К внешнеполитическим приоритетам Центра можно отнести способствование формированию положительного образа России за рубежом посредством задействования рычагов мягкой силы - распространения положительного общественного мнения о российском высшем образовании за пределами государства.
В соответствии с обозначенными задачами Национальный центр выстраивает свою профессиональную деятельность.
Процедура осуществления аккредитации Нацаккредцентром соответствует действующему российскому законодательству и требованиям Национального совета, включая установленные в Порядке проведения этапы. Стандарты проведения профессионально-общественной аккредитации Нацаккредцентром ориентированы на европейские стандарты Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area и «Дублинские дескрипторы», одобренные и рекомендованные к внедрению в европейские национальные системы качества образования.
Вместе с тем, Нацаккредцентр имеет собственные стандарты и критерии проведения профессионально-общественной аккредитации.
Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК)
Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры является независимой профессионально-экспертной организацией в области оценки качества образовательных программ. Агентство существует с 2005 года и зарекомендовало себя как объективная, независимая и компетентная организация.
Среди основных направлений деятельности выделяются проведение общественной, профессионально-общественной, международной аккредитации образовательных программ, независимая оценка качества образования, сертификация систем менеджмента в области качества образования, организация повышения квалификации.
АККОРК тесно взаимодействует с профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей при вынесении решения о профессионально-общественной аккредитации.
Свою деятельность АККОРК осуществляет в соответствии с базовыми принципами, сформулированными по результатам проведенной работы [Официальный сайт Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры: Электронный ресурс. - Режим доступа: #"justify">. Честность и независимость. При проведении экспертизы качества Агентство честно и объективно интерпретирует полученные данные, вынося независимую оценку результатов.
. Конфиденциальность. Вся информация, получаемая АККОРК от образовательных организаций, закрыта и используется только во внутреннем информационном пространстве Агентства.
. Действенность и результативность. По результатам проведения экспертизы АККОРК не только готовит итоговый отчет, но и представляет рекомендательное заключение для образовательных организаций с целью совершенствования внутренней политики вуза и корректирования вектора стратегического развития.
. Ответственность. Эксперты АККОРК добросовестно и ответственно выполняют свои функции. Все результаты деятельности Агентства представлены на сайте в открытом доступе.
. Признание разнородности и автономности образовательных организаций высшего образования РФ.
. Поддержка общественного партнерства. Агентство взаимодействует с разными общественными акторами и привлекает к процессу оценки качества всех заинтересованных лиц из числа студентов, профессорско-преподавательского состава, представителей профессионального сообщества, общественных организаций, работодателей.
Как и Нацаккредцентр, АККОРК имеет свои стандарты проведения оценки качества.
Ассоциация классических университетов России (АКУР)
Ассоциация классических университетов России является некоммерческим объединением, созданным в 2001 году с целью взаимодействия и сотрудничества классических университетов по вопросам модернизации системы образования и совершенствования качества высшего образования. Ассоциация была учреждена согласно решению 24-х университетов Российской Федерации, впоследствии в нее вступили еще 23 образовательных организации высшего образования.
В своей деятельности АКУР опирается на актуальные мировые тенденции в области образования и приоритетные направления образовательной политики, выделенные и обозначенные Правительством Российской Федерации и Министерством образования и науки. Работа Ассоциации направлена на создание и сохранение единого российского образовательного пространства с сильными традициями университетского классического образования [Официальный сайт Ассоциации классических университетов России: Электронный ресурс. - Режим доступа: #"justify">Кроме того, одним из последних и актуальных направлений деятельности АКУР является разработка механизма и проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ классического университетского профиля. Важно отметить, что аккредитационные экспертизы данных программ направлены на повышение качества образования в классических университетах России. АКУР имеет свой список экспертов, представляющих укрупненные группы направлений подготовки и специальностей, характерные для классических вузов России. Если процедура проведения аккредитации АКУР мало отличается от вышеописанной, то аккредитационные стандарты Ассоциации значительно глубже, чем у других подобных организаций. Особое внимание эксперты обращают на подходы и методы в обучении, учебно-методическое обеспечение образовательной программы, менеджмент организации учебного процесса и система обеспечения качества.
