Особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    419,2 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

Содержание

Введение

1. Теоретические основы исследования особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

1.1 Личностные факторы выбора профессии в подростковом возрасте

1.2 Качества личности выпускников кадетских классов, востребованные в профессии офицера

2. Эмпирическое исследование особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

2.1 Организация и методы исследования

.2 Результаты исследования и их анализ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Постоянное развитие государства, общества объективно требует расширения структуры силовых ведомств и совершенствования системы подготовки кадров. В связи с этим, «в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно- музыкальное училище» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

На базе общеобразовательных школ открываются кадетские классы, основными задачами которых являются военно-патриотическое воспитание обучающихся, создание условий для приобретения ими военно-прикладных умений и навыков, подготовка обучающихся к поступлению в военные образовательные учреждения.

Цели обучения и воспитания кадетов как будущих офицеров, убежденных в необходимости служения Отечеству и его вооруженной защиты, желающих сохранять и приумножать славные воинские традиции, не всегда совпадают с представлениями воспитанников о своем профессиональном будущем.

На этапе выбора профессии на решение старшеклассников-кадетов может влиять совокупность факторов. Это не только собственные представления кадетов о своих склонностях, возможностях и притязаниях, но и мнение родителей, друзей. Подробный анализ факторов выбора профессии проведен Е.А. Климовым, предложившим «восьмиугольник» факторов. Автор модели отмечает среди факторов мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка труда, информированность, склонности, способности, уровень притязаний, сформированный профессиональный план.

Вслед за Е.А. Климовым к анализу факторов выбора профессии обращались Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников и другие исследователи, уточнявшие, что выбор профессии связан с поиском и нахождением личностного смысла в выбираемой профессии. М.Г. Гинзбург подчеркивает, что выбирая профессию, старший подросток реализует потребность в личностном самоопределении, опираясь, на сложившуюся к этому времени систему представлений о качествах собственной личности. Однако, прямого указания на то, что качества личности подростка являются самостоятельным фактором выбора профессии, в работах отечественных исследователей мы не находим.

Автор теории профессионального выбора Дж. Голланд говорит о предпочтении людьми такого профессионального окружения, которое соответствовало бы, помимо других характеристик, их личностным качествам. Однако, вопросы, связанные с выбором конкретной профессии в теории не рассматриваются.

Поскольку личность подростка определяет направленность поиска и выбор профессии с определенными характеристиками, и поскольку связь между качествами личности выбирающего и предпочитаемой областью профессиональной деятельности имеется, считаем важным уточнить качества личности старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, в отличие от старшеклассников-кадетов, к выбору профессии офицера не склонных. На наш взгляд, результаты такого исследования могут послужить основой для разработки программы психолого-педагогического сопровождения развития личности воспитанников кадетских классов, одной из задач существования которых является подготовка обучающихся к поступлению в военные образовательные учреждения.

Актуальность обозначенной проблемы позволила сформулировать тему нашей выпускной квалификационной работы «Особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера».

Цель исследования: выявить особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера.

Объект исследования: личность подростков, выбирающих профессию. Предмет исследования: особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера.

Задачи исследования:

1        Рассмотреть точки зрения исследователей на значение качеств личности подростка на этапе выбора профессии.

2        Уточнить качества личности, востребованные в профессиональной деятельности офицера.

3        Провести эмпирическое исследование особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера.

4        Представить результаты анализа данных и их интерпретацию, сделать выводы. Составить рекомендации по результатам исследования.

Гипотезы исследования:

1) качества личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, по наличию и степени выраженности отличаются от качеств личности старшеклассников-кадетов, профессию офицера не выбирающих;

2)  у старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, в больше мере представлены и более выражены качества личности, соответствующие профессионально важным качествам личности офицера.

В работе использованы следующие методы:

1)        теоретические: анализ научной литературы для обоснования исследования;

2)      эмпирические: тестирование с помощью Многофакторного опросника личности Р. Кеттелла (16 PF);

3)      статистические: проверка распределения на соответствие закону нормального распределения по критерию Колмогорова-Смирнова, оценка различий по критерию Манна-Уитни и t-критерию Стьюдента.

Эмпирическое исследование проводилось на базе БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», размещенной в городе Сокол, и МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова» города Вологды в 2015-2016 гг. Выборку составили 80 кадетов, из которых 36 старшеклассников-кадетов БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», 44 старшеклассника-кадета МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении отражена актуальность исследования, указаны его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и база исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера. В заключении представлены выводы по результатам исследования, рекомендации, указана его практическая значимость.

1. Теоретические основы исследования особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

1.1 Личностные факторы выбора профессии в подростковом возрасте

Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью. На данном возрастном этапе подросток пытается определить свое место в обществе, понять себя, осознать свои положительные и отрицательные стороны и качества. Выбор профессии характерен именно для подросткового возраста и во многом обусловлен его психологическими особенностями.

В период подросткового возраста повышается интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» [20, С.139-140].

За счет сложившейся у подростка системы образов «Я» формируются дальнейшие представления о своем месте в обществе, а именно о том, какая профессия предпочтительна для подростка с учетом его представлений о себе. В этот период у подростка возникают жизненные планы, и предпринимаются усилия по их осуществлению [1, с.401].

Отметим, что в период отрочества вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Перед выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии [14, с.54].

Данный период профессионального самоопределения называется стадией оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Подросток, находящийся на данном этапе профессионального самоопределения называется оптантом [32, С.7-8].

На этой стадии у подростка происходит перестройка сознания и самосознания (гностический уровень профессионального самоопределения), а также происходят реальные изменения его социального статуса (практический уровень профессионального самоопределения) [17, с.120].

Обратим внимание на то, что перед подростком на стадии оптации необходимость выбора своего жизненного пути предстает как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассника, создавая у него своеобразную внутреннюю позицию [6, с.177].

Если говорить о профессиональном выборе как отдельной стадии развития, то необходимо отметить, что это этап, сопровождающий окончание общеобразовательного учреждения, проходимый индивидом перед собственно профессиональным обучением [19, с.282].

Профессиональный выбор может оказаться решением, затрагивающим лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, не опосредованным отдаленными жизненными целями, принятым без учета отдаленных последствий [32].

Молодой человек может выбрать профессию случайно, например, по фактору близости к месту жительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству и прочее. В таком случае говорят о несовпадении выбора профессии и профессионального самоопределения оптанта.

С другой стороны, выбор профессии может рассматриваться молодым человеком как процесс принятия решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями, можно говорить о том, что выбор профессии совпадает с профессиональным самоопределением оптанта [36, c.51].

