокая скорость мышления и анализа поступающей информации, принятия решения;

·-сохранение работоспособности в условиях однообразной и постоянной деятельности;

·-усидчивость и трудолюбие, умение концентрироваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности при постоянном потоке посетителей;

·-способность переносить большую нагрузку;

·-общительность, точность по отношению ко всем читателям, вежливость, отзывчивость, способность защищать свое личное мнение, при этом стараться не вступать в конфликты, важно также уметь слушать и слышать людей, не относится к ним предвзято;

·-ответственность по отношению к людям и выполняемой работе, аккуратность, четкость;

·-эмоциональная устойчивость - необходимый контроль над своими эмоциями, их выражение;

·-эстетическое чувство красоты, которое позволяет наиболее интересно и красиво предоставить для читателей имеющуюся литературу;

·-интеллектуальная начитанность, обширные знания по всем областям, связанным с литературными произведениями, авторами;

·-вполне достаточно быстрое и беглое чтение, которое позволяет знать содержание насколько можно большего количества книг.

·-канцелярские способности, склонность к работе с документацией.

Но все же, кто же такой современный библиотекарь - профессионал?

Это, прежде всего, такой библиотекарь образованный, владеющий библиотечно-библиографической грамотностью, обладающий литературным языком; библиотекарь, которому свойственно библиотечная этика, т.е. понимание общественной важности и ценности библиотечного дела, толерантное отношение к читателю.

Хотя библиотечная деятельность, как и любая другая, требует специальных разносторонних знаний и подготовки, получаемых в вузе, существует мнение, что в библиотеке можно успешно работать, не имея их.

Необязательность профильного образования - фактор, снижающий престиж профессии.

Важно укрепить положение, благодаря которому специалист с высшим, пусть не библиотечным образованием, но он должен изучить основы библиотечного дела.

Большая часть сотрудников библиотек менее профессиональна. В точности по России у 17% библиотекарей имеется высшее специальное образование.

На основании полученных теоретических данных, можно сделать следующие выводы:

Основное место в профессиональной жизни каждого человека имеют те индивидуальные, личностные качества субъекта, которые нужны для осуществления той или иной деятельности. Данными качествами являются профессионально важные качества.

Исследованием профессионально важных качеств занимались многие ученые, психологи, которые выделяли различные определения и классификации данного понятия, такие как: В.Д. Шадриков, Ю.В. Котелова, А.В. Карпов, Е.А. Климов и другие.

Бесчисленные исследования позволили выявить две значимые категории профессиональных важных качеств.

Это главные профессиональные качества, которые охарактеризованы максимальной прямой связью с параметрами деятельности и основными профессионально важными качествами, которые имеют большое число внутрисистемных связей с другими качествами, они характеризуется наибольшим структурным значением, а следовательно, они занимают важное место во всей системе.

Также имеют место и много других классификаций: профессиональные важные качества производительности, усвоения деятельности и выполнения, которые выступают в роли нормальных условий выполнения деятельности, и те, чаще всего они нужны в трудных и экстремальных условиях.

Профессиональные способности - это свойства психических процессов, которые гарантируют эффективность деятельности, профессиональные важные качества производительности.

Немаловажным вопросом остается то, как из общих умений формируются способности профессиональные.

Ответ на этот вопрос отвечает Б. Г. Ананьев. Существует так называемая идея функциональных и операционных механизмов, которые обеспечивают развитие любой психической функции.

Профессия библиотекарь представляется одной из них. В течении всей истории развития данной специальности прослеживается ее различное положение.

С переменой времени изменяются многие типы и виды библиотек, изменяются профессиональные обязанности библиотекарей, ну и конечно же и профессиональные качества.

В течение всей истории формирования и развития библиотековедения, библиотекарями служили разные категории людей от рабов, до великих ученых и писателей. Все они осуществляли одну важную задачу, несли людям просвещение.

Основным в работе библиотекаря является обслуживание читателей, предоставление им нужной информации.

Но, в данный момент, кроме обслуживания, библиотекарь осуществляет определенную деятельность, свойственную только библиотекарю как специалисту.

Библиотекарь - это специалист, который организует индивидуальные беседы, конференции, выставки, обработку книжного фонда, составляет каталоги, специальные библиотечные компьютерные программы, выполняет все указания «Кодекса профессиональной этики».

