Творчество Вальтера Гропиуса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творчество Вальтера Гропиуса














РЕФЕРАТ

Творчество Вальтера Гропиуса

Введение

грипиус архитектурный баухауз

Девятнадцатый век, богатый выдающимися произведениями музыки и живописи, век расцвета романа и поэзии, не создал собственного архитектурного стиля, своего искусства организации пространства.

Задачи, поставленные перед архитектурой девятнадцатого столетия, ни с чем не сравнимые по характеру и масштабу, оставшись неразрешенными, перешли в наш век.

Архитектура прошлого решала узкий круг задач, ограниченный строительством церквей, замков, ратушей и жилых домов горожан. Теперь возник целый ряд новых объектов, которых не знала архитектура прошлого: фабрики, заводы и административные здания, транспортные магистрали, вокзалы и аэродромы, больницы и спортивные сооружения, школы, библиотеки и выставочные залы. Все яснее вырисовывается необходимость охватить все это огромное разнообразие потребностей и вкусов общими взглядами, создать новые принципы градостроительства и планировки территорий, отвечающие современным социологическим, техническим и эстетическим требованиям.

Зачинатели современной архитектуры еще не могли себе представить всех возможностей века техники; они лишь интуитивно предчувствовали уже намечавшийся путь преобразований, но понимали, что только средствами, порожденными этим новым временем, можно решить новые архитектурные задачи.

Толчком к поискам нового языка форм, к развитию нового понимания пространства, послужило появления новых конструктивных материалов и связанных с ними новых методов строительства. Жилищное строительство - центральная проблема социально направленной архитектуры в девятнадцатом столетии. Решающим фактором, однако, стала изменившаяся постановка проблемы формообразования. Форма перестала быть самодовлеющим фактором, подчиняющим себе другие элементы сооружения.

Художественное творчество и техническое мышление образуют два полюса, между которыми перекинут мост нашей современной архитектуры.

1. Архитектор Вальтер Гропиус

Стиль архитектуры: Функционализм. Рационализм. Основоположник функционализма. Основатель «Баухаус» (Bauhaus). Основатель группы «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Преподаватель и заведующий кафедры архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета. Автор книг: Баухауз 1919-1928 (1938); Тотальная архитектура (1955); Аполлон в мире демократии (1967). Основные архитектурные объекты и проекты: Здание обувной фабрики «Фагус» - «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, (совместно с Адольфом Майером); Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, Йена; Здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau); Поселок Даммершток близ Карлсруэ; Собственный дом Вальтера Гропиуса в Линкольне, Массачусетс; Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge); Жилой дом в районе Ганза, Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau); Здание американского посольства в Афинах; Багдадский университет; жилой городок Буков-Рудов под Берлином; небоскреб авиакомпании «American Airlines» в Нью-Йорке (1958-1963). Ему удалось войти в историю в качестве основоположника рационалистичного направления в современной архитектуре, общепризнанного лидера немецких функционалистов двадцатых годов ХХ века, а также создателя и первого руководителя общеизвестного Баухауза. Имя Вальтера Гропиуса связано с наиболее интересным эпизодом архитектурного развития капиталистического общества - становлением функционализма и его превращением в широкое течение практически во всех странах мира. Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. В роду Гропиусов в 18 и 19 веках многие были архитекторами, художниками и педагогами. Прадед Вальтера - Мартин Гропиус, известный архитектор эпохи классицизма. Был архитектором и его отец-то же Вальтер, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи. Как и Ле Корбюзье и Ми сван дер Роэ, он принадлежит к тому поколению, которое, использовав опыт пионеров, создало современную архитектуру. Будучи сотрудником проектной конторы Беренса, он усвоил основы современной архитектуры, но отказался от монументальности, которая увлекает Беренса в более поздний период его деятельности и все больше и больше уводит его от принципов современной трактовки архитектурных форм.

После окончания гимназии Гропиус-сын решил продолжить семейное дело. В первые годы 20 века он учился в Высшей технической школе Мюнхена, а позже - в Берлине. Учеба прерывалась образовательными поездками по Испании, Италии, Франции, Англии и Дании.

В архитектурном бюро Петера Беренса

После завершения учебы Гропиуса приняли на работу в архитектурное бюро Петера Беренса. Вокруг этого мастера в те годы группировались начинающие талантливые архитекторы, носители прославленных впоследствии имен: достаточно назвать Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe).

