Результативность подготовки баскетболистов с акцентированием применения игрового и соревновательного методов в общей структуре подготовки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Результативность подготовки баскетболистов с акцентированием применения игрового и соревновательного методов в общей структуре подготовки

Управление образования Брянской области

ГОУ СПО НППК

Новозыбковский профессионально - педагогический колледж








Выпускная квалификационная работа

Результативность подготовки баскетболистов с акцентированием применения игрового и соревновательного методов в общей структуре подготовки

Анищенко Владимир Юрьевич

Специальность 050720

Физическое воспитание

IV курс, 43 группа

Научный руководитель

Силенок Валентин Валентинович



Новозыбков, 2007

Введение

Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Специалистам физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания.

Перед тренерами и учителями физической культуры поставлена трудная и очень важная задача: вовлечь население нашей страны в систематические занятия физкультурой и спортом с тем, чтобы способствовать всестороннему гармоничному развитию людей, способствовать повышению производительности их труда и защите Родины.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов физической культуры на эффективность применения соревновательно-игрового метода в системе подготовки баскетболистов. Не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверенным средством активизации двигательной деятельности, на тренировках за счет подключения эмоций тренирующихся.

Так использование соревновательно - игрового метода в подготовке баскетболистов, да и вообще в спортивных играх способствует воспитанию целого ряда положительных качеств и навыков, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, чувство патриотизма, взаимопомощь, уважение своих партнёров и противников, сознательная дисциплина и т.д.

Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применения с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.

Применение соревновательно-игрового метода в системе подготовки баскетболистов, позволяет добиться более высоких показателей по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к тренировкам.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм, однако эту проблему можно частично решить, введением в эти методы определённых алгоритмов и формаций.

Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку, соревновательный метод позволяет:

стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

обеспечивать максимальную физическую подготовку;

содействовать воспитанию волевых качеств.

В процессе тренировки занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают так же правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И, наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде и быту. Разучивая двигательные действия, творчество проявляет не только тренер, но и тренирующийся. Известно также, что чем разнообразней и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние, при использовании данного метода, на организм человека весьма существенно, что ещё раз доказывает актуальность данной работы.

Цель: Показать эффективность применения игрового и соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов.

Задачи: 1. Сделать общий анализ литературы по данному вопросу.

. Дать характеристику игрового и соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов.

. Дать характеристику эффективности использования игрового и соревновательного методов в подготовке баскетболистов.

Объект исследования: Соревновательный и игровой методы в спортивной тренировке баскетболистов.

Предмет изучения: Влияние игрового и соревновательного методов на результативность подготовки баскетболистов.

Глава I Сущность соревновательного и игрового методов

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

-непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;

-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования. [1, 65]

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно-игрового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.[3, 12]

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т. е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.

Соревновательно-игровой метод может использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т. е. применения таких соревновательно-игровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком по структуре и характеру нервно-мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.

Игровыми или соревновательными любые задания называются потому, что при помощи их создается та или иная соревновательно-игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируются в зависимости или в соответствии с оговоренными правилами. Цель заданий - совершенствование в соревновательно-игровой обстановке как физических качеств, так и конкретных умений и навыков учащихся.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия.

Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно-игрового метода не только желательно, но и просто необходимо.

Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. При регулярном (системном) совершенствовании программного материала в соревновательно-игровой обстановке умения и навыки быстрее адаптируются к влиянию эмоционального фона состязаний или игры, а различные тактические действия лучше осваиваются в упрощенных условиях, позволяющих сконцентрировать внимание на главном двигательном действии за счет вычленения ведущих элементов из изучаемого умения или навыка.

Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процессе физических занятий с молодежью, безусловно, способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию.

Среди большого разнообразия средств физического воспитания соревновательно - игровым заданиям принадлежит особое место. Её значение выходит за рамки тех понятии, с которыми обычно подходят к оценке всех других средств физического воспитания.

В физическом воспитании детей и подростков соревновательно - игровым заданиям принадлежит самое почётное место. Этот вид физических упражнений характеризуется привлекательностью, доступностью глубиной и разносторонностью воздействий.

Особая ценность соревновательно - игровых заданий заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу занимающихся. Ответные двигательные реакции и выбор правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение сознания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуются нервные процессы, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность функциональной деятельности.

В эмоционально игровой деятельности воспитывается умение контролировать своё поведение, развиваются такие черты характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Игры содействуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенству - все эти качества могут успешно формироваться в соревновательно - игровых занятиях.

Чрезвычайно разнообразно образовательное значение игр. С их помощью развиваются различные двигательные качества, и прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки; двигательные качества проявляются всё полнее и разнообразнее.

Двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. В связи с требованиями, предъявляемыми человеку высоко автоматизированным трудом, особенно велико значение углубленного развития зрительно - двигательной координации и появления так называемой «ручной умелости».

