Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права















Контрольная работа

Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права

Содержание

1.Понятие, виды и принципы государственной службы. Муниципальная служба

.Классификация должностей государственной службы и государственных служащих

.Административно-правовой статус государственных служащих

.Порядок прохождение государственной службы

Литература

1.Понятие, виды и принципы государственной службы. Муниципальная служба

Служба - это вид социальной деятельности людей по выполнению определенных функций в органах, объединениях, учреждениях и организациях. В зависимости от форм собственности (государственной, муниципальной, частной), на которой базируются формирования, в которых люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками обязанностей, служба может быть государственной (служба в органах государственной власти), муниципальной (служба в органах местного самоуправления) и служба в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах, кооперативах, общественных объединениях и т.п.).

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 1 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, полномочий субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации .

Из приведенного определения вытекает, что основное предназначение государственной службы - это обеспечение

деятельности государственного аппарата и государственных должностных лиц.

Для полного уяснение понятия «государственная служба» его необходимо сравнить с понятием «государственного служащего» и «государственной должности». Государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы или государственной службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание за счет бюджетных средств . В ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что государственные должности - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственные должности РФ), и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) . Именно их деятельность обеспечивают государственные служащие.

В настоящее время государственными должностями Российской Федерации являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Первый заместитель, Заместитель Председателя Правительства, Федеральный министр, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, Постоянный представитель РФ при международной организации, Председатель Совета Федерации и Государственной Думы, Заместитель Председателя Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации и Государственной Думы, Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания и Государственной Думы, Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Председатель, заместитель Председателя и судьи федеральных судов, Генеральный прокурор РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека, Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Председатель, Заместитель Председателя и Аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка

РФ, Председатель, Заместитель Председателя, Секретарь, постоянный член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации .

В субъектах также установлены перечни государственных должностей, например, государственными должностями города Москвы являются должности: Мэра Москвы; первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы; заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы; министра Правительства Москвы; префекта административного округа города Москвы; Председателя Московской городской Думы; заместителя Председателя Московской городской Думы; депутата Московской городской Думы; руководителя Аппарата Московской городской Думы; Председателя Уставного суда города Москвы; заместителя Председателя Уставного суда города Москвы; судьи Уставного суда города Москвы; Председателя Московской городской избирательной комиссии; заместителя Председателя Московской городской избирательной комиссии; секретаря Московской городской избирательной комиссии; члена Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, исполняющего полномочия на постоянной (штатной) основе; Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы; заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы; аудитора Контрольно-счетной палаты Москвы; Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве .

Изложенное, позволяет выделить следующие характеристики государственной службы:

)посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов, и обеспечивается деятельность государственных должностных лиц;

)этот вид деятельности носит государственно-властный характер и государственными служащими, то есть лицами, замещающими в установленном порядке ту или иную должность государственной службы;

)государственная служба выступает средства упорядочения деятельности государственного аппарата;

)государственная служба осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность граждан на установленных законодательством должностях государственной службы, направленную на обеспечение полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности в этих органах.

Система государственной службы. Государственная служба осуществляется в органах государственной власти, поэтому, в основу ее системы положены такие основополагающие принципы организации государственной власти, как федерализм и разделения власти.

Кроме того, государственное управление охватывает в большей или меньшей степени все сферы государственной и общественной жизни, поэтому специфика сфер и отраслей государственной деятельности так же выступает критерием для проведения классификации государственной службы.

В соответствии с принципом федерализма, организация государственной власти в России осуществляется на двух уровнях (федеральном и региональном), поэтому государственная служба подразделяется на федеральную и государственную службу субъектов федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 4 устанавливает, что федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Таким образом, федеральная служба осуществляется в соответствии с Конституцией, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации на соответствующих должностях государственной службы федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Законом, федеральная государственная служба подразделяется на следующие виды:

.Федеральная государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (Ст. 5).

.Федеральная военная служба-это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (Ст.6).

. Федеральная правоохранительная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (Ст. 7).

