Стилистика произведений соло для струнных инструментов азербайджанских композиторов

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,93 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стилистика произведений соло для струнных инструментов азербайджанских композиторов

Бакинская музыкальная академия













Стилистика произведений соло для струнных инструментов азербайджанских композиторов


Умида Абасова

Музыкальное творчество композиторов, пишущих отдельные произведения для сольного исполнения на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виола, виолончель, контрабас, должно исследоваться в комплексе, с учетом индивидуальных особенностей художественного творчества и условий их работы. Кроме того, определенную роль играет уже сформированная музыкальная среда, характер духовной культуры и содержание исторической эпохи.

Ключевые слова: струнные инструменты, азербайджанские композиторы, современная музыка для струнных инструментов, музыкальный стиль, музыкальные школы и направления.

Актуальность проблемы. Создание новых музыкальных произведений происходит не в вакууме. Здесь уже имеется сформированная музыкальная и в целом особая культурная среда, в которую входит система науки, образования, характер семейных взаимоотношений, досуговая деятельность, ментальные особенности народа, в том числе связанные с музыкальной культурой. Создание произведений, где музыкальное содержание его воспроизводит всего один инструмент, довольно сложная и ответственная задача. Известно, что подобных произведений намного меньше, чем тех, что написаны для двух и более произведений. Вместе с тем требовательный слушатель получает большое наслаждение от сольных произведений. У них свои, характерные требования, связанные с особенностями инструмента, на котором исполняется произведение. Однако интерес к ним не пропадает, поскольку они трогают сердца своих слушателей, помогают углубить представления о выразительных возможностях каждого инструмента. Удачное произведение дает новое дыхание не только инструменту, но и показывает способности и особенности таланта автора произведения.

Степень исследованности проблемы. Творчество азербайджанских композиторов, работающих с классическими струнными музыкальными инструментами, охватывает последнее столетие. Разумеется, музыкальные критики и научные исследователи не обошли вниманием их музыкальную деятельность. Перечислим имена тех композиторов, творчество которых нами будет затронуто в данной статье: это Фикрет Амиров, Тофик Бакиханов, Джалал Аббасов, Азад Алиев, Миркасум Гашимов, Хайям Мирзазаде, Лала Дадашова, Руфат Рамазанов, Алия Мамедова. Наиболее известные из них - это Фикрет Амиров, Хайям Мирзазаде, Азад Алиев, Гасанага Адыгезадзаде. По возрасту, характеру творчества, диапазону и музыкальным формам они также различаются между собой.

Что же касается степени исследованности указанного в заголовке статьи проблемы, то здесь можно отметить, что анализ произведений указанных авторов всегда был предметом вниманиямузыковедов и искусствоведов. Это исследования М. Ахадзаде, С. Касумовой, К. Неймановой, Л.Б. Мамедовой, и т.д. Вместе с тем проблемы соло-произведений для струнных инструментов не были предметом исследования современных музыковедов и музыкальных критиков.

Основная часть. Следует отметить, что представители данного жанра музыкального искусства вот уже несколько поколений работают в условиях, когда динамика процессов развития музыки в Азербайджане связана с синтезом восточных и западных тенденций в данной сфере искусства. Основу этого синтеза заложил блестящий ученый, композитор и философ, корифей современной азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков. Благодаря его музыкальной школе, которая нашла продолжение в творчестве целой плеяды музыкальных деятелей Азербайджана, линия сочетания современных музыкальных тенденций Запада и Востока до сих пор является основной во многих музыкальных жанрах азербайджанской музыки.