Следует отметить, что именно сознательный выбор подростком профессии для себя рассматривается как профессиональное самоопределение [25, с.200].

Сущность профессионального самоопределения обозначается как поиск и нахождение подростком личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности, а такженахождение смысла в самом процессе самоопределения [32].

Если профессиональное самоопределение подростка строится на основании анализа, оценки собственных ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии, то впоследствии более успешно происходит формирование его как профессионала и субъекта труда [9, с.421].

Важно отметить, что самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей подростка с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации являются важными составляющими процесса профессионального самоопределения [14, с.14].

Еще раз подчеркнем, что процесс профессионального самоопределения соотносим с процессом выбора профессии лишь тогда, когда несет в себе самостоятельный и осознанный характер. Для этого оптанту необходимо учитывать потребности рынка труда, свои желания, способности, возможности и индивидуальные характеристики [31, С.36-41].

Кроме того, важно обращать внимание на особенности профессии, которая предлагает поле для реализации определенных личностных характеристик и позволяет быть успешным и чувствовать удовлетворенность выбором с точки зрения самореализации.

Опираясь на содержание трудов Е.А. Климова, отметим, что существует связь индивидуальных характеристик личности работника и степени его успешности в выполнении определенной профессиональной деятельности. Например, работники, обладающие способностью своевременно принимать оптимальные решения, настойчивостью в достижении отсроченных целей, бережностью и аккуратностью в отношении к живому, успешны в сфере «Человек - живая природа».

Обладание эмоциональной сдержанностью, устойчивостью в чрезвычайных ситуациях, повышенным чувством (а не просто пониманием) ответственности, способностью самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратностью и добросовестностью, любовью к технике, находчивостью, интеллектуальной инициативой, новаторским подходом к делу, изобретательским талантом, скрупулезностью, систематичностью в работе, изобретательностью, бескорыстной интеллектуальной инициативой, предельной собранностью, осторожностью, стремлением к постоянному совершенствованию своих знаний, умений позволяет быть успешным в сферах «Человек - техника» и «Человек-  знаковая система»

Наиболее успешны в сфере «Человек-человек» работники, обладающие такими личностными качествами как наблюдательность по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности другого человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей других людей. Необходима огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Важно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим. Главными качествами личности успешного работника являются общительность и эмпатия.

Наиболее успешными в профессиональной деятельности типа «Человек художественный образ», как правило, оказываются люди с нестандартным умом, способностью непредвзято воспринимать события, развитым эстетическим чувством, чувством прекрасного. Настойчивость, самодисциплина тоже важные признаки профессионала в данной области деятельности. Непредубежденность, раскованность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны для успешной самореализации личности в процессе труда. При том нужна исполнительская четкость и самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного [18].

Подросток, у которого к концу обучения в школе формируется «Я- концепция», вполне реально может оценить свои качества, особенности личности и серьезно подумать о том, какая же именно сфера профессиональной деятельности предпочтительна для него как область самореализации. Ведь выбирая профессию, подросток пытается найти не только свое место в обществе, но и пытается найти себя как будущего профессионала в той или иной сфере деятельности. Обладание определенными личностными качествами, подталкивает молодого человека к выбору именно той сферы, в которой он смог бы раскрыть и в полной мере реализовать свои характерные личностные качества [33].

Связь между качествами личности и предпочтением человеком той или иной профессиональной области рассмотрена в теории профессионального выбора Дж. Голланда. Автор теории говорит о том, что одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Дж. Голланд выделил и соотнес шесть основных типов личности с конкретными профессиональными областями.

Выделяя реалистический тип личности, Дж. Голланд описал человека надежного, практичного, бережливого, упорного, настойчивого, уверенного в себе, склонного к риску, целеустремленного, скромного, застенчивого, искреннего, независимого, придерживающегося традиционных ценностей, конформного, эмоционально устойчивого.

Если человек занимается научной деятельностью и программированием, то ему необходимо обладать независимостью, самостоятельностью, самомотивацией, ориентированностью на задачу, погруженностью в работу, сдержанностью, склонностью к анализу, рациональностью, методичностью, любознательностью, креативностью, уверенностью в себе, ориентированностью на нетрадиционные ценности и установки. Данный тип личности назван автором исследовательским.

Напротив, людям, которые занимаются музыкой, живописью и актерской деятельностью, свойственна независимость, самостоятельность, нонконформизм, импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность, непрактичность, беспорядочность, интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, стремление к самовыражению, демонстративность, оригинальность, открытость, свобода от условностей. Такие люди относятся к артистическому типу личности.

Социальный тип, выделенный Дж. Голландом, соотносится с такими качествами личности как гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других, тактичность, эмоциональная теплота, жизнерадостность, оптимистичность.

Если же человек стремится к власти, придерживается позиции лидера и высокого статуса, является амбициозным, азартным, то ему свойственен предпринимательский тип личности. Соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность, социабельность, коммуникабельность, оптимистичность, энергичность являются неотъемлемыми качествами данного типа.

Напротив, человек проявляющий практичность, осторожность, бережливость, сознательность, самоконтроль, упорство, честность, консервативность, плановитость, конформность близок к конвенциональному типу личности. Такой человек нуждается в четком плане работы, удобен для групповой работы [5].

Обобщая выше изложенное, подчеркнем, что на стадии оптации подросток со сложившейся «Я-концепцией», имеет достаточно ясное представление о себе. На выбор профессии и на успешный процесс его профессионального самоопределения оказывает влияние множество факторов. На наш взгляд, акцент при анализе самоопределения подростка необходимо делать на том, что выбор профессии обусловлен личностными смыслами и представлениями подростка о профессиональном поле, им соответствующем. Качества личности оптанта могут определять предпочтение им той или иной области профессиональной деятельности. Соответствие качеств личности характеристикам профессиональной сферы может определять удовлетворенность оптанта выбором, последующую успешность его приспособления к специфике профессии, освоения и реализации прямых профессиональных обязанностей. В конечном счете, данное соответствие можно рассматривать условием последующей успешной самореализации личности в выбранной человеком профессии.

Успешная самореализация личности, задействованной в военной сфере, также напрямую зависит от характеристик, которыми данная личность обладает. Поэтому анализу качеств, которые могут быть реализованы молодым человеком в профессии офицера, посвящено содержание второго параграфа первой главы.

1.2 Качества личности выпускников кадетских классов, востребованные в профессии офицера

Обучение в кадетском классе - это первый шаг молодого человека в профессию офицера. Для того чтобы понять, способен ли в полной мере старшеклассник-кадет в будущем освоить данную профессию, необходимо рассмотреть, во-первых, специфику военного дела и, во-вторых, качества личности, которые запрашивает от оптанта и позволяет ему развивать данная профессия.

