Аппликация как средство формирования интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,37 Мб
  • Опубликовано:
    2017-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аппликация как средство формирования интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках технологии и изобразительного искусства















Аппликация как средство формирования интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности в современной начальной школе

.1 Творческая деятельность и её значение в современной начальной школе

.2 Аппликация как вид творческой деятельности младших школьников

.3 Анализ опыта проведения творческой деятельности на уроках аппликации в начальной школе

Глава II. Исследование формирования интереса к творческой деятельности при работе с аппликацией в проекте «Путешествие в сказку»

.1 Организация исследования уровня сформированности интереса к творческой деятельности у учащихся 2-х классов

.2 Организация творческой деятельности учащихся в проекте «Путешествие в сказку» на уроках технологии во втором классе

Заключение

Список литературы

 

Введение


На сегодняшний день очевидна необходимость подготавливать детей к творческой деятельности. Вследствие этого, на первый план выходит роль школы при воспитании творческих и активных людей - всё это дает ребенку быть самостоятельным и уметь использовать свои возможности по максимуму.

Необходимым условием развития ребенка выступает процесс развития творческих способностей. Творческое развитие очень большое значение имеет именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период идет накопление и впитывание знаний.

Важная задача начального образования - это развитие творческих способностей, так как этот процесс способствует пробуждению инициативы и самостоятельности, к самовыражению и самостоятельному принятию решений. Развитие творческих способностей младших школьников является основой для формирования и становления личности. В следствии этого, можно сказать, что одной из основных задач, стоящих перед учителем в начальной школе, является развитие ребенка и его творческих способностей.

В настоящее время необходимо сочетать учебную деятельность с творческой для того, чтобы сформировать базовые знания, умения и навыки, и развить у детей познавательную активность, научить их решать самостоятельно нестандартные задачи. Именно в начальных классах основной упор делается на развитие воображения, фантазии и мышления детей.

Использование проектной деятельности в обучении формирует навыки самоконтроля и самооценки, учит детей общаться и развивать универсальные учебные действия. При проектной деятельности ученик раскрывает и усваивает содержание учебного предмета. С помощью наблюдений, конструирований, проведения опытов, ученик вырабатывает сам задание, а не получает его в готовом виде.

Проектная деятельность представляет собой четкий алгоритм учебных действий и одновременно свободное творчество ученика. Педагог должен организовать выполнение плана работы, инструкций и правил и одновременно реализовать творческую индивидуальность учеников в работе. Следует отметить, что при организации проектной деятельности позиция педагога так же меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника.

Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочной, так и в урочной деятельности. Педагоги начальной школы часто выносят проектирование за пределы работы на уроке, считая данный вид деятельности затратным по времени. Среди учебных дисциплин, благоприятных для организации проектной деятельности младших школьников, выделили следующие: технология, изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение. Технология - особая учебная дисциплина, предполагающая исследовательскую (знакомство с различными материалами и их свойствами) и творческую (изготовление изделий в различных техниках из разных материалов) созидательную деятельность.

Основная задача уроков аппликацией - развитие конструкторских навыков и пробуждение у учащихся интереса к творчеству в трудовой деятельности.

Известные ученые и педагоги П.Н. Андрианов, П.Р. Атутов, А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, - и выделяли один из видов трудового обучения - детское конструирование - как одну из наиболее эффективных форм развития младших школьников.

Основная работа в начальной школе на уроках технологии ведется именно с бумагой и картоном, так как именно с этим материалом можно воображать и изготавливать множество поделок и игрушек. Именно работа с бумагой влияет на умственное развитие детей, на развитие их внимания и мышления, а также воспитывает характер личности и её развитие. С помощью данной работы у учащихся младших классов формируется настойчивость и целеустремленность.

На уроках технологии, в процессе работы аппликацией, дети получают знания о видах, свойствах, производстве и использовании бумаги. В ходе изготовления бумажных поделок, у детей формируются практические умения по обработки бумаги и картона.

В связи с выше сказанным, в выпускной квалификационной работе хотелось остановиться на проблеме развития у младших школьников интереса к творческой деятельности на занятиях технологии и изобразительного искусства при работе с аппликацией на примере создания проекта

«Путешествие в сказку».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: при каких условиях проектная деятельность в работе с аппликацией способствует формированию интереса к творческой деятельности младших школьников?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования являлась творческая деятельность учащихся 2-го «Б» класса средней общеобразовательной школы № 296 г. Москвы.

Предмет исследования: процесс формирования интереса к творческой деятельности младших школьников на уроках аппликации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую основные понятия темы и исторические аспекты формирования у детей интереса к творческой деятельности;

2.     Рассмотреть особенности проектной деятельности на уроках аппликации при работе с детьми младшего школьного возраста и её значение в современной начальной школе;

3.   Проанализировать опыт использования метода учебного проекта на уроках технологии в начальной школе и выявить условия, при которых проектная деятельность будет развивать интерес к творческой деятельности при работе с аппликацией младших школьников;

4.  Проанализировать проектную деятельность младших школьников (2 класс) по теме «Путешествие в сказку»;

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: проектная деятельность на занятиях аппликацией будет способствовать формированию интереса к творческой деятельности, если будут соблюдены следующие условия:

-    в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного решения;

-  применять сочетания репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми;

-  работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

1.  Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

2.       Эмпирические (практические):

-  работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);

-         коллективная и индивидуальная работа учащихся;

          анализ результатов творческой работы учащихся.

Экспериментальной базой являлась ГБОУ «Школа» № 296 Северо- Восточного административного округа города Москвы, 2 класс.

 

Глава I. Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности в современной начальной школе


1.1     Творческая деятельность и её значение в современной начальной школе


Деятельность - форма психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. [28, с. 71]

Чтобы деятельность стала творческой, у человека должны быть способности. По В.Д. Шадрикову [50], способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Можно сказать, что способности - это свойство мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему деятельностный характер. Способности и задатки являются свойствами: способности - свойства функциональных систем, а задатки - компоненты этих систем. Задатки являются генетической программой, которая определяет развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида.

Способности, дарования и склонности способствуют развитию личности. Детство - это период усиленного развития, в котором происходит процесс становления личности. Именно в творческой деятельности ребенок раскрывает свой внутренний мир и закладывается фундамент для становления ребенка как личности.

Понятие творчество широко и охватывает различные виды: художественное, техническое, научное и прикладное творчество. Творчество- деятельность, порождающая нечто новое, раннее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

[28, с. 331] Иными словами, творчество-это создание что-то нового, не существовавшее раннее. При этом, продукт творчества должен обладать уникальностью, достоинством и, следовательно, должен иметь для человека некую ценность. Творчество-это неповторимость, это самовыражение и самоутверждение личности.

В целом под творчеством принято понимать внешнюю и внутреннюю деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающуюся созданием нового оригинального продукта. [5] Из этого следует, что данный тезис может быть рассмотрен в двух подходах: творчество как продукт и результат процесса.

Творчеству как процессу свойственны следующие признаки: творчество

–        это психическая деятельность, которая сочетает в себе сознательные, бессознательные, интуитивные и логические компоненты; творчество берет за основу познавательные процессы и преобразует их в творческие (творческие представления, творческая память, творческое восприятие). Следовательно, когда упоминается творческое мышление или творческое воображение, то под этим понимается внутренний психический творческий процесс.

Творчеству как продукту деятельности присущны открытия, фантазия, оригинальность, воодушевление и одаренность. Она обладает инициативностью, самостоятельностью ученика и достаточно высоким уровнем активности. Творческая деятельность включает в себя познание, преобразование и создание.

