Сравнительный анализ систем образования в России и Британии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,38 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ систем образования в России и Британии

Введение

В современном мире образование, причем хорошее образование, играет важную роль. Потребность людей в учебе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей жизни - с детских лет до глубокой старости. Сегодня родители всеми правдами и неправдами стремятся устроить ребенка в какой-нибудь (по возможности престижный) ВУЗ, чтобы через несколько лет у молодого человека была возможность устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Считается, что хорошее образование дает будущее, обеспеченное не только материальными, но и духовными ценностями, а они, в свою очередь, гарантируют человеку внутренний комфорт, соответствующее место в обществе, достойный круг общения. Оно дает ощутимые преимущества на рынке труда. В настоящее время высшее образование давно уже превратилось из привилегии богатых в норму для всех и для каждого.

Более того, сегодня заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам и элементам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Актуальность проблемы качества высшего образования заключается в том, что в период международной интеграции большое количество выпускников российских вузов откроют свое дело, которое будет сотрудничать с иностранными компаниями, либо отправятся работать за границу. Важно, чтобы наши выпускники были конкурентно способными с иностранными специалистами, следовательно, наша система образования должна впитать в себя лучшие качества иностранных систем и сохранить свои положительные стороны.

Российское высшее образование переживает сейчас переходный период. В сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени - наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. И для того, чтобы в нашей стране этот процесс прошел проще, и мы смогли понять суть данных реформ, нам необходимо ознакомиться с европейскими системами образования. В качестве примера я решила взять именно Англию, т.к. это страна с глубокими традициями и древнейшей системой образования.

Англичане убеждены, что все лучшее в нашей жизни своим происхождением обязано Англии. Система образования Великобритании, как и все английское, считается эталоном качества. Образовательные системы других стран постоянно сравнивают с британской. Она сложилась много веков назад, и за это время не претерпела больших изменений. Отличительные черты британских школ, например, это «железная» дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.

Цель моей работы заключается в выявлении национальной специфики систем технического образования данных фрагментов действительности России и Британии. Из этой цели вытекают следующие задачи:

)Рассмотреть систему технического образования в Британии

)Рассмотреть систему технического образования в России

)Провести контрастативный анализ данных систем образования и выявить этнокультурные особенности технического образования в Британии.

Во время данного исследования были использованы следующие методы: описательный, сравнительно-сопоставительный и контрастный.

образование технический болонский европейский

1. Система высшего образования в Британии

.1 Уровни высшего образования

В систему высших учебных заведений Великобритании входят классические университеты, университетские колледжи (University Colleges), политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education).

Всего их насчитывается более 180, причем львиная доля приходится на университеты, большинство из которых - государственные. Оставляя на усмотрение вуза формирование образовательной политики, государство берет на себя контроль над качеством преподавания. Одним из его инструментов является регулярное изучение его соответствия высоким стандартам образования, проводимое в рамках исследования Research Assessment Exercise (RAE). Кроме того, британские вузы работают под надзором Управления по обеспечению качества в образовательной сфере (Quality Assurance Agency, QAA), которое следит за выполнением всех предъявляемых требований и стимулирует вузы к постоянному совершенствованию предлагаемых ими программ. Отчеты QAA публикуются на сайте этой организации и охватывают курсы обучения, проводящиеся британскими вузами как в Великобритании, так и за границей.

Согласно многоступенчатой модели, высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат (Degree courses или Undergraduate courses) <#"justify">.2 Высшее техническое образование

of Science - бакалавр наук первая университетская степень в области науки.

Polytechnic - политехнический институт - колледж высшего образования, аналогичен университету, предоставляющий обучающие программы и ученые степени во многих областях, особенно тех, которые готовят людей для практической работы в науке, индустрии и т.д. В Британии существует около 120 политехникумов и других высших учебных заведений, финансируемых правительством через университетский финансовый совет.

Программы высшего образования первой ступени:

·Базовый диплом (Foundation degree): эквивалент первым двум годам на программе бакалавриата, возможны дневная и вечерняя формы обучения. Данная программа состоит из академического курса, интегрированного с учебной практикой у работодателя. Базовый диплом может быть и самостоятельной квалификацией, и первой ступенью к получению диплома бакалавра.

