Законодательные инициативы в области использования сжиженного природного газа

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательные инициативы в области использования сжиженного природного газа









Реферат

Законодательные инициативы в области использования сжиженного природного газа


Введение

сжиженный газ топливо моторный

Начало XXI века ознаменовалось возрастающим значением в мировой энергетике природного газа, доля которого достигла одной трети в общем объеме производимой энергии. По данным зарубежных аналитиков, в ближайшем будущем газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители - нефть и уголь. К 2020 г. доля природного газа в общем энергопотреблении достигнет 45-50%. Все чаще говорят, что на смену «нефтяной эпохи» наступает эпоха «метана».

Сейчас в год потребляется более 2,5 трлн. кубометров природного газа, из них на долю международной торговли приходится 625-650 млрд. м3, из этого количества потребителям более 70% газа поступает по трубопроводной системе и около 27% продается в виде сжиженного природного газа - СПГ. Однако, по мнению зарубежных экспертов, в будущем на мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ. В настоящее время сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10% в год, тогда как обычного (газопроводного), только на 2,4%.

В России, помимо действующего завода СПГ на Сахалине, намечаются еще четыре проекта (три поддерживаемых на государственном уровне (СПГ на Штокмане, «Ямал СПГ» и СПГ в Приморье) и один независимый проект («Печора СПГ»)). Их ввод приходится на 2015-2018 годы. Если эти проекты реализуются, то суммарный экспорт СПГ из России к 2020 году увеличится до 46,6 млн тонн с 10 млн тонн в 2010 году, составив 18-22% прогнозируемого мирового рынка.

1. Что такое сжиженный природный газ


Природный газ, охлажденный после очистки от примесей до температуры конденсации (-161,5°С), превращается в жидкость, называемую сжиженным природным газом (СПГ). Объем газа при сжижении уменьшается в 600 раз, что является одним из основных преимуществ этой технологии. На практике это означает, что в одинаковом объеме содержится СПГ в 3 раза больше, чем компримированного природного газа. Сжиженный газ является одним из наиболее чистых источников энергии, производя меньше выбросов углекислого газа и загрязняющих веществ, чем другие ископаемые виды топлива.

СПГ производится на так называемых ожижительных установках (заводах), после чего может быть перевезен в специальных криогенных емкостях - морских танкерах или цистернах для сухопутного транспорта. Это позволяет доставлять газ в те районы, которые находятся далеко от магистральных газопроводов, традиционно используемых для транспортировки обычного природного газа.

Природный газ в сжиженном виде долго хранится, что позволяет создавать запасы. Перед поставкой непосредственно потребителю СПГ возвращают в первоначальное газообразное состояние на регазификационных терминалах.

Первые попытки сжижать природный газ в промышленных целях относятся к началу XX века. В 1917 году в США был получен первый СПГ, но развитие трубопроводных систем доставки надолго отложило совершенствование этой технологии. В 1941 году была совершена следующая попытка произвести СПГ, но промышленных масштабов производство достигло только с середины 1960-х годов.

На сегодняшний день основными экспортерами СПГ являются Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия.

В России строительство первого завода СПГ началось в 2006 году в рамках проекта «Сахалин-2». Входя в этот проект, «Газпром» сделал еще один шаг для реализации своей стратегической цели - стать лидером среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Строительство завода СПГ с этой точки зрения является особенно важным, так как позволит расширить географию деятельности «Газпрома» и выйти на мировой рынок СПГ. Торжественное открытие завода состоялось зимой 2009 года.

 

. Автономная газификация регионов


Существующая в России технология газификации с использованием сети газовых магистралей практически исключает из этого процесса целые районы с малыми населенными пунктами, фермерскими хозяйствами, коттеджными поселками, отдельными объектами промышленности, малыми предприятиями. Автономная газификация таких удаленных объектов - одна из сфер использования СПГ. «Газпром» проводит работу по корректировке генеральных схем газоснабжения и газификации некоторых регионов с использованием альтернативных сетевому газу энергоносителей, включая сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан), СПГ и компримированный природный газ (КПГ).

