Методы муниципального управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    343,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы муниципального управления












Контрольная работа

Методы муниципального управления

Содержание

 

1. Состав и особенности методов муниципального управления

2. Правовое регулирование общественных отношений в муниципальном образовании

3. Администрирование муниципального хозяйства

4. Коммуникации и межсекторное взаимодействие

Литература

1. Состав и особенности методов муниципального управления

Мы определили, что муниципальное управление является одним из видов управления, и поэтому при его осуществлении должны использоваться, в основном, те же методы, что и в других видах управления. Однако муниципальное управление как отдельный вид управления обладает определенными особенностями, отличающими его от других видов управления, а значит, методы муниципального управления должны основываться на этих особенностях, предопределенных природой муниципального управления и, соответственно, объектом и субъектом муниципального управления.

Первая (и главная) особенность муниципального управления - наличие в нем властной составляющей, следующей из самой природы местного самоуправления. Отсюда право принятия субъектом муниципального управления (в пределах его компетенции) решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами на территории муниципального образования. Эта особенность отразилась и на объекте муниципального управления: в его состав входят общественные отношения. Поэтому один из основных методов муниципального управления - правовое регулирование общественных отношений на территории муниципального образования в пределах установленной компетенции.

Вторая особенность муниципального управления, как и местного самоуправления вообще, - его подзаконность. Управляя другой со - стравляющей объекта муниципального управления - муниципальным хозяйством, субъект управления ограничен законом в правах прямого администрирования. Он может принимать и реализовывать управленческие решения в отношении объектов муниципального имущества и муниципальных имущественных комплексов (организаций муниципальной формы собственности) только в той части и в том порядке, которые предписаны действующим законодательством. Итак, второй метод муниципального управления - администрирование в отношении объектов муниципального хозяйства в установленных законом пределах.

Третья особенность муниципального управления определяется вопросами местного значения, полномочиями по их решению и составом муниципальной собственности. Возвращаясь к формулировкам вопросов местного значения и полномочий по их решению, напомним слова и словосочетания, часто используемые в них: "организация", "создание условий", "обеспечение условий", "развитие". Мы еще не рассматривали состав объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности, но если обратиться к ст.50 Закона о местном самоуправлении 2003 г., то выясняется, что не всем вопросам местного значения и полномочиям по их решению поставлены в соответствие объекты муниципального имущества, тогда как без наличия инфраструктуры обеспечение решения этих вопросов и осуществления полномочий невозможно. Следовательно, предполагается участие в решении вопросов местного значения других (немуниципальных) субъектов хозяйствования, которые располагают необходимым имуществом и осуществляют соответствующие виды деятельности. В отношении этих субъектов не может применяться метод администрирования, в связи с чем, особенно в последнее время, приобретает актуальность и значимость такой метод косвенного управления, как организация коммуникаций и межсекторного взаимодействия.

Таким образом, в муниципальном управлении применяются три основных метода: правовое регулирование, администрирование, организация коммуникаций (рис.1).

Рис.1. Методы муниципального управления

Еще одной особенностью муниципального управления является его публичность. Перечисляя состав элементов, входящих в структуру субъекта муниципального управления, мы выделили население в целом, группы и объединения граждан, органы местного самоуправления.

Население и его группы и объединения являются публичным субъектом по определению. Что касается органов местного самоуправления, то они прямо или опосредованно (выборы в органы местного самоуправления и формирование других органов местного самоуправления выборными органами) создаются населением и от него же получают властные полномочия. Сама по себе публичность не требует применения каких-либо новых и специфических методов управления, однако накладывает существенные требования на применяемые в муниципальном упраалении методы. Такие требования заключаются, в частности, в открытости принятия управленческих решений и осуществления управленческих действий, понимании и одобрении населением этих решений и действий, их социальной направленности. Последнее особенно важно, так как, безусловно принимая необходимость экономического развития муниципальных образований, в муниципальном хозяйстве мы не ставим целью максимальное излечение доходов и прибыли, что свойственно частному хозяйству. Цели муниципального хозяйства и муниципального управления - социальные, методы же, по большей части, - экономические, но применяемые обязательно с учетом целей публичного хозяйства и публичного управления.

2. Правовое регулирование общественных отношений в муниципальном образовании


Правовое регулирование общественных отношений в муниципальных образованиях осуществляется путем принятия решений, оформляемых в виде документов. Такие документы именуются в законодательстве муниципальными правовыми актами.

