Приемы государственной пропаганды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приемы государственной пропаганды

Введение

информационный пропаганда политика сеть

Любому государству необходимо согласие с гражданским обществом. Достижение согласия связано с эффективностью взаимодействия власти и общества, развитости политических связей. Легитимная власть и демократия являются основой этого взаимодействия и согласия. Для достижения демократии и легитимности необходим активный диалог государства и общества, который реализуется с помощью связей с общественностью. Стратегия государства в отношении гражданского общества реализуется с помощью PR-служб органах государственной власти, которая проявляется в информационной политике.

В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения мягких приемов государственной пропаганды как проблемы комплексной.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения принципов мягких приемов государственной пропаганды.

Предметом исследования являются особенности, присущие принципам мягких приемов государственной пропаганды.

Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности действия мягких приемов государственной пропаганды.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:

. Рассмотрение теоретических основ информационной политики в государственных структурах Российской Федерации;

. Формирование системы взаимоотношений со СМИ и социальными сетями;

. Выделение сущности социальных сетей в продвижении государственных интересов на фоне геополитического кризиса.

Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1. Основы и особенности информационной политики в государственных структурах Российской Федерации

.1 Нормативно-правовая база информационной политики РФ и обеспечение доступа к информации государства в России и за рубежом

Только Конституция РФ содержит свыше 30 нормативно-правовых правил, которые устанавливают права и обязанности тех или иных участников информационных отношений.

Существует на сегодняшний день и постоянно пополняется перечень нормативно-правовых актов, в том числе и федеральных законов, которые регламентируют весь информационно-технологический оборот. Примером может стать Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014). Именно данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, передачу и получение, а также распространения и производство любой информации, помимо этого определяет регламент применения информационных технологий и обеспечения защиты информации [11].

Конституция РФ и ГК РФ закрепляют право на информацию, гарантии, ограничения и создание условий для обеспечения информационной безопасности, осуществляют разграничение сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь.

К числу основных стратегических источников угроз национальной безопасности отнесен такой фактор как кризис мировой и региональной финансово-банковской системы, что определяет масштабность и значимость обеспечения и защиты безопасности информационных систем.

сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена «Доктрина Информационной Безопасности Российской Федерации» [9], которая устанавливает национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение; виды и источники угроз информационной безопасности РФ; методы обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни; основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ и первоочередные мероприятия по ее реализации; организационные основы системы обеспечения информационной безопасности РФ.

Так, затрагивая проблему несанкционированного (неправомерного) доступа к компьютерной информации, в Доктрине говорится, что четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Из «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 следует, что важнейшей задачей государства в области информационной безопасности является реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере [6].

Большое внимание было уделено международному сотрудничеству Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, в т. ч. противодействию несанкционированному доступу к компьютерной информации и информационным сетям.

В международной сфере можно выделить Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» принятый 4 июля 1996 г. [7], устанавливавший ответственность за распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена (ст. 14) и устанавливавший гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за противоправные действия при осуществлении международного информационного обмена на территории Российской Федерации (ст. 20).

Таким образом, на основе перечисленных нормативно-правовых актов построено государственное регулирование информации на основе правовой защиты безопасности банковских информационных систем, способствующее обеспечению комплексной системы защиты информации в системе РФ.

Исследование нормативно-правовой базы в сфере информационных технологий и безопасности информационной деятельности показало, что именно нормы права, четко закрепленные в нормативных актах и регулирующие отношения в области информационной безопасности, являются основополагающей составляющей публично-правового регулятивного воздействия на безопасность информационной системы России.

.2 Роль, функции и особенности взаимодействия органов государственной власти с общественностью

.2.1 Роли и цели PR в государственной системе. Модели взаимодействия с обществом

Политическая коммуникация представляет собой скрытое влияние. Как и любая PR-деятельность, политическая коммуникация направления на определенное отношение к тем или иным фактам, которые одновременно сообщаются в сообщении. Результатом коммуникации является не только изменение установок граждан, но и достижение согласия. Политическая коммуникация является методом, который позволяет органам власти достигать взаимопонимания с обществом. В основе политической коммуникации лежит равноправный диалог государства и общества. Для того, чтобы органы власти могли информировать граждан, они, в свою очередь, должны быть также информированы. Для реализации полноценного диалога необходимы коммуникационные системы, одной из таких систем является связи с общественностью органов власти.

Синонимом «связей с общественностью» во всем мире является термин «паблик рилейшнз» или аббревиатура «PR». Особенностью деятельности PR в государственных органах является направленность на разъяснение, завоевание доверия граждан к власти, а также приобретение поддержки в осуществлении политики государства. Следующей особенностью является воздействие в рамках всей страны. В рамках одного территориального субъекта, одной административно-территориальной единицы, обеспечение стабильного контакта государства с представителями всех слоев общества, информирование граждан о проводимой политике государства, поддержание авторитета государства в целом и его отдельных органов. Деятельность политического пиара направлена на создание положительного отношения граждан к политическим институтам, таким как: Президент, Правительство, Федеральному Собранию, судам и к их политике. Решение задач решается путем согласования интересов общества и государства. Политический пиар создает положительный образ власти, усиливает позитивную информацию о государственных органах власти.