Сложны и разнообразны движения в соревновательно - игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно - двигательного аппарата. Условия соревновательно - игровых заданий требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, требующими небольшого напряжения, позволяет играющим выполнять большой объём работы. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.

В физическом воспитании учащиеся 10-11 классов игровые задания используют меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяются для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике соревновательно - игровых заданий, которые становятся особенно популярными именно в этот период. [4, 121]

Содержание соревновательно - игровых заданий изменяется с ростом и развитием ребёнка. Если на первых этапах соревновательно - игровая деятельность носила упрощённый характер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения предопределяются возрастающей ролью сознания в жизни ребёнка.

Несмотря на всё богатство содержания, одними играми невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игры в сочетании с другими видами физических упражнений.

1.1 Место соревновательного и игрового методов в структуре спортивной тренировки баскетболистов

Согласно учебным планам, практически на всех занятиях тренер может использовать игровую деятельность. С этой целью он должен подобрать разнообразные соревновательные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам тренировки. Тем самым он подводит занимающихся к необходимости приобретения того или иного умения и навыка соревновательно-игровым методом, который способствует решению поставленных задач, лучшей плотности занятия и более правильной дозировке упражнений на протяжении всей тренировки.

Сложные упражнения в подвижных играх и в различных соревнованиях нужно чередовать с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Иными словами, необходимо все время заменять одни игры и соревновательные упражнения другими, которые до этого не применялись. [8, 23]

В подвижных играх и соревновательных упражнениях, направленных на совершенствование элементов техники отдельных видов спорта, можно вначале выполнять упрощенные варианты движений, затем, по мере освоения их, переходить к более сложным взаимодействиям, с добавлением технических действий.

Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в различные части тренировки зависит от поставленных задач. А отсюда следует, что они должны соответствовать задачам той части занятия, в которую они введены. Во вводной части тренировки большое распространение получили соревновательные упражнения и подвижные игры, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей интенсивной работе в основной части. Это могут быть комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип здесь заложен один: кто быстрее и большее число, раз добьется победы. [13, 41]

.2 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В учебно-тренировочном процессе при использовании соревновательно-игрового метода применяют три основных источника информации. Обучение происходит через словесную, наглядную и практическую информацию. Два первых вида информации создают предпосылки для овладения двигательными действиями, а их реализация осуществляется при непосредственном использовании практической информации, т. е. подвижных игр или соревновательных упражнений. В соревновательно-игровой практике все вышеназванные виды информации взаимообусловлены и применяются комплексно. [7, 57]

Передача информации происходит по определенным каналам: словесная - через абстрактное мышление; наглядная - через зрительное восприятие схематического изображения действия, а также путем примерного показа и, наконец, практическая - путем непосредственных упражнений учащихся в соревновательно-игровой деятельности.

Словесная информация. Источником словесной информации на практике являются рассказ, объяснение, беседа, разбор игровой карточки, задание, указание, распоряжение, которые в педагогике получили распространение как словесные методы обучения.

Рассказ - это форма изложения учащимся сведений о технико-тактических приемах, методике игровой и соревновательной тренировки при организации игровой деятельности.

Беседа при соревновательно-игровом методе проводится в виде вопросов и ответов, обмена мнениями, обсуждения допущенных ошибок и путей их устранения. Беседа может быть групповой, командной и индивидуальной.

Разбор в учебной практике широко используется после выполнения какого-либо соревновательно-игрового задания (отработки технического или тактического действия), при анализе закончившейся подвижной игры, перед предстоящим соревнованием. Разбор может быть односторонним, когда его делает сам преподаватель, или двусторонним, когда в нем принимают участие и занимающиеся соревнующихся сторон.

Указание - это краткая форма задания на выполнение подвижной игры или соревновательного упражнения по технике и тактике. Часто используется при проведении учебных игр или отработке тактических взаимодействий. Указания могут даваться в процессе взаимодействия без остановки игры или соревновательного упражнения.

Указание отличается краткостью и лаконичностью. Оно может иметь вид распоряжения для выполнения упражнения либо подготовки к его выполнению и т. д. [21, 57]

И, наконец, задание в целом является универсальной формой передачи информации, изучающей как алгоритмическую последовательность выполнения двигательного действия, так и пути его совершенствования.

Наглядная информация. Наглядная информация в соревновательно-игровой деятельности - это показ упражнений или подвижной игры, демонстрация игровой карточки, пособий (схем, таблиц, кинограмм и т. д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований, показ двигательного действия в соревновательно-игровой деятельности всегда сочетается с использованием словесной информации и, таким образом, учащийся получает целостное представление о соревновательно-игровой деятельности, а именно об игровом или соревновательном выполнении упражнений. Осуществляется показ преподавателем или одним из учащихся. Перед этим важно сосредоточить внимание учащихся, создать необходимые условия для наблюдения: выполнить выбор места для показа, построение учащихся и т. д.

