История развития РУП 'Белпочта'
История развития РУП «Белпочта»
Введение
Развитие общества тесно связано с обменом информацией, ключевую роль в котором играет связь - передача и прием информации с помощью различных технических средств. Одним из ее направлений является почтовая связь. В условиях интенсивного развития информационных технологий и глобальных коммуникационных сетей почтовая связь остается важным средством передачи информации, она успешно развивается, приобретая новые возможности и функции.
Почтовая связь представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств на единой почтовой территории.
Таким образом, цель данной работы: ознакомиться с ролью, значением и характеристикой РУП «Белпочта»
Главная задача РУП «Белпочта»: наиболее полное удовлетворение потребностей населения, государственных органов управления, предприятий и организаций в услугах почтовой связи на национальном и международном уровнях.
1. Сущность и история развития РУП «Белпочта»
Развитие почтовой связи на территории Белоруссии началось в давние времена. Так, к 885 году относится первое упоминание в Повести временных лет о посыльной службе на белорусской земле: «Послал Олег к радимичам, спрашивая…». [1]
В Киевской Руси существовала специальная «должность» - княжеский гонец. Гонцы доставляли распоряжения князя в различные пункты страны. Иногда гонец ехал и без грамоты, особые вести заучивал наизусть.
Со вступлением Беларуси в Великое княжество Литовское появляется княжеская почтовая служба. Князи различной степени важности содержали гонцов для пересылки сообщений и указов как устных, так и письменных.
В 1583 году на первом в Белоруссии почтовом тракте (Варшава - Белосток - Гродно - Вильня) была введена система тарифов, которая действует сегодня во всех странах мира. Стоимость пересылки определялась видом отправления и его весом.
В 1793 году Белоруссия вошла в состав в Российской империи, после чего её почта получает свое дальнейшее развитие как составная часть почтовой системы Российской империи. Были образованы почтовые округа, в том числе Минский, Витебский и Могилёвский.
Первые телеграфные станции в Белоруссии были оборудованы в 1859 году при Минской почтовой конторе и в Бобруйске. Была организована первая телеграфная связь.
Регулярная перевозка почты по железным дорогам началась в 1871 году по маршрутам Минск - Москва, Минск - Ровно, Минск - Брест, Минск - Любава. Почтовые вагоны имели специальные стеллажи для сортировки и хранения почты. На вагонах висели почтовые ящики для приёма писем на остановках.
В 1914 году на территории современной Белоруссии насчитывалось 380 предприятий связи.
Накануне Великой Отечественной войны население обслуживало около 2300 почтовых контор, отделений связи и почтовых агентств. Во время войны была полностью разрушена вся ранее созданная инфраструктура. Только к 1948 году была целиком восстановлена довоенная сеть почтовых предприятий. [1]
Сама же отрасль почтовой связи является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, органов государственного управления в услугах почтовой связи. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики. [2]
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств.
Таким образом, РУП «Белпочта» - современное, технически оснащенное предприятие Беларуси по оказанию услуг почтовой связи. Девиз: «Быстрота. Надежность. Доступность». За этими тремя словами - строгое соблюдение всех стандартов по приему, обработке, пересылке и доставке почтовых отправлений, бесперебойная работа техники и транспорта, внедрение и использование новых технологий. Предприятие было образовано в сентябре 1995 года. С 13 мая 1947 года Республика Беларусь член Всемирного почтового союза. [4]
Белорусская почтовая служба использует в своей работе современные информационные технологии и активно работает над совершенствованием и развитием предоставляемых услуг. Качественное обслуживание потребителей - одно из приоритетных направлений деятельности РУП «Белпочта».
Узел специальной связи обеспечивает на территории Республики Беларусь услугами специальной связи органы государственного управления, силовые структуры, предприятия и организации всех форм собственности.
