Анализ валеологических ресурсов Бабушкинского района

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,07 Мб
  • Опубликовано:
    2017-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ валеологических ресурсов Бабушкинского района

Содержание

 

Введение

1. Литературный обзор

1.1 Педагогическая валеология

1.2 "Здоровье" в валеологии

1.3 Группы здоровья

1.4 Инклюзивное образование в школе

1.4.1 Характерные особенности детей с отклонениями психического развития

1.4.2 Описание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования

1.4.3 План по созданию инклюзивного образовательного пространства

2. Характеристика объекта исследования

2.1 Характеристика объекта исследования

3. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Анализ социальных факторов здоровья обучающихся МБОУ "Рослятинская средняя общеобразовательная школа"

3.2 Анализ распределения по группам здоровья обучающихся МБОУ Рослятинской средней общеобразовательной школы

3.3 Характеристика состояния зрительного аппарата

3.4 Структура хронических заболеваний и ее динамика

3.5 Динамика острой заболеваемости (по количеству пропусков)

3.6 Анализ результатов педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье обучающихся в школах.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение.

Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.

В настоящее время наблюдается увеличение заболеваемости школьников. Очень много детей имеют незначительные отклонения от нормы здоровья. Абсолютно здоровых детей мало. Увеличивается количество школьников, которые имеют врожденную или приобретенную инвалидность. Поэтому администрация школы должна разрабатывать комплексный оздоровительный подход в воспитательно-образовательном процессе школы, включающие создание здоровьесохраняющей среды и формирование активного отношения самих детей, педагогов, родителей к здоровью школьников, будет обеспечен высокий уровень адаптации детей и социализации инвалидов в процессе обучения и улучшения их здоровья.

Демографическая ситуация последних лет в районе показывает, что детское население составляет не более 15 % всего населения района, что не может обеспечить простого воспроизводства. Такое число поддерживается из года в год высокой долей миграции (семьи с маленькими детьми уезжают в поисках заработка, а возвращаются одинокие мамы после развода). Такая ситуация характерна и для села имени Бабушкина, и для других сельских поселений района. На фоне повсеместных и длительных разговоров о снижении уровня здоровья, снизился контроль со стороны медицинских работников, но имеются положительные сдвиги в обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель исследования: Дать анализ динамики показателей физического развития, состояния и уровня здоровья обучающихся МБОУ "Рослятинская СОШ".

Задачи исследования:

.        Провести анализ современных данных по проблеме физического развития, функционального состояния и состояния здоровья школьников.

2.      Проанализировать показатели мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в условиях эксперимента.

.        Выявить наиболее информативные показатели оценки уровня физического развития и состояния здоровья школьников.

.        Проанализировать здоровье детей по группам заболеваемости.

.        Проанализировать здоровье школьников, которые имеют инвалидность.

Объекты исследования: дети школьного возраста, посещающие МБОУ "Рослятинская СОШ" Бабушкинского района Вологодской области.

валеологический ресурс здоровье школьник

Предмет исследования: показатели физического развития и здоровья школьников.

Этапы исследования:

.        Сбор и анализ научной литературы по проблеме исследования.

2.      Сбор материала исследования.

.        Статистическая обработка результатов.

.        Обобщение и выводы.

.        Оформление выпускной квалификационной работы.

Научно-практическое значение: практическое значение состоит в том, что изучение данных показателей поможет выявить иные патологии физического развития школьников. Данные исследования могут использоваться медицинскими и педагогическими работниками школы.

1. Литературный обзор


В конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин "валеология" (как производное от латинского "valeo" здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами [1].

К настоящему времени можно следующим образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:

Валеология - это межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды [1].

Валеология - новая интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека [2].

Валеология - междисциплинарная интегральная область знаний, изучающая здоровье человека на всех уровнях; методы, средства и механизмы его формирования, сохранения и укрепления; способы его оценки и прогнозирования на основе учета эндогенных и экзогенных факторов. Валеология входит в систему наук, объектом которой является человек [3].

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни [1].

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. А так же в сохранеии и укрепления здоровья человека путем развития его духовных, психических и соматических возможностей, позволяющих успешно адаптироваться к изменяющейся среде, совершенствовать механизмы здоровья [1], [3].