Творческая деятельность обусловлена, в основном, двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью ее. Эти два положения не только не находятся в противоречии, но с самого начала крепко и прочно связаны друг с другом. Творческое воспитание, как воспитание социально приспособленной, полезной, целостной и многогранной личности, должно быть основано прежде всего на развитии в подростке не только творческого, но волевого и эмоционального начал. [44, с. 27]

Психологической основой творческой деятельности является воображение. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. [28, с. 38] Основными свойствами воображения являются видение целого раньше частей, перенос функций одного предмета на другой, наличие внутренней позиции, способной управлять ситуацией, не приспосабливаясь к ней. Воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это восстановление предметов по уже увиденному или услышанному описанию. Творческое воображение - это открытие, создание новых предметов. В творческом воображении рождаются новые предметы, которые оригинальны и реалистичны. Оригинальность в творческом воображении является некой степенью новизны, непохожесть на то, что уже было.

Мотивация является основным вектором творческой деятельности, который помогает через промежуточные цели прийти к основной цели. От основной цели человек может прийти к другой цели и перейти в другую плоскость деятельности, где также будут присутствовать мотивация, промежуточные цели и основная цель. По Богоявленской Д.Б [2], чтобы деятельность стала творческой, необходимо выйти за рамки заданного, перейти в другую плоскость деятельности, по собственной воли, открыть что- то новое.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию ещё можно определить, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. [36] Мотивация классифицируется:

·        По основным группам потребностей:

1.             Материальная

2.       Трудовая

3.       Статусная

·        По используемым свойствам:

1.        Нормативная

2.       Принудительная

3.       Стимулирующая

·        По источникам возникновения:

1.        Внешняя

2.       Внутренняя

·        По направленности на достижение:

1.        Положительная

2.       Отрицательная

Мотивация связанна с мотивами - это то, ради чего выполняется деятельность. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т. п. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. [36]

Интенсивное и результативное развитие младшего школьника будет происходит, если учение у него будет вызывать положительные эмоции и отношения между участниками учебного процесса будут доверительные и дружелюбные. Но стоит отметить, что большое значение младшие школьники придают отметке. Поэтому отметочная мотивация может привести к формированию отрицательных черт ребенка, но, чтобы избежать этого, необходимо сформировать у ребенка представление об отметке, как о показателе уровня знаний и умений. Можно сказать, что учение имеет полимотивированный характер - не один, а ряд мотивов побуждают младшего школьника к деятельности.

Существуют три блока по виду деятельности, которые являются развитием различных мотивов и мотивации: эмоциональный, мотивационно- целевой, познавательный. Данные блоки взаимосвязаны и могут дополнять друг друга.

Основная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного процесса. Эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. Для формирования мотивации к познавательному процессу учитель может использовать следующие приемы: рефлексия - оценка детьми собственной деятельности; создание ситуации успеха; создание благоприятного эмоционального фона; занимательность, использование музыкальных фрагментов, презентаций, использование игровых и соревновательных форм в обучении.

Мотивационно-целевой блок способствует формированию у ребенка умения ставить перед собой цель и предвидеть результат деятельности. Для этого можно использовать следующие приемы: определение значимости изучаемого учебного материала и соотнесение его с жизненными ситуациями; создание дефицита знаний для самостоятельного определения целей деятельности, для решения данной проблемы; предоставление детям разноуровневых заданий для самостоятельного выбора детьми этих заданий.

Познавательный блок формирует самостоятельное выделение ребенком учебной задачи и формирование у ребенка необходимых знаний, умений и навыков для решения поставленной задачи. Это формируется с помощью использования следующих приемов: организация коллективной работы учащихся; необычность преподнесения учителем учебного материала;

создание проблемной ситуации; сотрудничество на уроке; оценочная деятельность учащихся; стимулирование к деятельности.

Побуждение к деятельности ребенка побуждается не одним мотивом, а, как правило, несколькими, которые являются взаимодополняемыми.

В процессе школьного обучения большое значение имеет субъектная новизна творческого продукта и субъективно-личностная значимость полученного результата. Творческое открытие, которое сделал младший школьник, полезность и оригинальность данного открытия повышают степень осознанности выполняемой ребенком учебной деятельности, стимулируют его на дальнейшую познавательную активность.

Различные черты ребенка, как использование различных преобразований, нахождение оригинальных способов нахождения решения поставленных задач, активность и инициативность при их выполнении, характеризуют младшего школьника как творца.

Значение творчества в начальной школе достаточно велико. Ученики вносят в процесс творческой деятельности свою оригинальность и индивидуальность, проявляют смышленость при открытии новых способов действий и правил. Выполняя учебные действия, дети, при высокой умственной активности, выполняют ряд мыслительных операций, благодаря которым у учеников возрастает интерес к желанию участвовать в различных олимпиадах, кружках, использовать дополнительные источники в учебе и расширять свой кругозор.

В процессе творческой деятельности младший школьник должен научится творить. В результате этого, ребенок научится: чувствовать и видеть красоту в вещах и природе; фантазировать; владеть различными приемами и техниками творчества; создавать произведение; трудиться творчески.

Большое педагогическое значение имеет свобода творчества. Она помогает ребенку решить проблемы с помощью изобретательности и настойчивости, дает положительные эмоции, расширяет кругозор, повышает активность и увеличивает продуктивность фантазии младшего школьника. Если младшим школьникам часто давать творческую работу, то у них будут развиваться память, гибкость мышления, пытливость ума, способность к оценке. Все перечисленные качества будут способствовать развитию интеллекта детей и со временем станут чертами личности человека.

Существуют творческие методы обучения младших школьников, которые предполагают, что в деятельности учащихся преобладает поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические) и исследовательские методы.

Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении, необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.

При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач. [31, с. 53]

Задатки будущих творческих способностей могут реализоваться только при условии включения ребенка в процесс творческой деятельности. Не случайно еще И. В. Гете сказал, что способность предполагается заранее, но ей еще предстоит стать умением. Поэтому в детском возрасте, в частности в начальной школе (на первом этапе систематического обучения), творчество выступает как необходимое условие развития творческих способностей. Причем наибольшую значимость имеют творческие способности общего, а не специального характера, так как они позволяют ребенку успешно реализовывать себя в нескольких разнообразных видах творческой деятельности, формировать у него творческую позицию по отношению к миру. [5] Из этого следует, что творческая деятельность имеет важную роль для формирования личности и является самостоятельным фактором целенаправленного развития творческих способностей.

Таким образом, творческому характеру познавательной деятельности свойственны такие признаки и особенности по А.Е.Дмитриеву:

–    понимание важности прилежного учения, наличие повышенного интереса к овладению знаниями, умениями и навыками в меру своих способностей;

–     готовность проявлять умственную активность, догадливость, сообразительность при овладении знаниями, умениями и навыками;

–     проявление индивидуального подхода к выполнению учебно- творческих задач, внесению новых приемов, технологий их выполнения, нестандартные решения в конструировании алгоритмов, осуществлении самоконтроля;

–    готовность к самостоятельному выполнению работ творческого, практического характера, к художественному, техническому конструированию, созданию и реализации проектов;

–   наличие устойчивого интереса к определенному виду деятельности, техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, участию в работе соответствующих кружков, олимпиад, конкурсов и др. [11]

1.2 Аппликация как вид творческой деятельности младших школьников

аппликация творческий школа начальный

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиных пух, бумагу. [7]

Различные виды аппликации из бумаги можно представить следующим образом:

·  По содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая;

·        По количеству используемых цветов: силуэтная, цветная;

·        По наличию симметрии: симметричная, асимметричная;

·        По форме: геометрическая, негеометрическая;

·        По способу изготовления деталей: резаная, рваная;

·        По степени прилегания к основе: плоская, объемная;

·   По количеству деталей: целыми силуэтами, раздробленная на части, мозаика;

·  По способу крепления деталей: однослойная, многослойная. [7]

С помощью данной классификации мы можем представить все возможности аппликации. Разнообразие видов аппликации дает нам решения разнообразных задач: создание панно, поздравительных открыток, украшение интерьера, поделок и т.д.

