Александр II: личность и правитель

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Александр II: личность и правитель














Реферат

Александр II: личность и правитель

Введение

реформа александр крепостнический

Итак, Александр Николаевич стал императором Александром II - апостолом и культовым героем, призванным действовать, сообразуясь не столько с собственной логикой, сколько с логикой своего нового поста. Может, он и имел определенные исторические пристрастия, но в отличие от предшественников никогда не ссылался на Петра Великого или Екатерину II, как на некие ориентиры в своей деятельности

Александр II родился в 1818 г. и был старшим сыном Николая 1. Его воспитателями и учителями были капитан К.К. Мердер, поэт В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, министр финансов Е.Ф. Канкрин. Капитан Мердер - человек высоких нравственных качеств и глубоко порядочный - был воспитателем Александра с 1824 по 1834 г. В.А. Жуковский - поэт-гуманист - много сделал для того, чтобы привить Александру лучшие качества для будущего монарха: гуманизм и сострадание к бедным, неприятие насилия, заботу о подданных. В 1841 г. он женился на гессен-дармштадтской принцессе Марии, и у них было семеро детей: Николай (1843-1865), Александр (1845-1894) - будущий император России, Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905) - будущий московский градоначальник, убитый эсерами-террористами, Павел (1860-1919), расстрелянный большевиками.

. В начале царствования новый монарх робко попытался опереться на опыт государственного управления отца Николая Павловича, но время и обстоятельства заставили его действовать вопреки этому опыту. Он был призван помочь стране сделать резкий рывок и догнать ведущие державы мира, надеясь осчастливить этим своих подданных. К сожалению, как показала история, их могли осчастливить или чудеса, исходившие от верховной власти, или резкое ограничение и слом этой власти. Александр же Николаевич собирался заниматься всего-навсего проведением реформ.

Можно спокойно и с достоинством нести бремя власти, гордясь тем, как богатеет, становится все более могучей держава. А если не становится или это происходит слишком медленно, незаметно для глаза? Можно погрузиться в рутину каждодневных дел и монотонно исполнять роль директора огромного департамента, именуемого державой, империей. А если к подобному роду занятий не лежит душа, а то просто нет таланта к бюрократической работе? Можно попытаться рывком совершить почти невозможное, переменить вековой быт страны, подстегнуть ее неторопливое перемещение по пути прогресса. А если результаты подобных рывков сказываются далеко не сразу, да и не все из них однозначно благотворны?.. И возникает мысль облегчить монаршью ношу, оставить участок деятельности своим наследникам.

Впрочем, до подобных настроений, до усталости от власти Александру Николаевичу в 1856 году было еще очень далеко. Он полон сил и замыслов, он нравится окружающим его людям, да и российское общество присматривается к нему достаточно доброжелательно. Так был ли он готов к тому, чтобы не только занять престол, но и совершить, утвердясь на нем, те действия, которых ждала от него страна? По этому поводу в исторической литературе существуют самые разные точки зрения: от утверждения, что наш герой был бледным эпигоном своего отца, до мнения, будто на российский престол вступил прирожденный реформатор.

1. Отношение Александра II к реформам

Биографы Александра, историки, изучавшие его правление, единодушно пришли к выводу, что император не был готов к реформам в силу своего мировоззрения. Он полностью разделял политику своего отца и не обнаруживал признаков либерализма. Он горячо приветствовал поворот Николая I вправо после революций 1848 г. в странах Европы, в том числе создание реакционного Бутурлинского цензурного комитета. В крестьянском вопросе он до своего воцарения был большим крепостником, чем Николай I. Участвуя в государственных делах в правление своего отца, он не помышлял ни о каких реформах. Умная и наблюдательная фрейлина А.Ф. Тютчева заметила, что Александр «был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять. Но ему недостает темперамента преобразователя». Историк А.А. Корнилов считает, что реформы 60 - 70-х гг. XIX в. начались «почти наперекор его убеждениям», «он должен был уступить развивающемуся социально-политическому процессу» .

Почему же, став императором, Александр изменил свои прежние взгляды и встал на путь реформ? Во-первых, огромнейшее влияние на этот поворот оказало поражение России в Крымской войне. Она ярко обнажила общую отсталость российской экономики, технического оснащения армии, отсутствие удобных путей сообщения. Крымская война «показала с ужасающей наглядностью всю призрачность мощи России, даже военной силы ее, развитию которой уделялось столько внимания, всю гибельность политики трепета и безмолвия, порождающей почти повальную продажность, пресмыкательство и отупение, и, прежде всего, невозможность дальнейшего существования крепостного права как первопричины и фундамента всего режима, всей надстройки». Еще более четко подчеркнул связь Крымской войны и последующих реформ Александра II историк А.А. Корнилов: «Язвы России, обнаруженные во время Крымской кампании, сделались для всех так очевидны, что наступление эпохи реформ стало неизбежным». Исход войны заставил о многом задуматься молодого императора, который сам побывал в Севастополе на театре военных действий.

Во-вторых, став императором, Александр в полном объеме стал получать информацию о положении в стране, которая свидетельствовала в пользу реформ. В-третьих, вокруг императора сформировалась группа либеральных деятелей, в том числе его брат великий князь Константин Николаевич, которые оказывали на Александра заметное влияние.

Таким образом, под давлением обстоятельств Александр II вынужден был пересмотреть свои прежние взгляды и согласиться с проведением реформ. Его первыми шагами были: ликвидация ограничений, введенных в университетах под влиянием революций 1848 г., разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, ликвидация печально известного Высшего цензурного комитета («Бутурлинского»).

реформа александр крепостнический

2. Наступил ли в середине XIX в. кризис крепостнической системы?

Симптомы кризиса. В нашей исторической литературе давно и прочно утвердился тезис о том, что к середине XIX в. в России наступил глубокий кризис феодально-крепостнической системы. Об этом свидетельствовали следующие процессы в экономике страны:

·Разорение части помещиков: с 1836 по 1858 г. число помещиков, владевших крепостными крестьянами, сократилось на 7,5%.