Один из регионов, где актуально применение схемы автономной газификации, - Ленинградская область, в которой, по информации «Газпром газэнергосети», с использованием СПГ планируется газифицировать ряд населенных пунктов Приозерского и Лужского районов. В регионе уже есть успешный опыт реализации проекта автономной газификации - СПГ-комплекс установлен в Приозерском районе на объектах курорта «Игора».

Установки по сжижению газа в Санкт-Петербурге и Ленобласти создавались для научных и опытных исследований еще в советские времена. Сегодня их оборудование считается устаревшим, но продолжает работать. В Ленобласти компания эксплуатирует две установки по сжижению газа. Одна из них, производительностью до 0,3 тонны в час, находится на газораспределительной станции (ГРС) «Выборг». Технология ее работы завязана на перепады давления на входе и выходе газа и зависит от потребления газа. В период, когда заканчивается отопительный сезон и отбор газа резко сокращается, производство СПГ на этом пункте невозможно. В Петродворце (Санкт-Петербург) работает еще одна установка сжижения природного газа - производительностью 0,8 тонны в час. Принцип ее функционирования несколько иной: установка оборудована компрессорами и позволяет получать СПГ вне зависимости от времени года и объема его потребления.

По мнению «Газпром газэнергосети» для газификации Ленинградской области достаточно комплекса СПГ общей производительностью 3 тонны в час (24 тыс. тонн СПГ, или 28 млн кубометров газа ежегодно), чтобы обеспечить тех потребителей, до которых нецелесообразно тянуть газопровод.

Помимо Северо-Запада, в 2011-2013 годах «Газпром газэнергосеть» реализует проекты автономной газификации СПГ населенных пунктов в Пермском и Хабаровском краях. Выбраны и согласованы с властями этих регионов земельные участки, ведутся проектно-изыскательские работы, готовится инженерно-техническая документация. В Карагайском районе (Пермский край) в рамках Программы газификации регионов РФ «Газпром газэнергосеть» начинает проектирование и строительство завода по производству СПГ (мощность - 13 тыс. тонн в год) и трех станций хранения и регазификации, которые ежегодно будут поставлять потребителям до 18 млн кубометров газа. Он пойдет на нужды девяти котельных и более 2,2 тыс. домовладений в трех населенных пунктах. Установка СПГ в городе Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край) аналогичной производительности обеспечит топливом семь котельных. Объекты автономной газификации в Пермском и Хабаровском краях будут введены в эксплуатацию к концу 2013 года. По всем перечисленным территориям уже разработано обоснование инвестиций в строительство производств СПГ. В перспективе компания планирует обеспечить автономную газификацию населенных пунктов Республики Алтай и Томской области.

В рамках проектов автономной газификации газ доставляется автомобильным спецтранспортом - метановозами. При этом потребитель получает СПГ, по свойствам идентичный газу, который поступает по традиционной трубопроводной схеме поставок. Транспортировка СПГ метановозами не приводит к удорожанию газа для потребителя - это стало возможно после того, как в январе 2012 года правительство России приняло постановление «О внесении изменений в основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ». Документ предусматривает, что конечный потребитель даже в самых отдаленных регионах страны, где не проложены газопроводы, гарантированно получает СПГ по цене, равной стоимости сетевого газа, установленной для данного субъекта РФ.

Основной критерий включения проектов в ежегодную программу газификации «Газпрома» - соответствие их экономической эффективности внутренней норме доходности не менее 12% (достаточно низкой для таких проектов). Для достижения этого показателя необходимо сгладить неравномерность потребления газа, связанную с окончанием отопительного сезона. Для этого компания проводит в регионах работу по переводу на природный газ транспорта дорожного фонда и спецтехники.

 

. Программа развития газомоторного топлива


Наличие мощностей по сжижению природного газа открывает возможности для развития рынка газомоторного топлива. В России наиболее распространенным газовым топливом на сегодняшний день является СУГ - смесь пропана и бутана.

