Типы деревянных колоколен, начиная с VI в. по XVIII в.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    341,34 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы деревянных колоколен, начиная с VI в. по XVIII в.














Типы деревянных колоколен, начиная с VI в. по XVIII в.

Оглавление

Введение

. Общая характеристика колоколен

. Деревянные колоколонесущие сооружения

. Типы деревянных колоколен

. Звонницы

.1 Звонницы-стены

.2 Звонницы-галереи или палатные звонницы

. Колокольни

.1 Столпообразные колокольни

.2 Многоярусные колокольни

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение


Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «нача ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Строительство каменных храмов летописцы упоминают как события исключительной важности.

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом. О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г., и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Летописец упоминает, что храм сгорел в 1045 г. Письменные источники часто упоминают о строительстве «обетных» церквей. Строились они быстро и всегда возводились из дерева.

С распространением христианства быстро развивается деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного. Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжение столетий. Но деревянное храмостроительство развивается своим путем и постепенно приобретает черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.

Формы древних памятников деревянного зодчества отличаются совершенством, суровой красотой и логичностью конструкций. Нужны были века для того чтобы выработать эту совершенную красоту. Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, на Севере России и в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.

 

. Общая характеристика колоколен


Для размещения колоколов и произведения колокольных звонов в России строились различные колоколонесущие сооружения. В первоначальные времена колокола могли подвешиваться на примитивных деревянных звонницах в виде перекладины, утвержденной на нескольких столбах. Позже, когда увеличилось количество и возрос вес колоколов, возникла необходимость в появлении сложных колоколонесущих сооружений, возводимых в непосредственной близости от храмов на собственном фундаменте. Колоколонесущие сооружения развивались и трансформировались в соответствии с увеличением веса и количества колоколов и развитием самих колокольных звонов. Поначалу примитивные приспособления для развески немногочисленных колоколов переросли в выдающееся явление в русской и мировой архитектуре.

Ныне, когда по всей России и за рубежом реставрируются и воссоздаются прежде порушенные храмы и колокольни, строятся сотни новых церквей и колоколен, у архитекторов возникает множество вопросов по приспособлению колоколен для их непосредственной функции - исполнения церковного колокольного звона.

При работе над проектами новых колоколен для многочисленных возводимых ныне храмов архитектор должен учитывать некоторые факторы, от которых во многом зависит качество исполняемых на них колокольных звонов.

Основное - это достаточно широкие и высокие арки яруса звона, на котором размещаются колокола. Далее при воссоздании утраченных колоколен или их частей нужно учитывать, что предпочтительным является сколько возможное увеличение арок по высоте, в пределах допуска чертежа.

В условиях современного города и городского шума нужно знать, что колокол тем дальше будет слышен, чем выше он будет находиться. Поэтому размещать колоколонесущие балки в арках яруса звона колоколен нужно как можно выше.

Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

 

 

. Деревянные колоколонесущие сооружения


В самых ранних русских летописных и иных изобразительных источниках во множестве описываются и изображаются различные деревянные церкви и колокольни.

При необходимости постройки многочисленных церквей, часовен и колоколен и при имевшемся огромном запасе деревянного строительного материала возведение храмов из дерева на Руси было относительно легко осуществимо и недорого по стоимости. Так в названиях некоторых церквей встречается уточнение «обыденная», то есть сооруженная об (в) один день. Деревянные колокольни строились отдельно от храмов или возводились вместе с храмом над западным входом. На русском севере известны многочисленные случаи возведения колоколен при часовнях. Исторически деревянных колоколонесущих сооружений насчитывалось три вида:

а) примитивные звонницы в виде двух столбов с перекладиной или в виде одного столба с крестообразной поперечиной, на которой подвешивались колокола совсем малых весов

