Современный кабинет истории в школе
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северный Арктический Федеральный университет»
Институт социально-гуманитарных и политических наук
Кафедра отечественной истории
Курсовая работа на тему
«Современный кабинет истории в школе»
Выполнила: студентка ІV курса
Кузьмина Ю.А
Научный руководитель
КПН, заслуженный учитель РФ
Овчинникова Н.П
Архангельск 2013
Введение
Актуальность исследования: эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.
Предмет: учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе.
Объект: роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.
Цель работы: рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории
Задачи: 1. Проследить за развитием организации работы школьных кабинетов истории в советское время, рассмотреть, какие рекомендации были выработаны ведущими методистами по этому вопросу.
. Дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.
Структура курсовой работы: курсовая работа делиться на две части, теоретическую и практическую, введение и заключение. Первая часть отражает то, каким должен быть современный кабинет истории в школе, основные требования к его организации. Вторая часть - это пример кабинета истории, рассмотрение его соответствия общепринятым нормам.
Методисты: в советское время этой темой занимались выдающиеся методисты Аппорович Н.И. и Завадье А.С. они отмечали важность оснащения кабинета истории техническими средствами обучения для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Сегодня этим вопросом занимаются Калуцкая Е.К., Чернов А.И., Захарова Е.Н.
Теоретическая часть
Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. А кабинет истории - один из самых завораживающих и интереснейших кабинетов в школе. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием.
Задачи учебного кабинета:
) создавать все необходимые условия для овладения предметом на уроках, внеклассных занятиях, под руководством учителя, самостоятельно, индивидуально или в группе;
) соответствовать специфике деятельности учащихся и учителя по различным лицейским дисциплинам с тем, чтобы в единицу времени, затрачивая минимум энергии и средств, можно было бы достичь лучших результатов (требование педагогической эргономики);
) позволять добиваться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения;
) отвечать требованиям научной организации труда (НОТ) учителя и учащихся на уроке и служить определённым дидактическим и воспитательным целям.
Организация работы кабинета в советское время
Но прежде чем приступить к рассмотрению основных требований к современному кабинету истории в школе, необходимо ознакомиться с организацией работы кабинета истории в советское время.
Русская дореволюционная школа кабинетов не имела. Кабинеты истории стали возникать только после Октябрьской революции, когда началось строительство советской школы. В кабинетах сосредоточивались карты, самодельные пособия, книги и материалы для лабораторной работы. Перестройка школьного исторического образования в 30-е гг. привела к тому, что кабинеты были ликвидированы, а учебно-наглядные пособия переданы в методические кабинеты школы. Внимание к кабинетной системе возродилось после Великой Отечественной войны. В августе 1945 г. Нарком просвещения и Академия педагогических наук РСФСР приняли решение об организации школ с оборудованными кабинетами. Предпосылками перехода к массовой организации школьных кабинетов истории и обществоведения во второй половине 60-х: гг. послужили растущее насыщение школ печатными наглядными пособиями, развитие деятельности учителей и учащихся по созданию учебных пособий своими силами, накопление опыта работы лучших кабинетов истории и разработка в педагогической литературе вопросов об оборудовании и оформлении кабинета, о его назначении и роли в процессе обучения. 1980-е года являются важной вехой в этом вопросе, так как на это время приходится наибольшее количество публикаций на тему проблемы оформления школьного кабинета истории.
По существовавшим тогда нормативам оборудование кабинета истории в школе должно было состоять из трех основных частей:
а) специальной мебели приспособлений;
б) технической аппаратуры;
в) фонда учебных пособий.
Фонд учебных пособий кабинета истории, содержит все материалы, которые служат источниками познания исторического прошлого и современности и обеспечивают применение всей системы методов обучения истории - методов живого слова, методов наглядного обучения и методов работы с текстуальными источниками.
) Текстуальные источники.
Включают:
б) экземпляры недорогих изданий художественно-исторической беллетристики, исторических повестей для учащихся V-VII классов. Наличие такой небольшой библиотечки помогает учителю не только руководить внеклассным чтением, вызывать интерес школьника к книге, но и ознакомить всех учащихся данного класса с некоторыми произведениями исторической беллетристики, построив на этой основе более активную работу на уроке;
в) папки с вырезками из газет и журналов - тематические подборки к урокам истории и к докладам учащихся;
г) справочную и методическую литературу для учителя, книги для чтения и хрестоматии, комплекты журнала «Преподавание истории в школе» и методические пособия
) Наглядные учебные пособия.
Они подразделяются на объёмные и плоскостные. К объёмным относили различные макеты и модели, часть которых изготавливалась в процессе обучения самими учащимися. Плоскостные наглядные пособия включали:
а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учащимися; сюда относили и печатные и самодельные схематические карты и даны сражений, боевых операций и т. п. Необходимой принадлежностью кабинета являлись комплекты исторических атласов, в количестве 15-20 экземпляров каждого выпуска, т. е. по одному атласу на каждую парту;
б) картины на исторический сюжет; сюда относили серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры;
в) схемы и таблицы по истории, печатные и самодельные;
г) иллюстративный раздаточный материал, позволявший вести фронтальный разбор и беседу в классе: открытки, вырезки из газет и журналов, а также фотографии, заснятые учащимися на экскурсиях, походах, в ходе краеведческого поиска. Всё это значительно расширяет круг наглядных источников, привлекаемых в обучении, и активизирует работу на уроке.
Другая составляющая кабинета - наличие разнообразного фонда аудиовизуальных средств обучения, которые можно разделить на три группы:
) средства статичной экранной проекции - диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора;
) динамические экранные пособия - учебное кино и телевидение;
) звукозаписи на магнитной пленке радиопередач, выступлений участников и очевидцев исторических событий. Комплект аппаратуры в кабинете предполагал наличие кинопроектора - 16 мм, графопроектора, диапроектора, магнитофона, проигрывателя, а во многих школах, принимающих учебные передачи, и телевизора.
Книжный фонд (библиотека) - необходимый компонент кабинета истории. Комплектование её велось по следующим основным разделам: научная литература, учебная, методическая, художественно-историческая, а также существовал обширный раздел, посвящённый коммунистическому воспитанию учащихся (книги классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, справочная литература такого типа, как «СССР в цифрах», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международное рабочее движение» и другое.
Особой частью кабинета являлись дидактические раздаточные материалы как текстового, так и иллюстративного характера: это различные карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки. Сюда же относятся перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам и для различных классов, разработанные и проверенные опытом цифровые диктанты по истории и другие пособия для контроля и самоконтроля. Такими были методические рекомендации и организация работы кабинета истории в советское время. В современной школе данная организация претерпела ряд изменений.
Кабинет - это учебно-методическая база школы, она должна постоянно совершенствоваться, так как происходят частые изменения в содержании образования, методике, развитие ТСО (новые технологии). Школьный кабинет имеет ряд требований, установленных
Общие требования к учебному кабинету
. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
·приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);
·приказа о назначении зав кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);
·инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
·правил техники безопасности при работе в кабинете;
·правил пользования учебным кабинетом учащимися;
·акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
·протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
·плана работы кабинета на учебный год и перспективу;
·журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;
·заключения методической комиссии о готовности программно- учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);
·аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;
·самоанализа работы кабинета учителем;
·планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.
2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
·оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места);
·наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:
. Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.
. Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д.
. Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.
. Объемные наглядные пособия: модели, макеты.
Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий в учебном кабинете