В настоящее время в России 1,4 млн автомобилей с газобаллонным оборудованием - 3,5% общего парка. При этом 3,3% используют СУГ и только 0,2% - КПГ, в то время как в развитых государствах данный показатель составляет 12-15%. Чтобы добиться аналогичных результатов в ближайшие семь лет, необходимо сформировать пласт потребителей, готовых заместить нефтяное топливо газовым, признают эксперты компании «Газпром газэнергосеть». Одновременно предстоит создать в стране сеть заправочных комплексов СПГ и КПГ, которых на сегодняшний день практически нет.

В рамках инвестиционной программы компании на 2013-2014 годы, утвержденной советом директоров, будут реконструировано и построено 99 объектов рынка газомоторного топлива, еще 206 будет запроектировано. Кроме этого, совместно с нефтяными компаниями «Газпром» планирует дооборудовать классические АЗС блоками заправки компримированным природным газом. В целом программа развития рынка газомоторного топлива предполагает масштабное строительство газомоторной инфраструктуры. Это более 2 тыс. объектов по всей России, то есть почти в 10 раз больше, чем есть сейчас.

Точное количество АЗС, которые будут оборудованы КПГ-модулями, пока не известно. Подписано соглашение с «Газпром нефтью», ведутся переговоры с компаниями «Татнефть» и «Башнефть».

Поставщики оборудования для заправочных станций будут определяться по результатам конкурентных процедур по каждому объекту инвестиционной программы. В настоящее время рассматривается возможность применения продукции мировых производителей компрессорного оборудования. Это SAFE S.p.A. (Италия), Schwelm Anlagentechnik GmbH (Германия), BRC FuelMaker (Италия), Delta Compresion S.R.L (ASPRO) (Аргентина), GNC Galileo S.A. (Аргентина), BAUER Kompressoren GmbH (Германия), Atlas Copco (Швеция), Fornovo Gas (Италия), Kwangshin (Южная Корея) и другие. В рамках двухлетней инвестиционной программы на 2013-2014 годы будет закуплено 26 ПАГЗ трех ведущих производителей: норвежского Hexagon Lincoln, китайского Shijiazhuang Enric Gas Equipment CO., LTD и российского ОАО «Национальные газовые технологии». Для каждого конкретного объекта будет подбираться наиболее подходящий ПАГЗ. Это будет зависеть от объемов и условий заправки транспорта.

Серийный транспорт с установленным на заводском конвейере газовым оборудованием будет обслуживаться на авторизованных станциях ТО самого производителя в рамках гарантийного и постгарантийного обслуживания. Рассматривается возможность организации пунктов по установке метанового оборудования на автомобили при АГНКС. В этом вопросе важно обеспечить компетентность установщика, высокое качество работ и соответствие всем нормам безопасности.

Сегодня в России около 90 тыс. газобаллонных автомобилей. Целевой показатель потребления метана в рамках стратегии компании «Газпром» к 2020 году - 10,4 млрд куб. м (рис. 1.). К этому времени на природный газ должно быть переведено 50% общественного транспорта и коммунальной техники, 30% грузового транспорта, 20% сельскохозяйственной техники и 10% личного транспорта. При планируемой динамике КПГ займет долю в 4,5% от общего объема реализуемого моторного топлива в России. На этом уровне, по прогнозам экспертов, возникнет самоподдерживающийся эффект роста спроса. В результате начнется развитие массового сегмента рынка, и спрос на КПГ станет расти еще более быстрыми темпами.

Рис. 1. Потенциал потребления КПГ в России (автотранспорт и сельскохозяйственная техника), млрд куб. м

Природный газ и попутный нефтяной газ - весьма перспективное сырье не только с точки зрения экономики. Они лучше других энергоносителей (нефти, угля и продуктов их переработки) с экологической точки зрения. Автотранспорт, работающий на природном газе, выбрасывает в атмосферу в среднем в 5 раз меньше вредных веществ, чем автотранспорт, работающий на бензине (например, выбросы CO2 снижаются на 25%, а выбросы угарного газа - на 80%). В крупных городах, где доля транспортных средств среди всех источников загрязнения атмосферы может достигать 90%, переход на газомоторное топливо поможет снизить нагрузку на окружающую среду и, как следствие, на здоровье людей.