1.2 Основы подготовки читателей

В базе подготовки библиотекарей складываются два основополагающих принципа:

1)целостности библиотечной профессии;

2)дифференциации библиотечной профессии.

Первый принцип обеспечивает создания единой основы профессиональных знаний и умений.

Принцип целостности библиотечной профессии дополняется принципом ее дифференциации.

В области библиотечного дела как и во многих других областях очень четко проявляется склонность к внутрипрофессиональному разделению труда, отсюда и разнообразие библиотечных профессий.

Важной чертой библиотечной профессии является универсальность, то есть библиотекарь обязан быть многофункциональным и образованным человеком.

Таким образом, это и есть цель профессиональной образовательной программы, которая создана на четырех блоках учебных предметов.

Гуманитарная, обширная культурологическая подготовка очень нужна современному библиотекарю. Такая подготовка способствует остро воспринимать и утилизировать разнообразие мнений на развитие общества и культуры, а также формировать убеждения, которые нужны для продуктивной практической деятельности.

Например, если подчеркнуть причины выявления читательских интересов, нереально без знания культурного развития различных слоев населения, их духовных потребностей. Эти знания исходят из результатов изучения общих закономерностей развития культуры, социологии, психологии и т.п.

В нынешнее время требуются специалисты с высоким уровнем подготовки, которые способны приспособиться в непрерывно изменяющемся мире.

Быстрое старение профессиональных знаний и навыков, в особенности в информационной индустрии - это реальная проблема.

И потому библиотечным специалистам нужно постоянное образование.

Целью образования является - постоянное творческое обновление, развитие и развитие каждого человека на течении всей жизни.

В литературе устанавливается проблема построения системы постоянного образования перед библиотечным обществом.

Различают:

-содержание общего понятия «непрерывное образования»;

-приведены два главных направления построения системы непрерывного образования;

-указаны принципы «содержания» построения системы;

-четко сформулированы главные направления дополнительного библиотечно-информационного образования;

-предоставляется спектр образовательных услуг.

К личным профессионально-значимым качествам относят:

-наблюдательность,

-способность к быстродействию и оперативности в условиях нехватки времени

-прекрасная память

-умение вынудить себя выполнять различную и нужную работу;

-выполнять указания (порядка);

Основное содержание библиотечной профессии состоит во взаимоотношениях библиотекаря с книгой и читателем, а для библиотекаря такие отношения очень важны:

-устойчивость;

-терпимость;

-эмоциональная уравновешенность.

Наиважнейшим качеством библиотекаря называют готовность к общению, которая выражается в стремлении библиотекаря к помощи и формированию наилучших взаимоотношений. Такая связь достигается через желание помочь читателю.

Важное качество библиотекаря - это умение подтолкнуть читателя к своей точке зрения, помочь ее сформировать, стимулировать мысль читателя, его личное отношение к прочитанному.

Впрочем, всего этого нереально достичь без таких важнейших профессиональных качеств библиотекаря как: знание книги и владение навыками общения (общительности).

Непременным качеством современного библиотекаря является направленность на непрерывное профессиональное развитие.

Проанализировав профессиональные важные качества библиотекаря, было раскрыто:

Профессиональные способности - это свойства психических процессов, которые гарантируют эффективность деятельности, профессиональные важные качества производительности.

Библиотекарь обязан быть достаточно компетентным, грамотным. Если, это и вправду специалист, в своей сфере, то быстрое и качественное ориентирование в исследовательской и научной части работы библиотеки поможет ему зарекомендовать себя, как профессионала в своем деле.

Основные профессионально-важные качества профессии библиотекарь:

-прекрасная память;

-концентрированность внимания;

-высокая скорость мышления и анализа поступающей информации;

-принятия решения;

-сохранение работоспособности в условиях однообразной и постоянной деятельности;

-усидчивость и трудолюбие,

-умение концентрироваться на одной деятельности,

-способность к быстрой смене деятельности при постоянном потоке посетителей;

-способность переносить большую нагрузку;

-общительность; ответственность к людям и выполняемой работе,

-аккуратность, четкость и др.

Также имеют место и много других классификаций: профессиональные важные качества производительности, усвоения деятельности и выполнения.

Исследованием профессионально важных качеств занимались многие ученые, психологи, которые выделяли различные определения и классификации данного понятия, такие как: В.Д. Шадриков, Ю.В. Котелова, А.В. Карпов, Е.А. Климов и другие.

