Физическая культура как часть культуры современного общества

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическая культура как часть культуры современного общества

План

Введение

. История физической культуры

.1 Физическая культура в период античности и в средние века

.2 Физическая культура в эпоху Возрождения и Новое время

. Физическая культура в современный период

.1 Развитие современной физической культуры

.2 Основные компоненты физической культуры: теоретические подходы

Заключение

Литература

Введение

Понятие "культура" появилось в период эллинизма, в Древней Греции, и произошло от латинского слова cultura, от глагола colo, colere - возделывание и использовалось применительно к возделыванию земли и совершенствованию природы с целью создания благ, удовлетворяющих потребностям человека и общества.[4]

В Словаре русского языка культура представлена значительным разнообразием определений, что свидетельствует о давнем происхождении этого слова и его длительной эволюции вместе с эволюцией человеческого общества: 1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; 2) уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности; 3) наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека; 4) просвещенность, образованность, начитанность; 5) разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование и близкие к сфере ботаники значения. [11]

Культура связана со всем, что сделано человеком и обществом как в духовных, так и в материальных формах и выражается через различные виды деятельности человека: искусство, литературу, музыку, экономику, образование, политику, производство и т.п. Природа способна дать человеку ресурсы для жизни как биологическому существу (воздух, вода, земля, среда обитания, питание), но не может удовлетворить растущие потребности человека как субъекта социума, стремящегося жить в комфортных условиях. Поэтому со временем под культурой стало пониматься также духовное и телесное совершенствование человека.[4]

В процессе исторического развития общества возникли такие понятия, как физическое воспитание, физическое образование, физическая рекреация, физическая культура. Последняя вобрала в себя все другие понятия, определив таким образом комплекс различных форм физической, духовной и интеллектуальной активности человека. Одной из ближайших задач физической культуры является укрепление здоровья человека, которое в иерархии потребностей личности ставят на самое значимое место, так как здоровье обусловливает счастье человека, успешное социальное и экономическое развитие общества.[1]

В настоящее время в мире наблюдается усложнение общественных отношений, связанное с одновременным существованием различных форм государственного устройства, и, как следствие, различным уровнем развития промышленности, экономических отношений, науки, техники, сферы образования, культуры и искусства. Это неравенство культурного развития влияет и на уровень развития физической культуры в каждом отдельно взятом государстве: от степени состояния культуры зависит качество физической культуры. С другой стороны, содержание и качество физической культуры также опосредованно влияет на общую культуру.

Физическая культура как вид культуры определяет качество жизни человека, уровень его безопасности и перспективы успешного развития человека и общества в целом, что и определяет актуальность темы настоящей работы.

Объектом исследования настоящей работы являются биологические и социальные предпосылки возникновения осознанной физической активности человека в разные периоды существования человечества, а также физическая культура как комплексное явление и как вид культуры.

Предметом исследования являются научная и специальная литература по истории развития физической культуры и ее теории. Цель работы состоит в комплексном анализе исторического развития физической культуры и современных научных взглядов на структуру данного общественного явления, его влияния на жизнь человека и общества.

Задачи работы заключаются в следующем:

раскрыть основные этапы и черты истории физической культуры;

определить отличительные признаки культуры как социального явления;

определить отличительные признаки физической культуры как социального явления и вида культуры;

выявить социальные и исторические предпосылки возникновения физической культуры;

рассмотреть современные теоретические подходы к физической культуре как виду культуры и его структурным компонентам;

выявить значение физической культуры как вида культуры.

Вопросами физической культуры занимались на протяжении всей истории человечества с периода возникновения философских школ в древнем и античном мире. Физическая культура как предмет научного исследования вызывает активный интерес и представлена в научных трудах таких современных авторов, как Войткевич И.Н., Выдрин В.М., Гайл В.В., Голощапов Б.Р., Захаров П.Я., Конеева Е.В., Кун Л., Пельменев В.К., и других.

1. История физической культуры

.1 Физическая культура в период античности и в средние века

В Советском энциклопедическом словаре физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.[12] Сегодня предлагается более конкретное определение понятия "физическая культура": "часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития". [3]

Физическая культура прошла длительный путь развития и насчитывая несколько тысячелетий, а само понятие "физическая культура" появилось значительно позднее того времени, когда человек стал осознавать, что его двигательная активность создает основу для его существования и что успех его комфортной и безопасной жизни зависит от его физического состояния. По мнению В.А. Бароненко и Л.А. Раппопорта занятия физическими упражнениями являются часть здорового образа жизни человека, обеспечивая ему "успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций". [1]

Предпосылками развития физической культуры были религиозные и бытовые действия древних людей для обеспечения рода питанием, теплом, орудиями труда и средствами безопасности. Охота, собирательство, ритуальные действия способствовали обеспечению условий для существования людей, так как поддерживали в необходимом состоянии функции организма, обеспечивали психологическую общность и, следовательно, выживаемость рода. Такая разнообразная деятельность людей неизбежно приводила к их интеллектуальному, социальному и физическому развитию. [4] В.А. Бароненко и Л.А. Раппопорт называют одним из мотивационных принципов здоровья формирование новых качеств путем упражнений и справедливо считают, что "на этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество училось человеческому, действуя". [1]

