Система картографических умений и способы их формирования на уроках истории в современной школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,68 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система картографических умений и способы их формирования на уроках истории в современной школе

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

(Астраханский государственный университет)

Кафедра истории России




КУРСОВАЯ РАБОТА

Система картографических умений и способы их формирования на уроках истории в современной школе

(по дисциплине «Методика обучения истории»)


Выполнил:

Студент группы ОЗ-41

заочного отделения

Байтемиров М.З.

Научный руководитель:

Доктор культурологии

Профессор кафедры

истории России Кучерук И.В.

Астрахань, 2015

Введение

наглядный урок история картографический

История - это предмет, изучая который, происходящие события рассматриваются во времени и пространстве. Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Понятие историческое пространство является одной из основополагающих линий школьных курсов. Оно предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отражённых на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. В современной школе работе с картой должно быть уделено особенное место, так как карта является не просто источником знаний, но и средством развития пространственного мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесной связи с историческими знаниями. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

По утверждению Г.И. Годера, в обучении истории развитие воображения является одним из важнейших средств создания исторических представлений, на основе которых только и могут быть сформированы основополагающие исторические понятия курса. Действие исторических закономерностей может быть понято учащимися и включено в систему их исторического мышления лишь при условии, что они познакомятся с механизмом этого действия в конкретных исторических условиях. Без образной реконструкции прошлого исторические закономерности останутся для учащихся голой абстракцией. Важность и необходимость создания на уроках ярких исторических представлений обусловлены и возрастными особенностями интеллектуальной деятельности учащихся, мышление которых, по данным психологии, еще во многом сохраняет конкретно-образный характер.

Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Целью данной работы является изучение системы картографических умений и способы их формирования на уроках истории.

При этом ставятся следующие задачи:

Проанализировать исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки;

Изучить специфические особенности работы с картографическим материалом на уроках истории;

Рассмотреть виды исторических карт;

Выявить приемы формирования пространственных умений на основе карты;

Рассмотреть систему картографических навыков как условие успешного усвоения исторического материала.

Объектом изучения является система картографических умений.

Предметом изучения является условие формирования картографических умений на уроках истории.

В научной литературе данная тема отражена в основном как одна из частей методических разработок в преподавании истории. Здесь можно выделить книги таких авторов как, М.Т. Студеникин, А.Т. Степанищев, Д.Н. Никифоров и С.Ф. Скляренко, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова и другие. Более детально к изучению проблемы применения картографических навыков на уроках истории подходили такие авторы как, Л.Н. Алексашкина, М.В. Короткова, Г.И. Самсонова, Н.И. Ворожейкина.

Методологической основой данной работы являются научные принципы исторического познания: объективность, историзм, системность. Работа написана на основе критического подхода к анализу источников, научно-исследовательской литературы и ресурсов Интернета.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о картографии на уроках истории

Историческая карта является источником о границах государств, местах исторических событий, расселении народов, особенностях экономики. Географическая же карта, прежде всего, содержит физико-географические данные. Кроме того, географические карты содержат в основном статистические данные, а на исторических - события могут показываться в динамике. Основная задача учителя истории - это научить учеников читать карту, как историческую книгу.

В условиях современного общества идет переосмысление целей, задач и содержания школьного исторического образования. Фонд учебных исторических карт подвергается критике: «преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д.».

.1 Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической системы

Требования к уровню образования, грамотности, и картографической грамотности в частности, с течением времени меняются. Это обусловлено изменениями социальных заказов меняющегося общества. Анализ изменений системы картографических умений на уроках истории способствует сделать вывод о том, что во время становления школьной истории суть картографической подготовки сводилась к освоению школьниками исторической номенклатуры, а карты рассматривались, как средство наглядности. В начале ХХ века на школьных уроках истории с картами работали в основном как с источниками исторической информации. В этот период происходит методическое формирование картографических умений и их места в школьном историческом образовании.

Начиная со второй половины ХХ века изменения в картографической системе, в основном, касались изменений в содержании картографических знаний. Выражалось это в обогащении школьного курса истории теоретическим картографическим материалом. К концу ХХ века из школьной программы истории был исключен излишний картографический материал, что отрицательно сказалось на качестве общего среднего исторического образования в целом.