Для совершенствования двигательной деятельности также бывает совершенно необходимо дать учащемуся не только словесную информацию о количественных, пространственных, временных и динамических характеристиках совершаемого движения, но и наглядную о нем информацию. Особенно если это связано с тонкостями технического выполнения. Такая информация должна непосредственно обслуживать педагогический процесс, стать его органической частью. На основе только что полученной зрительной информации о выполненном движении и допущенных ошибках, оцениваемых в количественных мерах пространства и времени, учащиеся смогут уже в следующей попытке внести необходимые исправления, улучшающие качество двигательного действия. [12, 44]

При соревновательно-игровой деятельности часто практикуют повторный или замедленный показ двигательных действий. Это дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее существенных элементах движений, на моментах, где вероятность появления в игре (соревновании) ошибок является наибольшей.

Практическая информация в соревновательно-игровой деятельности - это игры и упражнения, предусматривающие многократное повторение движений, с тем чтобы учащиеся могли овладеть элементом техники двигательного действия или целого игрового приема. Движение может выполняться слитно или по частям. Разучивание по частям предусматривает освоение отдельных элементов двигательного действия с последующим их соединением в одно целое. [6, 115]

Расчленение технического материала должно носить форму игрового упражнения, т. е. законченную форму отдельного движения. Применение данного метода рекомендуется только в начальной стадии обучения и совершенствования. После того как движение освоено, его закрепляют с помощью целостного соревновательного действия или игры.

Отдельные технические приемы из учебной программы рекомендуется разучивать в соревновательно-игровой обстановке только в целостном виде, так как расчленение нарушает структуру движений и усложняет овладение ими.

Наибольший эффект дает соревновательно-игровое выполнение подвижных игр или упражнений в облегченных условиях, с применением подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от подготовленности учащихся. Закрепление соревновательно-игрового действия происходит на фоне выполнения подвижной игры или упражнения, т. е. в более сложных условиях.

Сфера применения двигательной информации при помощи соревновательно-игровых действий получила большое распространение не только в спортивно-игровой деятельности, но и в учебно-воспитательном процессе, например при совершенствовании технических приемов из любых (не игровых) разделов программы. На практике в физическом воспитании большого успеха можно добиться, применяя различные виды информации комплексно, в зависимости от возраста, подготовленности, сложности разучиваемых и совершенствуемых соревновательно-игровых двигательных действий. [15, 67]

.3 ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида учебной программы. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.

Учебный процесс по физическому воспитанию состоит из следующих видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами движения. [7, 93]

Физическая подготовка.

Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большее внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.

Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физическую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, тяжелой атлетики, а также простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т. е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе, в лесопарковой зоне. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого - его гармоническое развитие, связанное с совершенствованием мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы, т. е. связанных с тем или иным видом спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.

В процессе специального развития физических качеств совершенствуются не только функции организма, ускоряющие процесс адаптации и технического применения приемов в конкретном виде подготовки, но и создаются предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков, успешного освоения учебной программы. Высокий уровень развития специальных физических качеств применительно к конкретной спортивной деятельности достигается при использовании соревновательно-игрового метода.

В настоящее время исследованиями и практикой подтверждено, что двигательные качества наиболее успешно развиваются в том случае, если в соревновательно-игровой деятельности применяют комплексный подход. Это значит, что на занятиях по физическому воспитанию должны использоваться средства, заимствованные из различных видов спорта. К ним можно отнести упражнения, предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости и т. д. Применение их в определенных сочетаниях способствует освоению двигательного действия, а отсутствие многообразия при спортивной специализации значительно снижает двигательный диапазон учащихся, а также развитие их координационных способностей.

Рассмотрим, как в условиях соревновательно-игровой деятельности можно проводить специальную физическую подготовку. В специальной физической подготовке учащихся особое место занимает скоростно-силовая подготовка. Воспитание силы является основой для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит проявление выносливости, быстроты, наконец, ловкости.

В зависимости от избранного режима деятельности подбираются упражнения и подвижные игры, которые могут быть динамического или статического характера. При динамическом характере двигательной деятельности задания могут быть индивидуальными или групповыми.

Развитие скоростно-силовых качеств успешно достигается с помощью разнообразных упражнений и игр, где решающей является частота выполняемых движений. Помимо сложных передвижений, это могут быть задания с отягощением, со снарядом (граната, ядро) и на снарядах (полосы препятствия или гимнастические снаряды), а также упражнения с оказанием сопротивления партнеру. Такие задания, связанные с единоборствами, развивают не только скоростную силу и выносливость, но и ловкость, волю к победе. [11, 75]

Выполнение соревновательно-игровым методом динамических упражнений, связанных с преодолением силы тяжести собственного тела, позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мышечной силы осуществляется в основном двумя методами: методом повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, или методом поднятия максимального груза. При статическом характере деятельности упражнения состоят из фиксации однообразных движений и положений тела, которыми являются упоры или висы, либо удержания отягощения в определенном положении. Соревновательное выполнение статических упражнений заключается в длительности удержания определенной позы тела, а также оказании противодействия партнеру или внешним силам.