Следует согласиться с Б.Р. Голощаповым, что "о появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности".[6] Именно такое отделение произошло в эпоху античности, история которой насчитывает около тысячи лет. Физическая культура являлось центральной частью культуры Древней Греции. В период наивысшего расцвета древнегреческой культуры (IV-VI в.в. до н.э.) существовала сложная система физического воспитания в виде различных двигательных комплексов, называемых гимнастикой (от древне-греческого γυμνός [gymnos] - голый, обнаженный).[4] Такое название телесные упражнения получили в связи с тем, что занимавшиеся ими раздевались до нага. В Древней Греции сформировалось особое отношение к телесности, определив тем самым направление европейской культуры античного типа: особое мировоззрение, основанное на культе тела, согласно которому развивались философия, религия, искусство, история, науки, военное дело, политика. Физическое воспитание было основано на идеях развития психического здоровья посредством физических упражнений. Такое направление было обусловлено необходимостью древних греков защищать свою территорию, участвовать в политической деятельности, делать карьеру в различных сферах общественной жизни. Интеллектуальный и физически развитый человек был идеалом древнегреческого общества.

Гимнастика подразделялась на три вида: 1) диэтическую, направленную на формирование совершенного тела и укрепление здоровья; 2) военную, направленную на развитие силы, ловкости с целью воспитания воинов, и 3) этическую, направленную на формирование психических и нравственных качеств человека (воля, бесстрашие, решительность, трудолюбие, осознанность действий и поступков). Основной задачей всех направлений физических упражнений было образование: развитие навыков движения и усвоение знаний о физических упражнениях и их направленности. Комплекс гимнастических упражнений подразделялся на следующие виды: 1) палестрика: бег, прыжки в длину и высоту, борьба, метание и др., которые развивали силу, ловкость, меткость, быстроту и красоту движений; 2) военные упражнения: прививали навыки владения оружием и щитом и воспитывали воинские физические и личностные качества; 3) специальные упражнения: езда на колесницах и верховая езда; 4) орхестрика: акробатические упражнения и хореография, состоящая из ритуальных и военных танцев; 5) сферистика: игры с мячом, которые способствовали развитию коммуникативных навыков, координации движений, гибкости, пластичности. Все эти виды физического движения входили в образовательную программу. [4]

Наряду с гимнастикой в Древней Греции существовала "агонистика" (от греческого agonistikos - способный к борьбе), основным направлением которой был пентатлон: состязание в борьбе, беге, прыжках, метании копья и бросании диска, то есть участие в соревнованиях, состоящих из пяти видов физической активности. Широкую известность получили такие виды агонистики, как езда на колесницах и верховая езда. Занятия гимнастикой и агонистикой были доступны только свободнорожденным грекам. Для целей физического образования строились спортивные площадки, школы и стадионы.[4]

Особый интерес и известность получила система физического образования в Спарте, которая в отличие от другого крупнейшего полиса Древней Греции - Афин, имела суровый подход к обучающимся: с семи лет дети передавались из семьи в государственные школы, где образование включало значительный объем физических упражнений, в том числе испытаний, которые могли приводить и к гибели молодых спартанцев. Целью физического образования было воспитание воинов и здоровых родителей, поэтому девушки и женщины также занимались физическими упражнениями, хотя и в меньшей степени. В Афинах в отличие от Спарты большее внимание уделялось развитию духовности и эстетического чувства через занятия орхестрикой, играми с мячом и танцами. При этом афиняне внимательно относились к степени физической нагрузки для различных групп занимающихся в зависимости от их возраста, считали важным чередование отдыха и активности. [5]

Древняя Греция знаменита атлетическими Олимпийскими и Истмийскими играми, получившими свои названия от названий местностей, где они проводились, а также Немейскими играми. Игры представляли собой не столько спортивное соревнование, способствующее развитию физической силы и умственных способностей, сколько широкомасштабное общественное и политическое действо. Во время игр заключались политические союзы, приостанавливались военные действия, велась активная торговля, проводились публичные культурные мероприятия: выступали политики, деятели искусства, ораторы и философы. К играм велась тщательная подготовка, в том числе отбор участников по их физической и психологической подготовленности. По мнению В.М. Выдрина, эти факты дают основания предполагать, что "в Древней Греции существовала методика физического развития и спортивной тренировки".[4] Высокий уровень развития физической культуры в Древней Греции, возникший из древних культурных традиций и обычаев, связанных с возделыванием земли и ее защитой, привел к созданию сильного общества, обладающего значительным интеллектуальным потенциалом в лице его военачальников, политиков, ученых, философов, писателей, поэтов и других общественных деятелей.