Основными задачами валеологии являются:

§   Исследование теоретических основ концепции целостного здоровья человека, познание механизмов и закономерностей его формирования, функционирования, сохранения, совершенствования.

§   Разработка теоретических основ и методов диагностики здоровья, качественная и количественная оценка уровня наличествующего и прогнозируемого здоровья практически здорового человека; создание системы мониторинга состояния здоровья населения.

§   Создание технологий для реализации индивидуальных оздоровительных программ на основе изучения имеющихся научных и практических способов оздоровления, а также создание принципиально новых техник и методов оздоровления.

§   Изучение ценностно-мотивационной сферы личности в области здоровья и здорового образа жизни, формирование теоритических основ здорового образа жизни.

§   Теоретико-методическое обеспечение пропаганды здорового образа жизни, валеологического образования, формирование культуры здоровья населения [3].

1.1 Педагогическая валеология


Педагогическая валеология - это область валеологического знания, изучающая закономерности и механизмы формирования, сохранения и совершенствования здоровья человека в педагогических системах; становления культуры здоровья и здорового образа жизни.

Целью является формирование, сохранение, совершенствование здоровья человека и культуры здоровья в педагогических системах [3].

В педагогической валеологии определены два направления:

. Педагогические аспекты валеологического образования.

. Валеологические основы общего образования.

Но особенно должно волновать представителей системы образования стремительное падение здоровья детей от класса к классу. В среднем по России 10% выпускников могут считаться здоровыми. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является сама система образования [4], [14].

На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.

Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие.

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьесбережения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции "само" (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья [1], [13].

1.2 "Здоровье" в валеологии


"Здоровье" является важнейшей категорией валеологии. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические социальные функции [12]

Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

) понятие "здоровье" как область человеческой культуры включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно, здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

) здоровье человека - это результат его собственной деятельности;

) уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

) здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

) здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;

) система массового образования является механизмом здоровьесбережения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Признаками здоровья являются:

·        специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

·        показатели роста и развития;

·        функциональное состояние и резервные возможности организма;

·        наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

·        уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения, 50% - от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни - социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

.        отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

2.      оптимальный двигательный режим;

.        рациональное питание;

.        закаливание;

.        личная гигиена;

.        положительные эмоции.

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

)        валеологическое образование каждого человека, начиная с самого раннего возраста;

2)      создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология [14].

1.3 Группы здоровья


Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность <#"894870.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Динамика возрастной структуры школьников (в %)

По рисунку 1 и таблице 1 видно, что в 2015 году увеличение количества обучающихся идет за счет увеличения количества детей в начальных классах. Старшие классы остались примерно на таком же уровне, а среднее звено в 2015 году чуть меньше по численности, чем в предыдущем.

По данной таблице (табл. 1) мы видим, что в течение года количество детей в школе увеличилось на 18 человек, значит, в младших классах становится больше полных семей, но не уменьшается количество неполных семей и семей с социальной опекой.

Рисунок 2 - Социальная структура 2014-2015 (%)

Рисунок 3 - Социальная структура 2015-2016 (%)

К сожалению, наблюдается увеличение числа неполных семей и семей с социальной опекой (рисунок 2,3). Это объясняется миграцией семей с маленькими детьми в города для заработка, а возвращаются матери одиночки после развода. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. А так же появляются семьи, где социальной опекой занимаются бабушки и дедушки, потому что родителей либо нет, либо дети являются социальными сиротами при живых родителях, которые лишены родительских прав. Поэтому есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Школа должна выполнять работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни, соблюдение гигиены. В школе педагог-психолог проводит развивающую и психокоррекционную работу, направленную на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы и детей структурного подразделения группы дошкольного образования проводятся систематические занятия в "Сенсорной комнате" (рисунки 4, 5; приложение 1).

Рисунок 4 - Занятия педагога-психолога с детьми в "Сенсорной комнате"

Рисунок 5 - Занятия педагога-психолога в "Сенсорной комнате"

3.2 Анализ распределения по группам здоровья обучающихся МБОУ Рослятинской средней общеобразовательной школы


Каждый год в нашей школе проходят ежегодные медицинские осмотры, по ним в дальнейшем определяют группы здоровья обучающихся (таблицы 2, 3,4).