Используя соревновательно-игровой метод, можно успешно развивать быстроту, которая заключается в способности выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота характеризуется тремя основными факторами: быстротой ответного движения на конкретный раздражитель (двигательной реакцией), быстротой движения и частотой движения в отрезок времени. В соревновательно-игровой деятельности все вышеназванные факторы проявляются комплексно, хотя между ними нет прямой зависимости. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости. Основу высокой скорости в любых технических движениях составляет повторное выполнение упражнений с предельной скоростью.

Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных подвижных игр по неожиданному сигналу (команде). А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения. Для целевого развития в соревновательно-игровой деятельности быстроты обычно применяют повторный и переменный методы. На практике это кратковременное 15-20-секундное выполнение задания различной интенсивности либо в разном темпе с активным отдыхом между сериями или попытками. Развитие общей выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе. Для развития общей выносливости в большинстве своем применяются упражнения циклического характера (равномерный или переменный бег), где монотонность физической работы снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение этих занятий в соревновательной или игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся, заставляет их преодолевать все трудности. Кроме подвижных игр, эстафет, командных или групповых пробежек по пересеченной местности с преодолением препятствий, для развития выносливости возможны любые упражнения или единоборства, где длительность физической работы определяет достижение поставленной цели.

Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта, выполняемых в соревновательно-игровой обстановке.

В условиях соревнования или игры развитие координационных действий происходит более эффективно, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности. В целом соревновательно-игровые задания являются также хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее освоить учебно-спортивную программу практически в любом учебном заведении.

И если обучение сложной технике из различных видов спорта можно начинать, применяя фронтальный метод, то совершенствование ее лучше проводить в соревновательно-игровой обстановке, которая приближена к тем условиям, в которых придется этим видом спорта заниматься.

Совершенствование специальной ловкости, связанной с конкретным видом спорта, должно быть непрерывным, и по мере освоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Развитие гибкости (подвижности в суставах) в соревновательно-игровой деятельности осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, соревнуются как за временное количество, так и за качество выполняемых упражнений, а при активном - их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более интенсивного вращения.

При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил:

) развивать гибкость планомерно и систематически;

) использовать в игре или соревновании упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды;

) осуществлять полное разогревание тела перед выполнением упражнений;

) чередовать упражнения на гибкость с упражнениями или подвижными играми на силу, ловкость и быстроту. [1, 32]

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Под технической подготовкой в соревновательно-игровой деятельности подразумевается педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техникой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой или соревновательной обстановке.

Основная цель технической подготовки - это овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движения. Перед учащимися ставится задача: более глубоко познать технику движений, добиться их свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. Особенно важно при этом многократно повторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных и динамических характеристик. Для этого необходимо многократное повторение действия в целом, например, использование ограниченного количества помех вначале и увеличение их в конце освоения двигательного действия либо повторение с соревнованием на качество исполнения отдельных наиболее трудных элементов техники двигательного действия.

По мере освоения изучаемого навыка или умения перед учащимися ставятся задачи закрепления его техники и дальнейшего совершенствования в направлении усиления динамики движений, максимальной оптимизации. Иначе говоря, учащиеся должны применять навыки и умения в самых различных условиях действий с наибольшей эффективностью. Для этого следует увеличить количество повторений не только в обычных, но и в более сложных, непривычных условиях, что позволяет учащимся вырабатывать гибкие навыки и умения. В зависимости от особенностей навыка (принадлежности его легкой атлетике, гимнастике, борьбе или спортивной игре) должна определяться целесообразность соотношения простых и вариативных повторений совершенствуемого задания.

В целях дальнейшего совершенствования движений применяют различные методические приемы: в легкой атлетике - увеличение дистанции или высоты, дальности броска, гандикапа, в гимнастике - увеличение амплитуды, поточное выполнение упражнений, в спортивных играх - переход от выполнения на месте к выполнению в движении, сочетание нескольких элементов в облегченных или нормальных условиях соревнования или игры.

Задача повышения качества выполнения соревновательно-игрового задания должна ставиться на каждом занятии. Рациональная техника дает возможность учащемуся, даже не обладающему исключительными физическими данными, добиваться высоких спортивных результатов.

Успешно закрепленная в соревновательно-игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка учащихся, тем успешнее они смогут решать тактические задачи, тем выше тактическое мастерство группы или команды в целом. [12, 88]

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тактическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности учащихся - это процесс формирования системы способов ведения игры или двигательных действий. В процессе технической подготовки учащиеся приобретают умения технического выполнения действий, а также навыки для ведения игры, а в процессе тактической - умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно-игровых ситуациях. Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно-игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму взаимодействий с партнерами.

