Государственные и муниципальные гарантии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,46 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные и муниципальные гарантии

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра « Финансы и кредит »





Курсовая работа

По дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему Государственные и муниципальные гарантии











Омск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

1.1 Определение, ограничения и требования по Бюджетному Кодексу Российской Федерации

.2 Механизм предоставления государственных гарантий

.3 Положение государственных гарантий по основным направлениям долговой политики на 2013-2015 года и бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

2.1 Характеристика объемов предоставления государственных гарантий

.2 Проблемы предоставления государственных гарантий

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

3.1 Вопросы предоставления муниципальных гарантий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ


Вопросы предоставления государственных и муниципальных гарантий в настоящее время являются актуальными, поскольку по мнению отечественных и зарубежных экономистов в обозримом будущем мировая экономика подвергнется очередному финансовому кризису. Практика показывает, что наиболее эффективным методом выхода из кризиса является его предупреждение и подготовка к нему. Государственные и муниципальные гарантии являются инструментом государственной поддержки предприятий. В виду этого, рассмотрение вопросов законодательного регулирования предоставления государственных и муниципальных гарантий, механизма предоставления государственных и муниципальных гарантий, а также практическая оценка их предоставления способны дать картину о разработанности данного инструмента, его достоинствах и недостатках, а также сформулировать вывод о возможности применения государственных и муниципальных гарантий как один из способов поддержания экономической стабильности.

Цель данной работы заключается в оценке эффективности предоставления государственных и муниципальных гарантий, а также в формулировании существующих и потенциальных проблем по вопросам предоставления государственных и муниципальных гарантий и путей их решений.

Представленная цель может быть достигнута с помощью следующих задач:

описать законодательной основы предоставления государственных и муниципальных гарантий

дать определение государственных и муниципальных гарантий, изложить требования, предъявляемые к их предоставлению и ограничения согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации

рассмотреть механизм предоставления государственных гарантий

рассмотреть бюджетную и долговую политику, обозначить общие моменты в отношении государственных и муниципальных гарантий

дать характеристику объемов предоставления государственных гарантий и описать проблемы их предоставления

рассмотреть общую картину по вопросу предоставления муниципальных гарантий

Объектом работы признается процесс предоставления государственных и муниципальных гарантий, связанных с ним вопросов и проблем, а предметом эффективность предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Структура работы представлена тремя главами, первая из которых содержит описательную теоретическую часть, а две последующие - практическое иллюстрирование темы.

По итогу проделанной работы делается общий вывод.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

 

1.1 Определение, ограничения и требования по Бюджетному Кодексу Российской Федерации


Государственной гарантией (государственной гарантией Российской Федерации, государственной гарантией субъекта Российской Федерации) или муниципальной гарантией признается вид долгового обязательства, по которому у гаранта (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) возникает обязанность при наступлении гарантийного случая (события, предусмотренного гарантией) уплатить бенефициару (лицу, в пользу которого предоставлена гарантия), по его письменному требованию денежную суму за счет средств соответствующего бюджета согласно обязательствам гаранта отвечать за исполнение принципалом (третьим лицом) его обязательств перед бенефициаром [1, С1].

Другими словами, государственные гарантии Российской Федерации (далее госгарантии РФ) являются видом долгового обязательства в структуре государственного долга, государственная гарантия субъекта Российской Федерации (далее госгарантия субъекта РФ) также является видом долгового обязательства и входит в состав государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципальные гарантии представляют собой элемент структуры муниципального долга. Таким образом, гарантии являются долговым обязательством в составе долга соответствующего уровня.

Принципы предоставления гарантий регламентируются статьями 115, 115.1, 115.2, 116, 117 Бюджетного Кодексам Российской Федерации (далее БК РФ), согласно которым к процессу предоставления госгарантий РФ, госгарантий субъектов РФ и муниципальным гарантиям применяются следующие требования и ограничения:

условия госгарантии или муниципальной гарантии могут быть изменены только с согласия на это бенефициара;

отзыв гарантии осуществляется только по основаниям, указанном в ней

госгарантия и муниципальная гарантия имеют обязательную письменную форму

госгарантия или муниципальная гарантия обязаны содержать данные всех сторон гарантии, объем обязательства, гарантийный случай, сроки и условия предоставления, порядок исполнения гарантии

