Технология формирования словаря у детей с заиканием

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    740,53 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология формирования словаря у детей с заиканием

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы формирования словаря у детей с заиканием. 5

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития ребенка. 5

1.2 Формирование словаря в онтогенезе. 8

1.3 Особенности формирования словаря  у детей с заиканием. 12

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию словаря у детей с заиканием  17

2.1 Определение уровня формирования устной речи у детей с заиканием. 17

2.2 Коррекционная работа по формированию словаря у детей с заиканием. 21

2.3  Динамика формирования словаря у детей с заиканием. 23

Заключение. 27

Список литературы.. 29

Приложения. 31

 

 

 

Введение

Одной из наиболее острых проблем при заикании является - резкое снижение коммуникативной функции речи, что является главным в процессе полноценного формировании личности. Именно навыки речевого общения являются наименее сформированными у детей дошкольного возраста к моменту поступления в школу.

 Комплексный подход по коррекции заикания у дошкольников – актуальная проблема нашего общества в целом, которая особо остро проявляется в малых городах и районах из – за не укомплектованности образовательных и медицинских учреждений узкими специалистами (логопедами, психологами, неврологами и другими специалистами). Проблема формирования словаря занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Проблемой формирования словаря детей занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Важным условием формирования словаря школьника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Объект исследования: процесс формирования словаря у детей с заиканием.

Предметом исследования: особенности формирования словаря удетей с заиканием.

Цель исследования: изучение технологии формирования словаря у детей с заиканием.

Задачи:

1)  изучить литературу по проблеме исследования;

2) провести опытно - экспериментальную работу по формированию словаря у детей с заиканием.

3)Выявить эффективность коррекционной работы по формированию словаря у детей с заиканием

Гипотеза основана на предположении, что разработанные методические рекомендации будут результативными при условии учёта структуры речевого дефекта, возрастных и психических особенностей ребёнка.

Методы: теоретический анализ научно-методической литературы; сравнение, обобщение.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы формирования словаря у детей с заиканием

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития ребенка

Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у детей рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка» [1, c. 15].

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [1, c. 16].

Слово содержание общения. Свободная и письменная опирается, всего, владение достаточным запасом.

Словарная - это планомерное активного словаря за счёт или трудных них слов. Известно, расширение словаря идёт одновременно с их с действительностью, с правильного отношения к

Процесс детьми значений  их семантики изучен Л.С.Выготским,  что ребёнок мере своего переходит от  несущественных признаков, к  С изменением изменяются полнота и отражения им в речи фактов, или связей в действительности [8, с.15].

Особенности мышления во определяют особенности словаря. Наглядно - и наглядно - мышление объясняет слов, названия предметов,

качеств. Появление - логического мышления усвоение детьми понятий.

Методика речи рассматривает важный вопрос, понятие о активном и [5, с.26].

Активный - это слова, говорящий не понимает, и употребляет (или менее ). Активный словарь многом определяет и культуру

Пассивный - это слова, говорящий на языке понимает, сам не  Пассивный словарь больше активного, относятся слова, о которых человек по контексту, всплывают в лишь тогда, их слышит.

Перевод из пассивного дошкольников в  представляет собой задачу развития  Введение в детей слов, они самостоятельно с трудом, в искажённом  требует педагогических  Данные психологии,  физиологии помогают круг слов, которых детьми различных возрастных затруднено.

Формирование детей рассматривается в аспектах.

Первый заключается в ребёнком предметной слов и понятийного содержания. Он с развитием деятельности детей. В методике развития этот аспект  прежде всего, в Е.И.Тихеевой, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, В.И.Логиновой, В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной.

Второй заключается в слова как лексической системы, связей с лексическими единицами. Здесь значение приобретают детей с словами, их семантики, по смыслу антонимов,  многозначных слов, т.е. смысловой стороны  Это направление в степени представлено в Ф.А.Сохина и учеников (О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной и ). Оба эти взаимосвязаны между  и,  работа над стороной слова возможной лишь усвоении детьми  понятийного содержания [1, с.17].