Таблица 2 - Анализ распределения школьников по группам здоровья в 2013 - 2014 учебном году

Класс

Количество человек в классе

1 группа здоровья (%)

2 группа здоровья (%)

3 группа здоровья (%)

4 группа здоровья (%)

1

17

0

17 (100%)

0

0

2

17

4 (24%)

11 (65%)

2 (11%)

0

3

13

1 (8%)

8 (62%)

4 (30%)

0

4

19

0

19 (100%)

0

0

5

18

2 (11%)

14 (78%)

2 (11%)

0

6

21

0

17 (81%)

4 (19%)

0

7

12

4 (33%)

6 (50%)

2 (17%)

0

8

12

0

12 (100%)

0

0

9

15

5 (33%)

7 (47%)

1 (7%)

2 (13%)

10

13

0

10 (77%)

3 (23%)

0

11

9

0

9 (100%)

0

0

Итого:

166

16 (10%)

130 (78%)

18 (11%)

2 (1%)


Таблица 3 - Анализ распределения школьников по группам здоровья в 2014 - 2015 учебном году

Класс

Количество человек в классе

1 группа здоровья (%)

2 группа здоровья (%)

3 группа здоровья (%)

1

19

15 (78%)

2 (11%)

2 (11%)

2

16

0

16 (100%)

0

3

15

10 (67%)

5 (33%)

0

4

11

6 (55%)

5 (45%)

0

5

17

0

15 (88%)

2 (12%)

6

17

0

17 (100%)

0

7

21

0

19 (90%)

2 (10%)

8

12

0

12 (100%)

0

9

13

0

12 (92%)

1 (8%)

10

9

4 (44%)

5 (56%)

0

11

12

1 (8%)

9 (75%)

2 (17 %)

Итого:

162

36 (22%)

117 (72%)

9 (6%)


Таблица 4 - Анализ распределения школьников по группам здоровья в 2015 - 2016 учебном году

Класс

Количество человек в классе

1 группа здоровья (%)

2 группа здоровья (%)

3 группа здоровья (%)

1

26

3 (12%)

23 (88%)

0

2

19

15 (78%)

2 (11%)

2 (11%)

3

16

0

16 (100%)

0

4

16

10 (63%)

6 (37%)

0

5

12

5 (42%)

6 (50%)

1 (8%)

6

17

0

15 (88%)

2 (12%)

7

17

0

17 (100%)

0

8

22

0

20 (90%)

2 (10%)

9

13

0

13 (100%)

0

10

13

0

12 (92%)

1 (8%)

11

9

4 (44%)

5 (56%)

0

Итого:

180

38 (21%)

135 (75%)

7 (4%)


Рисунок 6 - Распределение распределения школьников по группам здоровья 2013-2014 учебный год (%)

На основе анализа можно заключить, что практически здоровых детей с 1 группой здоровья очень мало (2, 3, 5, 7, 9 классы), в основном преобладает вторая группа здоровья, а так же все чаще встречается третья (2, 3, 5, 6, 7, 9, 10 классы), в 2013 году присутствует и 4 группа здоровья в 9 классе.

Рисунок 7 - Распределение по группам здоровья 2014-2015 учебный год (%)

В 2014 году в 1 классе большее количество детей с 1 группой здоровья, а также она присутствует в 3, 4, 10, 11 классах. Но, как и в 2013 году, все же преобладает 2 группа здоровья. Детей с 3 группой становиться меньше, а с 4 группой за счет выпуска школьников из девятого класса не наблюдается.

Рисунок 8 - Распределение по группам здоровья 2015-2016 учебный год (%)

По рисунку 8 - 2 группа здоровья обучающихся так же преобладает, но заметные изменения происходят в 11 классе, там идет ухудшение состояния здоровья. Если рассмотреть эти три года, то изменения происходят волнообразно. Объективно оценить данные нет возможности, потому что с каждым годом все меньше специалистов принимают участие в медицинских осмотрах. И не совсем качественно ставятся те или иные диагнозы.

На основе анализа рисунков 6, 7, 8 можно заключить, что абсолютно здоровых детей с каждым годом становится все меньше, в большинстве преобладает вторая группа здоровья.