Поскольку проведение профессионально-общественной аккредитации является новым направлением деятельности Ассоциации, на данный момент реестр аккредитованных АКУР образовательных программ включает порядка 10 наименований.
Ассоциация инженерного образования России (АИОР)
В 2003 г. Ассоциация инженерного образования России выполнила первую «пилотную» профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ с использованием новых показателей и критериев в ряде ведущих российских университетов технической направленности.
В соответствии с утвержденной процедурой была проведена подготовка вузов к аккредитации, разработаны необходимые материалы и критерии для проведения предварительного самообследования образовательной программы. Комиссии экспертов-аудиторов формировались из представителей профессионального и академического сообществ, проводилась специальная подготовка и обучение экспертов. АИОР было создано специальное руководство для экспертов по проведению аккредитации образовательных программ, формы итоговой отчетности. Для участия в «пилотной» аккредитации в качестве наблюдателей АИОР были приглашены представители соответствующих аккредитующих организаций стран-участниц Вашингтонского соглашения: Accreditation Board for Engineering and Technology (США), The Institution of Engineers Australia (Австралия), Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Engineering Council of South Africa (ЮАР), а также Министерство образования и науки РФ.
В результате была проведена профессионально-общественная аккредитация 12 образовательных программ направлений подготовки в области техники и технологий (уровень бакалавриата) в шести университетах страны.
Аккредитацию образовательных программ АИОР проводит согласно разработанной системе стандартов и критериев, коррелирующей с международными стандартами качества.
Образовательная программа может быть аккредитована АИОР только при условии ее соответствия всем представленным критериям. Перечень критериев профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий включает:
. Цели программы и результаты обучения.
. Содержание программы.
. Организация учебного процесса.
. Преподаватели/профессорско-преподавательский состав.
. Подготовка к профессиональной деятельности.
. Ресурсы программы.
. Выпускники.
Данные критерии и процедура аккредитации были разработаны с учетом мирового опыта оценки качества технического и инженерного образования и согласованы с международными стандартами EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и IEA Graduate Attributes and Professional Competencies.
Ассоциация юристов России
Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации юристов России является повышение качества юридического образования, в том числе посредством проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций юридического профиля.
В Президентом Российской Федерации был издан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Указ предусматривал повышение качества образовательных программ высшего образования, усиление контроля за деятельностью образовательных организаций, готовящих кадры в области юриспруденции.
Деятельность Ассоциации юристов России направлена на разработку и внедрение механизма профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку юристов.
Организаторами данной процедуры являются АЮР, Ассоциация юридического образования (АЮРО) и Учебно-методическое объединение по направлению подготовки Юриспруденция (УМО).
На сегодняшний день аккредитовано более 100 образовательных программ высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки «Юриспруденция» (по разным уровням образования).
Рассмотрев различные типы аккредитующих организаций, мы решили проанализировать разные подходы к процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации и сравнить критерии оценки образовательных программ, выделяемые указанными аккредитующими организациями.
3. Анализ критериев профессионально-общественной аккредитации
С целью содействия процессу интеграции российской системы проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ (специальностей) в мировую систему оценки качества образования, аккредитующие организации собственные стандарты профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов, приводят в соответствие с критериями, выделенными европейской компанией ECA (The European Consortium for Accreditation in Higher Education).
Разные аккредитующие организации имеют различные системы оценки качества, включающие ряд стандартов качества и критериев оценки, которые проверяются в ходе проведения процедуры аккредитации. Количество и формулировки показателей и стандартов могут различаться у профессиональных организаций, но в целом все опираются на общие реперные точки, позволяющие составить после проведения процедуры аккредитационной экспертизы целостную картинку по оцениваемой образовательной программе. Кроме того, организации используют сходные методы оценки, включающие анализ самообследования образовательной организации, мониторинг электронных ресурсов вуза, изучение документации образовательной программы, интервьюирование субъектов образовательной деятельности (преподавателей и студентов) и работодателей, анкетирование обучающихся, посещение и анализ учебных занятий и др.
