Игра как мотивация младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    275,89 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Игра как мотивация младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРА КАК МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

1.1 Понятие «мотивация» как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности формирования мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

1.3 Роль игры в формировании мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента по формированию мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

2.2 Формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента по формированию мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, и она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, умения находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях. В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека

Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В этой связи в образовательной среде дошкольных организаций актуализировались вопросы, связанные с развитием творческой и уникальной личности.

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к учебным предметам, среди которых технология, что связано с необязательностью предмета, незанимательным характером проводимых уроков и др. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет его успешность, в частности на уроках технологии.

Отдельные аспекты проблемы формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии освещены в работах В.И. Долгова, М.В. Ивановой, Г.Н. Ивакиной, Р.М. Грановской, М.А. Кузьмина, М.Е. Межиевой, Е.Н. Соколовой и др.

На возможности игры в формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии указывали такие авторы как В.А. Левин, Ю.Г. Тамберг, В.И. Шивалин, С.А. Шляхина, Ж.С.Хайдаров и др.

Однако, несмотря на наличие работ, посвященных данной проблематике, формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии посредством игры все же остается недостаточно изученной областью, в связи с чем, и выбрана тема данной работы.

Проблема исследования ‒ каковы возможности игры для формирования мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии?

Объект исследования ‒ формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии.

Предмет исследования - процесс формирования мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры.

Цель исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальной апробации комплекса игр, направленных на формирование мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

-   раскрыть сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе;

-   охарактеризовать особенности формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии;

-    выявить роль игры в формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, специфику ее использования в этом процессе;

-     разработать и экспериментально апробировать комплекс игр, направленных на формирование мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если ввести в образовательный процесс определенный экспериментальный фактор

разработанный комплекс игр, то это будет содействовать повышению уровня развития мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; синтез, педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных.

Экспериментальной базой являлась МОУ СОШ № 24 Южного административного округа города Подольска, Московской области, 3 класс.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

1.1 Понятие «мотивация» как психолого-педагогическая проблема

Раскроем сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе.

Так, в Большой психологической энциклопедии, термин «мотивация» (от лат. movere - двигаю) трактуется как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет его направленность совершать действия для удовлетворения своих потребностей [38].

Интерес вызывает определение понятия «мотивация», которое представлено в Полном толковом словаре по психологии, согласно которого последняя представлена в качестве субъективно окрашенного состояния, побуждающего совершать определенные действия, ориентированные на удовлетворение своих потребностей [43].

В Словаре-справочнике по психологии исследуемый термин эксплицируется как внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [40].

В психологическом справочном издании «Психология от А до Я» [41], понятие «мотивация» рассматривается в качестве внутреннего состояния организма, которое побуждает его действовать себя определенным образом. Далее приводятся три объяснения феномену мотивации:

-   физиологические объяснения, согласно с которыми подчеркивается важность внутренних стимулов или потребностей;

-    бихевиористские объяснения, которые базируются на внутренних стимулах, приобретенных в процессе научения;

-   психологические объяснения, основанные на концепции «первичного драйва» (состояния: голод, жажда и половое влечение), который побуждает индивида к конкретным действиям.

В других справочных изданиях по психологии [54], данная дефиниция рассматривается как сумма всех факторов; совокупность различных побуждений, которые подразумевает детерминацию поведения вообще, среди которых:

-   потребности,

-         мотивы,

-   интересы,

-   стремления,

-         цели,

          влечения,

          мотивационные установки или диспозиции,

-   идеалы и др.

Потребность - состояние индивида, которое обусловлено испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, которые выступают источником его активности [47].

Мотив, как структурный компонент мотивации, представляет собой направленность индивида на отдельные стороны деятельности, которая связана с внутренним отношением к ней [53].

Своеобразное толкование мотивов представлено в работах А.Н.Леонтьева [45], которому принадлежит одна из наиболее оформленных теорий мотивации. В соответствии с его концепцией, мотивы рассматриваются как «опредмеченные» потребности или предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении.

Интерес (от лат. interest - иметь значение) - эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой- либо объект, которая вызвана положительным отношением к данной деятельности или объекту; форма проявления познавательной потребности [54].

Стремление - желание и готовность индивида действовать определенным образом [56].

Цель - желаемый результат; что-то, чего индивид желает достичь или сделать [62].

Влечение - желание (потребность) что-либо сделать, которое побуждает индивида к соответствующим действиям [7].

Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) - готовность, предрасположенность индивида к поведенческому акту, действию, поступку, их определенной последовательности [12].

Идеал (от франц. ideal, греч. idea - идея, первообраз) - образ чего-либо совершенного; образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы [20].

В справочных изданиях по педагогике [Кодж, словпе терм] под мотивацией понимается совокупность мотивов, побуждений, которые определяют содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Е.П. Ильин [21], изучая данное понятие, рассматривает его в двух аспектах.

С одной стороны мотивация, согласно позиции ученого, выступает в качестве характеристики процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность индивида на определённом уровне; процесса образования, формирования мотивов [21].

С другой стороны данный термин, согласно позиции ученого, обозначает систему факторов, детерминирующих поведение. К таким факторам Е.П. Ильин относит: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.

Следует отметить, что мотивирующие факторы в научной литературе [53] для изучения активности индивида, подразделяются на следующие группы:

-    группа факторов для анализа вопроса относительно того, почему вообще организм индивида приходит в состояние активности (потребности, их проявления как источники активности);

-    группа факторов для анализа вопроса относительно того, на что направлена активность организма, для чего выбраны индивидом конкретные акты поведения (мотивы как причины, которые определяют направленность поведения);

-    группа факторов для анализа вопроса относительно того, как осуществляется регуляция динамики поведения (эмоции, переживания, установки).

С позиции Н.И. Конюхова [26] мотивация представляет собой совокупность стойких мотивов, побуждений, которые определяют содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

С.Л. Рубинштейн [49], изучая феномен мотивации, его сущностные характеристики, указывает на наличие в ней динамической и содержательной сторон, которые, по мнению исследователя, едины.

Содержательная сторона мотивации, согласно с точкой зрения ученого, представлена:

-   системой побуждений,

-         системой мотивов, их сложной иерархией,

-         проявлением разнообразных потребностей индивида.

Развитие содержательной стороны мотивации детерминируется:

-      социальными и психологическими контактами индивида с окружающей действительностью,

-   организацией учебной деятельности [40]. Динамическая сторона мотивации обусловлена:

-      особенностями нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, динамичность нервных процессов),

-   уровнем общей активности нервной системы.