Период существования Древнеримской цивилизации также насчитывает около тысячи лет. Древний Рим вел непрерывные, в основном захватнические, войны. Физическая культура Древнего Рима в отличие от древнегреческой имело большую прагматическую направленность, связанную с подготовкой воинов и личными корыстными интересами людей, находящихся у власти и желающих эту власть удержать. Отражением этой тенденции развития физической культуры явилось формирование профессионализма в спорте, основанном на жестких правилах, проведение соревнований за деньги и презрительное отношение богатых слоев общества к профессиональным гимнастам, акробатам и борцам. [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура в эпоху античности достигла высокого уровня развития и имела военную и прикладную направленность.

Средневековье характеризуется суровостью, аскетизмом (воздержанием от чувственных желаний), схоластичностью (приверженностью к догмам), что нашло отражение в развитии физической культуры этого периода. Господство церкви в средневековой Западной Европе привело к запрету на обнажения человеческого тела, что считалось грехом. Церковь проповедует аскетизм, скромность в одежде, сдержанность в питании, развлечениях, ограничение в движении детей и женщин. Все эти догмы направлены на отрицание телесного и подготовку души к жизни после смерти. При этом не утрачивает своего значения военная подготовка для целей защиты государства и удержания власти. В связи с этим наблюдаются два основных противоположных друг другу направления в развитии средневековой физической культуры. К первому направлению относилась физическая подготовка тяжеловооруженных конных воинов - рыцарей и физическое воспитание феодалов: до семилетнего возраста в семье, а затем в учении у короля или сюзерена. Ко второму направлению относилось самодеятельное физическое воспитание народа. В будущих рыцарях воспитывали высокие моральные качества: честность, благородство, чувство собственного достоинства, любовь и уважение к женщине, безупречность манер, верность честному слову, и необходимые навыки: верховой езды, плавания, стрельба из лука, фехтования, охоты, стихосложения и игры в шахматы. Физическая культура народа выражалась в участии в народных праздниках, включающих танцы, игры, состязания в метании камней, борьбе, беге и т.п. Целью таких физических упражнений являлся отдых от тяжелого труда. [4]

Среди городского населения проводились состязания по фехтованию, борьбе, в том числе борьба вооруженных с невооруженными, стрельбе, кулачному бою, плаванию, гребле, прыжкам в воду, играм с мячом; создавались стрелковые и фехтовальные братства. Тренировка в силе, быстроте, меткости и ловкости была связана с необходимостью подготовки тела к защите от захватов феодалами городских земель. Со временем физическая культура горожан привела к созданию особого вида буржуазной культуры. Упражнения по метанию тяжелых предметов стали предпосылкой для развития легкой атлетики, разнообразные виды физической активности способствовали развитию военного дела и различных видов спорта. В период разложения феодальных отношений в буржуазном обществе утрачивается военная направленность физической культуры. Создаются площадки, предназначенные для общения и активного отдыха: конные клубы, залы для игры в мяч, закрытые плавательные бассейны, и таким образом, физическая активность приобретает рекреационный характер.[4]

На территории современной России в cредние века физическая культура народа проявлялась в участии в праздниках и состязаниях, устраиваемых в честь различных памятных дат, часто в память о знаменитых битвах. Это способствовало развитию коллективизма, активности, воли, отваги и других личностных качеств и. К XVI веку при Иване III сложилось централизованное государство Московское царство, были образованы постоянные войска, в связи с чем необходимость в воспитании военных навыков у народа отпала. В физическом развитии народа власть стала видеть личную опасность и наложило запрет на народные игры, физические упражнения, объявив их "бесовскими". [10]

Системного физического воспитания русского войска до XV века не было: воспитание воинов происходило в боях, походах, а также заимствованных у народа играх (конские "ристалища", бои с деревянным оружием, кулачные бои и т.п.). Особым умением отличались донские казаки, которые тренировали свои воинские качества, состязаясь в беге, стрельбе, плавании, преодолении препятствий и т.п.

Отличительные чертами физической культуры в средние века было отсутствие в школьном образовании физического воспитания, практически отсутствовал спорт, а также физическая рекреация, то есть двигательная активность, направленная на отдых, развлечение, развитие тела и укрепление здоровья.[4]

.2 Физическая культура в эпоху Возрождения и Новое время

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), период развития гуманистических идей, физической культуре уделяется большое внимание. Считается необходимым воспитывать в человеке активность, инициативность, единство интеллекта, духовности и физической силы, так как совокупность этих качеств имеет важное значение для успешной деятельности людей.[4] Это время отмечено разнообразной творческой активностью талантливых людей практически во всех сферах деятельности человека, в том числе в области философии, литературы, искусства, педагогики, медицины. В XVI веке И. Меркуриалис (итальянский врач), основываясь на идеях Авиценны, Гиппократа и Платона, издает шесть книг по гимнастике, в которых предлагает ее классификацию по трем группам: имеющим лечебную, атлетическую направленность, а также необходимым в жизни и военном деле. Утописты, такие, как Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла выдвигают идеи всеобщего равенства, развитие которых они видят, в частности, в заботе о здоровье и физическом, духовном и нравственном воспитании людей, которые должны стать свободно мыслящими, творческими и активными. С этой целью утописты предлагали использовать комплексы физических упражнений: бег, лазанье, прыжки, плавание, стрельбу из лука, греблю, охоту, игру с мячом и многие другие способы физического развития. [6]

