Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема 'Механизм государства'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема 'Механизм государства'

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт управления бизнес процессами и экономики

Кафедра "Иностранного права и сравнительного правоведения"






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по праву



Преподаватель Янов О.А.

Студент ЗУБ11-03 431106610 Крушинская Н.А.







Красноярск 2015

Содержание

1. Государственная дума российской федерации

1.1 Структура Государственной Думы

1.2 Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2. Наследование по завещанию

2.1 Завещание: понятие, виды, форма. Правила составления завещания

2.2 Содержание завещания, условия

2.3 Отмена и изменение завещания

2.4 Исполнение завещания

3. Схема "Механизм государства"

4. Задача

Список использованных источников

1. Государственная дума российской федерации

1.1 Структура Государственной Думы

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов, избираемых по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу.

Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом Государственной Думы. В Думе создаются партийные фракции, депутатские группы, парламентские комитеты и комиссии.

Общее руководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы (спикер), его заместители и Совет Думы, состоящий из Председателя и его заместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правом совещательного голоса.

Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной Думы в соответствии со ст. 40 Регламента ГД продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.

Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытого голосования.

Кандидаты, давшие согласие выдвигаться на эту должность, обязаны выступить на заседании палаты и ответить на вопросы депутатов Государственной Думы. Самоотвод принимается без голосования. Избранным на данную должность считается кандидат, за которого проголосовало более половины общего числа депутатов Государственной Думы.

Если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и никто из них не набрал требуемого числа голосов, то проводится второй тур голосования, когда баллотируются два кандидата, получившие наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным по итогам второго тура считается кандидат, за которого также проголосовало более половины общего числа депутатов. В противном случае Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя либо принимает решение о выборах первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы, после чего снова возвращается к изложенной процедуре. При этом допускается повторное выдвижение ранее выдвигавшихся кандидатов.

Выборы заместителей Председателя Государственной Думы проводятся по аналогичной схеме, но Регламент предусматривает возможность при решении данного вопроса проголосовать списком за предложенных кандидатов.

Председатель Государственной Думы выполняет следующие функции:

ведет заседания палаты;

ведает вопросами внутреннего распорядка;

организует работу Совета Государственной Думы;

осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата - управляющего делами Государственной Думы, с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;

представляет палату во взаимоотношениях с Президентом России, Советом Федерации, Правительством, субъектами РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом страны для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;

подписывает постановления Государственной Думы;

направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов и принятые федеральные законы;

направляет Президенту России принятые федеральные законы;

издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

представляет к назначению на должность и к освобождению от должности постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде РФ.

В соответствии с Регламентом ГД палата вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя.

Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя в его отсутствие, а также по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей.

В Государственной Думе для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет (ст. 13-15 Регламента ГД), в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители. Кроме этого, в работе Совета с правом совещательного голоса участвуют председатели комитетов. Любой депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения о проекте порядка работы палаты.

Основные функции Совета Государственной Думы:

а) формирование проекта примерной программы законопроектной работы на текущую сессию;

б) принятие решений о включении в эту программу того или иного законопроекта;

в) формирование календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц;

г) установление порядка работы палаты на очередное заседание;

д) созыв внеочередных заседаний палаты по предложению Президента России или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы;

е) назначение того или иного комитета Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы (если вопросы законопроекта относятся к ведению и другого комитета, то назначает его соисполнителем), направление его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, а в случае необходимости - другим субъектам права законодательной инициативы и определение срока подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

ж) направление законопроекта (вместе с материалами к нему), подготовленного ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалов к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, Правительству России и депутатам Государственной Думы;

з) по предложению комитетов Государственной Думы принятие решения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы при отсутствии необходимых документов;

и) принятие решения о проведении парламентских слушаний, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы.

Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета.

Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям (ст. 16-18 Регламента ГД). По регламенту все фракции обладают равными правами.

Депутатское объединение, сформированное на основе партийного списка, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и должно быть зарегистрировано независимо от числа ее членов. Регистрацию фракций проводит Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:

а) сообщения Центральной избирательной комиссии о результатах выборов;

б) письменного уведомления руководителя фракции об ее образовании;

в) протокола организационного собрания фракции, который включает в себя решение о целях ее образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

г) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.