Предметная аппликация создается путем наклеивания на фон отдельных предметных изображений, которые будут передавать обобщенный образ окружающих предметов. (Рис. 1)

Декоративная аппликация представляет собой элементы украшения, которые объединены по законам ритма и симметрии. Данная аппликация связана с понятием декоративности. (Рис. 2)

Рис. 1

Декоративность - изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. [37]

В декоративной аппликации не маловажную роль играет орнаментальная композиция. Орнамент бывает бесконечным и замкнутым и характеризуется ритмичностью. Существует вид декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков и текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация создается путем наклеивания на фон изображений, связанных с темой или с сюжетом. Содержание данной аппликации может быть несложным и сложным - с большим количеством персонажей, деталей. В данной аппликации могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы, а размещение фигур может быть в один или два-три плана. (Рис. 3)

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.). [7] (Рис. 4)

Рис. 2                                             Рис. 3

Рис. 4

Данная аппликация является элементом цветной аппликации, которая представляет собой изображения предметов, состоящие из различных деталей, наклеенные на фон. (Рис. 5)

Симметричная аппликация состоит из изображений предметов, которые имеют симметричное строение, наклеенных на фон. С целью передачи одновременно повторяющихся частей, изображения предметов могут выполнятся перед вырезанием путем складывания бумаги в несколько раз. (Рис. 6)

Рис. 5

Рис. 6

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображение предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т. д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности. [7]

Ассиметричная аппликация создается путем наклеивания на фон изображений, несимметричных по форме. Так как этот вид аппликации не диктует жестоких ограничений и не требует специальных приемов для её изготовления, он наряду с цветной аппликацией является базовым для детского творчества. (Рис. 7)


 

Рис. 7

Геометрическая аппликация состоит из изображений предметов, наклеенных на фон, которые частично или полностью составлены из предметов геометрической формы. Данный вид аппликации развивает фантазию, творчество и логическое мышление, так как в этой аппликации необходимо продумать сочетание геометрических фигур, их порядок и чередование. (Рис. 8)

Существует ещё один вариант использования геометрических фигур - конструирование фигур сложного строения (домов, машин и т. д.). Этот вид аппликации дает подготовку к объёмному конструированию, так как в процессе создания такой аппликации идёт анализ форм предметов, при расчленении их на геометрические фигуры. Допускается использование сочетания геометрических фигур с негеометрическими для того, чтобы подчеркнуть особенности форм некоторых предметов таких, как шар, дом, мяч и т.п.

Рис. 8

Негеометрическая аппликация является базовым видом аппликаций для детского творчества, так как не накладывает никаких ограничений при её создании. (Рис. 9)

Резанная аппликация является также базовой, так как выполняется вырезанием. (Рис. 10)

Рис. 9

Рваная аппликация изготавливается путем обрывания бумаги, вследствие чего создается эффект пушистости, шероховатости. (Рис. 11)

Рис.10 Рис. 11

Плоская аппликация является традиционным видом аппликации, когда изображения предметов располагаются на всей плоскости фона. Также, можно создавать композицию путем вырезания отверстий в фоне и под фон подклеивать подкладку цветов. (Рис. 12)

Объемная аппликация представляет собой крепление на фон изображений предметов только частью плоскости для создания эффекта объема. Существует много вариантов крепления деталей, таких, как: наклеивание элементов частью плоскости; наклеивание частью плоскости в два-три плана на согнутой основе; элементы фигур выступают в качестве объёмных деталей, изготовленные с помощью метода складывания, они также наклеиваются частью поверхности; элементы из гофрированной, тисненой бумаги наклеиваются помятыми. (Рис. 13)

Аппликация целыми силуэтами выполняется путем наклеивания на фон целых изображений предметов. (Рис. 14)

Раздробленная на части аппликация выполнена из изображений предметов, состоящих из отдельных деталей одного или нескольких цветов.

Два вышеперечисленных вида аппликации часто встречаются в обучении младших школьников.

Рис. 12                                   Рис. 13

Рис. 14

Мозаика состоит из кусочков бумаги одного или разных цветов, которые составляют детали изображения. Качество кусочков бумаги разнообразно. Мозаика из бумаги может быть контурной (когда кусочки бумаги наклеиваются по контуру изображения) и сплошной (когда заклеивается вся внутренняя часть изображения). Также, мозаика может быть с просветами и без. (Рис. 15)

Рис. 15

Однослойная аппликация состоит из изображений предметов, не наклеенных на фон друг на друга. (Рис. 16)

Рис. 16

Многослойная аппликация состоит из изображений, наклеенных на фон в несколько слоев. (Рис. 17)

Рис. 17

Аппликация-вид изобразительной деятельности, с помощью которого ребенок учится создавать изображения предметов и явлений действительности, что ведет к активному и творческому выражению своих впечатлений от жизни, выражению своего понимания и отношения к ним. Создавая изображения, ребенок должен иметь ясное представление о явлениях и предметах, что передается в форме и строении предмета.

Аппликация способствует развитию эстетического восприятия - восприятия того, что красиво. Эстетическое восприятие возможно только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, что является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.

1.3     Анализ опыта проведения творческой деятельности на уроках аппликации в начальной школе


Анализ действующей учебной программы по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы показывает, что учащиеся не выполняют увлекательные работы, а ведь именно это активизирует воображение младших школьников и создает дополнительные стимулы для творчества. Данная программа не позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного творческого труда, сводя его лишь к механическому упражнению рук.

Но дети должны не просто вырезать и лепить, но и уметь находить необычное в обычном, уметь обыграть сделанное своими руками или сотворить такое, какое никто и никогда не видел. А для этого необходимо обогащать жизненный опыт ребенка при помощи дополнительной литературы: сказок, мифов, приобщать детей к народному творчеству.

От такой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, так как она сравнима с праздником.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активно и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Базовое содержание дисциплины «Технология (труд)» учитывает имеющийся в стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Заслуживает внимания методическое пособие В.В. Выгонова «Практикум по трудовому обучению». Книга рассчитана на учителей, воспитателей детских садов и родителей, готовых посвятить свое драгоценное свободное время ребенку. В данном пособии рассматриваются основные виды практических работ по трудовому обучению, специфика организации занятий в учебных мастерских, освещаются различные виды художественной, творческой и конструктивной деятельности, лежащие в основе трудового обучения младших школьников, дается подробный материал о способах обработки и возможностях использования различных материалов. [14]

Основной задачей практикума является вооружение учащихся формами и методами изготовления различных творческих учебных изделий и учебно- наглядных пособий, формирование у них необходимых для этого знаний, умений и навыков и, конечно, художественного, творческого мышления.