Современные требования к качеству картографических навыков для выпускников общеобразовательных учреждений к качеству отражены в нормативных документах Министерства образования РФ и в стандарте основного общего образования. Среднее историческое образование должно подготовить учащихся к овладению языком истории - картой, умению извлекать из картографических источников информацию и обращаться к карте как к одному из основных источников получения исторического знания.

В настоящее время появляются все новые документы, отражающие перспективы совершенствования среднего исторического образования. Среди этих документов можно выделить «Концепцию содержания исторического образования в 12-летней школе». В документе основной акцент сделан на формирование практических знаний и умений прикладного характера. В числе прикладных задач курса школьной истории указано «умение в совершенстве пользоваться одним из «языков» международного общения - исторической карты для поиска, интерпретации и презентации исторической информации».

Отражение в государственном историческом стандарте подходов к картографической подготовке, а так же углубление картографической составляющей в Концепции содержания исторического образования в 12-летней школе, говорят о том, что произошло переосмысление роли картографии в школьном историческом образовании.

Рассмотрев современное состояние картографической подготовки в школе можно сделать несколько выводов:

Современные цели общего среднего исторического образования и документы, отражающие перспективные цели его модернизации, предопределяют необходимость усиления практической направленности картографической подготовки учащихся;

Современные тенденции совершенствования системы картографических знаний и умений еще недостаточно отражены в действующих учебниках истории.

Таким образом, необходимость разработки усовершенствованной системы картографических знаний и умений в школьной истории предопределили современные требования общества к картографической грамотности выпускников в общеобразовательных учреждениях. В качестве основных примеров при разработке системы картографических умений на школьных уроках истории можно рассматривать работы выдающегося картографа А.М. Берлянта, посвященные школьной картографии. В основу разработки методики формирования картографических знаний и умений может лечь в основу уже накопленный опыт методистов - В.П. Буданова, Г.Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, Н.М. Яковлева и других.

1.2 Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории

Исходной ступенью всякого познания является живое созерцание. На уроках учителем эта задача решается путем применения наглядного материала, при котором формируются представление и понятия исторического процесса. С помощью конкретизации и метода картинного описания можно создать у учащихся представление о том или ином явлении. На основе жизненных наблюдений создается представление, а дополняется оно знаниями, полученными от учителя. Но здесь надо учитывать некоторые особенности воображения учеников. Приведем пример. С помощью приема картинного описания, но без наглядных пособий учитель создает у учеников, незнакомых с изображениями древнего Кремля, некоторое представление Кремлевских стен при Иване Калите, т.к. некоторые элементы этого представления уже усвоены школьниками ранее из жизненных наблюдений. Но если предложить ученикам изобразить Кремль при Иване Калите, так как они его представляют на основе описания, данного учителем, в результате получится множество самых разных рисунков. Объясняется это тем, что дело не в том, что ученики получили лишь элементы для создания цельного исторического образа, а в том, что в соответствии с различными способностями воображения образ прошлого воссоздавался по-разному.

Поэтому при словесном описании учителем на уроках истории событий прошлого и невозможности опереться на наглядный материал полученные исторические представления учеников будут расплывчатыми, неточными и не вполне адекватными по отношению к исторической действительности. Только при восприятии изучаемых предметов или их изображений возможно создание у учащихся точных и конкретных представлений о прошлом. На основе наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Это и называется предметной наглядностью.

Такой вид наглядности находит широкое применение в преподавании естественных наук. В обучении истории дело обстоит иначе. Сложность применения предметной наглядности состоит в том, что учитель не может воспроизвести и представить предмет непосредственному восприятию учащихся. Так как предметом изучения являются события и явления исторического прошлого. Таким образом, предметная наглядность в точном определении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключением становятся лишь памятники прошлого, если они становятся предметом изучения в курсе истории. Т.е. под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического явления прошлого, а вещественные памятники или материальные следы: не сама жизнь первобытного общества. А следы их жизнедеятельности в виде орудий каменного века, представленных в музейных коллекциях.

Таким образом, к предметной наглядности относятся, материальные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Более широкое применение имеет изобразительная наглядность. Сюда относятся изображения исторических событий, деятелей, исторических памятников, произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, документальные и учебные кинофильмы, макеты и модели.

Из используемых в школах средств изобразительной наглядности выделяют:

Изображения документального характера - фотоснимки, кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда и т.д.

Научные реконструкции архитектурных и других памятников, предметов быта и т.д.

Художественные композиции, созданные на основании исторических данных - произведения исторической живописи, иллюстрации в учебниках и т.д.