После прекращения полномочий Временной комиссии контроль над изменениями в составах депутатских объединений осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В соответствии со ст. 101 Конституции Государственная Дума из числа депутатов палаты образует комитеты и комиссии. Комитеты Государственной Думы в рамках своей компетенции предварительно обсуждают законопроекты и готовят их к рассмотрению Государственной Думой, а также дают заключения по законопроектам и проектам постановлений. В соответствии с решением палаты они подготавливают запросы в Конституционный Суд, а в соответствии с решением Совета или по поручению Председателя Думы разрабатывают проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд страны. Кроме того, они организуют парламентские слушания, дают заключения и вносят предложения о разделах проекта федерального бюджета и, наконец, организуют собственную деятельность.

В соответствии со ст. 20 Регламента Государственная Дума образует ряд комитетов. Перечень комитетов указанный в ст. 20 Регламента не исчерпывающий: в случае необходимости палата может образовать и другие комитеты.

Комитеты создаются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Каждый комитет имеет положение о своей деятельности, которое утверждается постановлением палаты.

Комитеты и комиссии, как правило, образуются на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется палатой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. Как правило, в комитетах создаются подкомитеты по основным направлениям деятельности.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Но голосование может проводиться и по единому списку. Состав комитета и комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов депутатов.

Быть членом одного из комитетов (не более!) - обязанность каждого депутата Государственной Думы, за исключением Председателя, его заместителей и руководителей депутатских объединений. Заседания комитета и комиссии проводятся не реже двух раз в месяц. В заседании комитета с правом совещательного голоса могут принимать участие депутаты, не входящие в состав данного комитета или комиссии, а также вправе присутствовать полномочные представители Президента и Правительства России в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета или комиссии, а также статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации.

Комитеты могут проводить совместные заседания, но решения принимают раздельно. Они вправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций.

1.2 Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:

законопроекты и поправки к ним;

законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст. 104 ч. 2 Конституции).

Специальная компетенция Государственной Думы:

Эта компетенция, или вопросы ведения Государственной Думы, установлена в ряде статей Конституции РФ (в основном в ст. 103) и федеральных законов. Регламент Государственной Думы предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

а) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кандидатуру.

б) Выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты.

в) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы.

Уполномоченный по правам человека назначается на пятилетний срок и не более чем на два срока подряд.

г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Назначение производится на первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем - на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.

д) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка РФ.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Если же решение об освобождении от должности не принято, освобождение от должности считается несостоявшимся.

е) Выдвижение обвинения против Президента РФ. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению. Предложение о выдвижении обвинения направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд РФ для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

ж) Объявление амнистии. Амнистия (греческое "забвение", "прощение") - освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту). Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии.

Проект постановления об объявлении амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается ею в порядке, установленном для внесения и рассмотрения законопроектов.

з) Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Государственная Дума может обращаться с ходатайствами в Конституционный Суд РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы. Запрос в Конституционный Суд РФ не может направляться в связи с делами, находящимися в производстве Конституционного Суда РФ.

2. Наследование по завещанию

2.1 Завещание: понятие, виды, форма. Правила составления завещания

Завещание - это личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Назначение завещания состоит в том, чтобы определить порядок перехода всего наследственного имущества или его части определенным лицам, а также к государству или отдельным юридическим лицам и иным организациям. В этом заключается отличие наследования по завещанию от наследования по закону: назначение наследников и порядок распределения имущества между ними зависят исключительно от воли завещателя.

Формы завещания:

нотариально удостоверенное;

завещание, приравненное к нотариально удостоверенному;

закрытое завещание;

в простой письменной форме.

Нотариально удостоверенное завещание должно быть составлено в письменной форме завещателем или записано с его слов (допускается использование технических средств) и удостоверено нотариусом. Подписывается завещание собственноручно наследодателем. В случае болезни, физических недостатков или неграмотности завещателя за него завещание может подписать другой гражданин в присутствии нотариуса, о чем делается оговорка в завещании. По желанию завещателя при составлении завещания могут присутствовать свидетели, что также указывается в завещании; нотариус разъясняет завещателю положения об обязательной доле в наследстве.