Тема аппликации подробно описывается в данном практикуме, дается подробный теоретический материал: понятие, виды, объем в аппликации, композиции из геометрических форм. Также, приводятся задания, где необходимо выполнить объемную композицию (Рис. 18); проверить закон отражения предметов (Рис. 19); построить зеркальное отображение (Рис. 20).

Рис. 18

Рис. 19


рис. 20

Книга направлена на развитие у детей мышления, воображения, творчества. Методические разработки, демонстрирующие различные способы изготовления изделий из описанных материалов, позволяют легко выполнить образцы творческих работ как в условиях учебных мастерских, так и в процессе самостоятельной работы, благодаря оригинальным рисункам, схемам, разверткам, выкройкам и т. д., широко представленным в пособии.

Можно отметить программу О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой «Технология». Все компоненты данного комплекта учебников составляют единую авторскую систему обучения младших школьников с соблюдением принципа преемственности между классами. В основе данной программы лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Содержание учебника в целом соответствует современным научным представлениям, однако не в полной мере соответствует стандарту: обязательному минимуму содержания образования по данному предмету, базисному учебному плану образовательного учреждения общего образования. Терминология и символика, принятая в учебнике в целом доступна для понимания младших школьников, что позволяет выполнять задания и изделия самостоятельно. В ходе изложения материала учебника дается иллюстративное и текстовое объяснение изучаемых понятий и терминов, а также в конце учебника дается иллюстрированный словарь, что позволяется учителю в доступной и наглядной форме развивать словарный запас учащихся в области технологии и эстетики.

Изложение материала научно, логично и последовательно. Язык изложения материала, а также объем текста в учебниках соответствует уровню развития учащихся и требованиям санитарных норм. Понятия и термины, используемые при знакомстве с простейшими чертежами, эскизами и схемам четко сформулированы и стилистически выверены. Иллюстративный материал в основном подобран грамотно и направлен на художественно- эстетическое развитие младших школьников, а также способствует восприятию и созданию в своем сознании и деятельности целостной картины мира.

Автору учебника следует акцентировать внимание учащихся на контроль над ходом выполнения технологический операций и на соотнесение результатов деятельности с образцом в виде отдельных заданий или контрольных вопросов.

Приложение к учебнику сброшюровано в одну книгу, что осложняет работу детей с заготовкой шаблонов и выкроек. Лучше всего вынести данные задания в отдельное издание, например, в рабочую тетрадь. Данное издание экономически не выгодно, т.к. используется всего один раз.

Для того чтобы грамотно и интересно провести урок труда по любой, даже самой полной и интересной программе, каждому учителю необходимо иметь знания и умения по выполнению той или иной работы, а для этого необходима методическая литература.

Н.М. Конышева предлагает методические рекомендации к учебному пособию по художественному труду для учащихся 1-4 классов.

В учебнике «Технология. Прекрасное рядом с тобой» за первый класс, даются рекомендации, как правильно должно выглядеть рабочее место и правила безопасной работы с ножницами.

При работе с аппликацией дан подробный план выполнения работы.

В данном учебнике дано достаточно много заданий по аппликации, среди них есть задания как проектной деятельности, так и задания, которые ребенок должен сделать самостоятельно.

В учебнике за второй класс заданий по работе с бумагой уже меньше, но план выполнения задания присутствует, но уже менее подробный.

В учебнике третьего класса заданий по аппликации значительно меньше, они усложнены и выполняются в виде проекта.

В учебнике четвертого класса, к сожалению, заданий по аппликации нет, но я считаю, что можно было бы добавить немного интересных заданий на выполнение работ с аппликацией.

Концепция книг Е. А. Лутцевой - не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных и эффективных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через

мастерство. Книги включает задания на сообразительность, пространственное мышление, творческое воображение.

Программа О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой направлена на овладение ребенком приемами мастерства, чтобы самостоятельно, без помощи родителей изготовить красивую и полезную поделку. Данная программа интересна тем, что на уроках технологии дети учатся получать информацию из любых источников, включая и интернет. Таким образом, дети ещё и учатся пользоваться компьютером, что позволяет идти им в ногу со временем.

В учебнике первого класса очень хорошо дается тема аппликации, присутствуют задания по обрывной аппликации, аппликации из геометрических фигур, витражи, мозаика, работа с силуэтами. Также, хочется отметить, то, что есть поделки, которыми можно пользоваться, например, украсить класс. Данный учебник очень красочный, насыщен картинками и фотографиями, в нём много полезной информации, например, история бумаги, история возникновения ножниц. Еще в учебнике Узоровой присутствуют лабораторные работы, где детям предлагается поэкспериментировать с бумагой.

В учебнике второго класса задания по аппликации усложняются, даются задания с объемной аппликацией, с вырезанием иглой по бумаге, выполняются работы «Ростомер», «Ногомер» и присутствует достаточное количество заданий на создание открыток с аппликацией.

Основные задания по работе с аппликацией, предлагаемые по учебнику третьего класса, это-создание открыток. В учебнике четвертого класса заданий по работе с аппликацией нет.

Используя педагогический опыт отечественного и зарубежного образования, основываясь на вышеперечисленных программах, системах и методических рекомендациях, нами были определены наиболее важные (на наш взгляд) и эффективные методы развития творческой активности и

конструкторских навыков у младших школьников, которые были в дальнейшем использованы в формирующем эксперименте:

-   методы контроля и самоконтроля в обучении. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний;

-        методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

-        методы самостоятельной работы;

-        методы стимулирования и мотивации учения;

-        метод постоянного и постепенного развития, построенный на основном принципе дидактики от простого к сложному;

-        метод беседы, направленной на активизацию мыслительной деятельности.

Помимо методов учитывался опыт выполнения различных изделий, традиционного построения программ и др., что было использовано в констатирующем и формирующем экспериментах настоящей работы.

 

Глава II. Исследование формирования интереса к творческой деятельности при работе с аппликацией в проекте «Путешествие в сказку»


2.1     Организация исследования уровня сформированности интереса к творческой деятельности у учащихся 2-х классов

В самом начале эксперимента, для того чтобы определить уровень проявления творческой активности, у учащихся 2-х классов, было проведено исследование, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:

–         предварительное тестирование. Цель: определить уровень понимания учащимися важности выполняемой работы, к открытию новых знаний, гибкости мышления, готовности к самостоятельному творчеству.

–        проведение проекта «Путешествие в сказку». Цель: развитие творческой активности и интереса к творческой деятельности у учащихся 2-го класса.

–        повторное (контрольное) тестирование. Цель: установить изменился ли и на сколько начальный уровень развития учащихся в ходе экспериментальной работы.

Контрольный эксперимент включал в себя следующие методики:

Методика, направленная на определение уровня проявления творческой активности.

Учащимся предлагается дорисовать картинки. Дорисовывать можно что угодно, как угодно и чем угодно.

Анализ детских работ проводился по четырем показателям:

оригинальность, качество, гибкость и композиция.

Оригинальность вычисляется по тому, насколько редко встречается рисунок в данной группе испытуемых. Показатель оригинальности определяется следующим образом:

Высокий уровень - 5-6 баллов. Средний уровень - 3-4 баллов. Слабый уровень - 1-2 балла.

Качественная оригинальность определяется следующим образом:

–  задание не принято (фигура не используется) - 0 баллов;

–        схематичный рисунок (без деталей) - 1 балл;

–    схематичный рисунок (с деталями, попытка нарисовать некий персонаж) - 2 балла;

–  нарисован персонаж (Красная Шапочка, Буратино и т.п.) - 3 балла;

–        сюжетный рисунок (Красная Шапочка идет по лесу) - 4 балла;

–  заданная фигура становится второстепенной деталью картины (уголок

–        кончик карандаша в руке художника, рисующего картину) - 5 баллов.