Принципиально важным моментом для экспертов, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, является изучение содержательной составляющей подготовки по образовательной программе. Оценивается не только наличие у вуза соответствующих условий реализации образовательной деятельности и готовой документации, а уровень подготовки и степень освоения профессиональных компетенций, необходимых выпускникам в практической деятельности.
В результате рассмотрения процедурных документов и детального анализа критериальных показателей вышеуказанных организаций и аккредитаторов, выделенных и закрепленных в реестре Национального совета при Президенте РФ, согласно данным мониторинга профессионально-общественной аккредитации [69], мы пришли к следующим выводам.
Несмотря на отличающийся набор стандартов и показателей оценки качества у разных аккредитующих организаций, все ориентируются на общие инвариантные точки, которые необходимо проанализировать и оценить. Общий набор критериев включает в себя следующие пункты.
1. Цели программы и миссия
Каждая образовательная программа, по которой реализуется подготовка выпускников, должна иметь ясные, четко сформулированные цели и задачи, обозначенные в тексте программы и доступные для ознакомления целевой аудитории потребителей (сайт образовательной организации, страница программы / направления подготовки). Цель программы должна коррелироваться с миссией вуза и соответствовать запросам потребителей данной программы. Кроме того, при формулировании целевых установок разработчикам программы необходимо проектировать и определять методы достижения поставленной цели и ее возможной корректировки, механизмы оценки сформированности компетенций, необходимых для освоения, и степени их освоения.
Цели программы всегда должны соотноситься с ее результатами - уровнем подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. В силу этого, участие работодателей в проектировании и реализации образовательной программы является обязательным условием профессионально-общественной аккредитации.
Если определять степень важности и значимости критериев оценки образовательных программ, то данный стандарт (критерий) будет являться наиболее важным и высоко оцениваемым, наряду с последним - результатами обучения, качеством подготовки выпускников и их трудоустройством.
2. Содержание образовательной программы
Должно соответствовать положениям актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов (сходство с требованиями государственной аккредитации) и соотноситься с требованиями заказчиков и потребителей программы, условиями современного рынка труда. Профессиональная заточенность под работодателя обеспечит практиконаправленность обучения и в дальнейшем позволит выпускникам найти удачное место работы.
Общие требования к структуре и объему программы представлены в нормативно-правовых документах:
ФГОС ВО по направлениям подготовки;
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (Приказ Минобрнауки России № 594 от 28.05.2014);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России № 1367 от 19.12.2013);
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России № 1147 от 14.11.2015);
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (Приказ Минобрнауки России № 1383 от 27.11.2015);
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России № 636 от 29.06.2015).
Образовательная программа должна содержать разработанные карты универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (паспорта компетенций); учебный план; календарный учебный график; полные рабочие программы дисциплин, курсов (модулей); формы аттестации и оценочные и методические материалы (фонд оценочных средств); соответствующие условия образовательной деятельности; четко определенные результаты обучения, соответствующие целям программы.
3. Профессорско-преподавательский состав
Для успешной реализации образовательной программы необходим соответствующий кадровый состав, к которому относится административный персонал, преподавательский штат и обслуживающий персонал программы.
Важно отметить, что профессорско-преподавательский состав (ППС) должен участвовать во всех видах работы, предусмотренных образовательной программой: учебная, научная, методическая, внеучебная. Кроме того, современные требования ФГОС ВО предусматривают наличие на программе практикующих работодателей, которые имеют преподавательскую нагрузку, реализуют программы практик обучающихся и активно задействованы в проведении итоговой государственной аттестации. В рамках программы должны существовать оценочные процедуры повышения системы качества образования.