Приравненными к нотариально удостоверенным признаются завещания:

граждан, находящихся на излечении в лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные директорами и главными врачами этих учреждений;

граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;

граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;

военнослужащих, гражданских лиц, членов их семей в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, удостоверенные командирами воинских частей;

граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

Такое завещание составляется и подписывается в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, при первой возможности должно быть передано через органы юстиции нотариусу по месту жительства завещателя.

Закрытое завещание. Завещатель вправе составить закрытое завещание, содержание которого будет неизвестно другим лицам, в том числе и нотариусу. Оно должно быть написано и подписано завещателем лично и передано нотариусу в закрытом конверте. Нотариус разъясняет наследодателю правила об обязательной доле в наследстве и запечатывает полученный конверт, подписанный двумя свидетелями, в другой и оставляет его у себя на хранение. По представлении свидетельства о смерти завещателя нотариус вскрывает конверт не позднее 15 дней в присутствии свидетелей и наследников, о чем составляется протокол. Подлинник завещания хранится у нотариуса, наследникам выдается нотариально удостоверенная копия протокола.

Завещание, составленное в простой письменной форме. Допускается составление такого завещания при чрезвычайных обстоятельствах и в положении явно угрожающем жизни гражданина. Оно должно быть написано и подписано собственноручно завещателем в присутствии двух свидетелей. Однако оно утрачивает силу, если в течение 1 месяца после прекращения чрезвычайных обстоятельств завещатель не совершит завещание в иной предусмотренной законом форме.

Законом установлен ряд требований при совершении завещания, несоблюдение которых может повлечь признание его недействительным.

Завещание должно быть составлено в письменной форме завещателем или в его присутствии нотариусом. Составление завещания через представителя, действующего по доверенности или на основании закона, например, родителями или опекунами, законом не допускается. Это связано с тем, что завещание - это сделка, непосредственно связанная с личностью завещателя, поэтому данное личное право не может быть ограничено соглашением с другими лицами.

В завещании указывается время и место его составления, фамилия, имя и отчество, адреса завещателя и наследников. Если в завещании указываются несколько наследников, то целесообразно указать: кто, что и в каких долях наследует. Если такое распоряжение завещателя отсутствует, то имущество будет наследоваться в равных долях между всеми наследниками.

Текст завещания должен быть ясным и четким.

В завещании нельзя ограничить права наследников на последующее пользование и распоряжение имуществом. Завещание должно быть подписано завещателем и удостоверено нотариусом либо другим лицом, которому законом предоставлено такое право.

Если завещатель по каким-либо причинам не может собственноручно подписать завещание (в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности), то оно может быть подписано другим лицом (рукоприкладчиком) в присутствии нотариуса.

В этом случае в завещании обязательно указываются причины, по которым это невозможно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства лица, подписавшего завещание.

Нотариус выясняет волю наследодателя в личной беседе без посторонних лиц. Наследник, в пользу которого составляется завещание, не вправе присутствовать при его составлении и не вправе его подписывать, если только об этом не просит наследодатель. О наличии такой просьбы делается отметка на обоих экземплярах завещания, подтвержденная подписями завещателя и лица, подписавшего завещание по его поручению, а также подпись нотариуса с оттиском печати нотариуса.

Если обратившийся для совершения завещания глухой, немой или неграмотный, то при составлении завещания присутствует лицо, которое может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание завещания соответствует его воле. Указанное лицо, как правило, представляет документ, подтверждающий, что оно имеет специальные познания по общению с данной категорией граждан. Нотариусом устанавливается личность данного лица. В случае необходимости при совершении отдельных видов завещания или по желанию завещателя могут присутствовать свидетели и переводчик.

Законом ограничен круг лиц, которые не могут участвовать в качестве свидетелей и подписывать завещание вместо завещателя:

) нотариус или другое удостоверяющее завещание лицо;

) лицо, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруг такого лица, его дети и родители;

) граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме;

) неграмотные;

) граждане с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего;

) лица, не владеющие в достаточной степени языком, на котором составлено завещание, за исключением случая, когда составляется закрытое завещание.

