Бюджет государства - как основное звено финансовой системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджет государства - как основное звено финансовой системы

Задание

по подготовке курсовой работы по дисциплине «Финансы»

Студенту экономического факультета ИвГУ специальности «Финансы и кредит»

1.Тема курсовой работы: Бюджет государства - как основное звено финансовой системы.

. Срок сдачи курсовой работы_______________

.Исходные данные к работе:

Во введении обосновать актуальность выбранной темы, указать цели и задачи исследования, привести имена экономистов, разрабатывавших данную проблему.

В I главе определить понятие, сущность и функции бюджета государства, его роль в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства.

Во II главе охарактеризовать источники формирования доходов и направления расходования средств федерального бюджета РФ за последние 3 года, оценить их соответствие целям и задачам бюджетной политики государства, исследовать возможные направления совершенствования механизма формирования и использования средств государственного бюджета РФ.

В заключении сделать выводы по результатам проведенного исследования.

.Дата выдачи задания __________________

.Задание принял к исполнению_______________________

                                                          (дата, подпись студента)

.Руководитель работы _______________________________

                                                       (подпись)

.Рекомендуемая литература: 1) учебники, учебные пособия, монографии по курсам «Финансы», «Бюджетная система». 2) Бюджетный кодекс РФ, законы о федеральном бюджете РФ за ряд лет, другие нормативные материалы 3) журналы «Финансы», «Экономист» и др., газеты «Экономика и жизнь», «Российская газета» и др.; 4) статистические материалы.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы

1.1 Понятие, сущность и функции бюджета государства

1.2 Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства

Глава 2.Анализ доходов и расходов бюджета РФ

.1 Источники формирования доходов и расходов бюджета

.2 Направления расходования средств федерального бюджета РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Центральным элементов финансовой системы страны является бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Бюджет - центральное звено системы финансов, выражающее все их основные качественные признаки.

Поскольку государственные финансы - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т. д.

Актуальностью темы является то, что надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от восновном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является изучение бюджета государства - как основное звено финансовой системы.

Согласно цели в работе поставлен следующие задачи:

изучить теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы,

проанализировать доходы и расходы бюджета РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного бюджета и его связь с другими звеньями финансовой системы


.1 Понятие, сущность и функции бюджета государства

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Бюджет (от старонормандского bougette - кошель, сумка) - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год [19].

Бюджет - это важнейшая концепция, как в микроэкономике Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей [2, с. 42]. При этом государственный бюджет интегрирует все социально - экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних [4, с. 59].

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностный позиций как экономическая категория бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера.

Так, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) [2]с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом, разумеют бюджетную роспись, т. е. роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти».

Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п [5, с. 91].

В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

При переходе от бюджета вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т. е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей. Раскрыть экономическое содержание государственного бюджета поможет рис. 1 [19].

Рис. 1 Экономическое содержание государственного бюджета

Исходя из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие экономические функции:

перераспределение национального дохода.

В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны;

государственное регулирование и стимулирование экономики.

Государство осуществляет вмешательство в экономику для преодоления возникающих в ней кризисных явлений;

финансовое обеспечение социальной политики.

В государственном бюджете наблюдается значительный рост затрат на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Эта функция проявляется в том, что бюджетное устройство государства создает возможность осуществления бюджетного контроля со стороны Парламента РФ и Министерства финансов РФ за образованием и движением всех финансовых потоков в государстве.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики. Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику ― субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно ―технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

В современных условиях хозяйствования особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику бюджетное финансирование влияет на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой для осуществления социальных преобразований.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются [17, с. 214]:

внедрение принципов среднесрочного планирования;

оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам:

) По источникам образования

налоги с юридических лиц;

налоги с населения;

займы;

поступления от реализации или использования государственной собственности.

) По методу взимания

налоговые доходы - это поступления от налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д.)

неналоговые доходы:

а) поступления от продажи государственной собственности юридическим и физическим лицам;

б) поступления от реализации облигаций госзаймов и других государственных ценных бумаг;

в) доходы внебюджетных фондов;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности.

безвозмездные поступления.

) По видам налогов

акцизы;

НДС;

налог на прибыль;

подоходный налог и др.

Таким образом, бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие экономические функции:

перераспределение национального дохода.

государственное регулирование и стимулирование экономики.

финансовое обеспечение социальной политики.

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

.2 Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства

Роль государственного бюджета - это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет.

Финансовая роль. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов.

Регулирующая роль. При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов. Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство для полного финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

В условиях бюджетного дефицита государство может проводить различную финансовую политику, которая как правило направлена на уменьшение размеров этого дефицита. Это может обеспечиваться [7, с. 167]:

. Использованием благоприятной экономической конъюнктуры, когда есть возможность получать дополнительные доходы без ущемления интересов плательщиков. Такая ситуация наблюдается в период экономического роста. Автоматически увеличивается налоговая база. Экономическая конъюнктура никогда не бывает стабильной, экономика циклична, поэтому за периодами экономического роста, следует спад. Строить стабильный бездефицитный бюджет только на основе экономической конъюнктуры невозможно.