Годы работы подмастерьем у Петера Беренса оказались исключительно важными для становления творческой личности Вальтера Гропиуса.

Здесь же, в бюро Петера Беренса, Гропиус впервые познакомился с зарождавшимся в то время промышленным дизайном. Многие специалисты считают Беренса первым архитектором, сосредоточившимся на оформлении промышленных товаров серийного выпуска.

Став одним из ближайших помощников Беренса, Гропиус тоже занялся промышленным дизайном. Он вошел в общество «Веркбунд» (Deutsches Werkbund), объединявшее архитекторов, ремесленников, мастеров прикладного искусства и промышленников. Целью «Веркбунда» было добиться более высокого качества и более эстетичного вида серийных промышленных товаров.

По мнению участников «Веркбунда» современное им искусство отставало от науки и промышленности. Индивидуализм в творчестве, считали веркбундовцы, приводит к ограничению сферы деятельности и кругозора. Промышленность же, являясь объектом коллективной деятельности, позволяет накапливать значительный и разнообразный опыт.

Три года проработав в ателье Петера Беренса, в 1910 году Гропиус открыл собственное архитектурное бюро. Первым крупным заказом, полученным им, стал проект здания обувной фабрики Фагус в Альфельде-на-Лейне (илл 133/144). Ему повезло. Заказчик пошел навстречу архитектору в его планах. К этому времени уже имелся эскизный проект, выдержанный в традиционных формах. Но заказчик, владелец завода Карл Бенштейдт, хотел, чтобы здание было построено в современном стиле. Случайно познакомившись с Гропиусом, взгляды которого ему очень понравились, Бенштейдт решил передать ему окончательный заказ. Гропиус почти полностью сохранил планировку эскизного проекта, но в проработке фасадов зданий завода и их деталей пошел по новому пути.

В отличие от Турбинного цеха, в котором Бернес применил трехшарнирные рамы, или Универсального магазина Кэрсон, Пири, Скотт и К, где Салливан использовал многоэтажную стальную раму, Гропиус не ввел никаких новых конструкций. Больше того, в конторском здании завода Фагус он применил кирпичную кладку стен, конструкцию многовековой давности; несущая стена расположена с отступом от фасадной плоскости, на которую выведены только пилоны. Лишь в перекрытиях были использованы стальные конструкции.

В этом здании Гропиус использовал достижения прошедших пятнадцати лет. Проявилась тенденция к ликвидации разрыва между мышлением и восприятием, который был органической болезнью европейской архитектуры. Американский историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок вряд ли ошибся, когда назвал это здание «наиболее прогрессивным произведением архитектуры, созданным до войны». Исчез намек на театральность, характерный для работ Беренса.

Новой была сама идея - подчеркнуть художественными средствами отсутствие у наружного ограждения, на участках между пилонами, функций несущей конструкции; оно решено в виде тонкой остекленной каркасной оболочки.

Каркас не играет никакой роли в статике сооружения и служит исключительно для закрепления стекол и непрозрачных панелей. Здесь Гропиусу удалось создать действительно новую форму в промышленной архитектуре и одновременно создать открытие, которое теперь под названием «навесной стены» стало одним из важнейших элементов современного высотного строительства.

Здание завода Фагус доказывает, что возможности создание новой архитектуры кроются не только в применении новых конструктивных решений, но и чаще всего и главным образом в определенных представлениях о форме. Лишенный опоры угол конторского корпуса скорее всего возник не из конструктивных соображений, а в результате правильно почувствованного разрешения сложной архитектурно-художественной задачи. Для каменной постройки характерным является массивность углов. Это представление подсознательно руководило Беренсом, когда он проектировал Турбинный цех. Гропиус же словно почувствовал, что форма современного здания должна порвать с массивностью старых кирпичных построек. Он решительно отказывается от угловой опоры и решает угол в стекле.

Гропиус продолжал развивать новый стиль и в своих последующих проектах. Он считал, что внешний вид здания должен зависеть от его функционального назначения.

Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для семьи Ауэрбах жилой дом.

Время осмысления пройденного пути

Год спустя Гропиус женился на Альме Малер. Вдова крупнейшего композитора предвоенной эпохи Густава Малера, Альма была одной из первых дам венского света и, без сомнения, весьма одаренной натурой.

Первая мировая война прервала развитие нового архитектурного стиля. Вальтер Гропиус был призван на военную службу и отправлен на западный фронт. После тяжелого ранения он много месяцев провел в госпитале. Этот период стал для него временем осмысления пройденного пути.

