Ресурсы организации культурно-познавательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями на Урале

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ресурсы организации культурно-познавательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями на Урале

Содержание

Введение

.Познавательный туризм: теоретические основы

.1 Понятие и классификация познавательного туризма

.2 Технологии организации познавательного туризма

.3 Специфика организации познавательного туризма для детей с ограниченными возможностями

. Ресурсы организации культурно-познавательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями на Урале

.1 Коммерческие и некоммерческие организации, как социальная и финансовая поддержка для детей-инвалидов

.2 Сравнительная характеристика по работе с детьми-инвалидами в России и за рубежом в сфере туризма

. Разработка культурно-познавательного маршрута для детей с ограниченными возможностями

.1 Выявление потенциальных потребителей

.2 Формулировка концепции проекта

.3 Реализация проекта на Урале

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

познавательный маршрут туризм инвалид

Введение

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Уровень инвалидности составляет 9,2%.Согласно данным официальной статистики, Росстата, в России вот уже не первый год снижается количество инвалидов. Процесс этот начался в 2005 году, тогда был зафиксирован максимум в 1799000 лиц, впервые признанных инвалидами.

В России, где инвалидам уделяется недостаточно внимания, крайне редко ставятся вопросы, связанные с их отдыхом и тем более немногие хотят верить, что отдых может быть активным и полезным для них. Любой маршрут или тур, неважно активный он или познавательный - будет полезным в качестве метода социальной реабилитации инвалидов.

Сейчас существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и все чаще эту группу учитывают, как важный сегмент рынка. Нацеливаясь в маркетинговой деятельности на инвалидов, туроператоры получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона.

Большинство людей, которые работают в сфере туризма не осознают, что инвалид так же является потенциальным клиентом, он так же может приносить прибыль, и надо его привлечь.

Актуальность исследования обусловлена существующими и не решенными проблемами адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ребенка. Несмотря на научный интерес к данной теме, вопрос социализации детей с ограниченными возможностями требует пристального внимания.

На туристском рынке Свердловской области ограничен выбор туров для детей с ограниченными возможностями. Многие социальные программы, которые фиксируются из бюджетных средств, осуществляются только документально, а на деле, дети, которые нуждаются в помощи остаются ни с чем, поэтому разработка культурно-познавательного тура для детей с ограниченными возможностями будет всегда актуальна и востребована.

Объектом дипломного проекта является культурно-познавательный туризм для детей с ограниченными возможностями.

Предметом - туры для детей с ограниченными возможностями.

Целью дипломного проекта является:

изучить социокультурную деятельность в аспекте организации туризма и экскурсий как важный фактор социализации детей с ограниченными возможностями.

создание нового культурно-познавательного маршрута в Свердловской области для детей с ограниченными возможностями, который должен принести прибыль в силу своей актуальности, востребованности и преимуществ.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Изучить особенности разработки туров для детей с ограниченными возможностями

Ознакомиться с ресурсами организаций оздоровительных и познавательных туров для детей с ограниченными возможностями в Свердловской области

Рассмотреть, как ведется процедура организации в центрах для детей с ограниченными возможностями

Разработать маршрут для детей с ограниченными возможностями

Методологической основой и источниками работы послужили труды специалистов в сфере организации туризма (М.А. Винокуров, А.Б. Косолапов, М.В. Ефремова, И.В. Зорин, А.А. Романов, Р.И. Сухов, Н.А. Юркина, Г.А. Яковлев, Л.М. Выгодский, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.М. Чередник).

Структура работы. Первая глава включает в себя специфику организации познавательного туризма для детей с ограниченными возможностями, подходы к созданию туристских маршрутов для детей инвалидов. Во второй главе представлены и изучены специализированные центры с их ресурсами для детей с ограниченными возможностями в Свердловской области. В третьей главе представлен культурно-познавательный маршрут для детей с ограниченными возможностями.

.Познавательный туризм: теоретические основы

.1 Понятие и классификация познавательного туризма

У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм. Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.). Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические). Ключевая фигура в туризме - турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма.