·Диплом о высшем образовании (Diploma of Higher Education): двухлетняя программа с дневной формой обучения, эквивалентна двум первым годам обучения на степень бакалавра. Имея такой диплом, можно продолжить обучение на третьем курсе на степень по выбранной дисциплине. У данных программ может быть и академический уклон, однако чаще всего они связаны с какой-то конкретной специальностью, например, программы для медсестёр и социальных работников.

·Сертификат о высшем образовании (Certificate of Higher Education): данные программы либо нацелены на овладение конкретной профессией или специальностью, либо ориентированы на изучение академических дисциплин. Эти программы эквиваленты первому году программы бакалавриата. Такой сертификат является документом о самом базовом, начальном уровне высшего образования. Сертификат о высшем образовании может быть полезен, чтобы обрести уверенность в собственных способностях к получению университетского образования, сменить направление карьеры или в качестве первой ступени к Базовому диплому, Диплому о высшем образовании или диплому Бакалавра.

Национальный диплом (HND): двухлетняя программа, окончив которую с хорошими оценками, можно поступить на третий курс программы бакалавриата.

Квалификации на уровне постдипломного образования:

·Степень магистра. Магистерская квалификация даёт вам возможность углубить свои ранее приобретенные знания в определенной сфере или пойти в совершенно другом направлении, используя навыки, полученные на программе первого уровня. Магистерская степень присваивается соискателям, которые способны продемонстрировать очень хорошее владение предметом. Магистерские программы предлагаются во всех предметных областях и подразделяются на два типа: научно-исследовательские и академические (research или taught).

·МБА. Магистр Бизнес-Администрирования - это международно-признаваемая квалификация, которая даёт навыки для успешной карьеры менеджера. В программы МБА включены такие дисциплины как бизнес-страгетия, операционный и стратегический менеджмент, маркетинг, маркетинговые исследования, финансы и бухгалтерский учёт, информационные технологии, управление человеческими ресурсами, лидерство, предпринимательство и международная торговля.

·Аспирантура. Доктор философии (PhD/DPhil) - это высшая академическая степень. Получить её непросто и часто обладатели данной степени продолжают карьеру в академическом мире. В Великобритании поступить на такую программу могут только студенты, имеющие квалификацию первого уровня классом не ниже «диплом с отличием второго уровня» (Second class honours, upper division). Как правило, перед поступлением в аспирантуру студенты заканчивают магистратуру, хотя это и не обязательно.

·Постдипломные квалификации и дипломы. Существует множество вариантов продолжения обучения для тех, у кого есть квалификация первого уровня. Постдипломные сертификаты и дипломы позволяют изучить что-то новое или углубить свои знания и отточить навыки, полученные на первой ступени высшего образования.

·Профессиональные квалификации. Профессиональные квалификации нужны для получения определенных навыков, требуемых в конкретных профессиональных сферах. Большинство программ включают в себя практические занятия, что даёт возможность на собственном опыте изучить нюансы той или иной профессии.

Таблица 1. Образовательные программы в области инженерии

EE22Высший Национальный Диплом в области электроники и электроинженерии. Обучение дневное, 2 года в области электроэнергетики. Первый год является общим, а второй позволяет студентам специализироваться в предметах, включающих в себя электронику либо электроэнергетику. Студенты, успешно окончившие курс, могут продолжить обучение для получения степени. ЕЕ17Национальный сертификат в области электроэнергетики. Составляет 1 год дневного обучения. Подходит для специалистов или для тех, кто желает получить доступ к курсам высшего национального диплома.ЕЕ3Высший национальный сертификат курсов электроэнергетики. 2 года. Этот курс предоставляет техническое образование, необходимое для старших технических работников в области электроустановок.H300Бакалавр инженерии - механика 4 года дневного обучения, включает в себя 1 год обучения и закрепленное рабочее место во Франции или Германии.H340Бакалавр наук (для Европы) - механика.

Я являюсь студенткой факультета техники и технологии в Южно-Уральском Государственном Университете, обучаюсь по программе бакалавриата 140400 (электроэнергетика и электротехника). В качестве примера системы технического образования в области электроэнергетики я хотела бы рассмотреть программу обучения Бристольского университета.