Строительство завода Фагус создало Вальтеру Гропиусу известность. В 1914 году его приглашают на выставку Веркбунда в Кёльне для строительства фабричного здания с административным корпусом (илл 115/116). Конторский корпус сооружен с трех сторон полосой сплошного остекления второго этажа. К ней примыкают стоящие по углам главного фасада выступающие стеклянные полуцилиндры лестничных клеток. Мотив стеклянной лестничной клетки, прозвучавший здесь впервые, разрабатывается Гропиусом с большой выразительностью и в дальнейшем. Ступени лестниц консольно заделаны в центральной опоре, не нагружая благодаря этому наружную стену. Легкий каркас остекления с подчеркнутыми горизонталями контрастирует с вертикальными лопатками глухой фасадной стены.

2. Создание «Баухауса»

В 1919 году его приглашают в Веймар как приемника ван де Вельде и там он основывает Баухауз - Высшее художественно-промышленное училише. Целью своей педагогической деятельности Гропиус считал притворение в жизнь такой новой архитектуры, которая, «охватив все стороны жизни, отвечает потребностям человека». Методика учебного процесса основывалась на преодолении разрыва между архитектурой, изобразительным искусством и техникой. «Художника, творящего в отрыве от действительности, надо вырвать из изоляции и приобщить к преобразованному техникой окружающему его миру». Гропиусу удалось привлечь в Баухауз ряд ведущих мастер. Среди них были Фейнингер, Кандинский, Клее и Шлеммер. Иттен, а позднее Моголи-Надь организовали занятия, на которых специальными упражнениями в области конструкций и материалов развивали у учащихся чувство формы и материала. Особое значение придавалось практическим занятиям. Сохранив принятый еще при ван де Вельде метод практического обучения, Гропиус организовал при училище учебные мастерские. Одним из первых учеников Bauhaus, а затем шеф-архитектором и помощником Гропиуса становится Эрнст Нойферт (Ernst Neufert) - создатель знаменитого архитектурно-строительного справочника «Строительное проектирование» - Bauentwurfslehre. Гропиус осуществлял общее наблюдение за занятиями, но при этом оставлял преподавателям значительную свободу действий.

В Тюрингии школа Баухауза подвергалась все более резким нападкам, и поэтому в 1925 году она была переведена в Дессау.

Веймар - Дессау - Берлин

После конфликта с консервативными властями города Веймара в 1925 году Гропиус перевел свою школу в Дессау. Баухауз стал средоточием самых разнообразных течений современного искусства. И нелегкой задачей Гропиуса было их координировать. Он пытался «все принять во внимание и ничего не упустить», так как он «чувствовал, что для блага архитектуры необходима хорошо согласованная совместная работа группы энергичных сотрудников».

Этот переезд дал Гропиусу возможность претворить в жизнь свои архитектурные взгляды при строительстве училища и жилых домов для преподавателей (илл 117/118). В программу строительства входили не только здания самого Баухауза с мастерскими, аудиториями, студенческими общежитиями, но и городское ремесленное училище. Гропиусу удалось объединить столь обширный комплекс зданий в единое архитектурное целое. Примененные им для этого средства - единство языка форм и функциональная обоснованность расчлененного объемного решения.

Построенное по его проекту здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau) считается манифестом функциональной архитектуры. Значение и цели Баухауза Ми сван дер Роэ определил следующими словами: «Баухауз не был учебным заведением с четкой определенной программой, это была идея, и эту идею Гропиус очень точно сформулировал». Она заключалась в синтезе искусства и техники как основы современного формообразования.

Постройка отразила и ограниченность функционализма - ее материальная структура создавала пространства, точно соответствовавшие определенной системе функциональных процессов. Рационализм Гропиуса здесь был «одномоментен», он исключал учет возможностей развития, взгляд в будущее.

Закрытие «Баухауса».

В конце 20-х - начале 30-х годов Гропиус работал в собственном бюро. Он являлся одним из самых авторитетных архитекторов Германии. По его проектам строились жилые и промышленные здания и комплексы по всей стране: например, в Берлине, Кельне, Гамбурге, Дрездене. Он создал проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Кстати, Гропиус участвовал и в архитектурных конкурсах, проводившихся в Советском Союзе. Ему принадлежат проекты театра в Харькове и Дворца Советов в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного и в наши дни вновь возведенного храма Христа Спасителя).