В настоящее время специалисты выделяют следующие основные направления деятельности политического пиара:

. Установление и поддержание стабильных связей и коммуникаций с гражданами, с общественными организациями.

. Постоянное полное информирование общественности о деятельности государственных органов, о внутренней и внешней политике государства.

. Деятельность, направленная на полное изучение общественного мнения, адаптирование политики государства к нему.

. Отслеживание и анализ общественного мнения и реакции на проводимые государством те или иные мероприятия.

. Прогнозирование развития политических и социальных процессов, возможных последствий принимаемых действий.

. Толкование законодательства гражданам.

Власть, которая не информирует или недостаточно полно информирует общественность о проводимой политике теряет доверие граждан. Одним из основных принципов связей с общественность выступает информационная открытость, учетность интересов социума. Основными принципами, которые будут рассмотрены являются: принцип согласия и принцип социального партнерства и социального диалога. Остановимся на них подробней.

Принцип согласия раскрывается в принятии государством иных мнений, иных интересов, которые существуют и признаются государством. Признание «другого» ставится в центр внимания. Данный принцип применим не только к государству и государственным органам, но и к обществу. Инструментарием для достижения данного принципа является социальная коммуникационная деятельность.

.2.2 Отличие управления PR-структур государства и бизнеса

Политическая реклама является некоммерческой, наряду с социальной и конфессиональной рекламой.

Главной целью политической рекламы является изменение в сознании и поведении общественных групп по отношению к объекту рекламы.

Объектом политической рекламы являются осязаемый и неосязаемый политический продукт. К осязаемому политическому продукту относятся: политический деятель, политическая организация или объединение, политический проект, политическое действие. К неосязаемому политическому продукту относятся: политические программы, инициативы, идеи, отношения, практики.

Политическую рекламу можно разделить на основные группы: реклама политического деятеля, реклама политической организации и реклама политического проекта.

В условиях политического выбора реклама выступает как воздействие на электорат с целью привлечения его голосов за конкретного кандидата или политическую партию.

К основным функциям политической рекламы можно отнести коммуникационную, информационную и идеологическую.

Коммуникационная функция устанавливает связь между носителями политической власти или политических идей, претендентами на политическую власть, с одной стороны, и обществом или его частью - с другой.

Информационная функция предоставляет информацию о кандидате или политической партии, что позволяет выборщику ознакомиться с программой кандидата или политической партии.

Идеологическая функция способствует распространению той или иной системы взглядов на действительность, в которых осознаются и оцениваются общественные отношения с точки зрения определенной социальной группы.

В настоящее время основными заказчиками политической рекламы в России выступают следующие лица: кандидат, политическая партия, общественное объединение, избирательное объединение.

Отдельно хотело бы выделить такой элемент, как образ лидера в политической рекламе. Как показывают различные психологические и социологические исследования, в России голосуют за личность, нежели за политические идеи. Такую политическую рекламу можно назвать личностно ориентированной. Образ политического лидера в политической рекламе представляет сильная личность, способная воплотить идеи в жизнь.

Многие считают, что политическая реклама и политический PR - это одно и то же, но это заблуждение.

Разберем и отметим основные отличия политического пиара от политической рекламы.- постоянный диалог с общественностью, который проводится специально подготовленными службами, а также имеет как коммерческие, так и некоммерческие цели, предполагает обратную связь с аудиторией, проводится как систематически, так и эпизодически;

Что касается политической рекламы, то она направлена на достижение конкретных политических задач, имеет односторонний характер, проводится через СМИ.

Таким образом, можно подвести итог: политический PR и политическая реклама выполняют функцию манипулятора общественным мнением. Существуют различные виды политического пиара, такие как белый, серый и черный пиар.

Политическую рекламу можно разделить на основные группы: реклама политического деятеля, реклама политической организации и реклама политического проекта. В рекламе немаловажную роль может сыграть сильная личность. В этой роли выступают политики, спортсмены и звезды шоу-бизнеса, их задачей является привлечение электората для голосования за конкретного политического деятеля или политической партии.

Политический PR и политическая реклама - это явления, которые могут существовать параллельно друг другу. Однако в политической компании эффективно дополнять друг друга.