Подготовка и квалификация всех преподавателей должны соответствовать их должностям. Уровень квалификации может подтверждаться профильным базовым образованием, дополнительным образованием (повышение квалификации, стажировки в профессиональных организациях, других отечественных и зарубежных вузах), опытом работы в профессиональной сфере, участием в грантовых конкурсах и др.
Конкретные требования к ППС закреплены в ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки.
4. Обучающиеся
Можно сказать, что студенты являются основной целью реализации образовательной программы. Как субъекты обучения они формируют основные показатели оценки качества подготовки по образовательной программе. Кроме результатов освоения компетенций, в данный критерий включаются процедуры приема абитуриентов, мониторинг студенческих достижений в учебной, научной и творческой деятельности.
Важным пунктом в оценке стандарта можно выделить наличие / отсутствие возможностей, которые предоставляет программа для студентов дополнительно к образовательным услугам: культурные, спортивные мероприятия, общественная деятельность, дополнительное образование, студенческое самоуправление, саморазвитие, материально-технические условия.
5. Ресурсы программы
Достижение поставленных целей образовательной программы невозможно без наличия необходимых ресурсов в достаточном объеме. К ресурсной базе относятся финансовые, технологические, информационные ресурсы.
Технологическая составляющая программы включает учебные аудитории, исследовательские лаборатории, необходимые материалы, техническое оборудование и пр.
Важную роль в организации деятельности образовательной программы играют библиотека и информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью современной мобильной действительности. Для студентов и преподавателей необходимо предоставить оборудованные компьютерные классы с доступом к информационным ресурсам (сеть Интернет, электронные библиотеки, внутренняя образовательная среда вуза как обязательный критерий). Доступность и востребованность данных кабинетов отслеживаются руководством образовательной программы.
Выделенный стандарт подразумевает прозрачность механизмов планирования и распределения финансовых ресурсов программы.
Отдельный показатель, обязательный для выполнения образовательными организациями в соответствии с действующим законодательством, обеспечение доступной среды лицам с ограниченными возможностями.
Значимым фактором в оценке образовательной программы является наличие в вузе (соответствующем структурном подразделении) системы менеджмента качества.
Политика образовательной организации в этой сфере должна выстраиваться в соответствии со стратегическим развитием вуза и удовлетворять потребностям всех участников образовательного процесса.
6. Выпускники и трудоустройство
Необходимым условием для современной образовательной организации является постоянный мониторинг востребованности выпускников на рынке труда и сопровождение их карьерного и профессионального роста, обеспечение траектории непрерывного образования и повышения квалификации выпускников образовательных программ организации. Полученные данные должны использоваться руководством программы для совершенствования процесса образовательной деятельности и повышения эффективности и качества образования.
Кроме того, немаловажным показателем успешной реализации программы экспертами выделяется тесное взаимодействие вуза с работодателями в процессе планирования образовательной программы, ее модернизации, в создании совместных проектов и социальных акций.
Таким образом, данный набор критериев определяет общую схему анализа образовательной программы в процессе проведения профессионально-общественной аккредитации.
Сравнительный анализ критериев разных аккредитующих организаций
Выделив основные реперные точки, на которые опираются эксперты в процессе проведения профессионально-общественной аккредитации, попробуем сравнить стандарты и критерии разных аккредитующих организаций.
Для анализа мы взяли 5 вышеупомянутых организаций: Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры, Ассоциацию классических университетов России, Ассоциацию юристов России, Ассоциацию инженерного образования России.
Каждая организация имеет свою систему оценивания качества образовательных программ. Все стандарты и критерии представлены на сайтах данных аккредитующих организаций, которые перечислены в списке использованной литературы (нумерация соответствует официальной версии).
Схожим подходом к выбору системы оценки отличаются Ассоциация инженерного образования России и Ассоциация юристов России. В силу того, что обе ассоциации ориентированы на узкие, определенные направления подготовки, критерии носят более конкретный характер.