Все это определяет такие динамические характеристики мотивации как:

-         степень ее возбудимости,

-         устойчивость.

Позиции относительно единства динамической и содержательной сторон мотивации придерживаются В.Г. Асеевым и М.В. Матюхиной [35].

Н.В. Крыжановская [28] рассматривает мотивацию как соотношение процессуального и результативного.

Суть процессуального компонента мотивации заключается в том, что мотив лежит в самом процессе деятельности, а не в ее результате.

На динамичность, изменчивость мотивов указывал и В.С. Мерлин, отмечая при этом, что относительная динамичность, подвижность мотивации таит в себе и опасность: если ею не управлять, может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность [23].

Перейдем к рассмотрению видов мотивации.

В результате изучения психолого-педагогической литературы [6] по проблеме исследования установлено, что классификация мотивации осуществляется на основании разных признаков.

Так, в зависимости от источника возникновения различают такие виды мотивации как:

-   внешнюю,

-         внутреннюю.

Внешняя мотивация - побуждение или принуждение человека что-то делать внешними относительно него обстоятельствами или стимулами [6].

Внешняя мотивация определяется внешними обстоятельствами и, как правило, обусловлена социально или природными (естетственными) источниками, и не связана с содержанием конкретной деятельности.

К источникам внешней мотивации А.Г. Маклаков [33] относит:

-   грозовая туча,

-         штрафы,

          карьерный рост,

          деньги,

          признание,

          престиж др.

Внутренняя мотивация - побуждение, которое человек носит в себе в себе независимо от внешнего окружения.

Внутренняя мотивация не имеет внешних источников, а возникает у человека в связи с его потребностями и осознанными желаниями.

Этот вид мотивации связан с содержанием деятельности индивида. К ее источникам относятся:

-   чувство самореализации,

-         чувство удовлетворения от достигнутого,

-         дальнейшее стремление индивида к личному росту,

-         стремление к общению и др.

В зависимости от качества стимулов и направленности деятельности выделяются:

- положительная мотивация,

-   отрицательная мотивация.

Положительная мотивация (желание получить что-либо) основана на положительных стимулах, а отрицательная (желание избежать чего-либо), соответственно, на отрицательных.

В зависимости от необходимости подкрепления, в психологической литературе [6], различают такие виды мотивации как:

-   устойчивую,

-         неустойчивую.

Устойчивая мотивация в подкреплении не нуждается и основана на потребностях индивида.

Неустойчивая мотивация, наоборот, может исчезнуть без постоянного подкрепления и стимуляции извне.

В зависимости от потребностей, мотивация может быть поделена, по мнению Р.С. Немова [44], на такие виды как:

-   материальная,

-         трудовая,

          статусная.

Сущность материальной мотивации заключается в стремлении к повышению уровня жизни, увеличению материального достатка, и зависит от того, каков у индивида уровень дохода, его структура, как дифференцированы доходы в обществе и в конкретной компании и др.

Трудовая мотивацию обуславливается непосредственно самой трудовой деятельностью, работой, режимом труда.

Статусная мотивация определяет поведение человека, которое связано со стремлением получить более высокую должность, стать лидером, заиметь авторитет.

В зависимости от того, какие способы используются для мотивации, имеет место сказать о таких видах мотивации как:

-   нормативная,

-         принудительная,

          стимулирующая.

Нормативная мотивация побуждает индивида вести себя и действовать в соответствии с личными убеждениями и правилами, так как воздействует на него идейно-психологически.

В качестве источников принудительной мотивации выступают:

-   власть,

-    угроза определенных лишений при невыполнении ожидающихся действий.

Суть стимулирующей мотивация заключается в воздействии на человека посредством определенных стимулов - благ, для получения которых человек ведет себя соответствующим образом.

Применительно к видам мотивации, следует сказать о самомотивации, суть которой заключается в мотивировании человеком самого себя на выполнение необходимых задач, достижение поставленных целей [44].

Среди видов мотивации К.С. Ткаченко выделяет:

-   профессиональную мотивацию,

-         ученическую мотивацию,

          мотивацию к творческой деятельности [60].

Сущность ученической мотивации заключается в стремлении достигать результатов в учебной деятельности [23].

В основе мотивации к творческой деятельности лежит стремление, интерес выполнять задания творческого характера, которые подразумевают оригинальные способы решения поставленных задач [23].

Кроме выше названных видов, учеными (А.Г. Маклаков, Р.С.Немов) выделены и такие виды мотивации как:

-   устойчивая,

-         неустойчивая.

Следует отметить, что устойчивой или неустойчивой могут быть все ранее рассмотренные виды мотивации.

С.Л. Рубинштейн [49] отмечает, что доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и других психических процессов индивида и, определяя в значительной степени его эмоционально-оценочные реакции, формирует, как правило, предрасположенность или непредрасположенность к тем или иным действиям, поступкам, играя существенную роль в формировании установок человека.

Мотивация, с позиции В.Д. Шадрикова [64], обусловлена направленностью личности, ее способностями и знаниями, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д.

На основании изучения литературы по проблеме исследования, приведем авторское определение данного понятия, согласно которого под мотивацией понимается динамичный феномен, который формируется и трансформируется в процессе деятельности индивида на основе его потребностей, интересов, мотивов, целей, идеалов и др.; результат деятельности педагога; субъективное побуждение индивида к проявлению активности в том или виде деятельности.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие

«мотивация» преимущественно трактуется с психологического аспекта. В связи с чем, в работе представлено определение данной дефиниции с педагогического аспекта, согласно с которым мотивация - побуждение индивида к выполнению той или иной деятельности, которое возникает в результате педагогической деятельности, направленной на формирование интереса, мотива к ней.

1.2 Особенности формирования мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

Охарактеризуем особенности формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Младший школьный возраст занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).

Основу мотивации младшего школьника составляют ведущие мотивы в этого периода школьного детства, которые связаны с потребностью ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию, быть признанными и принятыми.

Так, И.П. Ильин среди мотивов деятельности младших школьников выделяет следующие:

беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства

-         социальная мотивация);

-   получаемые отметки;

-         престижный мотив (стремление к взрослости);

          познавательный мотив (интерес к учению вообще) [21].

Раскроем сущность понятий «творчество» и «творческая деятельность» для более глубокого понимания особенностей формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

В научной литературе единый подход к трактовке дефиниции

«творчество» отсутствует. Так, в большом психологическом словаре творчество рассматривается в качестве человеческой деятельности, которая порождает нечто качественно новое, которого никогда раньше не было, и имеющее общественно-историческую ценность. Далее этот термин конкретизируется − это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, итогом которой являются новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты, в качестве которых могут выступать: знания, решения, способы действия, материальные продукты [63].

