Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,23 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций............................................................................................. 5

1.1 Особенности формирования нравственного воспитания учащихся....... 5

1.2. Роль семейных традиций в воспитании у учащихся нравственной культуры 13

Выводы по1 главе.......................................................................................... 19

Глава II.  Опыт использования семейный традиций в нравственном воспитании учащихся 21

2.1 Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся  в Шатковской общеобразовательной школе................................................... 21

2.2. Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся  в школе  ........................................................................................................ 24

Выводы по II главе........................................................................................ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................................... 43

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Первоосновой воспитания в семье является духовно-нравственная составляющая. Именно в семье, через семейные ценности и традиции в ребёнке формируется понимание моральных норм, эмоциональное отношение к нравственной и безнравственной стороне поступков.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [2]. Ориентация современных педагогов на деятельность в духе высокой нравственности, духовности и культуры, связь с наукой позволяют создавать новые технологии в этой области [7]. В условиях быстро развивающегося техногенного общества целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

Проблема исследованиянедостаточность использованиясемейных традиций.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к ребёнку лучше: любят его, понимают, заботятся о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительное и снизить отрицательное воздействие семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо определить влияние внутрисемейных социально-психологических факторов, к которым относятся семейные традиции, имеющие воспитательное значение.

Цель исследования: определить роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – нравственное воспитание обучающихся.

Предмет исследования – влияние семейных традиций на процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по проблеме исследования семейных традиций и духовно-нравственного воспитания детей;

2) Выявить роль семейных традиций на нравственное воспитание обучающихся.

3) Изучить опыт работы по использованию семейных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся некоторых школ.

Методы исследования.Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.

 

 

ГлаваI.Теоретические основы нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций

1.1 Особенности формирования нравственного воспитания учащихся

В открытом обществе развитие личности выступает основой образования. Гуманизация образования предполагает наполнение его ценностными смыслами нравственной ответственности и гражданской активности, т. е. предполагает решение главной задачи - формирование социально зрелой личности. В современных социокультурных условиях духовно-нравственное воспитание обучаемых является первостепенной задачей современной образовательной системы.

По словам В. А. Садовничего, важная двуединая задача, которую призвана решать система образования – «обучение и воспитание, подготовка специалистов, сочетающих глубокие знания с гражданской ответственностью и патриотизмом» [8, с. 49]. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подчеркивается важность усиления духовно-нравственного, патриотического воспитания, «популяризации исторических знаний, воспитания молодежи на основе ценностей патриотизма, гражданственности, уважительного отношения ко всем страницам и эпохам национальной истории» [8, с. 37–38]. Говоря о проблеме гармоничного развития поликультурной общности, В. В. Путин подчеркивает: «гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. Необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме» [8, с. 16–17].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обозначает образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а воспитание трактует как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [10].

Достаточно важным и сложным является вопрос о том, как личность готовить к тому, чтобы она умела управлять своим сознанием, формировать духовные ценности, сознательно отказываться от всяческих соблазнов, помогать ближним [5]. Успешность духовно-нравственного воспитания и, следовательно, всего процесса восстановления духовных сил человека зависит от деятельности социальных институтов, групп и организаций, ставящих учащихся в условия, содействующие духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию. Поэтому необходимо согласование действий всех социальных субъектов, влияющих на воспитание духовности личности. Теоретико-методологическая платформа духовно-нравственного воспитания обозначена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Становление патриотизма граждан рассматривается как нравственная основа формирования их активной жизненной позиции. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания (проект), определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, система базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности [3; 4]. В рамках обсуждения проблемы «Единство истории, единство народа, единство России» на заседании XVIII Всемирного Русского Народного Собора было отмечено, что культурная политика в России должна учитывать нравственные и религиозные основы культуры многонационального народа нашей страны, необходима «соразмерная взаимная гармонизация гражданской, этнической и религиозной идентичностей, связанных с ними принципов и правил, при понимании важности каждой из них и их неотменимого места в будущем» [8, с. 4].

