-"-
. Применение в одном помещении источников свете
с различным спектром (лампы накаливания ж люминесцентные лампы) допускается при
условии ограничения возможности образования на рабочих поверхностях
разноцветных теней.
. В помещениях с повышенной опасностью, при
установке светильников с лампами накаливания на высоте менее 2, 5 м над полом,
следует использовать светильники, конструкции которых исключают возможность
доступа к лампе без специальных приспособлений, либо применять напряжение не
свыше 36 в.
. В помещениях сырых, с большим содержанием пыли
следует применять специальные светильники.
Искусственное освещение можно рассмотреть
на примерах:
А) Библиотека
фонда Джорджо Чини (Fondazione Giorgio Cini) спроектирована итальянским
архитектором Микеле де Лукки (Michele de Lucchi). Она расположена в здании,
использовавшемся в 15 веке монахами-бенедиктинцами как спальный корпус.
Одной из самых сложных задач стало освещение
длинного и узкого коридора, в котором теперь разместились книжные полки. Света,
проникающего сквозь световые фонари в сводчатом потолке, было недостаточно.
Для освещения нижних ярусов в полки были
вмонтированы светодиодные светильники. Над верхними полками «нависают» точечные
светильники на кронштейнах. Столы для чтения традиционно оборудованы
настольными лампами.
Б)
Муниципальная библиотека Стокгольма открылась в 1928 году.
В центре симметричного здания в стиле
скандинавского неоклассицизма - круглый зал с куполообразным потолком. Огромный
подвесной светильник используется для общего освещения; дополнительные
источники света расположены над книжными полками по периметру помещения.
Помещение, в котором располагается библиотека
Института юриспруденции в Цюрихе, имеет форму эллипса. Внутренний двор здания, построенного
100 лет назад, накрыли овальным стеклянным куполом.
Благодаря расположенным по периметру
шестиэтажной библиотеки галереям (здесь установлены стеллажи с книгами и столы
для чтения) солнечные лучи освещают все внутреннее пространство.
1.2.1 Аварийное
освещение
1. Устройство аварийного освещения в библиотеках
обязательно.
. Аварийное освещение предназначается для
указания выхода из помещений и обеспечении минимальной освещенности на пути
эвакуации людей из помещений, в случае выхода из строя общего освещения
библиотеки.
. Светильники аварийного освещения должны быть
присоединены к независимому источнику питания.
Допускается питание аварийного освещения от сети
рабочего освещения с автоматическим переключением на независимые источники
питания.
Сеть аварийного освещения не должна иметь
штепсельных розеток.
. Аварийное освещение на пути эвакуации людей
должно обеспечивать минимальную освещенность - 0, 3 лк.
. Надписи с указанием мест выхода из объекта
"выход", "запасный выход" и другие указатели должны быть
окрашены в зеленый цвет.
. Емкость аккумуляторной батареи аварийного
освещения должна обеспечивать как минимум I час непрерывной работы.
2. Библиотека Алвара Аалто
Хуго Алвар Хенрик Аалто
(1898-1976) - финский архитектор. Визитной карточкой его стиля стало сочетание
национальных традиций с принципами функционализма и органической архитектуры,
за счет чего он добивался свободы и выразительности своих
объемно-пространственных композиций, вписанных в природную или городскую среду.
В основном читательском зале
просторно (он двухуровневый) и в нем нет ни одного окна - освещение создается
естественным путем через круглые окна на крыше. Совершенно невероятный эффект -
видеть над головой небо, сидя в библиотеке.
Все это дополнено перилами, которые направляют
читателя - выйти, забыв сдать книгу, не получится.
Библиотека в Рованиеми (1965-1968) -
одна из лучших работ Аалто.
Библиотека в Рованиеми. Разрезы по
зданию. Верхняя оболочка здания, образующая "ловушки" дневного света,
- органичная часть формы здания.
В вечернее время бестеневое освещение
обеспечивается источниками искусственного света, а функции рассеивателей
выполняют стены. Архитектор также стремится использовать структурные и
архитектурные свойства света, корректирующие восприятие пространства и
управляющие зрительным процессом. Именно поэтому здесь можно проследить
определенную связь неравномерности естественной освещенности (световую цепь:
свет - мало света) с иерархической цепью самих пространств. .
Двухъярусные залы с книжными
полками здесь, также как и в Сейняйокки, подобно цветку веером раскрываются в
сторону солнца.
Внешняя форма
читальных залов с ловушками дневного света.
Библиотека в
Рованиеми. Фрагменты интерьера читального зала "ловушка" дневного
света, интегрированная с источниками искусственного света.
Это выдающийся пример формообразующего
воздействия света на форму. Теперь уже не фонарь, а форма здания в целом
улавливает и распределяет свет. Форма становится световой. Интеграция света,
пространства и формы достигают высочайшего уровня. Попробуйте убрать здесь
проемы - асимметричный слепок пространств читальных залов будет казаться
композиционно странным. Данное пространство и данная форма не могут
существовать без данного света. Они едины.