Анализируя основы подготовки библиотекарей, было выявлено: в базе подготовки 2 основополагающих принципа:

.целостности библиотечной профессии;

.дифференциации библиотечной профессии.

В нынешнее время требуются специалисты с высоким уровнем подготовки, которые способны приспособиться в непрерывно изменяющемся мире, в особенности в информационной индустрии - это реальная проблема.

Целью образования является - постоянное творческое обновление, развитие и развитие каждого человека на течении всей жизни.

Важное качество библиотекаря - это умение подтолкнуть читателя к своей точке зрения, стимулировать мысль читателя, его личное отношение к прочитанному. Таким качеством является направленность на непрерывное профессиональное развитие.

Знания и навыки, полученные библиотекарями, помогут им в дальнейшем общении с читателями, а предлагаемые новые технологии могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Глава 2. Библиотекарь в современном мире


Термин «этика» - учение о морали, её развитии, правилах, нормах и роли в обществе, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.

Эти нормы содействуют, способствуют отработки отношений между руководителями и подчиненными, между самими информационными работниками, между информационными сотрудниками и пользователями, между информационной службой и органами власти, т.д.

В связи, с развитием экологической этики, многие её нормы обязаны быть включенными в круг этических норм информационного сотрудника, в точности, требование формирования безопасных условий для поиска информации и работы с ней, образование комфортной информационной среды.

Нормы профессиональной этики представлены и показаны в «Кодексе профессиональной этики», но чаще моральные и духовные нормы передаются устно, в словесной форме в группе или коллективе (притом, чуть ли не в каждом коллективе эти нормы имеют свои особенности, которые связанны с нравственным климатом в этой группе).

Эти нормы содействуют, способствуют отработки отношений между руководителями и подчиненными, между самими информационными работниками, между информационными сотрудниками и пользователями, между информационной службой и органами власти, т.д.

«Кодекс этики для библиотекарей» - представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари и информационные работники.

К функциям Кодекса этики относятся:

-стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари и другие работники в области информации могут формировать общие этические нормы, правила и методику действий, решать сложные вопросы;

-совершенствование профессионального самосознания;

-обеспечение прозрачности и открытости для пользователей и общества в целом.

Множество этических норм, которые представлены в кодексе профессиональной этики - один из механизмов саморегулирования профессионального сообщества.

В связи, с развитием экологической этики, многие её нормы обязаны быть включенными в круг этических норм информационного сотрудника, в точности, требование формирования безопасных условий для поиска информации и работы с ней, образование комфортной информационной среды.

Формирование теоретических и практических основ профессиональной этики во многом зависит от социально-политических и экономических условий жизни общества.

С момента появления профессии моральные установки специалиста причиняли значительное влияние на отношения коллег в коллективе, на общение их с пользователями.

Существует такая закономерность, как: экономическая слабость, падение нравов, политическая неустойчивость, что вызывают повышение интереса к этическим проблемам, ну и к вопросам профессиональной этики.

На данный момент, в библиотековедении возник значительный интерес к этическим вопросам, как свободный и открытый доступ к информации, цензура, секретность, приоритетное обслуживание, надзор руководителя над другим, на которых ранее не устремлялось внимание специалистов.

Профессиональная этика выражает и проявляет профессиональную нормативную ценность морали, так как очень важно строить и формировать этические кодексы, благодаря которым каждый специалист может сделать правильный, нравственный и моральный выбор своего профессионального поведения.

Этика, с одной стороны - это соблюдение ценностей добродетелям, законам, которые потребуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении.

С другой стороны, в понятие этики помещается и смысл поиска правды, осуществление принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, самосовершенствование, поставленные над интересами государства.

Но, в любом случае, проблемы охраны интеллектуальной свободы и система государственного надзора в Интернете потребуют от информационного работника точного выбора.

Таким образом, она имеет совсем разные решения, но при этом, сама профессия библиотекаря вынуждает подчиняться конкретным и точным принципам, которые разрабатывались веками.

Библиотекарь в отношениях с обществом:

руководствуется профессиональным долгом, а не собственными видениями или вкусами политических, экономических, религиозных и других организаций;

противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным препятствиям, при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному достоянию;

выполняет указанные законом меры по устранению применения информации в целях принуждения, пропаганды расовой и религиозной розни, национальной, политической и другой;

-содействовать положительному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, предложенных в обществе;

-устремляться к развитию и формированию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях оказания действия развитию библиотек и повышения их общественной важности.