В 1928 году Гропиус покинул пост директора Баухауза и поселился в Берлине, где начал самостоятельную архитектурную деятельность. В этот период она была посвящена главным образом вопросам градостроительства. В конце двадцатых годов численность городского населения Германии быстро росла. Проблемы жилищного строительства стояли на первом плане. В 1927 году в Штутгарте на Вейсенгофе открылась выставка Веркбунда, посвященная в основном проблемам жилищного строительства. Архитектор Эрнст Май построил во Франкфурте много современных жилых домов. Однако центром творческой дискуссии был Берлин. Здесь работали архитекторы Гуго Геринг, Эрих Мендельсон, Людвиг Ми сван дер Роэ, Бруно и Макс Таут, Ганс Шарун.

Гропиус разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами (за что ему огромная благодарность от жителей советских «хрущёб»); он применил этот прием в поселке Даммершток близ Карлсруэ.

В 1929 году Вальтер Гропиус одержал победу на конкурсе проектов экспериментального поселка в предместье Берлина - Хазельхорст. В этом проекте он дал дальнейшую разработку своего представления о многоэтажном доме как о поставленной на ребро протяженной пластине и решил архитектуру и планировку дома с учетом возможностей стального каркаса. В том же году он строит поселок Берлин-Сименсштадт со строчной застройкой четырехэтажными домами с большими озелененными площадями между ними (илл 119).

С приходом к власти национал-социалистов усилилось давление на архитектора со стороны его противников. Помимо собственно государственной власти, против идей «Баухауса» выступали представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов. Это был давний и принципиальный конфликт, из-за которого школе и ранее приходилось переезжать из города в город.

В апреле 1933 года «Баухаус» был официально закрыт, а его здание передано партийной молодежной организации.

. Педагогическая работа в Гарвардском университете в Кембридже

«Баухаус» был назван «церковью марксизма», а его участники - группой «еврейско-большевистских» архитекторов. Что было не совсем безосновательно. Действительно, архитектурное влияние СССР в стиле конструктивизма, функционализма и рационализма имело в 1920-30-х годах огромный вес. СССР многими европейскими интеллектуалами воспринимался как совершенно новая формация, очистившаяся от груза «старых представлений». Советские архитекторы и теоретики архитектуры, такие как Константин Мельников и Эль Лисицкий постоянно участвовали в архитектурной жизни Европы. Опасаясь за свою жизнь, Вальтер Гропиус эмигрировал в Англию, где сотрудничает с английским архитектором Макуэллом Фрайем. В 1936 году по разработанному ими проекту была построена средняя школа с классами для занятий со взрослыми в Кембриджшире - Импигтон колледж (илл 120/121). Это характерный пример одноэтажной школы павильонного типа. Классные комнаты обращены в сторону озелененной площадки. С западного фасада они объединены галереей и таким образом обеспечены сквозным проветриванием и двусторонним освещением. Это здание с 1945 года стало образцом для школьного строительства.

В 1937 году Гропиуса пригласили на педагогическую работу на архитектурное отделение Гарвардского университета в Кембридже (шт. Массачусетс). Такое приглашение было необычным, так как американская архитектура и американские архитектурные учебные заведения все еще находились под сильным влиянием эклектизма, сменившего направление, представленное Чикагской школой. Генри ван де Вельде в это же время получил профессуру в Иллинойском технологическом институте в Чикаго.

В Америке Гропиус получил возможность осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Вокруг коллег Гропиуса по немецкому «Баухаусу» также образовывались группы архитекторов; создавались, так сказать, «филиалы Баухауса». Например, Ласло Мохой-Надь создал в Чикаго «Новый Баухаус».

Привлечение современных архитекторов из Европы было настолько плодотворным для американской архитектуры, что только с этого момента можно говорить о широком распространении в Америке современной архитектуры (илл 126).

Роль Гропиуса как педагога в области архитектуры исключительно велика. Он считал, что в период растущей специализации не следует вдаваться в подробности, но следует всегда учитывать взаимосвязь различных специальностей. Этих принципов Гропиус придерживается и в своей практической деятельности как архитектор. Он предлагает упразднить должность шефа-руководителя и организовать бригады равноправных сотрудников.

Одновременно с началом педагогической деятельности в Америке Гропиус начал строительство собственного дома в Линкольне, штат Массачусетс. Не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не приезжал посмотреть на «современный дом» Гропиуса. На сотни километров кругом не было ничего похожего. И все же этот дом с его плоской крышей, верандой американского типа, которая выступала в пространство, оригинальной обшивкой - доски были расположены вертикально, а не, как обычно, горизонтально - и большими окнами по существу был сродни местным традициям.