Существуют различные классификации наглядных средств. По внешним признакам: печатные, экранные, звуковые. По характеру исторического образа: предметные, изобразительные, условно-графические.

По содержанию классификация более подробная:

Естественная монументальная наглядность - это подлинные исторические памятники прошлого и памятные места;

Подлинные предметы материальной культуры - археологические и этнографические предметы, орудия труда и быта, оружие, денежные знаки и т.д.

Изготовленная предметная наглядность - макеты и модели, реконструкции предметов быта и труда;

Изобразительная наглядность - учебные картины и репродукции;

Технические средства обучения - кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, CD-диски.

Еще один вид составляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений с помощью языка условных знаков. Сюда относятся карты, планы, схемы, диаграммы, графики.

Исторические карты создаются на основе географических карт. Изображения даются на плоскости, соблюдая масштаб и пространственное расположение объектов. Для показа исторической карты существуют определенные правила. Перед показом учитель дает словестное описание географического местоположения исторического события, опираясь на известные ученикам ориентиры или же обращаясь к физико-географической карте.

Среди картин, используемых на уроках истории, различаются учебные картины, художественные произведения исторического жанра. Учебные картины имеют ряд особенностей. Прежде всего, то, что учебная картина создается специально как наглядное пособие для урока и создает целостное изображение исторического явления. Содержание учебной картины специально отобрано в соответствии с учебными и познавательными задачами изучаемой темы.

На уроке нецелесообразно использовать произведения, которые выходят за рамки школьной программы по истории, т.к. это потребует за собой длительных и сложных объяснений.

1.3 Классификация исторических карт

Существуют различные классификации исторических карт: по содержанию, обхвату территории, оформлению, масштабу.

Общие исторические карты, отражающие события в стране или группе стран, их положение, состояние на изучаемом этапе. Например, «Российская империя во IIполовине XVIII века». Общая историческая карта даст общее представление о данном периоде, изменчивость историко-географического положения (изменений территорий и государственных границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения и т.п.).

Обзорные исторические карты, которые отражают цепь последовательных явлений в развитии определенного явления в истории конкретной страны или региона. Например, Изменение государственных границ Русского государства» или «Российская империя с начала XIX века по 1861 г.». Информация обзорных карт не исчерпывается на одном уроке, а анализируется и сопоставляется на всем протяжении изучаемой темы.

Тематические исторические карты, отражающие отдельные события или стороны исторического процесса. Например, «Великая Отечественная война», «Персидский поход Петра Великого» и т.д. В тематических исторических картах нет общей информации, имеющей косвенное отношение к темам. Но вот изучаемое событие или явление раскрыто с детальной точностью. Этот тип карт преобладает в школьных учебниках, атласах. Разновидностью тематических карт являются карты-схемы, имеющие минимальную нагрузку.

Следующая классификация карт по обхвату территории позволяет выделить следующие виды:

Мировые карты. Например, «Мир в XXI веке»;

Материковые карты («Европа в XVI веке»);

Карты государств: Древняя Русь в IX-XII веках».

Классификация по масштабу разделяет карты на крупномасштабные и мелкомасштабные.

По оформлению карты делятся на настенные, карты-вкладыши, атласы и контурные карты.

Отдельную группу картографических пособий составляют транспаранты для кодоскопов, мультипликационные карты, локальные планы, картосхемы, презентации, которые показывают в фильмах одновременно с сопроводительным текстом.

При работе с картой необходимо соблюдать следующие правила. Стоят у карты сбоку, лицом к классу. Границы стран обводятся указкой по замкнутой кривой. Города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте. Реки показываются по течению от истока с устью. Направления военных действий, походов и передвижений указываются по обозначенным на карте стрелкам. Показ всегда должен сопровождаться рассказом.

Выбранный тип исторической карты должен сопровождаться соответствующим текстом. Общие и обзорные карты сопровождаются аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Тематически карты сопровождаются картинным описанием местности и рассказом.

При обращении к карте необходимо не только правильно показать на карте изучаемый объект, но и словами определить его местоположение. Указывается название материка или его части, острова, района. Местоположение соотносится с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п. Обозначается ориентировочное направление (стороны света: юг, север, юго-запад и т.д.). Точный «словесный адрес» изучаемых исторических фактов при обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики на этом примере и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение. Целесообразно словесное образное описание учителем места событий, включая описание ландшафта, географической обстановки. Кроме того, необходимо обратить внимание на ценностные установки, содержащиеся в информации, которую школьникам даёт историческая карта и комментирующий её учитель.