. В определенных случаях для обеспечения роста доходов государство может изменять уровень налоговой нагрузки на плательщиков. Налоговая нагрузка это отношение суммы налогов к ВВП, умноженное на 100.

. Сокращение расходов.

Если государство не может обеспечить равновесный бюджет, то используется тот или иной тип политики дефицитного финансирования:

. Политика циклического бюджетного равновесия. Государство отказывается от ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и переходит к обеспечению бюджетного равновесия в течение нескольких лет. Как правило этот промежуток времени охватывает экономический цикл. В период экономического цикла в условиях подъема экономики у государства образуются бюджетные профициты, которые оно накапливает для финансирования бюджетных дефицитов, образующихся в годы спадов и депрессий. Но не всегда период подъема равен периоду спада, а подъем может быть не очень существенным и т.д. Как правило, эта политика автоматически трансформируется в политику хронического бюджетного дефицита, для которого присуще постоянное бюджетное финансирование в течение нескольких десятилетий.

. Хронический бюджетный дефицит предполагает, что он будет покрыт за счет кредитных источников. Это приводит к увеличению государственного долга.

В современных условиях государство стремится ограничить размеры бюджетных дефицитов и государственного долга, чтобы не было роста инфляции, нестабильности валютных курсов и т.д.
Нормальным уровнем бюджетного дефицита считается дефицит не более 3% ВВП. Предельный размер государственного долга - не выше 60% годового ВВП.

Государство, используя бюджетные инструменты - налоги и бюджетное финансирование, пытается воздействовать на экономические процессы в нужном для себя направлении.

Государство оказывает воздействие в основном на 4 экономических процесса [8, с. 93]:

. Экономический рост

. Уровень занятости

. Состояние денежного обращения (уровень инфляции)

. Валютный курс.

Государство может осуществлять два типа воздействия:

. Стимулирующее. Осуществляется при помощи сокращения налогового бремени и увеличения бюджетного финансирования. Такая политика стимулирует рост производства и реализации товаров, работ и услуг, а также увеличивает занятость.

Негативные последствия возникают в сфере денежного обращения. Дополнительный спрос покрывается либо за счет увеличения объема производства, либо за счет увеличения цены, что создает стимул для инфляции.

. Сдерживающее, или рестрикционное регулирование. Осуществляется путем увеличения налогов и сокращения бюджетного финансирования. Оно проводится, как правило, для сдерживания денежной массы, находящейся в обращении, и тем самым, для снижения темпов инфляции и стабилизации валютных курсов. Такое регулирование может также привести к снижению темпов роста производства.

Проблемы, возникающие при регулировании:

. Регулирование носит косвенный характер, поэтому цели, которые были заложены государством при проведении регулирования, могут быть недостигнуты. Причина недостижения целей регулирования - в различной целевой направленности финансовой политики, которую проводит государство и экономические субъекты.

. При проведении стимулирующей политики государство, как правило, не может обеспечить свои фискальные цели. Это противоречие носит временный характер, т.к. после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов.

. Нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система. Обычно при стагфляции сначала государство осуществляет рестрикционное, сдерживающее регулирование, а затем переходит к стимулирующему регулированию, увеличивающему объем производства.

. Бюджетное регулирование может быть использовано только для формирования среднесрочных и долгосрочных пропорций и направления развития экономических отношений. Бюджетный механизм регулирования достаточно инертный и требует длительного периода времени для его изменения, а также для введения в действие, поэтому для регулирования текущих проблем развития экономики государство как правило применяет кредитные механизмы регулирования, такие как учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования ЦБ, нормативы обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и операции центрального банка на открытых рынках (валютном, фондовом, кредитном).

Глава 2. Анализ доходов и расходов бюджета РФ

.1 Источники формирования доходов и расходов бюджета

Согласно Налоговому кодексу РФ [1] к федеральным налогам и сборам отнесены:

) налог на добавленную стоимость;

) акцизы;

) налог на доходы физических лиц;

) налог на прибыль организаций;

) налог на добычу полезных ископаемых;

) водный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

) государственная пошлина.

НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц или являются регулирующими налогами, т. е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства.

Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

К неналоговым источникам формирования дохода федерального бюджета относятся:

средства государственной собственности;

средства, полученные от деятельности государства;

средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной собственности являются:

земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;

имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;

имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Государство как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов.

В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

Итак, все доходы бюджета в зависимости от формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в федеральный бюджет.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества находящегося в государственной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определёнными законодательством о приватизации;

доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов включаются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации. Также бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

К безвозмездным перечислениям относятся, например, средства, перечисляемые в бюджет из бюджета вышестоящего уровня.