Под индивидуальными действиями понимают целесообразность применения наборов технических упражнений или игровых приемов в игре, для чего необходимо овладеть способами передвижения, умением выбирать место для ведения игры, а также наиболее целесообразный способ действия в сложившейся соревновательно-игровой ситуации. [15, 70]

При обучении индивидуальным тактическим действиям используются упражнения для выполнения самых разнообразных приемов при пассивном и активном противодействии партнера.

Групповая тактика предусматривает участие в соревновательно-игровых действиях двух и более учащихся. Групповые тактические действия могут быть, например, в играх при нападении или защите. В каждом случае решается частная тактическая задача: в первом -создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего действия, во втором противодействие с целью затруднения выполнения завершающего действия (передачи, удара, броска и т. д.) противоборствующей стороной.

Тренировка групповых действий начинается с изучения взаимодействия двух учащихся в упражнениях при встречных или параллельных перемещениях (встречные передачи, передачи с продвижением по длине площадки и т. д.). Затем переходят к взаимодействиям трех и более играющих. Совершенствование взаимодействий осуществляется в игровых упражнениях, учебных играх, соревнованиях.

Командные действия предполагают выбор способов взаимодействия при ведении соревнования или игры членов всей команды. На этот выбор влияет тактическая схема игры команды противника, ее техническая и психологическая подготовка. Успех решения тактических задач зависит от технической подготовки исполнителей, их творчества и организованного выполнения замысла.

Тренировка командных действий начинается с момента комплектования команды и определения основных функций участников соревнования или игры. Избрав тактический рисунок соревнования, игры или систему тактических взаимодействий, исходя из возможностей занимающихся, определяют задачу каждого участника. И только после этого приступают к освоению основных взаимодействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоятельные тактические решения. Затем закрепляются командные тактические взаимодействия, например в двусторонних учебных играх. Постепенно тактические задачи усложняются. Следует помнить, что команда начинается с умения осуществлять тактические взаимодействия. Поэтому шлифовку и совершенствование тактики нужно начинать с несложных коллективных действий, а затем переходить к конкретным тактическим взаимодействиям. Существует целый ряд упражнений, которые направлены на совершенствование тактики. Эти упражнения максимально приближены к игровым или соревновательным условиям и применимы практически повсеместно. [14, 132]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Психологическая подготовка в соревновательно-игровой деятельности решает задачи психического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся. Развитие физических и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двигательной деятельности в результате преодоления объективных и субъективных трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладевать сложной техникой из различных разделов программы, а также игровых приемов, преодолевать усталость, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять высокую работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера учащихся является физическая нагрузка. Специфичность волевых качеств в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, смелости, выдержки.

Следует учитывать, что учащиеся под воздействием эмоционального возбуждения могут плохо контролировать себя, принимать опрометчивые решения. Зачастую это происходит от недостаточной технической и тактической подготовки учащихся, вследствие того, что на их пути встретились трудности, которые они лишь со временем научатся преодолевать. [10, 61]

Процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (воспитание мотивов, побуждающих к систематическим занятиям, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям (игре), когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству в данном соревновании (игре) или серии соревнований (игр).

При работе с учащимися очень важно приобщать их через соревнования, игровые действия к систематическим тренировочным занятиям на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хорошим средством развития воли учащихся служат упражнения по преодолению трудностей, а также учебные игры и соревнования, где появляется необходимость проявления твердости характера, решительности, упорства, настойчивости. [16, 102]

Смелость и решительность часто мотивируются эмоциональными моментами и проявляются не в силу логического довода, а охватившего учащегося порыва или раскрепощенного чувства. Иногда даже те технические приемы, которые он боялся выполнить на тренировке, соревнованиях, под воздействием игрового эмоционального состояния выполняются более успешно. Поэтому преподавателю при разборе игры или соревнования необходимо проявлять чуткость и определенный такт.

В соревновательно-игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:

)методом упражнений по преодолению трудностей;

)методом настраивающих упражнений (с целью настраивания ученика на необходимое психическое состояние);

)методом идеомоторных упражнений, т. е. мысленного продумывания действий, позволяющего воспроизвести и конкретизировать будущую двигательную деятельность;

) методом психорегулирующей тренировки, позволяющей с помощью упражнений уменьшить напряжение и настроить на предстоящую деятельность.

От учащихся следует неуклонно добиваться качественного и своевременного выполнения заданий, формировать активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях, добиваться четкого выполнения установок в соревнованиях или игре и, кроме того, нацеливать занимающихся на работу по устранению своих недостатков в физической, технической и тактической подготовке, воспитывать в них уверенность в своих силах при осуществлении намеченных планов. [9, 33]

Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно-игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

В любых коллективах очень важно проводить обсуждение соревнования или проведенной игры (разбор). Это рекомендуется делать после отдыха или в конце занятий, после того как спадет эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия и воспринять анализ, сделанный преподавателем. В разборе необходимо добиваться участия всех учащихся. Высказывания должны носить деловой, доброжелательный характер. Раздражение или необоснованные упреки руководителя могут нанести травму учащемуся, и не будут способствовать развитию его волевых качеств. [6, 12]

тренировка баскетболист игровой соревновательный

Глава II Моделирование соревновательной - игровой деятельности при помощи карточки - задания

.1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ - СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО И ИГРОВОГО МЕТОДОВ.