Принято четыре основные словарной работы:

1. Обогащение  т.е. новых, неизвестных ребёнком  а также значений ряда  уже имеющихся в лексиконе.

2. Уточнение  т.е. - стилистическая работа. Овладение и выразительностью (наполнение содержанием  известных детям, многозначности, и т.п.).

3. Активизация  т.е. как можно числа слов пассивного в словарь, слов в  словосочетания.

4. Устранение слов, их в словарь ( диалектные, ). Это особенно  когда дети в условиях языковой среды [1, с.19].

С времени ребенок понимает значение  учится выделять и наиболее существительные предметов и их словом. В повторении и нуждаются слова, цвет,  пространственные и понятия. Необходимо внимание детей многозначность слова. Это явление, одно и же слово разные предметы (-принадлежность для  ручка-), привлекает внимание  вызывает интерес.

Овладение является важным умственного развития, содержание исторического  усваиваемого ребенком в  обобщено и в речевой и, всего, в слов [10, с.39].

Усвоение решает задачу и уточнения  формирования понятий, содержательной стороны  Одновременно с происходит развитие стороны мышления, овладение лексическим происходит на операций анализа,  обобщения.

Бедность мешает полноценному  а,  и общему ребенка. И  богатство словаря признаком хорошо речи и высокого уровня развития.

Своевременное словаря - из важных подготовки к обучению. Дети, владеющие достаточным запасом, большие трудности в  не находя слов для своих мыслей. Учителя  что ученики с словарем лучше арифметические задачи, овладевают навыком  грамматикой, в умственной на уроках.

Таким  роль слова важнейшей единицы и речи, значение в развитии ребенка место словарной в общей работы по речи детей.

1.2 Формирование словаря в онтогенезе

С речи, ребенок обозначает то, доступно его  В связи с в словаре рано появляются конкретного значения, — слова обобщающего Развитие лексики в обусловлено также представлений ребенка окружающей действительности. По того как знакомится с предметами,  признаками предметов и  обогащается его

Развитие у ребенка как в предметной соотнесенности  так и в развития значения.

Анализируя значения слова в  Л. С. Выготский  «Речь и слов развивались путем, и того, психологически развивалось слова помогает до известной  как происходит знаков, у ребенка образом возникает знак, на основе рефлекса происходит механизмом обозначения».

Первоначально слово возникает у как непосредственная между конкретным и соответствующим предметом.

Первая развития детских протекает по условных рефлексов. Воспринимая слово (раздражитель), связывает его с  а в и воспроизводит

В от 1,5 2 лет переходит от приобретения слов окружающих его к активному своего словаря в использования вопросов «что это«как это ».

Таким  сначала ребенок знаки от его людей, а осознает их, функции знаков.

В формирования лексики и уточнение слова.

Вначале слова полисемантично, значение аморфно,  Слово может несколько значений. Одно и же слово обозначать и  и признак, и с предметом. Например, «кых» обозначать в ребенка и  и все (воротник, шапку), и с предметом (погладить кошку). Слово определенной интонацией,  которые уточняют значение.

Параллельно с значения слова и развитие значения слова.Слово различное значение и в от интонации. Слово может обозначать степень похвалы,  сарказм, в зависимости интонации.

В развития значения  в основном у от 1 2,5  отмечаются явления референции, «растяжения» слов (Е. С. Кубрякова), «» (Т. Н. Ушакова). При отмечается перенесение одного предмета ряд других, связанных с предметом. Ребенок признак знакомого предмета и его название другой предмет, тем же  Ребенок использует для называния ряда предметов, имеют один несколько общих (форма,  движение,  звучание, качества и др.), а общее функциональное предметов.

При обращает на внимание то, ребенок объединяет словом признаки, являются психологически значимыми для на данном психического развития.