При совершении завещания нотариус, гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, свидетели, переводчик обязаны соблюдать тайну завещания, т.е. они не вправе разглашать сведения, касающиеся самого факта совершения завещания и его содержания. В случае разглашения сведений о завещании завещатель будет вправе требовать компенсацию за моральный вред, а также предпринять другие меры защиты своих прав, предусмотренные действующим законодательством.

После соблюдения всех обязательных процедур для совершения завещания оно подписывается завещателем и удостоверяется нотариусом и с этого момента считается совершенным. Удостоверить завещание может любой нотариус. Однако лучше, чтобы это сделал нотариус, занимающийся наследственными делами в данном округе. Для этого завещателю необходимо узнать в ближайшей от его места жительства нотариальной конторе, кто из нотариусов уполномочен удостоверить завещание.

Если завещатель по состоянию здоровья или по каким-либо другим причинам не может прийти в нотариальную контору для совершения завещания, нотариуса можно пригласить на дом.

Если же в месте проживания отсутствует нотариус, то завещание может заверить должное лицо органа исполнительной власти, которому законом предоставлены полномочия нотариуса. Законом предусмотрено, кто и в каких случаях вправе удостоверить завещание. Так, в соответствии со ст. 1127 ГК РФ завещаниями, приравниваемыми к нотариально удостоверенным завещаниям, будут считаться:

) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом РФ, удостоверенные капитанами этих судов;

) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;

) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;

) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

Однако лучше, чтобы это сделал нотариус, занимающийся наследственными делами в данном округе. Для этого завещателю необходимо узнать в ближайшей от его места жительства нотариальной конторе, кто из нотариусов уполномочен удостоверить завещание. Если завещатель по состоянию здоровья или по каким-либо другим причинам не может прийти в нотариальную контору для совершения завещания, нотариуса можно пригласить на дом.

На практике завещания удостоверяются и должностными лицами органов местного самоуправления. Однако такие завещания нотариусы иногда не принимают, так как по закону правом удостоверять завещания наделены органы государственной власти, к числу которых органы местного самоуправления не относятся.

Печать - необходимый реквизит формы завещания, неразборчивый оттиск печати означает несоблюдение формы, т.е. недействительность завещания.

По мнению суда, администрация имеет право надлежащим образом заверить подлинность неразборчивого оттиска печати. Однако действующим законодательством такое право не предусмотрено. Предположение суда о существовании такого права исключает в принципе возможность предъявления исков о недействительности завещаний, так как получается, что в любом случае орган, удостоверивший завещание, может заверить подлинность документа.

Для особых видов завещаний, таких как: закрытое завещание, завещательное распоряжение правами на денежные средства в банках и завещание в чрезвычайных обстоятельствах, законом предусмотрены специальные процедуры оформления и открытия завещания.

Закрытое завещание составляется в случаях, когда завещатель желает полностью сохранить тайну завещания. Оно не предоставляется для ознакомления никому, в том числе и нотариусу, но для его совершения необходимо соблюсти следующие требования:

) завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем, т.е. при составлении закрытого завещания нельзя использовать технические средства (пишущую машинку, компьютер и др.);

) закрытое завещание в заклеенном конверте передается завещателем нотариусу в присутствии двух свидетелей, которые ставят на конверте свои подписи;

) конверт, подписанный свидетелями, запечатывается в их присутствии нотариусом в другой конверт, на котором нотариус делает надпись, содержащую сведения о завещателе, передающем закрытое завещание, месте и дате его принятия, фамилию, имя, отчество и место жительства каждого свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

) принимая от завещателя конверт с закрытым завещанием, нотариус разъясняет ему положения об обязательной доле в наследстве и делает об этом соответствующую надпись на конверте;

) нотариус выдает завещателю документ, подтверждающий принятие закрытого завещания.

Несоблюдение хотя бы одного из этих правил влечет недействительность завещания.

После смерти лица, совершившего закрытое завещание, нотариус не позднее чем через 15 дней со дня представления свидетельства о смерти вскрывает конверт с завещанием в присутствии не менее чем двух свидетелей и пожелавших при этом присутствовать заинтересованных лиц из числа наследников по закону.