.2.3 Структура российского государственного PR-рынка

Политика социального партнерства - это поиск путей согласования интересов, при которых достигается равновесие и баланс в реализации интересов социальных, политических, экономических субъектов. функция государства реализуется, прежде всего, через пресс-центр, который является ответственным за связь со средствами массовой информации. Основными функциями пресс-центра являются:

. полное и своевременное информирование общества о деятельности политического института через СМИ

. Подготовка официальных сообщения, официальных разъяснений через СМИ для общественности

. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами.

. Определение достоверности опубликованных публикаций.

Основной PR-организацией следует считать пресс-службу Президента. Она была учреждена в 1995 году Положением об Управлении пресс-службы и информации Президента РФ, утвержденном Указом Президента от 18 июня 2012 г. № 874 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации» [2, с. 1]. В полномочия Управления входит организация и проведение брифингов, пресс-конференций, обеспечение выступлений Президента РФ в СМИ, подготовка сообщений для СМИ. Пресс-служба Президента самостоятельное подразделение в администрации Президента, которое носит название: «Управление пресс-службы и информации Президента РФ». В структуре функционируют 4 подразделения: отдел аккредитации и брифингов, отдел оперативной информации, отдел перспективного планирования, отдел фотодокументов. Основой правового обеспечения деятельности PR-служб в органах государственной власти являются: Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (отражает права журналистов искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, проверять достоверность сообщаемой информации и т. д., а также обязанности: сохранять конфиденциальность информации, получать согласие на распространение информации о личной жизни гражданина, предъявлять по первому требованию удостоверение и т. д.) [1, с. 18]

Пиар в системе государственной власти и управлении призван обеспечить стабильность и согласие в обществе, следовательно, деятельность PR-служб в государственных и муниципальных органах не должна носить политический характер.

1.3 Основные формы, способы и особенности взаимодействия органов государственной власти с целевыми аудиториями (в том числе со СМИ и социальными сетями)

.3.1 Формы и особенности взаимодействия с различными целевыми аудиториями

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются не только как средство общения между людьми, а как неотъемлемый элемент демократии с присущей ей свободой мнений, политическим и идеологическим разнообразием. Особенностью развития медийного пространства стали новые вызовы и угрозы, во многом непредсказуемо сформировавшиеся в сфере международной и национальной безопасности [1, p. 620].

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации. Согласно первой статье Закона «О средствах массовой информации» в России не подлежат ограничениям:

поиск, создание и распространение массовой информации;

изготовление, приобретение и использование технических средств, сырья и материалов, необходимых для создания и распространения результатов деятельности средств массовой информации.

Законодательно закреплённое правило о недопустимости цензуры является важнейшей гарантией свободы массовой информации.

В последние годы особое место в журналистике заняли электронные средства массовой информации. Традиционные СМИ начинали с сайтов-визиток, позже стали появляться электронные версии газет и журналов. В настоящее время происходит массовый переход печатных СМИ в пространство сети интернет в связи с общей тенденцией потери интереса читателей к печатной прессе. Кроме того, уже долгие годы в интернете успешно работают СМИ, которые изначально создавались в электронном пространстве и были рассчитаны исключительно на пользователей Интернета.

В политической науке сложилась установка на выделение шести ключевых функций средств массовой информации: информативной, идеологической, когнитивной, познавательной, развлекательной, рекламной.

Информативная функция заключается в сообщении аудитории новостей о событиях, происходящих на определённой территории - в районе, городе, регионе, стране, мире в целом. В настоящие время, в условиях глобализации, данная функция приобретает важное значение, так как своевременное информирование о происходящих событиях может сохранить стабильность в обществе и пресечь распространение деструктивной недостоверной информации.

Идеологическая функция средств массовой информации является одной из важнейших. Происходящие события преподносятся обществу через призму определённых культурных, идеологических и политических ориентиров. Таким образом, на восприятие человека оказывается влияние в зависимости от способа подачи информации. Одна и та же новость в зависимости от контекста и расстановленных акцентов может быть подана СМИ с абсолютно противоположных сторон.

Познавательная функция СМИ состоит в том, что язык средств массовой информации, как и язык других сфер деятельности человека (научной, философской, художественной и др.), формирует целостную картину мира. В настоящий момент её только начинают изучать. Однако, некоторые учёные полагают, что её познание позволит лучше понять природу и особенности публицистической речи, взглянуть на нее как на целостную структуру, раскрыть ее возможности описания реальности [3, c. 80-96]. Реализация познавательной функции заключается в распространении знаний в социуме относительно различных сфер жизни, науки и техники. В средствах массовой информации, рассчитанных на широкую публику, она реализуется путём создания специальных образовательных программ, рубрик. Кроме того, существуют и специальные печатные издания, и телеканалы, направленные на просвещение населения.

Развлекательная функция отождествляется с разнообразными материалами увеселительного характера, позволяющими провести свободное время, получить эстетическое удовольствие, эмоциональную разрядку. К примеру, музыкальные программы, различные телеигры и сериалы.