По А. Н. Гвоздева, в четырехлетнего ребенка 50,2%  27,4%  11,8%  5,8%  1,9%  1,2%  0,9% и 0,9% и частиц.

Анализируя состав разговорной детей в от 6 7 лет, А. В. Захарова наиболее употребительные слова в детей: (мама,  мальчишка), (маленький,  детский, ), глаголы ( говорить, ).

В детей от 6 7 лет регулярная повторяемость со значением (большой,  огромный,  средний,  крошечный, ). Особенностью структуры поля прилагательных значением размера асимметричность: со значением «» представлены гораздо  чем со «маленький».

Таким  по мере психических процессов ( восприятия,  памяти), контактов с миром, сенсорного опыта  качественного изменения деятельности формируется и ребенка в и качественном

Организация системности у детей и происходит по- У маленьких объединение слов в происходит преимущественно основе тематического (например, — конура, — грядка). Взрослые чаще объединяют  относящиеся к понятию (— кошка, — овощ).

Таким  на ранних овладении языком роль принадлежит уровню, а в на первый выступает словообразовательный

В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции:

1) тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, супплетивизм;

2) замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;

3) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения.

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные но семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. 

 

1.3 Особенности формирования словаря  у детей с заиканием

Заикание - из наиболее дефектов речи. Оно устранимо, психику ребёнка, правильный ход воспитания, речевому общению, взаимоотношения с  особенно в коллективе.

По большинства учёных, - это не расстройство речевой  В проявлениях еще обращают себя внимание нервной системы  их физического  общей моторики, психологических особенностей. Перечисленные в психофизическом заикающихся детей в случаях проявляются по- но, не менее, тесно связано с  усложнение одного усугубляет другое [15, с.20].

Заикание - нарушение темпо-организации речи, судорожным состоянием речевого аппарата. В время считается  что устранять нужно сразу же, только оно  Чем больше проходит с начала заикания, чаще оно в тяжелый, дефект и за собой в психике  Кроме того, лишает ребенка условий общения и препятствует его учебе. Поэтому дефект важно ещё до ребенка в  Но необходимо не только речь ребенка с  но и его личность и в целом.

Основным заикания являются в процессе деятельности, т. е. ребенок говорит. Обычно наступает внезапно, свободной, речи, и приостанавливает членораздельные или нарушает чистоту и  Ее продолжительность недолгой, измеряется только  Длительность речевых в средних колеблется в от 0,2 до 12,6

По проявления заикание быть легким (), средним и (сильным). Легкая характеризуется едва проявлением судорог, не мешают общению. При степени, в длительных судорог, общение становится  Чем чаще и судороги, тяжелее заикание [3, с.54].

У при заикании звукопроизношение. Трудно согласные, больше начальные  чем последующие. Затруднительны заикающихся те  которые они считают наиболее  Иногда дети с хорошо произносят трудные звуки и,  легкие представляют них непреодолимые  Статистически доказано, заикание наступает при произношении слов, коротких. Слово, часто вызывает заикания, влиянием психологических становится постоянным запинки [12,с.25].

Речь детей, правило, сопутствующими движениями, проявляются у детей по- от раздувании носа и глаз до движений всем

При текущем заикании все дети с используют в однообразные, повторяющиеся на высказывания, опустошенные лексемы  «да«вот», «самое» и т.п. Иногда звукосочетания могут бессмысленными («»). Такие явления в  посвященной проблеме  принято называть  а сами - эмболами. Эмболы появляться в судороги как «» в плавную  Довольно часто заполняют паузы, заикающийся ребенок подобрать адекватные  соответствующие замыслу  Использование эмболов осознается детьми с [1, с. 26].

Нередко в заикающихся дошкольников подмена слов, в момент им трудно  на слова, произнести легче. Часто уловки такого меняют смысл  что не осознается заикающимися.