На факультете инженерии любой студент может получить 2 ученые степени:

)Степень бакалавра - обучение длится 3 года

)Степень магистра - обучение длится 4 года

Для более быстрой адаптации студента к новым требованиям в университете существует система наставничества (tutoring system). Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. На еженедельных занятиях студентов учат брать на себя ответственность самообразования, дают советы по эффективной организации учебного процесса, обеспечивают возможность повышения общения и помогают обрести уверенность в собственных силах.

Большое внимание кафедра электроэнергетики в Бристоле уделяет совместным исследованиям и извлекает за счет промышленных исследований около 50 % доходов. Уникальная комбинация теоретической и практической деятельности с помощью оснащенных лабораторий дает отличные результаты в исследовательских работах.

Цель первого года - познакомить студента с основами электротехники и электронной техники. Большинство предметов базируются на знаниях математики и физики на уровне А. Из-за разного уровня владения компьютером предоставляются курсы по эффективному использованию компьютера для анализа и проектирования.

В среднем в неделю проводится около 10 часов лекций. Из-за важности взаимодействия теории с практикой, такое же количество времени тратится на работу в учебных лабораториях.

Основные дисциплины 1-ого года обучения: линейные цепи, цифровые схемы и системы, электроника, введение в язык программирования С, С++, математика, приборостроение, электрические системы.

На втором году обучения предметы 1-ого года обучения будут изучаться более углубленно. Типичная лабораторная работа представляет собой разработку «Модема радиочастот». Студенту необходимо спроектировать и построить оперативную беспроводную связь между двумя компьютерами. Это индустриально актуальная тема. Она объединяет многие аспекты учебной программы.

Основные учебные курсы второго года обучения: цифровые системы, сигналы и системы, связь, контроль, линии и волны, электроника, промышленная электроника, инженерная математика.

Групповые проекты - это главная отличительная черта 3 года обучения на магистерскую степень. Целью работы является разработка технических и проектных навыков. Все группы получают одинаковое задание: построить тележку для перемещения между выбранными точками без вмешательства человека в кротчайший срок. Наилучшие группы награждаются.

Студенты, интересующиеся языками и имеющие хорошие оценки на экзамене в школе и в прошлых годах обучения, могут третий год обучаться заграницей. Лекции проводятся на государственном языке данной страны.

Основные дисциплины третьего года обучения: цифровые фильтры и спектральный анализ, системы общения, мобильная связь, системы реального времени, сети и протоколы, антенны, электроника, групповые проекты, профессиональные исследования.

В заключительном году лекции включают в себя собственный выбор студента дополнительных предметов и индивидуальный исследовательский проект. Кафедра требует от студента выполнение проекта по передовым технологиям. Большинство студентов выбирают проект, который близок к их собственным интересам и планам на карьеру. На этом этапе каждую неделю проводятся семинары, на которые приглашаются профессиональные инженеры для того, чтобы они рассказали о последних разработках и тенденциях развития в соответствующей области деятельности.

2. Система высшего образования в России

.1 Ступени высшего образования

Российская высшая школа имеет богатый опыт и многовековые традиции. Несмотря на сегодняшнее общее кризисное положение в стране, которое очень сильно отражается и на системе высшего образования, у отечественных вузов в целом сохраняется существенный потенциал для развития и совершенствования их деятельности. Ряд российских университетов, институтов и академий, в соответствии с международными рейтингами, входит в число ведущих учебных заведений Европы и мира. Бесспорно и то, что уровень грамотности и образованности населения в России по многим параметрам превышает соответствующие показатели ведущих развитых стран.

Первым высшим общеобразовательным учебным заведением на территории современной России стала созданная в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинская академия, которая почти сразу стала центром подготовки кадров для нужд государства и церкви, а впоследствии - преподавателей учебных заведений, слушателей медицинских школ и университетов (в 1814 г. она была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру). Знаменательным и рубежным этапом в истории российского высшего образования стало создание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета, который стал крупнейшим вузом и научно-образовательным центром России. В XIX в. был создан университет в Санкт-Петербурге (1819 г.) и ряд других вузов в двух российских столицах и некоторых крупных городах страны (Новороссийске, Томске и др.). Абсолютное большинство ныне существующих российских государственных вузов появились в первые три-четыре десятилетия существования СССР. Создание современных частных вузов стало возможным с 1990 гг. и достигло своего пика в 1993-1995 гг.