В докладе «Российская государственность и образовательные традиции: взгляд сквозь века» в рамках Международной конференции В. А. Садовничий отмечает, что государственность «прежде всего – это единое смысловое пространство, в котором живет и развивается народ, общие духовно-нравственные ценности, общий язык. Логика исторического развития неизбежно приводит к активизации образовательной политики, к новым образовательным инициативам» [8, с. 38–41].

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни человека и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося ныне эколого-информационного общества. Воспитание ответственного отношения к социокультурной среде, по мнению А. В. Афонина, должно явиться стерж- нем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Наиболее уникальный опыт использования в воспитательных целях природы и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой принадлежит В. А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему.

Развивая идею экологического подхода в педагогике, Б. Риордан предполагает использование особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет понятие «равновесие», или «гармония в целостности». Экологическое воспитание, по мнению автора, сможет способствовать установлению на нашей планете социального порядка, основанного на справедливости во всем мире, а также обеспечить гармонизацию отношений между людьми, между человеком и природы. Экологическое воспитание, на наш взгляд, является одним из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания школьников и представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом [1].

В связи с этим мы предлагаем в обязательном порядке включать эколого-ориентированные мероприятия и проекты в систему воспитательной работы образовательной организации. Приоритеты воспитательно-образовательной политики определены в ряде нормативных документов федерального уровня.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в школе отводится больше учебного времени для изучения дисциплин гуманитарной, граждановедческой, этико-моральной направленности, в которых заключен значительный потенциал духовно-нравственного воспитания. Так, в ФГОС среднего (полного) общего образования отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать [9]:

- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

-гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- принятия ценностей семейной жизни и др.

Гуманитарная направленность раз вития университетского образования инициирует возрождение университетов как культурных центров, одной из функций которых является духовно- нравственное воспитание молодого поколения. Особо актуальна проблема воспитания нравственных ценностей для педагогических вузов, которые осуществляют не только изучение, анализ ценностных ориентации детей и молодежи, но и непосредственно разрабатывают методики и технологии воспитания нравственных ценностей будущих специалистов.

Эти положения убедительно подтверждают общественную восстребованность качественного развития государственной политики в области духовно-нравственного воспитания, необходимость придания ей новой динамики. Основными ценностно-смысловыми ориентирами эффективной модели воспитательной системы, предлагаемой авторами, являются общечеловеческие ценности: воспитание Землянина; Гражданина и Патриота своего Отечества; Семьянина; Профессионала; Человека образованного, культурного, цель жизнедеятельности которого – сохранение Мира на Земле (по В. А. Караковскому), базирующиеся на единой педагогической системе реализации данного процесса.

Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся предполагает создание и функционирование единой педагогической системы реализации данного процесса. Идеальная цель предлагаемой воспитательной системы – личность учащегося с устойчиво сформированным позитивным отношением к общечеловеческим ценностям.

Процессуальными задачами воспитательной системы является:

– использовать возможности системы социального партнерства для формирования базовых и ключевых компетенций учащихся;

– использовать современные образовательные технологии, позволяющие обеспечивать не только высокое качество обученности учащихся, но и развитость их творческих способностей, художественного вкуса;

– регулярно проводить родительские конференции, кинолектории, творческие проекты учащихся «Экодом в Сибири», «Здоровье человека и окружающая среда», слет Мастеров- Умельцев, поисковую работу «Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны», месячники Добро- ты и др., позволяющие ориентировать семьи учащихся на отношение к семье как важнейшей ценности;

– приобщать учащихся к созданию предметно-эстетической среды общеобразовательной организации с целью формирования трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, развития творческих способностей и экологического мышления;

– через разнообразные формы и методы патриотического воспитания (деятельность музея, поисковая деятельность, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военно-спортивные игры) сохранять преемственность поколений;

– формировать чувство национального достоинства: гордость за великое прошлое России, за принадлежность к данной стране;

– содействовать формированию опыта демократического поведения, развитию общественной активности учащихся, толерантности через организацию ученического самоуправления.

