Развитие координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,37 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта

Кафедра гимнастики









Дипломная работа

на тему:

«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-ТАНЦОРОВ 7-9 ЛЕТ»


Исполнитель:

Студентка 4 курса 241 группы

Кендыш Полина Александровна




Минск 2012

Содержание

Общая характеристика работы

Введение

Глава 1. Общая характеристика координационных способностей

.1 Виды координационных способностей, средства и методы их развития

.2 Возрастные особенности развития КС спортсменов-танцоров 7-9 лет

Глава 2. Разработка экспериментального комплекса упражнений и приёмов для развития КС у спортсменов-танцоров 7-9 лет

2.1 Приоритетные виды специфических КС для спортсменов-танцоров 7-9 лет; организация эксперимента

2.2 Подбор тестов для контроля уровня развития КС

2.3 Разработка экспериментального комплекса упражнений для применения в подготовительной части урока 

.4 Разработка экспериментального комплекса игр для проведения заключительной части урока

Глава 3. Анализ совершенствования координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет

Заключение

Список использованных источников

Общая характеристика работы

Цель: выявить наиболее эффективную методику развития координационных способностей (КС) спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс с детьми 7-9 лет в танцевальном спорте.

Предмет исследования: методика развития координационных способностей у спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Основные результаты и их новизна: утверждение, что целенаправленное развитие КС приводит к увеличению уровня развития КС, не нуждается в доказательстве. Поэтому, нашей задачей было узнать, какая именно методика развития КС наиболее подходит к применению в тренировочном процессе детей 7-9 лет и даст наивысший результат. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что методика, включающая игровой метод в заключительной части занятия, лучше подойдёт для спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Область применения полученных результатов: Экспериментальную методику развития КС рекомендуется применять на начальном (первый год обучения) и последующих (второй, третий год обучения) этапах обучения спортивными танцами детей 7-9 лет.

Степень и результаты внедрения: данная методика была включена в тренировочный процесс групп первого, второго и третьего годов обучения танцевально-спортивного клуба «Сириус» г. Минска.

Объём работы - 43 страницы, работа включает 3 главы; в работе использовано 7 таблиц, 3 иллюстрации и 31 литературный источник.

координационный танцор ритм игра

Введение

В настоящее время большое количество людей разных возрастных категорий активно занимаются спортивными танцами. Подготовка к спортивным соревнованиям предполагает большие физические нагрузки, что требует высокого уровня технической и физической подготовки.

Практикующие тренеры, занимающиеся исследовательской работой в области спортивных танцев, считают, что гибкость и координационные способности являются первостепенными для успешной танцевальной деятельности. А сила, быстрота, скоростно-силовые качества имеют вторичное значение.

Учитывая, что примерно в возрасте 7-9 лет у детей как раз начинается сенситивный период развития координационных способностей, появляется смысл более подробно рассмотреть методику развития координационных способностей. Они особенно важны для детей этого возраста, поскольку именно в это время они часто начинают свою активную тренировочную и соревновательную деятельность.

Зачастую, КС не развиваются на занятии целенаправленно, вследствие ограниченного количества времени тренировки. Поэтому появляется необходимость формирования подходящей методики развития КС для спортсменов-танцоров в тренировочном процессе. Для этого нам необходимо, изучив научно-методическую литературу по теме работы, выделить приоритетные КС для спортсменов-танцоров, определиться с методами и средствами, подходящими для развития выбранных КС, обобщить их, составить экспериментальный комплекс упражнений и игр для спортсменов-танцоров 7-9 лет, опробовать его и оценить эффективность данной методики.