Однако переход на более дешевое и экологичное топливо потребует затрат и от потребителя. Ведь автомобиль должен быть оснащен газотопливной системой, а переоборудовать старый автотранспорт под КПГ или СПГ - дорогое удовольствие. К примеру, чтобы перевести автобус на КПГ, необходимо 150-180 тыс. рублей, а на СПГ - 350 тыс. Поэтому выгоднее осуществлять замещение за счет приобретения новых машин, оборудованных газотопливной системой в заводском исполнении.

 

. Новые автомобили


На сегодняшний день все ведущие мировые автопроизводители выпускают серийные автомобили на метане (Volkswagen, Ford, Honda, Fiat, Iveco, MAN, Opel, Skania и многие другие). Начало массовых продаж метановых автомобилей на российском рынке - вопрос времени. В сегменте грузовой и специальной техники «Газпром» сотрудничает с крупными зарубежными компаниями: MAN, Iveco, Caterpillar Inc., Komatsu. Все эти производители уже вывели либо разрабатывают газомоторную технику для российского рынка. В перспективе планируется привлекать к сотрудничеству всех зарубежных лидеров автопрома. Главная задача - обеспечить российского потребителя техникой, работающей на метане, более того - дать потребителю возможность выбрать из нескольких моделей.

Первый этап стратегии развития рынка газомоторного топлива предполагает перевод на природный газ общественного транспорта, коммунальной техники и городского грузового транспорта. Соответственно, компанией «Газпром» подписано соглашение с ведущими российскими производителями ОАО «КАМАЗ», ООО «ВОЛГАБАС», ООО «Группа ГАЗ», «Кировский завод», которые серийно выпускают автобусы и технику для ЖКХ. Если говорить о легковой технике, то заключено соглашение с АвтоВАЗом, который разработал легковой автомобиль на метане. Он будет оснащен двухтопливной системой с возможностью применения бензина и метана. Запас хода такого автомобиля без дозаправки составит более 900 км.

 

. Перевод сельхозтехники на газ


Отдельным блоком вопросов может идти инициатива по переводу парка сельскохозяйственной техники на газ.

В рамках, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 №446 (в ред. от 21.04.2011), Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. предусмотрены меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, желающих переоборудовать имеющийся автотранспорт и с/х технику на газомоторное топливо. Суть поддержки заключается в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение оборудования для перевода АТС на газомоторное топливо. Однако существует более интересное предложение, связанное со вступлением России в ВТО. Целесообразным представляется использование переходного периода (2012-2014 гг.), в течение которого в соответствии с условиями вступления России в ВТО финансирование АПК будет сохраняться на прежнем уровне, для широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо и развитие системы автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в регионах. Не секрет, что в структуре себестоимости сельхозтоваропроизводителей расходы на топливо не редко составляют до 50%. Проведение подобного перевооружения и последующее использование с/х производителями более дешевого и экологически чистого моторного топлива не будет являться прямой дотацией, но позволит существенно помочь отечественному АПК.

 

. История законодательных инициатив по использованию газа на транспорте


Первая попытка принять такой законопроект была предпринята еще весной 1996 г., тогда проект не нашел поддержки депутатов Государственной Думы и был отклонен в первом чтении.

В следующий раз к этой теме депутаты вернулись по инициативе ОАО «Газпром» летом 1998 г. Проект федерального закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива» был принят в июне 1999 г., но был отклонен Советом Федерации. Принят повторно в редакции Согласительной Комиссии и в октябре 1999 г. снова отклонен теперь уже Президентом России Б.Н. Ельциным. Преодолеть вето Президента тогда депутатам не удалось, и закон был снят с рассмотрения. Все последующие попытки законодательной инициативы в этой области наталкивались на стойкое неприятие Правительства.