После вскрытия конверта текст содержащегося в нем завещания сразу же оглашается нотариусом, после чего он составляет и вместе со свидетелями подписывает протокол, удостоверяющий вскрытие конверта и содержащий полный текст завещания. Подлинник завещания хранится у нотариуса. Наследникам выдается нотариально удостоверенная копия протокола.

Завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, - завещание гражданина, который находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в соответствии с общими правилами, установленными ГК РФ.

Существует особый порядок совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах:

) оно должно быть собственноручно написано и подписано завещателем в присутствии двух свидетелей;

) из его содержания должно явно следовать, что оно представляет собой завещание;

) в течение месяца после прекращения чрезвычайных обстоятельств завещатель должен обратиться к нотариусу, чтобы совершить завещание по общим правилам. При этом завещатель может не только оформить свое завещание по предусмотренной законом форме, но и составить новое.

Несоблюдение этих требований влечет за собой недействительность завещания.

2.2 Содержание завещания, условия

Воля наследодателя может получить в завещании самое неожиданное воплощение. Начать с того, что он может лишить в завещании права наследования (лишить наследства) всех своих наследников и этим ограничиться. Он может по завещанию оставить все свое имущество или его часть любому лицу, как входящему, так и не входящему в круг наследников по закону, в любом соотношении распределить доли в наследстве между указанными в завещании наследниками, составить особые завещательные распоряжения в виде подназначения наследника, завещательного отказа, возложения и т.д.

Неотъемлемое право завещателя - в любой момент отменить или изменить ранее составленное завещание.

Позднее составленное завещание отменяет ранее составленное полностью или в части, в которой оно противоречит завещанию, составленному позднее. Завещание может быть отменено путем подачи соответствующего заявления нотариусу или тому органу (должностному лицу), на который возложено совершение нотариальных действий. Таким образом, аннулирование ранее составленного завещания может и не сопровождаться составлением нового завещания или внесением изменений в ранее составленное завещание.

В многообразии форм выражения воли завещателя предметно воплощен принцип свободы завещания.

Указанный принцип обеспечивается соблюдением тайны совершаемых нотариальных действий, в том числе и тайны удостоверения завещаний (ел. 5,14,16,17 Основ законодательства о нотариате; ст. 4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 г.;

ст. 4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.). За разглашение как самой тайны составления завещания, так и тайны его содержания нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий должностные лица несут установленную законом ответственность. Например, частный нотариус может быть лишен лицензии на занятие нотариальной деятельностью, исключен из нотариальной палаты. Помимо этого, на него может быть возложена обязанность возместить клиенту имущественный ущерб и компенсировать моральный вред.

Словом, как гражданское законодательство, так и законодательство о нотариате нацелены на то, чтобы максимально обеспечить соблюдение принципа свободы завещания. А это невозможно, если завещателю не будет гарантировано, что как составление завещания, так и содержание завещания останутся в тайне.

2.3 Отмена и изменение завещания

Завещатель имеет право в любое время после совершения завещания отменить или изменить его, не объясняя причин.

Изменение или отмену завещания можно сделать: путем составления заявления, в котором прямо указывается, что ранее составленное завещание отменяется полностью или отменяются отдельные завещательные распоряжения; путем составления нового завещания, при этом даже если оно не содержит специальных оговорок об изменении или отмене предыдущего, то все равно ранее совершенное завещание отменяется полностью или в противоречащей части.

Отмена или изменение завещания должны быть произведены в той же форме, что и первоначальное завещание.

Первоначальное завещание, которое было отменено полностью или частично, не может быть восстановлено, даже если потом отменяется последующее завещание.

Если завещатель отменил последнее свое завещание без составления нового, то имущество, завещанное в последнем завещании, подлежит включению в состав имущества, наследуемого наследниками по закону. Наследники по закону будут наследовать все имущество наследодателя и в том случае, если единственное завещание было отменено и взамен не составлено нового. Также имущество перейдет к наследникам по закону, если завещание (или все имеющиеся завещания) будет признано в судебном порядке недействительным.

Таким образом, каждый раз, когда завещатель меняет свою волю по поводу наследственного имущества, он должен составлять новый текст завещания.

