Сравнительный анализ национальных систем образования Соединенных Штатов Америки и Канады

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,79 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ национальных систем образования Соединенных Штатов Америки и Канады

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление и развитие системы образования Соединенных Штатов Америки

.1 История развития образовательной системы США

.2 Организация и структура образования США

.3 Высшее образование в США

.4 Главные реформы образовательной системы США

Глава 2. Канадская система образования

.1 Организация и структура образования Канады

.2 Высшее образование в Канаде

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Мир не стоит на месте, а развивается очень быстрыми темпами. C каждым мгновением люди все четче осознают важность образования. Оно играет не последнюю роль в нашей жизни. Большинство из нас согласится с тем, что образованному человеку предоставляется гораздо больше возможностей: легче стать успешным и воплотить свои мечты в реальность. Образование развивает все стороны человеческой личности, раскрывает его способности. Кроме того, оно помогает понять самого себя и выбрать правильный путь в этом мире. Образование превращает нас в зрелых людей, способных планировать будущее и принимать правильные решения.

Цивилизованное государство отличается от других тем, что уделяет большое внимание образовательной политике. Джон Кеннеди сказал: "Наш прогресс как нации не может быть быстрее, чем наш прогресс в образовании". Но это касается, конечно же, не только одной конкретной нации. Мы знаем, что наука и искусство принадлежат всему миру. Перед ними барьеры национальностей исчезают. Образование объединяет людей, помогает им лучше понимать друг друга.

Такие страны, как Соединенные Штаты Америки и Канада, занимают лидирующие позиции в списках лучших национальных систем образования. Ежегодно туда приезжает огромное количество студентов из разных уголков планеты: только за прошлый учебный год в США уехало учиться более 760000 школьников, бакалавров, магистров и аспирантов, а в Канаду - около 175000. Все студенты в первую очередь хотят получить диплом международного образца и, соответственно, высшее образование, по праву считающееся одним из самых качественных в мире.

Среди безусловных плюсов как американского, так и канадского образования можно выделить следующие:

·учебные заведения США и Канады, как уже было сказано, занимают лидирующие позиции во всех основных рейтингах;

·практически безграничный выбор специальностей;

·признание дипломов и научных степеней по всему миру;

·образование ориентировано на практику, т. е. учебные программы часто создаются в тесной связи с ведущими корпорациями и предприятиями, которым нужны реальные кадры.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что образовательные программы занимают важнейшее место в развитии международных связей США и Канады в начале XXI века. В последнее время сложилась устойчивая тенденция к увеличению числа образовательных программ с другими странами.

Целью данной работы является рассмотрение и сравнение двух схожих национальных систем образования: Соединенных Штатов Америки и Канады.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

)рассмотреть историю становления и развития образовательной системы США;

2)проанализировать основные этапы развития образовательной системы Канады;

Степень изученности темы, представленной в работе, достаточно высока. Существует немало исследований на тему формирования и развития национальных образовательных систем США и Канады. Они рассматривались как современными исследователями, так и более ранними, что указывает на достаточно большой интерес к данной теме. Источниковую базу данной работы составляют труды различных ученых как по изучению развития образования Канады (например, Ю.Г. Акимова, В.А. Тишков), так и Соединенных Штатов Америки (А.Т. Владимиров, О.А. Долженко). Также в исследовании использовались статьи из различных журналов, посвященных образованию за рубежом. Информация нашлась на интернет-порталах, посвященных США и Канаде, в отчетах различных государственных структур обеих стран, а также в многочисленных рейтингах, касающихся образования, опубликованных агентствами Канады и США.

Настоящая работа имеет следующую структуру: две главы, первая из которых посвящена истории развития национальной системы образования Соединенных Штатов Америки, а вторая - анализу образовательной системы Канады.

Глава 1. Становление и развитие системы образования Соединенных Штатов Америки

.1 История развития образовательной системы США

История системы образования США уходит корнями в саму историю страны: уже в первой половине XVII века, когда жизнь прибывавших в страну колонистов была все еще неустроенной и полной лишений, стали появляться первые учебные заведения. Среди них были как небольшие школы, так и ставшие со временем достаточно крупными учебные центры (так, Гарвард, один из известнейших вузов США, был основан еще в 1636 году).

На протяжении нескольких веков в Америку сплошным потоком приезжали переселенцы из разных стран, которые привозили и свои традиции, и свои представления о воспитании подрастающего поколения. В большинстве случаев поселенцы устраивали школы по типу тех, которые существовали на их родине, соответственно, они складывались не единому типу. Чтение, письмо, английская грамматика, пение псалмов - вот основные предметы преподавания. В некоторых школах обучали труду.

В 1847 году в Массачусетсе был принят закон о создании в этой колонии общественных школ. На его основании каждый населенный пункт, насчитывавший 50 домов, должен был содержать учителя, который обязан обучать детей письму и чтению. Жителям поселков, насчитывавших 100 домов, полагалось организовать грамматическую среднюю школу.

Как мы видим, законы, регламентирующие деятельность в сфере образования, появлялись разрозненно в различных штатах, процесс разработки общенационального законодательства тормозился из-за того, что в первой половине столетия шло становление США как государства, которое окончательно сформировалось после войны Севера и Юга. Только в 1867 году возникло "Бюро народного образования", однако школы подчинялись властям штата, которые определяли вопросы организации обучения, финансирования учебных заведений. В школах имелись органы самоуправления. Стоит отметить, что в отличие от других стран Запада, в США изначально государственное и религиозное образование развивались отдельно.