Эпоха Возрождения характеризуется многообразием деятельности людей в области физической культуры: популярными становятся фехтование, соревнования на лодках, верховая езда, игры с мячом, а в северных странах - бег на коньках, на ходулях, перетягивание каната, метание камня. В XV веке благодаря торговым связям происходит обмен народными играми, физическими упражнениями между разными народами разных стран (Англия, Скандинавские страны, Италия, Франция, Нидерланлы, Индия). Футбол в силу своей азартности, несмотря на высокий травматизм, получает широкую популярность в странах Западной Европы. [4]

В эпоху Возрождения положено начало развитию теории физического воспитания. В середине XVI века издается первое учебное пособие по играм с мячом итальянского автора де Барди (правила игры, судейства и рекомендации по дополнительной физической активности). В XVII веке появляется работа Я.А. Коменского "Великая дидактика", в которой автор предлагает с дошкольного возраста развивать детей как интеллектуально, так и физически, способствуя таким образом их духовному и эстетическому развитию. Такая методика была взята за основу обучения в школах Западной Европы. [6]

С развитием капиталистических отношений, уменьшением количества сельского населения, созданием регулярной армии возникает потребность в военном физическом воспитании, основу которого составляют заимствованные у народа игры и состязания. Народное сопротивление против новых буржуазных порядков и эксплуатации влечет за собой ограничения, который власть наложила на физическое развитие народа, что выражалось в запрете на проведение и участие в праздниках, состязаниях, играх. В первой половине XVI века Мартин Лютер, напротив, призывает власти к физическому воспитанию народа через различные виды физических упражнений как способ отдыха. Наблюдается противоречивая тенденция развития физической культуры, когда с одной стороны ограничивается физическое воспитание народа, который использует свою физическую силу для сопротивления протии угнетения, а с другой стороны в военной подготовке активно используется народный опыт физического развития посредством народных физических упражнений, игр, развлечений.[4]

Таким образом, в эпоху Возрождения физическое воспитание отделяется от трудовой и военной деятельности; отличительной особенностью физической культуры становится воспитание рыцарей; эпоха подарила миру значительное количество литературных произведений деятелей культуры, занимавшихся вопросами физической культуры.

Эпоха Нового времени стала этапом дальнейшего развития физической культуры, особенности которой были обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в России и Западной Европе.

Экономические реформы Петра I затронули с сферу физического воспитания. Для детей из знатных семей в учебных заведениях стали преподавать фехтование и верховую езду. В середине 18 века лицейское образование предусматривало занятия гимнастикой и фехтованием, начали образовываться коммерческие физкультурные учреждения. Народное физическое воспитание продолжало оставаться на прежнем уровне в форме праздников, развлечений и игр. Образованный класс русского общества стал заниматься вопросами физического воспитания: в теоретическом и практическом аспектах. Профессор Л.А. Загорский в своей работе "Руководство к познанию человеческого тела" описал строение человеческого тела с точки зрения его анатомо-физиологических характеристик, положив начало развитию теории физического воспитания. Профессор М.Я. Мудров обосновал значение физических упражнений для поддержания здоровья военных, профилактики и лечения заболеваний в своем труде "Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих". В книге К.И. Грума "Образование физическое, умственное, нравственное" (1846 г.) физические упражнения рассматриваются как средство совершенствования человека, при этом автор делает акцент на образовании умственном и образовании физическом как самостоятельных формах воспитания человека. Физическая культура в России развивалась как часть национальной культуры наряду с такими сферами человеческой деятельности, как производство, торговля, образование, педагогика, военное дело, технические, гуманитарные и естественные науки, искусство, литература по мере формирования более комфортных условий жизни общества. Вопросами физической культуры занимались такие известные деятели того времени, как основатель воспитательных домов в России XVIII века И.И. Бецкой (воспитательные вопросы гигиены и закаливания детей), издатель "Московских ведомостей" Н.И. Новиков обосновывает идею физического воспитания детей через подвижные игры и разъяснительные, а в сущности образовательные беседы о роли физических упражнений в своем труде "О воспитании и настроении детей для раскрепощения общешкольных знаний и всеобщего благополучия". Тема физического воспитания и физической культуры как составляющих культуры российского общества была чрезвычайно популярна в среде общественных деятелей, ученых и часто обсуждалась в этих кругах просветителями, педагогами и философами. А.Н. Радищев, В.Г. Белинский активно поддерживали идею физического воспитания, направленного на умственное, духовное и физическое совершенствование всех людей, в том числе простого народа посредством физических упражнений, которые воспитывают инициативность, волю, сообразительность: народные игры, состязания, связанные с бегом, прыжками, гимнастическими упражнениями. Такой подход к физической культуре в XVIII веке сформировал сферу неспециального физического образования, которое впоследствии получило теоретическую разработку в системе, созданной П.Ф. Лесгафтом. В Западной Европе 18 века физическое воспитание было преимущественно направлено на приобретение военных навыков. В России физическое образование военнослужащих было основано на Воинском уставе 1716 г. и на основе предыдущего боевого опыта. Попытки прусского военного образования, основанного на муштре, не получили у русских военных всеобщего одобрения.[4]