Цель работы: выявить наиболее эффективную методику развития координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

·        изучить научно-методическую литературу по данной теме;

·        проанализировать методы развития координационных способностей у детей 7-9 лет;

·        разработать экспериментальный комплекс для развития координационных способностей у спортсменов-танцоров 7-9 лет;

·        оценить эффективность предложенного комплекса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

анализ научно-методической литературы;

педагогическое наблюдение;

педагогический эксперимент;

тестирование;

метод математической статистики;

Глава 1. Общая характеристика координационных способностей

.1      Виды координационных способностей, средства и методы их развития

Понятием «КС» ученые начали широко пользоваться в последние 15-30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и во - вторых, способность быстро и координированно перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно и стандартных, и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях [14].

Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических спортивно-игровых действий) может быть в числе последних [12].

Начиная с 30-х годов специалисты разных стран смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7(по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела:

·        общее равновесие;

·        равновесие со зрительным контролем и без него;

·        равновесие на предмете;

·        уравновешивание предметов;

·        быстрота перестройки двигательной деятельности.

Среди координационных называют также

ü  способность к пространственной ориентации,

ü  мелкую моторику,

ü  способность к дифференцированию,

ü  способность к воспроизведению,

ü  способность к отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений,

ü  такто-ритмическую способность,

ü  вестибулярную устойчивость,

ü  способность произвольно расслаблять мышцы.

Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные общие понятия: «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п., так и более узкого плана: «координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др. [12,17,25].

КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить:

ü  специальные,

ü  специфические,

ü  общие КС.

Специальные КС относят к однородным по психофизиологическим механизмом группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: во всевозможных циклических (ходьба, ползание, лазание, перелезание, плавание); локомоции на приспособлениях (коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки); в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.); в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей); в баллистических (метательных) двигательных действиях установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота); в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование); в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства); в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.). В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация КС [11,20,25].

К наиболее важным из специфических КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость. Дадим краткое определение этих способностей [4,10,17,19].

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении [12].

Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений [21,28].

При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такой методический прием, как включение зрительного анализатора, а так же задания на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.

При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т.п.

В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.

Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

При развитии дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, преподаватель обучает занимающихся выполнять упражнения в определенном темпе [11].

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем) [6].

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

При выполнении упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности [11].

Способность к перестроению двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.

Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию - сохранение устойчивости поз (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в танце) [6,22].

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями [1,20,21].

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцевальные шаги, танцы.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой [11,22].

Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, тепловые процедуры.

. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Результатом развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщением, стало понятие "общие КС". Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора "общая координационная готовность", или, что весьма тождественно - "общие КС". Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста [7,15,16,25,29].

Итак, под общими КС мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. А под специфическими КС понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Вышеперечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС). Деление на потенциальные и актуальные КС вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например, спортивными танцами или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности существуют в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных КС.

Понятие "потенциальные способности" нельзя понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать возможности развития у школьника различных двигательных, в том числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных танцах и др., где КС выступают как один из ведущих факторов достижения высоких результатов [5].

Таким образом, учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать, к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста, сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки [7,20,26].

Если тренер осуществляет целенаправленное развитие и совершенствование КС с первых лет обучения, юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями; на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые комбинации движений; успешнее совершенствуют спортивную технику; легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах; приобретают умение рационально и экономно расходовать свои энергетические ресурсы; постоянно пополняют свой двигательный опыт [2,9,20].

Таким образом, цель развития КС состоит в оптимизации тренировочной, соревновательной деятельности спортсменов, а так же двигательной (в том числе координационной) подготовленности в целом.

Общими задачами развития КС у детей младшего школьного возраста являются:

систематическое освоение новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительных координационных упражнений),

совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития специальных КС;

развитие специфических КС: способностей к ориентированию в пространстве, к точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, к ритму, равновесию, быстроте и точности реагирования и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности;

совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.

.2 Возрастные особенности развития КС спортсменов-танцоров 7-9 лет

Как известно, каждое из физических качеств имеет сенситивные периоды. Как видно из таблицы 1, приведённой ниже, координационные способности в большинстве своём начинают активно развиваться в 7 лет.

Табл. 1

Сенситивные периоды физических качеств [31]


Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов.