Максимальное количество баллов - 30. Типичный для младших школьников показатель - 10-15 баллов (преобладают схематичные рисунки и персонажи).

Высокий уровень - 20-30 баллов. Средний уровень - 10-19 баллов. Слабый уровень - 1-9 баллов.

Гибкость определяется путем отнесения рисунков к определенной категории предметов и явлений и подсчета количества переходов от одной категории к другой. За каждый переход ставится 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.

Высокий уровень - 4-5 баллов. Средний уровень - 2-3 баллов. Слабый уровень - 0-1 балл.

Композиционное решение определяется следующим образом:

–  единичный рисунок без включения его в композицию - 0 баллов;

–  заданная фигура становится второстепенной деталью композиции - 1 балл.

За каждую дорисованную фигуру до целой композиции ставится 1 балл.

Максимальное количество баллов - 5. Высокий уровень - 4-5 баллов. Средний уровень - 2-3 баллов.

Слабый уровень - 0-1 балл.

Данные проведенной методики см. в табл. 1. Анализ проведенной методики . Соотношение уровней даны в табл. 2 и диаграмме 1.

 

Таблица 2 Соотношение уровней Констатирующий эксперимент

 раздел

уровень


высокий

средний

слабый

оригинальность

1

9

20

качество

0

0

30

гибкость

1

13

16

композиция

0

3

27

всего

0

4

26


Диаграмма 1 Соотношение уровней Констатирующий эксперимент

 

Беседа.

В заключении 1-го среза констатирующего эксперимента у детей проверялись общие знания о работе с аппликацией, какие работы мы можем создать с помощью неё. Провели фронтальную беседу. Уровень знаний детей был высок, все дети предлагали различные варианты создания работ.

Данная работа была проведена для ознакомления учителя с уровнем подготовленности учащихся к проекту «Путешествие в сказку».

Анализ проведенного 1-го среза констатирующего эксперимента

В эксперименте принимало участие 14 человек:

Экспериментальная группа состояла из 14 учеников, занимавшихся факультативно.

Контрольная группа состояла из 14 учеников, занимавшихся факультативно с другим преподавателем.

Констатирующий эксперимент свидетельствует о противоречиях в сфере развития конструкторских навыков и развития творческой активности учащихся 2-го класса:

1.        В интересах, преследуемых учениками в разных видах деятельности.

2.       В представлениях о различных материалах и техниках и о возможностях использовании этих средств в предложенной им работе.

3.       В проявлении заинтересованности к различным видам деятельности.

4.       В проявлении индивидуального подхода к выполнению учебных заданий.

5.       В готовности к самостоятельному творчеству при изготовлении изделий.

С учетом реального уровня развития учащихся нами была разработана программа мер с использованием метода проектов, направленных на развитие творческой активности и интереса к творческой деятельности учащихся 2-го класса.

2.1  

2.2 Организация творческой деятельности учащихся в проекте «Путешествие в сказку» на уроках технологии во втором классе

 

Описание формирующего эксперимента

В данном пункте изложена опытно-педагогическая часть исследования, которая включает в себя формирующий эксперимент, направленный на развитие интереса к творческой деятельности младших школьников в процессе создания аппликаций, путем использования разработанной системы методов; анализа экспериментального исследования эффективности проектной деятельности при обучении учащихся 2 класса.

В формирующем эксперименте на основе разработанной методической системе проводилась работа, направленная на развитие у учащихся интереса к творческой деятельности в процессе работы с аппликацией, а также анализировался уровень развития творческой активности учащихся и проводился сравнительный анализ динамики развития творческой активности и развитие интереса к творческой деятельности у учащихся экспериментального и контрольного классов на заключительном этапе формирующего эксперимента.

В процессе формирующего эксперимента изучалась практическая деятельность учащиеся 2 «Б» класса ГБУ школа №296 города Москвы на факультативных занятиях.

В эксперименте начали принимать участие:

1.  Экспериментальная группа - 14 человек.

2.       Контрольная группа - 14 человек.

В контрольной группе обучение строилось с использованием традиционных методик. В экспериментальной группе - мы использовали свою систему методов, позволяющих, на наш взгляд, наиболее эффективно формировать творческий интерес у младших школьников в процессе выполнения проекта «Путешествие в сказку».

Исследование опиралось на:

1.       Примерную программу «Технология» и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

2.       Требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных;

3.       Конкретные цели, направленные на ориентировку учащихся на достижение высоких результатов в усвоении общетрудовых, общекультурных, исторических, литературных и других знаний;

4.       Использование интегрированного подхода в обучении младших школьников основным умениям и навыкам художественно- конструкторской и творческой деятельности;

5.       На необходимой напряженности процесса обучения, обеспечиваемой гибким, но постоянным изменением форм общения: коллективной, групповой, индивидуальной;

6.       Основных принципах дидактики, позволяющих ориентировать младших школьников на разностороннее развитие;

7.       Моделирование личностно ориентированной, преемственной, рационально сочетаемой творческой и репродуктивной деятельности учащихся, более совершенного комплекса приемов воздействия на них, направленной на повышение творческой активности;

8.       Педагогические условия развития конструкторских навыков и творческого интереса младших школьников на уроках технологии при создании проекта «Путешествие в сказку».

Формирующий эксперимент направлен на реализацию педагогических условий подготовки детей младшего школьного возраста к активной творческой деятельности.

Урок проводился со всем классом, наблюдали за всеми, но особое внимание уделяли тем, у кого проблемы в развитии творческой активности и воображения, мы старались их больше спрашивать.

Отбор содержания урока происходил в соответствии с исходным уровнем знаний детей и в соответствии с целями урока. Для того, чтобы продуктивность урока была высокой, мы постарались рационально распределить время на все этапы урока, логично связать этапы урока между собой. Это позволило реализовать образовательные, развивающие, воспитывающие задачи и универсальные учебные действия на уроке.

 

Таблица 3

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

1

«Лес с подснежниками»

Развивать творческую активность и интерес к творческой деятельности, используя детали неживой природы.

Приём «оживления». Упражнения «Друдлы», «Придумай название к картине». Работа в парах и группах. Самостоятельная индивидуальная работа. Свободное фантазирование.

2

Урок 2: «Жители зимнего леса»

Развивать творческий интерес и воображение в процессе составления аппликации из геометрических фигур.

Упражнение «Вопрошайка». Свободное фантазирование. Самостоятельная индивидуальная работа.

3

Урок 3: «Весёлый прямоугольник»

Развивать творческий интерес, творческую активность и воображение в процессе составления и украшения геометрической фигуры.

Самостоятельная индивидуальная работа. Приём «оживления». Упражнение «Фигурка». Свободное фантазирование.

4

Урок 4: «Сказочная открытка»

Развивать творческий интерес и воображение, создавая открытку с цветами из аппликации.

Свободное фантазирование. Упражнение «Друдлы». Работа в парах. Самостоятельная индивидуальная работа.

5

Урок 5: «Подводный мир»

Развивать творческий интерес, создавая обрывную аппликацию.

Свободное фантазирование. Упражнение «Придумай название к картине». Самостоятельная индивидуальная работа.

6

Урок 6: «Сказочная избушка»

Развивать творческий интерес, творческую активность и воображение в процессе составления и украшения сказочной избушки.

Свободное фантазирование. Самостоятельная индивидуальная работа. Упражнение «Придумай название к картине».