Отличительной особенностью этого периода в России стало возникновение методик воспитания воинов, разработанных знаменитыми военными деятелями. А.В. Суворов считается не только выдающимся полководцем второй половины XVIII века, но и блестящим знатоком военной подготовки, так как сам был примером результата суровой физической подготовки: применения к себе специальной физической гимнастики, закалки и аскетизма. Свои педагогические изыскания А.В. Суворов отразил в "Полковом учреждении", "Науке побеждать", особенностью которых было указание на необходимость сопровождения упражнений разъяснениями о порядке их выполнения и их значения. [10] Адмирал Ф.Ф. Ушаков ввел систему тренировок, направленных на развитие силы воли и выносливости моряков. Значение физической закалки, отказ от муштры поддерживали выдающиеся российские полководцы М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие. [4]

В конце XIX века в России, Германии, Франции стало использоваться понятие "физическая культура", которое в силу отсутствия теоретической разработанности данного вопроса не имело отношение к культуре, а обозначало систему физических упражнений с целью развития силы, ловкости и гибкости тела. Во второй половине XIX века П.Ф. Лесгафт разработал систему физкультурного образования, в том числе программу физического воспитания в военных гимназиях: суть метода сводилась к совокупности общеразвивающих упражнений и имеющих военно-прикладную направленность. Итогом этой теоретической и практической работы П.Ф. Лесгафта стали его работы "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" и "Наставление для внеклассных занятий в кадетских корпусах". Получили распространение чемпионаты на международном уровне, международные федерации по отдельным видам спорта. В конце XIX - начале XX века в России генералы М.И. Драгомиров и А.Д. Бутовский положили начало теории физической подготовки русской армии. [4]

В Западной Европе в XIX веке гимнастикой назывались различные физические упражнения, не связанные с соревновательным процессом. В Англии указанного периода возникло понятие "спорт". [4] Существенное влияние на вектор развития физической культуры как части западноевропейской культуры в XIX в. - начале XX в. оказывала потребность общества в развитии производственных капиталистических отношений и вооружения: гимнастика преобразовывается в разновидности (лечебная, спортивная, художественная, ритмическая, военно-прикладная и т.п.), активно развивается спорт, имея своей целью не столько рекреацию (отдых, развлечение), сколько воспитание, укрепление здоровья, военную подготовку: получает распространение альпинизм, туризм, спортивные игры. С развитием международного спорта (проводились соревнования по конькам, лыжам, легкой атлетике, боксу и т.п.) стали создавать международные федерации, научно-исследовательские общества (например, в Англии - по легкой атлетике), начали разрабатываться правила отдельных видов спорта, подготавливаться тренеры, судьи, спортивные врачи и другие специалисты для обслуживания данной сферы деятельности человека, в том числе специалисты по изготовлению спортивного инвентаря. Параллельно продолжает развиваться направление рекреационной физической культуры: индивидуальные и групповые как средство общения людей и укрепления здоровья. В конце XIX века стали проводиться международные чемпионаты по различным видам спорта, к началу XX века появилась новая профессия: спортивный врач. В целом идеология указанного периода в отношении физической культуры заключалась в необходимости физического воспитания людей для обеспечения полноценной, активной деятельности человека, созидания, роста общественного благополучия и комфортных условий жизни. [9]

2. Физическая культура в современный период

.1 Развитие современной физической культуры

В XX веке сущность физической культуры связана с особенностями двух противоположных общественных формаций: капиталистического и социалистического общественного устройства. В первом случае приоритетным является личное развитие и повышение уровня благосостояния отдельно взятой личности, что в совокупности определяет уровень развития всего общества, а во втором случае - подчинение личного общественных интересам, прежде всего задачам и целям правящей партии. В капиталистическом обществе, в условиях жесткой конкурентной борьбы, физическая культура стала средством "формирования личности в целом, расширения общекультурных, политических, педагогических, психологических функций". [4] Благодаря современным достижениям науки, техники, психологии, педагогики теоретическую разработанность получают различные направления физического воспитания: спорт, физическая рекреация, адаптивная физическая культура, неспециальное физическое образование. Большое внимание уделяется практическим вопросам адекватности получения человеком физической нагрузки с учетом особенностей человеческого организма, требующего чередования режима напряжения и расслабления, специальной психологической и образовательной подготовки. Школьное физкультурное образование в Европе преимущественно было направлено на включение гимнастических упражнений в программу обучения, а образование США - на игровые виды спорта. Рабочие организации, государственные и церковные организации Европы занимались рекреационным воспитанием. Широкую известность получило бойскаутское движение в Англии, Германии, Италии и Польше, которые имели определенную военную направленность, но прекратили свое существование после распада фашистской Германии.