б) столбчатые колокольни

в) срубные колокольни

Ныне, когда все чаще возводятся новые храмы из дерева, необходимо остановиться на основных принципах размещения колоколов и оборудовании колокольного звона на различных деревянных колокольнях и звонницах. Для решения вопроса об оснащении деревянной колокольни колоколами необходимо учитывать следующее: колоколонесущая способность деревянных колоколен намного ниже, чем у каменных сооружений. Поэтому вес большого благовестного колокола на прежних деревянных колокольнях обычно не превышал 50-60 пудов. По счастливой случайности весь колокольный подбор («звон») сохранился и доступен для изучения на колокольне деревянного храма Иоанна Богослова, что на реке Ишне недалеко от Ростова Великого. Все четыре колокола храма размещены в западной части колокольни, что привело со временем к общему перекосу сооружения. Поэтому при развеске колоколов на деревянной колокольне необходимо равномерно распределить общий вес колокольного набора с тем, чтобы в дальнейшем исключить возможность перекоса здания.

Приведем наиболее распространенный пример сооружаемых ныне деревянных колоколен. Это восьмигранная колокольня с опорным столбом посередине. В этом случае необходимо весь колокольный подбор - «звон» расположить по прямой линии. При этом один или два больших колокола разместить по одну, а все прочие колокола по другую сторону от опорного столба, учитывая, что вес колоколов как с одной, так и с другой стороны опорного столба должен быть примерно одинаков. Если приобретать колокольный подбор на производстве, которое занимается вопросами состава звона количественно и по созвучию, то в колокольном подборе, сформированном на основе традиции, вес большого благовестного колокола будет равен весу всех остальных колоколов.

Колокола на деревянных шатровых колокольнях подвешиваются к брусьям, образующим конструкции в основании шатра или на специально врубленных балках, установленных между центральным и периферийными столбами колокольни. Принцип развески колоколов такой же, как и на прочих колоколонесущих сооружениях - увеличение веса колоколов справа налево.

О размещении колоколов в домонгольский период не сохранилось почти никаких данных. Хотя, судя по материалам статьи Шашкиной Т.Б. в сборнике «Колокола: История и современность» (Москва, 1990 г.), колокола в этот период были весьма многочисленны и уже тогда подразделялись на вестовые и церковные. Причем в пепелищах древнерусских городов находили как целые колокола, так и их фрагменты. Колокола имелись не только в столице и крупных городах, но и в малых порубежных крепостях.

 

 

. Типы деревянных колоколен


Деревянные колокольни в виде «козл» и звонниц, относительно примитивные сооружения для подвешивания колоколов, устраивались в течение очень долгого периода времени - об этом свидетельствуют своими рисунками Олеарий и Мейерберг, путешествовавшие по Московскому государству в XVII веке, а также усть-паденгская звонница.

Однако, наравне с козлами и звонницами строились в это время и колокольни, первоначальное время появления которых с точностью установить трудно. Более или менее широкое распространение колокола получили у нас в XV в.; к этому же времени надо отнести и появление деревянных, квадратных в плане, колоколен, так как упоминания о восьмигранных колокольнях встречаются в летописях в начале XVII века; так, например, в летописи вологодского собора под 1621 годом сказано: «рубить колокольню о восьми стенах», то есть говорится как о типе вполне известном.

Отсюда можно вывести заключение, что в начале XVII века наши плотники окончательно освоились с этим типом сооружений, исходной точкой для которого им могли послужить крепостные башни и восьмигранные церкви. Что же касается колоколен с квадратным планом, то они, как сооружения менее сложные, могли, таким образом, возникнуть и ранее, то есть в XV столетии.

При этом следует заметить, что колокольни (в полном смысле этого слова, а не звонницы) появились сначала в виде отдельно стоящих сооружений и только во второй половине XVII века делаются первые попытки связать колокольню в одно целое с храмом. Это явление можно объяснить тем, что к тому времени, когда колокола окончательно утвердились в нашем церковном обиходе и размеры их стали значительными, к этому времени успели также вылиться в окончательно сложившуюся форму и типы наших древних деревянных храмов. Не рискуя нарушать установившихся архитектурных традиций, наши плотники вышли из этого затруднения тем путем, что стали трактовать колокольни как самостоятельные сооружения, располагавшиеся или с юго-восточной стороны храма, или с северо-западной.