Как следует из компетенции муниципальных образований, решения могут приниматься субъектами местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В структуру субъекта муниципального управления, что было показано ранее, входят население муниципального образования, группы и объединения граждан и органы местного самоуправления. Мы не говорили о должностных лицах местного самоуправления, полагая очевидным их наличие как следствие существования органов местного самоуправления. Эти лица также входят, наряду с органами местного самоуправления, в структуру субъекта муниципального упрааления. Необходимо подчеркнуть обязательность исполнения решений, принимаемых субъектом муниципального управления, на территории муниципального образования.

Все правовые акты в юридической теории и практике разделяются на нормативные правовые и индивидуальные правовые акты. Такое же разделение должно существовать и в муниципальном правовом регулировании.

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальным правовым актам посвящена глава 7 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Согласно положениям этой главы (ст.43 ч.1), в систему муниципальных правовых актов входят:

•              устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

•              нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

•              правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В этой системе существует иерархия актов (ст.43 ч.2): устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; иные же муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Современное законодательство, в частности Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст.43 ч.3), в отличие от ранее действовавшего определило виды муниципальных правовых актов, издаваемых различными структурными составляющими субъекта муниципального управления (субъектами регулирования правоотношений в муниципальном образовании) в пределах их полномочий:

—           представительным органом муниципального образования - решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;

—           главой муниципального образования (высшее должностное лицо муниципального образования) - постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, отнесенным к компетенции главы местной администрации, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации;

—           председателем представительного органа муниципального образования (лицо, осуществляющее организацию деятельности представительного органа муниципального образования) - постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;

—           главой местной администрации - постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации;

—           иными должностными лицами местного самоуправления - распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Система муниципальных правовых актов представлена на рис.2.

Все муниципальные правовые акты включаются в регистр муниципальных правовых актов субъекта Российской Федерации. Свод таких регистров составляет федеральный регистр муниципальных правовых актов. Рассмотрим, какие из названных муниципальных правовых актов и в какой части имеют отношение к муниципальному управлению (не к местному самоуправлению вообще).

метод муниципальное управление администрирование

Рис.2. Система муниципальных правовых актов по субъектам их принятия (издания) и статусу

Согласно ст.44 Закона, устав муниципального образования определяет:

—           наименование муниципального образования;

—           перечень вопросов местного значения;

—           формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

—           структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;

—           наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

—           виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

—           срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

—           виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедуру отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

—           порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

—           порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Представляют интерес следующие вопросы:

—           перечень вопросов местного значения (он определен Федеральным законом, но может быть изменен в результате заключения соглашений между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов);

—           формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления (в том смысле, что население также в некоторой мере участвует в осуществлении муниципального управления);

—           структура и порядок формирования органов местного самоуправления (как в то же время и органов муниципального управления);

—           полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (их полномочия в осуществлении муниципального управления);

—           виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов (актов, относящихся к осуществлению муниципального управления);

—           порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения на местном референдуме или сходе граждан, интересуют нас в той части, в какой эти решения затрагивают вопросы осуществления муниципального управления.

Из решений представительного органа муниципального образования к муниципальному управлению имеет отношение часть решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Эти правила могут касаться вопросов, связанных с осуществлением муниципального управления.

Постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования (либо главы муниципального образования, являющегося председателем представительного органа муниципального образования), по вопросам организации деятельности этого органа к муниципальному управлению отношения не имеют.

Постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации, издаваемые главой местной администрации (главой муниципального образования, если глава муниципального образования является главой местной администрации), имеют прямое отношение к осуществлению муниципального управления, как и распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления.

Немаловажен вопрос о субъектах правотворческой инициативы, т.е. об активных субъектах, способных повлиять на процесс принятия управленческих решений. Таких субъектов несколько (ст.46 ч.1):

—           депутаты представительного органа муниципального образования;

—           глава муниципального образования;

—           иные выборные органы местного самоуправления (если они предусмотрены уставом муниципального образования);

—           глава местной администрации;

—           органы территориального общественного самоуправления;

—           инициативные группы граждан;

—           иные субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования.

Как и всякое управленческое действие, особенно осуществляемое в системе публичной власти и публичного управления, реализация правотворческой инициативы должна быть упорядочена. Поэтому актами органов и должностных лиц, на рассмотрение которых вносятся проекты муниципальных правовых актов, устанавливаются порядок их внесения, а также перечень и форма прилагаемых к ним документов (ст.46 ч.2).