Библиотекарь в отношениях с пользователем:

обязан со всем уважением и дружелюбием относится ко всем пользователям, в том числе реальным и потенциальным;

обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий степень культуры общения;

гарантирует права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, кроме всего прочего, при помощи новейших информационно-коммуникационных технологий;

гарантирует права пользователя на доступ к культурным ценностям и активизирует участие пользователя в культурной жизни общества;

-гарантирует равноправие прав пользователей на библиотечное обслуживание, несмотря на их пол, расу, национальность, имущественного или официального положения, политических или духовных убеждений, положения физического здоровья;

-содействует социализации личности, образованию гражданского сознания; библиотекарь профессия этика читатель

-способствует формированию информационной культуры личности;

-пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, содействует формированию и развитию культуры чтения;

-способствует умственному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;

не советует непроверенные, сознательно ошибочные материалы, понимает угрозу и ущерб, который они могут причинить личности и обществу;

-охраняет право пользователя на личную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

Библиотекарь в отношениях с коллегами:

- выражает дружелюбие, уважение и честность;

-принимает участие в формировании и организации корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной общей работы и товарищеской взаимопомощи;

-содействует профессиональному становлению молодых кадров;

выполняет принцип секретности личной информации;

-желание заслужить свою честь высоким профессионализмом и нравственными качествами, без использования нечестных приемов конкуренции;

-итоги сторонней умственной деятельности применяет честно, предотвращая воровство.

Библиотекарь по отношению к своей профессии:

желание к профессиональному развитию и повышению специальности, общекультурному самообразованию как неотделимым условиям исполнения своей общественной роли и профессионального долга;

прикладывать старания к повышению общественного авторитета своей профессии и признанию ее будущей роли в информационном обществе;

беспокоиться о образе как важной части развития положительного авторитета профессии;

в процессе профессиональной деятельности не предотвращает получения собственной имущественной или иной выгоды, с помощью пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;

не совершать поступков, которые бы наносили вред авторитету библиотечной профессии, беспокоиться о ее высоком общественном признании.

Соблюдение кодекса. Знание и исполнения кодекса является важным делом чести, совести и профессиональным обязательством каждого российского библиотекаря.

Российская Библиотечная Ассоциация организует работу по распространению Кодекса среди библиотекарей.

Комитет Российской Библиотечной Ассоциации анализирует случаи несоблюдения кодекса, которые причинили существенный вред авторитету библиотечной профессии.

2.2 Деловая игра: библиотекарь, идеал и реальность

Цель игры «Библиотекарь: идеал и реальность» - определить профессионально ценные качества современного библиотекаря.

В задачи игры входит:

-формирование умений оценки информации;

-развитие навыков логического мышления;

-формирование навыков коллективной умственной деятельности;

-ознакомление с методикой формализованного «мозгового штурма».

Сценарий (план) игры таков:

В ходе свободного спора участники игры определяют пятнадцать профессиональных качеств библиотекаря. По ходу игры команда должна выбрать из них десять особо значимых.

Команды получают предварительно приготовленные таблицы, в которые необходимо постепенно внести десять профессиональных качеств идеального и реального библиотекаря.

Каждый из участников команды должен выставить от одного до десяти баллов (десять - самый высокий балл). Оценки в вертикальной графе не должны повторяться.

По окончании ранжирования по горизонтальным строчкам подсчитывается средний балл и определяется место каждого параметра.

Способ подсчитывания баллов отличается во многом от обычной оценки по 5-ой системе неспособностью выставить аналогичные оценки 2-3 показателям.

Это подводит к тому, что участники игры невольно вынуждены выставлять низкие оценки, так как в случае оценки по 5-ой системе, по многим показателям получили хорошие и отличные оценки.

Выявление среднего балла позволяет рассмотреть оценку, так как, при этом подсчитываются самые низкие и высокие оценки.

Участники в каждой команде предлагают свои идеи по решению проблемы расхождения, различия и неточности идеала и реальности.
Ведущий преподаватель организует сводный анализ по таблицам и предложениям.
Ход игры:

В ходе свободного спора участники игры сформулировали пятнадцать профессиональных качеств библиотекаря: знание; метод решения задач; общительность; ответственность; требовательность; оригинальность мышления; творческий потенциал; управленческие способности; красноречие; познание библиотечных технологий; адаптивность; познание педагогики и психологии; знание компьютера; способность к самосовершенствованию и самообразованию; эмоциональный контроль.