Все спортивные игры объединяет игровая деятельность, у которой много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Поэтому отдельные подвижные игры, эстафеты и соревновательные упражнения применимы для всех спортивных игр, например игры «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», а также линейных, встречных и комбинированных эстафет. Вместе с тем все спортивные игры имеют свою специфику и характерные особенности, которые влияют на подбор соревновательных упражнений. [17, 50]

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ И ИГРОВОЙ МЕТОДЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ.

Большой арсенал технических приемов, которые необходимо разучить, чтобы освоить игру, требует от специалистов поиска оптимальных форм и методов обучения. Одним из таких методов является соревновательно-игровой, который рекомендуется применять на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. Т.о. совершенствовать технику передвижения можно, используя различные соревновательные эстафеты. Для этого в них вводятся беговые упражнения, различные способы передвижения, например, приставными шагами, спиной вперед, вышагивание, повороты, с выполнением прыжка под щитом или остановки в два шага и с изменением направления дальнейшего передвижения.

Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Сначала добиваются точного выполнения ловли и передач мяча, затем быстрого, и только после этого приступают к выполнению их в условиях, приближенных к соревновательным, где постепенно наращивают сопротивление противника.

Для овладения техникой перемещения, характерного для баскетбола, рекомендуются следующие упражнения: разновидности бега с остановкой по сигналу, пятнашки с раздельного старта, эстафеты с разновидностью прыжков, подвижные игры.

При отработке и совершенствовании передачи и ловли мяча соревновательным методом используются всевозможные передачи в парах, эстафеты во встречных и параллельных колоннах, кругах и шеренгах.

Примерными заданиями для совершенствования я выбивания и вырывания мяча в соревновательных условиях являются парные упражнения: сначала на месте, затем в движении и в сочетании с другими элементами.

Броски мяча в кольцо являются наиболее трудоемким элементом техники игры, поэтому для их совершенствования больше всего предлагается игровых заданий. После овладения техникой броска с места различными способами приступают к шлифовке их в различных условиях, сначала на месте, а затем в движении с комбинацией других элементов.

Во время соревнования или специализированной подвижной игры совершенствование бросков должно проводиться с близких, средних и дальних расстояний и из различных мест площадки, причем в различных вариантах: с места, шагом, после ведении мяча, с поворотом, в прыжке, с остановкой, броском в корзину, после передачи мяча, а также при сопротивлении соперника. [18, 34]

.2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Применение идей кибернетики в педагогической области и, в частности, в физической подготовке основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно как управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся. Сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно - игровой обстановке. Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучающимся. [19, 14]

Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдельных сторон физической подготовки привлекают все большее внимание специалистов физического воспитания. Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в строго установленном порядке операций, дающих решение некоторого класса задач. В физическом воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками. Задача преподавателя при этом состоит в выработке алгоритмических предписаний и организации соревновательно-игровой деятельности учащихся согласно этим предписаниям.

Алгоритмизация двигательных действии.

В учебном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапа: общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема; разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях; разучивание в усложненных условиях; совершенствование приема в игре или соревновании, близких к официальным.

Общее ознакомление с соревновательно-игровым действием, игрой. На данном этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приема в спорте. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие или игровой прием. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно. [20, 45]

Разучивание приемов соревновательно-игровой деятельности в упрощенных, специально созданных условиях. Здесь перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях: например, в баскетболе ловлю и передачу мяча после набрасывания его капитаном; в волейболе - передачу мяча после подачи ведущим игроком в удобное для передачи положение и т. д. Наиболее сложные приемы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью, (для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа от простого к сложному) упрощаются условия выполнения приема путем занятия наиболее удобного исходного положения; уменьшаются расстояния, сила передачи, быстрота передвижения и т. д.

При соревновательно-игровом выполнении движений учащихся необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяются повторный показ, объяснение, выполнение техники приема расчленено, медленно и т. д.

Разучивание приема соревновательно-игровой деятельности в усложненных условиях необходимо для доведения его до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются не только правильного взаимодействия со снарядом, тренажером, мячом, но и с партнером. Усложнение условий для разучивания достигается повышением скорости выполнения приема, увеличением расстояния, быстроты, силы, изменением направления полета мяча, усложнением его траектории, увеличением амплитуды движения. Другой способ усложнения - выполнение приема на повышенной скорости, в сочетании с другими приемами, на уменьшенной площадке, увеличение количества выполнений за единицу времени, повышение требовательности к точности или скорости выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при активном противодействии партнера, а также с изменением количества взаимодействующих партнеров. Объем усложнений зависит от степени владения учащимися техническим приемом. При хорошем владении можно вводить целый комплекс усложняющих условий. [20, 67]

Совершенствованием приема в игре или соревновании преподаватель добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. На данном этапе используются упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.

Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение с алгоритмизацией его, преподаватель может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.

Карточки-задания, приведенные ниже, также можно отнести к элементам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий учащихся в соревновательно-игровой обстановке. Под алгоритмическим предписанием в карточках наступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладением определенными двигательными навыками.

Сопоставив эпизодическое использование различных игр и соревновательных упражнений с алгоритмическим в соревновательно-игровом задании, можно сделать вывод о том, что обучение и совершенствование двигательных действий при помощи алгоритмических предписаний существенно улучшает процесс организации работы занимающихся, создаются конкретные условия для творческой самостоятельной работы, как учащихся, так и преподавателя. Одновременно с освоением подвижных игр или отдельной техники исполнения упражнений, занимающиеся успешно овладевают методикой их обучения. При этом создается рабочая картотека - система методически подобранных заданий, позволяющая в дальнейшем работать творчески и разнообразно. [20,122]

.3 ИНФОРМАТИВНОСТЬ КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

Карточка-задание представляет собой источник информации о двигательной деятельности, выполняемой в соревновательно-игровой обстановке. Для удобства пользования и нахождения все соревновательно-игровые задания имеют порядковый номер. В каждом задании указаны конкретные задачи, способствующие развитию и воспитанию, как целого ряда психофизических качеств, так и формированию и совершенствованию отдельных технических элементов (умений и навыков) в условиях, приближенных к реальной соревновательно-игровой обстановке. Эти задачи на первых этапах могут быть сокращены до минимума или при успешном освоении дополнены и усложнены более высокими требованиями как к количеству, содержанию, трудности выполнения, так и к сочетанию, комбинированию различных вариантов двигательной деятельности. Например, для задания «Эстафета с обручем» (гимнастика) задачи можно сформулировать так: «Формирование ритма вращения обруча, развитие быстроты, ловкости и точности движений при коллективных взаимодействиях». Кроме того, в карточках указывается необходимый инвентарь в нашем случае - гимнастический обруч и место проведения занятий: спортивный зал, площадка, приспособленное помещение, рекреация.[22, 34]

Все соревновательно-игровые задания построены по одной принципиальной системе. Они состоят из четырех разделов передачи нужной информации, включающих схему построения, содержание двигательных действий, правила их выполнения и организационно-методические указания (ОМУ). Первый раздел - схема построения. На схеме указывается место преподавателя (наиболее удобное для обозрения и руководства). Условными обозначениями (символами) указываются расположение игроков одной и другой команд, направление движения и последовательность действия. Обычно дается один из возможных вариантов схематического расположения учащихся. Язык символов наиболее прост и доступен для восприятия двигательного действия. При его использовании возрастает эффективность обучения.

Второй раздел - содержание. Он начинается с описания действия: «Первые номера в шеренгах - с обручами. По сигналу преподавателя правофланговый игрок быстро прокручивает обруч через себя и передает его стоящему рядом партнеру, который проделывает то же. И так до тех пор, пока каждый участник не выполнит задание. Этот раздел может быть дополнен вариантами.

Например:

) то же, но движение продолжается с возвращением обруча ведущему;

) то же, но с перемещением последующего участника вперед шеренги до тех пор, пока ведущий не окажется на своем месте;

) то же, Но передаются сразу несколько обручей, которые лежат у ведущего участника в ногах.

Количество вариантов может быть гораздо больше, чем предложено в игровых заданиях. Здесь все зависит от изобретательности преподавателя, его умения определить, как можно далее совершенствовать навыки учащихся.

Третий раздел - правила, которые в конечно счете сводятся к ясным и четким действиям, не допускающим разночтения и свободного их толкования по своему усмотрению, за исключением тех случаев, где разумная и творческая инициатива поощряется, а способ выполнения целиком зависит от самого учащегося. Если в игре или соревновании ведется подсчет очков, то должны быть. Ясные критерии: за что и сколько начисляется, и; каких слагаемых состоит конечный результат, определяющий победителя, за что наказывается участник или команда. В «Эстафете с обручем» следующие правила: Игру следует начинать по сигналу преподавателя. Игрок, стоящий последним в шеренге или первым заканчивающий задание, должен поднять обруч кверху, сигнализируя об окончании эстафеты. Побеждает команда, быстрее передавшая обруч и, наконец, последний, четвертый раздел - ОМУ освещает методическую сторону двигательных действий с теми тонкостями, которые помогут лучше организовать и провести игру или соревнование. В нашем случае это - передача обруча должна проводиться в строгой очередности от правофлангового последующему игроку.