Следует отметить, что российские традиции высшего образования оказали влияние на зарубежную высшую школу. В частности в 1876 г. на Филадельфийской выставке, приуроченной к 100-летнему юбилею США, Россия представила не только богатейшие экспонаты русских мастеров-умельцев, но и достижения отечественной инженерной мысли. Эти достижения российских инженеров, и в том числе выпускников Московского высшего технического училища (МВТУ) произвели настоящую сенсацию и, по признанию ряда деятелей американского высшего образования, оказали неоценимую помощь практикам американского образования, работавшим над проблемой инженерной подготовки молодежи. Одним из главных результатов демонстрации русского опыта стало учреждение Высшей политехнической школы при Вашингтонском университете в Сент-Луисе, а вскоре такие школы были открыты в Чикаго, Филадельфии, Толедо, Кливленде, Балтиморе.

В России установлены три основные ступени высшего профессионального образования. Первая ступень предусматривает обучение в вузе не менее четырех лет и заканчивается присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр». [3] Эта ступень примерно совпадает с одноименным уровнем западных систем высшего образования (за исключением Франции). Российское законодательство специально оговаривает, что квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Вторая ступень предусматривает обучение в вузе не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами, и подтверждается присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему диплом, квалификации «дипломированный специалист». До начала 1990 гг. эта ступень была единственной в системе отечественного высшего образования.

Третья ступень предусматривает обучение в вузе по соответствующей программе не менее шести лет и завершается присвоением квалификации (степени) «магистр».

Помимо этих трех ступеней, каждой из которых соответствует диплом установленного государственного образца, Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает еще одну промежуточную ступень в системе высшей школы. Речь идет о неполном высшем профессиональном образовании, которое также подтверждается дипломом установленного образца. Для получения указанного диплома студент должен обучаться в вузе не менее двух лет и успешно пройти промежуточную аттестацию.

В рамках послевузовского профессионального образования существуют аспирантура (ординатура, адъюнктура - соответственно в медицинских и военных вузах) и докторантура, которые могут создаваться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Соответственно аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В свою очередь, в докторантуру зачисляются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Обучение в системе высшего образования на всех ступенях может осуществляться в нескольких формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната. Допускается также и сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Вместе с тем, Правительство РФ устанавливает перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего образования допускается только в очной форме.

В России существуют три вида высших учебных заведений: университет, академия, институт.

В соответствии с образовательным законодательством, под университетом понимается высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия- это высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Под институтом понимается высшее учебное заведение, которое:

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

В конце восьмидесятых годов ХХ века в России технологии, необходимые для дистанционного обучения, были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных доступных через глобальные компьютерные сети.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выборе средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.

Еще одним важным фактором развития системы дистанционного образования является наличие возможности развития оргструктуры вузов, т.е. наличия в организационной структуре соответствующего подразделения или подразделений, отвечающих за реализацию различных форм дистанционного образования. Далее мы рассмотрим основные подсистемы, функции и устройства высшего учебного заведения как ключевого элемента национальной системы образования.

2.2 Подготовка высших инженерных кадров

.2.1 Бакалавриат

Электроэнергетика - важнейшая фундаментальная отрасль, обеспечивающая нормальную деятельность всех других отраслей экономики, функционирование социальных структур и необходимые условия жизни населения. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.

Первый курс российского студента - электрика является ознакомительным. Он знакомится с новым коллективом и привыкает к новым требованиям. Специальные предметы в первый год обучения не преподаются. Студент будет более углубленно изучать такие предметы как история, правоведение, английский, физика и многие другие, которые по большей части основываются на школьных знаниях.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

На втором году обучения идет первое знакомство со специальностью в теории. Появляются новые предметы, такие как теоретические основы электротехники, общая энергетика, современная энергетика и др. Без успешного освоения этих предметов дальнейшее обучение будет невозможным, так как они являются базовыми. В российской системе технического образования основное внимание уделяется теории, а практика представляет собой выполнение лабораторных работ по различным техническим дисциплинам. Каждый технический вуз имеет хорошо оснащенные лаборатории с приборами и стендами для проведения опытов. По окончании первого курса все студенты проходят учебную практику в течение одного месяца, а со второго - производственную, где они ближе знакомятся со своей специальностью.