Важно отметить, что на рубеже XIX и XX веков стало возрождаться Олимпийское движение, был создан Международный Олимпийский комитет. Это положило начало развитию современного спорта во всем мире. [10]

Политические и социальные изменения в странах влекли за собой перемены и в интенсивности развития физической культуры. Так, после Второй мировой войны наметился заметный спад физического развития людей, в связи с чем правительства таких стран, как США, Япония, ФРГ, Швеция стали проводить целенаправленную политику по восстановлению физической активности среди граждан. Этому способствовало научные достижения в различных областях знания, в первую очередь, в сфере исследования анатомии, физиологии, социологии и психологии. Наряду с призывом населения к занятию физическими упражнениями, рекреационными, игровыми, видами спорта, работа проводилась и в материальной части: значительные средства вкладывались в строительство стадионов, тренажерных залов, бассейнов, горнолыжные курорты и т.п. В профессиональном спорте нормой стала купля-продажа спортсменов, активная работа средств массовой информации, в том числе рекламная деятельность, производство и торговля спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, экипировкой и пр. Профессиональный спорт стал требователен и жесток к спортсменам, так как достижение новых рекордов, участие в новых небезопасных видах спорта требовали от спортсменов усиленных тренировок, порой в ущерб здоровью, приема медицинских препаратов, усиливающих спортивные качества, но имеющих отдаленные негативные последствия для организма. В этот же период развиваются физкультурные увлечения: джокинг, катание на роликовых коньках, скейтбордах и т.п. [4]

После революции 1917 года, с образованием СССР, произошли существенные изменения в культуре страны, в том числе, в физической культуре. Бесплатный характер многих сфер жизни общества, прежде всего - образования, распространился и на сферу физической культуры. Это открыло доступ всем к всеобщему физическому воспитанию: поддерживалась идея, что стране нужны активные, физически развитые люди. Значительные средства правительство СССР вкладывало в развитие материальной базы для занятия спортом: строились стадионы, спортивные базы отдыха, туристические базы, футбольные поля, спортивные площадки и т.д.[7] Открывались высшие и средние физкультурные учебные заведения: сначала в крупных городах (например, Государственный институт физического образования в Петербурге в 1919 году), а затем и по всей стране. Вопросами физического воспитания занимался ряд советских ученых (В.Е. Игнатьев, П.А. Рудак, А.М. Крестовский и многие другие), которые создавали работы по теории и методике физической культуры. Ученые опирались в своих исследованиях на труды П.С. Лесгафта, И.П. Павлова, А.С. Макаренко, И.М. Сеченова и др. [4]

Со временем физическими упражнениями в различных формах, от обычной физкультуры на предприятиях и учебных заведениях до развлекательных спортивных игр до участия в профессиональных видах спорта, была охвачена все население Советского Союза, в том числе частях и воинских подразделениях советской армии. В социалистическом обществе популярным направлением физического развития граждан становятся игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол), которые являются средством отдыха и физического развития большой части советских граждан; "физическая культура стала видом культуры молодого социалистического государства". [4] До Великой Отечественной войны были созданы две системы физического воспитания: ГТО - "Готов к труду и обороне" и ДСО - добровольное спортивное общество, которые способствовали системности физического воспитания в советском государстве, в том числе материальном обеспечении этой деятельности. В период войны физическое образование стало иметь военную направленность с целью укрепления военной мощи государства и помощи на фронтах: предъявлялись требования к всеобщей сдаче норм ГТО, проводилось обучение лечебной физкультуре для оказания помощи на фронтах. [4]

После войны возродилось физкультурное движение, активно поддерживаемое государством: постепенно с восстановлением разрушенных городов возродились профессиональный спорт, массовые формы физической активности, отстраивались заново стадионы, спортивные площадки, физкультурные клубы, туристические базы и т.п., производилась переподготовка штата физкультурных работников (тренеров, врачей, спортсменов, преподавателей), открывались новые учебные физкультурные заведения. [10]

Во второй половине XX века была разработана структура физической культуры, одной из главных составляющих которой стало физическое воспитание. Активное развитие получила теория спорта, стали использоваться такие понятия, как физическая рекреация, неспециальное физкультурное образование. С 1952 года русские спортсмены и сборные стали принимать участие в Олимпийских играх (создан национальный олимпийский комитет - 1950 г.). Вся вторая половина XX века проходит под эгидой проведения Олимпийских игр в различных странах мира. [10]

В конце XX века стала развиваться адаптивная физическая культура, представляющая собой комплекс физических упражнений, позволяющих человеку с ограниченными возможностями адаптироваться к нормальной социальной среде. [4] Параллельно с этим направлением развивалась так называемая "общая теория здоровья" - валеология (от одного из значений лат. valeo - "быть здоровым"), которая рассматривает здоровье человека в совокупности его физического, нравственного и духовного начала. Данное направление в качестве учебной дисциплины было введено в образовательных школах в конце XX - начале XXI века.