3.3 Характеристика состояния зрительного аппарата


Сравнив информацию за два года, можно сделать вывод, что в начальных классах процент детей с нарушением зрения уменьшился на 10%, в среднем и старшем звене незначительные ухудшения (2-3%), что отражено в таблице 5.

Таблица 5 - Сравнительный анализ количества детей с нарушениями зрения

Учебный год

1-4 классы

5-9 классы

10-11 класс

2014-2015

48 (79%)

6 (29%)

2015-2016

53 (69%)

25 (31%)

7 (32%)


Рисунок 9 - Сравнение количества детей с нарушением зрения (%)

Обычно у детей нарушения зрения возникают как самостоятельная патология, не связанная с другими патологиями организма. Поэтому эти данные (рисунок 9) не учитываются в анализе по группам здоровья. К сожалению, медицинские обследования каждый год проводятся разными специалистами и дается неоднозначный диагноз. Для того, чтобы обеспечить правильное распределение школьников в классе, учитель опирается на рекомендации врачей. В основном внимание при этом уделяется детям с нарушениями зрения и осанки, их помещают за определенные парты в классе.

Таблица 6 - Показатели физического развития сельских школьников

Возраст

Мальчики

Девочки


рост

вес

рост

вес


см

σ

кг

σ

см

σ

кг

σ

11

143,9

6,2

36,4

6,4

143,3

7,6

33,8

8,0

12

148,3

8,5

39,1

9,2

149,3

8,4

39,1

8,3

13

155,7

10,2

43,8

10,1

153,1

16,8

44,3

10,9

14

161,1

9,3

49,8

9,7

159,7

6,9

49,5

9,5

15

169,2

7,4

54,5

10,0

161,6

6,9

52,3

9,7

16

171,8

7,9

58,7

9,6

163,2

6,1

52,9

7,3


Если сравнить по результатам измерений девочек и мальчиков, то увидим следующее. У мальчиков к 16 годам длина тела увеличивается в 3,3 раза, у девочек - 3,1 раза. Если принять за 100% величину прироста длины тела от 11 до 16 лет и оценить в процентах долю прироста за каждый год, то у девочек высокий уровень прироста отмечается в 11-13 лет, у мальчиков - в 14-15 лет. (таблица 6). В период с 12 до 16 лет годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - около 5,7 см.

При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 11 до 13 лет, у мальчиков - от 12 до 16 лет. Затем рост замедляется. Еще в 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Увеличение длины и тела идет примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у девочек на 13-м, у мальчиков - на 15-м году жизни. На примере данного исследования видно, что у мальчиков при сохранении высоких темпов прироста массы тела, рост прибывает более медленными темпами. Для девочек характерно значительное увеличение темпов роста при отсутствии различий в весе, у девочек продолжается процесс роста, период вытягивания не закончен.

3.4 Структура хронических заболеваний и ее динамика


Результаты сравнения хронических заболеваний учащихся МБОУ "Рослятинская СОШ" за два года приведены в таблице 7 и на рисунках 10, 11.

Таблица 7 - Хронические заболевания

Название хронических заболеваний

2014-2015 учебный год (количество человек, имеющих данное хроническое заболевание)

2015-2016 учебный год (Количество человек, имеющих данное хроническое заболевание)

Пищеварительная система

8 (32%)

5 (23%)

ЦНС

1 (4%)

3 (14%)

Кровь (анемия)

1 (4%)

1 (4%)

ВПР

5 (21%)

4 (18%)

Обмен веществ

3 (13%)

3 (14%)

Дыхательная система

3 (13%)

2 (9%)

ОДА

3 (13%)

4 (18%)

Итого:

24

22


Рисунок 10 - Хронические заболевания обучающихся в 2014 - 2015 году (%)

Рисунок 11 - Хронические заболевания обучающихся в 2015 - 2016 году (%)

Проанализировав данные, можно сделать следующие выводы:

со стороны пищеварительной системы наблюдаются улучшения на 9%;

со стороны центральной нервной системы - ухудшилось на 10%;

процент заболеваний крови (анемия) остался без изменений;

врожденные пороки развития (ВПР) - уменьшились на 3 %;

процент заболеваний, связанных с обменом веществ, практически не изменились (разница в 1 %);

со стороны дыхательной системы ситуация улучшилась на 4%;

процент заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) увеличился на 5 %.