В другом справочном издании, творчество ‒ психический процесс создания новых материальных и духовных ценностей; содержательная форма психической активности, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности [23].

Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [8].

С педагогической точки зрения, творчество ‒ активное взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого субъектом изменяется окружающий мир, создается новое, социально значимое.

В.Г Рындак в «Кратком педагогическом словаре» [50] перечисляет взгляды разных авторов на сущность рассматриваемого понятия. Так, А.Г. Шумилин отмечает, что творчество - это некая движущаяся сила развития общества и окружающей его среды. А.Л. Никифоров, отмечая роль творчества в жизни человека, подчеркивает, что человек как вид не может существовать, если не будет творить, потому что его способность к творчеству рождена потребностью в поддержании своего человеческого существования.

Творчество - это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию [62].

С позиции М.А. Кузьмина [29], творчество - это особый вид продуктивной активности преобразовательного характера, которая характеризуется созданием нового продукта в рамках данной задачи.

Суть творчества заключается в:

-  способности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

-     способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;

-  в создании совершенно новых образов.

Итак, творчество для создания продукта, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью, предполагает наличие у субъекта творческих способностей, которые проявляются и реализуются в творческой деятельности.

Под творческой деятельностью понимается деятельность, которая не имеет аналога для подражания и приводит к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания новых материальных и духовных ценностей [29].

Творческая деятельность предполагает наличие у субъекта:

-  творческих способностей,

-   мотивов,

-  знаний,

-         умений, благодаря которым создается уникальный результат.

В основу нашего понимания творческой деятельности положена точка зрения М.А. Кузьмина, согласно с позицией которого, последняя рассматривается на примере продуктивных видов деятельности. Данная позиция обусловлена тем, что продуктивные виды деятельности обладают потенциалом для проявления творчества детей, предоставляя возможности для преобразовательной активности и являются наиболее органичными формами самовыражения младших школьников.

К продуктивным видам деятельности младших школьников в рамках предмета «Технология» для начальной школы [48] относятся следующие:

-  тестопластика,

-   конструирование,

-  бисероплетение,

-         создание мягких игрушек,

-         выполнение изделий при помощи технологии папье-маше,

          приготовление пищи, не требующей термической обработки,

          выполнение аппликации из соломки и др.

Отдельные аспекты проблемы формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии освещены в работах В.И. Долгова [13] , Р.М. Грановской [10], М.А. Кузьмина [29], Е.Е. Кравцовой [27], М.Е. Межиевой [36] и др.

Е.Н. Соколова отмечает, что для формирования полноценной внутренней мотивации к творческой деятельности необходима целенаправленная, специально организованная работа, которая заключается в создании ситуации для удовлетворения духовных потребностей детей посредством:

-    создания фиксированной установки (готовности к определенному действию, выполнению того или иного задания),

-   предложения способов деятельности для реализации этой установки.

Р.М. Грановская также указывает на необходимость создания ситуаций для развертывания творческой активности школьников, где необходимые мотивы и цели детей развиваются на основе индивидуальных особенностей, прошлого опыта, внутренних устремлений детей [10].

Важным моментом в формировании мотивации детей младшего школьного возраста к художественной деятельности на уроках технологии играют эмоциональные переживания, которые способствуют пробуждению интереса к данному виду деятельности. Последние обеспечиваются установками и созданием особой эмоциональной атмосферы на уроке посредством включения в учебный процесс:

-   музыкальных произведений,

-         интерактивных дидактических и наглядных пособий,

-     слова учителя, которые пробуждают осознание собственного отношения к продукту творческой деятельности.

Формированию мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, по мнению М.А. Кузьмина, Е.Н.Соколовой, способствуют и такие условия как:

-   наличие гуманных отношений между педагогом и учащимися;

-         создание единого поля мотивации учителя и ученика;

          наличие доброжелательной поддержки в ходе творческого процесса;

          постоянная заинтересованность со стороны учителя;

-         поощрение деятельности детей,

          снятие ограничений в действиях [29].

В качестве следующего условия формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии следует назвать оценку работы ребенка.

Когда ученики видят общую картину, основную цель, тогда они легче представляют частные задачи урока и чаще добиваются хороших результатов.

Формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии, по мнению Е.Е. Кравцовой [27], также обуславливают:

-   разнообразие и богатство содержания уроков;

-         наличие интересных заданий,

          работа с различными материалами;

          смена видов деятельности;

          создание ситуации успеха;

-         преодоление проблем, связанных с интеллектуальным напряжением,

-    включение школьников в социокультурную среду (знакомство с результатами деятельности, например, дизайнеров, с процессом возникновения шедевров, описания пути от замысла к продукту творчества),

-   взаимодействие с родителями.

Родительские эмоции радости за успехи своих детей важное условие для формирования мотивации. [27].

В.А. Левин [30] отмечает, что формированию внутренней мотивации младших школьников особенно способствует обладание той информацией, которая недоступна знакомым детям людям, например, родителям, и делает его исключительным, что поднимает самооценку ребенка.

В результате научного поиска определены методы и средства, с помощью которых осуществляется формирование и стимулирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии, среди которых:

-   методы проблемного обучения,

-         эвристические методы,

          похвала,

-   показ достижений учащихся,

-   метод соревнований (с товарищами по классу, между классами),

-         тестирование знаний, умений,

          информационные компьютерные технологии,

          музыка,

          игра.

Перейдем к рассмотрению организационных форм формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

М.В. Межиева [36] в своих исследованиях указывает на то, что приоритетными организационными формами, которые способствуют формированию творческой мотивации детей младшего школьного возраста выступают:

-   индивидуальные (самостоятельная работа ребенка),

-     индивидуально-групповые на основе игровой деятельности, сотрудничества и сотворчества.

Факторами, которые оказывают влияние на формирование мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроке технологии, относятся следующие [29]:

-   увлеченное преподавание предмета,

-    усвоение необходимых теоретических понятий,

-   создание противоречий между известным и неизвестным и др.

Принципами, на которых основывается деятельность по формированию мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, в научной литературе [35] определены следующие:

-   принцип интереса,

-         принцип активности учащегося,

          принцип сотрудничества,

-         принцип единства теории и практики,

-         принцип индивидуального подхода,

          принцип гуманизации.

В формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии важна интеграция результативных побуждений и процессуальных, что обеспечивает ее высокий уровень [34].