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (Ст. 5).

Государственная служба субъектов федерации может быть только гражданской службой, т.к. ее осуществление возможно только на должностях гражданской службы. Иных видов государственной службы субъектов федерации Законом не предусматривается.

Правовое регулирование государственной службы в субъектах Российской Федерации относится к совместной компетенции России и ее субъектов. Поэтому на региональном уровне приняты законы «О государственной гражданской службе» .

Исходя из принципа разделения власти различается:

.государственная служба в аппаратах законодательных (представительных) органов;

.государственная служба в органах исполнительной власти;

.государственная служба в аппаратах органов судебной власти.

С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности, государственная служба подразделяется на: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба осуществляется в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов. Государственная гражданская служба может быть как федеральной службой, так и государственной службой субъектов федерации.

Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках МЧС, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны и в других войсках, воинских формированиях и органах.

Правоохранительная служба осуществляется в органах внутренних дел МВД России, органах прокуратуры (за исключением военной прокуратуры), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органах уголовно-исполнительной системы и др.

Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Исходя из определения правоохранительной службы, напрашивается вывод о том, что она должна осуществляться в органах, которые традиционно считаются правоохранительными. Вместе с тем, в настоящее время налицо правовые коллизии, заключающиеся в том, что законодательно не учитывается новый подход к системе государственной службы.

Например, в юридических научных и учебных источниках органы ФСБ Росси относят к правоохранительным органам , что говорит о службе в них как о правоохранительной. В тоже время, служба в органах ФСБ России Федеральным законом от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» приравнена к военной службе. И таких примеров немало. Поэтому необходимо на законодательном уровне уточнить и разграничить правоохранительную и военную службы. Для военной и правоохранительной службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу, наличие воинских, специальных и иных званий и других особенностей прохождения службы. Например, военная служба в Вооруженных Силах РФ регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» , Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , Уставом Вооруженных сил и др.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел регулируется Законом РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 «О милиции» , Положением о службе в органах внутренних дел

Российской Федерации (Утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) . Правоохранительная служба в других органах государственной власти так же регулируется специальным законодательством.

Специфичным видом государственной службы является государственная служба российского казачества, которая предусматривается одноименным федеральным законом, в соответствии с которым казачьи общества, зарегистрированные в установленном порядке в могут привлекаться к прохождению государственной гражданской, военной и правоохранительной службы .

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в качестве основных принципов построения и функционирования системы государственной службы закрепляет следующие:

.федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

.законности, т.е. строго и неуклонного соблюдения норм права;

.приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

.равного доступа граждан к государственной службе;

.единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

.взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;

.открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

.профессионализма и компетентности государственных служащих;

.защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация данных принципов обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами предусмотрены и другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. Анализ таких законов позволяет выделить следующие дополнительные принципы:

.принцип верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

.принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

.принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

.принцип внепартийности государственной службы;

.отделения религиозных объединений от государства;

.принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах и др.

Что касается муниципальной службы, то она осуществляется в органах местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Муниципальная служба не является государственной и представляет собой особый вид службы. Вместе с тем государственная и муниципальная служба взаимосвязаны между собой, что обусловлено единством социального предназначения. Такая взаимосвязь обеспечивается посредством:

)единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

)единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

)учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

)соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

)соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца .

Названным законом, а также законами субъектов «О муниципальной службе» устанавливаются принципы организации муниципальной службы, основы правового статуса муниципальных служащих и порядок прохождения муниципальной службы.

государственный муниципальный служащий административный

2.Классификация должностей государственной службы и государственных служащих

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

.Государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эти должности не относятся к государственной службе, соответственно замещающие их лица не являются государственными служащими (например, члены Правительства РФ или глава субъекта).

.В государственных органах могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы (например, вахтер, сторож, уборщик и т.п.). Лица, занимающие такие должности, не являются государственными служащими. Их трудовая деятельность регулируется законодательством о труде.