Членение сложного пространства на
функциональные зоны с помощью различных источников света
3. Библиотека им. Б.Н. Ельцина
В апреле 2007 года президент Владимир Путин,
выступая с Посланием Федеральному Собранию, объявил, что она будет носить имя
Бориса Николаевича Ельцина. Библиотека, расположившаяся в здании Синода,
призвана создать единое информационное пространство России, став связующим
центром для библиотек страны.
Президентская библиотека - это ультрасовременный
механизм в антикварной оболочке. Этот проект уникален и потому, что это первый
масштабный опыт приспособления памятников архитектуры под современные нужды. В
здании библиотеки предусмотрены и специальные помещения для выставок, и залы
для проведения конференций и семинаров. Работу над проектом светового
художественно оформления интерьеров Синода, компания «Светлое время» начала в
2008 году. Несмотря на сжатые сроки и жёсткие технические условия,
обусловленные исторической ценностью и высоким статусом объекта, проект был
реализован точно в сроки и с европейским качеством.
Предметом особой гордости является конференц-зал
«Атриум». Значительные размеры стеклянного потолка вызывают у посетителей
чувство, что пространство, в котором они находятся, освещено естественным
светом. Но этот "естественный" свет не зависит, ни от времени суток,
ни от погодных условий, так как над стеклянным потолком установлены более 300
светильников с люминесцентными лампами. Чтобы получить такой эффект мягкой
равномерной засветки, были проведены сложные расчеты необходимых параметров
рассеивающих элементов светового оборудования. Все лампы имеют возможность
диммирования, можно варьировать сценарии освещения, например, установить
повседневный, рабочий или парадный режимы. Световое решение конференц-зала
примечательно не только оптимальными фотометрическими показателями. Оно
вызывает у посетителей совершенно необычное ощущение. В глубине зала, по мере
приближения к своду, отсутствие пространственных ориентиров (видимых углов и
границ) в сочетании с высоким уровнем освещенности создает непередаваемое
ощущение визуальной лёгкости и невесомости.
На момент начала работ освещение Центральной
парадной лестницы мало соответствовало современным стандартам. Поэтому
перед компанией стояла непростая задача - добиться нормативной освещенности
лестницы, не нарушая при этом ее историко-архитектурный облик. Задача была
успешно решена за счет установки закарнизной подсветки. Мягкий отраженный свет
сохраняет атмосферу прошлых времен и, в то же время, достаточно ярко освещает
центральный вход.
Коридор у Мультимедиа-зала за счёт
установленных светящихся колонн приобретает футуристический дизайн, создаёт
удивительное ощущение моментального перехода из исторического прошлого в
далёкое будущее. При этом грамотно спроектированная система освещения,
имеющая единое стилистическое решение с Мультимедиа-залом, не только выполняет
свое функциональное назначение, но и символизирует развитие науки и техники.
В исторических интерьерах, восстановленных по
архивным эскизам, применены новейшие энергосберегающие технологии, поэтому
подобное требование было предъявлено и ко всему осветительному оборудованию,
установленному в Синоде. Поэтому к сотрудничеству были привлечены производители
светотехнического оборудования ведущих европейских фабрик - Fagerhult,
Targetti, Martini, ALS, Limburg.
3.1 Инновационные световые технологии fagerhult в интерьере
президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина
Компания Fagerhult, один из лидеров на
рынке светотехники в Европе и производитель светотехнического оборудования
№1 в Скандинавии, известна своим научным подходом к разработке и применению
последних достижений в сфере освещения.
При работе над проектом библиотеки им. Ельцина
были использованы современные технологии в освещении, в том числе светильники с
люминесцентными лампами Т5, которые за счет своих светотехнических
параметров и размеров позволяют создавать более энергоэффективные и компактные
решения (в сравнении с лампами Т8). Долгий срок службы, 18000-20000 часов,
позволяет реже осуществлять замену ламп, что немаловажно для расчетов стоимости
всего проекта, особенно в условиях экономического спада. Благодаря тому, что
лампа Т5 используется с электронным ПРА, частота работы которого более 20000 Гц
,мерцание ламп невидимо для глаз, в результате глаза меньше устают - это
условие учитывается при проектировании таких объектов, где человек
концентрируется на восприятии визуальной информации.
До недавнего времени в нашей стране были
чрезвычайно популярны лампы Т8, до сих пор их можно встретить на
объектах, казалось бы, высокого уровня - в банках, офисах известных компаний,
крупных супермаркетах...
Обычно такая люминесцентая лампа используется в
светильниках 4x18 Вт, часто половина ламп в подобных светильниках мерцают или
вообще не горят. Именно поэтому хочется подчеркнуть отличия между Т5 и Т8
лампами - меньший диаметр Т5, высокая светоотдача и низкое энергопотребление,
отсутствие мерцания дают возможность проектировать и широко использовать в
проектах энергоэффективные светильники с улучшенной оптикой (экономия
электроэнергии до 40% в сравнении со светильником с лампой Т8).
Все светильники Fagerhult отличаются
применением современных технологий. Так, в библиотеке были использованны
светильники со специальными отражателями, для создания которых используется
наиболее эффективный материал MIRO, что существенно повышает КПД светильника, а
также коэффициент отражения (до 95%, что на 10% выше по сравнению с
анодированным алюминием).