Методические указания использования исторической карты на уроке истории для формирования пространственных представлений:

ни одного урока не должно проходить без карты или картографических средств и целесообразно ее использовать на всех этапах урока;

для создания представления о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара следует использовать параллельно географическую или политическую и историческую карты, или общую и тематическую карты. Сперва показывается расположение изучаемого регионана общей карте, затем на тематической.

одновременно с формированием знаний на основе карты учителю следует уделять время на формирование у учащихся картографических умений;

работа с настенной и настольными картами по возможности должна вестись параллельно и скоординировано; при переходе от одной карты к другой должна быть преемственность

желательно использование контурных карт на различных этапах урока;

Формированию пространственных представлений способствует соотнесение исторических данных с известными школьникам количественными характеристиками.

Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.

Глава 2. Условия эффективного использования системы картографических умений на уроках истории

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией.

Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала.

В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

2.1 Приемы формирования и значение создания пространственных представлений на основе карты

Работа с исторической картой при обучении систематическому курсу истории в школе начинается с 5 класса. Именно в это время происходит знакомство с внешним видом исторической карты и ее условными обозначениями (легенда).

Одним из самых распространенных методов работы с картой является показ по карте исторических объектов. Прием использования карты в сочетании со схемой, необходим при изучении конкретного события.

В средних классах используется прием «живой карты». Подразумевает собой при работе с картой, во время рассказа наносить на карту вспомогательные элементы для восприятия материала(аппликации, стрелки, значки, цветной шнур).Такой метод работы с картойспособствует прочному запоминанию материала, более красочнойиллюстрациисобытий, помогает показывать их в динамике. В условиях современного общества большую помощь в осуществлении данного приема оказывают мультимедийные средства обучения. Прием «живой карты» можно продемонстрировать и в виде компьютерной презентации.

Более сложным методическим приемом является сравнение карт: исторической и географической, двух (или более) исторических карт. Сравнение исторических карт помогает разбираться в сути изучаемых явлений, выявлять динамику исторических процессов. Усложняется сравнение исторических карт в зависимости от возраста и уровня подготовкиучащихся.

Как источника знаний использование карты начинается с 8 класса. Например, учителем дается по карте следующее задание: «зная территорию восстания, определите состав восставших в крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачева». Этот прием требует и от учащихся определенных умений.В работе с картой, как историческим источником происходит определение с причинно-следственных связей (причины возникновения средневековых городов, причины феодальной раздробленности и т.д.).

Беседа по карте, постановка вопросов и заданий к карте, остаются одними из распространенных приемов работы с картой. Эти методические приемы используются на различных этапах урока во всех классах. В старших классах уже возможна постановка проблемных заданий к карте. Необходимо учитывать, чтобы поставленные задания к карте отвечали целям урока.Большое значение имеет использование на различных этапах урока контурных карт, как для закрепления начитанного материала, и для развития пространственного мышления.

Для создания историко-географических представлений о природных условиях и рельефе изучаемых стран, об облике населенных пунктов, местности, где происходили исторические события, используются такие приемы как, реконструкции местности (на основе данных физических карт, карт-схем, планов городов); описания; работы с источниками, содержащими описание местности; работы с изобразительной наглядностью (с историческими пейзажами, фотографиями местности и т.д.).

Благодаря работе с картой у школьников формируются следующие картографические навыки:

отличать контуры изучаемой страны (мелом на доске, вырезать аппликацию и т.д.)

сравнивать историческую и географическую карты;

умение сравнивать различные типы исторических карт между собой - для выявления сути явления, процесса, для сравнения географических положений;

определять с помощью карты причинно-следственные связи;

использовать карту как источник знаний. В старших классах используются карты экономического содержания, их сравнение, выводы, например, сравнить экономическое развитие России в XVII в и первой четверти XVIII века.

Таким образом, исторические карты служат базой для создания представлений о важных исторических событиях, ярких образов исторических личностей. Представления о фактах способствуют пониманию сути эпохи, ее специфических черт, помогают создавать колорит эпохи, расширяют исторический кругозор. При формировании исторических представлений о прошлом задействовано, как правило, зрительное восприятие образов или условно-графических изображений, что повышает прочность освоения знаний.