госгарантия или муниципальная гарантия вступают в силу с определенной календарной даты или наступления соответствующих условий

при истребовании бенефициаром уплаты средств по гарантии, он обязан предоставить гаранту данное требование в письменной форме со всеми приложениями, в свою очередь гарант обязан рассмотреть представленные документы в определенный гарантией срок и передать копии документов принципалу

гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении уплаты денежных средств в случаях, предусмотренных статьей 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации

обязательство гаранта ограничивается суммой, указанной в гарантии

обязательство гаранта может быть прекращено в случаях уплаты суммы денежных средств по гарантии, истечением срока гарантии, исполнения принципалом или иным третьим лицом обязательств принципала, в случае возврата гарантии бенефициаром, при невозникновении обязательства принципала по гарантии, иных случаях

Госгарантии или муниципальные гарантии по которым невозможно определить бенефициара имеют ряд особенностей:

получателем гарантии является принципал

требование об исполнение гарантии направляется принципалом к гаранту и осуществляется в порядке установленном для бенефициара

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к госгарантиям и муниципальным гарантиям в части порядка и условий предоставления применяется следующее

предоставление госгарантий или муниципальных гарантий основывается на полномочиях органов государственной власти соответствующего уровня согласно закону соответствующего уровня о бюджете на очередной финансовый год, решению органа исполнительной власти соответствующего уровня или договору о предоставлении госгарантии или муниципальной гарантии при условиях проведения анализа финансового состояния принципала, отсутствие просроченной задолженности у принципала, его поручителей перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием

в определенных случаях анализ финансового состояния может не проводиться

условием предоставления госгарантии или муниципальной гарантии является предоставление принципалом полного комплекта документов

анализ финансового состояния проводиться Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования в установленном порядке

для осуществления госгарантий или муниципальных гарантий законом соответствующего уровня о бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в праве воспользоваться услугами агента, назначаемого исполнительным органом государственной власти соответствующего уровня в целях осуществления всех необходимых процедур для предоставления и исполнения госгарантий и муниципальных гарантий

Согласно статье 116 БК РФ предоставление госгарантий РФ осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете. К полномочиям Правительства РФ в части предоставления госгарантий РФ относятся определение лиц, которым предоставляется госгарантия РФ, предела обязательств по госгарантиям РФ и условий предоставления, установление программ госгарантий РФ в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по направлениям гарантирования. К полномочиям Министерства Финансов относятся заключение договоров о предоставлении госгарантий РФ, обеспечение исполнения принципалом его обязательств, предоставление агентов, ведение учета выданных госгарантий РФ, учет сокращения государственного долга в случае исполнения обязательств принципала и другие. Госгарантии РФ возможны в предоставлении только для федеральных государственных унитарных предприятий. Госгарантии РФ могут предоставляться как в валюте Российской Федерации (российском рубле), так и в иностранной валюте, при этом сумма обязательств по госгарантиям РФ в российской валюте является долговым обязательством и относится к составу внутреннего государственного долга, а сумма обязательств в иностранной валюте - в состав внешнего государственного долга. Все операции по предоставлению и исполнении госгарантий РФ учитываются в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Верхним пределом государственного внутреннего долга Российской Федерации по госгарантиям РФ в российской валюте на 1.01.2016 определена сумма 2 328 779 383,6 тыс. рублей.

Верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по госгарантиям РФ в иностранной валюте на 1.01.2016 определена сумма 13,7 млрд. долларов США или 1139 млрд. евро.

Предоставление госгарантий РФ осуществляется в программном режиме и утверждается на 2015 год и период 2016 и 2017 годов.

Предоставление госгарантий субъектов РФ и муниципальных гарантий описано в статье 117 БК РФ. Госгарантии субъектов РФ предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации согласно лимиту общей суммы гарантий, указанных в законе субъекта о бюджете субъекта Российской Федерации. Муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в лимите суммы гарантий, установленной решением представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования. Сумма обязательств по госгарантиям субъекта РФ, предоставленным в российской валюте и иностранной валюте относится к составу государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, сумма обязательств по муниципальным гарантиям - в состав муниципального долга. Предоставление и исполнение госгарантий субъекта РФ или муниципальных гарантий подлежит учету в долговой книге субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответственно. Учет выданных гарантий, факт исполнения принципалом своих обязательств, учет платежей по предоставленным гарантиям, производимым гарантом осуществляется финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования. Верхний предел государственного долга субъекта РФ по госгарантиям субъекта РФ определяется законом субъекта о бюджете субъекта Российской федерации. Верхний предел муниципального долга по муниципальным гарантиям муниципального образования устанавливается решением законодательного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации дает основательное представление о государственных и муниципальных гарантиях, формулирует определение, требования и ограничения применения государственных и муниципальных гарантий. Однако стоит добавить, что Бюджетный Кодекс является лишь частью нормативной базы по вопросам государственных и муниципальных гарантий, существенным дополнением к нему выступают законы о бюджете соответствующего уровня, в которых содержаться фактические данные об объемах государственных и муниципальных гарантий, объемах бюджетных ассигнований на их исполнение.