Основаниями изменения или отмены завещания могут служить:

) завещание, содержащее новый порядок распределения имущества, что влечет за собой недействительность положений предыдущего документа;

) завещание, указывающее на то, что определенные положения предыдущего завещания отменяются. При отсутствии такого указания, а также названного выше изменения порядка распределения имущества в части, не вошедшей в последующее завещание, будет действовать предыдущее;

) последующее завещание отменяет предыдущее только в противоречащей части;

) отмененное или измененное завещание утрачивает свою юридическую силу и ни при каких обстоятельствах его восстановление не происходит: ни при отмене или изменении наследодателем последующего завещания, ни при признании последующего завещания недействительным.

Если ранее составленное завещание отменяется при чрезвычайных обстоятельствах, то новое должно быть точно таким же. Это означает, что, если в течение месяца после отпадения угрожавших жизни чрезвычайных обстоятельств возникнут иные аналогичные обстоятельства, человек может составить новое завещание. Если же после составления такого завещания выяснится, что наследодатель ранее как-то иначе распорядился своим имуществом, то простое письменное завещание юридической силы иметь не будет.

Этот порядок распространяется и на завещательное распоряжение правами на денежные средства в банке.

2.4 Исполнение завещания

Исполнение завещания осуществляется наследниками, если в самом завещании не предусмотрено иное. При составлении завещания завещатель имеет право указать в нем исполнителя этого завещания (душеприказчика), которым может быть любое лицо: как являющееся наследником, так и не являющееся таковым. Назначение наследодателем исполнителя может быть связано с обстоятельствами: желанием избежать споров между наследниками или отступлений от воли наследодателя при разделе имущества; наличием в составе наследственного имущества вещей, требующих специальных навыков при обращении с ними; малолетним возрастом наследников, их недееспособностью, состоянием их здоровья, затрудняющим самостоятельное исполнение завещания. При назначении исполнителя завещания согласия наследников на это и согласования с ними кандидатуры исполнителя не требуется.

Исполнение завещания включает в себя принятие мер к охране наследственного имущества, истребование имущества наследодателя от третьих лиц с целью включения в наследственную массу, а также передача наследственного имущества наследникам. Осуществление действий по управлению наследственным имуществом и обеспечению его сохранности необходимо в связи с тем, что это имущество с момента открытия наследства и до момента вступления наследников во владение им остается никому не принадлежащим, поскольку права и обязанности предыдущего собственника уже прекратились, а права новых еще не возникли.

Исполнителем завещания может быть только дееспособный гражданин. При назначении наследодателем нескольких исполнителей распределение между ними функций по исполнению может устанавливаться в завещании либо определяться ими самостоятельно. Наследодатель при изменении завещания может заменить назначенного им ранее исполнителя другим лицом, либо новое завещание может вообще не предусматривать наличие исполнителя. Гражданин, не дававший согласия на назначение его исполнителем в момент составления завещания, имеет право, но не обязан принять на себя эти функции.

Полномочия и официальный статус исполнителя подтверждаются нотариусом, который выдает об этом свидетельство после открытия наследства. При этом исполнитель должен предъявить нотариусу подлинник завещания. Цель выдачи такого свидетельства - официальное закрепление полномочий исполнителя перед другими лицами. Завещатель может при составлении завещания и назначении исполнителя определить специальный круг его полномочий. В этом случае исполнитель имеет право совершать только те действия, которые возложены на него наследодателем. Если специальные перечисленные полномочия в завещании отсутствуют, то душеприказчик вправе осуществлять все необходимые меры для исполнения завещания. В обязанности исполнителя входят:

государственная дума наследование управление

1) обеспечение перехода к наследникам причитающегося им наследственного имущества в соответствии с законом или выраженной наследодателем воли в завещании;

) принятие самостоятельно или через нотариуса мер по охране наследства и управление им в интересах наследников;

) получение причитающихся наследодателю денежных средств и иного имущества для передачи его наследникам, в том случае, если это имущество не должно быть передано иным лицам;

) исполнение завещательного возложения или требование от наследников исполнения завещательного отказа или завещательного возложения.

Меры по охране наследственного имущества и управлению им могут приниматься как самостоятельно, так и через нотариуса.