Следующей ступенью развития сооружений для колоколов после звонницы в Усть-Паденге является весьма интересное сооружение в Кимже Мезенского уезда, Архангельской губернии, построенное в 1763 г. и являющееся образчиком тех колокольниц «о пяти столбах», упоминания о которых часто встречаются в старинных церковных описях (рис. 1).

Рисунок 1

Как и в предыдущем случае, основу колокольницы составляют четыре столба, но здесь они образуют не призму, а усеченную, с квадратным основанием, пирамиду; такая форма, очевидно, придана сооружению для большей его устойчивости.

С той же целью центральную ось всего сооружения занимает высокий столб, нижний конец которого зарыт в землю, а верхний служит опорой для креста, луковичной главки на круглой шее и для восьмигранного шатра с широкой полицеи, покоящейся на трех брусчатых венцах, нарубленных на верхние торцы угловых стоек. Между нижним из этих венцов и дополнительной тесовой рамой помещена декоративная решетка из тоненьких брусков, служащая грациозным переходом от глухой массы шатра к сквозной пирамиде самой колокольницы.

Вокруг нижнего помоста последней уцелел только поручень ограждения, а у верхнего, находившегося непосредственно под колоколами (теперь колокола перенесены на новую колокольню), сохранились еще тесовые резные балясы. Между первым и вторым помостом видна лестница (стремянка); такая же лестница, очевидно, существовала также между первым помостом и землей. Когда время еще не унесло многих частей кимженской колокольницы, она должна была производить очень художественное впечатление, в особенности, ее крытый лемехом верх, несмотря на то, что восьмигранная форма шатра не совсем архитектурно вяжется с квадратной формой основания колокольницы.

Такого же типа колокольницы делались также «о девяти столбах», из которых восемь располагались в вершинах углов и по серединам сторон квадрата, а девятый утверждался в центре плана. Такое количество столбов обуславливало гораздо большую устойчивость сооружения, так как при загнивании одного из столбов колокольница еще не грозила обрушением, тогда как при пяти столбах оно было неизбежно. Примером такой девятистолбной конструкции является колокольница в погосте Ракулах Шенкурского уезда, Архангельской губернии (рис. 2), построенная в конце XVII или в начале XVIII в.

Рисунок 2

Каркас колокольницы выше уровня верхнего помоста закрыт пирамидальным срубом, во-первых, предохраняющим его от загнивания и, во-вторых, придающим сооружению еще большую устойчивость. Верх колокольницы гораздо живописнее, чем в предыдущем памятнике: середину образует стройный восьмигранный шатер, увенчанный изящной луковичной главкой и стройным крестом, а по сторонам его высятся четыре четырехгранных шатрика, отвечающих квадратному плану колокольницы. Под шейками всех главок сделаны полицы - словно кружевные воротники, а под решеткой «звона» прилажены тесины, вырезанные в виде висячих полуциркульных арочек. В настоящее время ракульская колокольница уже не имеет первоначального вида - в 80-х гг. прошлого столетия ее изуродовали безобразной тесовой обшивкой, причем не пощадили прелестных деталей ее «звона».

Описанная колокольница представляет собой как бы соединительное звено между более или менее примитивными сооружениями для подвешивания колоколов и окончательно сложившимися типами сооружений этого рода, которые могут быть уже в полном смысле слова названы колокольнями, или «колокольницами», как их называют у нас на севере, и которые сохранились там в большом числе, хотя и в полуразрушенном виде. В центральных губерниях деревянных колоколен уцелело сравнительно мало, так как там они относительно быстро были вытеснены каменными.

