Административное правонарушение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,41 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административное правонарушение















Реферат

Административное правонарушение

План

1.Понятие и признаки административного правонарушения

2.Виды административных правонарушений

3.Состав административного правонарушения

4.Законодательство об административных правонарушениях

Литература

1.Понятие и признаки административного правонарушения

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. (Ст. 2.7 КоАП).

Определение административного правонарушения позволяет выделить следующие его признаки:

1. противоправность, которая состоит в том, что физическое или юридическое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Противоправность означает, что правонарушением признается только такое деяние, которое запрещается нормами административного права. Административное законодательство, устанавливая ответственность за противоправные деяния, выполняет охранительную функцию в отношении норм административного и иных отраслей права.

2.виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения. Отсутствие вины исключает признание деяния правонарушением, в том числе при наличии формальной противоправности, например, совершенное невменяемым физическим лицом.

3.наказуемость означает, что только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Мерами административной ответственности являются административные наказания. Следует отметить, что административная ответственность может устанавливаться как Кодексом об административных правонарушениях, так и законами субъектов федерации.

4.общественная опасность означает, что административным правонарушением наносится вред или создается реальная угроза его причинения охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности на отграничения административного правонарушения от преступления при квалификации деяния и в последующем на размер административного наказания. Степень общественной опасности зависит от наличия или отсутствие тяжких последствий; размера реально причиненного ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия и пр.

Административное правонарушение это вид юридических проступков, общим объектом которого выступают в основном отношения в сфере государственного управления. Так, Кодексом предусматривается ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность, нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

Вместе с тем, в качестве объекта административного правонарушения в настоящее время выступают отношения в сфере защиты частной собственности, например, мелкое хищение, что позволяет говорить об отходе от традиционного понимания общего объекта административного правонарушения.

. Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены в Кодексе об административных правонарушениях в следующие классификационные группы (главы).

Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, организации питания населения; незаконный оборот либо хранение наркотических средств; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка; самовольную добычу янтаря; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; уничтожение или повреждение чужого имущества; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; мелкое хищение и т.д.

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Это - сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования; незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан; уничтожение мест обитания животных; нарушение требований к охране лесов; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил пользования объектами животного мира; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение правил охраны рыбных запасов и т.д.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. К ним относятся: нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки наркосодержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления; управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд; нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги, нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений и т.д.

Административные правонарушения в области дорожного движения. К ним, в частности, относятся: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги; нарушение правил перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего; невыполнение требования об остановке транспортного средства или о предоставлении транспортного средства; невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

Административные правонарушения в области связи и информации. Это, например, самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации; нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов; нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации; повреждение телефонов-автоматов.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Они включают: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе; продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом; нарушение законодательства об экспортном контроле; нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним, в частности, относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; неде- кларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ; непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Это невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов и т.д.

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. К ним относятся: нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ.

Административные правонарушения против порядка управления. Они включают: самоуправство; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата его по небрежности; незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие его в залог; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных актов по обеспечению единства измерений; несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Это мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; стрельба из оружия в неотведенных для этого местах; незаконная частная детективная или охранная деятельность; нарушение пропускного режима охраняемого объекта; блокирование транспортных коммуникаций; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Административные правонарушения в области воинского учета. К ним относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета.

Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.

. Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения - это совокупность юридических элементов, при наличии которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Только при наличии юридических элементов состава административного правонарушения в деянии нарушитель будет нести административную ответственность.

Такими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения - это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и защищаемых мерами административной ответственности.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые нормами административного права

Родовой объект - группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. КоАП РФ построен таким образом, что конкретные правонарушения объединены по родовому признаку по главам особенной части. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Непосредственный, объект - конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред в процессе совершения административного правонарушения. При этом одно правонарушение может посягать одновременно на несколько объектов, например, КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Объект административного правонарушения следует отличать от предмета правонарушения. Если первым, являются общественные отношения, то вторым - вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т. д.), которые являются предметами или орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения это совокупность указанных в административной норме признаков, которые характеризуют противоправное деяния.

Обязательными признаками объективной стороны являются деяние (в форме действия или бездействия), последствия в виде причинением вреда, либо реальной угрозы его причинения и причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативными признаками объективной стороны выступают место, время, способ и другие обстоятельства. Эти признаки имеют значение для квалификации отдельного правонарушения.

В зависимости от характера наступивших последствий правонарушения, различают:

формальный состав, т.е. для квалификации деяния, как оконченного правонарушения, достаточно установить факт противоправного деяния, при этом обязательности наступления реального вреда (ущерба) не требуется, а достаточно только угрозы его наступления;

материальный состав для квалификации деяния, как оконченного правонарушения, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление реальных вредных последствий и причинно - следственную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

В качестве дополнительных признаков объективной стороны, которые оказывают влияние на квалификацию правонарушения, выступают:

повторность правонарушения, т.е. совершение одним лицом в течении года однородного правонарушения;

длительность совершения правонарушения (н.р., нарушение правил пожарной безопасности является оконченным с момента выявления)

Субъект административного правонарушения - это физическое лицо или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.