Большие заслуги в становлении системы образования нового государства принадлежат видным американским просветителям Бенджамину Франклину и Томасу Джефферсону.

Национальная образовательная система складывалась как дуалистическая, т. е. без связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. Доступу в среднюю школу препятствовали высокая плата за обучение, несогласованность программ начальной и средней школы, существование особых подготовительных классов. Чтобы разрешить проблемы их преемственности, в XIX веке возник новый тип - высшая начальная школа, в которой в программу обучения, помимо традиционных дисциплин, входили предметы естественно-научного и реального циклов. Но, безусловно, главным достижением было возникновение обязательного бесплатного начального образования; кроме того, появились новые типы начальных школ, самыми распространенными из которых стали вечерние и воскресные для обучения взрослых людей, что позволило повысить уровень грамотности населения. Обучение на начальной ступени было бесплатным (или же плата была незначительной), а также соответствовало требованиям классно-урочной системы.

Элементарное (начальное) образование в Америке представляло собой низшую ступень, обязательную для детей обоего пола. Она делилась на два отделения:

·первоначальное (primary department) - от шести- до десятилетнего возраста;

·грамматическое (grammar department/school) - от десяти- до четырнадцатилетнего возраста.

К середине XIX века в общественных элементарных школах обучалось 21 278 тыс. детей.

Наибольшие изменения в XIX веке произошли в среднем образовании. Хотя учебные заведения в большинстве своем сохранили традиционные названия, значительно изменились содержание образования и организация обучения, почти повсеместно возникали реальные школы и училища. В США ведущим типом средней школы стала академия, программа которой включала классический и реальный компонент. Содержание образования в академиях не было единообразным, поскольку это были частные учебные заведения. В некоторые из них были допущены девочки для совместного обучения с мальчиками.

Во второй половине столетия на базе начальной школы возникли государственные средние школы - "high school", срок обучения в которых колебался от трех до пяти лет (14-15 - 18 лет), а программа совмещала дисциплины элементарного и среднего образования.

В XIX веке возникали средние государственные учебные заведения женского образования. Высшее образование сосредоточивалось в университетах.

Судьба школы и педагогической мысли США была тесно связаны с историей, экономическим и общественно-политическим строем страны. Главная особенность исторического развития США - отсутствие ярко выраженных феодальных отношений и буржуазная основа происхождения - отчетливо сказались и на эволюции школы, и педагогики и определила специфику их развития.

.2 Организация и структура образования США

Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. По сpавнению с другими капиталистическими государствами, американская школа действительно внешне выглядит более демократично.

Следует начать с пояснения: в США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. В стране насчитывается около 115 тысяч школ, которые делятся на государственные ("public school"; в них учится подавляющее большинство американских детей) и частные, которые финансируются из различных источников.

В целом, система образования на современном этапе представляет собой многоуровневую содержательную структуру, построенную по возрастному принципу и включающую в себя 4 уровня:

·дошкольное образование (pre-school education), которое, в свою очередь, подразделяется на две ступени: ясли (nursery school) и детский сад (kindergarten);

·начальное школьное образование (elementary education), которое включает в себя первую ступень, начальную и начальную элементарную школу (1st grade, primary school, elementary school);

·среднее школьное образование (secondary education), включающее в себя младшую и старшую школу (junior high school and high school). В каждой из них учатся три года;

·высшее специальное профессиональное образование (higher education).

Школьное образование в целом (schooling) включает 12 академических классов (grade) от первого до 12, каждый из которых длится 1 академический год.

Дошкольное воспитание в США осуществляется, как уже упоминалось ранее, в яслях и детских садах. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций этих заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе. В конечном итоге за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Так реализуется простая истина: способность ребенка, его шансы на успешное обучение в школе возрастают, если его с раннего детства приучить к учению и возбудить у него интерес к предмету обучения, ведь упущенное в раннем возрасте трудно или невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитывается в детских садах, по существу - в нулевых классах, в которых малышей готовят к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60% всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.

Есть в США и школы для самых маленьких - ясли, идея необходимости которых была разработана некоторыми педагогическими колледжами. Школы для детей от 3 до 6 лет открывали и открывают многие организации, в том числе "дошкольные лаборатории" при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения. Эти дошкольные учреждения обычно прекрасно оборудованы и создают благополучные условия для физического, умственного и эмоционального развития своих воспитанников, успешно приучают их к общепринятым нормам поведения. По мнению многих американских специалистов, наряду с созданием необходимых условий для получения детьми знаний, умений и навыков приоритетной задачей дошкольных учреждений является формирование личности.

Начальная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, в который включаются чтение, литература, письмо, орфография, родной язык (устная речь), музыка, изобразительное искусство, арифметика, история, география, естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Характерным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов, которые представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. К этому тесту нельзя специально подготовиться; он не отражает развития и обученности ребенка. Тест идет гораздо глубже - он помогает определить прирожденную одаренность и с математической точностью определяет коэффициент интеллекта. После определения "IQ" появляются группы А, В и С - "одаренных", "нормальных" и "неспособных"; обучение дифференцируется. Со способными ведутся серьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся. Эти дети, как их называют в США, "ориентированные на колледж" уже с первых лет обучения в школе.