Рекламная функция связана с манипулированием массовой аудиторией с целью убеждения в необходимости покупки тех или иных товаров и услуг. В иностранных источниках эта функция часто именуется функцией убеждения (persuasive function) [4, c. 7-11].

Важно отметить, что иногда учёные особо обозначают функцию воздействия, или общественного управления и манипулятивную функцию. Функция воздействия состоит в создании моделей поведения на основе ценностей и политических идеалов, задаваемых особенностями государственного устройства и демонстрируемых в СМИ [5, c. 109-12].

За последние пару десятков лет страны и континенты, отгороженные друг от друга расстояниями, государственными границами и языковыми барьерами стали более доступными для обмена информационными потоками. Впервые появилась возможность для формирования межнационального медиапространства. Постепенно сформировалась так называемая «реальная виртуальность». Власть виртуального мира изменяет человеческое сознание, духовный мир, систему ценностей и влияет на социальные отношения. Человек приучается получать информацию визуальным образом, а не в вербальном виде. Ускоренный обмен информацией повышает зависимость личности от общества и управленческих структур. С одной стороны, это порождает опасность информационного тоталитаризма. С другой - каждый человек теперь может стать частью глобального публичного общения.

Процессу глобализации медиакультуры необходимо равновесие участвующих в нём сил, иначе он способен навредить обществу. Трансграничные возможности медиапространства нужно применять в интересах социума и человека для мирного решения конфликтов без «информационных войн» или культурной экспансии. Принципиально новые вызовы и угрозы системе политической и социальной безопасности породил выход экстремистских организаций на просторы современных электронных коммуникационных каналов.

.3.2 Взаимодействие отделов по связям с общественностью органов государственной власти со СМИ и социальными сетями

.3.2.1 Влияние технологий на политику СМИ

Интернет в своей негосударственной, неформальной части (частные блоги, форумы и т. д., не аффилированные с конкретными юридическими или физическими лицами), становится реальным, и к настоящему времени всё ещё эффективным средством продвижения экстремистских идеологий [6, c. 10-13].

Так каковы же особенности средств массовой информации России в эпоху глобализации? В первую очередь, глобальный передел рынка масс-медиа усилил позиции местной малотиражной прессы на уровне муниципального района, районного центра. Этот процесс затронул не только печатную прессу, в большинстве регионов активно развивается местное радио и ТВ-вещание. Подобные метаморфозы вполне объяснимы, ведь общероссийские средства массовой информации в силу своего формата не могут представить по всей полноте информационную картину той или иной местности.

Интернет открыл новый уровень коммуникаций, где никто не ограничивается локальными или глобальными рамками. Теперь не имеет значения, где ты находишься - важно твоё умение создавать уникальный и востребованный контент, а так же умело распространять его. В этой связи не стоит удивляться появлению совершенно нового явления - гражданской журналистики [7, c. 143-155].

СМИ больше не удел избранных, куда раньше невозможно было попасть без соответствующего диплома, идеологической подкованности и серьёзных связей во властных кругах. Интернет полон сообщений и репортажей от реальных зрителей, которые не редко «работают» быстрее профессиональных репортёров. Социальные сети стали для «гражданских журналистов» отличной взлётной полосой, где новости распространяются со скоростью «клика». Увы, столь же быстро распространяются и слухи, так что профессиональным информационным агентствам приходится постоянно проверять информацию, полученную от «народных репортёров» [8, c. 129].

Государственные (или создаваемые по инициативе государственных структур) средства массовой информации встраиваются в политическую систему с угрозой перерождения из информационных акторов в пропагандистских. Только те издания, которые рождаются и поддерживаются благодаря усилиям элементов гражданского общества, могут быть относительно независимыми в своей информационной политике и задача государственных структур - не создавать препятствий, а по возможности и способствовать данному процессу.

.3.2.2 Влияние интернет-технологий на ключевые политические события в России и за рубежом

Необходимость совершенствования процесса управления обществом детерминировала активное применение социально-гуманитарных технологий, которые в политической сфере целесообразно называть информационно-политическими технологиями (далее ИПТ). Использование современных достижений массового распространения информации в политическом пространстве с одной стороны даёт ряд эффективных возможностей решения различных задач субъектами политики, с другой - формирует набор угроз, обусловленных информационным влиянием деструктивно ориентированных политических сил. [2].

Анализ научной литературы позволяет констатировать отсутствие общепринятого единого подхода в определении сущности ИПТ, однако считаем, что формализация элементов данного понятия как системы, определяет функциональное тождество и позволяет объединение её составных частей. Дефиниции «информационные технологии», «коммуникационные технологии», «политические технологии» не могут охватить корреляционной сути информационного воздействия в политическом поле и осмыслить феномен информационно-политического влияния на человека.

