Социально-педагогическое сопротивление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Социально-педагогическое сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья.
Персидская Светлана Вячеславовна
социальный
педагог
ГБУ
Ресурсный центр семейного умтройства
Лицо
с ОВЗ - лицо с отклонениями в физическом и/или психическом развитии, для
которого образование (развитие) в обычных условиях, с
помощью обычных методов и средств затруднительно или невозможно. По определению ВОЗ - лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных
программ, без специальных условий.
Специальные
образовательные условия - условия обучения
и воспитания, в том числе специальные образовательные программы, методы обучения, индивидуальные
технические средства, среда
жизнедеятельности, а также
медицинские, педагогические, социальные
и другие услуги, без которых
невозможно освоение образовательных программ (Назарова
Н. М., "Специальная
педагогика").
Актуальность
данной темы обусловлена необходимостью поиска средств реализации права на
образование и труд лицами с ОВЗ, их адаптации и
полноценного функционирования в обществе; ростом числа детей- инвалидов и детей с ОВЗ; необходимостью поиска
средств, форм и способов организации помощи семьям, воспитывающим особых детей.
Дети
и подростки с ОВЗ неизбежно аказываются в ситуации социального риска, которая характеризуется нарушением гармонических
отношений, равновесия, между личностью
и средой.
Для
полноценного развития детей с ОВЗ необходимо формировать у них навыки
конструктивного общения, по возможности компенсировать те виды деятельности, которые они не способны выполнять в силу
особенностей своего развития.
В
условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей это может достигаться с помощью методов и форм
социально-педагогической деятельности, которые будут способствовать
формированию терпимого отношения к лицам с отклонениями здоровья, повышению уровня социальной активности лиц с ОВЗ, удовлетворению их социальных гарантий, добавит им уверенности в себе.
Качество
жизни лиц с ОВЗ предполагает формирование самосознания, профессиональное
самоопределение, развитие у них
трудовых навыков и трудоустройство.
В
настоящее время система профессиональной подготовки и обучения детей и
подростков с ОВЗ не соответствует существующим требованиям производства и
запросам рынка труда, что создает
проблемы при подготовки квалифицированных специалистов из числа лиц с ОВЗ, их послудующем трудоустройстве, социальной адаптации.
Эффективность
существующей системы образования и профессиональной подготовки лиц с ОВЗ
значительно снижает то, что требования к
качеству производительности и мобильномти труда слишком высоки для них. Однако поэтапность профессиональной подготовки детей
и подростков с ОВЗ показывает достаточную эффективность для их становления и
развития. И сегодня они имеют возможность получать знания и
трудиться [4].
Основным
условием в процессе усвоения детьми и подростками с ОВЗ системы знаний является
четкое функционирование всех органов и систем организма, в
том числе ЦНС, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму (в коллективе) и
возможность усвоения знаний, умений и навыков. Чем выше уровень зрелости ЦНС, тем выше процесс усвоения.
В
отличии от "здоровых" детей, которые при наличии активной позиции начинают
сопротивляться любым педагогическим воздействиям, отказываются
учиться, соблюдать дисциплину, дети
и подростки с ОВЗ, в силу своей
компенсаторной активности, напротив
стремятся реализовать себя в учебе, труде, общении.
Это
как и у "здоровых" детей будет
являться защитной реакцией, попыткой
спрятать, прежде всего от себя самого, глубокое
чувство тревоги, "неполноценности".
Чтобы
помочь ребенку или молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложных для него условиях
развития, должен быть специалист, который
имеет своей задачей обеспечение благоприятного климата для взаимодействия и
развития ребенка. Правильно оценивающий особенности данной категории лиц.
Большое
число выпускников коррекционных школ, не смотря на
имеющиеся у них отклонения в развитии, способны не
только успешно осваивать образовательную программуи овладевать некоторыми
профессиями, но и эффективно работать на предприятиях
производственной сферы и сферы бытового обслуживания населения. К ним относятся строительные специальности (штукатур, маляр, столяр, плотник, облицовщик, плиточник, полировщик); рабочий зеленого
хозяйства (ландшафтный дизайн и строительство, садовник, озеленитель); дворник; швея; курьер; фасовщик, переплетчик и др. [6].
В
настоящее время, образовательная
практика показывает, что не стоит
бояться коррекционных школ. Правильно
организованная деятельность и образовательная среда способна вывести ребенка с
ОВЗ на особый уровень развития.