3.5 Динамика острой заболеваемости (по количеству пропусков)


За два года идет увеличение количества пропусков по болезни, это очень хорошо отражено в таблице 8.

Таблица 8 - Пропуски по болезни

Кол-во пропусков на 1 реб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2013-2014 уч. год

9,12

9,65

7,69

15,42

14,67

9,33

13,33

14,5

11,13

15,15

12,67

2014-2015 уч. год

17,58

17,44

11,87

19,09

16,76

15,53

13,76

17,58

12,31

15,44

16,25


Проанализировав острую заболеваемость за два учебных года, можно увидеть, что с каждым годом увеличивается число пропусков по болезни, особенно максимальные пики в 4, 8, 10 классах, а минимальные - в 3, 6, 9 классах (рисунок 12). Снижение иммунитета - одна из важных причин высокого уровня заболеваемости. На защитные свойства организма могут оказывать негативное влияние: неправильное питание, недосыпание, вредные привычки, высокие учебные нагрузки. Так как школьники много времени проводят за компьютерами (мобильными телефонами) и равнодушно относятся к спорту, это может привести к хроническим заболеваниям: нарушениям осанки (сколиоз), проблемам с обменом веществ (ожирение), развитию высокой утомляемости организма. С каждым годом все эти причины влияют на увеличение количества пропусков по болезни на 1 ребенка.

Рисунок 12 - Пропуски уроков по болезни (число дней на 1 ребенка)

3.6 Анализ результатов педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья


В МБОУ "Рослятинской средней общеобразовательной школе" в 2014 - 2015 учебном году было 2 обучающихся, имеющих заболевания опорно - двигательного аппарата, а в 2015 - 2016 году количество детей увеличилось до 3 человек. В нашей школе с 2013 года действует Государственная программа "Доступная среда", благодаря этой программе было сделано все, чтобы дети имели возможность обучаться, как все остальные.

В целях реализации программы в нашей школе были проведены следующие работы: сделан пандус для транспортировки обучающихся в учреждение, переделан и увеличен дверной проем в здание школы (рисунок 13).

Для того, чтобы детям было более комфортно находиться в здании школы, были сделаны более широкие дверные проемы при входе в туалет (рисунок 14).

 

Рисунок 13 - Пандус, вход в здание школы

 

Рисунок 14 - Дверной проем в туалет

Сам унитаз также оборудован поручнем для более удобного использования туалетной комнаты (рисунок 15).

Рисунок 15 - Поручни

Для более эффективного усвоения информации оборудован компьютерный комплекс в виде большой клавиатуры с удобными кнопками и джойстик вместо компьютерной мышки (рис. 16, 17).

Рисунок 16 - Специальная клавиатура

Рисунок 17 - Специальный джойстик

А также для всех обучающихся школы выделена отдельная комната для релаксации, где педагог-психолог проводит занятия (рисунок 18).

Рисунок 18 - Комната для релаксации

При выполнении педагогической работы, учителя используют разработанный проект "Организации инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации" (приложение 2). На данный момент выполнен первый подготовительный этап проекта, который был запланирован на 2013 год. В настоящее время наша школа работает над II этапом проекта - этап реализации, запланированный на январь 2014 года - август 2016 года (приложение 2).

Заключение


1. В МБОУ "Рослятинская СОШ" каждый год проводится медицинский осмотр школьников, по которому в дальнейшем проставляют группы здоровья и дают рекомендации по нарушениям зрения. Но в сельской местности существует проблема с квалифицированными медицинскими работниками, поэтому каждый год здоровье обучающихся нашей школы оценивается не вполне объективно.

. Количество обучающихся в МБОУ "Рослятинская СОШ" увеличивается за счет миграции. Семьи с маленькими детьми уезжают в города для поиска достойной работы, а возвращаются неполные семьи (матери одиночки после развода). Социальная структура образовательного учреждения: количество полных семей возрастает, но не уменьшается количество неполных семей и семей с социальной опекой.

. Детей с хроническими заболеваниями становится все больше, в основном это нарушения опорно-двигательного аппарата, с каждым годом доля таких детей увеличивается.