Анализ представленных участниками игры профессиональных качеств выявил, что все они в той или иной мере гарантируют исполнение библиотекарями школьных библиотек их функциональных обязанностей.

Помимо всего, эти качества закономерно дополняют друг друга: необходимость подписки на профессиональные периодические издания;
информатизация и компьютеризация библиотек и проведение доступа в интернет.
Несовершенство системы профессионального образования и повышения квалификации: проведение курсов по применению информационных технологий; расширение списка новой профессиональной литературы, а так же с помощью источника Интернет; организация психологических тренингов; проведение дистанционного обучения на страницах периодических изданий и сайтах высших учебных заведений.

Таким образом, проведенный анализ показал, что большая часть из них осуществлена на региональном уровне школы и библиотеки, а некоторые рекомендации выполнимы только на федеральном уровне.

Исследование практики работы других библиотек может сопровождаться на основе дружеских взаимоотношений или на основе систематических курсов повышения квалификации регионального уровня.

Таким образом, анализ итога игры позволяет сделать вывод, что библиотекари образовательных учреждений понимают главные и основные проблемы профессиональной подготовки и переподготовки библиотечных специалистов данного профиля, что они готовы к сотрудничеству с библиотеками других ведомств.

Кроме того, выражая инициативу при создании общешкольных проектов, поиске внебюджетных средств, не в полном объеме выполняют активное сотрудничество с публичными библиотеками своего региона.

Теперь, сравним же результаты такой игры, выполненный с библиотекарями образовательных учреждений, например: города Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) и библиотекарями публичных библиотек г. Сыктывкара (Республика Коми) - студентами заочного отделения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.

Списки профессионально ценных качеств у библиотекарей школьных и публичных библиотек соответствуют не полностью.

Так, например, студенты заочного отделения СПбГУКИ назвали такие профессиональные важные качества как: профессиональность, приветливость, кругозор (эрудицию), творческий потенциал, ответственность, желание к самообразованию и самосовершенствованию, аккуратность, принятие инициативности, адаптивность, общительность, стойкость, привлекательность и вежливость.

Анализ предложенных участниками игры профессиональных качеств библиотекаря показывает, что все они в той или иной степени обеспечивают выполнение функциональных обязанностей. Однако некоторые из этих качеств находятся в противоречии.

По итогам дальнейшего спора можно сделать вывод, что профессионализм библиотекаря для участников игры является нечто разумеющимся и получаемым в ходе работы, тоесть самостоятельный от изначального профессионального образования.

Заметно, что сотрудники публичных библиотек почти не касаются проблем повышения квалификации, что объясняется тем, что возможно, их отношением к профессионализму.

Таким образом, в распределении оценок профессиональных качеств реального и идеального библиотекаря сотрудниками публичных библиотек очевидно разногласий не прослеживается.

Но, в то же время таблицы каждой команды позволяют выявить расхождения между идеалом и реальностью, по таким качествам как: творческий потенциал, инициативность, стремление к самообразованию.

Многочисленные профессиональные качества библиотекаря, представленными участниками игры, оправданы желанием «не потерять читателей».

Профессиональные качества библиотекаря, с точки зрения сотрудников библиотек разных типов, содержат в себе профессиональное знание, индивидные и личностные свойства - это степень развития мышления, адаптивность, наличие вида памяти, способность к обобщению.

В то же время, личный профессиональный опыт библиотекарей вызывает их оценку профессиональных знаний, как более значимого или незначимого профессионального качества.

Таким образом, проанализировав «Кодекс профессиональной этики, было раскрыто:

«Кодекс этики для библиотекарей» - представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари и информационные работники.

К функциям Кодекса этики относятся:

-стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари и другие работники в области информации могут формировать общие этические нормы, правила и методику действий, решать сложные вопросы;

-совершенствование профессионального самосознания;

-обеспечение прозрачности и открытости для пользователей и общества в целом.

Этика, с одной стороны - это соблюдение ценностей добродетелям, законам, которые потребуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении.

С другой стороны, в понятие этики помещается и смысл поиска правды, осуществление принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, самосовершенствование, поставленные над интересами государства.

Соблюдение кодекса

Знание и исполнения кодекса является важным делом чести, совести и профессиональным обязательством каждого российского библиотекаря.

Российская Библиотечная Ассоциация организует работу по распространению Кодекса среди библиотекарей.