Деятельность в области почтовой связи в Республике Беларусь осуществляется на основе следующих принципов:
-законности;
-доступности универсальных услуг почтовой связи на всей территории Республики Беларусь для всех пользователей услуг почтовой связи;
-равенства прав на получение услуг почтовой связи;
-соблюдения прав и интересов пользователей услуг почтовой связи;
-свободы транзита почтовых отправлений;
-равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области почтовой связи;
-тайны почтовой связи;
-единства обязательных для соблюдения технических требований в области почтовой связи. [2]
2. Услуги, предоставляемые РУП «Белпочта»
Услуги почтовой связи - это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, почтовых денежных переводов, отправлений ускоренной почты, прием подписки и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий.
Сегодня РУП "Белпочта" предлагает следующие почтовые услуги:
)Отправления по Беларуси - внутренние почтовые отправления, принимаемые, пересылаемые и доставляемые (вручаемые) в пределах Республики Беларусь.
К внутренним почтовым отправлениям относятся:
-отправления письменной корреспонденции;
-посылки (без объявленной ценности, с объявленной ценностью);
-почтовые денежные переводы;
-отправления ускоренной почты (без объявленной ценности, с объявленной ценностью).
Отправления письменной корреспонденции подразделяются на:
-письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);
-секограммы (отправления для слепых) (простые, заказные);
-бандероли (простые, заказные);
-мелкие пакеты (простые, заказные, с объявленной ценностью).
Простые почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые без выдачи квитанции и вручаемые (доставляемые) адресатам без расписки.
Регистрируемые почтовые отправления - почтовые отправления, при приеме которых отправителю выдается квитанция и вручаемые (доставляемые) адресатам под расписку.
2)Международные почтовые отправления - почтовые отправления, являющиеся объектом почтового обмена между государствами.
К международным почтовым отправлениям относятся:
-отправления письменной корреспонденции;
-посылки;
-денежные переводы;
-отправления международной ускоренной почты (EMS).Mail Service (EMS) - это услуга почтовой связи, при которой доставка и вручение почтовых отправлений осуществляется в максимально короткие сроки. Оказывается данная услуга как на территории Республики Беларусь, так и в более чем в 200 странах и территориях мира.
Международные почтовые отправления также подразделяются на простые почтовые отправления и регистрируемые.
3)Другие услуги РУП "Белпочта":
-Автотранспортные услуги объектов (РУПС) РУП "Белпочта"; <#"justify">В рамках реализации подпрограммы «Электронное правительство» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы по предоставлению информационных услуг из государственных информационных ресурсов, интегрированных в общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), РУП «Белпочта» выступает информационным посредником для оказания электронных услуг.
Одним из приоритетных направлений деятельности РУП «Белпочта» является развитие безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек по оплате населением различных видов услуг и товаров.
Использование банковских платежных карточек национальной и международных платежных систем, представленных на территории Республики Беларусь, позволяет клиентам производить безналичную оплату всех услуг, пополнять карт-счета, получать наличные деньги, просматривать информацию о доступных денежных средствах на счету
В целях снижения нагрузки на операционные кассы отделений почтовой связи РУП «Белпочта» проводятся мероприятия по популяризации устройств самообслуживания - платежно-справочных терминалов (ПСТ) и устройств по отправке заказных писем SmartPOST, с помощью которых клиенты в режиме самообслуживания производят оплату услуг. [4]
)Дополнительные услуги почтовой связи:
-Упаковка и оформление почтовых отправлений;
-Проверка вложения посылок, отправляемых с описью вложения;
-Хранение доверенностей на получение почтовых отправлений;
-Заполнение сопроводительных бланков адресов к почтовым отправлениям, описей вложения;
-Написание письменного сообщения, заявления об изменении адреса, хранении, досыле и возврате почтовых отправлений;
-Ремонт абонентских и почтовых ящиков;
-Оказание услуг почтовой связи на дому;
-Предоставление в пользование абонементных ящиков;
-Гашение знаков почтовой оплаты памятным штемпелем.
)Непрофильные услуги:
-пересылка крупногабаритных и тяжеловесных посылок в упрощенной упаковке по территории РБ;
-реализация бланков строгой отчетности БСО.