В начальной школе один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки, которые проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка - начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.

Нередко в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий и других форм учебы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.

Средние школы бывают различных типов: академические, профессиональные и многопрофильные. В многопрофильной школе, начиная с 9 класса, существуют различные отделения, наиболее распространенные из которых академический, общий, коммерческий, индустриальный, сельскохозяйственный.

Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю) и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом ("почетном") классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет.

Для того, чтобы получить диплом об окончании средней школы, выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20-30 дисциплин. Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти двухлетний курс иностранного языка.

Как отмечают американские специалисты в области образования, полученный выпускником диплом далеко не всегда свидетельствует о его способностях: "Практически подавляющее большинство школьников, проучившихся 12 лет (а исключение из школы - факт, чрезвычайно редкий в американской действительности), получают необходимый диплом. Другое дело, качество избранных курсов, качество и особенности самой школы, средние отметки и показатели экзаменов". Отличники и "хорошисты", цель которых - продолжить образование в университете, выбирают наиболее сложные школьные курсы. Для самых талантливых учащихся разрабатываются специальные курсы, схожие с университетскими, а после окончания школы им выдаются рекомендательные письма, с которыми они потом поступают в университет.

Школьных программ в США много. Единый учебный план (в отличие от большинства европейских стран) отсутствует, что связано с уже упоминаемым мной автономным положением каждого штата.

Высшее образование можно получить в колледжах, университетах и академиях. Высшие учебные заведения, присваивают выпускникам степень бакалавра (bachelor's degree), магистра (master's degree) и доктора (doctorate).

Таким образом, в США нет иерархической системы с разными типами школ. Существует внешне единая школа, обучающая амеpиканских детей в течение 12 лет. При многообразии вариантов построения 12-летней полной школы, описанная структура (6+3+3) характерна для крупных городов, во многих сельских округах она сохранила традиционную структуру (8+4). В последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания. Так появились структуры 4+4+4, 5+3+4, 6+2+4. Их цель - оптимизировать переход учащихся от начальной к старшей ступени школы.

Кроме государственных школ, система обучения включает в себя сеть церковных и частных учебных заведений в которых обучается около 14% всех школьников. Церковные школы содержатся религиозными организациями, и вся учебно-воспитательная работа в них пронизана религиозным духом. За последнее время число церковных школ заметно возросло.

Также в США имеется около трех тысяч привилегированных частных школ, которые содержатся за счет взносов от частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000 долларов в год) деньги за обучение в течение 8-10 лет могут позволить себе только состоятельные люди. Не удивительно, что частные школы, которые посещают около 3% школьников, являются "питомниками" будущих руководителей, дипломатов и крупных правительственных чиновников. Один только диплом об окончании частной аристократической школы открывает перед ее выпускниками двери в высшие круги американского общества.


.3 Высшее образование в США

В Соединенных Штатах Америки не существует четкого определения понятия "высшее учебное заведение". В принципе, любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы (так называемые "послесредние учебные заведения", объединяющие как институты и университеты, так и различные профессиональные училища типа школ медсестер, педучилищ, курсов механизаторов и пр.), может с равной степенью вероятности называться колледжем, школой, институтом или даже университетом. Единственным критерием для определения характера какого-либо учебного заведения может служить лишь качественный уровень подготавливаемых им специалистов и выполняемых в нем научных исследований. Причем, несмотря на развитие сети государственных вузов, частные вузы продолжают играть весьма существенную роль в формировании научно-образовательного потенциала США.

Высшее образование в Соединенных Штатах Америки характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции. Колледжи и университеты - заключительный участок конвейера образования.

Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности и в зависимости от этого может быть открытой, конкурсной и селективной. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. Так, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования; для других единственным условием является наличие среднего образования.

Общим требованием при поступлении в вуз является:

·представление документов об окончании полной средней школы;

·перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок;

·общее количество баллов по тестам на способности и за знания;

·рекомендации-характеристики учителей школы и администрации;

·результаты собеседования при поступлении.

Немаловажную роль играет рекомендательное письмо церкви, характеристика о работе в общественных организациях, документы об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, спортивных мероприятиях. Важное значение уделяется мотивации выбора данного вуза, факультета и будущей профессии.

Как уже было сказано ранее, ряд американских университетов и колледжей осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, так как количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений.

В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов (из этого числа частных - 65%): "Эти учебные заведения предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете и могут вести к получению степени по результатам четырехгодичного обучения в колледже". Особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Их главная задача - "дать возможность образования любому желающему, именно поэтому местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям". Плата в таких учебных заведениях обычно достаточно низкая.

В последние годы в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшая школа находит новые пути получения образования, постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Это, например, сочетание заочной, вечерней и очной форм обучения, которые в основном охватывают работающую молодежь, стремящуюся получить образование без отрыва или с частичным отрывом от производства. Так, большинство студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе неполного дня, но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень, они испытывают практическую потребность в приобретении и расширении какой-то определенной области знаний.