К нотариусу исполнитель обращается, если какое-либо наследственное имущество находится в другом населенном пункте, или когда имеются основания полагать, что наследники будут препятствовать ему в принятии мер по охране наследственного имущества или попытаются совершить без его согласия какие-либо сделки по отчуждению (продаже, дарению и пр.) наследственного имущества вопреки интересам других наследников или иных заинтересованных лиц. Совершая действия по обеспечению сохранности наследственного имущества, исполнитель составляет опись этого имущества, определяет ограничения к нему доступа наследников и третьих лиц, если это требование содержится в завещании.

Исполнителем могут применяться и иные меры по обеспечению сохранности имущества, например, установление дополнительных замков, сигнализации, оборудования.

Исполнитель вправе получать причитающиеся наследодателю суммы и иное имущество для передачи их наследникам, если только таковые не подлежат передаче другим лицам. Например, он может получать для передачи проживавшим совместно с наследодателем членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам (независимо от их проживания) денежные средства, подлежащие выплате наследодателю в качестве средств к существованию этих лиц. Исполнитель завещания не имеет права производить расчеты с кредиторами наследодателя, их должны производить принявшие наследство лица, однако кредиторы вправе заявить свои требования именно исполнителю завещания.

3. Схема "Механизм государства"

4. Задача

В соответствии со ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию, граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию, либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель, после утраты ими права наследования, завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Требуется ли для оформления наследственных прав в данном случае отдельное решение суда о признании наследника недостойным, несмотря на то, что вышеназванные обстоятельства уже подтверждены в установленном законом порядке, например, приговором суда? Имеет ли значение форма вины противоправных действий, которые установлены судом?

ОТВЕТ:

Специального решения суда о признании наследников недостойными в отдельных случаях не требуется. При наличии приговора суда, скажем, о признании наследника виновным в совершении умышленного преступления, повлекшего смерть наследодателя, вопрос о недостойности наследника решает нотариус. Однако у наследников остается право обжаловать решение нотариуса в судебном порядке.

Противоправные действия, которые были направлены против осуществления воли наследодателя, выраженной в завещании (они могут выражаться в сокрытии подлинного завещания, составлении фиктивного завещания, понуждении наследника по завещанию отказаться от наследственных прав), позволяют признать наследника недостойным только в судебном порядке.

Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30. 12.2008 № 6-ФКЗ, от30. 12.2008 № 7-ФКЗ) // "Российская газета", № 7, 21. 01.2009.

. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 2. 03.2007)"О Правительстве Российской Федерации". // Российская газета. - 1997. - 23 дек.; 1998. - 4 янв.

. Федеральный закон от 6. 10.1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 8. 11.2007)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ от 18. 10.1999, № 42, ст. 5005.

. Федеральный закон от 18. 05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24. 07.2007)"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". // СЗ РФ от 23. 05.2005, № 21, ст. 1919.

. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ (в ред. от 21. 07.2007)"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2000. - № 336. - Ст. 3236.

. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. от 22. 10.1999)"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". // СЗ РФ от 20. 06.1994, № 8, ст. 801.

. Абрамова А.И., Губаева, Т.В., Мицкевич, А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации (Науч. - практ. и учеб, пособие) / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при правительстве Рос. Федерации. - М.: Формула права, 2006. - 604 с.

. Совершенствование законодательной деятельности и участие органов государственной власти в законодательном процессе. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. - 468 с.

. Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. - 2006. - № 11. - С. 14-20.

. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. - М.: Норма-Инфра, 2009. - 647 с.

. Михалева Т.Н. Наследование по завещанию, по закону, отдельных видов имущества. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 224 с.

. Гришаев С.П. Наследственное право, М., 2003

. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Свобода завещания в российском наследственном праве // Наследственное право. 2010. № 2.

. Борзенко Б. А Закрытое завещание. Проблемы правового регулирования и практика // Закон. 2009. № 10.

. Великоклад Т.П. Правовая регламентация наследования по завещанию: Монография. М.: ГОУ ВПО РГИИС, 2010.

. Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: "Волтерс Клувер", 2009.

Похожие работы на - Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема 'Механизм государства'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!