Рассматривая специфику военного дела, необходимо отметить, что командный состав вооруженных сил включает группу весьма разнородных военных специальностей, различающихся как по родам войск, так и по тому, какая именно работа выполняется. В зависимости от того, какая конкретно у офицера специальность, он может либо самостоятельно работать со сложной боевой техникой, либо преимущественно заниматься командованием солдатами и низшими по званию офицерами [7].

В связи с последним подчеркнем, что офицер как военный профессионал способен предоставить всемерное обеспечение деятельности подразделения, управлять и воспитывать низший по уровню военный состав [38, С.74- 76].

Отметим, что офицер и низшие по уровню военнослужащие являются единым целым в военной среде, и от профессионально важных качеств офицера зависит не только результат совместной деятельности, но и общая атмосфера в коллективе.

Благоприятная психологическая атмосфера в воинском коллективе способствует качественному выполнению задач в любых экстремальных условиях. И тот офицер, который это контролирует, добивается наилучших результатов. Такой офицер воспитывает в подразделении взаимоуважение, взаимовыручку в сочетании с высокой дисциплиной и делает воинский коллектив неуязвимым.

Для того чтобы офицер добивался высоких результатов в своей профессиональной деятельности, ему необходимо демонстрировать и развивать в себе способствующие этому профессионально важные качества. Отметим, что формировать их необходимо на самых ранних этапах профессионально ориентированного обучения, в частности, у воспитанников кадетских классов [42].

Особое место среди профессионально важных качеств офицера занимают лидерские качества, которые также должны быть сформированы у старшеклассников-кадетов к концу обучения. Развитием данных качеств занимаются офицеры-воспитатели кадетских классов и кадетских школ. При данной социально-педагогической поддержке становления лидерских качеств кадетов осуществляется развитие их личности и индивидуального самоопределения в воинском коллективе [11].

Р.Л. Кричевский выделяет следующие качества современного офицера-лидера: высокий профессионализм, ответственность и надежность, уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных, самостоятельность, способность к творческому решению задания, стремление к достижениям, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным [3, с.312].

Также отметим, что личностные характеристики офицера могут играть важную роль в ситуации экстремальных условий. Каждый военнослужащий должен рассчитывать на то, что служба не всегда может проходить в мирных условиях. От офицера в условиях боевых действий требуется огромная стрессоустойчивость, сочетание решительности с разумной осторожностью, а также умение моментально ориентироваться в сложных и опасных ситуациях. От того, насколько он проявит эти качества, будет зависеть жизнь - и его собственная, и бойцов [7, с.54].

Находясь в экстремальных условиях, офицер должен уметь не только оперативно принимать решения, но и руководить личным составом. В данных условиях офицер должен проявлять исполнительность, способность к межличностной коммуникации, товарищескую взаимопомощь, уверенность в своих силах, инициативу, упорство, настойчивость в решении поставленных задач, решительность, желание управлять личным составом и вести его за собой, чувство ответственности, честность, справедливость, смелость [3].

Это объясняется тем, что воинская служба, особенно в горячих точках, связана с повышенной опасностью и требует от офицера особых личностных качеств и свойств [42].

Выделим, что военная служба относится к тому виду профессиональной деятельности, который предъявляет к военнослужащему определенные требования, связанные с современным уровнем развития средств вооруженной борьбы, боевой и специальной техники, приемов и способов ведения боя. Офицер должен обладать определенными качествами личности, чтобы в современных условиях скоротечного боя эффективно выполнять поставленные перед ним задачи [22, С.51-52].

Важно значение в деятельности офицера имеют его законность, дисциплинированность, оптимальность, планомерность, стратегичность, коммуникативность, созидательность. Офицер со сформированными профессионально важными качествами не только более адаптирован к данной военной среде, но и приносит колоссальную пользу воинскому коллективу, в котором он выполняет свои служебные обязанности [42, с.125].

Отметим, что для успешного выполнения профессиональных обязанностей офицер должен демонстрировать авторитетность среди личного состава части и подразделения; конкретную заботу о личном составе, его интересах и проблемах; организаторские способности; доброжелательность и открытость; коммуникативность; ответственность; эмоциональную устойчивость, способность к саморегуляции; стремление и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию; способность к сопереживанию; настойчивость в достижении цели, терпимость, выдержку [8, с.79].

Однако, военно-профессиональная компетентность военнослужащего не сводится только к наличию сугубо функциональных качеств, а предполагает синтез всех духовных качеств личности, духовно-нравственных качеств. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества, государства и личности - есть в конечном итоге самое значимое, основное для военной службы. Патриотизм, государственность, верность служению Родине и народу, честь, ответственность, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания кадетов [22, с.56].

Опираясь на выше перечисленное, мы может говорить о том, что офицер способен выполнять свои служебные обязанности успешно при наличии соответствующих его деятельности качеств личности. Обладая определенными характеристиками личности, офицер способен брать на себя ответственность за принятие решения о необходимом для осуществления операций по удерживанию или защите территории количестве техники и людских ресурсов, осуществлять руководство и оказывать техническое и организационное содействие своим подчиненным, анализировать факты и коньюнктуру, чтобы предвидеть возможную опасность, принимать решения и отдавать приказы подчиненным, в рамках сложных операций принимать участие в различных акциях на местах [35, с.93].

При анализе конкретных выполняемых офицером профессиональных функций, отмечаются качества личности необходимые для реализации прямых полномочий офицера.

Во-первых, это общественно-государственные функции офицера. К ним относится последовательность воплощения в жизнь Указов Президента и Правительства РФ, организация и проведение общественно-государственной подготовки личного состава подразделения, осуществление политико- государственной направленности при организации и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий, воспитание бдительности подчиненных.

Для выполнения данных функций офицеру необходимо знание положения Конституции, постановления Правительства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, приказы и директивы министра внутренних дел и командующего по вопросам профессионального воспитания и обучения военнослужащих, современной международной военно-политической обстановки.

Рассматривая навыки и умения общественно-государственной подготовки офицера, необходимо выделить его способность разбираться в научной теории и руководствоваться ее положениями в практической деятельности, проводить работу по повышению боевой готовности подразделения, добиваться глубокого осознания личным составом государственной важности задач боевой службы, воспитывать у военнослужащих профессиональную бдительность, своевременно разоблачать замыслы, действия преступных элементов.