Сегодня, во втором десятилетии XXI века, физическая культура является неотъемлемой составляющей всех развитых и отдельных развивающихся стран мира. Высокий уровень научных и промышленных достижений, развитие медицины, в том числе спортивной медицины, социальных наук и информационных технологий создали мощную материальную и идеологическую базу для развития профессионального спорта и многочисленных форм индивидуального и группового занятия профессиональным спортом и его рекреационными аналогами. Предлагается значительное количество различных методических пособий на разных языках, которые могут использоваться в качестве учебного материала как для изучения теории физической культуры, так и практического применения с целью развития физических навыков, освоения какого-либо вида спорта или комплекса оздоровительных или восстанавливающих физических упражнений. Так, например, пособие И.Н. Войткевича "Теоретические основы знаний по физической культуре" содержит комплекс научно-методических рекомендаций, необходимый студенту для освоения соответствующей учебной дисциплины, повышения уровня физической и общей культуры, получения информации о физической культуре с целью правильного выбора направления собственного физического развития. [3]

После 1990-х годов в России наметился подъем в сфере молодежного физического воспитания по сравнению с 70-80-ми годами прошлого века. Интеграция России в мировое сообщество в последнее пятилетие прошлого века позволила российским гражданам использовать достижения постиндустриальной культуры развитых стран (США, Европы, некоторых стран Азии) для комфортных занятий самыми разнообразными физическими упражнениями, в том числе, с использованием современных тренажеров, инвентаря, оборудования, различных спортивных сооружений, площадок, залов, бассейнов, а также привлечением квалифицированных тренеров и врачей. Такой способ проведения досуга стал модным среди граждан России: в обществе поддерживается идеология здорового, красивого человека, идеал здорового и совершенного тела активно транслируется в средствах СМИ даже в большей степени, чем ценность хорошего образования. Такая мировая тенденция поддерживается развитой промышленностью в сфере товаров и услуг, предназначенных для ухода за телом и его физического развития, и необходимостью их регулярного сбыта. Таким образом, сочетание интеллекта, хорошего физического развития и стрессовой устойчивости преподносится в современном обществе, в том числе российском, как условие конкурентоспособности личности, что, безусловно, стало часть культуры развитых стран. Несмотря на коммерческую составляющую данного процесса в целом следует отметить позитивную тенденцию развития физической культуры в современном обществе.

.2 Основные компоненты физической культуры: теоретические подходы

человек здоровье общество физический

В современной науке физическая культура рассматривается как часть культуры. Сущность физической культуры заключается в двигательной активности человека, основанной на системе специально разработанных физических упражнений, которые представляют собой либо отдельные комплексы, либо элементы различных видов спорта.

В результате научных исследований, проведенных в конце XX века - начале XXI века, физическая культура была рассмотрена как вид культуры и определенные ее компоненты с точки зрения потребностно-деятельного подхода, где ключевыми понятиям являются "потребность", "деятельность", природная "данность" и "заданность". [4] Согласно этому подходу в структуре физической культуры были выделены следующие компоненты: 1) физическое воспитание, 2) физическая рекреация, 3) спорт и 4) двигательная реабилитация. В связи с этим делением было принято близкое по своей природе физическому воспитанию новое понятие: непрофессиональное физкультурное образование (введено в 1991 г. В.В. Приходько). [4]

В теории данного вопроса обосновано с точки зрения потребностно-деятельного подхода существование физической рекреации как формы активного отдыха, существовавшей еще с XIX века в Западной Европе среди учащихся и рабочих. Такое понятие не использовалось в России, хотя проведение досуга в форме активных физических упражнений наблюдалось в различные исторические периоды русской государственности.

Другим компонентом физической культуры как вида культуры являются функции, направленные на удовлетворение личностных и общественных потребностей. Выделяют специфические функции физической культуры: развития физических качеств и двигательных навыков, оздоровительная, повышения производительности труда, отдыха и развлечения. [8] Благодаря конкретизации функций физической культуры стало возможным выделить как отдельные научно-учебные дисциплины двигательную реабилитацию (восстановление травмированных органов) и адаптивную физическую культуру (социальная адаптация инвалидов и травмированных на производстве или в боях посредством физических упражнений).