Вузы США можно разделить на три типа, которые, как правило, сильно отличаются друг от друга, главным образом по количеству студентов и атмосфере. Один из главных отличительных признаков - наличие или отсутствие научно-исследовательских программ и программы аспирантуры, которое отличает колледж от университета. Колледж - это высшее учебное заведение, которое занимается, в основном, обучением студентов, а научная работа, если и есть, остается на втором плане. Подавляющее большинство четырехлетних колледжей - маленькие (менее 2000 студентов) и частные, хотя в последнее время начали появляться колледжи штатов, созданные для талантливых студентов штата. Многие маленькие колледжи - религиозные, иногда называемые "Библейскими колледжами" в собственном смысле колледжами могут и не являться (не имея аккредитации). Колледжи с гуманитарным уклоном часто называют "колледжами свободных искусств".

Университеты делятся на два типа: частные университеты и университеты штатов, финансируемые властями конкретных штатов. Университеты штатов часто очень велики и как правило несколько уступают в престиже частным. Их главная цель - обучать студентов из своего штата, и поэтому для студентов из других штатов и конкурс, и плата за обучение обычно больше. Во многих университетах штатов обучение страдает из-за больших классов, малого внимания преподавателей к студентам и бюрократии. Тем не менее, студенты, даже из других штатов и стран, собираются в лучшие университеты штатов, такие как Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет и Вирджинский университет.

К числу частных университетов принадлежат самые известные американские вузы, такие как Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд, Массачусетский технологический институт и "Калтех". Большая часть их - средней величины, хотя есть и очень маленькие (например, Калифорнийский технологический институт) и очень большие (университет Южной Калифорнии).

В свою очередь, государственные университеты подразделяются на две основные категории:

)научно-исследовательские (эти университеты, помимо программ начального высшего образования, уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей - с теоретическими.)

2)университеты типа "ленд-грант" и "си-грант" (так называемые "земельные" и "морские" университеты, названия которых полностью отражают их ориентацию).

Лучшими вузами общенационального значения являются Гарвардский, Принстонский, Йельский, Мичиганский, Стэндфордский, Колумбийский, Чикагский, Калифорнийский, Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-колледж, Амхерст-колледж и Уэллсли-колледж (штат Массачусетс), Помона-колледж (штат Калифорния), Суортмор-колледж (штат Пенсильвания), Миддлбери-колледж (штат Вермонт), Боуден-колледж (штат Мэн).

Учебный год в американских вузах длится обычно 9 месяцев (с конца августа или сентября до мая или июня) и состоит в подавляющем большинстве вузов из 15-16-недельных семестров или (в отдельных вузах) из трех 10-11-недельных семестров.

Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов. Понятия "академическая группа" не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте. Это позволяет лектору широко пользоваться техническими средствами обучения, аудио- и визуальной аппаратурой, не обременяя студентов перерисовыванием схем, графиков, формул и т.п. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена - 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные - суббота и воскресенье.

Курсы в колледжах подразделяются на две категории обучения - дипломного и последипломного. Курсы дипломного обучения - это 4-летний цикл дисциплин, по результатам изучения которых присваивается академическая степень бакалавра. Традиционными дисциплинами, подлежащими изучению на дипломном уровне, являются общенаучные дисциплины ("базовые"), или общепрофессиональные, а также дисциплины по выбору.

Для получения степени бакалавра студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены. Степень же магистра ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика, др.). Лица, имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1-2 лет, написать и защитить "тезисы" (в отдельных университетах требуется знание иностранного языка). Тезисы можно рассматривать как аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме, в которых демонстрируется умение собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и излагать материал. Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

Несмотря на успехи университетов, среднее образование имеет ряд проблем. По словам министра образования США, школьная система находится в стагнации и проигрывает в конкуренции с другими странами. Страна оказалась на 18-м месте из 36 в рейтинге по версии Организации экономического сотрудничества и развития. Приблизительно 25% учеников вовремя не могут закончить учебу и не справляются с экзаменами. На решение этих проблем нацелена, в частности, многомиллиардная реформа Барака Обамы "Гонка к вершине" (Race to the Top).

1.4 Главные реформы образовательной системы США

апреля 1991 года президент Буш выпустил программу "Америка 2000. Стратегия образования". Это был смелый, комплексный, далеко идущий план реформы образования. В нем была выражена глобальная цель общества - Америка должна стать тем, чем ей следует быть: мировым лидером, эталоном. Кампания рассчитана на девять лет. Ее цели были направлены на ликвидацию имеющегося разрыва в знаниях и умениях учащихся. Предстояло изменить отношение к учебе в целом.

Программа состояла из четырех частей (их реализация осуществлялась одновременно):

)"Для тех, кто сегодня учится в школе, нужно радикально изменить школы. Их предстоит сделать не только лучше, они должны стать более ответственными за результаты своего труда".

Реализация этой части базировалась на четкой системе отчетности и контроля. В ходе ее реализации предполагалось разработать стандарты на мировом уровне, использовать американские тесты успешности обучения, ввести стройную систему поощрений за все нововведения.

) "Завтрашние учащиеся должны прийти учиться в новые школы, которые бы отвечали требованиям нового столетия".

Предполагалось, что это будут лучшие школы в мире, ориентированные на достижение общенациональных целей образования. Каждый учащийся в такой школе имел бы свой персональный "офис": учебное место, где он самостоятельно работал бы над изучением материала по всем предметам, получая от преподавателя индивидуальную консультацию.