 

1.2 Механизм предоставления государственных гарантий


Наиболее распространенными являются госгарантии обязательств по заимствованиям в целях осуществление инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов и принципалов, осуществляющих инвестиционные проекты проводиться на конкурсной безвозмездной основе. Не смотря на то, что зарождение механизма госгарантий произошло в кризисные 2008-2009 годы и рассматривался как способ поддержки системообразующих предприятий (к числу которых относятся РЖД, "Транснефть", "Аэрофлот" и другие), механизм предоставления госгарантий получил свое дальнейшее распространение и сейчас является предметом дискуссий в вопросе ужесточения механизма предоставления госгарантий. Как было отмечено главой Минфина Антоном Силуановым, необходимость изменения механизма предоставления госгарантий в сторону его ужесточения, в частности предъявления более основательных требований к гарантированным проектам и их экономическому обоснованию, является результатом массового применения механизма госгарантий, которое является весьма обременительным для бюджета [8, С. 8]. Повсеместное распространение практики предоставления госгарантий может быть причиной внеплановых расходов бюджета и излишних бюджетных ассигнований. Игнорируя тот факт, что предоставление госгарантий осуществляется в программном режиме, расходы на которые закладываются в проекте бюджета, мы на лицо имеем высокую вероятность возникновения затрат бюджета по данной статье расходов (расходы на предоставление плановых и внеплановых госгарантий), а как следствие увеличение госдолга.

Для целей оптимизации механизма предоставления госгарантий в мировой практике используется синтез гарантирования государственного сектора и гарантийных агентств. Предметом гарантирования государственного сектора выступает государственно-частное партнерство, и гарантом выступает само государство. В Российской Федерации в механизме предоставления гарантий гарантом выступает сама Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование, однако создание Росэксимбанка свидетельствует о попытке создания гарантийного агентства, хотя на данный момент Правительство РФ всего лишь делегирует Росэксимбанку функции по государственной финансовой поддержке российского экспорта.

Механизм предоставления государственных гарантий складывается из предоставления госгарантий в российской валюте и иностранной валюте. Принципалом по госгарантиям в валюте Российской Федерации являются, как говорилось выше предприятия, имеющие общенациональные цели функционирования, при этом бенефициаром для них выступают российские коммерческие банки, а принципалом по госгарантиям в иностранной валюте являются экспортирующие предприятия и иностранные государства, бенефициаром которых являются российские банки и уполномоченные федеральные органы, а также иностранные бенефициары. При этом гарантом по госгарантиям в иностранной валюте косвенно признается Росэксимбанк.

Согласно "Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержке экспорта промышленной продукции в Российской Федерации" создание Росэксимбанка должно способствовать сокращению расходов на администрирование предоставления мер господдержки (госгарантий) российского экспорта, с одной стороны, и ужесточению механизма предоставления мер господдержки (госгарантий) - другой.

Другим аргументом в пользу включения в механизм предоставления госгарантий деятельности Росэксимбанка является расширение круга получателей госгарантий, при четкой регламентации правил отбора потенциальных принципалов. Таким образом, воспользоваться госгарантией в иностранной валюте для целей поддержки экспорта могут не конкретно определенный круг экспортеров, а российские и зарубежные банки-кредиторы и российские экспортеры, обратившиеся в Росэксимбанк для получения госгарантии.