Внесенный в январе 2005 г. законопроект №130858-4 «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» пережил целых четыре редакции 2005, 2007, 2008 и 2009 годов, ни одна из которых не была поддержана Правительством Российской Федерации. Несколько раз проект снимался с рассмотрения на Правительственной комиссии по законопроектной работе, и подвергался доработке, однако принять его хотя бы в первом чтении так и не удалось. В итоге авторский коллектив субъектов права законодательной инициативы фактически раскололся, часть депутатов продолжила работу над проектом, в тоже время несколько членов Совета Федерации во главе с председателем Комиссии СовФеда по естественным монополиям Н.И. Рыжковым образовали рабочую группу, которая разработала новый проект. Этот новый проект был согласован с основными федеральными органами исполнительной власти и получил одобрение Правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

В итоге законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» был отклонен Государственной Думой осенью 2011 г. и на сегодняшний день в Государственной Думе находится свежевнесенный в октябре 2011 г. проект №612001-5 «Об использовании газового моторного топлива».

 

. Совершенствование правового регулирования использования газа в качестве моторного топлива


Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был принят 23 ноября 2009 г. В нем впервые на законодательном уровне закреплены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части замещения бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, который заложил основу для дальнейшей работы по развитию использования газомоторного топлива в целом.

августа 2010 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечин дал поручение Министерству энергетики Российской Федерации, Минэкономразвития, Минпромторгу, Минтрансу, Минрегиону и Минфину России создать постоянно действующую рабочую группу в целях системной проработки предложений по увеличению спроса на сжиженный углеводородный и природный газ в качестве моторного топлива на средне- и долгосрочную перспективу.

октября 2010 г. в городе Новый Уренгой состоялось совещание под руководством Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития газовой отрасли. По итогам совещания ряду министерств во главе с Минтрансом России поручено подготовить к декабрю 2010 г. комплексную программу стимулирования использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива, при этом особое внимание должно быть уделено городскому общественному транспорту в крупных городах (пункт 5 протокола №ВП-П9-54 пр). Такая программа была подготовлена и направлена в Правительство. В настоящее время Минтранс России совместно с Минэнерго России по поручению Аппарата Правительства продолжают работу по ее реализации.

июля 2011 г. Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России №Пр-1923.

В том числе Правительству РФ было поручено до 15 декабря 2011 г. разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства, в том числе работающими на газомоторном топливе, и расширения сети заправок автомобильного транспорта газомоторным топливом, имея в виду развертывание указанной программы, начиная с 2013 г., а также определить меры финансовой поддержки отечественных разработок, направленные на снижение цены гибридных автомобилей и электромобилей, и предусматривающие, в том числе предоставление субсидий и налоговых льгот отечественным компаниям-разработчикам и производителям автотранспорта соответствующих видов и комплектующих к нему.

Все это показывает, что в настоящее время на государственном уровне проблеме использования газовых видов моторного топлива уделяется все больше внимания.

 

. Проект закона «Об использовании газового моторного топлива»


Этот проект во многом носит отсылочный характер. Он определяет возможные меры стимулирования деятельности в сфере использования газового моторного топлива и транспортных средств, работающих на газовом моторном топливе:

·              размещение заказов на поставки газотопливных транспортных средств для государственных, муниципальных нужд;

·              выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, направленных на увеличение использования газотопливных транспортных средств;

·              регулирование закупок газового моторного топлива для государственных, муниципальных нужд с целью увеличения его потребления и замещения жидкого моторного топлива, используемого транспортными средствами;

·              создание условий для перевода транспортных средств, работающих на жидком моторном топливе, на использование газового моторного топлива путем предоставления государственных гарантий, бюджетных кредитов, в том числе с использованием лизинга, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках финансирования государственных (муниципальных) программ;

·              установление упрощенного порядка предварительного согласования места размещения газозаправочных и многотопливных автозаправочных станций при выделении земельных участков под такое строительство;

·              введение запрета на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки стационарного оборудования, технологическая система которого предусматривает заправку автомобильных транспортных средств различными видами жидкого моторного и газового моторного топлива;

·              создание условий для расширения использования сельскохозяйственными товаропроизводителями газотопливных транспортных средств.

Все эти меры - только лишь возможные. Применение конкретных мер должно вводиться другими нормативными актами, принимаемыми в развитие норм этого закона.