АИОР в своей практике использует несколько наборов критериев, которые применимы отдельно для разных уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и для разных видов деятельности выпускников (прикладной бакалавриат и академический бакалавриат). Стандартная система включает 7 критериев, соотносимых с выделенными выше. Принципиальное отличие имеет Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности, где перечисляются в качестве результатов обучения заложенные в программе компетенции, уровень освоения которых необходимо замерить в процессе проведения экспертизы. В данном ключе сформулирован и пункт 2.7. ВКР Критерия 2. Содержание программы, который описывает требования к разного рода выпускным работам в зависимости от направленности программы.
С позиции профессионалов целесообразно было выделить несколько систем оценивания, так как по техническим направлениям подготовки наиболее очевидны различия между разными направленностями программ: прикладной и академической.
В Критерии 4. ППС упор сделан на опыте работы преподавателей в практической профессиональной сфере, что особенно важно для инженерных направлений подготовки. аккредитация профессиональный выпускник
Значимым представляется Критерий 7. Выпускники, включающий требования к системе мониторинга рынка труда, содействия трудоустройства выпускников и анализ востребованности программы в области техники и технологий. Особое внимание обращается на ресурсную базу и менеджмент образовательной программы.
Ассоциация юристов России также сосредотачивается на особенностях направления, и все критерии подчинены выделению именно специфики образовательной программы.
Критерий 1. Образовательная программа, несколько отличающийся от описанной схемы, сразу связывает программу с профессиональной областью: выясняется роль работодателей в разработке и модернизации программы, уточняется соответствие подготовки выпускников потребностям рынка труда, конкретизируется степень эффективности подходов и методов обучения и наличие объективной системы оценивания уровня освоения компетенций.
Нетрадиционно, по сравнению с другими аккредитующими организациями, объединены в один критерии по оценке студентов и выпускников: Критерий 2. Обучающиеся и выпускники. При этом важно отметить, что в отношении студентов выясняется доля (процент) обучающихся, которые уже занимаются профессиональной деятельностью (оказанием бесплатных юридических услуг). У выпускников измеряется степень востребованности в профессии по окончании обучения и удовлетворенности работодателей результатами подготовки. Особое внимание уделяется изучению итогов сдачи выпускниками Единого квалификационного экзамена для юристов, проводимого в рамках системы оценки юридических кадров.
Среди преподавателей, соответственно, выявляется доля практикующих юристов.
Последний Критерий 6. Организация и управление, также не типичный для других организаций, рассматривает нормативную базу, необходимую для реализации образовательной программы, и системы обеспечения качества подготовки в отношении профессорско-преподавательского состава.
Можно сделать вывод, что два представленных подхода имеют более конкретный характер и обеспечивают качественную экспертизу образовательных программ по определенным направлениям подготовки с позиции профессионального сообщества.
Система Нацаккредцентра ориентирована на выявление механизмов гарантии качества и включает в себя 10 критериев, соотносящихся с общими установками, но имеющих принципиальные различия в оценке общей концепции образовательной программы.
Наиболее важными, на наш взгляд, являются Стандарт 1. Политика и процедуры гарантии качества образовательной программы, Стандарт 2. Процедуры разработки и утверждения образовательных программ и Стандарт 9. Мониторинг и периодическая оценка образовательных программ. Если первые два стандарта оценивают исходные данные программы: в чем суть программы, какие у нее основные цели, зачем она необходима, как ее можно оценить и измерить, то 9-ый стандарт обращается к конечным данным: достигнуты ли результаты обучения, насколько они соответствуют начальным требованиям заказчиков образовательных услуг и, соответственно, нужна ли такая программа подготовки. Отдельным стандартом (Стандарт 10. Периодические процедуры внешней гарантии качества образовательных программ) предусмотрено проведение периодической внешней оценки качества сторонними организациями. Так как стандарт является самым маленьким и частично дублирующим содержание 1-го, по нашему мнению, можно было бы объединить данные критерии в один.