·Рост задолженности помещичьих хозяйств государственным кредитным учреждениям; к 1859 г. общая сумма помещичьего долга равнялась 425,5 млн руб., что в 2 раза превышало годовой доход бюджета.

·Расширение барской запашки и сокращение крестьянских наделов.

·Рост оброчных платежей за первую половину XIX в. в среднем в 3 раза.

·Рост оброчных платежей приводил к тому, что крестьяне отрывались от сельского хозяйства и начинали заниматься промыслами. Постепенно из них вырастала мелкая крестьянская промышленность, продукция которой пользовалась спросом на внутреннем рынке.

·В 30-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот - переход от мануфактуры к фабрике. Его нормальное развитие тормозилось слабым притоком на фабрики свободной рабочей силы.

Сохраняет ли крепостническая система свою жизнеспособность к середине XIX века? Однако утверждения о кризисе крепостнического хозяйства в середине XIX в. оспариваются петербургским историком Б.Н. Мироновым, который считает, что помещичьи хозяйства к этому времени еще не исчерпали возможностей своего развития и что главной причиной отмены крепостного права был «моральный фактор» - «воздействие требований прогрессивной общественности и революционные выступления самого крестьянства».

Однако аргументы Миронова в подкрепление своей позиции весьма сомнительны. Например, он считает, что рост цен на крепостных крестьян в течение первой половины XIX в. был связан якобы с ростом производительности труда. На самом деле это было следствием других причин - прекращением раздачи государственных земель с крестьянами помещикам, отменой крепостного права в ряде регионов России (Прибалтике, Польше, Бессарабии), ограничительными указами при продаже крестьян в правление Николая I. Миронов считает, что увеличение оброчных платежей свидетельствовало о росте доходности помещичьих хозяйств, тогда как на самом деле крестьяне добывали деньги на уплату оброка в отхожих промыслах. Наконец, Миронов считает, что рост налогов с крепостных крестьян за первую половину XIX в. на 27% также был следствием повышения производительности помещичьих хозяйств. А реальность была такова, что российские власти при раскладке налогов никогда не учитывали возможности налогоплательщиков, руководствуясь лишь потребностями казны.

Таким образом, на наш взгляд, Б.Н. Миронов приводит далеко не бесспорные аргументы в защиту своего вывода. В то же время он не опровергает утвердившееся положение о том, что к середине XIX в. крепостническая система уже достаточно себя изжила не только морально-этически, но прежде всего экономически. Следовательно, крестьянская реформа вполне назрела.

3 Подготовка крестьянской реформы

Значение подготовительной работы, ее начало. Подготовительная работа к крестьянской реформе дает богатую пишу для размышлений. Прежде всего поражает тщательность, с которой готовилась реформа. Для разработки проекта были созданы различные комитеты и комиссии, привлекались представители различных регионов, с тем чтобы учесть разнообразие условий. Впервые в России подготовка реформы проводилась гласно, с обсуждением в печати ее различных аспектов. В ходе обсуждения сторонниками наиболее последовательного решения крестьянского вопроса приходилось идти на компромиссы: Александр не хотел обострять отношения с дворянством, шел на уступки, но не отступал от главного принципа реформы - освобождения крестьян с землей.

Впервые Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права, выступая перед представителями дворянства 30 марта 1856 г.: лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, когда это произойдет снизу. В то же время он не предпринимал никаких шагов к подготовке реформы, ожидая инициативы от дворянства. Однако помещики хранили молчание. Лишь отдельные представители образованного общества представили записки об освобождении крестьян: историк, юрист и публицист К.Д. Кавелин, публицист и общественный деятель Ю.Ф. Самарин, великая княгиня Елена Павловна (ее проект правил Н.А. Милютин - товарищ министра внутренних дел).

января 1857 г. Александр II создает Секретный комитет по крестьянскому делу, который действовал под его общим руководством. Большинство членов комитета были ярые крепостники. В его работе проявлялась нерешительность, не предлагалось никаких конкретных проектов. Тогда один из членов Комитета министр внутренних дел С.С. Ланской решил представить свой проект. Основные идеи проекта состояли в следующем: 1) освободить крестьян с усадьбой, которая будет выкупаться в течение 10-15 лет; 2) полевая земля в урезанном виде передается крестьянам в пользование за отдельную плату деньгами или работой. В будущем эта земля может быть выкуплена по добровольному соглашению с помещиком; 3) реформу следует начать с западных губерний, постепенно распространяя ее на восток.

Записка поступила в Секретный комитет, но не обсуждалась в нем.

Создание губернских дворянских комитетов. Постепенно дело продвигалось вперед. Виленский губернатор В.И. Назимов организовал выступление губернаторов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний с инициативой освобождения крестьян без выкупа и без земли. На основании полученных из этих губерний документов под руководством Ланского были составлены «Общие начала для устройства быта крестьян». В них провозглашалась неприкосновенность помещичьей собственности на землю, постепенное, в течение 8-10 лет, уничтожение крепостной зависимости крестьян при условии, что они приобретают в собственность за выкуп свою усадьбу. Крестьяне постоянно пользуются полевой землей за особую плату или отработку.

От Августа Гастгаузена - прусского экономиста и исследователя русской деревни - была получена записка о необходимости отмены крепостного права в России. Александр стал торопить работу Комитета и включил в его состав своего брата Константина Николаевича - известного либерала.

Следующей ступенькой в подготовке проекта реформы было создание выборных губернских комитетов для подготовки предложений к реформе с учетом местных условий, которые стали создаваться по рескрипту Александра II от 20 ноября 1857 г. В нем предлагалось обсудить основные наметки будущей реформы. Вопреки мнению большинства членов Секретного комитета рескрипт был напечатан, и таким образом началось гласное обсуждение проблемы. Этот факт свидетельствовал о новом явлении в российской жизни. Теперь уже правительство не могло повернуть назад.