При обучении детей 7-9 лет нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети этого возраста склонны к подражанию, поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется говорить: "Делай, как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры [20,30].

Танцевальные движения являются физическими упражнениями повышенной координационной сложности и содержат элементы новизны. В процессе танцевально-спортивной тренировки можно повышать сложность выполнения движений: изменять пространственные, временные и динамические параметры (менять направление движения, танцевать в разном ритме, с разной амплитудой), ограничивать или полностью исключать, например, зрительную информацию (закрывать глаза при выполнении движений, исполнять танцевальные движения без зеркала), комбинировать двигательные навыки (выполнять одновременно и выученные шаги, и движения руками, включать повороты головы, а в дальнейшем и работу бёдер, плеч, коленей и т.д.). Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыков и способствует скорейшему запоминанию танцевальных движений.

При развитии у спортсменов координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных танцах, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [30].

Для развития координационных способностей в танцевальном спорте, и в физическом воспитании в целом, используются следующие методы:

) стандартно-повторный;

) вариативного упражнения;

) игровой;

) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных танцевальных движений применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений и в относительно стандартных условиях. Т.е. комбинацию движений или шагов повторяют длительное время и с большим количеством повторений, стараясь не менять направление движений, скорость и т.д.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

·              строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение амплитуды движений, выполнение движений в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию («сейчас танцуем под быструю (медленную) музыку») и внезапному сигналу темпа движений (резкое изменение темпа при повторении под счёт) и пр.);

·              изменение исходных и конечных положений (например, начинать выполняемую комбинацию танцевальных движений с 4-го, 6-го, 10-го счёта, или начинать с последнего счёта и далее выполнять их в обратном порядке);

·              изменение способов выполнения действия;

·              «зеркальное» выполнение упражнений (начинать, например, не с правой, а с левой ноги (руки); выполнять не слева направо, а справа налево);

·              выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений);

·              выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - с закрытыми глазами (например, упражнения в паре, когда один ведёт, а другой с закрытыми глазами его «слушает»).

Эффективным методом является игровой, с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Соревновательный метод хорош тем, что спортсмены-танцоры выполняют танцевальные комбинации с полной сосредоточенностью, стараясь максимально правильно исполнить движения, внимательно выполняя задачи, данные преподавателем. Это происходит потому, что для танцоров ставятся цели, резко создающие дополнительный стресс и волнение (спортсмен оказывается в ситуации, приближенной к обстановке на открытых соревнованиях); так же каждый из занимающих старается быть лучше остальных, показать максимально правильное выполнение танцевальных движений, красивую работу рук, исполнить комбинацию в ритм музыки и т.д. [30].

Выводы:

. В 7-9 лет спортсмены-танцоры продолжают изучение простых шагов и движений, важнейших аспектов техники, то есть осваивают основу танцевальных двигательных действий, которая не является сложной по уровню восприятия, но остаётся при этом фундаментом для дальнейшего спортивного развития танцоров. Учитывая этот факт, систему и методику обучения танцам детей этого возраста, приоритетными КС в данной работе мы выделили следующие: способность к согласованию, способность к ритму и способность к равновесию.

. Учитывая избранные приоритетными в данном исследовании виды КС, мы сделали вывод, что целесообразно будет использование таких средств воспитания КС, как физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, изменения временных и динамических параметров, комбинации двигательных навыков, использование зеркала или ориентиров для контроля движения, исключение зрительной информации (закрывание глаз) и упражнения с технико-тактическими действиями в танцевальном спорте.

. Если прибегнуть к определению специфических целей развития КС для данного исследования и для танцевального спорта в целом, можно выделить следующие: оптимизировать рациональность решения ими двигательных задач, скорость и качество восприятия и запоминания спортсменами новых двигательных действий.

Актуальность: учитывая, что примерно в возрасте 7-9 лет у детей как раз начинается сенситивный период развития координационных способностей, появляется смысл более подробно рассмотреть методику развития координационных способностей. Для детей этого возраста они особенно важны, поскольку в это время они начинают активную тренировочную и соревновательную деятельность.