Но несколько обязательных требований все же вводится и этим документом: например, проектом установлено требование к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разрабатываемой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Такая государственная программа должна будет предусматривать меры по расширению использования сельскохозяйственными товаропроизводителями газового моторного топлива, газотопливных транспортных средств, машин и оборудования, работающих на газовом моторном топливе, стимулированию создания и поддержания инфраструктуры для их обслуживания.

Статьей 6 проекта установлено, что федеральные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать меры по замещению жидкого моторного топлива, используемого транспортными средствами, газовым моторным топливом и определять объем такого замещения.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделяются правом вводить ограничения на полное или частичное использование транспортных средств, работающих на жидком моторном топливе, в пределах выделенных зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

 

. Изменения в действующее законодательство


Но просто принятие этого базового закона, конечно же, в целом проблему стимулирования развития использования газа в качестве моторного топлива не решит. Необходимое изменение еще целого ряда действующих законов.

В первую очередь принятие изменений в Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дело в том, что нормы федерального закона 261-ФЗ в части требований к региональным программам о наличии обязательных мероприятий по замещению традиционных жидких топлив распространялись только на природный газ и только в части замещения бензина. Предлагалось распространить действие норм этого закона также на дизельное топливо и на сжиженные углеводородные газы (СУГ).

Предложения о внесении соответствующих изменений высказывались неоднократно на различных мероприятиях в Государственной Думе, Совете Федерации, различных отраслевых мероприятиях. В итоге Минэнерго в инициативном порядке разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», распространяющий действие этого закона на СУГ, а также расширяющий перечень замещаемых видов моторного топлива. Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. 14 марта 2012 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении.

После принятия этого федерального закона необходимо подготовить соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», а также в Приказ Минэкономразвития России №61 от 17 февраля 2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

·              внесение изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части применения повышенного коэффициента амортизации для опасных производственных объектов;

·              внесение изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обязательной дифференциации налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от экологического класса категорий транспортных средств;

·              внесение изменений в Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления минимально допустимой доли транспортных средств, использующихся в качестве такси, предназначенных или переоборудованных для работы на газовом моторном топливе;

·              внесение изменений в Федеральный закон №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» и в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части введения ограничений на передвижение транспортных средств в зависимости от их экологического класса в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Эти и другие инициативы, направленные на стимулирование использования ГМТ могли бы быть объединены в отдельный проект федерального закона «О внесении изменений и дополнении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования газовых видов моторного топлива».

В части технического регулирования необходимо добиваться приведения к общемировой практике величин противопожарного риска для лиц, находящихся в зоне жилой и общественной застройки вблизи опасных производственных объектов, в т.ч. объектов газозаправочной инфраструктуры.

сентября 2011 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Законопроект разработан с учетом практики применения Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и в числе прочих нововведений содержит норму о снижении требований к величине индивидуального и социального пожарного риска на опасных производственных объектах для людей, находящихся в жилой и общественной зоне вблизи этих объектов с 10-8 до 10-6 степени. Этот показатель является ключевым при проектировании объектов газозаправочной инфраструктуры. Именно, исходя из требований к величине таких рисков, в конечном итоге, устанавливаются минимально допустимые противопожарные расстояния от газовых заправок.

В нашей стране увеличенные противопожарные расстояния являются одной из главных причин, сдерживающих развитие газозаправочной инфраструктуры в крупных городах, где сконцентрировано наибольшее количество потенциальных потребителей. Противопожарные расстояния в развитых странах Западной Европы в разы меньше наших.

Разработанный Правительством России законопроект устраняет этот недостаток, приводя степени противопожарного риска в соответствие с мировой практикой, однако в проекте содержится оговорка о необходимости проведения дополнительных инженерно-технических мероприятий, которая, по мнению компании «Газпром», является не просто излишней, но и может на практике свести на нет весь положительный эффект от принятия таких изменений. Депутатом Государственной Думы В.В. Зиновьевым, внесена поправка, исключающая необходимость проведения таких дополнительных мероприятий. Однако эта инициатива не поддержана новым составом Комитета по безопасности Государственной Думы ко второму чтению. Таким образом, пока эта проблема остается открытой. А без развития газозаправочной инфраструктуры парк газомоторной техники существенно увеличить не удастся. Например, на участке площадью в 3100 м2, можно разместить обычную АЗС на 6-7 постов, а газовую заправку максимум на 4 поста. На традиционной АЗС можно разместить и сопутствующие объекты: магазин, мойку, шиномонтаж, на газовой же заправке сделать этого нельзя, при этом оборот АЗС в 10 раз больше оборота газовой заправочной станции.