Губернские комитеты действовали активно и предлагали многообразные варианты освобождения крестьян. Появились предложения, в частности от председателя Тверского комитета А.М. Унковского, освободить крестьян с полными земельными наделами.

Образование редакционных комиссии. В январе 1858 г. Секретный комитет, деятельность которого фактически перестала быть секретной, преобразован в Главный комитет по устройству сельского состояния. В марте при Главном комитете образуются редакционные комиссии. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, госимушеств, II Отделения собственной императорской канцелярии, представители губернских комитетов и эксперты от дворянских собраний. Их работу направлял Я.И. Ростовцев. С его согласия МЛ. Милютин пригласил в редакционные комиссии Ю.Ф. Самарина, В.В. Тарновского, Г.П. Галагана, Я.А. Соловьева, которые стали «главными двигателями» дела. В комиссиях постепенно сформировались четыре отделения: административное, юридическое, хозяйственное и финансовое; в последнем активную роль играл будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Под руководством Н.А. Милютина была разработана следующая новая программа освобождения крестьян, которая представила собой основу для работы редакционных комиссий. Вот ее основные положения: 1) освободить крестьян с землей; 2) окончанием освобождения считать выкуп крестьянами у помещиков своих наделов в собственность; 3) оказать содействие крестьянам в выкупной операции кредитом, гарантиями или финансовыми операциями государства; 4) избежать по возможности регламентации срочнообязанного периода или сократить переходное состояние; 5) барщину ликвидировать законодательным путем через три года переводом крестьян на оброк; 6) дать самоуправление освобожденным крестьянам.

Эта программа была сочувственно встречена в редакционных комиссиях, но с мест поступали совершенно иные предложения.

Например, М.Е. Салтыков-Щедрин, в то время вице-губернатор Рязанской губернии, замечал: «Рвения к освобождению крестьян не заметно никакого, а напротив, слышен повсюду плач и скрежет зубовный». Руководство редакционных комиссий повело своеобразную «агитацию» за свой проект, широко рассылая его по России.

К «агитации» подключился сам император. Летом 1858 г. он предпринял поездку по России, встречался с дворянством, разъяснял позицию правительства в крестьянском вопросе. Подавая пример, он 20 июня 1858 г. подписал указ об освобождении удельных крестьян (без земли). Но этим указом воспользовались единицы; крестьяне не хотели освобождаться без земли.

Александр II проявлял серьезные колебания в решении аграрного вопроса. Не будучи либералом по убеждениям, он признал необходимость отмены крепостного права в интересах государства, но в процессе подготовки реформы нередко делал противоречивые шаги. Так, после неожиданной смерти Я.И. Ростовцева в феврале 1860 г. Александр назначил на его место министра юстиции В.Н. Панина, отрицательно относившегося к проекту редакционных комиссий. Внутри редакционных комиссий обострилась борьба.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии завершили свою работу, составив 16 различных положений с объяснительными записками. Всего после их напряженной работы, продолжавшейся свыше 1,5 лет, было издано 27 томов материалов и документов.

Завершающий этап подготовки реформы. Подготовительные материалы были переданы в Главный комитет для окончательной доработки. Здесь также выявились серьезные разногласия. Основные споры разгорелись вокруг вопроса о величине наделов. Группа консерваторов под руководством министра госимушеств М.Н. Муравьева стремилась урезать нормы наделов или не указывать в законе конкретные нормы, предоставив решать это губернским по крестьянским делам присутствиям. Они выступили также против института мировых посредников, которые должны были выбираться крестьянами, и предложили заменить их «волостными попечителями», выбираемыми дворянами. Последнее означало сохранение за помещиками вотчинной власти над крестьянами.

Сторонники проекта редакционных комиссий сначала оказались в меньшинстве. Помогла случайность: великому князю Константину Николаевичу, который председательствовал в Главном комитете вместо заболевшего А.Ф. Орлова, удалось привлечь на сторону либерально настроенных членов Комитета министра юстиции В.Н. Панина. Таким образом, проект редакционных комиссий, утвержденный в Главном комитете, перевесом в один голос передавался на обсуждение и утверждение в Государственный совет.

Утверждение проекта Государственным советом. На первом заседании Госсовета 23 января 1861 г. председательствовал сам император. Он торопил членов Совета с утверждением проекта, заверяя, что все было сделано для ограждения интересов помещиков, но было бы опасным «сделать из крестьян людей бездомных и потому вредных, как для помещиков, так и для государства». На заседаниях Совета разгорелись жаркие дебаты. Большинство высказывалось против проекта редакционных комиссий и поддержало предложения консерваторов. По существу, проект был провален.

Тогда Александр II, используя свою власть, утвердил мнение меньшинства Совета, поддержавшего предложенный проект. При этом князю П.П. Гагарину все же удалось провести отдельную статью о праве помещиков наделять крестьян «дарственным», т.е. бесплатным наделом в одну четверть от утвержденной максимальной нормы. Госсовет также снизил нормы надела в ряде губерний черноземной зоны. Это было сделано вопреки твердой позиции редакционных комиссий.

. Крестьянская реформа 1861 г., ее значение и последствия

Основные законы реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, различные положения и особые правила, которые учитывали особенности регионов страны и положение различных категорий крепостного крестьянства, всего 17 документов. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» было определено правовое положение крестьян, их административное устройство, которое везде было одинаковым. Общим было также положение о выкупе (условия выкупа наделов), об освобождении дворовых людей (через 2 года и бесплатно), о местных учреждениях по крестьянским делам.

Итак, по реформе 1861 г. крестьяне получили:

.Личную свободу, право приобретать недвижимость, открывать промышленные и торговые заведения.

2.Землю - усадебный и полевой наделы. Размеры полученной земли были меньше по сравнению с той землей, которой крестьяне фактически пользовались до реформы. Часть земли у них была отрезана в пользу помещиков (так называемые «отрезки»): всего в 27 губерниях крестьяне потеряли примерно 13% земли. В итоге средний надел на одну крестьянскую душу составил 3,4 десятины.