) "Необходимо создать систему поощрения для тех, кто уже закончил школу и приступил к работе".

) "Надо выйти за рамки школьных стен на уровень общины и семьи. Уровень школы не может быть выше уровня жизни в обществе. Каждая община должна стать местом подлинного обучения".

Программа "Америка 2000" не только сформулировала стоящие перед системой образования цели и задачи национального значения - каждый ее содержательный элемент был тщательно проработан, в том числе система обеспечения и контроля.

В марте 2011 года, по словам радио "Свобода", министр образования США Арни Дункан заявил: "Из 100 тысяч американских школ более 80 тысяч не справились с законом, известным под названием "Ни одного отстающего ребенка". Акт для начального и среднего образования, который предшествовал этому закону, "был принят администрацией президента Линдона Джонсона в 1965 году, но с тех пор уровень школьного образования неуклонно снижался, и в 2001 году администрация Джорджа Буша выступила с инициативой пересмотреть его". После значительных изменений закон все-таки был утвержден. Изначально он принимался для того, чтобы повысить уровень успеваемости у детей меньшинств, и среди мер по улучшению образования требовал ежегодно проводить в каждой школе "одинаковые для всех учеников экзамены и обязательную аттестацию учителей. Те школы, в которых показатели успеваемости были низкими, наказывались снижением финансирования". Законопроект также требовал от губернаторов обеспечивать школы высококвалифицированным педагогическим составом.

Барак Обама в 2008 году, будучи еще кандидатом в президенты, обещал в своей предвыборной компании среди других изменений провести реформу системы образования. В начале 2009 года этот план был представлен на рассмотрение в Конгресс, но до сих пор окончательно не утвержден.

В США, согласно последним данным, 99% населения старше 15 лет умеют читать и писать, но в то же время средний уровень математических и других научных знаний ниже, чем в других развитых странах. В 2008 году диплом об окончании получили 77% выпускников школ. Эти показатели тоже самые низкие в сравнении с другими индустриальными странами.

Глава 2. Канадская система образования

.1 Организация и структура образования Канады

По данным ООН, Канада признана одной из лучших стран мира для проживания по совокупности важнейших критериев, один из которых - образование. Канадская образовательная система, по большому счету, похожа на образовательную систему Соединенных Штатов Америки, но ряд нюансов создает определенные сложности для понимания ее устройства.

Есть несколько доводов в пользу обучения именно в этой стране. Во-первых, правительство Канады придает большое значение вопросам образования. В пользу этого свидетельствует тот факт, что порядка 7% ВВП страны тратится на развитие сферы образования. Это самый высокий показатель среди стран Большой Восьмерки. Отсюда и результат - дипломы и сертификаты канадского образца высоко ценятся по всему миру, а школьники и студенты, обучающиеся в этой стране, демонстрируют выдающиеся результаты на международных олимпиадах и соревнованиях.

Ежегодно в страну на обучение приезжает около ста тысяч иностранных студентов из различных уголков мира, так что процесс обучения наукам будет сопровождаться познанием других культур через общения с их представителями, что в разы увеличивает ценность такого опыта.

Канадская государственная структура представляет собой федеративное образование, которое состоит из десяти провинций и трех территорий. Конституция Канады обеспечивает федеральное управление страной, но в то же время обеспечивает автономию и самоуправление провинций и территорий в отдельных областях, включая образование. Поскольку образование находится исключительно под контролем каждой провинции и территории, то в Канаде не существует государственного министерства по образованию.

Системы образования провинций и территорий, имея определенные различия в структуре и системе администрирования, преследуют общие цели.

Школьное образование в Канаде бесплатное, оно финансируется правительством (включая начальную и среднюю школу), хотя частные школы существует тоже.

Стоит упомянуть, что выбор частных школ очень велик: с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек, с полным пансионом или только дневным обучением и др. Но частных школ в Канаде сравнительно немного и в них довольно высокий конкурс; существуют школы, в которые детей записывают еще до их рождения. Главная привлекательность частного образования: малое количество учеников в классе и индивидуальный подход к ученикам.

Канада имеет приблизительно 90 высших учебных заведений, которые могут, называться университетами, колледжами или школами. Наряду с большими учебными заведениями, которые предлагают широкий спектр образовательных программ по гуманитарным и научным дисциплинам, а также профессиональным квалификациям, существует небольшое количество либеральных гуманитарных колледжей, колледжей теологии и несколько таких специализированных учреждений, как сельскохозяйственные школы или колледжи искусства.

Обычно университет состоит из факультетов, департаментов, школ и институтов, которые вовлечены в преподавание, научно-исследовательскую деятельность и в работу по предоставлению общественных услуг. Традиционно университеты управляются комитетом губернаторов, отвечающих за финансовую деятельность учреждения, и сенатом, который отвечает за академическую политику и планирование.

Большая часть финансирования поступает в учебные заведения из государственной казны - провинции и территории оплачивают 65% бюджета. Около 15% средств поступает напрямую из федеральной казны, и они, в основном, предназначены для научно-исследовательской деятельности. Остальные средства поступают за счет оплаты за обучение и из других источников.