Теоретические исследования спорта как компонента физической культуры относились к вопросам теории спортивных тренировок с точки зрения различных областей современного научного знания: психологии, физиологии, биомеханики, биоэнергетики и других наук. Принято считать, что физическое воспитание - это первый компонент физической культуры, которые раньше других получил свое развитие в ходе человеческой деятельности. Из физического воспитания выделились спорт и физическая рекреация, став часть культурной жизни людей: образование, профессиональная и бытовая деятельность. Двигательная реабилитация как компонент физической культуры возникла на базе лечебной физкультуры, после чего выделилась и получила самостоятельное значение адаптивная физкультура. Заслуга современного научного знания о компонентах физической культуры заключается в том, что богатая история развития физической культуры в разные исторические периоды в разных странах была систематизирована и позволила сформировать представление о физической культуре как виде культуры и разработать методические рекомендации для занятий различными видами физической активности. Данная концепция физической культуры как части культуры была результатом деятельности ряда ученых (Л.М. Лубышева, А.В. Лотоненко, В.В. Приходько и других) в последнее десятилетие XX века.[4]

В.В. Бисеров отмечает, что физическая культура рассматривается как совокупность духовных ценностей, которая включает информацию о физической культуре, виды спорта и спортивные игры, комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение в этой сфере человеческой деятельности, и материальные ценности, содержанием которых являются спортивные сооружения, инвентарь, экипировка, оборудование, медицинское обеспечение и др. Средствами физической культуры, по мнению указанного исследователя, являются физические упражнения, естественные силы природы, факторы личной и общественной гигиены. [2]

В.В. Бисеров в качестве компонентов физической культуры приводит несколько отличный от проанализированного выше перечень видов физической активности: базовая физическая культура (общая физическая подготовка, которая осуществляться в воспитательных и учебных заведениях), спорт (массовый и высших достижений) - отличается соревновательной деятельностью, и туризм (профессионально-прикладной и коммерческий), профессионально-прикладная физическая подготовка (с целью подготовки к будущей профессии, производственная физкультура), оздоровительно-реабилитационная физическая культура (с целью лечения и восстановления), "фоновые виды физической культуры" (гигиеническая физическая культура и рекреативная или восстановительная физическая культура). [1] Следует отметить, что употребление автором слова "культура" в контексте данных компонентов физической культуры следует рассматривать как ее подвиды.

Примером теоретического развития такого компонента физической культуры как профессионально-прикладная физическая подготовка является работа Ю.М. Евсеева "Физическая культура". [7] В учебном пособии автор дает подробные практические рекомендации для студентов (будущих экономистов, инженеров-экономистов, студентов-медиков, хирургов, строителей, горных инженеров и т.д.) по созданию оптимально здоровых условий будущего труда по избранной специальности и излагает индивидуальные комплексы физических упражнений для каждой специальности, предлагает конкретные виды спорта, которые бы в наибольшей степени отвечали особенностям каждой конкретной профессии (способствовали снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, укреплению определенных групп мышц и решению иных задач в целях сохранения и укрепления здоровья).

Таким образом, данный пример подтверждает, что научная разработка проблемы теории физической культуры имеет существенное практическое значение, так как позволяет выработать практические рекомендации для реализации отдельных компонентов физической культуры.

Заключение

Ласло Кун в труде "Всеобщая история физической культуры и спорта" заметил, что "познание прошедших периодов - включая сюда и самые древние, несвязанные непосредственно с нашим веком, - позволяет уяснить единство, равно как и многообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры".[9]

На основании анализа исторического развития физической культуры как части общей культуры можно сделать следующие выводы:

.Физическая культура за период ее длительной исторической эволюции заняла прочное место в общей культуре человека и является ее важнейшей неотъемлемой частью.

2.Развитие физической культуры - естественный процесс, обусловленный комплексом предпосылок: биологическими особенностями человека, природными, политическими, экономическими и социальными условиями, различными в разное время на разных территориях. Таким образом, развитие физической культуры имело свои специфические особенности, присущие культуре каждого конкретного общественного объединения.

.Получило теоретическое развитие современное понимание физической культуры. В научной литературе предлагается перечень компонентов физической культуры, которые определяют ее содержание и практическую направленность. При этом существуют различия в классификации компонентов физической культуры в научных работах исследователей, однако в большей степени это касается названий и группировки этих компонентов, а не содержания.

.Теоретическая обоснованность структуры физической культуры имеет важное практическое значение, так как позволяет на основе научного знания разрабатывать методы и средства физической активности человека с учетом его потребностей, а также с целью достижения максимально положительного результата от физических упражнений для здоровья человека и благополучия общества.

.Посредством физической культуры, всей совокупности ее компонентов, разрешается очень важная социальная задача: "сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей".[2]

.Физическая культура и культура оказывают друг на друга взаимное влияние.

Литература

1.Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2003. - 417 с.

2.Бисеров В.В. Физическая культура: учебное пособие / Под ред. О.С. Смирновой. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - 275 с.

.Войткевич И.Н. Теоретические основы знаний по физической культуре: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 147 с.

.Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е испр. и доп. СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2006. - 151 с.

.Гайл В.В. Краткая история физической культуры и спорта / Под научн.ред. А.В. Чудиновских. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 72 с.

.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 312 с.

.Евсеев Ю.М. Физическая культура. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.

.Кулинкович Е.К. Физическая культура и спорт как социальное явление: учебное пособие для студентов непрофильных вузов. - Минск: БГЭУ, 2007. - 17 с.

.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Пер. с венг. / Под общей ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982.

.Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр.ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с.

.Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.6 Рус.яз., Полиграфресурсы, 1999.

.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 с., ил.

Похожие работы на - Физическая культура как часть культуры современного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!