Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения

Введение

Беларусь, как молодое государство с неустойчивой экономикой, является страной, куда, несомненно, можно и нужно «вливать» денежные средства. Однако инвестирование есть не только получение денежных средств донором от реципиента, но также сотрудничество и получение ценного опыта. И получение, и использование его может дать ощутимый толчок к нормализации экономической ситуации в стране.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения


Несмотря на то, что в 2011 году случился кризис, наблюдался резкий скачок объема инвестиций в два раза в сравнении с 2010 годом, что является историческим максимумом для государства. Однако после случилось резкое падение и в последние годы наблюдается незначительный рост.


Снижение общего объема инвестиций в 2014 году обусловлено сокращением на 11,3 процента капитальных расходов организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, и на 18,7 процента капитальных расходов организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам при росте капитальных вложений организаций без ведомственной подчиненности на 3,2 процента.

В технологической структуре инвестиций в основной капитал преобладала доля расходов на строительно-монтажные работы - 56,3 процента (годом ранее - 52,5 процента). На инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транс- портные средства) приходилась третья часть общего объема капиталовложений - 32,9 процента (в январе-октябре 2013 г. - 37,2 процента, в аналогичный период 2012 года - 42,2 процента).

Несомненно, реальные объемы инвестиций мало удовлетворяют потребность экономики в них.

В Республике Беларусь одним из наиболее существенных препятствий активации инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования.

В условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе.

Также, инвестиционная деятельность слишком бюрократизирована в сравнении с теми же Россией и Украиной. В других странах иностранные инвесторы регулярно участвуют в диалогах с государством в самых различных формах, что для Беларуси является неиспробованным опытом.

Что не маловажно, высокий уровень налоговой нагрузки, что подрывает не только иностранные компании, но и отечественные предприятия.

Введенные высокие входные барьеры, защищают отечественные предприятия от конкуренции, которые в отсутствии ее не являются рентабельными и «тянут» экономику вниз, не эффективны и приносят мало практической пользы.

Политика государства направлена на привлечение инвестора и вместе с тем не на удержание его. Чиновники, в большинстве своем, не знают как работать с бизнесом.

Можно привести пример. Инвестиционная строительная компания «Svitland», работающая как на территории СНГ так и на территории Евросоюза, за один и тот же промежуток времени построили в Беларуси - 15 тыс. кв. м., на Украине - 80 тыс. кв. м, в России - 200 тыс. кв. м., при этом компания имеет желание равно развивать бизнес в каждой из стран.

Важным направлением роста инвестиций является увеличение кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять следующие меры:

 повысить ликвидность банковской системы через сокращение или изменение условий кредитования за счет кредитной эмиссии;

 восстановить и расширить льготу в части освобождения от налогообложения процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по объектам;

 разработать концепцию создания целевых накопительных фондов на нужды инвестиций в производственную сферу, сферу страхования, пенсионного обеспечения, медицинских услуг на базе указанной концепции, опираясь на опыт других стран в области целевых накопительных и инвестиционных фондов, создать соответствующую законодательную и нормативную базу их формирования;

 продолжить работу по развитию лизинговых операций.

Еще одним условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является активация процессов приватизации. Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как правило, государственным предприятиям.

Как на Западе, так и в странах СНГ имеется опыт работы с венчурными фондами. В Беларуси также есть профессионально занимающиеся инвестированием средств, венчурные инвесторы, готовые вкладывать денежные средства, однако отсутствие отлаженной системы приводит к утечке средств за границу. Регулярно делаются попытки создать что-либо подобное, однако, их работа, в конце концов, сводится к доверительному управлению.

Путем решения данной проблемы может служить прекращение использования части административно-командных инструментов в экономике.

Вывод

инвестиция экономика беларусь макроэкономический

Очевидна необходимость дальнейшей работы по устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиции в Беларусь, таких как несовершенство системы валютного регулирования, нестабильность нормативно-правовой среды бизнеса, жёсткие санкции за нарушение условий и порядка его ведения, высокий уровень налоговой нагрузки и др.. Устранению этих негативных факторов в определённой мере будет способствовать Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года, утверждённая Советом Министров и Национальным Банком, которая является основным эффективным механизмом стимулирования и активизации инвестиционной деятельности и содержит комплексные меры мероприятий по повышению привлекательности инвестиционного климата.

Понятно, что отмечены не все причины провалов инвестиционных проектов, однако сегодня в реальных условиях невозможно выработать и использовать на практике действительно эффективную концепцию, удовлетворяющую как правительство, так и инвестора. И пока государство не пойдет навстречу бизнесменам, рост экономики будет незначительным или нулевым.

Похожие работы на - Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!