Заикание у дошкольного возраста значительно сильнее время разговорной  когда требуется выразить свои  Замечено, дети больше в присутствии лиц или  кого они или уважают,  в детском - воспитателей. Заикание резче проявляется сильного физического  при простудных [9, с.76].

У  в основном, встречаются две заикания: и неврозоподобная.

Невротическое у детей возраста возникает в острой или психической травмы,  испуга, в 2-6 и в носит волнообразный  Речевой онтогенез у дошкольников данного имеет определенные  Нередко наблюдается развитие речи: слова появляются к месяцам, речь формируется к 16-18-месяцам жизни. В промежуток времени (2-3 ) дети начинают развернутыми фразами, запас бурно  рано формируется строй речи с сложных речевых  т.е. речевое и развитие у детей соответствует срокам, а в случаях может их [1].

Неврозоподобное - это остатки нарушений при головного мозга. Апраксия - произвольных движений (позы или ) - ребенок может выполнить или иное конечностями, языком и

Строение аппарата у с данной заикания - нормальное. Все органов артикуляции некоторой ограниченностью, отмечается малоподвижность челюсти, недостаточная подвижность и губ, координация артикуляторных  затрудненный поиск поз. Нередко нарушение тонуса языка, «беспокойство». Довольно у детей повышенная саливация в процессе  так и в

Речевое характеризуется отставанием нормы. Первые нередко появляются к 1,5  элементарная фразовая формируется к 3-м  развернутые фразы лишь к 3,5 жизни. Наряду с развития речи нарушения произношения звуков, накопление словарного  позднее и освоение грамматического речи. Начало совпадает с формирования фразовой  т.е. с 3-4  В начальном  который продолжается 1 до 6  заикание протекает бы волнообразно, несколько смягчаясь, утяжеляясь, периодов, от судорожных речи, наблюдается [1, с.18].

Дети с по уровню развития не однородную группу. Среди есть дети, с высоким, и с уровнем речевого  В то время как у тех, так и у других отмечаются затруднения в подыскивании нужного слова, речевом оформлении мысли, многословие, склонность к пространным рассуждениям.

Таким образом, у детей при заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются либо навязчивым повторением звуков и слогов, либо непроизвольными остановками (паузами), часто сопровождающимися судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ, а также мышцы дыхательного аппарата. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет ребенку с заиканием точно, ясно, ритмично вести разговор. При этом расстраивается и голос, становится неуверенным, хриплым, слабым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию словаря у детей с заиканием

2.1 Определение уровня формирования устной речи у детей с заиканием

В рамках изучения технологии формирования словаря у детей с заиканием было решено провести экспериментальное исследование. 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ с УИОП 9 г. Кирова В выборку исследования данного исследования вошли 22 школьника с заиканием (10 девочек и 12 мальчиков) в возрасте от 7 до 8 лет.

Для проведения экспериментального исследования мы использовали методики«Определение активного словарного запаса» (картинки к данной методике представлены в Приложение 1). Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Полученные результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Схема протоколирования результатов исследования по методике «Определение активного словарного запаса»детей с заиканиемконстатирующего эксперимента

№ п.п.

Имя О.

Частота употребления этих признаков ребёнком, раз

Итого Баллов

Существительные

Глаголы

Причастия

Деепричастия

Прилагательные

Предлоги

Частицы

Местоимения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др

1

Ирина А.

3

3

 

 

1

 

 

2

 

 

9

2

Василий А.

2

2

1

 

 

2

 

 

1

 

8

3

Мирослава В.

3

2

 

 

2

1

 

1

 

 

9

4

Дмитрий Д.

2

2

 

 

1

 

 

2

 

1

8

5

Павел Д.

2

1

1

 

1

1

 

1

 

 

7

6

Майя Ж.

2

2

 

 

2

1

1

 

 

 

8

7

Алина З.

2

1

1

 

2

 

 

2

 

 

8

8

Алена К.