Если колокольницы такого типа, как ракульская, являются достаточно устойчивыми сооружениями, то еще более удачной конструкцией с этой точки зрения, следует признать у таких колоколен, у которых наружные восемь столбов каркаса расположены не по контуру квадрата, а по восьмиграннику, девятый же, как и в предыдущих случаях, занимает центр плана. Во всяком случае, восьмигранные колокольни подвергаются значительно меньшей опасности быть опрокинутыми ветром, нежели квадратные в плане, почему, вероятно, большинство северных колоколен имеют именно восьмигранную форму. Образцом наиболее простых по формам колоколен такого типа может служить колокольня в Цывозере Сольвычегодского уезда, Вологодской губернии, построенная в XVII веке и имеющая восьмигранную (призматическую) форму от самого основания до звона (рис. 3).

Рисунок 3

деревянный звонница колокол

Над резными вершинами восьми столбов ее каркаса нарублен карниз «повалом», прикрытый широкой полицей, поверх которой высятся восьмигранный шатер, шейка, луковичная маковица и крест. Сруб этой колокольни рублен с остатком, как это, по-видимому, обычно практиковалось на севере, тогда как в центральной Руси предпочитали рубить колокольни в лапу, насколько об этом можно судить по громадной колокольне Спаса на Рене Весьегонского уезда, Тверской губернии, построенной приблизительно одновременно с цывозерской колокольней.

Другое отличие спасской колокольни от цывозерской заключается в том, что каркас ее образуют не девять столбов, как в последней, а семнадцать (рис. 4).

Рисунок 4

Такое количество столбов применялось также и на севере, примером чего служит колокольня на Нижне-Уфтюгском погосте Мезенского уезда, Архангельской губернии, построенная в XVII веке (рис. 5).

  

Рисунок 5

Врытые в землю низы столбов каркаса всех рассмотренных нами звонниц и колоколен загнивали, вероятно, довольно часто, что повлекло за собой применение несколько иной конструкции, а именно: в нижнюю треть сруба стали врубать из стены в стену балки («переводы»), на которых уже утверждался каркас колокольни.

С течением времени сруб колоколен до той высоты, где в него врубались концы этих балок, стали делать квадратным в плане, а выше их - восьмигранным, что, если не в действительности, то по внешности придавало колокольням еще большую устойчивость. Таким образом, сложился самый распространенный на севере тип колоколен, состоявших из нижнего квадратного сруба, над которым возвышался сруб восьмигранный; этот сруб составлял как бы одежду каркаса колокольни, образованного восемью или шестнадцатью столбами, вертикальными или слегка наклоненными к оси, представлявшей собой длинное бревно, проходившее сквозь всю колокольню и заканчивавшееся вверху крестом.

На вершины столбов, поднимавшихся аршина на 2-3 выше сруба, нарубался венчатый карниз, сделанный «повалом» или «с пропусками»; не закрытые срубом верхи столбов обделывались иногда в виде колонок, между которыми вверху звона вставлялись особые доски, вырезанные в виде арочек; доски эти служили, с одной стороны, как украшение, а с другой - предупреждали расшатывание столбов колокольни. Лестница к звону устраивалась обыкновенно внутри, но иногда ее нижнюю часть делали снаружи, об одном или двух рундуках, и располагали ее или перпендикулярно к стене колокольни или параллельно ей. Над повалами сруба и карниза делались полицы, концы досок которых украшались порезкой; в большинстве случаев полица устраивалась также под шейкой главки. Шатер крылся тесом, иногда также с вырезными концами, как, например, у колокольни погоста Тихвин-Бора Олонецкой губернии, а шейка и луковичная главка всегда крылись лемехом.

 

. Звонницы


Звонница - это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предпочтительно горизонтальное расположение составляющих членений.