Таким образом, в основе мотивации младшего школьника лежит его потребность занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию, быть признанными и принятыми. Специфика формирования мотивации к творческой деятельности детей младшего школьного возраста на уроках технологии заключается в том, чтобы, дети, в первую очередь, увидели возможности для реализации приоритетных потребностей возраста через творческую деятельность.

1.3 Роль игры в формировании мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

Охарактеризуем роль игры в формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, однако прежде рассмотрим значение данного термина.

Так, в справочных изданиях по психологи и педагогике [19], игра рассматривается в качестве формы деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Для игры характерны следующие особенности:

-   наличие определенных правил,

-         состязательность,

          непредсказуемость очередных ситуаций,

          наличие воображаемой ситуации,

          наличие роли (ролей),

          наличие игровых действий,

          игровое употребление предметов.

На возможности игры в формировании мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии указывали такие авторы как М.В. Иванова [17], В.И. Шивалин [66], С.А. Шляхина [67], Ж.С.Хайдаров [46].

М.В. Иванова [17], указывает на то, что игра уже давно используется как средство возбуждения творческой мотивации, в частности на уроках технологии. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет, по мнению ученого, усвоить значительный объем информации, углубить, в сравнительно небольшое время, систематизировать знания. Однако непременным условием для достижения этих результатов является органическая связь игры с содержанием материала урока.

Управляя процессом игры, педагог одновременно и руководит учебно- познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности младшего школьника [17].

В педагогике различают следующие виды игр:

-   ролевые,

-         имитационные,

          развивающие,

          дидактические,

          воспитывающие,

          деловые и др.

Особое значение для формирования творческой мотивации детей на уроках технологии С.А. Шляхина [67] отводит дидактическим играм.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, организуемое в процессе обучения младших школьников с целью развития у них познавательного интереса, мотивации к творческой деятельности за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов [67].

Дидактическая игра, как отмечает В.И. Шивалин [66], выступает в качестве средства формирования и стимулирования творческой мотивации, одновременно являясь при этом формой и самостоятельной деятельностью школьников, а также методом. В результате проведения дидактической игры у детей формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их использованию.

Ж.С. Хайдаров [46] также, как и В.И. Шивалин и С.А. Шляхина, рассматривает дидактическую игру в качестве ценного средства формирования мотивационного компонента творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках труда, подчеркивая то, что игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания и выполнения поставленных задач. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности (среди которых творческие) и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у школьников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, определенный эмоциональный настрой, который активизирует учебный процесс, облегчает процесс усвоения знаний. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,

стимулирования познавательного интереса учащихся к уроку, его задачам.

Реализация игровых приемов и ситуаций в аспекте формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников при урочной форме занятий осуществляется по таким направлениям:

-    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-   учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-         учебный материал используется в качестве ее средства;

-    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-   успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [27].

В процессе игры младший школьник не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности, качества личности (сообразительность, находчивость, самостоятельность, креативность), приобретается опыт сотрудничества.

В результате научного поиска определены виды дидактических игр, которые используются на уроках технологии в качестве средства формирования мотивации творческой деятельности младших школьников:

-   игры-упражнения,

-         игры-путешествия,

          сюжетно-ролевые игры,

          игры-соревнования [67].

Следует отметить наличие творческих элементов в выше обозначенных играх для решения указанной задачи (формирования творческой мотивации).

Интересно отметить, что в содержание дидактических игр заложены особенности национального характера того или иного народа, его истории, труда, быта.

Таким образом, игра, в частности дидактическая с творческими элементами, обладает огромным потенциалом относительно формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, при умелом использовании которой возможно успешное достижение результатов в этой сфере.

В результате решения задач главы сделаны следующие выводы:

В психолого-педагогической литературе отсутствует единое определение дефиниции «мотивация», которое рассматривается преимущественно с психологического аспекта.

В данном исследование сделан вывод, что мотивация - динамичный феномен, который формируется и трансформируется в процессе деятельности индивида на основе его потребностей, интересов, мотивов, целей, идеалов и др.; результат деятельности педагога; субъективное побуждение индивида к проявлению активности в том или виде деятельности.

В результате изучения психолого-педагогической литературы установлено, что классификация мотивации осуществляется на основании разных признаков, в связи с чем, выделяется: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая, неустойчивая; мотивация к творческой деятельности.

Основу мотивации (в том числе к творческой деятельности) младшего школьника составляют ведущие мотивы в этого периода школьного детства, которые связаны с потребностью ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию, быть признанными и принятыми.

Продуктивные виды деятельности обладают большим потенциалом для проявления творчества детей, предоставляя возможности для проявления преобразовательной активности.

Специфика формирования мотивации к творческой деятельности детей младшего школьного возраста на уроках технологии заключается в том, чтобы, дети, в первую очередь, увидели возможности для реализации приоритетных потребностей возраста через творческую деятельность.

Сделан вывод о том, что игра, в частности дидактическая с творческими элементами, обладает огромным потенциалом относительно формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента по формированию мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

Задачами констатирующего этапа педагогического эксперимента были определены следующие:

-   подобрать диагностическую методику,

-    провести диагностику уровней развития мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии,

-   проанализировать результаты диагностики.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 25 младших школьников, которые являются учащимися третьего класса образовательной организации №24 города Подольска.

Дети были условно поделены на контрольную (13 детей) и экспериментальную (12 детей) группы.

Диагностика уровня развития мотивации к творческой деятельности младших школьников осуществлялась по таким показателям:

-   оригинальность продуктов деятельности (3 балла за оригинальность),

-         оригинальность способов деятельности (3 балла за оригинальность),

-     количество выборов творческих заданий (1 бал за каждое выполненное задание).

Для выявления уровней развития мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, мы использовали «Методику конвертов» Г.И. Щукиной [68], адаптированную к задачам нашего исследования.

Проведем краткое описание данной диагностической методики.

Цель - выявить уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Диагностика проводилась в три этапа. На каждом этапе все дети получали одинаковые конверты с заданиями (например, конверт

«Волшебство теста» и конверт «Без заданий»).

Детям предлагалось выбрать любое количество заданий из конверта и выполнить их по своему желанию.

Список заданий первого конверта:

1.   Сделай зарисовку елочной игрушки из теста.

2.       Сделай волшебный браслет из теста.

3.       Сделай любой волшебный предмет из теста. Второй конверт «Чудо-бисер».

Список заданий второго конверта:

1.   Нарисуй схему узора браслета пирата или эльфа (по выбору ребенка) из бисера.

2.   Сделай аппликацию ромашки из бисера

3.       Сделай, что хочешь из бисера.