7

Урок 7: «Сказочная Жар-птица»

Развивать творческую активность и интерес к творческой деятельности, создавая Жар-птицу из цветной бумаги.

Свободное фантазирование. Приём «оживления». Упражнение «Фигурка». Самостоятельная индивидуальная работа.


Оценка работ учеников проходила по следующим критериям:

·        Оригинальность (непохожесть работы на другие)

·        Аккуратность (точность и упорядоченность при работе с аппликацией)

·        Составление композиции (как предметы расставлены на листе)

·        Завершенность работы (успели ли дети закончить свою работу до конца урока)

Все представленные ниже работы получили максимальную оценку по представленным выше критериям.

Урок 1: «Лес с подснежниками»

Целью урока было развитие творческой активности и интереса к творческой деятельности, используя детали неживой природы. Для этого использовался приём «оживления», т.е. придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

На уроке присутствовало 14 учеников.

В начале урока была создана эмоциональная атмосфера, которая помогла в дальнейшей работе на уроке. Урок был приурочен к новогоднему выступлению, где дети играли роли в спектакле по сказке «12 месяцев». С учащимися была проведена беседа о данной сказке, в ходе которой мы столкнулись с проблемной ситуацией, что для выступления у нас нет подснежников. Дети тут же нашли выход из ситуации, решив сделать подснежники своими руками. Было выяснено, как выглядит подснежник, его виды и распространение. Далее детям был задан вопрос «Из чего мы можем сделать подснежник?». И все дети ответили, что лучше сделать подснежник из цветной бумаги. В течение урока были использованы упражнения на творческую активность и воображения такие как: «друдлы», «придумай название к картине». Детям был предложено не только сделать подснежники, но и показать, где они растут, создать аппликацию «Лес с подснежниками». На доске были примеры картин, где были изображены подснежники в лесу, но было оговорено, что работы детей должны получиться индивидуальные, а не по образцу, каждый ученик должен был создать свою композицию «Лес с подснежниками».

Была проведена индивидуальная работа, в течение которой, каждый ученик сам делал цветок подснежника и выбирал соответствующий фон и деревья леса.

В процессе изготовления изделия все учащиеся старались работать аккуратно (рис. 21-23). Но были такие, кто торопился и работал неаккуратно. Среди них: Вася Т., Катя В., Дима К., Денис П. У этих учащихся лепестки были наклеены не той стороной и чашелистик с лепестками были приклеены неаккуратно, были видны остатки клея. В целом все с работой справились и закончили её вовремя.

Учеников, у которых ничего не получилось, не было. Основная часть класса получила оценку «хорошо».

В конце урока была проведена выставка всех работ.

Рис. 21

Рис. 22

Урок 2: «Жители зимнего леса»

Целью урока было развитие творческого интереса и воображения в процессе составления аппликации из геометрических фигур. Использовался приём свободного фантазирования.

В начале урока была создана эмоциональная атмосфера, которая помогла в дальнейшей работе на уроке. Была использована такая форма

работы, как «работа в группе» во время которой при помощи развивающего упражнения «Вопрошайка» учащиеся готовились к активизации своей творческой активности. Далее, дети посмотрели на материалы, которые приготовили к уроку, и им был задан вопрос: «Как с помощью геометрических фигур можно украсить зимний лес?» Так, Таня Б. ответила, что из геометрических фигур можно составить елочку, а Артем Т. предложил составить аппликацию с животными. Далее была проведена беседа о том, кто обитает в зимнем лесу. Дети отвечали: волк, лиса, заяц, белочка, сова, медведь. После беседы было предложено детям украсить зимний лес животными, используя геометрические фигуры. Учащимся были показаны варианты работ и был задан вопрос: Из каких фигур состоят животные на картинках? Все дети ответили, что фигуры животных состоят из таких геометрических фигур, как круг, треугольник, квадрат, овал. Было оговорено, что они будут украшать зимний лес по-своему, проявляя творческую активность, фантазию и воображение.

В процессе самостоятельной работы ученикам оказывалась индивидуальная помощь. У Кати В., Дениса П. и Олеси Ш. работы получались небрежными из-за того, что они использовали слишком много клея. Таня Б. в середине урока принялась переделывать свою работу, и у неё всё получилось к концу урока. Валентин В., Вера Т., Алина П., Ира М. неправильно приклеивали геометрические фигуры и другие ученики класса им посоветовали внимательнее смотреть на геометрические фигуры. В процессе работы ученики проявили свою творческую активность, воображение и фантазию. Они приклеивали не только животных, но ели и снег - из цветных геометрических фигур.

В результате работы получились очень яркими и красивыми (рис. 24-25. И лишь небольшая часть класса - 3 ученика не успели доделать свои работы. Отличных результатов достигла большая часть класса.

В конце урока была проведена выставка лучших работ на доске.

Рис. 24                                 Рис. 25

Урок 3: «Весёлый прямоугольник»

Целью урока было развитие творческого интереса, творческой активности и воображения в процессе составления и украшения геометрической фигуры. Использовался приём оживления.

На уроке присутствовало 13 учеников.

В начале урока детям было предложено упражнение для развития творческой активности детей «Фигурка» - выходя к доске, ученики дорисовывали геометрическую фигуру до животного. Затем, детям было предложено отправиться на бал-маскарад вместе с прямоугольником. Детям было предложено «оживить» геометрическую фигуру путем наклеивания ножек, рук и лиц на прямоугольник.

Все дети активно принялись украшать свою заготовку - прямоугольник. Катя В., Вера Т., Ира М., Настя Ш. большое внимание уделяли глазам фигуры, они старались наклеить не только сами глаза, но и вырезали ресницы. У Ромы Ш. и Олеси Ш. работы получились недостаточно аккуратными из-за того, что дети выдавили много клея и размазали его по листу.

Все работы детей получились очень яркими и веселыми (Рис. 26-27, Незаконченных работ не было. Многие ученики получили пятерки за работу на уроке, за исключением тех, чьи работы получились довольно неаккуратные.

В конце урока была проведена выставка всех работ на доске.

Рис. 26                                      Рис. 27

Урок 4: «Сказочная открытка»

Тема урока была выбрана в связи с приближающимся праздником 8 марта.

На уроке присутствовало 14 учеников.

Целью урока было развитие творческого интереса и воображения, создавая открытку с цветами из аппликации.

В начале урока была проведена беседа, в ходе которой был решен вопрос

«Какой подарок подарить маме?» Были предложены различные варианты подарка. Вася Т. предложил сделать букет тюльпанов из бумаги, Олеся Ш. предложила нарисовать портрет мамы, но большинство детей сказали, что можно сделать красивую открытку. Затем, детям было предложено вырезать из бумаги симметричные цветы для открытки и был задан вопрос: «А как можно вырезать симметричную фигуру?» Все дети показали, что нужно согнуть лист пополам, нарисовать половину фигуры на одной половине и вырезать. В ходе выполнения данной работы у учеников не возникло трудностей с созданием данных цветов.

Во время урока было дано задание «Друдлы» для работы в парах, на активизацию творческой активности и воображения учащихся.

Когда дети вырезали цветы, была проведена беседа об экспозиции. Детям было предложено сначала разложить цветы на готовом шаблоне - картоне, где были наклеены листья, и только потом их приклеить. Дети проявили своё творческую активность, воображение и фантазию. Валентин В., Алина П., Вера Т. и Илья К. при составлении композиции не учли распределении тонов, они выбирали цветы под цвет тона картона. Ученикам было объяснено, что композиция должна быть контрастная по тонам и дети исправили свою ошибку.