Ориентируясь на европейские стандарты и показатели качества, Нацаккредцентр включил в число критериев студенто-центрированное обучение, придающее особое значение роли студента в образовательном процессе. Два стандарта посвящены положению обучающихся в общей концепции образовательной программы. В Стандарте 4. Прием, успеваемость и выпуск студентов невозможно не обратиться к критерию, касающемуся выдачи обучающимся по завершении подготовки Европейского приложения к диплому и наличия специальных программ мобильности студентов. Указанные требования пока не являются обязательными в общей оценке качества образования, вместе с тем, они необходимы при условии активного вхождения в Болонский процесс и развитии интернационализации. В дополнение к выделенным критериям можно добавить международные гранты, программы академической мобильности и зарубежные стажировки для ППС.
Отдельным стандартом, что тоже весьма показательно в русле европейского подхода аккредитующей организации, оценивается процесс информирования общественности, что позволяет вузу активно взаимодействовать с социальной средой, профессиональными ассоциациями, зарубежными партнерами и др.
Необходимо отметить, что Нацаккредцентр имеют особую систему отбора экспертов и формирует аккредитационные группы в соответствии с определенными правилами. В состав экспертной комиссии обычно входят зарубежный эксперт, российский эксперт, представитель профессионального сообщества и эксперт-студент. Возможно увеличение количества экспертов и введение эксперта-наблюдателя для достижения наибольшей объективности в процессе проведения аккредитации.
В отличие от предыдущих подходов, Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры использует в своей практике более усложненную методику оценки качества, включающую 2 блока критериев, касающихся гарантии качества образования и, собственно, качества образования. Принципиально важно отметить, что данная организация единственная сформулировала критерии таким образом, чтобы впоследствии можно было учесть и использовать результаты профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитационной экспертизы. В структуре критериев присутствуют так называемые инвариантные и вариативные показатели. Инвариантные показатели являются обязательными для заполнения экспертов, проводящих аккредитационную экспертизу. Вариативные показатели, следующие за инвариантными, заполняются только в случае дальнейшего использования образовательной организацией результатов прохождения профессионально-общественной аккредитации при государственной экспертизе качества. Если сравнить данные показатели, то очевидно, что вариативные заточены под выявление соответствия проверяемой образовательной программы ФГОС ВО: наличие утвержденных учебных планов, наличие дисциплин базовой и вариативной частей в необходимом объеме (указанном в стандарте), выполнение требований по срокам, трудоемкости и т.д. Учет данных показателей при прохождении государственной аккредитации позволит значительно уменьшить объемы работ проверяющих.
Стоит отметить, что не случайно только Блок 2. Гарантии качества образования имеет подобную двойную структуру. Именно он включает показатели, коррелирующие с общими аккредитационными критериями и соотносящиеся со структурой и требованиями ФГОС ВО:
Критерий 1. Стратегия, цели и менеджмент программы (единый, без вариантных показателей)
Критерий 2. Структура и содержание программы
Критерий 3. Учебно-методические материалы
Критерий 4. Технологии и методики образовательной деятельности (единый, без вариантных показателей)
Критерий 5. ППС
Критерий 6. Ресурсы программы (материально-технические, финансовые)
Критерий 7. Информационные ресурсы
Критерий 8. Научно-исследовательская деятельность
Критерий 9. Участие работодателей в реализации программы (единый, без вариантных показателей)
Критерий 10. Участие студентов в определении содержания программы (единый, без вариантных показателей)
Критерий 11. Студенческие сервисы (единый, без вариантных показателей)
Критерий 12. Профориентация и подготовка абитуриентов (единый, без вариантных показателей)
Отмеченные критерии, не имеющие вариантных показателей, проверяют содержание профессиональной составляющей программы и выявляют ее адаптированность к рынку труда.