Третий конверт «Волшебная соломинка». Список заданий третьего конверта:

1.   Сделай украшение из соломки

2.       Сделай золотую рыбку из соломки.

3.       Сделай, что хочешь из соломки.

Индивидуальное значение творческой мотивации определялось суммированием балов по каждому показателю.

Высокий уровень мотивации к творческой деятельности - 39-45 баллов.

Средний уровень мотивации к творческой деятельности - 32- 38 бала. Низкий уровень мотивации к творческой деятельности - 31 и ниже.

В результате диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников контрольной группы получены следующие результаты (см. табл.1,2,3,4).

Таблица 1. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность продуктов деятельности» в контрольной группе

Уровни

Контрольная группа

Высокий

15,3% (2 чел.)

Средний

38,4% (5 чел.)

Низкий

46,1% (6 чел.)

Так, из данных видно, что большинство детей в контрольной группе находятся на низком уровне творческой мотивации по данному показателю (46,1%), 38,4% - на среднем, 15,3% показывает высокий уровень.

Таблица 2. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность способов деятельности» в контрольной группе

Уровни

Контрольная группа

Высокий

7,7% (1 чел.)

Средний

46,1% (6 чел.)

Низкий

46,1% (6 чел.)

Данные указывают на то, что преимущественное число детей находится на среднем и низком уровне творческой мотивации по данному показателю, что составляет 46,1%. Высокий уровень развития мотивации к творческой деятельности зафиксирован у 7,7% младших школьников.

Таблица 3. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «количество выборов творческих заданий» в контрольной группе

Уровни

Контрольная группа

Высокий

23% (3 чел.)

Средний

38,4% (5 чел.)

Низкий

30,7% (4 чел.)

Данные указывают на то, что преимущественное число детей находится на среднем уровне творческой мотивации по данному показателю, что составляет 38,4%. Высокий уровень развития мотивации к творческой деятельности зафиксирован у 23% младших школьников, низкий- у 30,7%.

Приведем усредненные показатели уровня развития мотивации к творческой деятельности детей в контрольной группе по трем показателям (таблица 4). мотивация творческий духовный потребность

Таблица 4. Средние показатели развития мотивации к творческой деятельности младших школьников в контрольной группе (констатирующий этап)

Уровни

Контрольная группа

Высокий

15,3%

Средний

40,9%

Низкий

43,7 %

Результаты диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников экспериментально группы представлены в таблицах 5- 8.

Таблица 5. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность продуктов деятельности» в экспериментальной группе

Уровни

Экспериментальная группа

Высокий

16,6% (2 чел.)

Средний

41,6% (5 чел.)

Низкий

41,6% (5 чел.)

Так, из данных видно, что большинство детей в экспериментальной группе находятся на среднем и низком уровне творческой мотивации по данному показателю (41,6%), 16,6% показывает высокий уровень.

Таблица 6. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность способов деятельности» в экспериментальной группе

Уровни

Экспериментальная группа

Высокий

16,6% (2 чел.)

Средний

33,3% (4 чел.)

Низкий

50% (6 чел.)

Данные указывают на то, что преимущественное число детей находится на низком уровне творческой мотивации по данному показателю, что составляет 50%. Высокий уровень развития мотивации к творческой деятельности зафиксирован у 16,6% младших школьников, средний - 33,3%.

Таблица 7. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «количество выборов творческих заданий» в экспериментальной группе

Уровни

Экспериментальная группа

Высокий

33,3% (4 чел.)

Средний

33,3% (4 чел.)

Низкий

33,3% (4 чел.)

Данные распределились равномерно и указывают на то, что высокий, средний и низкий уровни творческой мотивации по данному показателю составляют 33,3%.

Приведем усредненные показатели уровня развития мотивации к творческой деятельности детей в экспериментальной группе по трем показателям (таблица 8).

Таблица 8. Средние показатели развития мотивации к творческой деятельности младших школьников в экспериментальной группе (констатирующий этап)

Уровни

Экспериментальная группа

Высокий

22,1%

Средний

36%

Низкий

41,6 %

Так, в контрольной группе у большинства детей зафиксирован низкий уровень развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии (41,6%), 36% детей отнесено к среднему и лишь 22,1% - высокому уровню.

Приведем качественные характеристики развития мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Так, дети с высоким уровнем развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии выполняют все предложенные задания, их продукты деятельности носят оригинальный характер. В работах используются нестандартные способы деятельности. Они создают новые комбинации из усвоенных ранее элементов, проявляют самостоятельность в выборе замысла к третьему заданию.

Дети со средним уровнем развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии выполняют преимущественное большинство из предложенных заданий, их продукты деятельности носят оригинальный характер, однако в работах зачастую используются ранее усвоенные способы деятельности, без оригинальных решений. В выборе замысла к третьему заданию обращаются за советом к педагогу.

У детей с низким уровнем развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии в выборе наблюдается наличие пустых конвертов, большинство из предложенных заданий дети не выполняют, продукты их деятельности носят типичный характер, способы деятельности формальны. При выполнении заданий дети не проявляют инициативы и самостоятельности.

Таким образом, в результате решения задач констатирующего эксперимента получены результаты относительно уровня развития мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, которые указывают на низкую степень ее сформированности у большинства детей. На основании полученных результатов мы пришли к необходимости разработки комплекса дидактических игр, направленных на развитие творческой мотивации данной возрастной группы детей посредством игры.

2.2 Формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

Задачи формирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояли в следующем:

-    разработать комплекс игр, направленный на развитие мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии,

-   реализовать разработанный комплекс игр, направленный на развитие мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Для решения первой задачи нами был разработан комплекс дидактических игр (таблица 9), который применялся нами в рамках таких продуктивных видов деятельности на уроках технологии как:

-  бисероплетение,

-  тестопластика,

-   выполнение аппликации из соломки.

Таблица 9. Примерный комплекс игр для формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии

№ п/п

Название дидактической игры (Д.И.)

Цель

Вид продуктивной деятельности

Дата проведения

1

Д.И. «Модные дизайнеры»

Формировать мотивацию к творческой деятельности формировать и отрабатывать умения и навыки работы с бисером, правильно подбирать цвета; развивать умение рационально использовать время, эстетический вкус; воспитывать аккуратность, при выполнении работы, трудолюбие, бережное отношение к природе.

бисероплетение

февраль

2

Д.И. «Волшебство и тесто»

Формирование мотивации к творческой деятельности

тестопластика

февраль

3

Д.И. «Соломенное чудо»

Формирование мотивации к творческой деятельности

выполнение аппликации из соломки

февраль

4

Д.И. «Чародеи»

Формировать мотивацию к творческой деятельности способствовать формированию знаний в изготовлении простого изделия на леске используя два конца. Формировать навыки плетения «крестиком»

бисероплетение

март



при изготовлении изделия. Способствовать усвоению знаний о способах плетения браслета из бисера на леске.