Так же можно наблюдать улучшение условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе действует Государственная программа - "Доступная среда". Образовательное учреждение старается выполнить все, чтобы такие дети не чувствовали себя одинокими, им оказывается психолого-педагогическая поддержка. Но не всегда получается это сделать, всему виной недостаточное финансирование учебных заведений.

Для лучшей социализации и адаптации учеников к школьной среде педагог-психолог проводит беседы. А для лучшего развития школьников начальных классов и детей структурного подразделения сформированы группы дошкольного образования - занятия в "Сенсорной комнате".

Список используемых источников


1.       Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Москва: Наука, 2001. - 416 с.

2.      Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - Санкт-Петербург: ДЕАН, 1998. - 232 с.

.        Дыхан, Б. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов / Б. Дыхан, В.С. Кукушкин, А.Г. Трушкин. - Москва: Издательский центр "МарТ", 2005. - 528 с.

.        Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. - Санкт-Петербург: Петроградский и К, 1997 - 415 с.

.        Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 400 с.

.        Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 126с.

.        Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - Москва: Высшая школа, 2002. - 400 с.

.        Задержка психического развития / Специальная психология / под ред.В.И. Лубовского. - Москва: Академия, 2003. - 484 с.

.        Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред.Н.М. Назаровой 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2002. - 400 с.

.        Педагогическая психология / под ред.В. В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991. - 479 с.

.        Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. - Санкт-Петербург: РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. - 215 с.

.        Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 192с.

Электронные ресурсы

13. Валеология как наука о здоровье человека [Электронный ресурс]: Энциклопедия. - Режим доступа: <#"894870.files/image021.gif">

Рисунок 1 - Занятие на специальной обучающей клавиатуре

Рисунок 2 - Занятие для развития тактильной чувствительности

Приложение 2

 

Таблица 1 - Этапы реализации проекта "Организация инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации"

Этапы работы

Продолжи-тельность этапа

Содержание деятельности на этапе

Результат деятельности на этапе

I этап - подготови-тельный

2013 г.

Анализ сложившейся ситуации в МБОУ "Рослятинская СОШ" по направлению.

Корректировка программы развития школы с учётом реализации проекта; Разработка подпрограммы "Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов".



Определение участников деятельности, исследование готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ и их семьями.

Создание временных творческих групп по разработке модели инклюзивного образовательного пространства школы. Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.



Подготовка нормативных документов, оформление организационно-управленческих, кадровых предложений для успешной реализации инклюзивного образования.

Положение об организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в МБОУ "Рослятинская СОШ" Наличие комплекта локальных актов в ОУ, регламентирующих реализацию инклюзивных подходов.



Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.

Наличие действующей модели инклюзивного образовательного пространства.



Разработка системы мониторинга по направлению.

Наличие системы мониторинга.

II этап - этап реализации

Январь 2014г. - август 2016г.

Создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства.

наличие необходимых материально - технических, методических условий образования детей - инвалидов, наличие необходимых коррекционно - развивающих материалов.



Проведение педагогической диагностики, построение индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ на основании результатов обследования.

Наличие индивидуальных образовательных программ для обеспечения качественного образования детей - инвалидов. наличие индивидуальных программ сопровождения семей детей - инвалидов.



Разработка методического обеспечения реализации проекта.

Наличие методических рекомендаций по работе с детьми - инвалидами; наличие программ и планов работы временных творческих групп; наличие методических рекомендаций по формированию толерантного отношения в обществе к детям - инвалидам; наличие программ психологических тренингов и программы повышения компетентности педагогов и родителей по вопросам образования детей - инвалидов.



Разработать и апробировать систему методической поддержки семей детей с ОВЗ.

Наличие в школе новых форм методической поддержки и социализации семей детей - инвалидов: детско-родительского клуба; интернет - консультация.

III этап - этап подведения итогов

сентябрь - декабрь 2016 г.

Анализ, обобщение и тиражирование положительного опыта ОУ, результатов деятельности.

Участие в научно - практических конференциях; проведение семинаров, мастер - классов, тренингов педагогами школы для педагогов района.

Примечание - В таблице использованы следующие сокращения и аббревиатуры: г. - год ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

 

Похожие работы на - Анализ валеологических ресурсов Бабушкинского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!