Полагаем, наиболее адекватным и отражающим суть информационных отношений, как на международной арене, так и на уровне властных структур государства с обществом и человеком выступает понятие «информационно-политические технологии». Эта интенция подразумевает использование технологий, основанных на современных достижениях распространения информации в политическом пространстве.

Можно утверждать, что посредством ИПТ создается виртуальная действительность, которая впоследствии генерирует реальность. При этом некоторые технологии разрабатываются скрытно и могут применяться в ходе информационного противоборства между государствами и цивилизациями для достижения прагматических целей различного порядка. Наблюдать слияния методов работы спецслужб и политических элит в решении международных политических вопросов можно на примере создания США глобальной системы разведки. При сотрудничестве с Канадой, Великобританией, Австралией, Новой Зеландией Соединенными Штатами создана и функционирует система глобальной радиоэлектронной разведки «Эшелон» [5, 9]. Эта система позволяет вести контроль по всему земному шару с целью перехвата телефонных переговоров, факсимильных сообщений, электронной почты, спутниковой связи. В таких условиях невозможно вести честную игру на политическом поле, так как прослушивание видных политических деятелей, таких как А. Меркель, скорее станет приоритетом, чем будет исключено. Это вызвано стремлением законспирировать конечные цели, что требует тонкой и хитроумной тактики действий схожей с оперативной работой спецслужбы, в этом случае уместны для применения способы информационного воздействия связанные с дезинформированием, всеми видами пропаганды, другими способами квазиуправления людьми через средства информации.

История XX века даёт нам примеры с характерными проявлениями парадоксальности. Сложилась практика использования информационного воздействия на людей, основанного на мифах или же ложной подаче действительного положения дел, что в свою очередь открывало возможности преодоления трудностей и достижения определенных высот. Вспомним недостижимые цели СССР о «светлом коммунистическом будущем», или в гитлеровской Германии мифологические идеи об «исключительности арийской нации» и «непобедимости немецкого оружия». Мы не пытаемся сравнивать формы государственного устройства и правления стран того времени, и ставить их на чаши одних весов, т.к. в сущности социальный эксперимент проведенный на территории бывших республик СССР носил благонамеренный характер, целью которого в идеале должно было стать достижение социальной справедливости, а глубинные идеологемы фашистской Германии заключались в стремлении уничтожения определенных народов. Однако, удивительно то, что информационные, по сути, квазиидеологические установки сыграли роль катализатора усилий народов в их стремлении жить лучше, быть первыми, совершенными. Безусловно, возникает вопрос - как удается добиваться таких эффектов в процессе управления человеческим обществом?

Попытка объяснения управления социально-гуманитарными системами с использованием различных направлений воздействия, в основном информационного характера, предпринята в трудах В. Ефимова [3]. При этом выделяются приоритеты мировоззренческого, исторического, идеологического, экономического воздействия, и хотя они перечислены в иерархическом порядке, оговаривается, что их применение требует совокупного использования и представлены они следующими положениями.

.3.2.3 Технологический процесс взаимодействия с обществом (получение обратной связи)

Полезным моментом компьютерных сетей можно считать воспроизводство и получение разностороннего контента, как следствие этого, расширяются возможности человека в рассмотрении с различных точек зрения тех сведений, в которых он заинтересован. Использование обратной связи в процессе коммуникации через интернет дает огромные возможности получения сведений о реальном состоянии дел в стране, немедленного реагирования на появляющиеся проблемы, формирования гражданского общества.

При этом существуют определенного вида опасности для государственности в той стране, где интернет технологии остаются без участия и контроля власти. Выражаются они:

во-первых, в возможности мобилизовать массы оппозиционно или же враждебно настроенных людей, а может и специально подготовленных групп для выражения своего протеста, различными способами вплоть до кровавых беспорядков;

во-вторых, в возможности манипулирования смыслом контента размещенного в компьютерных сетях;

в-третьих, массовость и избыточность пользования «Интернетом» ведет в определенной мере к физической и интеллектуальной деградации населения, что обусловлено малоподвижным образом жизни, ухудшением зрения, отсутствием стремления развиваться (читать книги, непосредственно общаться).

Статистика гласит, глобальная сеть захватывает все больше и больше людей, так в Российской Федерации с сентября 2012 года к марту 2013 года доля пользователей Интернета выросла с 60 % до 67 % человек. При этом ежедневно выходят в Сеть, прежде всего 18-24-летние (76 %), высокообразованные респонденты (59 %) [15]. Часть людей считает Интернет вредным для общества, таких оказалось 24 %. Следует учесть при этом, что информации, которая черпается из Интернета, доверяют от 56 % до 62 % людей по различным категориям статистической оценки (электронные СМИ, данные на официальных сайтах организаций, социальные сети) [14].