5

Д.И. «Куролесим»

Формирование мотивации к творческой деятельности

тестопластика

март

6

Д.И. «Золотая солома»

Формирование мотивации к творческой деятельности

выполнение аппликации из соломки

март

Для решения задач разработанного комплекса нами предусмотрена возможность выбора детьми игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться. Планируя свою педагогическую деятельность на уроках, мы включали следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, игры- соревнования.

Представленные игры используются для организации игровой совместной и самостоятельной деятельности детей. Мы соблюдали переход видов игры из совместной - в самостоятельную, еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала, учитывали временные рамки (планируя небольшой по объему материал), использовали состязательные элементы во время проведения игр. Таким образом, знания, полученные ребенком, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность.

Опишем особенности проведения разработанного нами комплекса игр, направленного на формирование мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

Вид продуктивной деятельности «Бисероплетение» Д.И. «Модные дизайнеры»

Цель: формировать мотивацию к творческой деятельности; формировать и отрабатывать умения и навыки работы с бисером, правильно подбирать цвета; развивать умение рационально использовать время, эстетический вкус; воспитывать аккуратность, при выполнении работы, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Оборудование: коллекция бабочек; компьютер; проектор; технологические карты изготовления бабочки.

Раздаточный материал: бисер (размер 8-10); 2 бусинки; проволока; ножницы; схемы.

Ход игры

В начале игры детям задавался вопрос «Знают ли они, кто такие дизайнеры?». Дети, по очереди давали ответы. После этого мы показали детям видеоролик про модного детского дизайнера, в котором кратко давалась справка о его деятельности, демонстрировались его коллекции работ, среди которых были представлены украшения (броши, серьги, заколки, браслеты и др.) из бисера. После этого мы задавали детям вопрос

«Хотелось ли им стать модным дизайнером? На наше удивление все дети проявили интерес к этой идее, дав положительные ответы. Мы предложили детям разделиться на две дизайнерские команды - команду «Биссерс» и команду «Креативщики» (название своим командам дети придумали сами) и сообщили им о том, что для конкурса «Мисс-школа-2017», необходимо изготовить украшения, которые будут демонстрироваться на конкурсе ее участницами и предложили детям попробовать себя в роли дизайнеров.

Далее сообщалась цель - изготовление бабочки-броши, рассказывалось детям о том, что для выполнения таких прекрасных работ из бисера необходимо овладеть, прежде всего, навыками работы с бисером, а также умениями правильно подбирать цвета. После этого дети приступали работать со схемами, практически осваивали направления и последовательность параллельного плетения бабочек, самостоятельно подбирая цветовую гамму и проявляя фантазию.

В заключении игры-урока все работы укладывались в красивые коробки и передавались организаторам конкурса для отбора лучших из них для демонстрации участницами. Следует отметить, что проведение урока в такой форме активизировало внимание детей к осваиванию техники выполнения изделия, повысило их активность, заинтересованность (что проявлялось в уточняющих вопросах относительно техники выполнения, побора цвета и др.). В конце занятия дети задавали вопрос «что будет на следующем уроке?» Мы, в свою очередь, просили детей поднять улыбающиеся смайлики (которые были выданы каждому ребенку вначале урока), если им было интересно на уроке. По нашим наблюдениям большинство детей (9 из 12) подняли улыбающийся смайлик, что было принято нами в качестве индикатора наличия эффекта от проведенной работы.


По тому же принципу была проведена и следующая игра в рамках урока по бисероплетению «Чародеи», в которой дети выступали в роли волшебников, которые изготавливали браслеты.


Вид продуктивной деятельности «Тестопластика»

Далее нами были проведены игры в рамках урока по тестопластике

«Волшебство и тесто», «Куролесим». В качества примера опишем проведение игры «Волшебство и тесто».

Д.И. «Волшебство и тесто»

Цель: формировать мотивацию к творческой деятельности, осваивать рецепты изготовления теста (классический, для изразцов), приемы лепки, способы создания фактуры поверхности, способы сушки и окрашивания

Оборудование: компьютер; проектор, формочки для выдавливания теста.

Материалы: мука, соль, крахмал, клей «Момент».

Ход игры

В начале игры мы предложили детям поиграть в начинающих

волшебников, которые делают волшебные вещи из теста (волшебное печение для друга). Затем мы сделали краткий исторический видео-экскурс в историю тестопластики. После этого была начата работа по овладению детьми приемами волшебства: изготовлением различных видов теста, приемами лепки, способами создания фактуры поверхности, сушки и окрашивания по овладению которыми детьми были созданы чудо-печеньки, которые дети после подарили своим родителям, как обереги от всего злого.

 

Вид продуктивной деятельности «Выполнение аппликации из соломы»

Далее нами были проведены игры в рамках такого продуктивного вида деятельности как выполнение аппликации из соломы: «Соломенное чудо»,

«Золотая солома». Опишем проведение одной из них.

Д.И. «Соломенное чудо»

Цель: формировать мотивацию к творческой деятельности, учить приёмам выполнения аппликации из соломки

Оборудование: проектор, компьютер

Материалы: клей ПВА, карандаш, ножницы, кисточки; бархатная бумага, калька, копировальная бумага; соломка.

Ход игры

В начале игры детей разделили на две команды, задача каждой команды заключалась в том, чтобы создать аппликацию из соломы с элементом чуда, используя при этом полученные знания по технологии работы с соломой. После этого детьми выбирался, по их мнению, лучший проект в их команде, презентация которого проходила в лице его автора.

После этого все работы детей склеивались в одно полотно и получалось одно большое коллективное «морское чудо», созданное в индивидуально-групповой форме детьми.

Во время экспериментальной работы нами соблюдались два условия, которые, на наш взгляд, являются приоритетными для развития мотивации к творческой деятельности:

-   включение каждого ребенка в игровую деятельность,

-     руководство педагога деятельностью детей с одновременным предоставлением им самостоятельности в решении поставленных задач.

Интерес у детей вызвали такие игры как: «Модные дизайнеры»,

«Волшебство и тесто», «Соломенное чудо».

В целом, по нашим наблюдениям, в процессе реализации комплекса игр дети проявляли заинтересованность и активность, старались решить поставленную перед ними задачу.

Дети во время игр учились самостоятельно и с помощью педагога выполнять поставленные задания.