Воспитание
таких детей должно рассматриваться как комплекс целенаправленных и специально
организованных мер и мероприятий по обеспечению и оптимизации процессов
адаптации подростка к окружающей среде, через создание
условий для удовлетворения его потребностей.
Детям
и подросткам с ОВЗ необходим постоянный эмоциональный контакт. Они способны осваивать различные уровни образования, в зависимости от степени и специфики ограничения в
развитии, сохранности интеллектуальных способностей, своевременности обнаружения отклонения и принятия
мер, необходимых для его ликвидации или минимизации. Для их качественной профессиональной подготовки
необходимо психологическое сопровождение.
Интеграция
лица с ОВЗ в группу должна быть постепенной и контролируемой специалистом. Развитие ребенка при этом происходит в двух
направлениях - индивидуальное развитие и адаптация в социальной
среде. Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Дети и подростки с ОВЗ имеют особую потребность во
внимании, понимании, принятии, которыми нельзя пренебрегать и игнорировать. Если эти потребности, в
процессе социализации, удовлетворяются
в должной мере, человек адаптируется в социальной среде, у него формируются отношения со средой, обществом; нормы поведения
в обществе. Если человек не имеет возможности удовлетворять свои
базовые потребности, у него
формируются защитные механизмы, среда
воспринимается враждебной, появляются
страхи, отвержения. Подростки
избегают открытого общения, активности, скрывают свои мысли, переживания.
Удовлетворение
базовых потребностей человека происходит прежде всего в семье. Следовательно, семья
играет первостепенную роль в адаптации и социализации подростка в группе (обществе).
Работа
с семьей связана, преимущественно, с разрешением социально-психологических
и личностных проблем взаимодействия внутри семьи и в обществе, установлением эмоционального равновесия, с обеспечением социальных гарантий семье и подростку
с ОВЗ. Семьи, сталкнувшиеся с
данной проблемой, можно разделить
на две группы. Первая группа - семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный
характер. Они не углубляются в переживания, а стремятся приспособиться к сложившимся условиям
жизнедеятельности, наладить быт, отношения с окружающими, узнать
как можно больше о болезни [1]. Конструктивное отношение к болезни - это результат эмоциональнойй адаптации всех членов
семьи, что помогает им развивать в ребенке навыки, способствующие их взаимной адаптации и его развитию.
Но
способных на это семей не так много. Гораздо больше
семей относится ко второй группе, в которой
отношение к болезни носит деструктивный характер. Они
игнорируют проблему, что часто
приводит к социальной депривации (Снижение или
отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми. Отклонение от социальных норм, принятых в обществе.) самой
семьи и подростка, отказу от
ребенка, жестокому обращению и даже насилию над ребенком. Деструктивное отношение к болезни, в сочетании с нарушениями детско-родительских отношений препятствует процессу
реабилитации подростка и ведет к появлению поведенческих отклонений, девиантному поведению. Формирующиеся
нарушения поведения являются своего рода бессознательным протестом подростка
против непринятия себя обществом, близкими людьми [1].
Работа
с семьёй, готовой взять на воспитание ребенка с отклонениями,
имеет четыре основных направления:
- диагностика. Проводится с целью
изучения особенностей семьи, системы семейного воспитания, а также разработки
индивидуальных программ помощи.
- педагогическая коррекция.
Восстановление детско-родительских отношений, повышение роли отца и матери.
- просветительское. Повышение
уровня осведомленности родителей о проблеме, особенностях развития ребенка и
способах (мотодах) коррекции нарушения.
- психологическая коррекция. Работа
должна быть направлена на создание гармоничных отношений в семье, повышение
уверенности родителей в своих силах, создание благоприятного психологического
климата в семье.
В
нашей работе диагностическое направление осуществляется на этапе подготовки
семьи к принятию ребенка (на этапе обучения), когда по результатам работы
тренинга (комплекса мероприятий), специалисты центра (психологи, социальные
педагоги) могут сказать, есть ли у данной семьи ресурсы для принятия ребенка с
особенностями в развитии, с какой семьей еще можно работать в данном
направлении, а какая семья не сможет воспитать особенного ребенка.
Педагогическая
коррекция и просветительское направление осуществляются в процессе
сопровождения семьи, принявшей ребенка на воспитание в свою семью. В качестве
ресурсов для семьи и собственной деятельности, социальный педагог может
исспользовать систему образовательных учреждений, различные социальные службы.