Завершающим этапом работы учеников было приклеивание выполненных композиций с помощью клея. Многие дети перераспределяли свои цветы и у них получалась другая композиция. У некоторых детей было вылито много клея и их работы смотрелись недостаточно опрятно, это у Ромы Ш., Иры М., Васи Т. и Ильи К. Артем Т. и Таня Б. не успели закончить свои работы. В целом, все работы детей получились достаточно яркими, все дети очень старалась при выполнении данной работы (Рис. 28-30). Почти все получили за урок оценку «отлично», кроме тех, кто не успел закончить работу.

Рис. 28                            Рис. 29                          Рис. 30

Урок 5: «Подводный мир»

Целью урока было развитие творческого интереса, создавая обрывную аппликацию.

На уроке присутствовало 13 учеников.

В начале урока была создана благоприятная эмоциональная обстановка для продуктивной работы учеников. Детям было предложено на уроке создать обрывную аппликацию и в связи с этим им был задан вопрос: Как создать обрывную аппликацию? Все дети ответили, что бумагу нужно рвать руками, а не резать ножницами. Затем, детям было объяснено, что при работе с обрывной аппликацией у бумаги должны быть неровные края, для этого ножницы не нужны - пальцы рук используются вместо ножниц. Детям было предложено потренироваться и разорвать небольшой кусок бумаги на несколько частей. Далее детям было предложено создать каждому свой подводный мир, используя технику «обрывная аппликация», и придумать историю этого мира. Было объяснено, что сначала нужно нарисовать композицию - жителей подводного мира и потом закрасить их кусочками цветной бумаги. На доске были вывешены примеры работ, но было оговорено, что дети должны создать индивидуальные работы, не похожие на образцы.

В течение урока было выполнено детьми упражнение на воображение и творческую активность «Придумай название к картине».

В процессе самостоятельной работы ученикам оказывалась индивидуальная помощь. Рома Ш., Ира М., Настя Ш., Артем Т., Денис П. рвали слишком большие куски бумаги и всем ученикам было объяснено, что куски бумаги должны быть не слишком большие, чтобы работа получилось красивее. Алина П. и Валентин В. хотели вырезать глаза животным ножницами и им было объяснено, что абсолютно все детали должны быть обрывными, без использования ножниц. У Дениса П, Артема Т. и Олеси Ш. было использовано слишком много клея, из-за чего их работы выглядели недостаточно опрятно. Вера Т. и Дима К. не успели закончить свои работы.

По окончании работы, каждый ученик выходил к доске и рассказывал свою историю подводного мира (Рис. 31-33). Большая часть класса достигла отличных результатов.

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Урок 6: «Сказочная избушка»

Целью урока было развитие творческой активности и интереса к творческой деятельности, создавая аппликацию волшебной избушки.

На уроке присутствовали 13 учеников.

В начале урока была создана эмоциональная атмосфера, которая помогла в дальнейшей работе на уроке. С учащимися была проведена беседа о том, какие бывают дома по форме, высоте и дизайну. И детям было предложено создать свою волшебную избушку, которая могла бы находиться в сказочном лесу. В течение урока было использовано упражнение на творческую активность и воображения «Придумай название к картине».

Была проведена индивидуальная работа, в течение которой, каждый ученик сам делал свою аппликацию сказочной избушки.

Многие девочки выполняли свою избушку и украшали её цветами, это Олеся Ш., Катя В., Анастасия Ш. Дима К., Вася Т. и Алина П. «оживили» свои избушки, сделав их с глазами, ногами и руками. Остальные ребята делали необычные избушки самых разных форм и размеров.

Все ученики с работой справились и закончили её вовремя.

Учеников, у которых ничего не получилось, не было. Основная часть класса получила оценку «хорошо», за исключением тех, кто вырезал достаточно неаккуратные фигуры и выливал много клея. Среди таких учеников были Рома Ш., Вера Т., Олеся Ш.

В конце урока была проведена выставка всех работ на доске (Рис. 34).

Рис. 34

Урок 7: «Сказочная Жар-птица»

Целью урока было развитие творческого интереса, творческой активности и воображения в процессе составления Жар-птицы из цветной бумаги. Использовался приём оживления.

На уроке присутствовало 13 учеников.

В начале урока детям было предложено упражнение для развития творческой активности детей «Фигурка». Затем, детям было прочитано стихотворение В. Набокова «Перо» и была показана картина, на которой была изображена Жар-птица. Ученикам было предложено создать и «оживить» Жар-птицу - придумать небольшой рассказ о жизни Жар-птицы.

Детям понравилось данное задание, и они начали активно вырезать фигуру Жар-птицы и вырезать, украшать её хвост. Каждый ученик делал аппликацию индивидуально.

Ира М., Олеся Ш., Денис П., сами вырезали симметричные крылья и хвост Жар-птицы. Артем Т., Дима К., Анастасия Ш. делали хвост Жар-птицы, как у павлина. Алина П., Илья К., Василий Т. делали крылья и хвост в виде мозаики из цветной бумаги. Каждый ученик старался сделать аппликацию аккуратной и красивой.

Работы детей получились очень яркими и красивыми, достаточно аккуратными.

Все ученики успели завершить свою работу и получили оценку «отлично» за работу на уроке, кроме тех, чьи работы выглядели грязно из-за использования большого количества клея.

В конце урока дети выходи к доске вместе со своими работами и рассказывали свою придуманную историю о Жар-птице.

Итоговый анализ результатов проектной деятельности учащихся второго класса на уроках аппликации

Для выявления результативности проведенной работы в ходе формирующего эксперимента была предложена та же методика, которая использовалась при 1 срезе:

Методика, направленная на определение уровня проявления творческой активности.

Данная методика проводилась по похожему стимульному материалу, только составленному на листе формата А4 в виде разбросанных по листу деталей. Данное задание для детей формулировалось как «Волшебный лес». То есть детали нужно было дорисовать до целостной композиции «Волшебный лес».

Анализ проведенной методики. Данные проведенной методики см. в табл. 3.

Таблица 3

Соотношение уровней Констатирующий и контрольный эксперименты

раздел

уровень


высокий

средний

слабый


конст

контр

конст

контр

конст

контр

оригинальность

1

7

9

6

20

17

качество

0

0

0

4

30

26

гибкость

1

5

13

9

16

16

композиция

0

4

3

6

27

20

всего

0

0

4

13

26

17


Диаграмма 2

Соотношение уровней

Из данной таблицы видно, что в контрольном эксперименте у детей повысился показатель уровня оригинальности и составления композиции.

Сравнивая работы учащихся экспериментального и контрольного экспериментов, был сделан вывод, что ученики, при выполнении задания констатирующего эксперимента, отнеслись к заданию достаточно пассивно. Можно сделать вывод, что это связано не столько с низким уровнем знаний, умений и навыков учеников, сколько с их недостаточно развитым интересом к выполнению данных заданий. Поэтому работы характеризуются неполнотой художественных воплощений. Знание техники работы с аппликацией, умение грамотно составлять композицию недостаточно для создания красивой творческой работы. Именно интерес к выполнению творческих заданий играет важную роль при создании художественных образов.

Проведенная диагностика в констатирующем эксперименте показала проблемы и недостатки, имеющиеся у детей, что помогло в дальнейшей работе, при разработке уроков технологии и в выборе подходящих методик.