Готовясь к проведению игр, мы постоянно думали, как сделать так, чтобы они вызывали интерес у детей, носили разнообразный характер.

Таким образом, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был апробирован комплекс игр, с помощью которых мы прогнозировали повысить уровень мотивации детей к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии по бисероплетнию, тестопластике, выполнению аппликаций из соломы.

2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента по формированию мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии посредством игры

Для повторной диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии в контрольной и экспериментальной группах нами использовались те же методы, что и при первичной диагностике.

В результате диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников контрольной группы получены следующие результаты (см. табл.10-13).

Таблица 10. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность продуктов деятельности» в контрольной группе до и после формирующего эксперимента

Уровень

Контрольная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

15,3% (2 чел.)

15,3% (2 чел.)

Средний

38,4% (5 чел.)

46,1% (6 чел.)

Низкий

46,1% (6 чел.)

38,4% (5 чел.)

Данные, полученные в результате контрольной диагностики, позволяют заключить, что в контрольной группе произошли не существенные изменения, детей со средним уровнем развития мотивации к творческой деятельности на 7,7% стало больше.

Таблица 11. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность способов деятельности» в контрольной группе до и после формирующего эксперимента

Уровень

Контрольная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

7,7% (1 чел.)

7,7% (1 чел.)

Средний

46,1% (6 чел.)

46,1% (6 чел.)

Низкий

46,1% (6 чел.)

46,1% (6 чел.)

Данные, полученные в результате контрольной диагностики, позволяют заключить, что в контрольной группе не произошли изменений по данному показателю.

Таблица 12. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «количество выборов творческих заданий» в контрольной группе

Уровень

Контрольная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

23% (3 чел.)

23% (3 чел.)

Средний

38,4% (5 чел.)

30,7% (4 чел.)

Низкий

30,7% (4 чел.)

38,4% (5 чел.)

Данные, полученные в результате контрольной диагностики, позволяют заключить, что в контрольной группе наблюдается снижение числа детей со средним уровнем мотивации к творческой деятельности и увеличение с низким, что составляет 7,7%.

Приведем усредненные показатели уровня развития мотивации к творческой деятельности детей в контрольной группе по трем показателям (таблица 13).

Таблица 13. Средние показатели развития мотивации к творческой деятельности младших школьников в контрольной группе до и после формирующего этапа

Уровень

Контрольная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

15,3%

15,3%

Средний

40,9%

40,9%

Низкий

43,7 %

40,9%

Данные, полученные в результате контрольной диагностики, позволяют заключить, что в контрольной группе уменьшилось число детей с со средним уровнем мотивации к творческой деятельности на 7,7% и увеличилось с низким (на 7,7%).

Результаты диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников экспериментальной группы представлены в таблицах 14-17.

Таблица 14. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность продуктов деятельности» в экспериментальной группе до и после формирующего этапа

Уровень

Экспериментальная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

16,6% (2 чел.)

16,6% (2 чел.)

Средний

41,6% (5 чел.)

66,6% (8 чел.)

Низкий

41,6% (5 чел.)

16,6% (2 чел.)


Так, из данных видно, что в экспериментальной группе увеличилось число детей на среднем уровне творческой мотивации по данному показателю на 25%.

Таблица 15. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «оригинальность способов деятельности» в экспериментальной группе до и после формирующего этапа

Уровень

Экспериментальная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

16,6% (2 чел.)

16,6% (2 чел.)

Средний

33,3% (4 чел.)

66,6% (8 чел.)

Низкий

50% (6 чел.)

16,6% (2 чел.)

Данные, полученные в результате контрольной диагностики указывают на то, что преимущественное число детей находится на среднем уровне творческой мотивации по данному показателю, что составляет 66,6% (было 33,3%). Высокий уровень развития мотивации к творческой деятельности зафиксирован у 16,6% младших школьников, низкий - 16,6% (было 50%).

Таблица 16. Уровень мотивации к творческой деятельности младших школьников по показателю «количество выборов творческих заданий» в экспериментальной группе до и после формирующего этапа

Уровень

Экспериментальная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

33,3% (4 чел.)

41,6% (5 чел.)

Средний

33,3% (4 чел.)

50% (6 чел.)

Низкий

33,3% (4 чел.)

7,7% (1 чел.)


Данные, полученные в результате контрольной диагностики указывают на то, что на высоком уровне мотивации к творческой деятельности увеличилось число детей на 7,7%, на среднем на 16,7% и уменьшилось на низком на 25,6%.

Приведем усредненные показатели уровня развития мотивации к творческой деятельности детей в экспериментальной группе по трем показателям (таблица 17).

Таблица 17. Средние показатели развития мотивации к творческой деятельности младших школьников в экспериментальной группе до и после формирующего этапа

Уровень

Экспериментальная группа


Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

22,1%

24,9%

Средний

36%

61%

Низкий

41,6 %

14%

Так, в экспериментальной группе у большинства детей зафиксировано увеличение числа детей на среднем уровне развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии на 25%, уменьшение на низком на 27,6% и увеличение на высоком - на 2,8%.

Таким образом, полученные результаты указывают на эффективность проведенной нами работы по развитию мотивации к творческой деятельности детей младшего школьного возраста на уроках технологии посредством игры.

В результате решения задач главы сделаны следующие выводы:

Данные, полученные относительно уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии, указывают на низкую степень ее сформированности у большинства детей в контрольной (высокий - 15,3%, средний - 40,9%, низкий- 43,7%) и экспериментальной (высокий - 22,1%, средний - 36%, низкий- 41,6%) группах.

На формирующем этапе опытно - экспериментальной работы был разработан комплекс игр, направленный на развитие мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

В процессе проведения игр наблюдались: заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.

На контрольном этапе опытно - экспериментальной работы была проведена повторная диагностика для выявления развитие мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии контрольной и экспериментальной групп, осуществлены обработка результатов и их анализ в сравнении с констатирующим этапом опытно - экспериментальной работы.

В контрольной группе произошли незначительные количественные изменений в направлении снижения числа детей на среднем уровне на 7,7% и повышение на низком за счет снижения последнего.

В экспериментальной группе у большинства детей зафиксировано увеличение числа детей на среднем уровне развития мотивации к творческой деятельности на уроках технологии на 25%, уменьшение на низком на 27,6% и увеличение на высоком - на 2,8%, что указывает на эффективность экспериментального фактора - разработанного комплекса игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате решений задач исследования достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:

Мотивация - динамичный феномен, который формируется и трансформируется в процессе деятельности индивида на основе его потребностей, интересов, мотивов, целей, идеалов; результат деятельности педагога; субъективное побуждение индивида к проявлению активности в том или виде деятельности.