Возможны и другие организационно-методические указания, помогающие преподавателю провести игру.

Суть соревновательно-игрового задания, помимо эстафет, подвижных игр, могут составлять общеразвивающие и специальные упражнения, а также простые и сложные технические элементы из различных разделов учебной программы. Их объединяет общий признак, соревновательно-игровые выполнение двигательного действия.

Все задания систематизированы по видам спорта, традиционным для учебных программ по физическому воспитанию. Это поможет преподавателю или тренеру интересно и увлекательно провести совершенствование любого учебного материала, и в первую очередь не игрового, соревновательно-игровым методом. [22, 57]

Заключение

В дипломной работе изложен материал по теме «Результативность подготовки баскетболистов с акцентированием применения игрового и соревновательного методов в общей структуре подготовки». В системе физического воспитании игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, сущность же соревновательного метода заключаются в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Эти два метода дополняют друг друга и, по моему мнению, являются универсальным средством для организации досуга детей в школах, студентов в ВУЗах и среднеспециальных учебных заведениях, просто людей, имеющих свободное время и конечно же людей, которые занимаются спортом, в нашем случае баскетболом.

Проблема современной молодёжи в их незаинтересованном отношении к ФК и спорту с вытекающими из этого последствиями - недисциплинированность, вредные привычки, вымирание нации, различные заболевания, снижение работоспособности и т.д.

Так как игровой и соревновательный методы решают вопросы оздоровления, воспитания и образования, а также привитию дисциплины, повышают работоспособность и здоровье людей, значительные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся, укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц, улучшается обмен веществ, сердечно - сосудистая и дыхательная системы лучше обеспечивают потребность тканей в кислороде и питательных веществах - эта тема является актуальной не только в нашей стране, но и во всём мире, так как самое важное для человека - это собственное здоровье и здоровье наших детей, а как известно спортивная борьба интересна не только участникам, но и зрителям, наблюдая за ловкими, быстрыми и точными движениями играющих, некоторые зрители увлекаются игрой и включаются в систематические занятия.

Целью нашей работы было показать эффективность применения игрового и соревновательного методов в системе подготовки баскетболистов.

Таким образом мы сделали общий анализ литературы по данному вопросу. Также дана характеристика игрового и соревновательного методов, раскрыта их сущность, приведены примеры моделирования соревновательно игровой деятельности на основе алгоритмизированного обучения, где можно более последовательно проследить применение соревновательного и игрового методов в подготовке баскетболистов.

Решение этой задачи достаточно подробно описано во второй главе нашей работы в пунктах: сфера применения игрового и соревновательного методов, а также моделирование соревновательно - игровой деятельности.

Также, мы, привели примеры эффективных способов передачи информации основанных на общепедагогических методах и приёмах.

Данная работа имеет две главы, которые, в свою очередь, разбиты на пункты.

Первая глава включает в себя несколько пунктов, посвящённых вопросам общей характеристики использования соревновательно - игрового метода в подготовке баскетболистов.

Во второй главе рассмотрены своеобразные подходы к моделированию соревновательной - игровой деятельности баскетболистов.

Работа имеет обширное приложение в виде подбора карточек соревновательно - игровых заданий для подготовки баскетболистов.

Данная дипломная работа может использоваться студентами средних специальных учебных заведений физической культуры, а также преподавателями этих заведений и учителями физкультуры, а также тренерами, работающих с группами начальной подготовки, отделение баскетбола.

Список литературы

1.Березин И. П., Дергачев Ю. В. Подготовка юного спортсмена. - М.: ФиС,1985.

.Белинович В. В. Обучение в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1958.

.Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Фис, 1985.

.Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. - Киев.: Высшая школа, 1988.

.Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общ. ред В. М. Дьячкова. - М.: ФиС, 1972.

.Жеребцов А. В. М.: Высшие достижения. Физкультура и труд, 1986.

.Коростелев Н. Б. От А до Я. - М.: ФиС, 1982.

.Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л. Б. - М.: ФиС, 1998.

.Советская система физического воспитания. Под ред. Кукушкина Г. И. М.: ФиС, 1975.

.Куценко Г. И. Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. - СПб., 1997.

.Ленсгаф П. Ф. Избранные сочинения. - М.: Педагогика, 1988.

.Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М.: ФиС, 1995.

.Матвеев Л. П. Интеллектуальная, техническая и тактическая подготовка в спортивной тренировке. / В. кн.: Основы спортивной тренировки. Гл. V. М.: ФиС, 1977.

.Психология. Под ред. Мельникова В. М. - М.: ФиС, 1987.

.Петровский Б. В. - М.: Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Просвещение, 1981.

16.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

17. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1989.

18.Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина», 1977.

19.Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: «Физкультура и спорт», 1978.

.Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979.

.Физическая культура в семье./ Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

Похожие работы на - Результативность подготовки баскетболистов с акцентированием применения игрового и соревновательного методов в общей структуре подготовки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!