Авторы, опираясь на общепедагогические принципы, предлагают модель воспитательной системы и жизнедеятельности школы, основанную на следующих принципах: межсубъектныйхарактер взаимодействия учащихся и педагогов; доверие подростку; отказ педагогов от такой требовательности и контроля за деятельностью и поведением учащихся, которые могут привести к ограничению самореализации и самосовершенствования личности; единство требований педагогического коллектива во взаимоотношениях с учащимися; поддержка стремлений личности учащегося к самореализации и самоутверждению; опора педагогов на индивидуальные особенности в ребенке при организации учебно-воспитательного процесса; обеспечение каждого учащегося в коллективной творческой деятельности: учебной и внеучебной, способствующей формированию позитивной «Я- концепции» личности и стимулирующая дальнейшее самосовершенствование подростка; соуправление учащихся и педагогов жизнедеятельностью школы как позитивный опыт формирования демократического и правового поведения, выработки активной гражданской позиции; интеграция воспитательных усилий педагогического коллектива, семей учащихся, государственных, общественных, частных организаций и лиц, активно участвующих в жизнедеятельности школы [6].

К основным функциям предлагаемой воспитательной системы относятся:

1. Образовательная функция направлена на формирование у учащихся целостного представления о мире и о своем месте в нем (изучение окружающего мира, осознание личной включенности в мировой экологический и социально-исторический процессы, воспитание потребности сохранения и совершенствования этого мира).

2. Воспитательная функция, предполагающая духовно-нравственное становление личности учащегося (познание самого себя, законопослушание, совестливость, стыдливость, стремление не допускать душевной пустоты, равнодушия, безответственности и невежества).

3. Защитная функция, подразумевает психологическую и социальную защищенность учащихся (умение владеть собой, не отчаиваться, не озлобляться, не впадать в беспредельный индивидуализм и не поддаваться вреднейшим соблазнам: сквернословию, табакокурению, алкоголю, наркомании; освоение не только профессии, но и профессиональной этики).

4. Компенсирующая функция предполагает создание специальных психолого-педагогических условий для максимальной реабилитации и самореализации социально неблагополучных подростков; формирование у обучающихся адекватного представления о себе и включенность их в учебно-воспитательный процесс на субъектной основе.

5. Корректирующая функция направлена на коррекцию негативных проявлений черт характера подростка (вовлечение учащихся в создание предметно-эстетической среды образовательного учреждения и развитие потребности и способности в ее совершенствовании).

Осуществление различного рода воспитательных мероприятий пред- полагает не только активное участие в них учащихся, но и их родителей. При этом ведущая роль в подготовке и проведении мероприятий отводится учащимся.Особенностью предлагаемой воспитательной системы являются следующие направления и системообразующие виды деятельности: взаимодействие с семьями учащихся, ориентированное на усиление роли отцовского воспитания; взаимодействие участников образовательного процесса; нетрадиционное содержание и формы коллективной творческой деятельности (Месячник Доброты, творческие проекты учащихся «Экодом в Сибири», «Здоровье человека и окружающая среда»; слет Мастеров-Умельцев, акции милосердия по оказанию помощи ветеранам труда «Наш район – чистый дом»; поисковые работы: «Вклад моей семьи в летопись Вели- кой Отечественной войны», «Семейные династии в профессиях»; конкурс видеороликов «Страница истории родного города»; изготовление колоса – символа единства; фотовыставка «Я и моя мама», фотоальбом «Треугольники судьбы: письма моих родных с фронта»; кинолекторий «По местам воинской славы»; «Эстафета мужества», творческие встречи с родителями, участниками локальных войн; проблемно-тематические пятнадцатиминутки и др.); организация ученического соуправления в режиме эффективного функционирования и постоянного развития.