Туризм - это не только путешествия и отдых, но и важная сфера экономики. Индустрия туризма охватывает предприятия различных отраслей, из продукции и услуг которых туроператор создает привлекательный для потребителя туристский продукт. Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Она не только дает доходы туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей (транспорта, гостиничного хозяйства, связи, торговли и общественного питания, производства сувениров и т.п.). Обслуживание туристов - это источник доходов для местного населения.

Данный вид деятельности не требует крупных стартовых инвестиций, отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости капитальных вложений [9, с. 31]. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечивает занятость населения (зарубежный опыт свидетельствует, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется до 10 чел.).

Можно выделить несколько основных особенностей туристской деятельности. Первая и наиболее значимая заключается в том, что, в отличие от отраслей материального производства, индустрия туризма экспортирует не продукт, а впечатления. Чтобы лучше раскрыть эту особенность, приведем пример. Можно экспортировать 1 т нефти, скажем, за 100-150 дол. При этом проданная нефть уйдет за пределы страны, а в земных недрах ее запасы уже не восстановятся. Номер в первоклассной гостинице тоже может приносить 100-150 долларов, но каждый день. За год он может дать десятки тысяч долларов, избавив от необходимости экспортировать семь-восемь железнодорожных цистерн нефти. То же относится к экспорту других невозобновляемых природных ресурсов. Турист же ничего из страны не увозит, кроме впечатлений (продукта виртуального), а оставляет вполне материальный - деньги. Данная особенность исключительно важна для современной России, экспортирующей невозобновляемые ресурсы (нефть, газ, металлы) и при этом располагающей условиями для развития туризма. Вторая особенность связана со спецификой продукции и услуг, невозможностью переместить их к потребителю. Турист, а не производитель или продавец, должен переместиться в место их производства. Данная специфика обусловлена объективными причинами. Ведь невозможно переместить к туристу Байкал, Балатон или Альпы. Отсюда вытекает тр е т ь я особенность. Заключается она в том, что продукция индустрии туризма представляет собой совокупность услуг, которые могут быть опробованы только в момент их потребления. В этой связи, успешная продажа туристского продукта предполагает особо доверительные взаимоотношения между клиентами и продавцами. Поэтому здесь исключительно важна высокая репутация туроператоров и турагентов, отелей и авиакомпаний.

Классификация туризма представляет собой выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Наиболее распространенная классификация - его деление на типы, категории, виды и формы. Вид туризма - результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории. Формы туризма - вариант классификации туризма, основным признаком которой считается принцип организации, т.е. выделяются организационные формы туризма. Категории туризма включают международный, национальный и туризм в пределах страны. С точки зрения приведенной классификации по типам к национальному туризму относится внутренний и выездной, к международному - въездной и выездной. По данным Росстуризма на 2014 год составлена следующая статистика.

Таблица 1 Система информации о турфирмах [20]

Кол-во туроператоров в ЕРФВнутренний туризмМеждународный въездной и выездной туризмМеждународный въездной туризмРФ201246851889279658020134608242121872252014427526261649161

Туризмом в пределах страны занимаются как граждане данной страны, так и приезжающие из других стран и регионов. При этом остающиеся на ночь посетители считаются туристами, однодневные - экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

Туризм с целью отдыха. Кратковременный или продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма. К этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства климата, почвы и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Ориентирован на познание чужой культуры и подразделяется на познавательный и паломнический.

Познавательный туризм - посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными: и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Цель паломнического туризма - места, имеющие особое религиозное значение.

Общественный туризм. Поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм, отличающийся тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Это происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. Поездки для активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях.

Экономический туризм. Поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессный (политический) туризм. Подразделяется на дипломатический, для участия в конгрессах, а также связанный с политическими событиями и мероприятиями.

В основу классификации туризма по видам положены путешествия. По целям различают следующие виды туризма: рекреационный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, транзитный.

Рекреационный туризм, самый распространенный вид туризма, который осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления физических, психических и эмоциональных сил и отличается большим разнообразием проявлений. Он может включать зрелищные и культурно-развлекательные программы, занятия по интересам, занятия спортом, посещение спортивных мероприятий, чемпионатов, олимпиад и т.д.