РУП «Белпочта» постоянно работает над расширением перечня услуг. Вниманию клиентов представлены услуги «По пути», «Почтовый курьер», почтовые отправления линейки «Комфорт» (письма и посылки).
Отправления «По пути» принимаются в упрощенном порядке и доставляются в кратчайшие сроки. Услуга предназначена физическим лицам, которым необходимо передать документы или подарок родным и близким. Выдача посылок производиться в выделенных объектах почтовой связи Республики Беларусь.
Услуга «Почтовый курьер» позволяет осуществлять на дому/в офисе прием и/или доставку почтовых отправлений, печатных средств массовой информации, почтовой продукции и товаров потребительского спроса, заказанных в Интернет-магазине РУП «Белпочта». Предоставление услуги осуществляется физическим и юридическим лицам на всей территории страны по разовым заявкам или на договорной основе по абонементу «Почтовый курьер каждый день».
Ежегодно в Республике Беларусь обрабатывается более 231 млн. отправлений письменной корреспонденции; более 14 млн. денежных почтовых и электронных переводов; около 10 млн. посылок; более 1,3 млн. отправлений ускоренной почтой EMS; около 590 млн. экз. периодических изданий; около 18,1 млн. пенсий и пособий. Почтовые услуги предоставляют более 3300 стационарных отделений связи, при этом среднее число жителей, обслуживаемых одним работником почтовой связи, составляет около 420 чел. [4]
. Роль РУП «Белпочта»
Средствам коммуникации принадлежит особая роль в экономике любого государства, так как их важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в передаче информации. В мире объем информации, передаваемой через коммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года, начало 21-го века рассматривается как эра информационного общества. Это предъявляет повышенные требования к развитию связи, которая должна развиваться опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом.
Таким образом, связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь, в том числе и почтовая, играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.
Развитие услуг связи является важнейшим фактором в обеспечении функционирования экономики и удовлетворения потребностей населения. Приоритетное развитие таких услуг позволило многим государствам Центральной и Восточной Европы преодолеть разрыв в уровнях социально-экономического развития по сравнению с лидирующими (развитыми) странами.
Следует также отметить, что РУП «Белпочта» выполняет важную социальную функцию - является информационным посредником между гражданином и автоматизированной общегосударственной информационной системой (ОАИС). С 1 мая 2014 г. почта предлагает жителям Беларуси простой и удобный доступ к государственным информационным ресурсам в рамках программы «Электронная Беларусь». Пользователи услуг в отделениях почтовой связи могут получить сведения об имуществе, аналогичные выдаваемым БРТИ, а также информацию о задолженности физического или юридического лица. [4]
связь коммуникация почта
Отрасль почтовой связи является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, органов государственного управления в услугах почтовой связи. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики.
РУП «Белпочта» это: 6 областных филиалов и производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи» и автотранспортное производство, 91 узел почтовой связи, 3 258 объектов почтовой связи, в т.ч. 2 840 стационарных отделений почтовой связи, 194 пункта почтовой связи и 224 передвижных отделения почтовой связи.
Разветвленная сеть отделений почтовой связи позволяет РУП «Белпочта» удовлетворять растущие потребности населения, расширяя спектр оказываемых услуг, в том числе и непрофильных. На сегодняшний день предприятие предлагает клиентам более 50 видов непрофильных услуг, а именно: реализация товаров потребительского спроса, в том числе через Почтовый Интернет-магазин, Каталог товаров белорусских производителей, и бланков строгой отчетности, карточек экспресс-оплаты, лотерейных билетов, прием различных видов платежей, ксерокопирование, ламинирование, переплет, дилерские услуги по подключению к сети МТС, Velcom, БеСТ, предоставление услуг Интернет, банковские и страховые услуги, оформление заказа на «Поздравление Деда Мороза», рассылка прямой почтовой рекламы и многое другое.
Развитие услуг связи является важнейшим фактором в обеспечении функционирования экономики и удовлетворения потребностей населения.