Третий год обучения почти полностью исключает внепрофильные предметы, студенты изучают более узкие дисциплины, связанные со своей специальностью. Ежегодно по различным предметам выполняются курсовые работы для закрепления полученных навыков.

Четвертый год является завершающим для студентов-бакалавров. Он связан с выполнение дипломной работой по специальности на любую интересующую тему. Также на этом курсе студенты проходят последнюю - преддипломную практику. Из различных организаций приходят различные инженеры, которые рассказывают в подробности о своей профессии. Это помогает студенту определиться с выбором своего будущего места работы.

Компетенции бакалавра, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, а также в соответствии с целями и задачами данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В качестве примера ниже приведен список обязательных общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра по направлению обучения 140400 Электроэнергетика и электротехника.

2.2.2 Магистратура

Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее - организация).

Обучение по программе магистратуры в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Срок получения образования по программе магистратуры:

·в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

·в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы магистратуры в очно-заочной или заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно.

3. Сравнительный анализ систем высшего технического образования в Британии и России

В ходе выполнения данной работы я выявила ряд особенностей технического образования в России и Британии.

Хотелось отметить, что важной чертой британского образования является неразрывность теории с практикой. Студенты британских вузов изученную на лекциях теорию в равном объеме закрепляют, а затем развивают свои практические навыки в лабораториях, которые оснащены новейшим оборудованием. В российской системе образования, большое количество часов практики присутствует только в средне-специальных учреждениях. Например, в профессиональных технических училищах практика в учебном плане будет занимать около 50%. Цель российского высшего образования - дать студенту достаточный объем фундаментальных теоретических знаний, чтобы он мог по окончании университета использовать знания в деле. Но, к сожалению, практика часто не совпадает с теорией, поэтому российские студенты оказываются менее подготовленными к различного рода профессиональным проблемам.

Одной из отличительных особенностей Российской системы образования является наличие государственного стандарта. Это национально-культурная специфика нашей страны. Государственный стандарт для системы высшего образования в России называется «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» (ФГОС ВПО). Сегодня актуальными являются стандарты третьего поколения. Они представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по различным направлениям подготовки всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. Наличие такого документа позволяет без каких-либо проблем переводиться студенту из одного университета в другой по своеу профилю подготовки. В то время как в Британии высшие образовательные учреждения пользуются полной академической свободой. Это означает, что у них не существует каких бы то ни было образовательных стандартов. Каждый университет вправе сам составлять учебный план, выбирать дисциплины, которые будут предоставляться студентам.

Другой важной особенностью британского образования является многообразие программ для получения высшего технического образования (см. пункт 1.2). Это означает существование разветвленной классификации квалификаций, находящихся в отношениях иерархии. В России сегодня введена двухступенчатая система высшего образования - это бакалавриат и магистратура, которые предполагают два уровня квалификации (или университетских степеней): бакалавр и магистр, являющиеся академическии программами. В последнее время развивается идея прикладного бакалавриата. Впервые это понятие возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества. Прикладной бакалавриат является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года. Программа прикладного бакалавриата обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ высшего профессионального образования бакалавриата. Цель эксперимента по внедрению этой образовательной программы: установить связь между образовательными учреждениями и работодателями, а также повысить качество профобразования в соответствии с тенденциями на рынке труда. В отличие от академического бакалавриата, прикладной бакалавриат фактически связан с высокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов, имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и высокотехнологической сферы деятельности. Полученная степень прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование по академической программе. Около 70% выпускников-прикладников пойдут в магистратуру, продолжая при этом работать на производстве. Программа прикладного бакалавриата окажется дороже существующих в настоящее время программ бакалавриата, что может быть сбалансировано за счет прогнозирования потребности в кадрах такой квалификации и/или формирования целевого заказа работодателей.