В связи с этим, к социально-политическим качествам офицера при выполнении им общественно-государственной функции относятся общая политическая культурность, преданность Родине, народу, правительству, верность военной присяге, патриотизм и интернационализм.

Во-вторых, следует рассмотреть служебно-боевые функции офицера, к которым относятся организация успешного выполнения служебно-боевых задач всеми видами войсковых нарядов, обеспечение постоянной боевой готовности подразделения, осуществление мероприятий по приведению подразделения в установленные степени боевой готовности, организация и выполнение повседневных служебно-боевых задач, а также при чрезвычайных обстоятельствах, в отрыве от мест дислокации, организация и осуществление основных способов действий в борьбе с преступными элементами.

В связи с осуществлением служебно-боевых функций офицеру необходимо обладать военно-специальными знаниями, к которым относятся требования общевоинских уставов и специальных уставов и руководящих документов, основы подготовки и действий подразделения в военное время.

При этом офицеру необходимо развивать навыки и умения служебно- боевой деятельности, в частности, проводить работу по обеспечению высокой боевой готовности подразделения, организовывать и руководить боевой службой всех видов нарядов, точно выполнять требования уставов, приказов по боевой службе, выполнять служебно-боевые задачи в мирное и военное время в отрыве от мест дислокаций.

Выполняя данные служебно-боевые функции, офицер должен демонстрировать военно-служебную компетентность, ответственность и самостоятельность, эмоционально-волевую устойчивость в экстремальных условиях, решительность, смелость, мужество, самообладание, работоспособность.

В-третьих, не менее важными являются военно-технические и хозяйственные функции офицера. Они основываются на поддержании офицером в состоянии боевой готовности вооружения и боевой техники, обеспечении грамотной их эксплуатации и хранении, заботе о продовольственном, материальном и техническом довольствии личного состава.

При осуществлении данной функции офицеру следует должным образом развивать и укреплять знания боевой техники и вооружения, имеющихся на вооружении в подразделении, знания боевого, технического, инженерного и тылового обеспечения подразделений, знания боевой техники и вооружения вероятного противника, преступных формирований. Также офицеру необходимо демонстрировать навыки стрельбы из всех видов оружия, имеющегося на вооружении подразделения, умение управлять всеми видами боевой техники и транспортными средствами, организовывать и проводить проверку боя стрелкового оружия.

В данном случае офицер должен проявлять любовь к технике и оружию, техническую эрудированность, аккуратность и точность, заботливость, внимательность и чуткость к просьбам подчиненных.

В-четвертых, обратимся к описанию военно-воспитательных функций офицера, которые отличаются от выше перечисленных функций способностью офицера изучать и анализировать поведение и действия подчиненных, целеустремленно, планомерно организовывать и проводить воспитательную работу со всеми категориями военнослужащих, воспитывать у личного состава преданность Родине, народу, у подчиненных верность Военной присяге, формировать у всех военнослужащих морально-боевые качества.

Для реализации военно-воспитательной функции офицеру следует знать сущность и закономерность военно-педагогического процесса в войсках, основные закономерности воинского, нравственного, правового, физического, экологического и эстетического воспитания подчиненных, сущность и систему методов и форм воспитательной работы в подразделении. Также ему необходимо уметь формулировать педагогические цели и задачи воспитательной работы в подразделении, планировать и организовывать проведение воспитательной работы в соответствии с требованиями жизни и боевой службы, проявлять творчество во взаимодействии с подчиненными.

Для реализации военно-воспитательной функции офицеру необходимо наличие таких качеств личности как педагогическая убежденность, требовательность, гуманность, доброта, порядочность, человечность, терпимость, справедливость [40, С.176-179].

В целом, офицер должен демонстрировать такие характеристики личности, которые будут обеспечивать успешность выполнения его профессиональной деятельности. Офицер должен уметь быстро организовывать себя и других на выполнение задания, демонстрировать силу воли, способность анализировать и сопоставлять факты, способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации, демонстрировать быстроту реакции, физическую выносливостью, высокую психическую и эмоциональную устойчивость, коммуникативные и организаторские способности. Также среди личностных качеств офицера выделяют порядочность, нравственность, организованность, наблюдательность, умение прогнозировать ситуацию, справедливость, инициативность [35, с.93].

Среди способностей, умений и навыков офицера важным является его адаптационный потенциал, который отражает адаптационные способности и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основными составляющими являются нервно-психическая устойчивость, поведенческая регуляция и моральная нормативность [16, с.95].

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что военная сфера позволяет реализовать себя человеку с конкретными, запрашиваемыми профессией, качествами личности. С целью структурирования множества указанных выше профессионально важных качеств было произведено их соотнесение с 16-ти факторной моделью личности, предложенной Р. Кеттеллом. Результаты соотнесения представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты соотнесения профессионально важных качеств личности офицера с 16-ти факторной моделью личности по Р. Кеттеллу

Качества личности офицера

Факторы структуры личности по Р. Кеттеллу

Коммуникабельность, общительность, доброта, готовность к сотрудничеству, доброжелательность, открытость

Фактор А: «Замкнутость - общительность»

Эрудированность, наблюдательность, умение прогнозировать ситуацию, умение ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, планомерность, стратегичность, способность к творческому решению задач

Фактор В: « Интеллект»

Эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность

Фактор С: «Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»

Умение влиять на других, инициативность  Ответственность, надежность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, честность

Фактор Е «Подчиненность - доминантность» Фактор G:«Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»

Смелость

Фактор Н: «Робость - смелость»

Терпимость

Фактор I: «Жесткость - чувствительность»

Уверенность в себе

Фактор О: «Спокойствие - тревожность»

Самостоятельность

Фактор Q2: «Конформизм - нонконформизм»

Настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, лидерские качества

Фактор Q3:«Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»


Подводя итог, следует отметить, что профессия офицера является в настоящее время довольно популярной и востребованной. Помимо специальных знаний, умений и навыков освоению профессии, успешной адаптации и самореализации в ней молодого человека, способствуют качества личности, соответствующие профессионально важным качествам личности офицера.

В результате проведенного анализа научной литературы теоретическое обоснование исследования особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, можно свести к следующим положениям: выбор профессии на этапе завершения обучения является значимым моментом в профессиональном самоопределении старшеклассников-кадетов, важную роль в котором играет личностный фактор. Соответствие качеств личности оптанта требованиям выбираемой профессии способствует успешному ее

освоению и последующему развитию в ней. Согласованность профессионального и личностного самоопределения делает выбор осмысленным, а перспективу самореализации в профессиональной деятельности реалистичной.