Если депутаты, глава муниципального образования, глава местной администрации вносят проекты муниципальных правовых актов непосредственно и лично, то к инициативной группе граждан предъявляются специальные требования (ст.26). Ее минимальная численность устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (но не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом). С другой стороны, имеются и определенные гарантии реализации правотворческой инициативы граждан. В частности, если отсутствует нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом, т.е. отсутствие указанного акта представительного органа муниципального образования не является препятствием для реализации правотворческой инициативы граждан. Установлен предельный срок, влечение которого проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению, - три месяца со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан обеспечивается возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Рассмотрение проекта муниципального правового акта (внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан) коллегиальным органом местного самоуправления осуществляется на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. Таким образом, публичность муниципального управления находит отражение в особом порядке внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, подготовленных инициативными группами граждан.

Существуют и требования к порядку вступления в силу отдельных видов муниципальных правовых актов (ст.47). В общем случае муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Но нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах в обеспечение единства функционирования налоговой системы вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Законодательство не определяет порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, относя его установление к уставу муниципального образования, однако требует обеспечения возможности ознакомления с ними граждан (за исключением, конечно, муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено Федеральным законом).

В ряде случаев может возникнуть необходимость отмены муниципальных правовых актов или приостановления их действия. Такие случаи и лица, имеющие право на отмену и приостановление действия муниципальных правовых актов, также определены Законом - в ст.48. Муниципальные правовые акты могут быть отменены (либо их действие может быть приостановлено в случаях упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц. Отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

Отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, в зависимости оттого, какими органами были переданы эти полномочия, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Администрирование муниципального хозяйства


Администрирование муниципального хозяйства - это процесс принятия решений и осуществления действий в отношении конкретных объектов имущества и организаций, находящихся в муниципальной собственности, непосредственно влияющий на их судьбу и деятельность.

Право собственности в соответствии с гражданским законодательством заключается в совокупности прав владения, пользования и распоряжения. Владение и пользование имуществом не предполагают изменения его судьбы. Поэтому, рассматривая вопрос администрирования в отношении муниципального имущества, остановимся на праве распоряжения этим имуществом.

Как и всякий собственник, муниципальное образование в лице субъекта муниципального управления вправе совершать в отношении имущества определенные законом действия, а именно:

—           приобретать или отчуждать имущество;

—           сдавать имущество в аренду;

—           передавать имущество в концессию или в управление.

Поскольку мы говорили об особенностях участия муниципальных

образований в различных правоотношениях, а в данном случае - в гражданских правоотношениях, то эти особенности наблюдаются и здесь. Муниципальные образования, наряду с перечисленными формами распоряжения имуществом, могут также передавать имущество в хозяйственное ведение либо в оперативное управление.

Права муниципальных образований в лице органов местного самоуправления в отношении муниципальных организаций установлены ГК РФ, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N9 161 - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях); Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях).

Закон о бюджетных учреждениях отсутствует, поэтому права муниципального образования в их отношении (за исключением прав давать задания, передавать им имущество в оперативное управление и изымать неиспользуемое или используемое не по назначению имущество) законом не установлены. Практика, основанная на подзаконных актах и общих положениях ГК РФ, говорит также о праве собственника создавать, реорганизовывать и ликвидировать бюджетные учреждения, назначать и освобождать от должности их руководителей (ст.296).

Федеральный закон "Об автономных учреждениях" в ст.3, 5, 9 предусматривает следующие права местной администрации:

•              создавать муниципальные автономные учреждения;

•              закреплять за муниципальными автономными учреждениями имущество на праве оперативного управления;

•              утверждать уставы муниципальных автономных учреждений и вносить в них изменения;

•              рассматривать и одобрять предложения руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

•              реорганизовывать и ликвидировать автономное учреждение, изменять его тип;

•              утверждать передаточный акт или разделительный баланс;

•              назначать ликвидационную комиссию и утверждать промежуточный и окончательный ликвидационный баланс;

•              назначать руководителя автономного учреждения и прекращать его полномочия, а также заключать и прекращать трудовой договор с ним;

•              рассматривать и одобрять предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии Федеральным законом для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения.