Механизм предоставления госгарантий в российской валюте и иностранной валюте характеризуется общими принципами:

механизм предоставления госгарантий запускается подачей заявления потенциальным принципалом на получение госгарантии

Таким образом, механизм предоставления государственных гарантий после его утверждения достаточно быстро набирает "популярность", что в определенном смысле негативно сказывается на состоянии бюджета, поскольку закладка объемов государственных гарантий является предпосылкой формирования излишних объемов бюджетных ассигнований и представляет собой условный государственный долг. Более того, госгарантии предоставляется принципалам, имеющим высокую вероятность наступления гарантийного случая, и как следствие возникновение необходимости выполнения взятых на себя гарантом обязательств. Не смотря на это, предоставление госгарантий можно оценить как "полуэффективный" инструмент поддержки отечественных предприятий, экспортеров и других принципалов. На основании этого можно сформулировать вывод о том, что механизм предоставления госгарантий не стоит упразднять, а верной стратегией дальнейшей деятельности по вопросам механизма предоставления госгарантий является реформирование данного механизма в части эффективности и "выгодности" предоставления госгарантий.

1.3 Положение государственных гарантий по основным направлениям долговой политики на 2013-2015 года и бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017


Оценка положений основных направлений долговой политики на 2013-2015 года и бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в части государственных гарантий основывается на предположении, что направления бюджетной и долговой политики координируют деятельность органов государственной власти в едином направлении регулирования механизма предоставления госгарантий.

Долговая политика рассматриваемого периода содержит ряд принципов оказания гарантийной поддержки, которые направлены на повышение эффективности инструмента госгарантий и минимизацию рисков бюджета в условиях нестабильности или отрицательной динамики на финансовых рынках. К таким принципам относятся:

унификация предоставления госгарантий субъектов с однотипными признаками (отрасль, регион, спецификация)

критерии отбора принципалов (проектов) основывается на специфике рынка, его развитости и возможности обеспечения достаточных денежных потоков

отказ от предоставления госгарантий "планово-убыточным проектам"

диверсификация рисков / распределение рисков между субъектами госгарантий

предоставление госгарантий при удовлетворительном финансовом состоянии принципала

обеспечение возвратности средств, направленных на предоставление госгарантий

ограничения получателей госгарантий в части расходов на администрирование (менеджмент)

Планирование бюджетных ассигнований по положениям долговой политики стремиться исключить излишнее ассигнование на исполнение госгарантий и предусматривает до 100% на фактически выданные госгарантии и минимизацию ассигнований на планируемое предоставление госгарантий с последующим оперативным изменением (при возникновении на это необходимости).

Бюджетная политика на 2015-2017 года не дает конкретных направлений деятельности органов государственной власти в вопросах предоставления госгарантий, но по ее положениям можно отследить возможную динамику объемов государственного долга по госгарантиям и бюджетные ассигнования на их исполнение. Так в 2014 году в составе государственного долга объем государственных гарантий составил 3 021,1 млрд. руб., что является 32,6% от общего объема госдолга за 2014год, за 2015 - 3 619,8 млрд. руб. и 32,3%, за 2016 - 3 878,4 млрд. руб. и 31,2% и прогнозное значение для 2017 года - 3 901,3 и 30%.

На диаграмме 1 представлено соотношение объема госгарантий в общем объеме госдолга.

государственный гарантия бюджетный

Диаграмма 1


Не смотря на значимость госгарантий в текущем этапе развития российской экономики, бюджетная политика предусматривает снижение показателей объемов предоставляемых госгарантий. В 2015-2017 годах объем предоставления госгарантий РФ составит: в валюте Российской Федерации в общей сумме 864,5 млрд. руб., в том числе: в 2015 году - 547,7 млрд. руб., в 2016 году-159,7 млрд. руб., в 2017 году-157,1 млрд. руб.; в иностранной валюте - 10,8 млрд. дол. США, в том числе: в 2015 году - 3,4 млрд. дол. США, в 2016 году - 4,0 млрд. дол. США, в 2017 году - 3,4 млрд. дол. США. [4, С. 144]

При этом в условиях уменьшения объемов предоставляемых госгарантий РФ, на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий в 2015-2017 годах будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 158,4 млрд. рублей, в том числе: в 2015 году - 40,5 млрд. руб., в 2016 году - 48,4 млрд. руб. и в 2017 году - 69,5 млрд. руб.[4, С. 144]

Таким образом, исходя из положений долговой политики на период 2013-2015 годов и бюджетной политики на период 2015-2017 годов можно сделать вывод о том, что хоть и предоставление госгарантий является значимым инструментом финансирования, но практика показывает, что необходимо уменьшать объемы предоставления госгарантий, потому что они формируют госдолг и тянут за собой последующее увеличение расходов бюджета уже по части обслуживания госдолга. В этом смысле обе политики составлены в едином направлении к минимизации затрат на госгарантии и повышение эффективности их предоставления.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

 

2.1 Характеристика объемов предоставления государственных гарантий


Характеристика объемов предоставления государственных гарантий Российской Федерации и государственных гарантий субъектов Российской Федерации рисует реальную картину практики предоставления госгарантий, их распространенность и возможные проблемы.