Заключение


На сегодняшний день использование сжиженного природного газа - довольно интенсивно развивающееся направление, которое в дальнейшем должно стать самостоятельной отраслью экономики развитых стран.

Продвижение СПГ в качестве моторного топлива сдерживается множеством факторов, один из которых - российское законодательство. В стране слишком жесткие требования к размещению опасных промышленных объектов, к которым относятся газовые заправки, также необходимо внести ряд поправок в законодательные акты, направленные на стимулирование использования экологически чистого топлива.

Первые важные шаги уже сделаны. Распоряжением Правительства №767 установлено, что к 2020 году до 50% общественного транспорта в городах-миллионниках должно быть переведено на газомоторное топливо. Второй важный аспект - законодательно закреплен предельный уровень стоимости КПГ.

Сейчас крайне необходимы законодательные инициативы, комплекс мер, направленных на стимулирование потребления метана. Например, льготы и преференции для владельцев газомоторной техники, снижение ставок транспортного налога для автомобилей на газомоторном топливе, субсидии на приобретение транспорта на природном газе, приоритет метановому транспорту при проведении конкурсов на перевозки.

Переход на газомоторное топливо выгоден в первую очередь для самих регионов. Сокращаются расходы на топливо, растет энергоэффективность. Например, в Гатчинском районе Ленинградской области на транспортные перевозки тратится до 700 млн рублей в год. Закупка дизельного топлива для сельскохозяйственной техники в Ленинградской области обходится почти в 1 млрд рублей. Переход на метан позволит сократить расходы минимум вдвое. Высвобожденные средства могут пойти, например, на развитие транспортной сети или сдерживание тарифов на перевозки. Это позволяют делать закон «Об энергоэффективности» и система энергосервисных контрактов.

Экологический эффект от перехода на газовое топливо очевиден, ведь в природном газе значительно меньше азота и углерода, при его сжигании не образуется зола, уменьшаются вредные выбросы. Переход на газ может существенно снизить и расходы бюджетов. Экономия средств может составить 10-20%. Однако у потребителя должен быть выбор. Кто-то на газ перейдет, а кто-то останется на бензине, угле, дизтопливе, электроэнергии. Тогда будет меньше шансов на безудержный рост цен на разные виды газа, не будет его дефицита.

Список литературы


1. http://gazprom-sh.nl/ru/lng/ Сжиженный природный газ проекта «Сахалин-2»;

2.      http://expert.ru/northwest/2012/22/effekt-szhizheniya/ Эффект сжижения, Татьяна Вильде «Эксперт Северо-Запад» №22 (568), 04 июн 2012;

.        http://www.gazprom.ru/about/subsidiaries/interview/move-to-gas/ Виктор Зубков: «Перейдем на газ», ноябрь 2013, интервью корпоративному журналу «Газпром»;

.        http://innodigest.com/сжиженный-природный-газ-спг-как-альте/?СПГ как альтернатива нефти в транспортном секторе, Денис Кузнецов, ноябрь 2013, Энергетика;

.        http://www.energosovet.ru/bul_stat.php? idd=292 журнал «Энергосовет» №3 (22) за 2012 г., рубрика - Новые технологии;

.        http://www.eprussia.ru/epr/117/9113.htm газета «Энергетика и промышленность России», №01-02 (117-118) январь 2009 года: Нефть, газ, уголь в энергетике;

.        http://www.ngv.ru/upload/iblock/ece/ece83244df3fb6ad807525c3b87a86e4.pdf журнал «Нефтегазовая вертикаль», №18, 2011 г.

Похожие работы на - Законодательные инициативы в области использования сжиженного природного газа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!