Связь крестьян с помещиками не была сразу разорвана. По закону крестьяне на некоторое время становились временнообязанными и должны были выполнять повинности в виде барщины и оброка, а затем переходили на выкуп. Этот выкуп за полученную землю крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет.

Выкупная операция была организована следующим образом. Государство расплачивалось с помещиками за землю, переданную крестьянам, а последние в течение 49 лет выплачивали свой долг в казну. При этом помещики не получили общую сумму выкупа - 588 млн руб., из нее были удержаны их долги государственным кредитным учреждениям в размере 262 млн руб. Остальную сумму дворяне получили не живыми деньгами, а ценными бумагами с постепенным их погашением также в течение 49 лет.

Создание новых административных органов для проведения реформы. Авторам реформы было ясно, что если передать дело ее реализации в руки помещиков, то она будет провалена. Поэтому были созданы новые (временные) органы. Высшим учреждением стал Главный комитет об устройстве сельского состояния с непосредственным подчинением императору. Средним звеном явились губернские по крестьянским делам присутствия, председателем которых был губернатор, членами - губернский предводитель дворянства, управляющий госимуществом и четыре местных помещика. Низшим звеном были мировые посредники, выполнявшие следующие задачи: документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, надзор за сельским самоуправлением и судебные функции. Благодаря их деятельности реформа постепенно, но неуклонно проводилась в жизнь.

Ограниченность крестьянской реформы. При всем огромном позитивном значении реформа не была свободна и от недостатков. Это объясняется тем, что реформа 1861 г. представляла собой компромисс последовательных либералов с основной массой помещиков, негативно относившихся к освобождению крестьян с землей. Мы уже видели, как в ходе обсуждения проекта реформаторам приходилось делать уступки.

В чем же заключались недостатки реформы?

.Крестьяне получили недостаточное количество земли и вынуждены были арендовать дополнительные участки у помещиков, прежде всего пастбища, водопои и т.п.

2.Сохранялись различные формы полукрепостнической зависимости крестьян от помещиков, во-первых, в виде барщинных и оброчных повинностей и, во-вторых, за арендованную у помещиков землю крестьяне из-за отсутствия денег отрабатывали на помещичьих полях.

.Выкупные платежи в итоге оказались значительно выше первоначально намеченной суммы.

.Крестьяне продолжали оставаться неполноправным податным сословием, платившим подушную подать, которая не зависела от размера имущества и дохода.

.Оставалась круговая порука - коллективная ответственность общины за уплату налогов каждым ее членом.

.Как следствие - оставалось фактическое прикрепление крестьян к земле, существенное ограничение свободы передвижения.

Отношение крестьян к реформе. Крестьяне были разочарованы реформой, так как ожидали большего. Возникли разговоры о том, что помещики скрыли от крестьян подлинные документы об отмене крепостного права. На этой почве начались волнения: только в январе-мае 1861 г. состоялось 1370 массовых крестьянских выступлений. Наиболее крупным было выступление крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Они протестовали против выкупа земли, так как традиционно считали ее своей. Войска стреляли в безоружную толпу, было убито более 350 человек. Всего за 1861 г. имело место 1889 крестьянских волнений, более половины из них было подавлено силой.

Весной 1862 г. движение возобновилось с новой силой в знак протеста против подписания уставных грамот. За этот год было зарегистрировано 544 выступления, которые вновь подавлялись вооруженной силой. В 1863 г. активно выступали крестьяне западных губерний, после этого наметился спад движения. Характерными для всех крестьянских выступлений были стихийность и неорганизованность, наличие разрозненных вспышек. В целом крестьянские волнения первых пореформенных лет отражали недовольство крестьян реформой, постепенным изменением векового уклада их жизни, неурядицами организационного периода.

Сельское хозяйство после реформы. После небольшого периода падения производства сельскохозяйственной продукции, вызванного ходом преобразований, организационной и хозяйственной перестройкой, в аграрном секторе наметился ряд позитивных процессов.

.Начался процесс интенсификации сельского хозяйства, связанной с повышением культуры земледелия, использованием техники, удобрений, передовых технологий. Рос валовой сбор зерновых. Среднегодовой сбор зерна в 1851 - 1860 гг. составлял 26,8 млн. т, в 1861-1870 гг. - 28,3, в 1871-1880 гг. - 31,8 млн. т.

2.Сельское хозяйство в большей степени приобретает товарный характер (помещичьи хозяйства - 25%, кулацкие - 30-40, середняцкие- 15-20%).

.Возрастал экспорт хлеба: в 1860 г. - 5% от валового сбора, в 70-е гг. - 10, в 90-е-20%.

.Развивалась аренда земли. Основные арендаторы - кулацкие хозяйства (предпринимательская аренда) и бедняцкие (аренда от нужды).

.Увеличивалось количество частновладельческой земли у крестьян: с 1862 по 1882 г. они приобрели 6 млн десятин.

.Сокращалось помещичье землевладение: с 87 млн десятин в 1861 г. до 53 млн десятин к концу XIX в.

.Вновь начали расти долги помещиков: к началу 1880-х гг. они составили 400 млн руб., к концу 1880-х гг. - уже 600 млн.

Таким образом, отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, несмотря на сохранение целого ряда пережитков крепостничества, о чем говорилось выше.

Развитие капитализма в промышленности. Крестьянская реформа, наряду с другими либеральными реформами, и прежде всего финансовой, ускорила промышленное развитие страны.

.Возросли темпы развития промышленного переворота, который в основном закончился к началу 1880-х гг. Капиталистическая фабрика окончательно вытесняет мануфактуру.

2.Наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность; постепенно капиталы переливались в тяжелую.

.В индустриальном развитии России активно участвовал иностранный капитал, в основном из Франции, Бельгии, Англии, Германии. Он устремлялся в горнодобывающую, химическую отрасли промышленности, машиностроение.

.Формировались новые промышленные районы: Донбасс, Криворожье, Бакинский нефтедобывающий район.