Важную роль в оценке программы, впрочем, как и у других организаций, играют показатели, определяющие взаимосвязь образовательной программы с работодателями:
.8. привлечение работодателей к проектированию и реализации программы;
.5, 2.6 разработка паспортов компетенций и профилей с участием работодателей;
.12, 2.14 ИГА и ВКР разработаны с учетом запросов рынка труда;
.3 технологии и методики обучения разрабатываются совместно с работодателями;
.23 привлечение работодателей к реализации программы;
.7 внедрение результатов НИР в практику и т.д.
Отдельный Критерий 9. посвящен оценке взаимодействия образовательной программы и работодателей.
Таким образом, профессиональное включение должно обеспечиваться с момента проектирования программы и до выпуска подготовленных кадров на рынок.
Блок 1. Качество образования не делим на вариативные показатели. Он более компактен, включает всего 3 критерия и касается выявления уровня качества по следующим направлениям: востребованность выпускников, сформированность компетенций и удовлетворенность результатами обучения. Все три критерия оцениваются при взаимодействии экспертов с выпускниками образовательной программы и работодателями.
Критерии АКУР сходны с вышеописанными, но включают 2 новых показателя, которые у других организаций были зашиты внутри критериев, касающихся студентов и информационных ресурсов: Критерий 10. Социокультурная среда и Критерий 14 Информационное продвижение образовательной программы. Если критерий 10 односложен и включает описание влияния университетской среды на формирование личности обучающегося, то критерий 14 составной - предполагает наличие информационной открытости образовательной организации, ведение профориентационной работы, выстраивание карьерных траекторий и др.
На данном примере можно рассмотреть, какие приоритетные аналитические направления выбирают аккредитующие организации и как выстраивают логические схемы экспертирования образовательных программ.
Кроме того, каждая организация имеет свою систему оценки и пересчета результатов для вынесения окончательного решения образовательной программе о прохождении аккредитации и присуждении соответствующего статуса.
Литература
1.Кулагин А.С. Государственная аккредитация научных организаций: проблемы и перспективы // Сертификация. 2003. № 1. С. 32-35.
2.Критерии и процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по техническим направлениям и специальностям: информационное издание / сост.: С.И. Герасимов, А.К. Томилин, Г.А. Цой, П.С. Шамрицкая, Е.Ю. Яткина; под ред. А.И. Чучалина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.
3.Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. 2006. № 2. С. 46-52.
.Малявина А.В. Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/sbalansirovannaya_model.html
.Маслова Л.Д., Гаффорова Е.Б. О системах оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] // Педагогические науки. 2012. № 8. Режим доступа: http://research-journal.org/pedagogy/o-sistemax-ocenki-kachestva-vysshego-ob/
.Мотова Г.Н. О международном сотрудничестве в системе гарантий качества образования // Вестник высшей школы. 2007. № 1. С. 45-48.
.Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Новое законодательство в области образования как вектор развития общественно-профессиональной аккредитации в России // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 58-66.
.Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 100 с.
9.Печерская Р.М. Профессионально-общественная аккредитация как элемент повышения качества образовательного процесса // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 112-117.
10.Подлесный С.А. Электронное обучение и обеспечение его качества // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 104-112.
.Показатели и критерии общественной аккредитации // Приложение к положению об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://auro08.org/accreditation/criteria.doc
12.Попов В.П. Аккредитация и признание программ инженерного образования в США // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С. 26-29.
13.Потапов В.П. О методике оценки качества обучения // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 136-137.
.Похолков Ю.П. Бакалавр-инженер: реальность и перспективы для России // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 3-14.
15.Похолков Ю.П. Обеспечение и оценка качества в высшем образовании // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12-28.
16.Похолков Ю.П. Развитие системы независимой профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ в России в период с 2000 по 2013 год // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 50-58.
.Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 6. С. 15-25.
18.Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий. Критерии и процедура аккредитации образовательных программ первого цикла [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ac-raee.ru/files/criteria/Criteria_FC-08-04-08.pdf
19.Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.
20.Себкова Х. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 12. С. 44-50.
21.Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 1. С. 21-26.