 

1.2. Роль семейных традиций в воспитании у учащихся нравственной культуры

 

Воспитание ребенка - это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Не последнее место в воспитании занимает семья. Семья, то место, где ребенок родился, рос, сделал свои первые шаги, где он окружен любовью и заботой. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться.

Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывают взаимоотношения родителей. Для малыша поведение отца и матери является своеобразной моделью, и в будущем полученный опыт он попытается перенести на общение с другими людьми. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. И каким будет эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений в семье.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но если праздник сводится к застолью и выпивке, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так.

Какие воспоминания из детства поддерживают нас во взрослой жизни и помогают справляться с трудностями? Чаще всего мы с благодарностью и нежностью вспоминаем мамины сказки на ночь, уютные семейные посиделки, фирменный папин шашлык на даче, подарки под елкой утром нового года и то особое чувство спокойствия и защищенности, которое дает семья и любовь близких.

Иными словами, ценнее всего для нас становится время, проведенное вместе с семьей и наполненное различными ритуалами и совместными действиями – то есть важны для нас наши семейные традиции. Многочисленные исследования доказывают, что они играют большую роль в воспитании и развитии ребенка, влияют на эмоциональный фон в семье, на качество отношений и в конечном итоге – на формирование личности. Семьи, в которых поддерживаются семейные традиции, в среднем благополучнее остальных, дети в них чувствуют себя комфортнее и счастливее, и даже школьная успеваемость у них существенно выше!

Цель традиций:

- Они придают семье уникальность и неповторимость, отличая ее от других; 

- При этом, именно они сохраняют связь семьи с культурным, национальным и религиозным контекстом; 

- Помогают ощутить и укрепить связь с родом, предками и своими «корнями»;

- Способствуют формированию и передаче семейных ценностей, оказывают влияние на нравственную сферу и развитие морально-этических норм;

- Усиливают внутрисемейные связи и способствуют укреплению теплой, доверительной атмосферы в семье, создают крепкие и нежные отношения между родителями и детьми;

- Способствуют созданию и укреплению связей между поколениями, передаче опыта и знаний. Учеными доказано, что в семьях, где бабушки и дедушки принимают активное участие в жизни семьи, у детей меньше эмоциональных и поведенческих проблем;

- Создают теплые воспоминания и ощущение крепкого тыла, которые будут поддерживать нас в течение всей жизни;

- Обеспечивают создание безопасной среды, которая помогает справляться с жизненными трудностями;

- Дают уверенность и чувство стабильности, поддерживающие нас в моменты жизненных перемен, снижают тревогу и уровень стресса; 

- Формируют представления о мире, о природных и социальных циклах и ритмах, помогают детям ориентироваться во времени.

Виды семейных традиций

Ежегодные:

Традиционные национальные и религиозные праздники. Присущие им ритуалы и обряды помогают почувствовать причастность своей культуре и нации, ощутить свою семью частью истории и большого народа. В то же время, в семье могут быть свои собственные обычаи, связанные с каждым из этих праздников. 

Памятные даты конкретной семьи – дни рождения, годовщины свадьбы и так далее. Обычно в каждой семье есть свои традиции празднования таких событий.

Периодические (еженедельные, ежемесячные, сезонные):
То, что происходит регулярно и характерно именно для вашей семьи – например, пикник на природе каждый год в честь 1 сентября, или совместные походы в кино каждый раз в начале каникул, или ежемесячное посещение бабушки, или еженедельные воскресные обеды и настольные игры.

Ежедневные:

Это маленькие ритуалы и всякие милые мелочи, которые практикуются изо дня в день – вечерняя сказка перед сном, или общий ужин, или обязательные объятия на прощание.

Связанные с изменениями в жизни:

В некоторых семьях есть традиции и обряды на случай больших перемен (смерти родственников или рождения новых членов семьи, начала школьной или университетской жизни).

Если вы считаете, что вашей семье нужны новые или дополнительные семейные традиции, их можно создать. При этом стоит учитывать следующие моменты: 

- У каждой традиции есть цель, и ее нужно заранее определить. Спросите себя, на что будет направлена традиция, что она будет развивать или укреплять?

