Фредерик Франсуа Шопен
1.
Биография Фредерика Франсуа Шопена
Фредерик Франсуа Шопен родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта)
1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное
дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы
юного композитора (всего в период 1817-1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов),
и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве
пианиста-виртуоза.
Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле
недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось
очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в
период 1817-1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени
начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.
Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А
затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного
композитора, позднее - директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.
В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в
концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил
первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный
успех.
С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста,
но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту
почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830
гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным
маршем (1828-1844 гг.), четыре баллады (1835-1842 гг.), 21 ноктюрн (1827-1846
гг.), 27 этюдов (1829-1839 гг.), 25 прелюдий (1831-1839 гг.). Кроме того,
Шопену принадлежат 19 песен (1829-1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано
(1846 г.) и многие другие произведения.
В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене,
после чего переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался
кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф.
Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор
Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей
Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она
была подругой композитора.
В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся
почти год, а 1838-1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни
музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В
завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было
исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.
Окончил музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного
композитора, позднее - директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.
В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в
концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил
первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный
успех.
С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста,
но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту
почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830
гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным
маршем (1828-1844 гг.), четыре баллады (1835-1842 гг.), 21 ноктюрн (1827-1846
гг.), 27 этюдов (1829-1839 гг.), 25 прелюдий (1831-1839 гг.). Кроме того,
Шопену принадлежат 19 песен (1829-1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано
(1846 г.) и многие другие произведения.
В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене,
после чего переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался
кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф.
Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор
Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей
Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она
была подругой композитора.
В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся
почти год, а 1838- 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни
музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В
завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было
исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.
2.
Жанровые черты ноктюрна в творчестве Шопена
Ноктюрн - характерный жанр романтической музыки,
разновидность лирической миниатюры - отличается своей оригинальной тематикой.
Само слово «ноктюрн» означает «ночной». Печальная поэзия сумеречного
света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза, смещая
границы реального, преображались в окутанные таинственной дымкой видения,
неотделимые от личного чувства, от охватившего художника настроения. Образы
ночи в разных аспектах - изобразительных и выразительных, описательных и
психологических - частое явление в поэзии, живописи, музыке XIX века.
Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и
ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.
Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом
воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы
писались обычно для ансамбля духовых инструменᴛᴏʙ, иногда со
струнными.
Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила
томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы
говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели
значительно позже. Ноктюрны же 18 века, наоборот - отличаются бодрым, отнюдь не
”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы
изображая приход или уход музыканᴛᴏʙ. Образцы таких ноктюрнов
встречаются у И. Гайдна и В.А. Моцарта.
Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны
вокальные-сольные и хоровые.
В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна
переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а
небольшие инструментальные пьесы, мечтательного, задумчивого, спокойного
характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и
настроений, поэтические образы ночной природы.
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической
концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались
триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь
- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и
думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.
Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно
ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом,
состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной
карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив
его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла
«Карнавал» (№12 - лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц
Лист, Эдвард Григ, русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал
под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковскийи другие композиторы.
Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Но при этом середина (если
3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.
В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного
инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Ноктюрн, поэтический
жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из
композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов.
Основной их эмоциональный тон - мечтательная лирика самых разнообразных
оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного
совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по
содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные,
скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.
Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена - ноктюрн ре-бемоль мажор
(ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в
нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и
трепетным человеческим дыханием.
В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь
уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой
пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.
В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно
значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые
искренние их высказывания.
Приоритет
в создании музыкального жанра ноктюрна принадлежит Джону Фильду
<#"894826.files/image001.jpg"> <#"894826.files/image002.jpg"> <#"894826.files/image003.jpg"> <#"894826.files/image004.jpg"> <#"894826.files/image005.jpg"> <#"894826.files/image006.jpg"> <#"894826.files/image007.jpg"> <#"894826.files/image008.gif"> <#"894826.files/image009.jpg"> <#"894826.files/image010.jpg"> <http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/chopin_060.jpg>
Возбужденный
тон репризы, бурный драматизм кульминации, нескрываемая горечь заключительного
речитатива - лирическая реакция, вызванная развитием предшествующих трагических
событий.
Выводы
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической
концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались
триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь
- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и
думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн
Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура
(пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и
ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой
композитора. Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ,
русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от
музыки Филда), Балакирев, Чайковскийи другие композиторы.