Для проведение характеристики объемов предоставления госгарантий необходимо обратиться к показателям внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, госдолга субъектов Российской Федерации. Данная информация публикуется в открытых интернет-источниках, то есть поиск исходных данных для оценки не составляет труда.

По состоянию на 1 апреля 2015 года объем государственного внутреннего долга составляет порядка 6 986 476,9 млн. руб., в том числе государственные гарантии составляют 1 603 442,0 млн. руб., что занимает почти 23% от общего объема внутреннего долга. На этот же период объем внешнего долга Российской Федерации составляет 106 962,8 млн. дол. США, в том числе госгарантии РФ составляют 12 064,2 млн. дол. США и это эквивалентно 11,3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации.

Диаграмма 2. Объем госгарантий РФ в объеме внешнего долга РФ

Диаграмма 3. Объем госгарантий РФ в объеме внутреннего долга РФ


На основании приведенных диаграмм можно сказать, что объем госгарантий РФ по отношению к внешнему и внутреннему долгу Российской Федерации существенен. Однако, не рассмотрев соотношение госгарантий к госдолгу других стран, невозможно объективно судить о величине госдолга и места в нем госгарантий. Хотя описав общую картину соотношения госгарантий и госдолга, нет препятствий для того, чтобы сформулировать вывод, что доля госгарантий в внутреннем долге РФ равная 23% свидетельствует о широкой практике предоставления госгарантий РФ, но с оговоркой, что такая практика направлена на меры поддержания предприятий с госучастием, либо основной функцией которых является выполнение национальных целей.

Характеристика предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации наиболее интересна и с точки зрения обстановки вопроса, и с точки зрения полноты данных.

Так из 85 субъектов Российской Федерации доля госгарантии субъекта РФ в структуре госдолга субъекта РФ, превысившая 0%, относится к 69 субъектам. При этом наибольший вес занимает Белгородская область - 38,73% от общей суммы госдолга Белгородской области, вторым субъектом идет Республика Саха (Якутия) - 30,26% от общей суммы госдолга Республики Саха, замыкает тройку "лидеров" Челябинская область - 28,08%.

Таблица 1. Соотношение доли госгарантий субъектов РФ от госдолга субъекта РФ с количеством соответствующих субъектов

 Доля, % Кол-во субъектов

0 - 10

10 - 20

20 - 30

30 - 40


75

4

4

2


Таким образом, мы видим по приведенной таблице, что 88,2% субъектов (75 из 85) имеют долю объема госгарантий в структуре госдолга субъекта РФ от 0% до 10%. Причиной такой маленькой доли может быть либо малый объем предоставления госгарантий субъекта РФ, либо редкое наступление гарантийного случая и как следствие отсутствие оснований формирования госдолга субъекта РФ по предоставляемым госгарантиям субъекта РФ.

2.2 Проблемы предоставления государственных гарантий


В данной работе уже не раз упоминалось об одной из самых значимых проблем предоставления государственных гарантий - отнесение госгарантий к условному госдолгу и проблема излишнего бюджетного ассигнования. Как показывает практика, принципалами госгарантий выступают предприятия с высокой долей государственного участия, основная функция которых выполнение общенациональных целей, а не извлечение из своей деятельности прибыли. Соответственно средств на покрытие получаемых заимствований априори не может быть, а следовательно государство, как гарант, обрекает себя на выполнение обязательств перед бенефициаром, наступление которых к тому же обусловливается высокой степенью риска наступления гарантийного случая.