.Развернулось бурное железнодорожное строительство,

.Следствием всех этих процессов явился быстрый рост пролетариата (к сер. 1890-х гг. - примерно 10 млн) и буржуазии (2,4 млн).

5 Либеральные реформы 1860-1870-х гг.

Отмена крепостного права привела к огромным качественным (структурным) изменениям в экономике страны, потребовала проведения соответствующих преобразований в сфере общественных отношений: изменения судебной системы, так как помещичий суд был упразднен, создания органов местного самоуправления (земская и городская реформы), совершенствования военной организации, демократизации высшей школы, реформы начальной и средней школы, обновления политики в области печати и издательского дела. Развитие промышленности и транспорта потребовало реформ в финансовом деле.

Земская реформа. После отмены крепостного права ощущалась необходимость введения местного самоуправления. Она была обусловлена экономическими и социальными причинами: необходимостью развязать местную хозяйственную инициативу, организовать в сельской местности школы, больницы, социальное обеспечение и т.п. Указом от 1 января 1864 г. предусматривалось введение в губерниях и уездах всесословного земского самоуправления, однако избирательная система обеспечивала значительное преобладание в земствах представителей дворянства. Земские органы подразделялись на распорядительные (собрания гласных) и исполнительные (земскиеуправы). Выборы в земства проводились один раз в три года. В компетенцию земств входили следующие вопросы: местное хозяйство, распределение государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, школ, медицинских учреждений.

Ограниченность земской реформы заключалась в том, что, во-первых, она вводилась на территории страны чрезвычайно медленно, например, в западных губерниях земские учреждения начали создаваться лишь в 1911 г.; во-вторых, земства создавались только на уровне уездов и губерний, не предусматривалось создания волостного земства и общегосударственного земского представительства; в-третьих, деятельность земств была поставлена под жесткий контроль со стороны губернатора и министра МВД, которые могли отменить любое постановление земских собраний; в-четвертых, в первое время была недостаточной финансовая база земств, лишь постепенно их бюджет стал расти.

Несмотря на указанные недостатки, земская реформа имела большое позитивное значение, так как она способствовала:

·активизации местной хозяйственной жизни;

·улучшению медицинского обслуживания крестьянства;

·развитию просвещения;

·постепенному превращению земств в один из важных центров либерального движения;

·земства также много сделали для изучения тенденций экономического развития в различных регионах России, собрали богатые статистические данные.

Городская реформа. Первый проект городской реформы был подготовлен в 1864 г. и по характеру примыкал к земской реформе. Пока шло обсуждение проекта, случилось покушение Д. Каракозова на Александра II, и либеральный курс затормозился. Реакционные силы всячески затягивали принятие проекта, вносили в него многочисленные поправки. В результате «Городовое положение» было утверждено лишь 16 июля 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, избираемые на основе имущественного ценза (в выборах участвовало 5,6% общего числа жителей). Распорядительным органом была городская дума, исполнительным - городская управа под председательством городского головы. Функции этих органов: благоустройство города, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования, раскладка налогов и др. Городская реформа также проводилась в жизнь чрезвычайно медленно: в 1871 г. самоуправление было создано в 104 городах из 707 .

Судебная реформа. По общему признанию и правоведов, и историков судебная реформа была одной из наиболее демократичных. Она была подготовлена группой юристов под общим руководством статс-секретаря Государственного совета СИ. Зарудного. «Основные положения» о судоустройстве и судопроизводстве были опубликованы 29 сентября 1862 г., и на их основе стали разрабатываться судебные уставы. Последние были утверждены 20 ноября 1864 г. Новый суд строился на всесословной основе, провозглашалась несменяемость судей, независимость суда от административных властей, введена гласность и состязательность судопроизводства, учреждение суда присяжных (в окружном суде), введена адвокатура.

Система судопроизводства была упрощена, сокращено число судебных инстанций. Установлен мировой суд с одним судьей, окружные суды с председателем и двумя членами и судебные палаты в составе четырех членов и трех сословных представителей (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина). Для всех судов империи устанавливалась единая апелляционная инстанция уголовно-кассационный департамент и гражданско-кассационный департамент Сената. Мировые судьи избирались на уездных собраниях или городских думах и утверждались в Сенате. Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции. Сенат был также верховным кассационным судом.

Была реорганизована прокуратура, которая следила за точным соблюдением законов; во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции. Коренным образом была изменена система предварительного следствия, которая до реформы выполнялась полицией. С 1860 г. были введены судебные следователи, адвокатура, которая состояла из присяжных поверенных и частных поверенных.

Из-за сопротивления консервативных сил, в частности председателя Госсовета кн. П.П. Гагарина, судебные уставы очень медленно вводились в жизнь. Этот процесс растянулся на 35 лет. В связи с активизацией террористической деятельности народников политические дела постепенно стали изыматься из обычных судов, В IS71 г. дознание по политическим делам было передано жандармерии; в 1872 г. все крупные политические дела переходили в ведение специально созданного Особого присутствия Правительствующего сената; в 1878 г. часть таких дел направлялась в ведение военных судов.

Несмотря на указанные факты, судебная реформа явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия.

Финансовая реформа. Финансовые преобразования 1860-х гг. были вызнаны, во-первых, дефицитом бюджета, расстройством денежного обращения, наступившим вследствие Крымской войны; во-вторых, потребностями в финансовых средствах на проведение реформ; в-третьих, необходимостью кредитования промышленности, железнодорожного строительства, которые стали быстро развиваться после отмены крепостного права.

Финансовая реформа носила комплексный характер и включала в себя разные аспекты: преобразование финансового управления, централизация всего финансового дела, реорганизация и усиление государственного контроля, образование Госбанка и развитие банковской системы, упорядочение налоговой системы, денежная реформа.

