Типология физкультурно-спортивных организаций
Контрольная работа
типология физкультурно-спортивных организаций
Содержание
Вопрос 1. Субъекты физической культуры и спорта в РФ
Вопрос 2. Государственные физкультурно-спортивные организации
Вопрос 3. Негосударственные физкультурно-спортивные организации
Литература
Вопрос 1. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
) оборонные спортивно-технические организации;
) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
) Олимпийский комитет России;
) Паралимпийский комитет России;
) Сурдлимпийский комитет России;
) Специальная олимпиада России;
) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В статье 2 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 329-ФЗ от 4.12.2007 дается следующее определение.
"Физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности" (пункт 30).
В соответствии со статьей 10 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 329-ФЗ от 4.12.2007 "Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций."
Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.
Основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций, разрешенные законом:
) развитие физической культуры и спорта среди различных групп населения,
) создание условий для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц,
) обеспечение спортсменам и тренерам необходимых условий для тренировок, а также иным образом содействие этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
физический культура спорт государственный
Вопрос 2. Государственные физкультурно-спортивные организации
К государственным физкультурно-спортивным организациям относятся следующие организации.
. Федеральные органы управления физической культурой и спортом.
В настоящее время это Федеральное Агентство по физической культуре и спорту или Росспорт, а также Министерство по спорту, туризму и молодежной политике.
. Органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации.
Областные, краевые, республиканские спорткомитеты, а также управления, департаменты, министерства. В разных субъектах РФ они могут носить разные наименования, например, Министерство по ФКиС Ростовской области, Управление по ФКиС Ставропольского края и т.д.
. Муниципальные органы управления физической культурой и спортом.
Городские и районные (сельские) спортивные комитеты или отделы местных администраций.
. Образовательные и научные учреждения, осуществляющие образовательную и научную деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Например, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Всероссийский Научно-исследовательский институт физической культуры (оба расположены в г.Москва).
. Образовательные учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
К таким учреждениям относятся детские спортивные школы (ДСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), училища олимпийского резерва (УОР), центры дополнительного образования детей со спортивной направленностью, специализированные классы и группы.
. Центры спортивной подготовки.
К ним относятся школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, региональные центры спортивной подготовки.
В статье 33 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ от 4.12.2007 определяются необходимые требования к деятельности данных организаций.
"1. В целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.
. К физкультурно-спортивным организациям, осуществляющим учебно-тренировочный процесс, подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса, относятся центры спортивной подготовки, иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта. Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений Правительства Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта. Региональные центры спортивной подготовки создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта.
. К образовательным учреждениям, осуществляющим указанные в части 1 настоящей статьи задачи, относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
. В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не относящихся к указанным в части 3 настоящей статьи образовательным учреждениям, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, осуществляющие такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса.
. Для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов на основе образовательных учреждений, указанных в части 3 настоящей статьи, могут создаваться центры дополнительного образования детей, осуществляющие подготовку спортивного резерва.
Государственные физкультурно-спортивные организации должны обеспечивать высокое качество учебно-тренировочного процесса и подготовки спортсменов высокой квалификации.
В статье 34 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ от 4.12.2007 определяются требования к учебно тренировочным программам подготовки спортсменов по различным видам спорта.
"1. Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида спорта), проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами.
. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
. Организация учебно-тренировочной деятельности в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида спорта), без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается."
Вопрос 3. Негосударственные физкультурно-спортивные организации
К негосударственным физкультурно-спортивным организациям относятся:
) частные организации (спортивные клубы, фитнес-центры и т.д.),
) общественные организации физкультурно-спортивной направленности (федерации, ассоциации, клубы, центры, союзы и т.д.).
В Федеральном Законе "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ от 4.12.2007 вводится понятие спортивный клуб, который может иметь разные организационно-правовые формы (индивидуальное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общественная организация).
Статья 19 Федерального Закона определяет нормативно-правовые основы функционирования спортивных клубов в современных социально-экономических условиях России.
"1. Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.
. Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
. Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами.
. Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:
) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;
) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников."
В России сеть негосударственных спортивных клубов только начинает формироваться. Интересно обратиться к международному опыту развитых стран.
По сведениям G. de Wit, в Нидерландах функционирует 30000 спортивных клубов. Олимпийский Комитет Нидерландов и Спортивная Конфедерация Нидерландов развивают проект «Клуб Спорта и Здоровья», чтобы поддержать те клубы, которые уделяют особое внимание спортивно-оздоровительным здоровье-формирующим программам.
В таблице 1.1 представлены сведения о спортивных клубах различных стран Европы, опубликованные в ежегодном сборнике организации ТАФИСА за 2001 год (информация по России отсутствует в сборнике).