В современной политической сфере информационные процессы имеют ряд особенностей. В своей книге «Информационно-политические технологии» Г. Почепцов описывает феномен формирования политической виртуальной действительности с использованием информационных технологий. «Изменяя виртуальную действительность в нужную сторону, мы получаем результаты в реальности» [10, с. 13]. При этом технологии позволяют экономить ресурсные средства, переносить способы и методы эффективной деятельности в пространственно-временном континууме. Информация, формируется и распространяется в медийной среде с различными целями, трансформируется, и переходит в разнообразные сферы, в том числе в политическую. [7, с. 68]. Такого характера аспекты говорят о конспиративности информационного воздействия, что является опасностью для государственности и общества, по отношению к которым применяются ИПТ. Из этого следует, что на первый план при рассмотрении информационно-политических технологий выступает вопрос обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности людей.

.3.3 Критерии качества информации, предоставляемой подразделениями по связям с общественностью

Рассматривая ИПТ в условиях «открытого общества» [8, с. 371], А. Панарин выявляет, процессы неэквивалентного обмена информации между странами. При этом одни, более сильные государства обладают возможностями накопления, использования и экспортирования информации. Другие не способны целенаправленно применить её, поэтому их общественные институты, нравы, традиции, нормы, идеалы, подвержены разрушительному воздействию информации. Связано это с тем, что технологизируемая информация накапливается в некоторых странах быстрее и эффективно действует на экономический прогресс. В других же, не готовых в информационном плане к модернизации, происходят процессы расшатывания уже имеющегося неустойчивого положения. Из этого предположения становится понятна цель сокрытия процесса возникновения новых технологий, дабы иметь преимущество на межгосударственном уровне в информационной сфере, которой пронизаны все области жизнедеятельности человека.

В статье Д. Гордеева «Информационно-политические технологии в государствах СНГ» [1] технологии представляются моделями для идеологического манипулирования массовой аудиторией, а также удержания ее в пассивном состоянии. Такое утверждение объясняется тем, что агрессивная и тотальная политическая реклама, настолько раздражает, что становится причиной стрессового состояния человека. Многие думающие люди давно осознали, что политика превратилась в своеобразный бизнес, позволяющий использовать не только экономические возможности для обогащения, но и подключать для этого административные ресурсы.

Требуется и бесспорно возможно эффективное выявление негативного информационного влияния и действенное противостояние ему с получением положительного результата, что очень важно для современного состояния российского общества. В 2012 году в Российской Федерации на президентских выборах осуществлялась попытка реализации сценария управления выборной кампанией. Тогда российская власть среагировала упреждающими и эффективными действиями информационного характера, которые нейтрализовали информационное давление со стороны западных держав. Такими мероприятиями стали: своевременные опровержения ложной информации в СМИ, продвижение лозунгов о политической стабильности в стране и недопустимости революционных изменений, организация мирных митингов в пользу кандидата в президенты, обеспечение прозрачности процесса проведения выборов. Тем самым осуществлены мероприятия, которые создали преимущество в информационном противоборстве и сделали бессмысленным последний этап сценария внешнего управления выборной кампанией, связанный с объявлением не легитимности власти в стране.

.3.4 Критерии эффективности работы подразделений по связям с общественностью

Таким образом, можно выделить моменты, которые определяют двойственное отношение эффективности работы подразделений по связям с общественностью. С одной стороны, выделяются следующие особенности:

сокрытие и конспиративность производства ИПТ, завуалированность заказчика, его целей и мотивов при использовании информационных мероприятий, что приводит к опозданию выявления (внезапности) агрессии или её результатов;

опасность угроз жизненно важным интересам личности и общества, особенно в сфере мировоззренческих ценностей и выработки архетипов национальной идентичности;

манипулирование сознанием человека, групповым сознанием, последствия чего проявляются в негативном, преступном поведении людей;

деструктивное воздействие на человека информационными атаками, оружием, шумом, наносящими ущерб здоровью индивида и поражающими фонд нации на генетическом уровне.

С другой стороны, ИПТ обладают следующими безграничными возможностями:

формирование, воспитание высоких нравственных, этических и морально-политических установок различных категорий людей любого возраста;

образовательная деятельность многоаспектной направленности, или сосредоточение на определенном пути, например, устранения правового нигилизма;

мобилизация народа на преодоление трудностей различного порядка;

обеспечение населения актуальной информацией и вооружение человека защитными информационными механизмами;

оптимизация финансовых затрат и ресурсов при осуществлении политических процессов.

2. Система взаимоотношений со СМИ и социальными сетями

.1 Система взаимоотношений со СМИ и социальными сетями на примере Министерства иностранных дел РФ

В июне 2014 года Министерство иностранных дел РФ провел анализ, по результатам которого наиболее перспективными с точки зрения взаимодействия со СМИ являются такие отрасли как станкостроение (доля импорта более 90 %), тяжелое машиностроение (60-80 %), легкая промышленность (70-90 %), электронная промышленность (80-90 %), машиностроение для пищевой промышленности (60-80 %).