Одним из разработчиков финансовой реформы был чиновник службы государственного контроля Валериан Александрович Та-таринов, которого А.А. Корнилов назвал «одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II» . Он поставил своей задачей прекратить бесконтрольное расходование государственных средств, злоупотребления и произвол в министерствах, которые имели в своем распоряжении крупные денежные суммы и расходовали их по своему усмотрению. Татаринов предложил все средства сконцентрировать в руках министерства финансов и сделать его единственным распорядителем этих денег. Отныне вся смета доходов и расходов подлежала утверждению Государственным советом, а министр финансов ставился под бдительное око Госконтроля. Государственный бюджет становился достоянием общества, так как должен был публиковаться в печати. Вводилось также единство кассы, т.е. самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств упразднялись. Все расходы ведомств шли через госбюджет. Преобразованный Госконтроль, который с 1862 г. возглавил В.А. Татаринов, контролировал все казенные расходы в центре и на местах. В губерниях создавались контрольные палаты, которые в своей деятельности не зависели от губернской администрации и начальников отдельных ведомств.

В 1862 г. после двух «совершенно бездарных» министров П.Ф. Брока и A.M. Княжевича Минфином стал руководить Михаил Христофорович Рейтерн. В качестве первоочередной задачи он поставил борьбу с падением курса бумажного рубля и достижение его стабилизации. Но первый шаг в этом направлении был неудачным. Чтобы приравнять курс бумажного рубля к металлическому, Рейтерн сделал крупный заем в 15 млн фунтов стерлингов (около 150 млн золотых рублей) и ввел свободный обмен кредитных билетов на металл. При этом он опубликовал заранее сроки и конкретный курс обмена, который предполагалось постепенно повышать. Этим воспользовались спекулянты, которые скупили кредитные билеты по низкому курсу, а когда он повысился, предъявили их к обмену на металл. Это создало такую бешеную спекуляцию, которая совершенно парализовала возможный успех этой меры. Повлиял также «внешний фактор» - восстание в Польше (1863), в связи с чем Россия ожидала военного вмешательства европейских стран и увеличила военные расходы. Падение курса рубля оказалось более глубоким, чем он был до реформы. Число кредитных билетов уменьшилось с 780 до 700 млн руб., а металлический фонд опустился со 119 млн до 55 млн руб., что составило лишь 1/12 общего количества кредитных рублей. Реформа потерпела полный крах, и свободный обмен был прекращен.

Для кредитования промышленности, торговли, транспорта потребовалось создание банковской системы. Еще в 1860 г. был организован Государственный банк, фонды которого формировались преимущественно из казенных вкладов. Рейтерн приступил к созданию системы акционерных банков, в которых концентрировались частные вклады и депозиты промышленности. С 1861 по 1873 г. в России возникло 39 акционерных банков. В 1862 г. был опубликован нормальный устав городских банков, затем ссудо-сберегательных товариществ. Однако в банковской сфере имели место серьезные злоупотребления, и некоторые банки лопнули.

Серьезному реформированию подверглась налоговая система. В 1863 г. была отменена система винных и иных откупов, которая была заменена акцизными сборами. Акцизы собирали особые акцизные управления, персонал которых набирался по возможности из образованных людей и хорошо оплачивался. Уже за первый год после введения акцизов доход казны увеличился на 12 млн руб.

Одной из наиболее архаичных податей была подушная подать, однако ее отменили только для мещан в 1863 г., а для крестьян еще более увеличили. В 1861 г. подушная подать составляла 1 руб.; в 1863 г. была увеличена на 25%; в 1867 г. вновь возросла и к концу 1860-х гг. равнялась 1 руб. 75 коп.

С созданием земств в три раза возросли местные сборы. Основная тяжесть налогов падала на крестьянство. В начале 1870-х гг. бывшие помещичьи крестьяне платили с каждой десятины податей и выкупных платежей до 3 руб. 33 коп., тогда как помещик платил с десятины до 23 коп. В ряде мест налоговые платежи превышали реальную доходность крестьянских хозяйств. В 1863 г. введено обложение промышленных и торговых предприятий (промысловый налог).

Рейтерн вынужден был увеличивать и косвенные налоги: повышались старые акцизы (на водку, табак, сахар и др.) и вводились новые (на керосин). В 1864 и 1874 гг. изданы положения о гербовых сборах (расширялось их применение и повышались ставки).

В таможенном деле при Рейтерне в 1868 г. был введен чрезвычайно либеральный тариф, особенно выгодный для производителей сельскохозяйственной продукции; однако он привел к пассивному внешнеторговому балансу и в 1876 г. был пересмотрен. Протекционизм усилился, таможенные пошлины стали взиматься золотом.

В 70-е гг. финансовое положение России стало ухудшаться, Правда, в 1875 г. впервые был достигнут бездефицитный бюджет, но в этом же году случился неурожай, сократился экспорт хлеба, что привело к пассивному торговому балансу. Одновременно складывалась напряженная международная обстановка в связи с приближением войны с Турцией. Из-за этого стал уплывать за границу иностранный капитал. Рейтерн боялся войны, убеждал Александра не начинать ее. Он подал императору записку, в которой доказывал, что «война остановит развитие гражданских и экономических начинаний (великих реформ)... причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства, представляющего приготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды». Рейтерн предостерегал, что огромные затраты на войну сорвут подготовленную финансовую реформу. Однако избежать войны не удалось. С ее началом Рейтерн подал в отставку, но Александр убедил его остаться на своем посту до конца войны. Война обошлась России в 1133 млн руб. при общем бюджете 1878 г. 600 млн руб. В результате курс рубля понизился с 86 коп. золотом в 1875 г. до 63 коп. в 1878-1880 гг.

Таким образом, главная цель, которую ставил Рейтерн, - стабилизация российской валюты - не была достигнута. Вместе с тем многие нововведения в финансово-кредитной системе успешно закреплялись и развивались, способствовали экономическому росту. Установлен был действенный контроль за расходованием государственных средств, уменьшилось казнокрадство, рост налогов снижал дефицит бюджета (однако становился все более непосильным бременем для народа), развивалась банковская система, росли вложения в промышленность, при содействии государства раз вернулось интенсивное железнодорожное строительство.

