Внебюджетные фонды Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,56 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внебюджетные фонды Российской Федерации














Контрольная работа

Внебюджетные фонды Российской Федерации

Введение

экономический внебюджетный фонд

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России. При переходе экономики привело к ослаблению роли государства, что стало проявляться реформированием государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Исторически определено, что выделение внебюджетных фондов из бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников и, как правило, строго целевом использовании их средств. Поэтому недостаточная разработанность проблем формирования и развития внебюджетных фондов определили актуальность темы исследования.

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

определить экономическое содержание внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности;

провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

рассмотреть перспективы развития государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

1.Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов

Проблемы формирования и развития внебюджетных фондов, их роль в развитии финансовой системы России исследуются различными учёными.

Согласно определению академика Г.Б. Поляка: «Внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение». В других учебниках дается определение, что «внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности», .

Для раскрытия экономической сущности внебюджетных фондов следует обратиться к их признакам. Внебюджетные фонды имеют следующие отличительные черты: первое это то, что внебюджетные фонды представляют собой определенную совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. Это касается и доходов и расходов указанных фондов, т.к. не существует внебюджетных фондов только с одними доходами или только с расходами. Таким образом, расходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны.

Вторым признаком является создание государственных внебюджетных фондов для финансирования определенных и конкретных задач с запретом направлять в них финансовые ресурсы на другие цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, все внебюджетные фонды имеют целевой и точный характер.

Третий признак определяет, что накопленные в государственных внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое специально создается для выполнения этой задачи.

Четвертый признак является важным признаком государственных внебюджетных фондов, так как их денежные средства находятся в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.

И наконец, шестой признак - важный признак внебюджетных фондов, который определяет наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы.

Таким образом, из указанных признаков внебюджетных фондов можно дать развернутое определение государственного внебюджетного фонда - это совокупности находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативное управление которыми осуществляется уполномоченными государственными учреждениями.

Внебюджетные фонды подразделяются:

.В зависимости от уровня управления: федеральные; региональные.

.По целевому назначению: экономические; специальные (социальные).

.В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования: централизованные; децентрализованные.

Таким образом, все внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение, а обособленное их функционирование позволяет финансировать важнейшие экономические и социальные мероприятия государства. Более подробно особенности функционирования фондов представлены на Приложении 1.

Новым этапом развития целевых фондов стало вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому на федеральном уровне могут действовать только три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Остальные целевые фонды продолжили свое существование в качестве бюджетных фондов.

2.Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

Бюджетный кодекс РФ посвятил регулирование внебюджетных фондов во всей 17 главе (ст. 144 - 150). Помимо этого внебюджетные фонды вместе с бюджетами субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом упоминаются практически по всему БК РФ.

Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается ст. 145 БК РФ. В соответствии с данной статьей проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц, а так же других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В ст. 146 БК РФ подробно указываются все источники доходов каждого внебюджетного фонда.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях.


Система пенсионного страхования в России многими специалистами оценивается как неэффективная, одним из подтверждений является низкое значение коэффициента замещения утраченного заработка (отношение средней пенсии к средней заработной плате), который пока не соответствует международным нормам.

С целью воздействия на сложившуюся ситуацию в 2010 году заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм: упразднен единый социальный налог, разработана новая система уплаты страховых взносов. Минусом данной реформы является постепенное увеличение тарифов.

Один из положительных сдвигов системы обязательного пенсионного страхования является увеличение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионеров.

Дефицит финансового покрытия территориальных программ обязательного медицинского страхования связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы и объемов медицинской помощи, включенных в базовую программу страхования.

Здравоохранение финансируется за счет средств ФОМС, федерального бюджета. Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются рост платных медицинских услуг и добровольное медицинское страхование. Все это снижает управление отраслью, непосредственный контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.

Наблюдается нарушение принципов социального страхования, например формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг от друга.

Таким образом, российская система обязательного социального страхования не лишена недостатков и нерешенных проблем. Здесь присущи дефицит средств фондов и несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. Так же тут остается ряд следующих проблем:

-неэффективное и нецеленаправленное распределение средств фондов;

-несоответствие определениям и назначениям пособий и выплат современным экономическим отношениям;

-присутствие недостаточной прозрачности внебюджетных фондов, отсутствие паритетного участия социальных партнеров, где государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов;

-финансовая сфера социального страхования остается так же неупорядоченной. Отсутствуют актуарные расчеты, все так же не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

На основе проведенного анализа очевидно, что проблем в системе страхования много, но и путей решения предостаточно. Для решения данных проблем вводятся проекты законов для наиболее эффективного функционирования и совершенствования деятельности внебюджетных фондов.

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001 г. был введен единый социальный налог.

Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует дальнейшего реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом.

Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №418-ФЗ). - Электронный ресурс. - КонсультантПлюс, 1992-2014. - www.consultant.ru.

3.Финансы: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: Издательство Проспект, 2014.

4.Финансы /Под ред. А.М. Ковалевой. - М., 2010.

.Финансы, деньги, кредит. Под. ред. О.В. Соколовой. - М., 2010.

.Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая компания «Компакт»: Волтерс Клувер, 2011.

7.Черник Д.Г., Дадашев А.З. Финансовая система РФ. - М., 2009.

.Справочная правовая система КонсультантПлюс, 1992-2014. - Электронный ресурс. - http://www.consultant.ru.

Похожие работы на - Внебюджетные фонды Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!