- Традиция должна быть приятна и понятна всем членам семьи. Внедрение через силу и недовольство будет не эффективно и вредно для семьи.

- Стоит обсудить ваши намерения с супругом, с подросшими детьми (особенно с подростками!) и учесть их мнения.

- Подумайте, как новшество будет соотноситься с уже имеющимися обрядами и обычаями. Сделайте так, чтобы они не противоречили друг другу, а усиливали.

- Лучше действовать постепенно и последовательно, изменения не должны быть резкими. Не стоит вводить сразу пять традиций сразу, начните сначала с одной. 

- Во многих национальных традициях важным элементом является игра, она приносит легкость и способствует снятию напряжения. Это можно использовать, вводя игровые элементы в ваши обычаи. Или даже сделать отдельной традицией воскресные настольные игры.

- Важно создавать традиции на всех уровнях – от каждодневных до исключительных.

- Можно разнообразить общие традиционные праздники своими особыми «фишками».

- Особое внимание уделите ежедневным ритуалам и мелочам – именно они создают в семье тепло, уют и защищенность. Они могут быть совсем короткими, но обязательно приятными для всех.

- Помните, что семья – динамичная структрура, традиции могут меняться с течением времени, и это нормально. Не бойтесь пересматривать, менять или устранять традиции по мере роста и развития семьи.

Традиции несут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью. И помните, что для ребенка образцом поведения всегда являются родители, и воспитанность малыша зависит только от того, какой пример вы подадите. Не только показывайте ребенку что нужно делать, но и прививайте в нем привычку помогать другим. Например, если вы постирали, то попросите помочь развесить вещи на сушилки для белья, или убрать в квартире, помыть посуду.

В последнее время зародилась замечательная семейная традиция вместе с детьми проводить отпуск у моря. Это не только прекрасная возможность для ребенка познать окружающий мир, это и общение с другими детьми, что немаловажно в воспитании человека. Но никто не отменял походов с ребенком по музеям, выставкам, такие семейные традиции позволят воспитать человека любящего искусство, отзывчивого, патриотичного, высокого духовного развития.

Вдохновляющим примером преемственности поколений является семья Л.Н. Толстого.  Одной из семейных традиций было изготовление маленьких игрушек-куколок из картона за месяц до наступления Нового года. С наступлением праздника эти игрушки дарились крестьянским детям. Удивительно, но эта традиция сохранилась на Ясной Поляне и  по сей день.

Создавая новые семейные традиции, важно помнить об уже существующих. Зачастую мы не имеем представления, о том какие есть традиции в семье, просто потому, что не интересуемся ими. Начните увлекательное «семейное исследование» прежде всего с беседы с самым старшим поколением.

Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной  и счастливой жизни на долгие годы.

Помните песню Ларисы Долиной  «Погода в доме»? Семейные традиции помогают  сохранить «домашнюю погоду» солнечной и ясной. Они будто незримый центр притяжения объединяют вокруг себя  стариков и юных.

Кроме этого, Вы можете соблюдать и народные традиции в семье. Следуя им, Вы заложите в детях чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу. Самые известные календарные праздники на Руси - Рождество Христово, Пасха, масленица. 

Одной из древнейших национальных традиций является пение колыбельных песен. Добавьте разнообразия  в Ваш привычный репертуар. Разучите новые колыбельные всей семьей. Тексты песен можете найти на этом сайте или в книге «Колыбельные для всей семьи». Начните слушать по вечерам диск «Колыбельные для всей семьи». Мягкий и мелодичный  голос Наталии Фаустовой найдет отклик в каждом сердце.  Такое ежевечернее времяпрепровождение может стать первым шагом к созданию душевных семейных традиций.

 

Выводы по1 главе

 

Итак, духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в развитии. Необходимо постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними. Становление младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности. В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.