.Должности государственной службы, которые предназначены для замещения государственными служащими, учреждаются федеральными законами и законами субъектов федерации, а так же иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. К их числу относятся:

а)должности федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта федерации;

б)воинские должности;

в)должности правоохранительной службы.

В настоящее время в России ведутся следующие виды реестров должностей государственной службы: реестр должностей федеральной государственной службы, включающей перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; реестр типовых воинских должностей; реестр типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ; реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации, утверждаются законами субъектов.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Каждой должности государственной службы присущ определенный круг обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного государственного органа или вида службы.

Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должности государственной гражданской службы делятся на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории руководители относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных федеральных органов и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий. Должности руководителей, в свою очередь, подразделяются на высшую, главную и ведущую группы.

К категории помощники (советники) относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов в реализации их полномочий, и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Должности помощников (советников), в свою очередь, подразделяются на высшую, главную и ведущую группы.

К категории специалисты относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности специалиста, в свою очередь, подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы.

К категории обеспечивающие специалисты относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности обеспечивающего специалиста, в свою очередь, подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы.

Наименование должностей федеральной военной службы (воинские должности) определяется предназначением и организационно-штатной структурой Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, сущности военнослужебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.п.

Воинские должности в зависимости от их ранга (по своей значимости) делятся на составы применительно к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.: 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины;

)прапорщики и мичманы; 3) офицеры (младшие, старшие, высшие). Законом определено, что единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Каждой должности должно соответствовать одно воинское звание, которое указывается в штате соответствующей военной структуры.

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов. Так, например, в органах внутренних дел МВД России установлены должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания которые утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом Российской Федерации .

Каждая должность государственной службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой соответствует тот или иной классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Например, гражданам, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются следующие специальные звания: а) рядовой состав: рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; б) младший начальствующий состав: младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант милиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции; старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; прапорщик милиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции; в) средний начальствующий состав: младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции; г) старший начальствующий состав: майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции; подполковник милиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции; д) высший начальствующий состав: генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции; генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции; генерал-полковник милиции, генерал- полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим критериям:

По органам, в которых проходит служба, служащие подразделяются на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных и иных государственных органов.

По характеру выполняемой деятельности служащие подразделены на служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства, их труд носит организационный, управленческий характер; служащих государственных предприятий, учреждений, деятельность которых характеризуется организацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурной и иной деятельности. Эта деятельность направлена на выполнение задач, возложенных на соответствующие предприятия, учреждения, организации. Сюда относятся и руководители предприятий, учреждений и служащие-специалисты, выполняющие производственные и иные функции.

По характеру должностных функций служащие подразделяются на руководителей, помощников, специалистов, обеспечивающих специалистов.

По масштабу деятельности органов, в которых работают служащие, последние подразделяются на федеральных служащих и служащих субъектов федерации.

По функциональному предназначению службы по различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительной службы.

По характеру полномочий служащие делятся на должностных лиц и функциональный персонал. К должностным лицам относятся служащие, наделенные правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, то есть действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Должностные лица издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами, предъявлять юридически властные требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их форм собственности и ведомственной (например, сотрудники милиции) и пр. Иными словами, должностные лица выполняют функции представителя власти, организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственная функции.

Функциональный персонал - служащие, наделенные полномочиями по осуществлению функций, связанных с подготовкой тех или иных управленческих решений, требующих специальных знаний, или выполнением профессиональной деятельности, а так же служащие, которые совершают материально-технические операции, то есть обеспечивают служебную деятельность руководителей, представителей административной власти, специалистов и других должностных лиц, создают необходимые условия для выполнения ими служебных обязанностей, например, технические секретари, делопроизводители и др.