Таким образом, использование ламп Т5 и
улучшенной оптики позволяет говорить о применении энергосберегающих технологий,
ведь, как известно, «самый экологически чистый кВт/ч - тот, который не был
произведен». естественное искусственное освещение
светильник
Еще одной новинкой стало использование светодиодной
технологии (LED). Около 5 лет назад никто не мог предположить, что данная
отрасль светотехники будет развиваться такими темпами и светодиоды будут
вытеснять другие виды источников света. О полной замене люминесцентных и других
типов ламп речь не идет (светоотдача диодов меньше в 1,5-2 раза по сравнению с
Т5 лампами), хотя уже сейчас при невысоком энергопотреблении светодиоды
отличаются длительным сроком службы.
Одна из самых интересных технологий,
использованных в проекте библиотеки, - интеграция систем освещения. В главном
конференц-зале и мультимедийных залах были установлены светильники разных
производителей, работающие в разных протоколах, но управляющиеся из одного центра.
Единая система управления дает возможность создавать разные световые сцены для
различного вида деятельности: лекция, видеоконференция, работа с материалами,
просмотр фильма и др.
В общем, сложно оценить и вывести конкретную
сумму затрат при применении универсальных систем управления, так как каждый
отдельный проект индивидуален. Инвестиционные затраты на начальном этапе
проекта могут возрасти, но существенное увеличение жизненного цикла лампы и
оборудования, а также экономия электроэнергии в разы по сравнению со
светильниками без систем контроля помогают быстрее приблизиться к точке
безубыточности проекта и позволяют окупить инвестиции за короткий срок.
Применение системы управления предоставляет почти неограниченные возможности
для воплощения креативных идей и творчества, при этом современные системы
просты для пользователя и одновременно помогают индивидуализировать освещение.
К сожалению, экономическая рецессия вносит
коррективы в процессы развития и внедрения инновационных технологий во всех
технических сферах, но это значит лишь небольшое снижение темпов развития и не
отменяет инвестиций в данные отрасли. Наоборот, все большей популярностью будут
пользоваться системы управления освещением (сокращающие
энергопотребление до 75%), «умные» системы интегрирования всех коммуникаций и
управления всем зданием из одного центра, самокорректирующиеся и
самонастраивающиеся (без участия человека) системы, также можно предсказать бум
светодиодных технологий, минусы которых в настоящее время -
нежелательный термический нагрев и нестабильность при создании источников света
с определенной цветовой температурой.
4. Светотехнический расчет
Светотехническим расчетом
называют расчет нужного количества светильников на определенной плоскости,
принимая во внимание нормы освещенности. С помощью него рассчитывается
оптимальное количество осветительных приборов для каждого объекта.
Расчет освещения применяется
тогда, когда нужно определить оптимальный тип, способы расстановки и количество
источников света, а также когда нужно выбрать тип и мощность источника света
как для наружного, так и для внутреннего освещения различных сооружений -
промышленных, складских, производственных, торговых и даже спортивных.
Рис.1 планировочная схема читального зала
библиотеки
.Шкаф для открытого хранения книг
.Стол для занятий
а.Стол для занятий инвалида-колясочника
.Стул
.Стол для абонементного обслуживания
.Табурет
.Полки подвесные
Сделаем расчет искусственного освещения на
примере зала библиотеки дома-интерната для инвалидов и престарелых людей.
Количество светильников в помещении можно
рассчитать несколькими методами. Воспользуемся наиболее простым.
Метод удельной мощности:
N-количество
светильников,
S-площадь помещения,
W -удельная
мощность,
Wл-мощность каждой
лампы.
Дано:
L=9.20
B=5.4
W=21(плафон с
расеивателем ,мощность ламп40)
N==082≈26
Ответ: 26 светильников.
Заключение
В ходе курсовой работы мною были изучены такие
параметры, как естественное и искусственное освещение. Был рассмотрен « Метод
удельной мощности» для расчета искусственного освещения, а также описаны
примеры естественного освещения. В данной работе я сделала расчет
искусственного освещения на примере зала библиотеки дома-интерната для
инвалидов и престарелых людей. Проделав предварительный расчет, я выяснила
необходимое количество светильников, равное 26.
Список
литературы
1. http://belsvet.h1.ru/library/articles/light/art_orders_to_light.htm#public_buildings
Требования к освещению в общественных зданиях
2. http://www.lightpark.ru
Портал новостей светодизайна. Освещение в библиотеках
. http://leg.co.ua/knigi/pravila/pravila-tehniki-bezopasnosti-v-bibliotekah-5.htmlПравила
техники безопасности в библиотеках
. http://www.svetloe.ru/ru/projects/news/1183.php
Освещение в библиотеке им. Б.Н.Ельцина
. http://fe1ica.livejournal.com/20340.html
Библиотека Алвара Аалто
. http://www.realtor24.ru/gosts/2541
Библиотека дома престарелых.
Похожие работы на - Расчет искусственного освещения на примере зала библиотеки дома-интерната для инвалидов и престарелых людей
|