Например, Лукойл устанавливает на своих платформах американское оборудование, а компания Роснефть решает сменить российское оборудование предприятия РУМО, производящего газомотокомпрессоры и судовые двигатели, на американский аналог Ariel [4]. НОВАТЭК размещает заказы в Корее, на что президент В. В. Путин на совещании в Астрахани сделал замечание: «вы заказ сделали туда (за границу), и все - деньги заплатили миллиарды, и до свидания - а причем здесь российское судостроение?... Если заказов не будет, то никогда и развития не будет, понимаете?». Во-вторых, в стране нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере машиностроения, а для развития этой отрасли без них никуда. В-третьих, у многих отечественных предприятий не хватает денежных ресурсов для развития технологий и производства.

Указанные проблемы можно решить с помощью различных методов.

Для защиты своих рынков и стимулирования отечественного производства следует применять меры медийного регулирования. Например, увеличить освещение в СМИ тех отраслей, в которых проводится импортозамещение, но в то же время уменьшить ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья, материалов, и комплектующих, которые необходимы российским производителям. Эти меры в то же время должны способствовать сокращению конкуренции, что облегчит российским предприятиям вывод на рынок своей продукции.

.2 Система взаимоотношений со СМИ и социальными сетями на примере Министерства экономического развития РФ

Актуальным и активно обсуждаемым направлением взаимоотношений со СМИ и социальными сетями на примере Министерства экономического развития РФ являются информационные технологии (ИТ), ведь от успешного функционирования данной отрасли зависит не только состояние экономики, но и безопасность страны. Программа замещения импорта в сфере ИТ принимает государственный уровень и по праву считается значимым фактором увеличения устойчивости страны к внешнему влиянию и обеспечению безопасности. В феврале 2014 года Президент РФ поручил Министерству экономического развития, Министерству связи и массовых коммуникаций и Министерству финансов представить предложения по поддержке программных продуктов российского производства посредством государственных закупок и закупок естественных монополий. [2]

На данном этапе все стороны рынка знают о сложном положении отрасли информационных технологий в России. Представители компаний по разработке программного обеспечения недовольны поддержкой государства, также много сторонников того, что конкурентоспособность российской сферы ИТ невелика и проще использовать передовой опыт иностранных компаний. По различным данным доля зарубежного программного обеспечения в России составляет более 60 %. Ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших зарубежных ИТ-компаний в России превышает 280 млрд. руб. (около 40 % объёма российского ИТ-рынка). Более 80 млрд. руб. этой суммы приходится на расходы государственных организаций.

2.3 Система взаимоотношений со СМИ и социальными сетями на примере Министерства связи и массовых коммуникаций РФ

Фундаментом взаимоотношений со СМИ и социальными сетями на примере Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в отрасли ИТ должно стать обеспечение преимуществ отечественным разработчикам (доля иностранного капитала не более 25 %, более 75 % продаж в России, резидент РФ, доля иностранного персонала не более 25 %). Данный вопрос является сложным за счет того, что необходимо не просто копировать, а создавать принципиально новые национальные системы, не просто продукты, а технологии, разговоры об этом ведутся уже достаточно долго, но особых подвижек не произошло. Однако многие эксперты убеждены в том, что данная задача по силам национальным разработчикам. Уже можно говорить о накоплении опыта и внедрении в областях ERP (программный пакет, реализующий организационную стратегию интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами), электронного документооборота, электронной торговли и информационной безопасности. Наибольшую трудность представляет замещение операционных систем и элементной базы, одним из путей преодоления которой называют развитие отношений с зарубежными центрами в Индии и Китае. Создание собственной операционной системы на основе открытого кода возможно в течение трех лет, по мнению президента НАИРИТ О. Усковой. [5]

3. Исследование усиления роли социальных сетей в продвижении государственных интересов на фоне геополитического кризиса

год - год развития роботизированной журналистики. Вышеупомянутый ресурс Sports.ru работает рад разработкой фильтров, которые позволяли бы преобразовывать текст трансляции в речь, похожую на Василия Уткина и Виктора Гусева.[1] Также голосовые симуляции будут обладать их любимыми шутками, оборотами и популярными курьёзными оговорками. В качестве сбора автоматически формируемой информации выступают специальные девайсы. Во время крупных соревнований на спортсменов одевают браслеты, которые фиксируют как физическое состояние спортсменов, так и то, сколько он/она пробежал, сколько раз контактировал с другими участниками и прочее.

Появление новых жанров журналистики и методов сбора информации в целом. Среди них, например, «журналистика скриншота» (публикация снимков с экрана компьютера или мобильного устройства конкретного контента с Интернет-ресурсов: частная переписка через email или социальные сети, комментарии к материалам, фото- и видеоматериал, загруженный в Интернет), видеоматериал от первого лица. Все эти способы трансляции информации были стимулированы ещё в 2009 году, когда получили своё развитие текстовые трансляции через микроблог Twitter. В дальнейшем данный способ передачи информации только стал обрастать возможными вложениями изображений, аудио- и видео материалами.