4.1 Звонницы-стены


Еще одним направлением развития колоколонесущих сооружений явилось сооружение звонниц-стен - приспособлений для полного наружного размещения колоколов при церквах.

Звонницы-стены - это один из древнейших видов колоколонесущих сооружений. Они во множестве сохранились в Псково-новгородских землях. Единственной звонницей-стеной, сохранившей древний (очепной) способ раскачки больших благовестных колоколов, является большая звонница Псково-Печерского монастыря.

Сохранились одноярусные и многоярусные звонницы. Принцип сооружения звонниц, как и всех прочих колоколонесущих сооружений, был одинаков. Звонница могла сооружаться с учетом заранее определенного веса и количества колоколов, или же к существующей звоннице добавлялись проемы и надстраивались ярусы с целью размещения новоприобретенных колоколов. Звонницы-стены имели широкое распространение и в московских землях.

Сохранились такие звонницы XVI века в селе Коломенском на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, при церкви Святой Троицы в селе Вяземы под Москвой и многих других местах.

В начале XX века с возвращением в практику строительства храмов в Русском стиле звонницы-стены вновь стали возводиться при строящихся храмах.

В старину звон на звонницах-стенах производили с земли, раскачивая колокола при помощи очепов или привязывая к языкам достаточно длинные веревки. Таким образом, звонари не имели надобности подниматься к колоколам. На многих звонницах-стенах подъем к колоколам вовсе отсутствует. Но со временем, когда звон в «языки» постепенно вытеснил очепной способ звона, появилась необходимость в лестницах, ведущих к колоколам, и в звонарских помостах-площадках для обустройства системы звона, что и видно на многих сохранившихся звонницах или на старинных изображениях церквей со звонницами.


4.2 Звонницы-галереи или палатные звонницы


В середине-конце XVII века получили широкое распространение звонницы - галереи или палатные звонницы. Одним из примеров для подражания при сооружении палатных звонниц послужила Успенская звонница Московского Кремля, сооруженная в окончательном варианте в конце XVII века.

Палатные звонницы предполагали наличие в звоне сверхтяжелых благовестных колоколов, весом 1000 пудов и более. Так, великая Успенская звонница в Московском Кремле несла на себе пять благовестников: Царь-колокол в 8000 пудов, который, предположительно, был очепным, двухтысячепудовый «Реут», тысячепудовый «Воскресный».

Колокола на палатных звонницах могли иметь различное расположение. Приведем несколько наиболее часто встречающихся планов развески колоколов на ярусах звона палатных звонниц.

Первый - по центру звонницы на утвержденных в поперечных стенах балках (Московский Кремль, звонница Ростовского Успенского Собора).

Второй - на балках, утвержденных в арках между столбами звонницы. (Судим по сохранившимся дубовым балкам на звоннице Толгского монастыря).

Третий способ предполагал объединение на одной звоннице двух первых вариантов (звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, звонница суздальского Спасо-Евфимиева монастыря).

 

 

. Колокольни


Колокольня - это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предпочтительно вертикальное расположение составляющих членений.

Колокольни бывают одноярусные и многоярусные по вертикали, квадратные, восьмигранные или круглые в плане.

5.1 Столпообразные колокольни

Первой и самой известной каменной столпообразной колокольней является возведенная в самом начале XVI века в подмосковном селе Коломенском колокольня при церкви Вознесения, которая позже, при основании в ее нижнем помещении престола в честь Великомученика Георгия, стала церковью «иже под колоколы». В 1505-1508 гг. в Московском Кремле строится церковь Иоанна Лествичника, знаменитая колокольня.

Одной из древнейших русских многоярусных шатровых колоколен является построенная в 70-е годы XVI века в Александровой слободе церковь во имя Распятия Господня (65 метров). Самый распространенный тип шатровых колоколен - это одноярусные (говоря о ярусах, мы имеем в виду ярусы звона, а не отвлеченные архитектурные членения в виде всевозможных валиков и карнизов). Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. В XVII веке трудно представить себе русскую церковь без восьмигранного шатра над западным входом в храм. Шатровая колоколенка являлась почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Именно такая церковь и колокольня изображены на полотне Саврасова «Грачи прилетели».