3

2

 

 

1

1

 

1

 

 

8

9

Евгений К.

2

3

 

 

2

 

 

2

 

 

9

10

Сергей М.

2

2

 

 

1

 

 

1

 

 

6

11

Илья М.

3

2

 

 

1

 

 

1

 

 

7

12

Евгений Н.

2

2

 

 

1

1

 

2

 

 

8

13

Сергей Р.

2

1

 

 

1

1

1

1

1

 

8

14

Екатерина С.

2

2

 

 

1

 

 

1

 

 

6

15

Мария С.

2

2

 

 

2

 

1

 

 

7

16

Кристина Т.

2

1

 

 

1

1

1

1

 

 

7

17

Александр Т.

2

2

 

 

2

 

 

1

 

 

7

18

Алексей Ф.

2

2

 

 

1

1

 

1

 

 

7

19

Николай Ф.

2

1

 

 

1

1

 

1

 

 

6

20

Константин Ю.

2

2

 

 

1

 

 

2

 

 

7

21

Екатерина Я.

2

3

 

 

2

 

 

1

 

 

8

22

Светлана Я.

3

2

 

 

1

 

 

2

 

 

8

 

При рассказе по сюжетным картинам, отмечаются трудности моделирования и композиционного оформления сюжета. Рассказ подменяется перечислением действий и событий.

Наблюдение за детьми с заиканием на уроках показало, что ониспытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Фразы короткие, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, неправильное оформление связи и пропуск слов. Детей в основном используют существительные, глаголы.Встречаются ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы. При этом отмечаются повторы слов из-за трудностей в подборе родственных слов. Почти все дети, составляя рассказ, используют местоимения.

Таблица 2 - Уровень формирования словаря у детей с заиканием наконстатирующем эксперименте

Уровень развития

Кол-во детей

10 баллов - очень высокий

0

8-9 баллов - высокий

12

4-7 баллов - средний

10

2-3 балла - низкий

0

0-1 балл - очень низкий

0

 

 

Рисунок 1 -Уровеньформированиясловаря у детей с заиканием наконстатирующем эксперименте

По уровню развития словаря у детей с заиканием наконстатирующем экспериментебольшая половина имеет высокий уровень развития речи (12 детей), и 10 детей имеет средний уровень.

2.2 Коррекционная работа по формированию словаря у детей с заиканием

Коррекционно-развивающее обучение базировалось на принципах:

1.   Поэтапное формирование действий особенно важно в работе с детьми, имеющих нарушение письма;

2.   Принцип постепенного усложнения заданий, т.е. от простого к сложному;

3.   Принцип наглядности, доступности речевого материала.

Нами предложен комплекс заданий, цель которых, формирования словаря у детей с заиканием (Подробное описание заданий представлено в Приложении 2).

Таблица 3 - Планирование работы по формированию словаря у детей с заиканием

Кол-во

занятий

Игра

Логопедическая цель игры

1 занятие

 

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

2 занятие

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

6. «Путешествие в

Изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

3 занятие

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

8. «Вкусное варенье»

Цели: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

4 занятие

9. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

5 занятие

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

6 занятие

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

7 занятие

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

8 занятие

16. Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

17. «Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

9 занятие

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

21. «Подбери словечко»

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

10 занятие

22. «Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять с родственными словами короткий рассказ.

Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д. Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка.

В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения в разнообразных условиях, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей. С этой целью используется всё разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы занятий по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.

Занятия строились с учётом диагностики в констатирующем эксперименте, в определенной последовательности в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза. Применяемый на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие упражнения и игры.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

 

2.3  Динамика формирования словаря у детей с заиканием 

 

После проведения коррекционных мероприятий по формированию словаря у детей с заиканием, с целью оценки эффективности, нами был проведен контрольный эксперимент.

Для выявления результатов проделанной работы, была использована те же методика, что и на констатирующем этапе.