Просветительская работа проводится путем консультирования семьи, знакомства
семьи с теми людьми, кто уже имеет опыт воспитания особенного ребенка, а также
с социальными институтами, где проводится работа с детьми, имеющими отклонения
в развитии и обучение взаимодействию с такими детьми.
Психологическая
коррекция осуществляется также в процессе сопровождения семьи с ребенком.
Задача психолога - раскрыть весь потенциал родителей и направить его на
создание гармоничных отношений в семье и реализацию потребностей ребенка.
Важным аспектом в работе психолога является поддержание эмоционального настроя
и укрепление эмоциональных ресурсов родителей.
Необходимыми
условиями адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе являются:
- принятие
ребенка с ОВЗ всеми участниками процесса взаимодействия в коллективе;
- доброжелательность
отношений между всеми участниками процесса взаимодействия;
- налаженная
коммуникация семьи с уполномоченными службами и организациями, а также с образовательным учреждением;
- гармоничные
и доброжелательные взаимоотношения в сеье.
- сформированность
четкого представления о том, что мы хотим
добиться в результате социально-педагогической
деятельности, то есть необходимо иметь четко сформированную цель
социально-педагогической деятельности;
- наличие
определенного набора методов и форм СПД, с
помощью которых данная цель может быть достигнута. Умение
их использовать и сочетать;
- возможность
использования откррытого образовательного пространства, которое предоставляет
учащемуся выбор образа и выбор пути освоения образовательных поограмм. Не формирует определённый образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных
измерениях. С целью организации совместной деятельности
подростков с ОВЗ и не имеющих отклонений в развитии;
- наличие минимального уровня знаний, умений и навыков у подростка с ОВЗ.
Методы
групповой деятельности являются наиболее эффективными в работе социального
педагогга с подростками, имеющими
ограниченные возможности здоровья, так как они дают
возможность показывать им готовые примеры поведения в той или иной ситуации или
решения какой-либо задачи, побуждают к
активности. Что является условием продуктивности работы с такими
подростками.
Доказана
эффективность таких методов работы с особенными детьми, которые способны
пробуждать в ребенке творческую активность. Они позволяют развивать творческую
активность детей, помогают сплотить коллектив, активизируют взаимодействие
детей между собой, способствуют адаптации (привыканию) детей друг к другу и к
окружающей среде. Такие методы работы (игра на музыкальных инструментах,
«сказка», поэзия и др.) легко адаптировать и применять в различных социальных
условиях и учреждениях. Среди исследователей, занимающихся изучением
воздействия искусства и творчества на эмоциональную сферу детей и подростков,
можно выделить работы В. С. Мухиной, А. С. Спиваковского, А. И. Захарова.
Групповые
формы работы представляется наиболее эффективными для организации деятельности
детей с ОВЗ. Они позволяют обучать ребенка, проводить коррекцию имеющихся у них
отклонений, либо компенсировать их определенными видами деятельности.
Результаты
работы могут казаться незначительными, однако психические функции человека
развиваются и изменяются в зависимости от окружающей среды.
Критериями
оценки эффективности деятельности социального педагога и других участников СПД
является:
- наличие
определенного уровня знаний, умений и навыков
у родителей;
- наличие определенного уровня умений и
навыков у ребенка;
- включенность
семьи и ребенка в социальные отношения;
- наличие
навыков конструктивного общения у ребенка;
- сформированность
социально-полезных установок и ценностей родителей;
- снижение
агрессивных реакций, частоты их
проявления у детей;
- благоприятный
психологический климат в семье, который должен
нести в себе чувство эмоционального комфорта для вмех членов семьи.
1. Профессиональное
образование. Столица. "Инновационное
непрерывное образование и социализация личности": № 5, 2007 г. - 36 с.
2. Солодянкина
О. В. Воспитание
ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007 г. - 80 с.
3. Романов
П. В., Ярская - Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное
гражданство инвалидов в современной Рссии. - Саратов: Изд. "Научная книга", 2006 г. - 260 с.
4. Зборовский
Г. Е., Шуклина Е. А. Социология
образования. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005 г. - 383 с.
5. Шевченко
С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. - 136 с.
6. Перечень
профессий и специальностей, рекомендуемых
для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального
образования/ Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. - СПб., 2000 г.