Дошкольное образование в Канаде относится к детям в возрасте от 4 лет до обязательного школьного возраста. В провинции Онтарио возраст уменьшен до 3 лет, по достижении которых ребенок может учиться на регулярной основе. Дошкольное образование предоставляется бесплатно. Существует большое количество поставщиков дошкольного образования. Они включают школы (обыкновенно детские сады или классы для детей в начальных школах) и группы родительских, добровольных и частных органов.

Если запрос на места превышает возможности, институты применяют политику зачисления. Школьные органы управления могут свободно создавать систему зачисления для детских садов. Родители могут выбрать, куда отправить своего ребенка: в частный или добровольный детский сад, которые также сами определяют политику зачисления.

Согласно предписаниям финансирования бесплатных учреждений, для детей 3-х и 4-х лет, поставщики раннего образования должны предлагать дошкольные образовательные сессии в течение минимум 33 недель года. Обычно год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделен на три семестра.

Тем не менее, многие детские сады открыты дольше, чем обязаны. Поставщики в содержащемся секторе (детские сады и допустимые классы) обычно имеют те же семестры, что и начальная школа, поэтому открыты 38 недель. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Детские сады являются неотъемлемой частью школьного обучения, так как именно в этом возрасте у детей прививаются усидчивость, послушание, концентрация, понятие работы в группах, и любовь к изучению нового.

Поскольку дети, посещающие детский сад, ходят в школу наравне с учениками начальных классов, то переход из класса в класс происходит без стрессов, естественным путем, в знакомой обстановке, что способствует концентрации только на учебном процессе.

Детские сады работают 5 дней в неделю. Родители могут выбрать: находится ребенку в школе весь день (если они работают) или забирать с половины дня.

Основной принцип, заложенный в школьном образовании в Канаде - должно быть предоставлено сбалансированное и разностороннее образование, отвечающее возрасту, способностям возможностям и любым специальных образовательным нуждам детей, ведь это:

·способствует духовному, моральному, культурному, умственному и физическому развитию учеников в школе и в обществе;

·готовит учеников к возможностям, обязанностям и жизненным реалиям в будущей жизни.

Согласно закону, входит предоставление бесплатного транспорта до и от ближайшей доступной школы для учеников обязательного школьного возраста (от 5 до 16 лет), посещающих содержащиеся школы в своей области, если они живут вне пешеходного расстояния. Пешеходное расстояние определяется как расстояние до 2 миль (3,2 километра), если ребенок в младше 8 лет, а если ребенок старше 8 лет, то ходячее расстояние - 3 мили (4,8 километра). Маршрут должен выбираться так, чтобы ребенок мог безопасно добраться до школы.

Начальное образование (primary education) и среднее образование (secondary education) иногда в сочетании называют K-12 (Kindergarten through Grade 12).

Учебный год в Канаде начинается в первую неделю сентября и заканчивается в последнюю неделю июня. Учебный год разбит на два семестра. Предметы изучаются блоками: первый семестр - первые четыре предмета, второй - оставшиеся. То есть каждый день одни и те же четыре урока по 75 минут каждый. Список предметов варьируется в зависимости от класса. Имеются обязательные предметы (математика, язык) и множество предметов по выбору.

Программы изучения излагают минимум знаний, понимания и навыков, которые должны получить ученики в процессе каждой степени образования. Учителя используют программы изучения для составления планов уроков. Определенные методы преподавания и учебники не предписаны как часть программы изучения; учителя сами выбирают, как им преподавать, но могут и добавлять некоторые материалы, описанные в программах изучения.

Обязательные предметы национальной образовательной программы (и религиозного образования) не формируют полную школьную программу. Школьная программа должна включать и другие предметы (в зависимости от степени образования), такие, как карьерное образование, сохранение здоровья, сексуальное образование и другие предметы, являющиеся аспектами личного и общественного образования. Школы могут преподавать другие области образования, соответствующие пониманию учеников. Предметы могут покрывать, например, иностранные языки, экономическую осведомленность, образование об окружающей среде, политическое и международное понимание, включающее знание международной тождественности и аспектов истории, культуры, экономики и общества. Некоторые из этих предметов составляют часть программ изучения. В Квебеке особое значение придается знанию и пониманию культуры, экономики, окружающей среды, истории и языка Квебека и Франции.

Как уже было сказано, в канадских школах 12-летнее образование (за исключением провинции Квебек, где 11-летнее образование). Канадские школьники стабильно входят в пятерку лучших в мире по учебным показателям и занимают первое место среди англоязычных школьников по литературе, математике и естественным наукам. Канадские аттестаты о среднем образовании принимаются всеми колледжами и университетами практически по всему миру.

Следует подчеркнуть, что обычно в школе ориентируются не на лучших, а на средних и даже слабых, чтобы никого не обидеть, хотя есть и школы для одаренных детей, где образование поставлено иначе.

По официальной статистике, около трети старшеклассников покидают школу, не завершив обязательный срок обучения. Вместе с тем, хорошо развитая система государственных курсов общего и профессионально-технического образования позволяет всем желающим восполнить пробелы.

Немаловажно, что родители могут выбирать для своих детей программу обучения по своему желанию, могут приглашать учителей домой; им предоставляется полная свобода действий, если дело касается образования их детей.

образование знание ученик дисциплина

История институтов "после-школьного" образования в Канаде берет свое начало в 1663 году - году основания Квебекской семинарии. За последующие два столетия в стране появилось 18 университетов и несколько колледжей.