Создание пространственных представлений способствует систематизации учащимися изучаемого материала на хронологической основе, по местоположению исторических объектов в пространстве, повышает эффективность установления школьниками причинно-следственные связей.

Исторические представления являются начальным этапом формирования исторических понятий. Чем шире круг образов, тем содержательнее и гибче система понятий. Понятия могут быть усвоены, если они наполнены конкретным материалом.

На основе аналитического подхода к фактам строится работа по развитию познавательных способностей учащихся.

Формирование жизненных идеалов вызывают картины прошлого, связанные с ними переживания.

Итак, познание истории начинается с создания представления, с создания образа исторических фактов.

При этом необходимо отметить, что деление исторических представлений на различные виды в методике обучения истории достаточно условно.

Таким образом, использование карты на уроках истории имеет большое значение для закрепления представлений посредством зрительного восприятия, моторики и извлечения дополнительной информации.

2.2 Система картографических знаний как способ успешного усвоения исторического материала

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями карты. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии и виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе работы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие исторические объекты, расположение политических объединений относительно друг друга; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения карты.

При переходе от одного типа карты к другому важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает общая историческая карта, охватывающая рассматриваемые регионы. Послеопределяются временные отношения между картами - разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории, например: «Вторая мировая война 1939-1945 гг.» и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и физико-географическую карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. Например, учитель показывает историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физико-географической карте полушарий (общее). В случае «от общего к единичному» учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Месопотамии (единичное). Этот район можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Месопотамии и помещает ее на карту «Древний Восток и Передняя Азия».

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Допустим, учитель, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины, написанные на эту тему на основе источников.

Чтобы научитьшкольниковна уроках истории в школе запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы, какие земли были присоединены к России в результате русско-турецких войн 1877 - 1878 гг.). Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. Для этого им необходимо мысленно разбить карту на квадраты и проанализировать один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно тщательно необходимо изучить места стыка квадратов.

В старших классах сравнение нескольких карт изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях позволяет понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации. На основе данного метода учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.

Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский - фигуру лежащего льва; Пиренейский - профиль головы в капюшоне; Сицилия - треугольник; Черное море - боб; Каспийское - фигуру животного, держащего кость во рту. Следует подчеркнуть, что название полуостровов не совпадает с названиями расположенных на них стран. Например, на Балканском полуострове располагались Древняя Греция, Македония, Фракия.

От понимания исторически возникших географических названий зависит успешное усвоение условно-графической наглядности.

В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе. Для усвоения знаний о масштабе необходимо дать ученикам специальные задания, например: показать один и тот же объект на нескольких настенных картах. Ученики должны знать, что задание выполняется по картам с одинаковым масштабом.

Учитель должен помнить, что если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. Иначе у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятие по атласу или карте учебника.

Со временем ученики приобретут умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов.

Роль карты как источника знаний возрастает в работе со старшеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определяют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, устанавливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение стран, регионов, городов и т.д.

В результате работы учителя, согласно программным требованиям, ученики должны приобрести следующие картографические знания, умения и навыки:

а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера.

По содержанию к картосхемам близки планы на местности (или локальные платя). Они включают в себя упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности.

Работа с контурными картами дает возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общиеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований.

Заключение

Исследование показало, что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные па карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки;находить изображенную на небольшой карте территорию на каргах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния па карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования. В период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.

Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным целям среднего исторического образования и еще меньше - перспективным идеям модернизации системы школьного образования. Требования школы ХХI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.

Библиографический список:

1. Алексашина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2011.

. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. - 2003, № 9.

. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.

. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе.-М.: Педагогика 1998.

. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2003.

. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М., 2002.

. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М., 2003.

. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997.

. Годер Г.И. Преподавание истории в V классе: Пособие для учителя. -М.: 1985.

. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1971.

. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 кл). - М.: Просвещение, 1992.

. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2000.

. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: ВЛАДОС, 1999.

. Методика преподавания истории в средней школе / под.ред. С.А. Ежовой, И.М. Лебедевой.- М.,1986.

. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществознания. - М.: Просвещение, 1998.

. Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. - Якутск, 1981.

. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. В 2-х ч.

. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.

. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для ВУЗов.-М.: 2003.

Похожие работы на - Система картографических умений и способы их формирования на уроках истории в современной школе

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!