Подробное изучение профессии офицера, его деятельности позволяет выделить характеристики личности, необходимые человеку для успешного освоения данной профессии и самореализации в ней. Соотнесение выделенных характеристик с 16-ти факторной моделью личности, предложенной Р. Кеттеллом, дает возможность определить факторы структуры личности офицера, способного к выполнению профессиональных обязанностей на высоком уровне. Это такие факторы, как общительность, интеллект, эмоциональная стабильность, доминантность, высокая нормативность поведения, смелость, жесткость, спокойствие, нонконформизм, высокий самоконтроль.

Итоги проведенной работы позволили развить исходную гипотезу и предположить следующее: вероятнее всего, в личности старшеклассников- кадетов, выбирающих профессию офицера, в отличие от старшеклассников- кадетов, профессию офицера не выбирающих, будут более выражены коммуникабельность, общительность, открытость, доброжелательность, доброта, готовность к сотрудничеству, эрудированность, умение прогнозировать ситуацию, наблюдательность, умение ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, планомерность, стратегичность, способность к творческому решению задач, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность, умение влиять на других, инициативность, ответственность, надежность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, честность, смелость, терпимость, уверенность в себе, самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, лидерские качества.

Описанию организации и результатов эмпирической проверки высказанного предположения посвящено содержание второй главы работы.

2. Эмпирическое исследование особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

2.1 Организация и методы исследования

На основе теоретического анализа литературы была сформулирована эмпирическая гипотеза о том, что качества личности старшеклассников- кадетов, выбирающих профессию офицера, по наличию и степени выраженности отличаются от качеств личности старшеклассников-кадетов, профессию офицера не выбирающих. Предполагается, что у старшеклассников- кадетов, выбирающих профессию офицера, в больше мере представлены и более выражены качества личности, соответствующие профессионально важным качествам личности офицера.

Для проверки гипотезы предполагалось решить следующие задачи:

1.       Измерить уровень выраженности качеств личности у старшеклассников- кадетов, склонных к выбору профессии офицера, и у старшеклассников- кадетов, не выбирающих данную профессию.

2.   Выявить отличия по степени выраженности качеств личности старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, от старшеклассников-кадетов, профессию офицера не выбирающих.

4.       Составить рекомендации по результатам исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические: тестирование; статистические: проверки распределения на соответствие закону нормального распределения по критерию Колмогорова- Смирнова, оценки различий по критерию Манна-Уитни и t-критерию Стьюдента. При составлении рекомендаций применялись методы работы с литературными источниками: анализ, синтез, обобщение информации.

В эмпирическом исследовании использовался Многофакторный опросник личности Р. Кеттелла (16PF). Данная методика применяется для психодиагностики лиц с шестнадцатилетнего возраста. Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности, дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник позволяет выявить личностные черты, свойства, которые отражают относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. Данные, полученные в результате применения данной методики, переводятся в стандартные значения − стены. Значения, входящие в область от 0 до 3,5 стенов свидетельствует о низком уровне выраженности качеств личности; средний уровень выраженности качеств соотносится со значениями от 3,5 до 7,5 стенов, высокие значения входят в область от 7,5 до 10 стенов [34].

Эмпирическое исследование проводилось на базе БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», размещенной в городе Сокол, и МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова» города Вологды в 2015-2016 гг. Выборку составили 80 кадетов, из которых 36 старшеклассников-кадетов БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», 44 старшеклассника-кадета МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова».

В интересах исследования выборка была разделена на две группы. Критерием деления был ответ кадетов на вопрос, склонны ли они к выбору профессии офицера. В результате в первую группу вошли старшеклассники- кадеты, выбирающие профессию офицера, в количестве 48 человек, во вторую старшеклассники-кадеты, к выбору профессии офицера не склонные, в количестве 32 человек.

Методы статистической обработки данных: при математической обработке данных нами был использован критерий Колмогорова-Смирнова, который предназначен для сопоставления двух распределений эмпирического с теоретическим, например, равномерным или нормальным, а также одного эмпирического распределения с другим эмпирическим распределением. Критерий позволяет найти точку, в которой сумма накопленных расхождений между двумя распределениями является наибольшей и оценить достоверность этого расхождения. Критерий U Манна-Уитни был применен для оценки различий между двумя группами по уровню выраженности признака, количественно измеренного. С помощью данного критерия определена область перекрещивающихся значений между двумя выборками. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны [37].

Также нами был использован t-критерий Стьюдента, направленный на оценку различий величин средних двух выборок, которые соответствуют закону нормального распределения данных [10].

.2 Результаты исследования и их анализ

В эмпирическом исследовании приняли участие 80 старшеклассников- кадетов, из которых 36 старшеклассников-кадетов БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», 44 старшеклассника- кадета МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова».

Объединить две группы в одну нам позволили результаты анализа образовательных программ для 10-11 классов данных школ. Для кадетов- старшеклассников учебный план определяет 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года для десятых и одиннадцатых классов составляет не менее 34 учебных недель. Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при шестидневной учебной неделе в десятом и одиннадцатом классе составляет 37 часов. Учебные занятия проходят с первой смены, продолжительность урока составляет 45 минут. Учебный план включает в себя такие обязательные предметы как «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». Также старшеклассникам-кадетам преподают дисциплины под названиями «Мир художественной культуры» и «Основы военного дела».

Помимо основных учебных предметов со старшеклассниками-кадетами проводится внеурочная деятельность, направленная на формирование и укрепление физического здоровья. К данному направлению воспитания старшеклассников-кадетов относится рукопашный бой по 2,5 часа в неделю и 85 часов по всему учебному курсу. Также к данному направлению воспитания относится строевая подготовка, данный курс рассчитан на один год, который включает в себя 144 часа, и проводится по 2 часа 2 раза в неделю. К военно-патриотическому воспитанию старшеклассников-кадетов относится открытие и посещение в данных школах музеев, которое имеет цель изучения, охраны и пропаганды памятников военной истории и культуры Вологодской области. Также старшеклассники-кадеты ежегодно участвуют в парадах, посвященных победе советского народа в Великой Отечественной войне. Для кадетов организуют встречи с ветеранами войны, военной службы, участниками боевых действий. Помимо этого старшеклассники-кадеты по 2 часа в неделю посещают кадетский хор, который имеет общую продолжительность 68 часов по всему курсу.

Старшеклассники-кадеты ежегодно участвуют в военно-полевых сборах, целью которых является закрепление знаний по военной подготовке и отработка практических навыков по следующим направлениям: общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, тактическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка, основы выживания [15; 26].