В зависимости от срока службы следует различать государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

.Административно-правовой статус государственных служащих

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией РФ и иными нормативными актами. В то же время, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, это связано с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Служащие государственных органов не вправе:

участвовать в забастовках и иных действиях, нарушающих нормальное функционирование государства;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

оказывать услуги и содействие физическим и юридическим лицам, не предусмотренные законом, с использованием своего служебного положения, получать за услуги вознаграждение;

самостоятельно или через посредников приниматьучастие в управлении коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Нарушение указанных ограничений влечет освобождение от занимаемой должности или иную ответственность, предусмотренную законом.

Кроме общеправового статуса, государственные служащие обладают служебным административно-правовым статусом. Служебные обязанности и права государственных служащих подразделяются на общие, распространяющиеся на всех служащих, и специальные, предназначенные для выполнения функций по конкретной должности.

На государственного служащего возлагаются следующие общие обязанности:

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;

поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок,

не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы;

хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы;

держать в тайне ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, и др.

Государственный служащий наделен следующими общими служебными правами:

требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;

принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений информацию, материалы и сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

Специальные обязанности и права государственных служащих определяются спецификой правового положения органа или вида службы, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» каждый гражданский служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. Гражданский служащий имеет право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков, оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством и служебным контрактом. Ему предоставляется право на: получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Гражданский служащий имеет право на: ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами; членство в профессиональном союзе; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Каждый гражданский служащий, независимо от полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы, обязан соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.

Долг гражданского служащего состоит в том, чтобы соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа. Он должен поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не допускать разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Государственный служащий обязан ежегодно предоставлять сведения об имуществе как самого себя так и членов семьи. Он обязан сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства вдень выхода из гражданства РФ или вдень приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и отдавший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско- правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

)признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

)осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

)отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

)наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень указанных заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

)близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

)наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

)представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

)непредставления установленных названным Федеральным законом сведений или заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением.

В связи с прохождением гражданской службы, гражданскому служащему запрещено участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным законом. Гражданскому служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по замещаемой должности гражданской службы.

Гражданскому служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать эти бумаги (акции) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Государственный служащий не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и поездок, в том числе зарубежных, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации с государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

Гражданский служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными объединениями и организациями.

Гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Гражданскому служащему запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Ему запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, другие общественные объединения (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозные объединения или способствовать созданию указанных структур.

Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Ему запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Ему запрещено также прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. После увольнения с гражданской службы гражданин не вправе: замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско- правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности; разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В состав денежного содержания включаются:

)месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад);

)месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);

)ежемесячные и иные дополнительные выплаты (дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента по представлению Правительства. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Для гражданского служащего установлены следующие виды дополнительных выплат:

)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20% и свыше 15 лет - 30%;

)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством;

)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

)ежемесячное денежное поощрение;

)единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (например, «северный»),

К числу основных государственных гарантий гражданских служащих относятся:

равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы;

право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Имеются в виду размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д.;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков;

медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных федеральными законами;

возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются указом Президента;

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов устанавливаются постановлением Правительства РФ;

защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

При определенных условиях гражданским служащим могут устанавливаться дополнительные государственные гарантии.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. и иными нормативными правовыми актами РФ военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Особенности статуса военнослужащих регулируются специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Сотрудники правоохранительной службы обязаны осуществлять профессиональную служебную деятельность по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому на сотрудников правоохранительной службы возлагаются обязанности:

независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени принимать все возможные и законные меры для предупреждения и пресечения правонарушений, оказания помощи лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья;

обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов организаций;

знать и уметь применять законодательство РФ в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей;

соответствовать по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности квалификационным требованиям, установленным для замещаемой должности правоохранительной службы;

в пределах обязанностей, установленных по замещаемой должности, своевременно рассматривать обращения граждан и организаций.

Специальными правами сотрудника правоохранительной службы являются:

право на постоянное хранение и ношение закрепленного за ним огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом руководителем государственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба;

право на применение физической силы и специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом;

право на государственную защиту жизни, здоровья и имущества, жизни, здоровья и имущества членов его семьи в соответствии с законодательством РФ.