Исследования в области поведения читателя интернет-СМИ показали, что посетители информационных сайтов читают достаточно быстро. Легко переключаются с одного материала на другой, да и вообще стандартной практикой является «визуальное сканирование» информационного материала в поиске ключевых слов и цифр, а не внимательное чтение. Ввиду подобной тенденции, которая к слову является отличительной чертой печатных и интернет-СМИ, наблюдается тенденция формирования короткого, сжатого материала с коротким набором фактов. В среднем читатель на информационных Интернет-ресурсах тратит не больше 2 минут для ознакомления с информацией. Большие материалы в целом не удобны при чтении с мобильных устройств (планшет, смартфон). Производство длинных материалов или «лонгридов» обходится дороже для Интернет-издания. Но а самый главный минус - моментальное заимствование материала.

В России подобную систему ввели ведущие деловые издания - «Коммерсантъ»[3] и «Ведомости». Телеканал «Дождь», который ввиду недавнего кризиса, выраженного в прекращении вещания через кабельных, цифровых и спутниковых операторов «Акадо», «Билайн», «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ», был вынужден активно использовать платную подписку на эфир и архив. Результаты подобной монетизации пока не опубликованы.

В последние годы стал популярен так называемый вирусный контент, который чаще всего имеет вид видеороликов, которые являются интересными сами по себе. Как правило, в конце видеоматериала несколько секунд рекламируется бренд. Но основной замысел заключается в том, что идея ролика заинтересовать аудиторию, которая в свою очередь захочет с целью получения социального одобрения распространить ролик среди круга своих друзей и знакомых, получив тем самым «лайки» и иные одобрения, используемые в социальных сервисах. Одним из самым популярных «вирусных» роликов в России является продукт, созданный по заказу проекта «Russia Beyond the Headlines»[4] - видео «Touch to Russia», где главные герой демонстративно

Ввиду продолжительной технологической революции (появлению новых мобильных устройств и технических средств передачи информации) СМИ как в России, так и в остальном мире продолжают находиться в состоянии трансформации. Изменяются дизайн и способ подачи в информации в Интернете, происходит изменения моделей распространения печатных СМИ, радиостанции расширяют зоны покрытия, телевидение тесно интегрируется с другими типами СМИ и переходят в цифровой формат.

Заключение

во-первых, компьютеры различных типов объединили в себе возможности печатной продукции, использования аудио-видеопотока, расширив рамки предоставления контента и увеличив тем самым способности человека в одновременном восприятии информации;

во-вторых, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных) обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных и других материалов практически на любые расстояния в реальном масштабе времени;

в-третьих, различные способы сетевых коммуникаций создают неограниченные возможности как прямой, так и обратной связи органов власти с человеком (виртуальные форумы, конференции, блоги, твиттеры, социальные сети).

Список использованной литературы

1.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. № 32. URL: #"justify">.«Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.«Путин: государственными СМИ должны руководить патриоты». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Васильева Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2010. № 50. С. 109-112.

.Винская Л. А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». Новосибирск, 2012. С. 143-155.

.Голованова Г. А. Газетная пресса США // Вестник МГУ. 2013. № 5. С. 7- 11.

.Гордеев Д.А. Информационно-политические технологии в государствах CHГ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: //#"justify">.Ефимов В.А. Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. - СПб.: ИГ «Весь», 2011; Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики - процессов управления СПбГУ. 2-я ред. СПб., 2013; Ефимов В.А. Основы системного управления в условиях глобализации. СПб.: СПб СРП Павел ВОГ, 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Журнал Министерства обороны Российской Федерации «Ориентир» № 10 2012 г.

.Корсаков Г.Б. Информационное оружие США. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Морозов И. Л. Безопасность политических коммуникаций в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1. С. 127-131.

.Морозов И. Л. Интернет и терроризм - аспекты взаимовлияния // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология. 2012. Т. 1. № 7. С. 10-13.

.Новиков В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. М.: Горячая линия Телеком, 2012. - 264 с.

14.Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: монография / Под ред. заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.И. Попова. М.:ИНФРА-М, 2014. - 97 с.

15.Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 2013. - 424 с.

16.Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М., Центр, 2013. - 384 с.

18.Ржанова С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. Саранск, 2014. 212 с.

.Смирнов Ф. Четыре ступени познания и возможность манипуляции сознанием. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Федоров А.В. Образ России в современной западной прессе. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">21.Morozov I. L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia // Life Science Journal 2014; 11(11s). P. 620-623.

Похожие работы на - Приемы государственной пропаганды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!