Полученные результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Схема протоколирования результатов исследования по методике «Определение активного словарного запаса» детей с заиканием наконтрольномэксперименте

№ п.п.

Имя О.

Частота употребления этих признаков ребёнком, раз

Итого Баллов

Существительные

Глаголы

Причастия

Деепричастия

Прилагательные

Предлоги

Частицы

Местоимения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др

1

Ирина А.

2

3

1

 

1

 

 

3

 

 

10

2

Василий А.

1

2

1

 

 

2

 

1

1

 

8

3

Мирослава В.

1

2

 

1

2

1

1

2

 

 

10

4

Дмитрий Д.

1

2

1

 

1

1

 

2

 

1

9

5

Павел Д.

1

2

1

 

1

1

 

2

 

 

8

6

Майя Ж.

2

2

 

 

2

1

1

2

 

 

10

7

Алина З.

2

1

1

 

2

 

 

2

 

 

8

8

Алена К.

1

2

1

 

1

1

1

3

 

 

10

9

Евгений К.

2

2

1

 

1

1

 

2

 

 

9

10

Сергей М.

1

2

 

 

1

2

1

2

 

 

9

11

Илья М.

1

2

1

 

1

1

 

3

 

 

9

12

Евгений Н.

2

 

 

1

1

 

2

 

 

8

13

Сергей Р.

1

1

 

 

1

1

1

2

1

 

8

14

Екатерина С.

2

2

1

 

1

1

 

2

 

 

9

15

Мария С.

2

2

1

 

2

 

1

1

 

 

9

16

Кристина Т.

1

1

 

 

1

1

1

2

 

 

7

17

Александр Т.

2

2

 

 

2

1

 

2

 

 

9

18

Алексей Ф.

2

2

1

 

1

1

1

1

 

 

9

19

Николай Ф.

1

1

1

 

1

1

 

2

 

 

7

20

Константин Ю.

2

2

 

 

1

1

1

2

 

 

9

21

Екатерина Я.

1

3

 

 

2

1

1

2

 

 

10

22

Светлана Я.

2

2

 

 

1

 

1

2

 

 

8

 

Таким образом, при рассказе по сюжетным картинам, отмечается то, то дети с заиканиемвсвоих рассказах используют меньше повторов, речь становится более компактной, а предложения становятся более краткими и понятными.

Таблица 5 – Динамика формирования словаря у детей с заиканием на контрольном эксперименте

Уровень развития

Кол-во детей

 

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

10 баллов - очень высокий.

0

5

8-9 баллов - высокий.

12

15

4-7 баллов - средний.

10

2

2-3 балла - низкий.

0

0

0-1 балл - очень низкий.

0

0

 

 

Рисунок 1 - Динамика формирования словаря у детей с заиканием на контрольном эксперименте

Динамика формирования словаря у детей с заиканием на контрольном эксперименте позволяетсделать следующие выводы:

- у 5 детей сзаиканием очень высокий уровень развития устной речи;

- Высокий уровеньразвития устной речи показали 15 учащихся;

- средний уровень развития устной речи показали всего 2 учащихся.

- среди исследуемых детей никто не показал низких результатов развития устной речи;

- лучшие результаты показали следующие дети: Ирина А., Мирослава В., Майя Ж., Алена К., Екатерина Я.

Таким образом, коррекционная работа способствует расширению словарного запаса учащихся, способствует формированию навыков культуры устной речи и развивает их мышление.

 

 

 

 

 

 

Заключение

У детей при заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются либо навязчивым повторением звуков и слогов, либо непроизвольными остановками (паузами), часто сопровождающимися судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ, а также мышцы дыхательного аппарата. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет ребенку с заиканием точно, ясно, ритмично вести разговор. При этом расстраивается и голос, становится неуверенным, хриплым, слабым.