Способом решения данной проблемы может послужить два варианта - расширить круг возможных принципалов, тем самым распределив риски между участниками, либо сделать государственные гарантии частично платными. Если для первого пути решения все очевидно и понятно, здесь мы расширяем круг принципалов, что послужит привлечением предприятий без госучастия и возможностью самостоятельного обеспечения своих обязательств, а использование госгарантии как "подстраховки" в случае кризиса. То в отношении способа решения проблемы через введение платы за пользование госгарантией вопросов может возникнуть больше. Во-первых, введение частичной платы за предоставление госгарантии относиться к принципалу, то есть предприятию с государственным участием, таким образом, государство принудит само себя платить за возможность пользования госгарантией, поскольку и так является обеспечительной силой такого предприятия. Во-вторых, даже если платы за пользование госгарантией будет взиматься с самого принципала, а не переноситься на оплату государством, то это увеличит конечную сумму обязательств принципала и послужит причиной отказа от практики применения госгарантий. Но в таком случае, предприятие лишиться дополнительного финансирования, потому что банк-бенефициар откажет в предоставлении займа в силу финансовой несостоятельности заемщика. Таким образом, перед нами встает парадоксальный вопрос: оставить механизм предоставления госгарантий без изменений, тем самым сохранить инструмент стимулирования экономики, но при этом испытывать обременение на бюджет? Или же провести процесс реформирования механизма предоставления госгарантий, но при этом сделать его менее привлекательным? Ответить на данный вопрос однозначно представляется затруднительным, к тому же для российской экономики этот инструмент поддержки является достаточно "молодым", хотя и сама российская экономика только-только с медленных шагов на пути развития переходит на небыстрый, но уже уверенный шаг. Как автору данной работы, решение проблемы видеться в трансформации из повсеместной практики предоставления госгарантий в меру поддержки в кризисных ситуациях, то есть сделать этот инструмент не одним из методом господдержки, а дополнительным способом в период сложных финансовых ситуаций.

Таким образом, как и у любого явления среды государственных и муниципальных финансов, у инструмента государственной поддержки в виде государственных гарантий возникают определенные вопросы и проблемы оказания. Сослаться на очередную недоговоренность законодателя сложно, поскольку механизм предоставления госгарантий достаточно четко определен российским законодательством, здесь скорее стоит рассматривать вопросы адекватности практического применения и оказываемого полезного эффекта.

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

 

3.1 Вопросы предоставления муниципальных гарантий


Оценка характеристики объемов предоставления муниципальных гарантий для российской действительности по каждому муниципальному образованию скорее видеться невозможной, чем затруднительной. Если в составе Российской Федерации числиться 85 субъектов, то количество муниципальных образования по данным Росстата на 1 января 2014 года равно 22 777. Естественно, не каждое муниципальное образование является предоставителем госгарантий, но сделать выборку и анализ характеристики предоставления муниципальных гарантий хотя бы половины всех муниципальных образований является предметом научной диссертации. Однако, провести характеристику общего объема муниципальных гарантий в объеме муниципального долга образований, входящих в состав субъектов России возможно по данным об объеме муниципального долга образований Министерства Финансов России.

Из 85 субъектов Российской Федерации в составе 63 субъектов муниципальные образования предоставляют муниципальные гарантии. Из них абсолютным рекордсменом по доле, занимаемой муниципальными гарантиями в объеме муниципального долга, является Калужская область - 65,82%. Следом за ней идет Свердловская область - 50,42% муниципальных гарантий в общем объеме муниципального долга входящих в состав области муниципальных образований. На третьем месте по объему муниципальных гарантий в объеме муниципального долга Липецкая область - 47,37%.

Таблица 2 Соотношение доли муниципальных гарантий в общем объеме муниципального долга муниципальных образований субъектов с количеством соответствующих субъектов

 Доля, % Кол-во субъектов

0 - 10

10 - 20

20 - 30

30 - 40

50-60

60-70


66

5

5

4

1

1


Таким образом, мы видим, что в составе муниципального долга муниципальных образований субъектов Российской Федерации муниципальные гарантии занимают достаточную долю. Этот факт означает, что практика предоставления муниципальных гарантий распространена и в большей степени обусловлена спецификой региона.