В соответствии со ст.2 и 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях органы местного самоупрааления имеют право:

•              создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные унитарные предприятия;

•              передавать муниципальным унитарным предприятиям имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление;

•              определять цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также давать согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

•              утверждать устав унитарного предприятия, вносить в него изменения, в том числе утверждать устав в новой редакции;

•              принимать решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы;

•              формировать уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

•              назначать на должность руководителя унитарного предприятия, заключать с ним, изменять и прекращать трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

•              согласовывать прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключать с ним, изменять и прекращать трудовой договор;

•              определять порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

•              утверждать бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

•              давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

•              осущестагять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

•              утверждать показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролировать их выполнение;

•              давать согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, а также на его участие в иных юридических лицах;

•              в случаях, предусмотренных федеральным законом, давать согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

•              принимать решения о проведении аудиторских проверок, утверждать аудитора и определять размер оплаты его услуг.

Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных выше, вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до него обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Кроме того, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК РФ и Федеральным законом; истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

4. Коммуникации и межсекторное взаимодействие


Мы уже отмечали, что вопросы местного значения решаются не только посредством правового регулирования и администрирования. Во многих случаях решение обеспечивается посредством деятельности субъектов хозяйствования, не относящихся к муниципальной собственности (их деятельность не регулируется муниципальными правовыми актами). Здесь органы местного самоуправления могут использовать механизмы, не регулируемые законодательством, а их довольно много. Тем не менее сложившаяся (и развивающаяся) практика позволяет выделить основные механизмы, широко применяемые в деятельности органов местного самоуправления других государств и уже в той или иной мере используемые в практике российских органов местного самоуправления.

Задачи социально-экономического развития муниципального образования, а зачастую и его функционирования, не могут быть решены без использования внешних (немуниципальных) ресурсов. Такие ресурсы имеются как у субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, так и у тех субъектов, которые действуют за пределами этой территории. Для их привлечения требуется демонстрация преимуществ муниципального образования, побуждающих субъекты хозяйствования инвестировать свои ресурсы в развитие его территории. Речь идет об информировании потенциальных инвесторов в отношении инвестиционной привлекательности муниципального образования и конкуренции муниципальных образований за ресурсы. При этом необходимо иметь соответствующим образом сформированный информационный пакет и размещать его всеми доступными способами (в средствах массовой информации, на форумах и т.д.).

Между субъектами хозяйственной деятельности существуют установившиеся связи, но их назначение - реализация собственных интересов данных субъектов. Задача органов местного самоуправления - способствовать развитию этих связей, координировать их в интересах функционирования и развития муниципального образования, для чего местная власть должна завоевать авторитет и доверие у хозяйствующих субъектов, а также взаимодействовать с ними.

Практически каждый из названных субъектов, ведущих свою деятельность на территории муниципального образования или в непосредственной близости от нее, объективно заинтересован в создании благоприятных условий для проживания и жизнедеятельности населения, а значит, и в устойчивом функционировании и развитии муниципального образования. Как правило, эти субъекты либо имеют и осуществляют собственные социальные программы, либо включаются в осуществление муниципальных планов и программ. И то и другое одинаково возможно и полезно для муниципального образования, однако в целях более эффективного использования ресурсов требует организации и координации со стороны органов местного самоуправления.

Рис.3. Основные механизмы организации коммуникаций и межсекторного взаимодействия

 

Основные механизмы организации коммуникаций и межсекторного взаимодействия представлены на рис. 3.

Литература


1. Акмалова, А.А. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях: Лекция / А.А. Акмалова. - М.: РАГС, 2010. - 138 c.

. Бабичев, И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 528 c.

. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

. Бовыкин, В.В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В.В. Бовыкин. - СПб.: Д. Буланин, 2012. - 421 c.

. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. - М.: НОРМА, 2009. - 592 c.

. Гусев, А.П. Я - собственник жилья!: ТСЖ, ЖКХ, самоуправление / А.П. Гусев. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 222 c.

. Заболотских, Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: Научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2013. - 232 c.

. Кабашов, С.Ю. Организация общего и специального делопроизводства в органах местного самоуправления: Учебное пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 421 c.

. Липчанский, А.М. Столица преславной провинции: История астраханского городского общественного самоуправления: Монография / А.М. Липчанский, Е.Г. Тимофеева, С.В. Лебедев. - Астрахань: ИД Астраханский университет, 2008. - 307 c.

. Постовой, Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2013. - 112 c.

Похожие работы на - Методы муниципального управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!