Оплата труда военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, предоставление им государственных гарантий, обеспечение вещевым имуществом, жильем, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, проезд на транспорте и иное обеспечение регулируются соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Многие из этих актов являются едиными, поскольку соответствующие структурные подразделения правоохранительной службы считаются «военизированными», а их сотрудники приравниваются к военнослужащим по условиям службы, связанной с риском для жизни и здоровья.

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность. За нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей служащий несет юридическую ответственность. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой ответственности.

.Порядок прохождение государственной службы

Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.

Правом поступления на государственную службу обладают граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для государственных служащих. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами России - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Поступление на правоохранительную и военную службу возможно и до достижения 18 летнего возраста, если гражданин поступил в учебное заведение МВД России, ФСБ России или МО России и является слушателем или курсантом. Предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе составляет 65 лет, на правоохранительной и военной службе - 45 лет. В случаях, предусмотренных законодательством, служащие могут продолжать проходить службу и после достижения предельного возраста. Это может быть связано с увеличением предельного возраста, например, для старшего начальствующего состава, так для служащего имеющего звание полковника предельный возраст составляет 50 лет. Кроме того, срок военной и правоохранительной службы может продлеваться до пяти лет. В этом случае со служащим заключается контракт на каждый последующий год.

Законодательством о государственной службе установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1) на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс как способ замещения должностей государственной службы состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации .

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянно действующая конкурсная комиссия. Ее состав образуется из представителя руководителя государственного органа и уполномоченных им гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и того, по вакансии которого проводится конкурс), представителя органа по управлению государственной службой, а также независимых экспертов, специалистов в области государственной службы. Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе извещается о проведении конкурса и его условиях, а также осуществляется сбор требуемых документов от граждан, пожелавших участвовать в нем, и проверка сведений, представленных ими. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя, о его решении своевременно сообщается кандидатам.

Оценка кандидатов производится на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур, т.е. индивидуального собеседования, анкетирования, проведения групповых дискуссий, написания реферата или тестирования.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Назначение на должность государственной службы возможно в случае, когда не требуется проведения конкурса. Согласно Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс не проводится:

)при назначении на должности гражданской службы категории руководители, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством;

)при заключении срочного служебного контракта;

)при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должности гражданской службы;

)при назначении на должность государственного служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Аналогичные случаи без конкурсного замещения должностей государственной службы содержатся в законодательстве, регламентирующим прохождение военной и правоохранительной службы.

При замещении должности государственной службы на любой основе требуется, в первую очередь, заключение служебного контракта и издание приказа, распоряжения или иного акта о назначении на конкретную должность.

Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации.

Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений.

При замещении должности государственной службы допускается испытание, обычно на срок от трех до шести месяцев, для гражданина, впервые принятого на государственную службу. Федеральным законом о виде государственной службы могут устанавливаться и иные сроки испытания, а также случаи, когда испытание вообще не проводится.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Гражданам, проходящим государственную гражданскую службу субъектов Федерации, устанавливаются классные чины государственной гражданской службы. При этом допускается проведение квалификационного экзамена.

Аттестация государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы осуществляется в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2005 г. , порядком организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ, установленным Приказом Министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г. , Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 29 октября 2003 г. и другими нормативными правовыми актами, учитывающими особенности того или иного вида государственной службы.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности граждане- кой службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестация проводится один раз в три года, но может проводиться и внеочередная аттестация. Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переходом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др.

Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации - оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности.

По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

)объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

)награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

)иные виды поощрения и награждения государственного органа;

)выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

)поощрение Правительства РФ;

)поощрение Президента РФ;

)присвоение почетных званий Российской Федерации;

)награждение знаками отличия Российской Федерации;

)награждение орденами и медалями Российской Федерации.