Из данных таблицы видно, что западно-европейские страны находятся в верхней части таблицы, имея от 5,04 до 0,32 клуба на 1000 человек своего населения. При этом, восточно-европейские страны находятся в нижней части таблицы и имеют от 0,27 до 0,01 клуба на 1000 человек населения.
Таблица 1.1
Cпортивно-оздоровительные клубы в Европе
СтранаКол-во населения (тыс.чел.)Кол-во спортклубов на 1000 чел. населенияЛихтенштейн. 255,04Швейцария6.8743,93Швеция8.5872,56Дания5.1462,15Нидерланды15.0102,01Исландия.2051,71Австрия7.7961,58Финляндия4.9981,40Германия79.3651,08Италия59.1041,08Греция10.2600,98Франция56.6340,32Венгрия10.3750,27Словакия5.2740,15Румыния22.8100,13Польша37.8790,13Чехия10.3020,11Грузия5.4010,01
Различают разные уровни вовлеченности в спортивно-оздоровительные занятия. Так, в Японии различают 5 уровней (табл. 1.2). В соответствии с представленными данными около 40 % населения Японии регулярно (2 раза в неделю и чаще) занимаются различными физическими упражнениями. Несомненно, целенаправленная физическая активность нации является важнейшим фактором, обеспечивающим японцам высокую продолжительность жизни на планете.
Таблица 1.2
Уровни физической активности населения Японии
УровниОписаниеКол-во населенияLevel 0физическая активность отсутствует29,3 %Level 1менее 2 раз в неделю, т.е. 1-103 раза в год29,8 %Level 2более 2 раз в неделю, т.е. более 104 занятий в год7,8 %Level 3более 104 занятий в год, при этом каждое занятие длится более, чем 30 минут15,4 %Level 4интенсивная физическая активность17,6 %
По данным Chunlin, в 2000 году 18,6% населения Китая старше 16 лет занималось физическими упражнениями. В 1999 г. Правительство Китая приняло Национальный Стандарт Спортивных Упражнений (National Sport Exercize Standart), в соответствии с которым 82% школьников и 92% студентов занимаются физическими упражнениями 30 минут и более в течение 3 и более раз в неделю.
Также Правительство Китая утвердило такие национальные программы, как «Спортивная реформа и развитие на 2001-2010 гг.» и «Спорт для всех».
По данным Hackfort, в Германии функционирует 85000 спортивных клубов, которые насчитывают 27 миллионов участников.
По данным А.А.Исаева, во многих развитых зарубежных странах нет ни одного даже самого маленького по населению и отдаленности от центра муниципалитета, который ни занимался бы на своей территории проведением соответствующей политики в области физической активности и спорта.
Формы реализации такой политики варьируют в зависимости от особенностей каждой страны, региона, муниципалитета, коммуны (общины) и тех специфических условий, которые соответствуют сложившимся там традициям, да и самой системе организации спорта.
Именно поэтому знание этих условий и структурных особенностей является ключевым моментом в деле планирования спортивно-оздоровительной жизни города или района и осуществления в них спортивной политики.
Много и таких примеров в западных странах, которые можно считать социалистическими - льготное пользование спортсооружениями, бесплатный вход на мероприятия, добровольные помощники-волонтеры.
Законодательная и нормативно-правовая база развития спорта в муниципалитетах зависит от существующей в стране модели управления спортивным движением.
По данным С.А.Ищенко, существует большое количество таких моделей, однако, в них можно выделить главное - все они базируются на представлениях о важности спорта для здорового образа жизни. При составлении муниципальных спортивных программ следует исходить не из интересов отдельных людей, а из потребностей всего населения с учетом интересов его различных групп.
Таким образом, формирование сети спортивных клубов в России - это актуальная задача для будущих специалистов физической культуры и спорта.
Литература
1.Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес/ Учебное пособие. Москва: Кнорус, 2006. - 320 с.
2.Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях. Москва: Еврошкола, 2005. - 418 с.
.Гостев Р.Г., Лотоненко А.В., Струк П.П. Физическая культура в субъектах Российской Федерации. Москва: Теория и практика физической культуры, 2014. - 360 с.
.Жолдак В.И., Квартальнов В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме. В 3-х томах. Москва: изд-во Советский спорт, 2011.
.Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов В.Е., Сейранов В.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/ Учебное пособие. Москва: изд-во Академия, 2011. - 432 с.
.Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. - 484 с.
.Исаев А.А. Спортивная политика России. Москва: изд-во Советский спорт, 2011. - 512 с.
.Ищенко С.А. Функции управления международным спортивным движением// Теория и практика физической культуры.- 2014, № 6. - С.41-43.
.Капустин П. New games - игровое движение // Спорт для всех. - 2008. - № 3. - С.43.
.Лубышева Л.И., Игнатьев А.С. Физическая культура и молодежь. - Москва: Теория и практика физической культуры, 2011.- 181 с.