Семья является уникальным условием и микросредой для саморазвития и самореализации личности. Воспитание детей на основе семейных традиций, накопленных поколениями,  имеют важное значение в духовно-нравственном развитии детей.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека. 

Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и, прежде всего, семья.

 

Глава II. Опыт использования семейный традиций в нравственном воспитании учащихся

2.1 Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся  в Шатковской общеобразовательной школе

 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Согласно Малому словарю Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона (1890–1907): «патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни…».

Изучение древних литературных источников свидетельствует о том, что идея патриотизма появляется там, где возникает единая нация и оформленное государство. В основном, для древних авторов характерен универсализм и стремление к общечеловеческим ценностям, противостоящим национально-ориентированному патриотизму.

Становление проблемы патриотического воспитания граждан России можно проследить, начиная от литературных источников уже XII – XIV веков, хотя в них еще нет упоминаний о понятиях «Родина», «любовь к Отечеству». Все же мы можем заметить, как постепенно в них проявляются современные элементы патриотических чувств.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношений к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет и т.д. основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.

Н.В. Ипполитова формулирует специфические принципы патриотического воспитания, к которым относит следующие:

1. Принцип народности, который предполагает знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края.

2. Принцип интегративности, который предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе через использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.

3. Принцип вариативности и гибкости, который предполагает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации и использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников.

4. Принцип единства дискретности и непрерывности в реализации патриотического воспитания.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

В семье дети получают первые уроки патриотизма. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет. Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий [1, с. 24]

Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста может и должно базироваться на семейных традициях. В процессе использования их потенциала необходимо решать следующие задачи:

2. Оформление уголка для родителей.

3. Организация групповых консультации по вопросу значения семейных традиций в патриотическом воспитании детей.

4. Подготовка тематических родительских собраний («Традиции вашего дома», «Традиции семьи – ее будущее», «Былое – для грядущих лет» и др.) с участием родителей и детей [6, с. 220].

Эффективными средствами патриотического воспитания младших школьников, помимо этого, являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, сотрудниками МЧС и полиции, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.

Все перечисленное выше, безусловно, актуально, однако, чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создавать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается.

 

2.2. Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся  в школе 

 

Нашими главными партнерами являются родители. Как следствие выстраивания механизма партнерских отношений был создан семейный клуб родительского опыта «Дружная семья», деятельность которого направлена на создание общего культурно — нормативного пространства, для преодоления противоречия между семьёй и школой в вопросах духовно-нравственного воспитания. В настоящее время в значительной мере утрачены православные традиции воспитания в семье, отчего возникает необходимость знакомства с православными ценностями родителей обучающихся. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания семьи осуществляется по трем направлениям:

1) просвещение родителей;

2) организации совместной деятельности семей;

3) совместноговоцерковления семей.

В рамках Центра реализуется проект «Семья — основа общественного благополучия».

Руководитель клуба совместно с руководителем Центра организует лектории на духовную тематику, встречи-консультации священнослужителей с родителями, на которых затрагиваются не только актуальные темы, но родителям предоставляетсявозможность стать реальными участниками различных ситуаций.

Возникли свои традиции: проведение праздничных программ к главным православным праздникам: Светлой Пасхе и Рождеству Христову. Педагоги совместно с родителями проводят интегрированные литературно-музыкальные композиции, на основе библейских сюжетов, представляющих православные традиции. Вторую часть праздника представляют русские народные игры, которые проводит каждая семья в порядке очереди.

Родители помогают изготавливать сценический реквизит, а также являются участниками кукольных представлений, организованных в рамках кукольного театра «Кукляндия». В процессе подготовки представлений как дети так и родители проходят обучение мастерству кукловода и постановке кукольных спектаклей под руководством педагога дополнительного образования. Свои кукольные спектакли отдельные семьи показывают в детском саду «Планета детства».