Вслед за этим домом Гропиус совместно с Марселем Брейером построил ряд загородных домов. Среди них выделяется небольшой дом в Вайланде, построенный в 1940 году, который как бы сросся с окружающей его лесистой местностью. Он построил также большие, менее привлекательные дома, отвечающие коммерческим интересам их владельцев.

Эмигрировавшие в США европейские архитекторы столкнулись с тем, что важные задания поручались обычно крупным фирмам, штат которых состоял из сотен людей, а небольшие архитектурные мастерские, к которым они привыкли на родине, вели тяжелую борьбу за существование.

Товарищество «The architects Collaborative»

В 1945 году вместе с группой молодых архитекторов он основывает товарищество «The architects Collaborative». Их совместная работа привела к созданию ряда выдающихся проектов и сооружений. Так, в 1949-1950 годах был построен Гарвардский университетский центр в Кембридже (шт. Массачусетс), в состав которого входили жилые дома для студентов и здания общественного назначения (илл122). Обширный комплекс Гарвардского университета решен в виде нескольких невысоких сооружений. Как и в Баухаузе в Дессау, отдельным зданиям придана форма, соответствующая их назначению. Значительные размеры комплекса позволили шире использовать разнообразное сочетание открытых и замкнутых дворов. Пространственный образ оживлен разнообразием фактуры использованных строительных материалов, игрой светотени в открытых пространствах первых этажей и под балконами с большим выносом. Здесь Гропиус получил возможность осуществить синтез архитектуры и современного изобразительного искусства, использовав произведения Хоана Миро и Ганса Арта, и воплотить сформулированное им еще в 1919 году программное заявление: «Конечная цель всей изобразительной деятельности - архитектура».

Работа группы ТАС была весьма плодотворной и распространялась далеко за пределы США. В творческом активе группы - американское посольство в Афинах, Багдадский университет, жилой городок Буков-Рудов под Берлином и ряд других крупных проектов.

Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже - Метод коллективного творчества всегда был близок Гропиусу. Фонды, за счет которых финансировалось строительство, были довольно ограниченными по сравнению с теми, что выделялись для строительства прежних студенческих общежитии. Причиной исчезновения «роскошного типа» зданий были не только экономические трудности, но и развивающийся новый подход к жизни. У послевоенного поколения молодежи появилось стремление к большей простоте быта и к углублению духовной культуры. Семь общежитий и входящее в комплекс здание для клуба, столовой, библиотеки, спроектированные архитекторами во главе с Гропиусом, явились достойным выражением нового направления. Отдельные здания соединены крытыми переходами. Большие озелененные площадки расположены на разных уровнях. Взаимосочетание простых малоэтажных объемов, размещенных среди природы, буквально совершило переворот в американской практике строительства университетских зданий. Двухэтажное здание со стальным каркасом, облицованное известняком, с большими стеклянными поверхностями, строилось как общественный центр аспирантов Гарварда. Его тщательно продуманная организация определяет архитектурное звучание всего комплекса. Гропиус настоял на том, чтобы в здании общественного центра было представлено современное искусство. Это была нелегкая задача не столько из финансовых, сколько из эмоциональных соображений.

В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.

Продолжение принципов Гропиуса

Трудно переоценить влияние, которое оказали на американскую и мировую архитектуру идеи «Баухауса». Продолжение принципов Гропиуса и созданного им художественного объединения очевидно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и тому подобных зданий. Идея сочетания в одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство: от книжной иллюстрации и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Гропиус воспитал целое поколение американских архитекторов. Успех Гропиуса как педагога и организатора обусловлен его способностью видеть стоявшие перед ним проблемы всесторонне, а также - отсутствием косности. Гропиус всегда был готов советоваться и учиться у других, когда чувствовал, что ему могут сообщить что-либо ценное. Он уделял много времени своим коллегам. Его готовность понять мнение давала возможность его студентам свободно проявлять творческие способности и привлекала к нему людей.

Осенью 1947 года, выступая на VI конгрессе СІАМ в Англии, Гропиус суммировал свой опыт в области архитектуры. Это были расширенные выводы из концепций его молодых лет. Они относились не только к подготовке архитектора, но и к реформе методов обучения в целом: «В архитектурном образовании обучение методу важнее, нежели чисто профессиональные навыки. Объединение в единое целое знаний и опыт имеет важнейшее значение с самого начала обучения, и лишь тогда мы сможем воспитать в студентах комплексное понимание своей специальности. Такой педагогический подход вызывает в студентах творческий импульс к соединению в одной задаче архитектурного замысла проекта, конструкции и экономики с учетом предполагаемых социальных результатов».