Отметим, что старшеклассники-кадеты носят особую форму одежды, которая имеет повседневный и парадный вид. Также в данных школах существует особый распорядок дня, в который включено утреннее построение и развод кадетов на занятия, широко используются особые ритуалы в общении в стенах школ, которые приняты в военной среде [15; 26].

Далее перед нами стояла задача выделить внутри выборки две группы: группу старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, и группу старшеклассников-кадетов, не выбирающих данную профессию. Критерием деления на группы был ответ старшеклассников-кадетов на вопрос, склонны ли они к выбору профессии офицера.

Далее мы перешли непосредственно к проверке гипотезы.

Уточнение особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, предполагало детализацию поставленных ранее задач эмпирического исследования и сведение их к следующим действиям:

1.    Описать характеристики старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера посредством:

а) определения степени выраженности качеств личности по каждой из шкал опросника;

б) проверки соответствия распределения данных закону нормального распределения.

2.    Описать характеристики личности старшеклассников-кадетов, не склонных к выбору профессии офицера, посредством:

а) определения степени выраженности качеств личности по каждой из шкал опросника;

б) проверки соответствие распределения данных нормальному распределению.

3.   Сравнить между собой показатели и выявить особенности личности старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, в отличие от старшеклассников-кадетов, не склонных к данному выбору.

Далее мы перешли непосредственно к выполнению спланированных действий.

Во-первых, нами была уточнена степень выраженности качеств личности по каждой из шкал опросника в группе старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера. Обобщенные результаты диагностики размещены в таблице 2.

Таблица 2 Средние значения показателей выраженности признака по каждой из шкал опросника в группе старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера

Название шкалы опросника

Среднее значение по шкалам, выраженное в стенах

Фактор А: «Замкнутость - общительность»

8,83

Фактор В: «Интеллект»

5,92

Фактор С: «Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»

8,35

Фактор Е: «Подчиненность - доминантность»

6,94

Фактор F: «Сдержанность - экспрессивность»

7,00

Фактор G: «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»

8,71

Фактор Н: «Робость - смелость»

8,73

Фактор I: « Жесткость - чувствительность»

4,96

Фактор L: «Доверчивость - подозрительность»

5,71

Фактор М: «Практичность - мечтательность»

6,40

Фактор N: «Прямолинейность - дипломатичность»

4,98

Фактор О: « Спокойствие - тревожность»

6,31

Фактор Q1: « Консерватизм - радикализм»

5,98

Фактор Q2: «Конформизм - нонконформизм»

6,35

Фактор Q3: «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

7,83

Фактор Q4: «Расслабленность - напряженность»

5,27


Из данной таблицы мы видим, что в группе старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, низких показателей (от 0 до 3,5 стенов) по факторам опросника обнаружено не было. Значения по шкалам В, Е, F, I, L, M, N, O, Q1, Q2, Q4, соответствуют средним значениям показателей выраженности признака (от 3,5 до 7,5 стенов). Это может говорить о наличии у старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, среднего уровня вербальной культуры и эрудиции, способности как доминировать, так и подчиняться другим людям в выполняемой деятельности. Также для респондентов данной группы свойственна рассудительность, отмечается чувство собственного достоинства, устойчивость собственных взглядов, уверенность в себе. Для кадетов, вошедших в состав группы, характерно успешное взаимодействие с другими людьми, в ходе которого могут проявляться уравновешенность, прямота, практичность и рациональность.

Высокие показатели выраженности признака (от 7,5 до 10 стенов) обнаружены по факторам А, С, G, H, Q3. Это может говорить о том, что старшеклассники-кадеты, выбирающие профессию офицера, являются общительными, открытыми людьми, ответственно подходящими к принятию решений. В экстремальных условиях они способны проявлять смелость, эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость. Помимо этого отмечается повышенная аккуратность в выполняемой деятельности, дисциплинированность. Среди своего окружения являются авторитетной личностью, проявляющей лидерские качества.

Далее, в ходе проверки соответствия эмпирического распределения данных закону нормального распределения, мы обнаружили, что распределение данных в группе старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, по факторам А, С, G, H, Q2 не подчиняется закону нормального распределения, а по факторам В, Е, F, I, L, M, N, O, Q1, Q3, Q4 подчиняется закону нормального распределения. Результаты проверки представлены в приложении.         выпускник кадетский офицер старшеклассник

Во-вторых, нами была уточнена степень выраженности качеств личности по каждой из шкал опросника в группе старшеклассников-кадетов, не склонных к выбору профессии офицера. Обобщенные результаты диагностики размещены в таблице 3.

Таблица 3 Средние значения показателей выраженности признака по каждой из шкал опросника в группе старшеклассников-кадетов, не склонных к выбору профессии офицера

Название шкалы опросника

Среднее значение по шкалам, выраженное в стенах

 

Фактор А: «Замкнутость - общительность»

6,03

 

Фактор В: «Интеллект»

Фактор С: «Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»

5,59

Фактор Е: «Подчиненность - доминантность»

6,94

Фактор F: «Сдержанность - экспрессивность»

6,66

Фактор G: «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»

5,06

Фактор Н: «Робость - смелость»

4,59

Фактор I: «Жесткость - чувствительность»

4,97

Фактор L: «Доверчивость - подозрительность»

5,22

Фактор М: «Практичность - мечтательность»

5,81

Фактор N: «Прямолинейность - дипломатичность»

5,03

Фактор О: «Спокойствие - тревожность»

6,09

Фактор Q1: «Консерватизм - радикализм»

5,25

Фактор Q2: «Конформизм - нонконформизм»

6,00

Фактор Q3: «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

5,66

Фактор Q4: «Расслабленность - напряженность»

4,88


Из данной таблицы мы видим, что в группе старшеклассников-кадетов, не выбирающих профессию офицера, не были обнаружены ни высокие (от 7,5 до 10 стенов), ни низкие показатели (от 0 до 3,5 стенов) по факторам. Значения по всем шкалам соответствуют средним значениям показателей выраженности признака (от 3,5 до 7,5 стенов). В целом, это может говорить о том, что старшеклассники-кадеты способны взаимодействовать с другими людьми, не проявляя при этом лидерских способностей, но демонстрируя доброжелательность, скромность, тактичность и деликатность по отношению к окружающим. Кадеты открыты в проявлении своих эмоций, им свойственна средняя степень эмоциональной устойчивости при попадании в нестандартные, экстремальные условия. Старшеклассники-кадеты проявляют практичность и расчетливость, в большей степени придерживаются собственных взглядов, иногда сомневаясь в своих возможностях.

Результаты диагностики по каждой из шкал опросника представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Средние значения показателей выраженности признака по шкалам опросника в группе старшеклассников-кадетов, не выбирающих профессию офицера.