После Рейтерна министром финансов был назначен генерал А.С. Грейг, человек крайне реакционных взглядов. Он бездарно руководил ведомством, и уже в 1880 г. его заменили на либерала А.А. Абазу. Он упразднил тяжелый для народа налог на соль и приступил к разработке программы либеральных финансовых мер и в первую очередь планировал изменить устаревшую податную систему.

Военная реформа Д.А. Милютина. Военные преобразования разработал и провел в жизнь один из наиболее последовательных либералов в окружении Александра II - военный министр генерал-фельдмаршал Дмитрии Алексеевич Милютин (1816-1912). Ранее он был профессором Академии Генерального штаба, затем начальником штаба войск Кавказской армии, с 1839 по 1S45 г. участвовал в боевых действиях на Кавказе. Опираясь на свой опыт, он еще в 1857 г. (после поражения России в Крымской войне) составил план военных преобразований в стране - «Мысли о невыгодах существующей в России военной системы и о средствах к устранению оных», но тогда они не были востребованы. Лишь в 1861 г., став военным министром, Д.А. Милютин приступил к масштабным военным преобразованиям, которые имели огромные позитивные последствия для России (хотя полностью его реформы не были завершены). На посту военного министра он находился до 1881 г., подал в отставку после трагической гибели Александра II. Как и другие реформы, военная проводилась гласно, все ее основные шаги обсуждались в обществе.

Основное содержание военной реформы.

.Была введена военно-окружная система управления путем создания 15 военно-территориальных округов.

2.Реорганизованы Военное министерство и Генеральный штаб, который стал органом военного управления, подчиненным военному министру.

.Разработано Положение о полевом управлении войск в военное время.

.Проведена военно-судебная реформа, отменены телесные наказания солдат.

.Началось перевооружение армии на новые современные образцы вооружения и техники: гладкоствольные винтовки заменялись нарезными, армия получила новые артиллерийские орудия, в частности пушку «Обухова».

.Сокращена численность армии с 2,3 млн человек в 1856 г. до 700 тыс. в 1868 г. Постоянно имелось 500 тыс. резервистов, которые могли быть в случае необходимости призваны в армию.

.Внесены существенные изменения в систему боевой подготовки войск: физическая подготовка солдат, изучение саперного дела, обучение грамоте, расселение личного состава гарнизона в специально построенных казармах, созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров и т.п. Совершенствование боевой подготовки было направлено на развитие личной инициативы солдата.

.В 1874 г. введена всеобщая всесословная воинская повинность и сокращен срок воинской службы. Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках 6 лет действительной службы и 9 лет запаса и по ее окончании - пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица с 20-летнего возраста. Были установлены льготы по призыву: единственному сыну при неработоспособном отце или матери; отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; для лиц с высшим образованием - 1,5 года службы.

.Одновременно проведена реформа военного образования. В 1862 г. существовало четыре военные академии, в 1867 г. создана еще одна - Военно-юридическая. В 1963 г. упразднены кадетские корпуса, вместо них начали действовать три военных училища с продолжительностью обучения два года. Чтобы удовлетворить потребности армии в офицерских кадрах, в 1864 г. было создано четыре юнкерские училища, в последующие годы открыто еще восемь. Новые военные училища стали всесословными. Они полностью обеспечили армию офицерскими кадрами.

Результаты военной реформы. В результате реформы армия России стала массовой, в достаточной степени обеспеченной офицерами, боеспособной и мобильной, оснащенной современными вилами оружия. Реорганизация военного министерства и введение военно-окружной системы создали более четкую систему управления, ликвидировали излишнюю централизацию. Это в полной мере показали успешные действия русской армии в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Недостатком реформы была незавершенность перевооружения армии на новую технику, что сказалось на ходе Русско-японской войны 1904- 1905 гг.

Реформа народного образования. Новые условия экономического и социального развития страны потребовали реформы образования, так как возросла потребность в хорошо подготовленных предпринимателях, грамотных специалистах и квалифицированных рабочих. Недостаток таковых сдерживал движение вперед. Раздавались голоса в пользу всеобщего обязательного начального образования.

В 1862-1866 гг. министром народного просвещения был Александр Васильевич Головнин, который успел провести в жизнь ряд важных либеральных преобразований. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. упорядочило работу различных типов начальных школ: государственных, земских, церковно-приходских, воскресных и пр. 19 ноября 1864 г. был подписан «Устав гимназий и прогимназий», которые давали среднее образование. Гимназии, в которые вводился 7-летний срок обучения, подразделялись на классические и реальные, учреждались прогимназии - 4-летнее обучение по сокращенному гимназическому курсу. В классических гимназиях давалось гуманитарное образование, причем основное внимание уделялось изучению языков - древних и современных. Реальные гимназии обучали естественным и техническим наукам. Обновлены были программы обучения; средняя школа становилась всесословной. Однако устанавливалась высокая плата за обучение в гимназиях, что являлось экономическим барьером для мещан, крестьян, других низших сословий. Начальное образование не стало всеобщим.

Потребности в образованных чиновниках, юристах, других специалистах для работы в госаппарате, суде, земствах, городском самоуправлении привели к реформе высшей шкоды. 18 июня 1863 г. был издан новый университетский устав, провозгласивший внутреннюю автономию: выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров; право открывать новые кафедры; присуждение ученых степеней и званий. В уставе подчеркивалось, что университеты являются светскими учебными заведениями. Но оставались и некоторые ограничения: министр просвещения имел право назначать и увольнять преподавателей, утверждал правила внутреннего распорядка, студентам не разрешалось создавать свои корпоративные организации.