Анализируя, деловую игру «Библиотекарь: идеал и реальность», было выявлено:

Цель игры «Библиотекарь: идеал и реальность» - определить профессионально ценные качества современного библиотекаря.
В задачи игры входит:
-формирование умений оценки информации;

-развитие навыков логического мышления;

-формирование навыков коллективной умственной деятельности;

-ознакомление с методикой формализованного «мозгового штурма».

В ходе свободного спора участники игры сформулировали пятнадцать профессиональных качеств библиотекаря:

-знание;

-метод решения задач;

-общительность; ответственность;

-требовательность; оригинальность мышления;

-творческий потенциал;

-управленческие способности;

-красноречие;

-познание библиотечных технологий;

-адаптивность;

-познание педагогики и психологии;

-знание компьютера;

-способность к самосовершенствованию и самообразованию;

-эмоциональный контроль.

Заключение

В ходе работы целью было: изучить профессиональные качества библиотекаря.

В задачи входит:

рассмотреть важные качества библиотекаря;

-изучить основы подготовки библиотекарей;

-рассмотреть и изучить деловую игру «Библиотекарь: идеал и реальность»;

-изучить «Кодекс этики российского библиотекаря» в современном мире.

Анализируя основы подготовки библиотекарей, было выявлено: в базе подготовки 2 основополагающих принципа:

.целостности библиотечной профессии;

.дифференциации библиотечной профессии.

В нынешнее время требуются специалисты с высоким уровнем подготовки, которые способны приспособиться в непрерывно изменяющемся мире. Быстрое старение профессиональных знаний и навыков, в особенности в информационной индустрии - это реальная проблема.

Целью образования является - постоянное творческое обновление, развитие и развитие каждого человека на течении всей жизни.

Важное качество библиотекаря - это умение подтолкнуть читателя к своей точке зрения, помочь ее сформировать, стимулировать мысль читателя, его личное отношение к прочитанному. Таким качеством является направленность на непрерывное профессиональное развитие.

Таким образом, проанализировав «Кодекс профессиональной этики, было раскрыто:

«Кодекс этики для библиотекарей» - представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари и информационные работники.

К функциям Кодекса этики относятся:

-стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари и другие работники в области информации могут формировать общие этические нормы, правила и методику действий, решать сложные вопросы.

Этика, с одной стороны - это соблюдение ценностей добродетелям, законам, которые потребуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении.

Анализируя, деловую игру «Библиотекарь: идеал и реальность», было выявлено:

Цель игры «Библиотекарь: идеал и реальность» - определить профессионально ценные качества современного библиотекаря.
В задачи игры входит:
-формирование умений оценки информации;

-развитие навыков логического мышления;

-ознакомление с методикой формализованного «мозгового штурма».

Профессиональные качества библиотекаря разделяют на следующие группы, которые отражают: отношение к работе; общий стиль поведения и деятельности; творческие способности личности; отношение к людям; отношение к себе.

Эти качества являются неотъемлемыми характеристиками библиотекаря:

профессиональное самосознание;

собственный стиль деятельности и общения;

самоанализ и саморазвитие;\творческий потенциал.

Такие образом, профессиональные качества являют собой трудный набор знаний, умений и навыков, степень которых выявляет качество и эффективность деятельности работника.

В связи с этим, представляется интересным определить значимые для библиотекарей образовательных учреждений профессионализма сотрудников библиотек разных типов (публичных, библиотек школ), выявить уровень соотнесенности профессионализма реального библиотекаря и идеального - в представлении библиотекарей.

Список литературы

1.Аврамова, Е. Есть ли у библиотекарей потребность в повышении квалификации? [Текст]: предварительные результаты исследования / Е. Аврамов // Библиотечное дело. - 2014. - №5. - С. 38-40.

.Абрамова, О.А. Современный образ библиотекаря [Текст] / О.А. Абрамова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - №6. - С. 37-42.

3.Барботько, А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста [Текст] / А.И. Барботько. - Курск, 1999. - 187 с.

4.Батыгян, А. Как работает библиотекарь [Текст] / А. Батыгян // Библиотечное дело.- 2013. - №14. - С. 19-20.

.Белова, Г.А. Я немного понаблюдала типы библиотекарей [Текст] / Г.А. Белова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - №3. - С. 74-75.