На уроках технологии при работе с аппликацией учитель должен использовать различные методы на развитие творческого мышления и воображения, необходимо учить младших школьников нестандартно подходить к решению поставленной задачи. Всё это приведет к развитию интереса к творческой деятельности и развитию творческих способностей учеников. Поэтому в контрольном эксперименте были созданы условия для формирования данных качеств у детей. Работа на уроке была проведена систематически и последовательно, была организована целенаправленная творческая работа. Именно свобода выбора и действий, комфортная благоприятная обстановка и увлекательность на уроке способствовали достижению положительных результатов в развитии младших школьников.

 



Выводы


Из анализа проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1.       В формирующем эксперименте у детей отмечался низкий уровень интереса к творческой деятельности и низкий уровень конструкторских умений и навыков. После проведения ряда методик на уроках технологии, с помощью работ с аппликацией у детей в контрольном эксперименте повысился уровень интереса к творческой деятельности, а также их творческая активность и некоторые конструкторские навыки и умения (оригинальность и композиция).

2.       Изменения в развитии творческой активности и в формировании интереса к творческой деятельности детей экспериментального класса доказывают целесообразность проведения проектных уроков технологии с аппликацией с целью повышения уровня развития творческих способностей детей, а также с целью научить детей младшего школьного возраста необходимым умениям и навыкам.

 

Заключение


В процессе изучения литературы по теме выпускной квалификационной работы было выяснено, что в педагогике под методом проекта понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна разрешиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что проектный метод с использованием аппликации на уроках технологии развивает творческую активность детей и повышает интерес к творческой деятельности.

Тема, взятая для исследования, действительно актуальна, так как существует в современной методике проблема развития интереса к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы было достигнуто частично, так как это очень обширная тема и всесторонне, глубоко, подробно рассмотреть психолого-педагогическую проблему просто не было возможности, в данной работе только намечен путь достижения обозначенного результата.

Изучив теоретические основы развития творческого интереса и творческой активности у детей младшего школьного возраста и проведя опытно-экспериментальную работу, было выявлено, что младших школьников можно и нужно обучать данному виду деятельности. Это позволило разработать ряд уроков технологии по аппликации с применением методических приемов по развитию интереса к творческой деятельности и развитию творческой активности детей. Обучение должно носить развивающий и воспитывающий характер.

В контрольном этапе были проведены методики повторно. Они показали, что уровень развития интереса к творческой деятельности и уровень оригинальности и композиции поднялись на новый уровень. Высоких результатов удалось достичь благодаря специально разработанной системе, основной целью которой было развить творческий интерес младших школьников. Проведенные уроки технологии доказали необходимость подобной работы.

Поставленная проблема требует длительной целенаправленной работы. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, осмыслением, запоминанием, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Поэтому образование на современном этапе имеет новую концепцию: личность должна сама себя формировать и проявлять, с этим связана и новая парадигма образования. В содержании термина «личностно-ориентированное воспитание» вкладывается разный смысл: одни ученые видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении, через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие пытаются учитывать опыт человека, его представления и предлагают исследовать этот опыт.

Сменились приоритеты в образовании. В центре внимания стал человек, формирование его в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой. Реализация принципа гуманизма рассматривается как условие свободной самореализации личности, как осуществление сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

·         гипотеза исследования подтвердилась, уроки аппликации и в частности проектная деятельность способствовали развитию творчества у детей младшего школьного возраста (2 класс);

·        поиск самостоятельного решения задач в начале формирующего эксперимента вызывал затруднения, особенно у детей со слабо развитым воображением и фантазией. Но в процессе тренировки и развития представлений, которые обогащали детей, трудности уменьшались и исчезли вообще;

·        почти у всех детей произошли существенные личностные изменения:

-    дети стали более активны, инициативны, способные к принятию самостоятельных решений;

-  появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях;

-    сформировалась привычка самовыражения, взаимопомощи, используя прием «Научись сам - научи другого»;

·         развитие творческого воображения оказывает положительное влияние не только на творчество детей в процессе учебной деятельности, но и в изобразительной, игровой и т.д. деятельности, т.е. влияет на всестороннее развитие детей;

·        значительную роль в развитии творчества детей играют взрослые (педагоги, родители) и их отношение к этой деятельности.

 

Список литературы

 

1.       Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.:АСТ. 2011.- 672 с.

2.       Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия. 2002.- 317 с.

3.       Боно Э. Генератор креативных идей: 62 софта для мозга / Эдвард де Боно; [пер. с англ. О. Протасевич]. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 192 с.

4.       Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

5.       Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 100.

6.       Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность школьников. Под ред. И.Т. Огородникова М., 2002.

7.       Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие/ В.В.Выгонов.- М.:- Слово, 2000.

8.       Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.

9.       Выгонов В.В., Галямова Э.М. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП. - 2006.

10     .Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М Галямова, В.В.Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.

11      .Галямова Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области «Технология»: монография. - М., 2012. - 173 с.

12      .Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Издательство: АСТ-Пресс. 2009. 336 с.

13      .Гёте И.В. Учение о цвете. Теория познания. Пер. с нем. - М.: издательской группы URSS, 2011. - 200 с.

14      .Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком: две книги в одной: [самая эффективная книга по воспитанию детей] / Гиппенрейтер Ю. Б. - М.: Астрель, печ. 2012. - 524 с.

15      .Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 432 с.

16      .Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя / А. С. Границкая - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.

17      .Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс: КДУ, 2013. - 400 с.

18      .Диагностика познавательных способностей: методики и тесты / Гос. ун- т, Высш. шк. экономики; [авт.-сост.: Шадриков В. Д. и др.]. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009 (Йошкар-Ола: Марийский ПИК). - 532 с.

19      .Дмитриев А.Е. Дмитриев Ю.А. Творческая направленность подготовки учителя к учебной деятельности младших школьников // Международный сб. научных трудов «Моделирование учебно- воспитательного процесса в вузе и школе». - Елец, 2009.

20      .Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - Москва : Эксмо, 2009. - 174 с.

21      .Забиров Ф.Ш. Основы художественного конструирования: учебное пособие.- Уфа, 1980. - 97 с.

22      .Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

23      .Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015.

24      .Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

25      .Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: 3нание, 1968. - 30 с.

26      .Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

27      .Коджаспирова Г.М.Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 350 с.

28      .Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005. - 173 с.

29      .Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. кл. / Н. М. Конышева. - Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. - 47 с.

30      .Конышева Н.М. Технология: Программа. 1-4 классы; Поурочно- тематическое планирование. 1-2 классы / Н. М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 121 с.

31      .Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 c.

32      .Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Книга для учителя, Из опыта работы. 2-е изд. - М.: Просвещение. 1989. -159 с.

33      .Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: 1977.- 64 с.

34      .Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Издательство «Наука», 1997. - 126 с.

35      .Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

36      .Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 640 с.

37      .Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004 - 1456 с.

38      .Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.- 215 с.

39      .Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2002.- 240 с.

40      .Планируемые результаты начального общего образования / [JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

41      .Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976 -303 с. 42.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х

частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 400 с.

43     .Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 231 с.

44      .Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.

45      .Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. - Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2006. 192 с.

46      .Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. - М., 1998.

47      .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

48      .Фабер А., Мазлиш Э. <http://www.labirint.ru/authors/69396/> Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. - М.: Эксмо, 2009. - 336 с.

49      .Цирулик Н.А. Методические рекомендации - М.: Учебная литература, Федоров, 2007.

50      .Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М., 2014. 51.Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический проект, Альма матер, -2014.

52.Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.,ГУП ЦРП 2001 г. 380 с. 53.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: 1971.

Похожие работы на - Аппликация как средство формирования интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!