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно последовательно реализуется в британской системе и является его характерной чертой. В нашей стране концепция непрерывного образования находится на стадии внедрения, причем активно используется опыт западных стран, в том числе британский. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:

·обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, - детско-юношеское образование;

·учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, - образование взрослых.

Старинная пословица «Век живи - век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный. Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся», а не только содержание учебного плана. За рубежом традиционный тип студента - молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, - уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков - таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности. Цели непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых людей заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

Необычным явлением для нашей страны является институт наставничества или тьюторство. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, прежде всего Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор. Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней. Для России такая система является новшеством, ее концепция находится на стадии разработки. Местом ее апробации является Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы. Здесь с начала 2000-х гг. активно развиваются идеи тьюторства и адаптируются под российскую систему высшего образования.

Заключение

Высшее образование в России находится сейчас в переходном периоде становления в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса. И для того, чтобы сделать систему более эффективной, необходимо изучать и выявлять наиболее важные особенности систем образования других стран, прежде всего Британии. Наш анализ показал, что нам есть, чему у них учиться.

Британскую систему образования недаром считают эталонной. Вспомним титул, который издавна носит эта страна: Просвещенная Англия. Система высшего образования в Британии имеет ряд важных особенностей, которые играют значительную роль в профессиональном обучении студента. Главной особенностью я считаю ее практическую направленность. В связи с этим дипломные работы выпускников британских вузов на порядок сложнее наших, потому что включают мощную практическую составляющую. В то время, как британские студенты моего возраста умеют проектировать различного уровня сложности электрические и электронные приборы, я умею рассчитывать токи в ветвях, вычислять интегралы и ставить телефон на подзарядку. Для меня это самый глобальный недостаток нашей системы образования. В теории же мы знаем многое, но лично для меня все изученное, по большей части, остается очень абстрактным. Зная, как протекают токи в ветвях с тремя резисторами, катушкой и конденсаторами, я не представляю, в каких приборах я могу ее применить и куда именно мне необходимо ее прицепить. Однако введение прикладного бакалавриата, очевидно, повернет наше образование в практическую сторону и станет решением этой главной на сегодня проблемы.

Что касается разнообразия дипломов и сертификатов высшего образования, характерного для Британии, я не вижу необходимости в этом. На мой взгляд, наличие двух ступеней - бакалавриат и магистратура является достаточным в плане академического образования. Хотя весьма полезными оказались бы варианты дополнительного образования, предполагающие обучение различным профессиональным навыкам. Именно на этот аспект в данный период развивают многие вузы нашей страны.

Поскольку Россия сегодня строит новое общество, на переходной стадии находится и система образования, в том числе высшего образования. И это накладывает свой отпечаток на происходящие в ней процессы. Их главной особенностью стало несколько бездумное заимствование западного опыта. На мой взгляд, необходимо «отделять зерна от плевел». Это означает, что положительный опыт, подходящий для национально-культурных особенностей нашей страны, национального характера россиян, соответствующий целям и задачам, стоящим перед нами на данном этапе развития, необходимо и важно перенимать. Но при этом не нужно отказываться от своих положительных традиций, которые развивались и обогащались десятилетиями. Соединение фундаментальных теоретических знаний в ведущих отраслях с мощной практической составляющей могло бы дать колоссальные результаты в ближайшем будущем и вывести экономику нашей страны на лидирующие позиции в мире.

Библиография

[1] Большой энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - Спб.: «Норинт», 2000. - С. 1109.

[2] Образование в Британии: Лингвострановед. справ./ Сост. Г. Д. То-О-23 махин. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.: ил. - (Язык и культура. Великобритания). - ISBN 5-09-010835-8.

[3] См. Федеральный Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 2, п. 3. 4. Например, см. «Итоги». - 1999. - № 28 (113). - С. 57.

[4] Страноведение: Великобритания/ Н.М. Нестерова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 368с. - (Высшее образование).

[5] Определения высших учебных заведений приведены в соответствии с текстом Федерального Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 9.

[6] Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула - СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280с.

[7] Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования

[8] Electrical and Mechanical Engineering: Oxford University Press/ Eric H. Glendinning, Norman Glendinning - 190 с.

Похожие работы на - Сравнительный анализ систем образования в России и Британии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!