Данный рисунок позволяет в наглядной форме соотнести показатели средних значений по каждому из факторов, представленных в опроснике, в группе старшеклассников-кадетов, не выбирающих профессию офицера.

Далее, в ходе проверки соответствия эмпирического распределения данных закону нормального распределения, мы уточнили, что распределение данных в группе старшеклассников-кадетов, не выбирающих профессию офицера, по всем факторам подчиняется закону нормального распределения. Результаты проверки представлены в приложении.

В-третьих, мы соотнесли показатели средних значений выраженности признака по обеим группам. Данные представлены на рисунке 2.

Из данного рисунка мы видим, что между группами имеются наиболее выраженные различия в средних значениях показателей выраженности признака по факторам А, С, G, H, Q3. Более высокие показатели по данным факторам обнаружены у старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера.

Рисунок 2 Средние значения показателей выраженности признака по шкалам опросника в обеих группах

При соотнесении результатов проверки на соответствие эмпирического распределения данных закону нормального распределения нами было установлено, что распределение данных по каждой из групп испытуемых не подчиняется закону нормального распределения по факторам А, С, G, H, Q2. На основании этого для сравнения между собой показателей двух групп по данным шкалам нами был применен критерий U Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя группами по уровню выраженности значений по каждой из шкал опросника. При сравнении данных нами были обнаружены статистически значимые различия по факторам А, С, G (при р≤ 0,05). Результаты сравнения представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты сравнения данных с помощью критерия U Манна-Уитни для двух групп


Фактор А

Фактор С

Фактор G

Фактор H

Фактор Q2

Статистика U Манна-Уитни

57,000

24,500

27,500

2,000

668,500

Статистика W Уилкоксона

585,000

552,500

555,500

530,000

1196,500

Z

-7,101

-7,435

-7,388

-7,615

-1,002

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

,000

,000

,000

,000

,317

Примечание Фактор А: «замкнутость - общительность»; фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»; фактор G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения»; фактор Н: «робость - смелость»; фактор Q2: «конформизм - нонконформизм».


Таблица 5 Результаты сравнения данных с помощью t-критерия Стьюдента для двух групп

Наименование фактора

t-критерий Стьюдента (асимпт. знч)

Фактор В: «Интеллект»

,866

Фактор Е: «Подчиненность - доминантность»

1,000

Фактор F: «Сдержанность - экспрессивность»

,315

Фактор I: «Жесткость - чувствительность»

,979

Фактор L: « Доверчивость - подозрительность»

,147

Фактор М: «Практичность - мечтательность»

,090

Фактор N: «Прямолинейность - диплома 37

,875

Фактор О: «Спокойствие - тревожность»

,414

Фактор Q1: «Консерватизм - радикализм»

,064

Фактор Q3: «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

,000

Фактор Q4: « Расслабленность - напряженность»

,249


В результате применения критерия U Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента были обнаружены статистически значимые различия показателей выраженности признака между группами старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, и старшеклассников-кадетов, профессию офицера не выбирающих, по факторам А, С, G, H, Q3. Это подтверждает гипотезу о том, что у старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера, более выражены такие качества личности как коммуникабельность, общительность, открытость, доброжелательность, доброта, готовность к сотрудничеству, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность, ответственность, надежность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, честность, смелость, настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, лидерские качества.

Не обнаружены статистически значимые различия по факторам интеллект, доминантность, жесткость, спокойствие, нонконформизм. Это свидетельствует о том, что различия в степени выраженности качеств личности, относящихся к указанным факторам, у старшеклассников-кадетов обеих групп не являются выраженными. Данные профессионально важные качества личности могут быть сформированы на этапе обучения в высших военных учебных заведениях у тех старшеклассников-кадетов, которые выбирают профессию офицера.

По итогам эмпирического исследования можно говорить о том, что группа старшеклассников-кадетов, склонных к выбору профессии офицера, отличается от группы старшеклассников-кадетов, не выбирающих данную профессию, по наличию и степени выраженности определенных качеств личности.

При сравнении показателей выраженности признака между группами старшеклассников-кадетов обнаружены статистически значимые различия по факторам А, С, G, H, Q3. Данные различия свидетельствуют о том, что старшеклассники-кадеты, выбирающие профессию офицера, в большей мере, чем старшеклассники-кадеты, профессию офицера не выбирающие, обладают такими качествами личности как коммуникабельность, общительность, открытость, доброжелательность, доброта, готовность к сотрудничеству, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность, ответственность, надежность, настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, смелость, лидерские качества.

Различий обнаружено не было по таким качествам как эрудированность, наблюдательность, умение прогнозировать ситуацию, умение ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, планомерность, стратегичность, способность к творческому решению задач, умение влиять на других, инициативность, терпимость, уверенность в себе, самостоятельность.

Заключение

Данная работа посвящена проблеме профессионального самоопределения старшеклассников, а именно, изучению факторов выбора профессии старшеклассниками-кадетами. В связи с этим на базе БОУ ВО «Вологодской кадетской школы-интерната имени Белозерского полка», размещенной в городе Сокол, и МОУ «СОШ № 15 имени дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова» города Вологды было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера.

На основании результатов проведенной работы сформулированы следующие выводы:

1.     Выбор профессии является одним из ключевых моментов профессионального самоопределения старшеклассников на этапе завершения обучения в школе. На данный выбор, наряду со множеством других, большое влияние оказывает личностный фактор. Согласованность профессионального и личностного самоопределения обусловливает степень удовлетворенности совершаемым и совершенным выбором, а также возможность самореализации человека в выбранной профессии. Соответствие характеристик личности оптанта требованиям, которые предъявляет профессия к качествам личности, обеспечивает успешность в освоении выбираемой профессии и возможность реализовать себя в ней.

2.  В профессии офицера востребованы такие профессионально важные качества личности как коммуникабельность, общительность, открытость, доброжелательность, доброта, готовность к сотрудничеству, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность, ответственность, надежность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, честность, смелость, настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, лидерские качества, эрудированность, наблюдательность, умение прогнозировать ситуацию, умение ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, планомерность, стратегичность, способность к творческому решению задач, умение влиять на других, инициативность, терпимость, уверенность в себе, самостоятельность.

2 .Старшеклассникам-кадетам, выбирающим профессию офицера, в умеренной степени свойственны доминантность, жесткость, спокойствие, нонконформизм. Они способны как доминировать, так и подчиняться другим людям, в меру рассудительны, обладают чувством собственного достоинства, устойчивы во взглядах, уверены в себе. Для кадетов характерно успешное взаимодействие с другими людьми, в ходе которого проявляется их уравновешенность, прямота, самостоятельность и практичность.