За военную и правоохранительную службу, кроме перечисленных видов поощрения и награждения, применяемых за гражданскую службу, предусмотрены и другие виды поощрения и награждения, а также определен порядок их применения. К военнослужащим и приравненным к ним служащим правоохранительной службы предусмотрено применение таких видов поощрений, как: занесение в Книгу почета или на Доску почета; награждение ведомственными знаками отличия (медали и нагрудные знаки); досрочное присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина); присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина) на ступень выше соответствующего замещаемой должности; награждение именным оружием; присвоение почетного ведомственного звания. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на военнослужащего, служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.

За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации. Государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств дисциплинарного проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего. Объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка;

)вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы. Применять дисциплинарные взыскания на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов могут прямые начальники. На них могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания. Непосредственные начальники могут устно объявлять наряд вне очереди, выговор перед строем, замечание, при этом данный факт отражается в личном деле. Применение прямым начальником дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в судебном порядке, устные взыскания обжалуются к вышестоящему начальнику.

Государственный служащий может быть привлечен к материальной ответственности, которая наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), оправданного служебного риска, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, либо неисполнения нанимателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Основаниями для прекращения государственной службы являются: личное заявление служащего об увольнении с государственной службы; достижение служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращение гражданства Российской Федерации; истечение срока действия контракта; избрание на выборную должность; отставка; ликвидация должности, занимаемой служащим; служебное несоответствие; грубое нарушение либо систематическое нарушение служебной дисциплины; выход на пенсию и др.

Список литературы

1. Нормативно - правовые акты

.1. Конституция Российской Федерации //РГ от 25 декабря 1993 г. N 237

.2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // РГ от 8 декабря 1994 г. N 238-239

.3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // РГ от 1-5 мая 1999 г. N 85-86

.4. Закон Саратовской области от 9 декабря 2004 года N 120-ЗСО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области»// "Саратов Столица Поволжья", N 271-272 (1222-1223), 31.12.2004.

.5. Закон Саратовской области от 29.03.2006 N 34-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области»// "Саратовская областная газета", N 64 (1586), 04.04.2006

.6. Закон Саратовской области от 09.10.2006 №97-ЗСО «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий, составлению протоколов об административных правонарушениях»// «Саратовская областная газета», официальное приложение, N 29, 17.10.2006

. Учебники и учебные пособия

.1. Агапов А.Б. Административная ответственность. / Учебник. М., 2010.

.2. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный с использованием материалов судебной практики издание второе, исправленное и дополненное. / Издательство "Статут", 2014

.3. Азбукин А. М., Бирюков М. Н. Административная ответственность за нарушение общественного порядка. / Учебное пособие. - М.: 2003 г.

.4. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006. - 528 с.

.5. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности/ Учебное пособие - Пермь - 1969.

.6. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материальноправовое исследование) //Научный редактор д.ю.н. В.С. Основин. Издательство Воронежского университета, 1970г.

.7. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.

.8. Заряев А.В., Малков В.Д. / Ювенальное право: Учебник для вузов Под общей редакцией академика РАЕН, доктора технических наук, доцента, заслуженного сотрудника органов внутренних дел РФ А.В. Заряева, академика РАЕН, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Малкова. ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

.9. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. /Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г.

.10. Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях: /Монография. - Иркутск, 1998. - С. 40;

.11. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. /2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2013. - 496 с.

.12. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Административная ответственность в СССР /Издательство Саратовского университета. 1988 г.

.13. Полянский И.А. Законодательство субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях // В сб.: Роль юридического образования и науки в формировании гражданского общества и правового государства: сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 65-летию юридического факультета ХГАЭП / Под общ ред. С.В. Нарутто и В.Н. Ширяева. - Хабаровск, 2005. - С. 40.

.14. Рогачева О.С. Административная ответственность:// Учебное пособие. - Воронеж, 2005.

.15. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России / В сб.: Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М., 2014. - С. 11, 12;

.16. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / 5-е изд., перераб. и доп., под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.

.17. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2012. - 474 с.

.18. Студеникина М.С. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в системе действующих федеральных кодексов // В сб.: Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М., 2014. - С. 21; и др.

.19. Шергин А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // В сб. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина. - М., 2014. - С. 170, 171.

Похожие работы на - Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!