Вопросы особенностей музыкального творчества одного из ярких представителей азербайджанской музыки ХХ столетия Фикрета Амирова явились предметом исследования многих экспертов истории и теории музыки. Помимо того, что он успешно использовал богатейшие возможности народной музыки в своем творчестве, Амиров является создателем двух новых жанров в азербайджанской музыке: мугам-поэмы и симфонического мугама. Он неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы писать интересную музыку на национальной основе, нужно любить и глубоко знать эту музыку, с другой стороны, стоять вровень с современными музыкальными тенденциями, знать, в каком направлении идет развитие музыкальных предпочтений. Исследователи справедливо отмечают, что музыка Ф. Амирова одинаково доступна как профессионалам, так и простым слушателям [7]. Известно также, что Амиров имел прекрасные образцы для подражания в лице творчества М. Магомаева, У. Гаджи- бекова, А. Зейналлы, которые успешно использовали народное творчество, прежде всего мугам, при написании многих своих произведений [8, с. 136]. последователями Амирова в указанном смысле были Ниязи, С. Алескеров, Т. Баки- ханов и др. композиторы страны. Сам процесс творчества Амирова при использовании народных ладов музыки состоял в их постоянном движении посредством модуляции, выстраивании ритмов на их основе, на основе контрапункта и поли-ладов. Активный творческий поиск виден во всех его произведениях, в том числе написанных для сольного исполнения [9].

Другим ярким представителем азербайджанского музыкального искусства, воплотившим в своем творчестве лучшие черты синтеза классики и народности, является Тофик Бакиханов. Получив блестящее музыкальное образование, будучи талантливым скрипачом, он стал впоследствии одним из ведущих композиторов страны. В ряде его произведений, наряду с музыкой к сценическим произведениям балетами, симфоническими произведениями, балетами, симфоническими муга- мами, нашли свое отражение камерно-инструментальные, камерно-вокальные произведения, песни, романсы, и, наконец, произведения для соло скрипки. Т. Бакиханов часто обращался к малым жанрам для струнных инструментов, и не только для них. Одним из удачных творческих исполнений автора являются его череда сонат для скрипки с фортепиано, написанных с использованием народной музыки разных стран.

Как подчеркивают исследователи, профессор кафедры композиции Бакинской музыкальной академии, народный артист и заслуженный деятель искусства страны Хайям Мирзазаде обладает неповторимой палитрой музыкальных интонаций и форм. Х. Мирзазаде является автором ряда крупномасштабных произведений, таких, как балет, симфонии, концерты, в том числе для скрипки с оркестром, сонаты соло для отдельных инструментов, песни, эстрадные и джазовые пьесы, музыки к спектаклям и кинофильмам, и т.д. Именно творческое разнообразие работ композитора сделало его популярным среди многих поклонников музыки [4].

Его творчество принесло ему широкую известность, как в пределах страны, так и за рубежом. Здесь есть лиризм, ясность изложения, сила логики, сочетающаяся с высоким эмоциональным накалом. Основное в его стиле - простота, которая имеет достаточно высокий уровень выразительности [2].

Доцент Национальной консерватории, заслуженный деятель искусств Алия Мамедова в своем творчестве преследует ясные лаконичные формы, ведя драматургическую линию развития на должном профессиональном уровне. Многие струнные произведения, в том числе и известный «Струнный квартет» отличается именно этими особенностями [1]. Алия Мамедова является одним из тех композиторов, которые отличаются новаторством в музыкальном искусстве. Характерной чертой ее педагогической активности также является участие в работе секции творчества молодых композиторов при Союзе композиторов Азербайджана. Здесь, помимо творческих вечеров и концертов, идет работа по формированию навыков создания новых произведений в духе современных тенденций музыкального искусства.

Руфат Рамазанов является одним из ведущих композиторов, относящихся к современному поколению и отличается многообразием музыкального вкуса. Жанровое разнообразие, присущее его творчеству, свидетельствует о богатстве подходов, художественного воображения и высокой духовной культуры. В частности, ему принадлежат такие симфонические произведения, как «Хуруфиты», «Балетная сюита», «Наими», его перу принадлежат дилогия «Тэт-а- тэт» (1996), «Крик четырех струн» для соло виолончели (1997), «Сенсориум» для соло скрипки (1999), и многие другие [4].