К видам мотивации относятся: внешняя и внутренняя мотивация; положительная и отрицательная мотивация; устойчивая и неустойчивая мотивация; профессиональная мотивация; мотивация к творческой деятельности и др.

Основу мотивации к творческой деятельности младшего школьника составляют ведущие мотивы этого возрастного периода, которые связаны с потребностью ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию, быть признанными и принятыми.

В результате изучения научной литературы по проблеме установлено, что творческая деятельность -деятельность, которая не имеет аналога для подражания и приводит к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания новых материальных и духовных ценностей.

Продуктивные виды деятельности обладают большим потенциалом для проявления творчества детей, предоставляя возможности для проявления преобразовательной активности.

Специфика формирования мотивации к творческой деятельности детей младшего школьного возраста на уроках технологии заключается в том, чтобы, дети, в первую очередь, увидели возможности для реализации приоритетных потребностей возраста через творческую деятельность.

Условиями формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии определены следующие:

наличие гуманных отношений между педагогом и учащимися; создание единого поля мотивации учителя и ученика; наличие доброжелательной поддержки в ходе творческого процесса; постоянная заинтересованность со стороны учителя; поощрение деятельности детей; снятие ограничений в действиях; оценка работы ребенка (-качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов); создания фиксированной установки (готовности к определенному действию, выполнению того или иного задания); предложения способов деятельности для реализации этой установки; принятие цели учеником, понимание ее; обеспечение эмоциональных переживаний; разнообразие и богатство содержания уроков; наличие интересных заданий; работа с различными материалами; смена видов деятельности; создание ситуации успеха; включение школьников в социокультурную среду.

К методам и средствам, с помощью которых осуществляется формирование мотивации младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии, относятся: методы проблемного обучения, эвристические методы, похвала, показ достижений учащихся, метод соревнований, информационные компьютерные технологии, игра.

Организационными формами, которые способствуют формированию творческой мотивации детей младшего школьного возраста выступают: индивидуальные (самостоятельная работа ребенка), индивидуально- групповые на основе игровой деятельности, сотрудничества и сотворчества.

Принципами, на которых основывается деятельность по формированию мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии определены следующие: принцип интереса, принцип активности учащегося, принцип сотрудничества, принцип единства теории и практики, принцип индивидуального подхода, принцип гуманизации.

Сделано заключение о том, что игра, в частности дидактическая с творческими элементами, обладает огромным потенциалом относительно формирования мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

В результате диагностики уровня мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии установлена низкая степень ее сформированности у большинства детей в контрольной (высокий - 15,3%, средний - 40,9%, низкий- 43,7%) и экспериментальной (высокий - 22,1%, средний - 36%, низкий- 41,6%) группах.

На формирующем этапе опытно - экспериментальной работы был разработан комплекс игр, направленный на развитие мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

В процессе проведения игр наблюдались: заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.

Результаты, полученные в экспериментальной части исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что разработанный комплекс игр будет способствовать эффективному развитию мотивации к творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Лира , 2011. - 144 с.

2.       Бодалев А.А. Психология о личности. / Бодалев А.А. - М.: МГУ, 2010. - С.63.

3.       Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И.. - М.: ЭКСМО, 2010. - 256с.

4.       Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2013.- 567с.

5.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Выготский Л.С. ‒ СПб.: Союз, 2011.‒ 96 с.

6.       Гальперин П.А. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. - 6-е издание./ Гальперин П.А. - М.: КДУ, 2016. - 331 с.

10 .Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская. ‒ СПб., 2010. ‒ 213 с.

11      .Денисова В. Г. Система дидактических игр, как средство формирования познавательного интереса учащихся / В.Г. Денисова.-Волгоград, 2012. - 158 с.

12      .Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.

13      .Дьяченко М.Н. Психологический словарь-справочник. / Дьяченко М.Н. - Мн., 2011.- 256с.

14      .Соколова Е.Н. Пути формирования мотивации школьников к художественно-творческой деятельности // Инновационная наука.- 2016.-

№3.- С.5-10.

15 .Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1: Психологическое развитие ребенка./ Запорожец А.В. - М.: Лира, 2011. - 344 с.

16      .Иванова М.В. Активизация учащихся на уроках технологии [Текст] / М.В. Иванова // М.: Школьная пресса, Школа и производство №4, 2006 - 89 с.

17 .Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М.В. Ильина. ‒ М.: Дрофа, 2010.‒ 214с.

18 .Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспиров. - М.: Академия, 2012. - 176с.

19      .Колюцкий В.И. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Колюцкий В.И. - М.: Лира, 2012.- 134с.

20      .Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 35-36.

21      .Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцов. ‒ М.: Амфора, 2012. ‒ 45с.

22      .Кузьмин М.А. Особенности мотивации творческой деятельности младших школьников.// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки . - 2012.- №2.- С.12-17.

23 .Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. ‒ М.: Лира, 2010. ‒ 234 с. 31.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. / В.М. Лизинский - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 102 с.

32.Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук.- М.: Наука, 2011. ‒ 321 с. 33.Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014.- 583 с

34 .Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / Маркова А.К. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.

35      .Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников./ Матюхина М.В. - М.: Педагогика, 2011.- 144с.

36      .Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 - 9 лет / М.В. Межиева. ‒ Ярославль, 2012. ‒ 123с.

37      .Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев.‒ М.: Одиссей, 2013. ‒ 65 с.

44 .Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров - М.: Рос. пед. агентство, 2012, - 269 с.

45      .Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011. - 713 с.

46      .Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В.Г. Рындак. - М.: «Педагогический вестник», 2012. ‒ 432 с.

54 .Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. ‒ Ярославль: СМЛ, 2011.‒ 109 с.

55 .Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. - СПб.: Одис, 2012. ‒ 341с.

56      .Ткаченко К.С. Психология./ Ткаченко К.С. - М.: ЭКСМО, 2016.- 145с. 61.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н.А. ‒ М.:Амфора, 2011. ‒ 123с.

62 .Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2011 . - 136 с.

63      .Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. ‒.Шивалин, В.И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии [Текст] / В.И. Шивилин // Школа и производство. - 2010. - №5. - С. 60-61.

64      .Шляхина С.А. Формирование мотивации на уроках технологии./ Шляхина С.А. - М.:Дрофа, 2012. - 123с.

65 .Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике./ Щукина Г.И. - М.: Лира, 2011.- 352 с.

66 .Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М: ЭКСМО, 2014. - 185 с.

Похожие работы на - Игра как мотивация младших школьников к творческой деятельности на уроках технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!