Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе















Контрольная работа

Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе

Содержание

1. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса

. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса

Литература

. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса

Под процессуальными гарантиями личной безопасности участников уголовного процесса следует понимать предусмотренные кодифицированным и специальным уголовнопроцессуальным законодательством специальные правовые средства и мероприятия оперативного и социального характера, при помощи которых уполномоченные на то законом органы и должностные лица в предусмотренном законом и подзаконными актами порядке осуществляют государственную защиту личной безопасности участников уголовного судопроизводства от посягательств в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

Государственная защита участников уголовного процесса включает в себя осуществление мер безопасности, правовой защиты и социальной поддержки при наличии угрозы посягательств на их личную безопасность в связи с их деятельностью в уголовном судопроизводстве (ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (с изменениями и дополнениями).

Личная безопасность участников уголовного процесса охватывает их жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь, достоинство, а также их родственников и близких им лиц.

Угроза личной безопасности - это умышленные действия обвиняемых и других лиц, побуждающие к исполнению предъявленного требования и препятствующее установлению истины и производству по делу с целью уклонения виновных от уголовной ответственности, либо совершаемые из мести за добросовестное участие в уголовном процессе (О.А. Зайцев).

Правовой основой обеспечения безопасности участников уголовного процесса являются:

международные акты о правах и свободах человека,

Конституция РФ (ст. 52, ч. 1 ст. 56),

УК РФ, УИК РФ, УПК РФ,

Федеральный закон от 07.02.2011 г. "О полиции",

Федеральный закон от 12.08.1995 г. "Об оперативнорозыскной деятельности",

Федеральный закон от 20.08.2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (с изменениями и дополнениями),

Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. №630,

Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. №953;

Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. №664,

Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 г. №200,

Государственная программа <#"justify">Государственной защите подлежат:

потерпевший;

свидетель;

частный обвинитель;

подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

гражданский истец, гражданский ответчик;

законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;

заявитель, очевидец или жертва преступления либо иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления, по усмотрению компетентного органа либо должностного лица до возбуждения уголовного дела;

близкие родственники, родственники и близкие лица всех указанных лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, непосредственно участвующих в производстве по делу.

Систему мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса образуют:

Меры, закрепленные УПК РФ, направленные на недопустимость распространения информации о потерпевшем и свидетеле:

при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (п. 4 ст. 5 УПК РФ), родственникам или близким лицам (п. 3 ст. 5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, руководитель следственного органа, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности:

а)в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводятся данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166);

б)по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч.ст. 186);

в)предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193);

г)судебное разбирательство по мотивированному решению суда может быть закрытым (п. 4 ч. 2 ст. 241);

д)суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем выносится определение или постановление (ч. 5 ст. 278).

в ходе расследования уголовного дела следователь должен, по возможности, исключать случаи контактов между данными участниками процесса и обвиняемым, а также соучастниками преступления, родственниками и близкими обвиняемого, другими лицами, заинтересованными в принятии по делу незаконного решения;

в начале допроса лицу необходимо разъяснить не только его права и обязанности, но и важность его показаний для установления истины, предупредить о возможном в отношении него противоправном воздействии, проинструктировать его о линии поведения в такой ситуации, проинформировать его о возможных мерах его защиты со стороны соответствующих органов;

в необходимых случаях следователь может наложить запрет на выдачу сведений о данных участниках процесса из адресного бюро, справочной службы АТС, паспортной службы, подразделений ГИБДД и других государственных информационных фондов;

в соответствии со ст. 161 УПК РФ следует своевременно предупреждать защитника, эксперта, специалиста, переводчика и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без разрешения следователя или прокурора данных предварительного следствия, в том числе и о личности потерпевших и свидетелей, проходящих по делу.

Ранее подсудимому, согласно УПК РСФСР, необходимо было вручать только копию обвинительного заключения, без списка лиц, подлежащих вызову в суд. В новом УПК данная норма исключена как противоречащая праву на защиту, хотя ч. 2 ст. 222 УПК могла бы делать оговорку о вручении обвиняемому приложений к обвинительному заключению без указания места жительства или места нахождения свидетелей, потерпевших, других обвиняемых.

Специальные меры защиты предусмотрены ст. 6 и 15 Федерального закона от 20.08.2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства":

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

переселение на другое место жительства;

замена документов;

изменение внешности;

изменение места работы (службы) или учебы;

временное помещение в безопасное место;

применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое;

меры социальной поддержки (единовременное пособие в случае гибели или причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, по инвалидности, возмещение имущественного ущерба).

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.10.2006 №630, личная охрана защищаемого лица обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, при наличии реальной угрозы его убийства или насилия над ним. Перечень подразделений (служб), непосредственно задействованных в обеспечении личной охраны защищаемого лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений (служб), режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также оснащение и вооружение этих подразделений (служб) определяются руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.

Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений (служб) на основании сведений о защищаемом лице.

Охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны полиции с соблюдением конфиденциальности сведе <#"justify">2. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса

Государственная защита участников уголовного судопроизводства осуществляется на принципах:

законности,

уважения прав и свобод человека и гражданина,

взаимной ответственности органов, обеспечивающих защиту, и защищаемых лиц,

под ведомственным контролем и прокурорским надзором,

на условиях конфиденциальности,

без ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.

Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

органы, осуществляющие меры безопасности;

органы, осуществляющие меры социальной защиты.

знать свои права и обязанности;

требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности защищаемых лиц;

требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных законом;

знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;

обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом, либо об их отмене;

обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством России.

Защищаемые лица при этом обязаны:

выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;

немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

при обращении с имуществом, выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных

законов и иных нормативных правовых актов России;

не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.

В соответствие со ст. 24 Федерального закона от 20.08.2004 г., органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты лиц;

требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты;

полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:

избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

обращаться в суд (к судье), к начальнику органа дознания, руководителю следственного органа или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Органы, осуществляющие меры социальной поддержки, имеют право:

запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной поддержки;

обращаться в органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, с ходатайством об отмене мер социальной поддержки в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер.

Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны:

немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки;

осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной поддержки;

своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, об изменении, о дополнении или об отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной поддержки, предусмотренных законом, а также о принятии предусмотренных законодательством России решений, связанных с обеспечением государственной защиты;

разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), руководитель следственного органа, начальник органа дознания или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено УПК.

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы и органы наркоконтроля по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или Следственного комитета РФ, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа системы Следственного комитета РФ или с его согласия следователя органами внутренних дел, органами ФСБ, таможенными органами и органами наркоконтроля по месту нахождения защищаемого лица.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции.

Осуществление мер социальной поддержки возлагается на органы социальной защиты населения.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Основаниями применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

Порядок применения мер безопасности и социальной поддержки. Суд (судья), руководитель следственного органа, начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении него либо об отказе в их применении. Следователю для принятия решения требуется согласие руководителя следственного органа. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган следствия или дознания, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 20.08.2004 г., и определяет способы их применения.

Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), руководителя следственного органа, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Решение о мерах социальной защиты принимает орган, принявший ранее решение о применении мер безопасности, а исполняет в течение 10 суток орган соцобеспечения.

Подробный порядок осуществления конкретных мер безопасности и социальных мер установлен Правительством РФ:

Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными 27.10.2006 г.;

Правилами применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными 21 сентября 2012 г.;

Правилами выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, утвержденными 11.11.2006 г.

В целях финансового обеспечения реализации мер по государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Правительство РФ разрабатываются и реализуются Государственные программы. С 2006 года в России были приняты три таких программы:

Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 г. №200,

Государственная программа <#"justify">Литература

1.Смирнов А.В.: Уголовный процесс. Краткий курс. - СПб: Питер, 2009

.Безлепкин Б.Т.: Уголовный процесс России. - М.: КноРус, 2008

.Белоносов В.О.: Российский уголовный процесс. - М., Саратов: Дашков и К, БизнесВолга, 2008

.Отв. ред. А.В.Гриненко: Уголовный процесс. - М: Норма, 2012

.под ред. В.П. Божьева: Уголовный процесс. - М.: Высшее образование, 2008

.Под ред.: А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна: Уголовный процесс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право , 2008

.под ред.: Б.Б. Булатова, А.М. Баранова: Уголовный процесс. - М.: Высшее образование, 2008

.Сост. В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В.Демидов: Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации. - М: Норма, 2011

.Владимирова В.В.: Компенсация морального вреда - мера реабилитации потерпевшего в российском уголовном процессе. - М: Волтерс Клувер, 2007

.Енаева Л.К.: Уголовный процесс. - М: Форум, 2014

.Под ред. А.П. Гуськовой, А.В. Ендольцевой: Уголовный процесс. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007

.Томский гос. ун-т; Под ред. М.К. Свиридова: Право на судебную защиту в уголовном процессе: Европейские стандарты и российская практика. - Томск: Томский университет, 2007

.Власова Н.А.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2006

.Гецманова И.В.: Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе. - М., Воронеж: МОДЭК, 2013

.Егоров С.Е.: Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. - М.: Норма, 2006

.Егоров С.Е.: Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. - М: Норма, 2013

.Жукова Н.А.: Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации. - Белгород: Белгородский юридический институт, 2006

Похожие работы на - Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!