Современный кабинет истории в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современный кабинет истории в школе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северный Арктический Федеральный университет»

Институт социально-гуманитарных и политических наук

Кафедра отечественной истории






Курсовая работа на тему

«Современный кабинет истории в школе»

Выполнила: студентка ІV курса

Кузьмина Ю.А

Научный руководитель

КПН, заслуженный учитель РФ

Овчинникова Н.П





Архангельск 2013

Введение

Актуальность исследования: эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории - это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.

Предмет: учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе.

Объект: роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.

Цель работы: рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории

Задачи: 1. Проследить за развитием организации работы школьных кабинетов истории в советское время, рассмотреть, какие рекомендации были выработаны ведущими методистами по этому вопросу.

. Дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.

Структура курсовой работы: курсовая работа делиться на две части, теоретическую и практическую, введение и заключение. Первая часть отражает то, каким должен быть современный кабинет истории в школе, основные требования к его организации. Вторая часть - это пример кабинета истории, рассмотрение его соответствия общепринятым нормам.

Методисты: в советское время этой темой занимались выдающиеся методисты Аппорович Н.И. и Завадье А.С. они отмечали важность оснащения кабинета истории техническими средствами обучения для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Сегодня этим вопросом занимаются Калуцкая Е.К., Чернов А.И., Захарова Е.Н.

Теоретическая часть

Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. А кабинет истории - один из самых завораживающих и интереснейших кабинетов в школе. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием.

Задачи учебного кабинета:

) создавать все необходимые условия для овладения предметом на уроках, внеклассных занятиях, под руководством учителя, самостоятельно, индивидуально или в группе;

) соответствовать специфике деятельности учащихся и учителя по различным лицейским дисциплинам с тем, чтобы в единицу времени, затрачивая минимум энергии и средств, можно было бы достичь лучших результатов (требование педагогической эргономики);

) позволять добиваться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения;

) отвечать требованиям научной организации труда (НОТ) учителя и учащихся на уроке и служить определённым дидактическим и воспитательным целям.

Организация работы кабинета в советское время

Но прежде чем приступить к рассмотрению основных требований к современному кабинету истории в школе, необходимо ознакомиться с организацией работы кабинета истории в советское время.

Русская дореволюционная школа кабинетов не имела. Кабинеты истории стали возникать только после Октябрьской революции, когда началось строительство советской школы. В кабинетах сосредоточивались карты, самодельные пособия, книги и материалы для лабораторной работы. Перестройка школьного исторического образования в 30-е гг. привела к тому, что кабинеты были ликвидированы, а учебно-наглядные пособия переданы в методические кабинеты школы. Внимание к кабинетной системе возродилось после Великой Отечественной войны. В августе 1945 г. Нарком просвещения и Академия педагогических наук РСФСР приняли решение об организации школ с оборудованными кабинетами. Предпосылками перехода к массовой организации школьных кабинетов истории и обществоведения во второй половине 60-х: гг. послужили растущее насыщение школ печатными наглядными пособиями, развитие деятельности учителей и учащихся по созданию учебных пособий своими силами, накопление опыта работы лучших кабинетов истории и разработка в педагогической литературе вопросов об оборудовании и оформлении кабинета, о его назначении и роли в процессе обучения. 1980-е года являются важной вехой в этом вопросе, так как на это время приходится наибольшее количество публикаций на тему проблемы оформления школьного кабинета истории.

По существовавшим тогда нормативам оборудование кабинета истории в школе должно было состоять из трех основных частей:

а) специальной мебели приспособлений;

б) технической аппаратуры;

в) фонда учебных пособий.

Фонд учебных пособий кабинета истории, содержит все материалы, которые служат источниками познания исторического прошлого и современности и обеспечивают применение всей системы методов обучения истории - методов живого слова, методов наглядного обучения и методов работы с текстуальными источниками.

) Текстуальные источники.

Включают:

б) экземпляры недорогих изданий художественно-исторической беллетристики, исторических повестей для учащихся V-VII классов. Наличие такой небольшой библиотечки помогает учителю не только руководить внеклассным чтением, вызывать интерес школьника к книге, но и ознакомить всех учащихся данного класса с некоторыми произведениями исторической беллетристики, построив на этой основе более активную работу на уроке;

в) папки с вырезками из газет и журналов - тематические подборки к урокам истории и к докладам учащихся;

г) справочную и методическую литературу для учителя, книги для чтения и хрестоматии, комплекты журнала «Преподавание истории в школе» и методические пособия

) Наглядные учебные пособия.

Они подразделяются на объёмные и плоскостные. К объёмным относили различные макеты и модели, часть которых изготавливалась в процессе обучения самими учащимися. Плоскостные наглядные пособия включали:

а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учащимися; сюда относили и печатные и самодельные схематические карты и даны сражений, боевых операций и т. п. Необходимой принадлежностью кабинета являлись комплекты исторических атласов, в количестве 15-20 экземпляров каждого выпуска, т. е. по одному атласу на каждую парту;

б) картины на исторический сюжет; сюда относили серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры;

в) схемы и таблицы по истории, печатные и самодельные;

г) иллюстративный раздаточный материал, позволявший вести фронтальный разбор и беседу в классе: открытки, вырезки из газет и журналов, а также фотографии, заснятые учащимися на экскурсиях, походах, в ходе краеведческого поиска. Всё это значительно расширяет круг наглядных источников, привлекаемых в обучении, и активизирует работу на уроке.

Другая составляющая кабинета - наличие разнообразного фонда аудиовизуальных средств обучения, которые можно разделить на три группы:

) средства статичной экранной проекции - диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора;

) динамические экранные пособия - учебное кино и телевидение;

) звукозаписи на магнитной пленке радиопередач, выступлений участников и очевидцев исторических событий. Комплект аппаратуры в кабинете предполагал наличие кинопроектора - 16 мм, графопроектора, диапроектора, магнитофона, проигрывателя, а во многих школах, принимающих учебные передачи, и телевизора.

Книжный фонд (библиотека) - необходимый компонент кабинета истории. Комплектование её велось по следующим основным разделам: научная литература, учебная, методическая, художественно-историческая, а также существовал обширный раздел, посвящённый коммунистическому воспитанию учащихся (книги классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, справочная литература такого типа, как «СССР в цифрах», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международное рабочее движение» и другое.

Особой частью кабинета являлись дидактические раздаточные материалы как текстового, так и иллюстративного характера: это различные карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки. Сюда же относятся перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам и для различных классов, разработанные и проверенные опытом цифровые диктанты по истории и другие пособия для контроля и самоконтроля. Такими были методические рекомендации и организация работы кабинета истории в советское время. В современной школе данная организация претерпела ряд изменений.

Кабинет - это учебно-методическая база школы, она должна постоянно совершенствоваться, так как происходят частые изменения в содержании образования, методике, развитие ТСО (новые технологии). Школьный кабинет имеет ряд требований, установленных

Общие требования к учебному кабинету

. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

·приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);

·приказа о назначении зав кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);

·инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

·правил техники безопасности при работе в кабинете;

·правил пользования учебным кабинетом учащимися;

·акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

·протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

·плана работы кабинета на учебный год и перспективу;

·журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

·заключения методической комиссии о готовности программно- учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

·аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

·самоанализа работы кабинета учителем;

·планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

·оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места);

·наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:

. Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.

. Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д.

. Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.

. Объемные наглядные пособия: модели, макеты.


Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий в учебном кабинете

Похожие работы на - Современный кабинет истории в школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!