Лечебный туризм определяется потребностью человека в диагностических, профилактических и лечебных услугах, которые могут предоставляться как на курортах с использованием природных лечебных факторов, так и в специализированных клиниках и медицинских центрах с применением самого современного оборудования и новейших медицинских технологий. Это приводит к выделению двух основных форм лечебного туризма - клинического и курортного.

Познавательный туризм, основная его цель - удовлетворение любознательности и других познавательных интересов. Это ознакомление с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона, музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения. Такой вид туризма основан на предоставлении туристам разнообразной экскурсионной программы и в ряде случаев может комбинироваться с рекреационным туризмом.

Деловой туризм, это временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах, но без получения доходов в местах командировки. В число деловых туристов входят участники различных мероприятий - форумов, конгрессов, ярмарок, выставок, производственных семинаров, совещаний и т.д. К деловым туристам относятся и водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами места постоянного проживания.

Религиозный туризм основан на религиозных потребностях представителей различных конфессий и подразумевает поездки по святым местам с познавательными или научными целями. Вместе с тем религиозный туризм следует отличать от паломнического, который требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа. Паломничество часто связывается с проведением крупных религиозных праздников и мероприятий.

Спортивный туризм, это поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий - соревнований, чемпионатов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристским фирмам, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму.

Формы туризма, выделяемые по количеству участников. Туристская практика определяет три основные формы туризма: индивидуальную, групповую и семейную. Индивидуальный туризм предполагает путешествие одного или нескольких индивидов (до пяти человек) по индивидуальным туристским программам, имеющим персонифицированный характер и более высокую цену. Групповой туризм представляет собой путешествие нескольких лиц по единому маршруту на одинаковых для всех условиях. Минимальное количество туристов в группе колеблется обычно в широких пределах и часто определяется видом используемого транспорта. Так, групповым можно считать путешествие шести и более человек. Однако для автобусного группового путешествия необходимо не менее 15 туристов, а для авиационного и водного путешествия до 20-30 и более.

Семейный туризм - особая форма туризма. Его необходимо выделять в отдельную форму, так как количество участников семейных туров может варьировать в широких пределах, определяемых размерами семьи. Ясно одно - популярность этой формы туризма неуклонно растет, что связано с предоставлением большого количества скидок для семейных туристов и специализированной туристской инфраструктурой для организации подобного отдыха [16, с. 27].

Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В этом случае туризм подразделяется на внутренний и международный, а слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к месту его жительства и работы.

Формы туризма в зависимости от его организации (организационные формы). Различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур организуется по программе, составленной самим туристом. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей - такое путешествие тоже будет считаться одиночным.

Познавательный туризм - это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т. п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. [16, с. 15]. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.

Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Обычно целями познавательного путешествия являются:

увидеть природные достопримечательности и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;

познакомиться с достижениями искусства, науки и техники;

посетить экологически чистые объекты или наоборот экологически пораженные объекты;

увидеть экзотических животных или растительный мир;

посетить святыни, исторические места и сооружения;

сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;

заполучить красивые сувениры, приобрести туристские товары.

Есть люди, для которых кроме пляжного отдыха на свете ничего нет. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в голову подобный вид отдыха просто не приходит. Им надо, чтоб «мелькали города и страны, параллели и меридианы». Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и на солнце погреться, и мир посмотреть. Это и есть познавательный туризм.

.2 Технология организации познавательного туризма

Перед тем как начинать осваивать культурно-познавательный туризм, вам нужно понять, что именно вы хотите получить. Если вы стремитесь к пляжному отдыху, к морю и развлечениям, то такое путешествие вас вряд ли удовлетворит. В познавательной поездке вы постоянно будете в движении, останавливаясь лишь на сон (зачастую в автобусе) и на обеды.

Благодаря познавательному путешествию вы сможете получить новые знания по археологии, истории и культурологии. Вы посетите знаменитые места, прославленные на весь мир, увидите древние реликвии и памятники. Гид покажет вам старинные замки и дома. Каждый памятник имеет свою историю, которую вам обязательно расскажут.

Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решить туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа.

Под понятием культурного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют две разновидности познавательных туров:

Стационарные туры - с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

Маршрутные туры - посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия [14, с. 8].

На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие. Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия - посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т.д.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура. Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

Похожие работы на - Ресурсы организации культурно-познавательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями на Урале

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!