Джалал Аббасов выделяется своим изысканным подходом в подборе тематики произведений, их жанрового разнообразия. Он является автором капелл, кантат, соло для контрабаса, для скрипки, для альта, детской оперы «Радостная весна», песен для хора и т.д. все эти произведения пользуются большой популярностью, как среди исполнителей, так и зрителей и слушателей [4]. Дж. Аббасов написал сонатину как часть своего первого квартета, т.е. сонатная форма является в творчестве композитора привычной формой поиска самовыражения. Интонационные особенности сонаты для скрипки соло связаны также с общими стилистическими особенностями современной музыки, еще в середине девятнадцатого столетия отошедшей от классических канонов, сочетающей в себе характер национальной и межнациональной музыки. Богатство информационной нагрузки, возможности сочетания многих стилей и направлений ясно выражено в указанном произведении нашего знаменитого соотечественника.

Среди жанров азербайджанского музыкального искусства работы, написанные для скрипки соло, следует рассматривать как исключение. Это произведение занимает особое место в многостороннем творчестве композитора Джалала Аббасова. Основанное по народной музыке, это музыкальное произведение состоит из двух частей. Ощущения музыкального восприятия имеют основу эмоциональных переживаний, связанных с мугамом. Уникальный стиль этого произведения вызывает в сердцах людей восхищение, здесь волнения, надежды, радости и печали последовательно сменяют друг друга, находит свой путь к сердцу слушателя.

Гасанага Адыгезалзаде также отличается в своем творчестве богатством выразительности, разнообразием жанров и своеобразием в видении национальных музыкальных колоритов. В списке его произведений имеются симфонии, кантаты, миниатюры для хора и камерно-инструментального оркестра, сонаты соло для скрипки и для фортепиано, многие произведения для духовых инструментов, марши, песни, романсы, он много пишет сценических произведений, произведений для народных инструментов [4]. соло струнный композитор аббасов

В создании сольных произведений для струнных инструментов активно участвуют также и молодое поколение композиторов, делающих на этом пути свои первые шаги. Всех современных азербайджанских композиторов, работающих над тематикой сольных произведений для классических струнных инструментов, объединяет разнообразие интонаций, которые составлены как из народных, так и современных мелодий.

Здесь важно подчеркнуть, что их разнопорядковость обуславливает своеобразие и неповторимость создаваемых произведений. Мелодия основана на многоголосии, которое, в свою очередь, исходит из жанрового многообразия, разнообразной тематики, в рамках которых создаются новые произведения. Богатый мир музыкальных интерпретаций, который дает большие возможности творить, создавать оригинальные произведения, затрагивающие душу слушателей, всецело используется представителями музыкальной элиты Азербайджана. Так, Адиля Юсифова в 2008 году написала квазисонату под названием «Одиночество в Париже». Тофик Бакиханов - автор сюиты № 1, соло для скрипки «Импровизация». Все указанные произведения отличаются национальным колоритом, в сочетании с используемой классической формой жанра.


Список литературы

Творчество молодого поколения // #"justify">Касумова С. Хаям Мирзазаде // #"justify">Ахадзаде М. Б. Особенности исполнительского искусства народного артиста Азада алиева. Автореферат канд. дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. - Баку: 2011, 26 с.

Азербайджанские композиторы и музыковеды // <http://composers.musigi-dunya.az/>

Нейманова К. Н. Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано. Методические рекомендации. - Б.: Мин. обр-я, 2009, 20 с.

Мамедова Л. Б. О фортепианном творчестве Ф. Амирова. Методические разработки. Мин. обр-я. - Б.: 2009, 32 с.

Гасанова-Исмаилова Дж. Фикрет Амиров - корифей азербайджанской музыки // http://www.musigi- dunya.az/

Амиров Ф. Музыкальные размышления. - В.: 1971 (на азербайджанском языке).

Зохрабов Р. Портреты наших композиторов. - В.: 1997 (на азербайджанском языке).

Аксенова С. С. Особенности интонирования современной классической музыки // МНЦ «Сфера общественных наук», № III (9), 2015, с. 71-74.

Похожие работы на - Стилистика произведений соло для струнных инструментов азербайджанских композиторов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!