После Второй Мировой войны в Канаде наблюдался значительный рост в сфере образования: учреждались новые университеты, колледжи, начинали работу новые факультеты. В 60-х годах двадцатого столетия в стране было учреждено большинство государственных колледжей, что было обусловлено возросшей потребностью в специалистах со средне-специальным образованием. Наибольшее число колледжей было основано именно в Квебеке.

В последней декаде двадцатого века множество новых колледжей и университетов Канады получило право присуждать ученые степени. Благодаря необычайно быстрому развитию информационных технологий сфера образования получила ряд недоступных прежде возможностей и инструментов, что послужило очередным толчком в ее развитии.

В начале второго тысячелетия с каждым годом начал возрастать поток иностранных студентов, стремящихся получить образование в Канаде.

В настоящее время по всей Канаде действует около 350 учебных заведений, присуждающих своим выпускникам ученые степени бакалавров, магистров и докторов наук, выдающих дипломы и сертификаты. Все это множество университетов, колледжей, техникумов обучает в год порядка 800 тысяч студентов дневного отделения и около 300 тысяч вечерников. Порядка 8% из них - студенты из других стран. Принципиальная разница между обучением в канадском колледже и университете помимо очевидной разницы в направленности образования и содержании учебных программ так же заключается и в том, что большинство выпускников университетов получают ученые степени бакалавра, магистра или доктора, в то время как выпускники колледжей, техникумов и институтов получают диплом или аттестат.

Главной чертой "после-школьного" образования в Канаде является разнообразие выбора. Исторически сложилось так, что учебные заведения, предлагающие высшее образование, были основными учреждениями, где можно было получить образование после окончания школы. Однако в 1960-х годах появились альтернативные учебные заведения, которые готовили студентов для получения профессионально-технических квалификаций. Эти учебные заведения обычно называются "общественные колледжи" (community colleges).

В Канаде также распространено вечернее обучение и дистанционное обучение, особенно для получения первого высшего образования. Это связано с тем, что Канада - очень большая страна и многие люди живут в районах, где доступ к традиционному обучению может быть ограниченным.

Канада славится не только академическими программами, но и оптимальным сочетанием учебы и практики. В этой стране очень развиты так называемые кооперативные программы, подразумевающие, что студенты, не прекращая обучения, стажируются в канадских компаниях, набираются необходимого практического опыта и зарабатывают деньги. На выходе выпускники университетов получают не только хорошее образование, которое высоко котируется в мире, но и весьма полезную запись в резюме. Практика возможна не только во время обучения в вузе, но и в рамках сертификационных и дипломных программ.

Канадские учебные планы отличаются гибкостью. Студент может выбрать базовый курс по любому предмету. Если же он делает большие успехи по какой-либо одной дисциплине, он может пройти углубленный курс и получить более высокую степень.

Университеты Канады осуществляют треть всех научных исследований, проводимых в стране, а суммы, которые тратятся на развитие институтов высшего образования поражают воображение: в 2007-2008 годах на развитие университетов и колледжей было потрачено 36,7 млрд. долл., из которых 45% поступили из региональной казны, 9,3% из местной, а доля платы за обучение, взимаемой со студентов, составила 21%.

Университеты представляют собой вполне самостоятельные организации, и роль правительства в управлении ими ограничивается, как правило, лишь финансовыми аспектами деятельности и, изредка, введением новых программ. Во главе большинства университетов стоят 2 органа: совет управляющих и ученый совет. В ведении первого находятся финансовые и различного рода организационные вопросы, в то время как второй занимается академической стороной деятельности университета - разработкой программ, курсов, присуждением ученых степеней и т.д.

Обучение в университете подразумевает возможность получения трех последовательно идущих друг за другом ученых степеней - степени бакалавра, степени магистра и степени доктора наук. Получение одной открывает путь к получению следующей. К обучению в бакалавриате допускаются выпускники средних школ или, в случае с Квебеком, студенты, прошедшие двухгодичную программу CEGEP.

Получение степени бакалавра в среднем требует 3-4 лет учебы в зависимости от провинции. Получение степени бакалавра с отличием подразумевает уделение студентом большего внимания основным предметам курса, участие в самостоятельных исследованиях. В некоторых случаях для получения степени с отличием необходим дополнительный год обучения. Для таких наук как медицина, юриспруденция или педагогика, как правило, требуется прохождение интернатуры или даже дополнительный год обучения.

Получение степени магистра в большинстве случаев занимает два года после получения степени бакалавра или степени бакалавра с отличием. Как минимум еще два года и написание диссертации потребуется для получения степени доктора наук. Обычно эта степень называется "доктор философии" (PhD). Она присваивается за достижения как в гуманитарных, так и в естественных науках. Так же она может быть присвоена и за достижения в других областях деятельности, таких как музыка (DMus) или право (LLD).

По окончании некоторых колледжей при университетах студенты так же могут получить степень бакалавра или даже магистра.

Многие университеты и колледжи при университетах предлагают специализированные программы обучения сроком около двух лет в результате прохождения которых студент получает диплом или сертификат. Условия, на которых предлагается обучение по данным программам, рознятся от одного образовательного учреждения к другому.