В 1870-е гг. начинает развиваться женское высшее образование. В 1870 г. в Москве при содействии ректора Московского университета начали действовать Лубянские высшие женские курсы; в 1871 г. - высшие женские курсы историко-филологического направления, организованные проф. В. И. Герье; в 1872 г. при содействии Д.А. Милютина открыты высшие женские медицинские курсы при Николаевском госпитале в Петербурге; в 1878 г. проф. К.Н. Бестужев-Рюмин устроил частные женские курсы с физико-математическим и историко-филологическим уклоном. Становление женского высшего образования происходило уже при министре просвещения Д.А. Толстом (с 1866 по 1880 г.), который «всегда вел политику открыто и ярко реакционную». Но он вынужден был уступить общественному мнению в пользу развития женского образования.

Зато он кое-что «подпортил» в школьных и гимназических программах, урезав часы на историю, географию иностранные языки, непомерно увеличив часы на латинский язык. Реальные гимназии Толстой преобразовал в реальные училища; курс их был сокращен до 6 лет; теперь они готовили специалистов с техническим или промышленным образованием. Таким образом, реформы в сфере образования были противоречивыми и непоследовательными.

Со второй половины 1850-х гг. общественное мнение настойчиво высказывалось за свободу печати, эту идею поддерживали даже некоторые умеренные либералы. Едва заняв пост министра просвещения, А.В. Головнин начал готовить проект цензурного устава и попытался на практике смягчить цензуру. Однако министр внутренних дел П.А. Валуев на каждом шагу чинил препятствия и в конце концов добился передачи в свое министерство дела подготовки устава. Александр II не решился вводить либеральный цензурный устав и ограничился принятием «Временных правил о цензуре» (апрель 1865 г.). В соответствии с этим документом отменялась предварительная цензура для книг объемом не менее 10 печатных листов и периодических изданий, причем только в Петербурге и Москве; в провинции цензура сохранялась. «Временные правила» фактически действовали до 1905 г. После третьего «предостережения» можно было закрывать органы печати. Так, едва став министром просвещения, Д.А. Толстой сразу же закрыл журналы «Современник» и «Русское слово», которые «вредно влияли» на молодежь. Таким образом, по словам А.А. Корнилова, реформа печати была «самая скупая и осторожная».

Заключение

Александр II (1818 - 1881) - российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. В 1861 г. в значительной степени благодаря его последовательности был устранен корень всех зол, терзавших Россию, - многовековое крепостное право, затем подготовлен и проведен целый комплекс реформ: судебная, земская и многие другие, открывавшие путь к созданию нового, более прогрессивного государственного устройства. В царствование Александра II завершилось присоединение к России Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865 -1881). На жизнь Александра II был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880), убит народовольцами.

Важнейшие уроки либеральных реформ. Громадная работа по преобразованию страны, ее глубокие позитивные результаты заставляют задуматься над уроками либеральных реформ 1860-1870 гг. На наш взгляд, основные уроки заключаются в следующем.

.Успех реформ был обеспечен их тщательной и всесторонней подготовкой, к которой были привлечены не только высокопоставленные чиновники, но и общественные деятели, представители местного дворянства. В ходе подготовки учитывались, суммировались и перерабатывались различные мнения.

2.Было принято во внимание многообразие местных условий различных регионов страны. Например, по крестьянской реформе были подготовлены отдельные «Положения» по Прибалтике, Бессарабии, юго-западным губерниям.

.Важную роль сыграла готовность либералов-реформаторов идти на компромиссы с консервативными кругами дворянства. Однако в принципиальных вопросах реформаторы не пошли на уступки силам прошлого: в частности, было отвергнуто предложение части помещиков освободить крестьян без земли. Реформа стала необходимым компромиссом и с крестьянством. «Она давала возможность одному сословию - крестьянству - постепенно реализовать свой могучий потенциал во всех сферах жизни общества, а другому - помещикам - найти себе место в новой, буржуазной России»

В целом крестьянская реформа 1861 г. стала глубоко продуманным компромиссом между старыми и новыми формами хозяйствования.

.Боясь разрушительных последствий, реформаторы во главе с Александром II действовали осторожно и осмотрительно. Все реформы проводились постепенно, иногда даже слишком медленно; отчасти это было связано с сопротивлением консервативных сил.

5.Залогом успеха либеральных реформ явился их комплексный характер: они охватили все сферы жизнедеятельности государства. Только такое проведение могло обеспечить России мощный рывок вперед.

Историческое значение реформ. Историческое значение реформ 1860- 1870-х гг. заключается в том, что они привели к необратимым последствиям, Россия прочно встала на буржуазный путь развития. Очень емко и убедительно сказал об этом А.А. Корнилов: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта, проведенная ими в русской жизни между дореформенной и послереформенной эпохами, стала непереходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к ее прежнему, дореформенному положению. Реакция, наступившая в 1866 г., сделала много зла, но она не могла возвратить Россию к прежнему быту, ибо этот быт с отменой крепостного права был разрушен безвозвратно».

Следует согласиться с авторами одного из последних изданий, где дана такая оценка: «Ни до, ни после «эпохи великих реформ» никому не удавалось столь глубоко, комплексно и относительно бесконфликтно убрать старое, отжившее и ввести новое в жизнь огромной страны, а главное, органично вписать нововведения в привычное направление исторического пути России, не совершая грубого насилия над ее тысячелетним опытом и традициями»".

Трагическая гибель Александра II от рук террориста I марта 1881 г. повернула ход событий российской истории, но иной курс политики Александра III, его попытки вернуться к дореформенным временам оказались не в состоянии затормозить движение экономики страны по буржуазному пути.

Список использованной литературы

2.Александр II, или История трех одиночеств / Л.М. Ляшенко <http://catalog.turgenev.ru/opac/index.php?url=/auteurs/view/15296/source:default> ; вступ. ст. А.А. Левандовский <http://catalog.turgenev.ru/opac/index.php?url=/auteurs/view/53283/source:default> . - 2-е изд., доп . - М. : Молодая гвардия, 2003 . - 359 с.

.Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. пособие/Под ред. проф. Я.А. Пляйса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2011. - 509 с.

4.Император Александр 2 его жизнь и царствование С. С. Татищев. АСТ.: Москва. 2006. - 1005с.

Похожие работы на - Александр II: личность и правитель

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!