5.2 Многоярусные колокольни


Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя вторые шатры, расположенные над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имели и играли декоративную роль.

Известным случаем исключения, когда колокола в шатровых колокольнях подвешивались в два яруса, является колокольня при малом (старом) соборе Донского монастыря в Москве, где в слуховых окнах, расположенных в гранях шатра над ярусом звона, имеются деревянные балки для подвески колоколов.

В конце XVII века (1680-1690 гг.) с появлением в России нового архитектурного стиля, позже названного «русским, нарышкинским, московским барокко», полумногоярусные столпообразные восьмигранные сооружения. Такие колокольни могли сооружаться над храмом, или входить частью в какую-либо более раннюю систему, или возводиться над входом в монастырь. Наиболее известны из них это надвратная колокольня Высоко-Петровского и Андреевского монастырей (нач. XVIII в.) в Москве и колокольня Пафнутьева-Боровского монастыря 1688 г. Основным отличием этих столпообразных колоколен является отсутствие внутреннего свода или перекрытия между ярусами звона и завершение колоколен главой на барабане, поставленном над сводом Диаметры верхних ярусов этих колоколен обычно равны по размерам диаметрам нижних ярусов, то есть поэтажное расположение ярусов звона не обязательно предполагает уменьшение верхних ярусов колоколен. Несмотря на два яруса арок колокола для звона в столпообразных колокольнях развешивались, как правило, в нижнем ярусе, за исключением тех случаев, когда колокола для курантов размещались в арках верхнего яруса. Наряду с большими (40-50 метров) отдельно стоящими столпообразными колокольнями возводились и малые столпообразные колокольни, входившие в комплекс храма. Известны колокольни, возведенные над западным входом в церковь и над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, тогда как нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

С привнесением на русскую почву западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре колоколонесущих объема. Во втором ярусе (апартаменте) располагались три больших благовестника «Царь» 4000 пудов, «Годунов” 1200 пудов и «Корноухий» 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол «Переспор», он же «Часовой». О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие «Никоновского» (ок. 30 пудов), прочие же все мелкие. Все колокола этого яруса не действовали. Из истории звонов лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно. Есть даже упоминание о визите митрополита Платона Левшина, при котором были завершены работы по обустройству лаврской колокольни, в Ростов Великий. Преосвященному очень понравились звоны ростовских звонарей, и он имел желание завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на Лаврской колокольне это не могло быть осуществлено. Тогда была сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но машина оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине она была разобрана, и к колоколам вновь привесили языки (1760 год).

Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный. Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, «ералашный». Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой Лавре, например, язык колокола «Переспор» при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. Известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре ритм большого благовестника также передавался к зазвонным колоколам при помощи педали.

 

 

Заключение


Русская Церковь, ревниво оберегая предания и обычаи Восточной Церкви, всегда стремилась избегнуть малейшего подражания обычаям «латинцев»; тем не менее, столь излюбленный нами и нигде в другом месте не получивший такого широкого развития призыв к богослужению при помощи колокольного звона, заимствован Русью преимущественно от Запада, то есть от тех же «латинцев».

Правда, что и наставница древней Руси, Византия, употребляла колокола; но до завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г., греки гораздо охотнее пользовались билами (смотри ниже), а колокола составляли, скорее, исключение и, несмотря на то, что появились они в Греции уже в первые века христианства, на них все-таки смотрели несколько косо; на это имеются указания как у наших, так и у греческих писателей.

Что же касается Запада, то там колоколами пользовались уже в VII-IX веках; но когда они окончательно вытеснили другие способы призыва (например, трубы, дверные молотки, тройное пение аллилуиа и т.п.) сказать определенно трудно, так как введение их приписывалось лицам, жившим в разное время.