Рассмотрим динамику доходов федерального бюджета, диаграмма, рисунок 2. [21]

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета в 2015 году в диаграмме на рисунке 3.

финансовый система источник бюджет

Рис. 3 Структура доходов федерального бюджета в 2015 году

Расходы бюджета представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приёмов, благодаря которым средства из него поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджета, с помощью которого реализуются цели бюджетной деятельности.

Рис. 4. Динамика расходов федерального бюджета

Одним из серьёзных недостатков действующей бюджетной системы является неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расходов методом взаимозачётов, а также платёжными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинансированию получателей бюджетных средств.

Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

К расходам государственного бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти и другие. Финансированию из государственного бюджета подлежат также расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.

.2 Направления расходования средств федерального бюджета РФ

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект федерального бюджета на 2015 - 2017 годы) [3].

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.

Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование "Бюджета для граждан".

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов [3].

Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

) трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению или уменьшению бюджетных доходов;

) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

) бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

) кредитов иностранным государствам;

) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных выше форм расходов бюджетов. Важнейшей формой расходов бюджета являются ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В ст. 70 БК РФ предусмотрены цели, на которые бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства. К ним относятся [2]:

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное законодательство устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

БК РФ содержит легальное определение государственного или муниципального контракта, а также государственного или муниципального заказа.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, а также гражданам-предпринимателям, регламентируется ст. 78 БК РФ. В соответствии с данной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается предоставлять [2]:

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

В случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки предоставленные субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Рассмотрим плановые доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг., таблица 1 [22].

Наименование показателя

Доходы

Расходы

Профицит /дефицит

Значение показателя в млрд. руб. за

2012 г.

11779,9

12 656,4

-876,5


2013 г.

12705,9

13 730,6

-1024,7


20014 г.

14091,8

14582,8

-491

Абсолютное Факт-План отклонение показателя в млрд.руб.

в 2013г. к 2012 г.

929

1074,2



в 2014 г. к 2013 г.

1386

852,2



в 2014 г. к 2012 г.

2312

1926,4


Относительное отклонение показателя, в %

в 2013г. к 2012 г.

107,8

108,4



в 2014 г. к 2013 г.

110,9

106,2



в 2014 г. к 2012 г.

119,6

115,2



Таким образом, дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,5 миллиарда рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - почти 1,5 триллиона рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491 миллиарда рублей (0,7% ВВП).

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Учитывая разрегулированность бюджетного процесса, его высокую коррумпированность, волюнтаризм разработчиков, ведущих к бессистемному использованию расходной части бюджета, а также слабости налоговой базой бюджета, не позволяющей обеспечить цивилизованное, оптимальное обеспечение формирования доходной основы бюджета, необходимо осуществление следующего комплекса мер, базовых:

разработка бюджета должна опираться на современную долгосрочную стратегию развития экономики, государства и общества;

должен быть скорректирован Бюджетный кодекс и его отдельные разделы, касающиеся разработки бюджета. Он должен быть дополнен комплексом целевых стандартов: разработка идеологии; порядок подготовки исходных параметров; порядок рассмотрения ключевых параметров; схема разработки бюджета в Правительстве с участием представителей комитетов Госдумы; стандарт утверждения бюджета; стандарт контроля за реализацией бюджета; стандарт доведения бюджетных ресурсов до исполнителей; оценка эффективности использования бюджетных средств;

целесообразно все бюджетные денежные ресурсы, направленные на развитие национальной экономики, включая инвестиции, сосредоточить в одном потоке, регулируемом расходной статьей «национальная экономика»;

должна быть увеличена степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины.

Заключение

Бюджетное законодательство устанавливает порядок финансирования новых видов расходов, непредусмотренных ни одним бюджетом.

Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, то указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджета.

При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели - объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт - закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - одна из важных его составляющих. О расходах бюджета можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле, расходы бюджета это денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. В экономическом смысле расходы бюджета представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета, как централизованного фонда Российской Федерации. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений - отношениях по расходованию бюджета, как централизованного фонда денежных средств Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

Список литературы

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.

.        Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Собрание законодательства РФ", 08.12.2014, N 49 (часть V), ст. 6893 (приложение 20 (окончание), приложения 24, 27, 30, 31, 33, 35, 36, 38 - 43).

.        Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система. - М.: Юрайт, 2011. - 784 c.

.        Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 539 с.

.        Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2010. - 615 с.

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации : с измен. и доп. на 1 ноября 2001г. - М.: Проспект, 2011. - 153 с.

.        Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К*, 2012. - 338 с.

.        Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 159 с.

.        Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2013. - 680 с.

.        Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 268с.

.        Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 540 с.

.        Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 687с.

.        Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К*, 2014. - 344 с.

.        Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и К*, 2012. - 342 с.

.        Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 350 с.: ил.

.        Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 496 с.

.        Экономика: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план. - М.: Проект, 2014. - 372 c.

Похожие работы на - Бюджет государства - как основное звено финансовой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!