Всех субъектов административного правонарушения можно подразделить на общий, специальный и особый субъект

Общим субъектом являются лица, которые несут административную ответственность на общих основаниях - физические и юридические лица. Административную ответственность несет вменяемое физическое лицо, которое к моменту совершения административного правонарушения достигло 16летнего возраста, (ст.2.3 КоАП). При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях, управлять и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений с момента государственной регистрации в реестре юридических лиц в случаях, предусмотренных Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При слиянии нескольких юридических лиц, либо преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (ст.2.10 КоАП).

Иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, (ст.2.6 КоАП).

Специальным субъектом - правонарушитель, обладающий специальными признаками, которые оказывают влияние на особенности квалификации и ответственности данных лиц (должностное лицо, несовершеннолетний, иностранный гражданин или лицо без гражданства).

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственных функции в негосударственных организациях, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Несовершеннолетние, т.е. лица совершившее административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. На специальное положение данных лиц указывает то, что, например, к ним может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

Особым субъектом выступает лицо, совершившее административный проступок, но которое, в установленных случаях, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, в соответствии с дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих, граждан, призванные на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП, данные лица, несут административную ответственность на общих основаниях.

Также к числу особых субъектов следует относить депутатов судей, прокуроров и иных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Субъективная сторона административного правонарушения - это внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель.

Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины - умысел и неосторожность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). (Ст. 2.2. КоАП).

Кроме вины, как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив - внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель - конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

. Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина;

охрана здоровья граждан;

охрана окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

защита общественной нравственности;

охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

защита собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

предупреждение административных правонарушений. (Ст. 1.2 КоАП).

Действие законодательства об административных правонарушениях во времени, в пространстве:

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. (Ст. 1.7. КоАП);

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, действующим по месту совершения правонарушения.

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии Кодексом РФ об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. (Ст. 1.8 КоАП).

Принципы законодательства об административных правонарушениях

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (Ст. 1.4 КоАП)

Презумпция невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке, вступившим в законную силу постановлением по делу.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Данный принцип не распространяется на административные правонарушения, в области нарушения правил дорожного движения, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (Ст. 1.5, 2.6.1 КоАП). В этом случае лицом, совершившим административное правонарушение, будет считаться собственник транспортного средства, если не докажет, что в момент совершение правонарушения оно находилось под управлением иного лица.

Принцип законности означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом административное преследование должно осуществляться только уполномоченными органами и лицами, в пределах их компетенции. Не допускаются принятие решения и совершения действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. (Ст. 1.6 КоАП).

административный правонарушение виновность

Литература

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст по сост. на 01.07.2012

.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по сост. на 01.07.2012

.Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП)

.Азимов Ч. Понятие и содержание права / Ч. Азимов. - М: Закон и бизнес.-2006.- 211с.

.Богуславский М.М. Право / М.М. Богуславский.- М.: Международные отношения, 2009.- 368с.

.Вольф М. Проблемы теории государства и права/ М.Вольф.- М.: Издательство иностранной литературы. - 1998.- 702 с.

.Галенская Л.Н. Проблемы административного права / Л.М. Галенская.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2013.- 233 с.

.Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие / А.М. Гатин. - М.: Дашков и К, 2009. - 567 с.

.Гражданское право: Учебник / Богачева Т.В., Гришаев С.П., Масляев А.И. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 590 с.

.Звеков, В.П. Тип правового регулирования: теоретические и практические проблемы / В.П. Звеков.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2007.- 686 с.

.Иванов Г.Г. Правоведение / Г.Г. Иванов, А.Л. Маковский.- Л.: Судостроение, 2004.- 280 с.

.Кашин В.А. Административное право / В.А. Кашин.- М.: Междунар. отношения, 2013.- 184с.

.Кузнецов М.Н. Общая теория права: историко-теоретический анализ / М.Н. Кузнецов.- М.: Изд-во УДН, 2008.-69 с.

.Лебедев С.Н. О природе гражданского права / С.Н. Лебедев. - М:СЕМП. - М.: Наука, 2012.- С. 61-77.

.Перетерский И.С. Проблемы современной российской государственности / И.С. Перетерский. - М: Государство и право.- 2006.-31с.

.Попов А.А. Основы государства и права: Учеб. Пособие / А.А. Попов. - X.: Каравелла, 2008.- 308 с.

.Садиков О.Н. Правовое регулирование / О.Н. Садиков.- М.: Юридическая лит., 2010.- 288 с.

Похожие работы на - Административное правонарушение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!