Несмотря на стремление подражать своему идеалу - Греции, некоторые русские монастыри и церкви все-таки довольно рано обзавелись колоколами, что может быть объяснено отсутствием врожденного среди русских предубеждения против колоколов.

Однако, такая роскошь была, по-видимому, доступна лишь богатым монастырям и большим соборам, а бедные церкви должны были довольствоваться одними билами или клепалами.

Сооружение храма в древности было делом не простым, а исключительной важности. Кроме заботы о прочности и вместимости сооружения, требовалось еще и сохранение всех основных частей его, присутствие которых отличало бы храм от жилого дома. Требовалось устройство центрального, увенчанного крестом помещения, к которому с востока и запада примыкали бы невысокие клети для алтаря и притвора. Такой простейший тип храма видоизменялся в зависимости от местных условий и нужд, а также благодаря соревнованию в «преукрашенности», не выходившей, однако, из тесного круга декоративно-служебных форм народного искусства, выраставшего медленно и постепенно - веками. Прямо поразительно то великолепное понимание ракурсов, которым они обладали, и тонкое чутье пропорций, вылившееся в этих формах. Так росло и развивалось деревянное церковное строительство, оставаясь все время в пределах народного творчества и сохраняя в себе церковные заветы отдаленных времен.

 

 

Список использованной литературы


1.      Бобков А.С. Сборное строительство на Руси в XVI в. // История строительной науки и техники (Труды Института истории естествознания и техники, т. 7). Москва, 1956. - с. 112-119.

.        Виноградов А.Н. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в. // Записки Императорского русского археологического общества. - 1892. - Т. 6, вып. 1-2. - С. 289-296.

.        Голышев И.А. Памятники деревянных церковных сооружений: старинные деревянные храмы во Владимирской губернии // Голышевка: Литогр. И.А. Голышева, 1879. - 30 с.

.        Грабарь И.Э. Деревянное зодчество Русского Севера: особенности деревянного церковного зодчества на русском севере / И.Э. Грабарь, Ф.Ф. Горностаев // Слово: православный образовательный портал. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35833.php (дата обращения: 10.11.2015).

.        Кибирев В. Деревянное зодчество: (из сборника "Памятники архангельского Севера", 1983 г.) / В. Кибирев. - Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/kibirev.htm (дата обращения: 10.11.2015).

.        Коновалов И.В. Колокольни и звонницы // Новгород и новгородская земля. Искусство и реcтаврация. Великий Новгород, 2011. Вып. IV. - С. 280-285.

.        Красовский М. Типы северных и центрально-русских колоколен // Режим доступа: http://wood.totalarch.com/krasovsky/10 (дата обращения: 10.10.2015).

.        Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре и скульптуре славян / Л. М. Лисенко // Русское деревянное зодчество. - Москва: Советский художник, 1987.

.        Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Спасского монастыря // Труды Ростовского музея. Ростов, 1991. - С. 120 - 123.

.        Павлуцкий Г.Г.. Древнее деревянное церковное зодчество в Юго-западном крае. В кн.: Деревянные и каменные храмы. К., 1905. - С. 1-31.

.        Степанов М.В. Рабочие методы древнерусских зодчих. Реконструкция рабочих методов древнерусских зодчих в период с XI в. до нач. ХVI в. СПб, 2013. - 104 с.

.        Хомутова Н.В. Архитектура колоколонесущих сооружений Европейской части России : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01. Санкт-Петербург, 2007. - 190 с.

.        Шашкина Т.Б. Древнерусские колокола домонгольского времени // Колокола: История и современность. М., 1993. - С. 128-142.

.        Шик М. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева лавра. Сергиев посад, 1919. - С. 44-155.

Похожие работы на - Типы деревянных колоколен, начиная с VI в. по XVIII в.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!