Завершает каждый праздник совместное чаепитие с дегустацией блюд, приготовленных каждой семьей. Именно здесь можно наблюдать сохранение семейных традиций кулинарного искусства Руси. Материалы по итогам проведенных православных праздников размещаются на сайте школы и в журнале «Вифлеемский звон». Перед знаменательными православными праздниками проводятся общешкольные выставки творческих работ: художественного и декоративно-прикладного творчества.

Определённым образом выстраивается работа с родителями через систему открытых занятий, посещение которых помогает оценить результаты работы с воспитанниками, их успехи и достижения. Родителям может быть продемонстрировано профессиональное педагогическое мастерство педагога.

Обогащение духовной культурой обучающихся и их родителей осуществляется через активное участие в работе объединения «Милосердие». В рамках объединения проводятся благотворительные акции, концерты, оказывается помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Посильное участие в оказании помощи другим людям: подготовка подарков и организация концертов для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, посильная помощь детям, находящимся в социально-опасном положении; добровольное участие в благотворительных акциях; решение практических, личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов. Все перечисленные мероприятия помогают реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.

На базе клуба проводятся семинары, «круглые столы» по внедрению в семейный быт православных  праздников, традиций и обрядов по актуальным общественным проблемам. Всё это позволяет объединить усилия семьи и школы в достижении единой цели: обучение и воспитание духовно-богатой, творчески мыслящей, ответственной личности. Клуб «Дружная семья» стал площадкой для диалога родительской общественности области.

В рамках социального партнерства налажено тесное взаимодействие с отделом религиозного образования, воскресной школой при храме Силуана Афонского в п.Новая Ляда, воскресными школами города. Ведётся тесное сотрудничество с домом культуры поселка, историко-краеведческим музеем посёлка, где воспитанники принимают участие в таких праздниках как, Рождественские посиделки, День Матери, День пожилого человека, День Победы.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей - сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в школе педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Создание в классе условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

Укрепление связи семьи и школы.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Теоретическая значимость:

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цаль: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в школе.

Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

Новизна:

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях школы. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.

Психолого-педагогические основы:

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

Принципы построения общей дидактики:

- Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность.У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).

- Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

- Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).

- Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.

- Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

- Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).

- Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

Этапы реализации:

1 этап - организационно - диагностический (ноябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкета для родителей разработала Иванова Н.Н. –воспитатель класса предшкольной подготовки; Тест для детей «Рисунок семьи» - Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей» - книга для родителей и воспитателей.

На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники предшкольного класса, педагоги, родители и воспитатель. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап - формирующий (ноябрь-апрель).

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в школе, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап - обобщающий (май).

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме открытого занятия «Сердце семьи». Были организованы  выставки творческих работ детей.

Технологии:

Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные. В современном мире при всенарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно - поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Формы работы с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье; видео- просмотры.

с родителями.

Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании детей»; анкетирование; открытое занятие «Сердце семьи»

Методы и приемы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения.

- элементарный анализ.

- метод моделирования и конструирования.

- метод проектной деятельности.

- метод  вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

- беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Результативность:

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов школы с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Оснащению предметно - развивающей среды в группе.

Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.

Организации выставки в классе

Рекомендации:

Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим образовательным учреждениям. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в школе и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.

 

 

Выводы по II главе

 

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека. 

Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и, прежде всего, семья.

Результаты эмпирического исследования показали, что не в каждой семье придаётся значение семейным традициям, большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что находит отражение на духовно-нравственном развитии детей.

Согласно данным констатирующего эксперимента, в большинстве исследованных семей не придаётся большое значение семейным традициям и их роли в духовно-нравственном воспитании детей. Уровень развития семейных традиций в большинстве семей определён как средний уровень, кроме того, в некоторых семьях отмечены неэффективные отношения с ребёнком, что сказывается на духовно-нравственном воспитании детей. Было отмечено, что низким уровнем развития духовно-нравственного воспитания обладают дети из семей, в которых слабо развита, либо вовсе отсутствует культура семейных ценностей и традиций. А высоким уровнем духовно-нравственного воспитания обладают дети из тех семей, которые активно поддерживают и развивают культуру семейных ценностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое исследование посвящено изучению роли семейных традиций в духовно-нравственном воспитании младших школьников. В ходе теоретического исследования было установлено, что семья является уникальным условием и микросредой для саморазвития и самореализации личности. Воспитание детей на основе семейных традиций, накопленных поколениями, имеют важное значение в духовно-нравственном развитии детей.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека. 

Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и, прежде всего, семья.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие индивидуума, включающее освоение высших смысложизненных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры человека. 

Духовно-нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив и находится в постоянной динамике. Младший школьник уже знает доступные его пониманию нормы поведения, такие как вежливость, ответственность, сопереживание. Огромную роль в их освоении играет окружение ребёнка: сверстники, педагоги и, прежде всего, семья.

Результаты эмпирического исследования показали, что не в каждой семье придаётся значение семейным традициям, большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что находит отражение на духовно-нравственном развитии детей.

Согласно данным констатирующего эксперимента, в большинстве исследованных семей не придаётся большое значение семейным традициям и их роли в духовно-нравственном воспитании детей. Уровень развития семейных традиций в большинстве семей определён как средний уровень, кроме того, в некоторых семьях отмечены неэффективные отношения с ребёнком, что сказывается на духовно-нравственном воспитании детей. Было отмечено, что низким уровнем развития духовно-нравственного воспитания обладают дети из семей, в которых слабо развита, либо вовсе отсутствует культура семейных ценностей и традиций. А высоким уровнем духовно-нравственного воспитания обладают дети из тех семей, которые активно поддерживают и развивают культуру семейных ценностей.

На этапе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие развитию и повышению уровня духовно-нравственного воспитания детей, которые заключаются в проведении тематических внеклассных занятий, организации фольклорных и творческих мастерских, реализации позна­вательной коллективной деятель­ности, сотрудничестве школы и родителей в процессе воспитания детей.

Таким образом, для эффективного духовно-нравственного воспитания ребёнка необходимо создать такие условия в семье и школе, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 320 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос.акад. Образования. М.: Просвещение, 2009. 75 с.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. 1-4 кл.: методич. пособие для кл. рук. М.: ВАКО, 2009. 240 с.

4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. Спб.: Питер, 2002. С.35.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи.изд. 3-е. СПб.: Питер, 2008. 176 с.

6. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса «Российская семья». Санкт-Петербург, РГСУ, 2009.  288 с.

7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа ценностного учебно-воспитательного процесса: учеб.пособие. М.: Новая школа, 2005. 80 с.

8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб.пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 432 с.

9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С. 104-110.

10.   Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики. М.: РГСУ, 2008. 496 с.

11.   Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.: Питер, 2007. 342 с.

12.   Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14-16.

13.   Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. 2007. №7. С. 49-53.

14.   Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Академия, 2000. 72 с.

15.   Российская семья. Энциклопедия.  М.: Изд-во РГСУ, 2008. 624 с.

16.   Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. М.: Изд-во МПСИ, 2006. 368 с.

17.   Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.  М.: Академия, 2001. 316 с.

18.   Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 159 с.

19.   Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002.  192 с.

20.   Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.  2000.  №3. С. 3.

21.   Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника // Начальная школа.  2007.  №6.  С. 82-83.

22.   Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии; учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. С. 49.

23.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

24.   Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.  Изд. 4-е. М.: Инфра-М, 2000. 444 с.

25.   Человек: образ и сущность. Семья: традиции и современные тенденции.  М.: ИНИОН РАН, 2007. 258 с.

26.   Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М.: РИО МГТА, 2003. 145 с.

27.   Широких О.А. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. 2005.  №5. С.12.

28.   Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.  4-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 314 с.

29.   Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб.пособие для вузов. 3-е изд.  Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 736 с.

30.   Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.

31.   Юридический словарь: под ред. Юсупянц Э. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!