6.Варлейс, Я. Непрерывное профессиональное развитие [Текст]: принципы и лучшие примеры из практики / Я. Варлейс // Новости Междунар. Федерации библ. ассоц. и учреждений. - 2009. - №1. - С. 28-29.

.Виноградова, В.А. Этическое самоопределение трех поколений библиотекарей [Текст] / В. А. Виноградова // Библиотековедение. - 2007. - №1. - С. 126-129.

.Головко, С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство [Текст]: науч.-практич. пособие / C.И Головко. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2005. - 144с.

.Езова, С.А. Искусство библиотечного общения [Текст]: культура общения библиотекарей / С.А. Езова // Библиотека. - 2005. - №3. - С. 70-71.
Культура общения библиотекарей.
.Езова, С.А. Компетентностно - ориентированные оценочные средства коммуникативной компетенции будущих библиотекарей [Текст] / С.А. Езова. - Москва, 2015. - С. 178-180.

.Езова, С.А. Личность специалиста [Текст]: главные составляющие / С.А. Езова // Библиотечное дело. - 2006. - №6. - С. 9-10.

.Жукова, Т.Д. Профессиональное сознание библиотекаря [Текст]: теоретический анализ проблемы / Т.Д. Жукова // Школьная библиотека. - 2007. - №4. - С. 17-26.

13.Захаренко, М.П. Библиотекарь будущего [Текст]: об особенностях молодежной политики/ М.П. Захаренко // Библиотечное дело. - 2015. - №6.- С. 15-17.

.Збаровская, Н.В. Поговорим о профессиональных качествах [Текст] / Н. В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - №2. - С. 35-44.

.Захаренко, М. П. Привлекательность библиотечной профессии для молодежи [Текст]: опыт социологического исследования / М. П. Захаренко // Библиотековедение. - 2010. - №3.- С. 112-117.

.Збаровская, Н.В. Идеал и реальность [Текст]: профессиональные качества библиотекаря / Н.В. Збаровская // Библиотечное дело. - 2004.- №2. - С. 37.

17.Збаровская, Н.В. Педагогическая культура [Текст]: основные подходы к изучению и развитию / Н.В. Збаровская // Библиотековедение. - 2005.- №2. - С. 122.

18.Кузьмина, А.Ю. Кодекс профессиональной этики [Текст]: мнение библиотекарей / А.Ю. Кузьмина // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - №7. - С. 43 - 48.

19.Лапо, П.М. Актуальные проблемы формирования профессионального самосознания современного библиотекаря [Текст] / П.М. Лапо // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. - 2009. - №3. - С. 73-77.

.Маркова, Т. Библиотекарь без книг, читателей, библиотекарей - библиотека будущего [Текст] / Т. Маркова. - 2014. - №17. - С. 26-29.

21.Пилко, И. Стандарты профессии [Текст]: перспективы внедрения / И. Пилко // Библиотечное дело. - 2014. - №7. - С. 40-41.

.Серебрянникова, Т. Библиотекарь, педагог, руководитель [Текст] / Т. Серебрянникова // Библиотечное дело.- 2014. - №19. - С. 43-44.

.Стельмах, В. Кому нужны библиотеки в современной России [Текст] / В. Стельмах // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.- 2005. №5.- С. 30-38.

24.Сукиасян, Э. Р. Стать профессионалом, быть им - дело нелегкое [Текст] / Э.Р. Сукиасян // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - №1. - С. 29-35.

.Хохлов, Ю.Е. О месте электронных библиотек в информационном обществе [Текст] / Ю.Е. Хохлов // Электронные библиотеки. -2005. - №2. -С. 8.

.Щурихина, Н.В. Рост профессионального и личностного самопознания библиотекаря как фактор инновационного развития ЦБС [Текст] / Н.В. Щурихина // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - №5/6. - С. 59-65.

27.Библиотекарь: идеал и реальность. [Электронный ресурс]: игра.- Режим доступа: http://www.library.ru/help/docs/n67875/1.pdf.

28.Библиотечная профессия в современном мире [Электронный ресурс]: игра.- Режим доступа: http://mirznanii.com/a/128633/bibliotechnaya-professiya-v-sovremennom-mire.

29.Есть ли будущее у библиотек и библиотекарей? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.libfl.ru/win/cmb/11b_2001.html.

30.Современный библиотечно-информационный специалист [Электронный ресурс]: профессиональные качества. - Режим доступа: http://ideafor.info/?p=494.

Похожие работы на - Библиотекарь: идеал и реальность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!