В рамках изучения технологии формирования словаря у детей с заиканием было решено провести экспериментальное исследование. 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ с УИОП 9 г. Кирова В выборку исследования данного исследования вошли 22 школьника с заиканием (10 девочек и 12 мальчиков) в возрасте от 7 до 8 лет.

Для проведения экспериментального исследования мы использовали методики«Определение активного словарного запаса». Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

По уровню развития словаря у детей с заиканием наконстатирующем эксперименте большая половина имеет высокий уровень развития речи (12 детей), и 10 детей имеет средний уровень.

Нами предложен комплекс заданий, цель которых, формирования словаря у детей с заиканием.

После проведения коррекционных мероприятий по формированию словаря у детей с заиканием, с целью оценки эффективности, нами был проведен контрольный эксперимент. Для выявления результатов проделанной работы, была использована те же методика, что и на констатирующем этапе.

Динамика формирования словаря у детей с заиканием на контрольном эксперименте позволяет сделать следующие выводы:

- у 5 детей с заиканием очень высокий уровень развития устной речи;

- Высокий уровеньразвития устной речи показали 15 учащихся;

- средний уровень развития устной речи показали всего 2 учащихся.

- среди исследуемых детей никто не показал низких результатов развития устной речи;

- лучшие результаты показали следующие дети: Ирина А., Мирослава В., Майя Ж., Алена К., Екатерина Я.

Таким образом, коррекционная работа способствует расширению словарного запаса учащихся, способствует формированию навыков культуры устной речи и развивает их мышление.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Активный и пассивный словарь // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов.- М. : Педагогика, 2000 - с. 18-20.

2.   Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. М.: Академия, 2003. 208 с.

3.   Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.

4.   Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

5.   Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель. - АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.- 224 с.

6.   Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М. : Сфера, 2003. - 176 с.

7.   Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №.-6. - с.76-79.

8.   Корепина, Л.Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф. Корепина. // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 27 - 31.

9.   Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у школьников / С.В. Леонова. - Питер, 2014.-128 с.

10. Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися / Н.Ю. Морозова. - Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012.-192 с.

11. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. В.И. Селтверстов. - М.: Владос, 2011.-208 с.

12. Филичева Т.Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей школьного возраста с нарушениями речи / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 5-9.

13. Чевелева Н. А. Заикание у детей // Логопедия: Заикание: хрестоматия / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. М.: Академия, 2003. С. 153-163.

14. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н.А. Чевелева.М.: Просвещение, 2010. - 96 с.

15. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. - АСТ, Астрель, 2001.- 96 с.

 

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

 

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

Материалы: картонное изображение дерева с прорезями, карточки – предметные картинки.

Ход игры:

Логопед ставит на доску картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них логопед вставляет предметные картинки с изображенными на них родственными словами, когда читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Ряд родственных слов по картинкам воспроизводится детьми; с помощью логопеда анализируется их звуковая, а также смысловая общность.

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед ставит на доску картинку с изображением батона и произносит слово хлеб. Последующие картинки называют дети, логопед только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебоуборочный комбайн, хлебные крошки.

Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть, и если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть — они об одном говорят.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Ход игры:

Логопед называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

Например:

На улице льет (осень) дождь. Какой льет на улице дождь? (Осенний.) и т.д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер. Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день. Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Логопед бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч логопеду. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка - юбочка» и т.д.

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: плакат с изображением дома лилипутов, предметные картинки с изображением одежды и обуви.

Ход игры:

Гулливер (ребенок), «заглядывая» в каждый домик, «открывая» дверцу, называет то, что видит в комнате: кроватку, столик, стульчик, вазочку, коврик, диванчик, табуреточку. Открыв шкафчик, он достает одежду и обувь и удивляется тому, какая она крошечная: платьице с маленьким воротничком и пуговичками; пальтишко с вышитыми карманчиками; шарфик, ремешок, брючки, шортики, колготки, носочки, гольфики, сарафанчик, халатик, фартучек, кофточка, юбочка, костюмчик, сапожки, валеночки, туфельки, ботики, ботиночки со шнурочками. Логопед обращает внимание детей на ошибки, хвалит за образование сложных форм слов (валеночки, шнурочки и т.д.).

6. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

Ход игры:

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Логопед задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Логопед обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Логопед дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми); я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок.

8. «Вкусное варенье»

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Ход игры:

Логопед показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т.п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т.д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью логопеда отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

9. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.)». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т.д. «А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной), редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а логопед получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед делит подгруппу на 2 части, одна группа – великаны, другая – малютки. Дети по очереди перекидывают друг другу мяч, называя соответствующую форму существительного, в соответствии с лексической темой (называют предметы одежды и обуви). Например: «великан» произносит: «кофта» и перебрасывает мяч «малютке», который говорит: «кофточка». Когда все дети в этих ролях образуют по 2 слова, дети меняются – «великаны» становятся «малютками» и наоборот. Игра продолжается 2-3 раза. Обязательно обращается внимание на ошибки, их корректировку. Затем детям предлагается составить фразу с новым словом: «теплая кофточка», «тяжелые сапожищи» и т.д.

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т.п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Логопед выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет логопед: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предложения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т.п.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д.), предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: логопед спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т.д.

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

Материалы: предметные картинки, полоски разной длины.

Ход игры:

Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вторую — длинно: "сахарница". Назови короткое слово (сахар).

Логопед кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».

Аналогичным образом длинное слово маскируют длинной полоской.

Затем ребенок совместно с логопедом проговаривает оставшиеся пары слов, определяет их длину и маркирует разными полосками.

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

Материалы: стакан, банка, кастрюлька.

Ход игры:

Логопед достает тетрадь и говорит, что Незнайка, как всегда, допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки: Лена налила в стакан клубника сок. Папа принес в банке кабачок икру. Мама приготовила в кастрюле картошка пюре. И т.п. Когда дети образуют правильные прилагательные, логопед просит с опорой на предметы посуды вспомнить и воспроизвести грамотные варианты предложений.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: логопед говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч всоко подпрыгнул.

16. Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т.п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

17. «Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т.п.).

Ход игры:

Дети по указанию логопеда называют свои продукты. Логопед спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т.п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т.п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Логопед помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т.д.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т.д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т.д.

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

Материалы: предметные картинки, картонное дерево с прорезями в кроне.

Ход игры:

20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Логопед рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых являются родственными словами:

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов).

21. «Подбери словечко».

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Логопед произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок .. (беленький).

Шарф синий, а шарфик .. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик... (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами логопед предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

22. «Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

Ход игры:

а) логопед предлагает подобрать предметы (которые можно получить в подарок), про которые можно сказать: деревянные (-ая), кожаный (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая). Назвать эти предметы вместе с их признаками. Например:

Деревянный (шар, карандаш, кубик, пароход) — деревянная (лошадка, скамейка).

Кожаная (сумка, шапка, рукавица) — кожаный (портфель, мяч) и т.д.

б) логопед предлагает детям составить предложения, употребив прилагательные из задания а).

Мальчику на Новый год подарили кожаный мяч.

На столе стоит мой подарок - деревянный Буратино и т.д.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

Ход занятия:

Логопед предупреждает, что сейчас не все слова в цепочке будут родственными и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Вода - водный, водяной, водолаз, завод, подводник, проводка, водоросли, перевод, водолей и пр.

Рука -ручной, рукомойник, безрукавка, круг, вокруг, рукодельница, друг, рукава и пр.

Лев - львенок, львица, львиный, левый, клевать, налево и пр.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять с родственными словами короткий рассказ.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Логопед предлагает поймавшему мяч ребенку назвать детеныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, И сказать, родственные ли это слова: слон, овца (ягненок), свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка и пр.

 

 

Похожие работы на - Технология формирования словаря у детей с заиканием

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!