Старшеклассники-кадеты, выбирающие профессию офицера, в высокой степени общительны, эмоционально стабильны, отличаются высокой нормативностью поведения, смелостью, высоким самоконтролем. Они являются открытыми к общению людьми, ответственно подходят к принятию решений. В экстремальных условиях кадеты способны проявлять смелость, эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость. Помимо этого, у них отмечается повышенная аккуратность в выполняемой деятельности, дисциплинированность. Среди своего окружения имеют авторитет, проявляют лидерские качества.

В целом, старшеклассникам-кадетам, выбирающим профессию офицера, в отличие от старшеклассников-кадетов, к данному выбору не склонных, свойственны такие качества личности как коммуникабельность, общительность, открытость, доброжелательность, доброта, готовность к сотрудничеству, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, выдержанность, ответственность, надежность, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга, честность, смелость, настойчивость в решении поставленных задач, упорство, решительность, лидерские качества

Полученные результаты эмпирического исследования позволили сформулировать рекомендации специалистам психологической службы

образовательных организаций, в которых открыты кадетские классы, педагогическому составу и родителям кадетов.

Во-первых, это проведение психологом работы с самими кадетами, в рамках следующих направлений:

-    просвещение, а именно, проведение лекций, бесед с кадетами о специфике деятельности офицера, уточнение необходимых профессионально важных качеств для четкого представления о деятельности офицера;

-     диагностика, а именно, выявление уровня сформированности профессионально важных качеств у кадетов на разных этапах обучения. Необходимо учитывать, что формирование профессионально важных качеств офицера у кадетов следует начинать с момента поступления в кадетские классы;

-     развивающая работа, а именно, проведение тренинговых занятий с группами кадетов по формированию профессионально важных качеств офицера. Тренинговые занятия могут быть направлены на формирование стрессоустойчивости, уверенности в себе, умению устанавливать межличностные контакты и т.д. А также обучение кадетов технике «Я- сообщение» и технике эмпатийного слушания, с целью формирования у кадетов навыков конструктивного общения с окружающими и развития таких качеств личности как эмпатия, выдержка, умение влиять на других, терпимость и т.д.;

-   консультирование кадетов по вопросу выбора профессии офицера в рамках профориентационной работы с учетом сопоставления их качеств личности с профессионально важными качествами офицера разной направленности военной службы.

Во-вторых, это проведение психологом работы с педагогическим составом, в рамках следующих направлений:

-  просвещение, а именно, проведение лекций, бесед о специфике периода профессионального самоопределения кадетов;

-        диагностика, а именно, определение уровня психологической готовности офицеров-воспитателей к созданию условий профессионально ориентированного личностного развития кадетов;

-    развивающая работа, а именно, обучение офицеров-воспитателей методам коррекционно-развивающей работы в рамках формирования направленности на получение кадетами профессии офицера. Например, обучение методу «Сочинение историй» по соответствующей цели воздействия теме, а также обучение методу «Дискуссия» на определенную тему, соответствующую цели воздействия;

-  консультирование о способах формирования профессионально важных качеств у кадетов, к которым могут относится встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими участниками боевых действий, военно- полевые сборы и т.д.

В-третьих, это проведение психологом работы с родителями кадетов, в рамках следующих направлений:

-  просвещение, а именно, проведение лекций, бесед о специфике периода профессионального самоопределения кадетов;

-  диагностика, а именно, выявление уровня направленности родителей на получение их ребенком профессии офицера посредством анкетирования или в ходе индивидуальной беседы;

-    развивающая работа, а именно, повышение уровня готовности родителей на получение их детьми профессии офицера с помощью совместной организации их деятельности, например, приглашение родителей на военно- патриотические мероприятия, проводимые в стенах школы;

-  консультирование родителей по вопросам поддержки кадетов на этапе профессионального самоопределения с целью успешного выбора профессии.

Подводя итоги исследования, подчеркнем его практическую значимость, а именно: рекомендации, в основе которых результаты исследования и выводы по ним, могут быть учтены психологом при составлении программ профориентационной работы с кадетами. Это, в свою очередь, может способствовать формированию личностных профессионально важных качеств офицера у кадетов на разных этапах обучения, а также формированию направленности у кадетов на получение профессии офицера с момента их поступления в кадетские классы.

Список использованных источников

1.      Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 624с.

2.       Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт Петербург: Питер, 2011. 455 с.

3.       Вальков, А. В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза [Электронный ресурс] / А. В. Вальков // Научные статьи: сайт. Режим доступа: #"894976.files/image001.gif">18 с.

6.       Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова.- Москва: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

7.       Грецов, А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. - Санкт Петербург: Питер, 2009. - 61 с.

8.       Григоров, С. Ю. Профессионально-личностные качества как показатель профессиональной компетентности офицера-воспитателя [Электронный ресурс] / С. Ю. Григоров, В. Б. Лукин, С. Н. Ставицкий // Научные статьи: сайт. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.v- itc.ru%2Finvestregion%2F2013%2F04%2Fpdf%2F2013-04-16.pdf&name=2013-04- 16.pdf&lang=ru&c=572f06145b77&page=1.

9.       Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. - Санкт Петербург: Питер, 2002. 672с.

10.     Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. Москва: Флинта, 2003. - 336 с.

11.    Ермолов, Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадетов содержание [Электронный ресурс] / Е. М. Ермолов // Научные статьи: сайт. - Режим доступа: #"894976.files/image001.gif">Режим доступа: #"894976.files/image001.gif">Москва: Вако, 2005. 288 с.

33.     Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие / Н.С. Пряжников. Москва: Институт практической психологии, 1997. 352 с.

34.   Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.

35.   Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. Санкт Петербург: Питер, 2003. 464 с.

36.    Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. - Москва: ТАНДЕМ, 2000. 384с.

38.    Тенитилов, С. В. Основные проблемы профессиональной подготовки офицеров в вузах министерства обороны России [Электронный ресурс] / С. В. Тенитилов // Научные статьи: сайт. Режим доступа: #"894976.files/image005.gif">320 с.

42.    Шадрин, А. С. Особенности формирования профессионально-деловых качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза [Электронный ресурс] / А. С. Шадрин // Научные статьи: сайт. - Режим доступа: #"894976.files/image006.gif">

Приложение 3

Распределение данных в группе старшеклассников-кадетов, не выбирающих профессию офицера

Похожие работы на - Особенности личности старшеклассников-кадетов, выбирающих профессию офицера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!