Вальтер Гропиус имел счастье при жизни увидеть воплощение и развитие своих идей. Один из районов Берлина, выстроенный в 60-х годах по его проекту, получил название Гропиусштадт. Архитектор стал лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного доктора несметного числа университетов.

Тот факт, что многие произведения Гропиуса, даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести, служит доказательством его творческой силы. Это относится не только к работам в области архитектуры. Еще в 1913 году Гропиус разработал проект тепловоза, который с точки зрения промышленной эстетики был поразительно передовым. Двадцать лет спустя в этом проекте узнали современную «обтекаемую форму». Его памятник павшим революционерам в Йене тоже остался вполне современным и нисколько не устарел. «Цель архитектуры, - писал Гропиус, - всегда остается одна - создавать пространство и тела, В этом никакая техника и никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого Рода стремление к формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как раз при развитии индустриальных форм…»

Умер мастер в Бостоне в 1969 году в возрасте 86 лет.

Работы:

+Завод «Фагус», Альфельд

Корпус завода сельскохозяйственной техники «Gebr. Kappe & Co.», Альфельд

Жилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, Йена

+Баухаус, Дессау

+Meisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer), Bauhaus Dessau, 1925-1926

+Zwei Häuser in der Weißenhofsiedlung in Stuttgart, 1927

Wohnhaus für Therese Zuckerkandl, Йена, 1927-1929

+Karlsruhe, Siedlung Dammerstock, 1928-1929

+Gropius Haus, Lincoln, Massachusetts, 1937House System zusammen mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941-1943

+Harvard University Graduate Center als erstes Projekt der TAC, 1948-1950

+Wohnhaus Stichweh, Hannover, 1952-1953

+Pan-Am-Wolkenkratzer in Manhattan, 1957/59

+Planung der Gropiusstadt im damaligen West-Berlin, с 1960 (позже изменено)

+Botschaft der USA in Athen, 1956-1961

Porzellanfabrik Rosenthal am Rotbühl, 1965 в Сельбе

Die Glaskathedrale (официально: Thomas Glaswerk), 1968 в Амберге

Заключение

Творчество Гропиуса имеет всеобъемлющее значение - и не только достигнутым результатам, но и по широте поставленных задач. В архитектурных произведениях Гропиуса, которые составляют часть его творческого наследия, содержаться решения разнообразнейших архитектурных задач, основанные на тщательных научных исследованиях; он дает новые решения эстетических и конструктивных задач в промышленном и жилищном строительстве, в строительстве учебных заведений. Он вносит большой вклад в индустриализацию жилищного строительства. Он постоянно возвращается к проблеме промышленного изготовления строительных элементов и еще в 1909 году приходит к выводу, что оно целесообразно лишь при применении элементов небольшого размера. Только в этом случае можно достичь широкого разнообразия типов зданий, собранных из ограниченного числа типовых элементов. Применение обезличенных элементов массового изготовления позволяет свободно приспособить планировку жилого помещения к изменяющимся потребностям отдельной семьи. Среди крупных современных архитекторов Гропиус выделяется не только широким кругом своих интересов, охватывающих социальные и технические вопросы и вопросы искусства, но и тем, что это человек, личность которого целиком определяется его творчеством. Художественные формы, не вытекающие самым непосредственным образом из практического назначения сооружения, он рассматривает как выпячивание своего «я» и требует, чтобы современный архитектор направил все свои усилия на поиски типических, широко применимых, а не сенсационных решений. Любые претензии на доктринерское определения стиля «таят в себе опасность канонизации искусства и архитектуры и тем самым грозят затормозить процесс их становления». Архитектурное творчество и педагогические труды Гропиуса не могут служить предметом подражания: они прежде всего учат мыслить.

Список литературы

1.Юрген Ёдике. История Современной архитектуры - М.: Искусство, 1972.

2.Аскаров Ш.Д. Архитектура Запада. - М.: Стройиздат, 1989.

3.А.В. Иконников. Архитектура века. Утопии и реальность - М.:Прогресс-Традиция.

4.#"justify">5.#"justify">6.http://www.dw.de


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!