В субъекте РФ Омская область объем муниципальных гарантий по состоянию государственного долга субъекта на 1 апреля 2015 года составляет 130 000,0 тыс. руб., что равно 3,65% от общего госдолга субъекта. Согласно Приложению № 19 к Решению Омского городского совета объем муниципальных гарантий муниципального образования г. Омск составит 130 000, 00 тыс. руб., то есть единственным гарантом по муниципальным гарантиям в Омской области выступает г. Омск. Принципалами по этим гарантиям являются пассажирские предприятия для целей привлечение кредитных ресурсов на развитие пассажирского транспорта и обеспечения пассажирских перевозок в г. Омске. При этом объем бюджетных ассигнований по возможным гарантиям на 20015 год составляет 130 000, 00 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, что бюджетные ассигнования на рассматриваемый период соответствуют возможным муниципальным гарантиям г. Омска, а следовательно проблемы излишнего ассигнования не наблюдается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, государственные и муниципальные гарантии являются обязательством государства, субъекта или муниципального образования перед лицом, оказывающем предоставление заемных ресурсов в пользу третьего лица. Иначе говоря, государственные и муниципальные гарантии являются мерой государственной поддержки или способом косвенного государственного финансирования.

Степень разработанности вопросов предоставления государственных и муниципальных гарантий в отношении законодательной регламентации стоит признать высокой, поскольку Бюджетным Кодексом Российской Федерации дается достаточное описание определения, требований и ограничений к предоставлению государственных и муниципальных гарантий.

Эффективность предоставления государственных и муниципальных гарантий, на основании работы, пока можно оценить как ниже средней. Не смотря на то, что практика предоставления приобретает статус распространенной, она порождает ряд вопросов и проблем, решение которых способно поставить данный инструмент (гарантии) в направлении двух векторов - свертывании и упразднении такого механизма государственной поддержки или его доработки и дальнейшего распространения.

На данный момент предоставление государственных и муниципальных гарантий порождает две основные проблемы - формирование государственного долга и излишнее бюджетное ассигнование. Данные проблемы предлагается решить двумя способами. Во-первых, расширить круг потенциальных принципалов через смягчение требований для распределения рисков по наступлению гарантийного случая и привлечения принципалов с низкой вероятностью его наступления, а во-вторых, сделать предоставление государственных и муниципальных гарантий платными. Однако, оба варианта решения проблем не являются идеальными и тянут за собой вереницу дополнительных вопросов, таких как, насколько расширение круга принципалов будет обосновано, ведь это спровоцирует необходимость в дополнительном ассигновании и кто будет платить за пользование гарантией.

В заключение следует добавить, что бюджетная и долговая политики направлены на сужение предоставления государственных и муниципальных гарантий, и в целом настроения органов исполнительной власти направлены на разработку мер по ужесточению предоставления гарантий для целей минимизации государственного долга и расходов бюджета. Хоть и предоставление государственных и муниципальных гарантий на первый взгляд кажется привлекательным инструментом государственной поддержки и государственного косвенного финансирования, тем не менее, предоставление гарантий должно иметь стабилизирующий характер и проводиться только в кризисных ситуация как временная мера выравнивания экономики.

ЛИТЕРАТУРА


1) Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // URL: http://base.garant.ru/12112604/;

) Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.;

) О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178412/#p1;

) Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-3015 гг. [Электронный ресурс]/ URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=547321;

) Государственный долг и внешние активы.: Учеб. пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 284 с.;

) Государственные гарантии. Анализ наилучшей практики. Изучение международного и российского опыта предоставления государственных гарантий [Текст]: ГБУ Мосфинагенство. - декабрь 2013.;

) Олег Сапожков. Механизму госгарантий закрутят гайки [Текст] / О. Сапожков // Комерсантъ. - 2012. - №194. - С.8;

) Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации [Текст] / Распоряжение Правительства РФ от 14 окбября 2003 г. № 1493-р;

)Юрий Симачев. Запоздалая помощь [Текст] / Ю. Симачев, М. Кузык // Эксперт. - 2010. - № 12(698);

) Росэксимбанк [Электронный ресурс] / официальный сайт / URL: http://www.eximbank.ru/;

) Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте [Электронный ресурс] / Портал внешнеэкономической информации / URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/financial_measures/state_guarantee/;

) База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm;

) Государственные гарантии [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации / официальный сайт / URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/state_guarantees/;

) О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов [Текст] / Решение Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 (ред. от 18.02.2015);

) Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / официальный сайт / URL: http://www.minfin.ru/ru

) Официальный портал Администрации города Омска [Электронный ресурс] / официальный сайт / URL: http://www.admomsk.ru.

Похожие работы на - Государственные и муниципальные гарантии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!