Обучение может проходить как в очной, очно-заочной, так и в вечерней форме. Помимо этого, студенту может быть назначен индивидуальный график, принимая во внимание обстоятельства, не позволяющие ему заниматься в обычном режиме.

В большинстве университетов учебный год разделен на 2 семестра - с сентября по декабрь и с января по апрель - с двумя сессиями - весенней и летней. Лишь немногие из университетов применяют триместровую систему.

В Канаде насчитывается около 95 государственных и частных университетов, которые предлагают программы с присвоением степени бакалавра, магистра или доктора наук. Наибольшей популярностью пользуются программы в области делового администрирования, инжиниринга, компьютерных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, фармацевтики, ядерной физики, самолето- и ракетостроения. Помимо образовательной функции они, как уже было сказано, ведут масштабные научные исследования.

Заключение

В заключение, хотелось бы сказать, что образование, полученное в таких странах, как США и Канада, дает практически стопроцентную гарантию удачного трудоустройства и, следовательно, дает возможность добиться больших успехов и воплотить задуманные планы в жизнь.

Американское и канадское образование считается показательным для всего мира. Я думаю, другим странам следует сравнить свои национальные системы образования с системами США и Канады. Сегодня в проанализированных мною странах можно пройти обучение по очень широкому спектру профессий и приобрести самые передовые знания, навыки и опыт по специальности.

Путем тщательного анализа и сравнения образовательных политик двух стран, я пришла к выводу, что США все же обгоняет Канаду по качеству не только начального и среднего, но высшего образования. В Соединенных Штатах Америки более трепетно относятся к талантливым детям и подросткам, позволяя им проявить себя, в полной мере продемонстрировать свои знания (малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов, а после определения "IQ" появляются группы А, В и С - "одаренных", "нормальных" и "неспособных", и обучение дифференцируется). В большинстве своем именно американские университеты известны на весь мир уровнем образования, которое можно получить, отучившись в них. Выпускники с дипломом престижного американского университета обычно легко находят работу.

Тем не менее, это не значит, что канадские университеты не достойны внимания. Наоборот, Канада - практически такой же лидер в инженерной, гуманитарной, естественнонаучной и других отраслях. В стране не обделено вниманием развитие общественных и международных связей, культуры и искусства. И США, и Канада обладают определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Образование - основа высокого качества нашей жизни. Оно составляет сердцевину нашего экономического потенциала, способности к творчеству, изобретательности в науках и, наконец, увековечения наших культурных ценностей. Именно поэтому в наши так важно получить хорошее образование, для чего стоит присмотреться к образовательной системе Соединенных Штатов Америки или Канады как к образцу качественного обучения будущих

Список использованных источников и литературы

.CEGEP http://en.wikipedia.org/wiki/CEGEP

2.Goals 2000 http://en.wikipedia.org/wiki/Goals_2000

.Harvard at a Glance http://www.harvard.edu/harvard-glance

.John F. Kennedy on Education http://en.wikiquote.org/wiki/John_F._Kennedy

.The Elementary and Secondary Education Act (The No Child Left Behind Act of 2001) http://www2.ed.gov/policy/elsec/leg/esea02/index.html

6.Акимов Ю.Г., Аленичева Л.В., Минкова К.В. Образование в Канаде // Справочник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005

.Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США. М.: Наука, 1988

.Владимиров А.Т. США: Общая характеристика среднего образования. М.: Народное образование, 1992

.Цырлина Т., Долженко О. Америка 2000. М.: Народное образование, 1992

10.Button, H. Warren and Provenzo, Eugene F., Jr. History of Education and Culture in America. Prentice-Hall, 1983

.Eric R. Eberling, Massachusetts Education Laws of 1642, 1647, and 1648, in Historical Dictionary of American Education, ed. Richard J. Altenbaugh. Greenwood Press, 1999

12.Porter Sargent Staff, The Handbook of Private Schools: An Annual Descriptive Survey of Independent Education. Boston, 2007

13.Бердели Т. О реформе школьного образования в США. В мире науки, 1992

.Министр образования США рассказал о стагнации школьной системы http://lenta.ru/news/2009/08/24/education/

.Половина школ в США оказались "неуспевающими" http://lenta.ru/news/2011/12/15/publicschool/

.Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в США. Социально-политический журнал, 1997

17.David B. Tyack, The One Best System: A History of American Urban Education, 1974

.Herbst, Juergen, The once and future school: Three hundred and fifty years of American secondary education, 1996

.Lucas, C. J. American higher education: A history, 1994

20.Споры о реформе системы школьного образования в США http://www.svoboda.org/content/transcript/24457620.html

21.Рейтинг: лучшее высшее образование http://usedu.ru/ratings/70-u21.html

22.Образование за рубежом http://paperpaper.ru/studyingabroad/

23.Рейтинг лучших стран мира по версии ООН http://www.kakvse.net/rejting_luchshih_stran_mira_2009_oon.html

24.Education USA http://www.educationusa.state.gov

.National Universities Rankings http://colleges.usnews.rankingsandreviews.com/best-colleges/rankings/national-universities

.Statistics Canada education data http://www40.statcan.ca/l01/cst01/educ54a.htm

.The Programme for International Student Assessment http://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/

28.Séminaire de Québec http://www.seminairedequebec.org/

Похожие работы на - Сравнительный анализ национальных систем образования Соединенных Штатов Америки и Канады

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!