Глава 2. Разработка экспериментального комплекса упражнений и приёмов для развития КС спортсменов-танцоров 7-9 лет

.1 Приоритетные виды специфических КС для спортсменов-танцоров 7-9 лет. Организация эксперимента

Одним из важнейших итогов обзора и изучения научно-методической литературы, было определение приоритетных для данного исследования видов координационных способностей. Исходя из данных литературных источников, мы остановились на трёх приоритетных видах КС: способность к согласованию, способность к равновесию и способность к ритму. Однако, для большей достоверности и более глубокой адаптивности исследования к современным условиям, мы решили провести опрос среди практикующих тренеров Республики Беларусь. В опросе приняли участие 23 тренера по спортивным танцам. Им было предложено из полного перечня видов специфических КС выбрать 3, которые, по их мнению, особенно важны для спортсменов-танцоров 7-9 лет.

После проведения подсчёта и статистического анализа, мы получили следующие результаты: способностям к дифференцированию, к реагированию и произвольному расслаблению мышц отдали своё предпочтение по 2 респондента; способности к перестроению движений посчитал важным один тренер; 4 участвующих в опросе респондента остановили свой выбор на способности к ориентированию; 16 - на способности к согласованию; 19 тренеров выделили способность к равновесию; и все 23 безоговорочно согласились с важностью темпо-ритмических способностей.

Рис.1. Результаты опроса «Приоритетные для спортсменов-танцоров 7-9 лет виды специфических КС».

Из схемы, приведённой выше, хорошо видно три вида специфических КС, которым отдали своё предпочтение наибольшее количество респондентов (способность к согласованию - 16; способность к равновесию - 19; способность к ритму - 23). Так же просматривается значительная степень их превалирования над остальными.

Поэтому, именно способность к согласованию, способность к ритму и способность к равновесию были избраны приоритетными КС в данном эксперименте.

Для проведения эксперимента были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы спортсменов-танцоров 7-9 лет. В первой экспериментальной группе в подготовительной части занятия применялся экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие приоритетных для данного исследования КС. Во второй группе с этой же целью в заключительной части занятия мы применяли игровой метод тренировки. Тренировочный процесс контрольной группы проходил без изменений.

Эксперимент начался 31.01.2011г. и закончился 29.04.2011г. Тренировки проходили в малом спортивном зале школы №210 г. Минска два раза в неделю и длились 45 минут.

.2 Подбор тестов для контроля уровня развития КС

Для контроля уровня развития КС было решено использовать блок тестов, предложенный Павловой Е.В. Из семи специфических КС, представленных в её диссертации, нами были использованы взяли тесты только для трёх, приоритетных для нашего эксперимента (способность к согласованию движений, способность к равновесию и темпо-ритмическая способность) [24].

Блок тестовых заданий по контролю и оценке уровня развития КС детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами в начале и в конце исследования:

Способность к согласованию движений:

.        Перекладывание мячей

Процедура тестирования. Перед испытуемым расположены 2 коробки (20х30 см) в каждой из которых находятся по 6 мячей контрастного цвета. По команде «Старт!» участник выполняет положение «Руки скрестно», берёт в этом положении по мячу из каждой коробки, меняет их местами, и так до смены всех мячей.

Результат - среднее время, затраченное на выполнение трёх попыток.

.        Передвижение в упоре сзади

Процедура тестирования. Испытуемый находится в и.п. упор сзади, ноги перед стартовой линией, лицом по направлению движения. По сигналу испытуемый начинает передвижение в и.п. до финишной черты, расположенной на расстоянии 10 м от линии старта.

Результат - время, затраченное на преодоление 10 м (секунды).

.        Перешагивание через гимнастическую палку

Процедура тестирования. Участник принимает и.п.: стойка, гимнастическая палка в руках внизу, по команде «Марш!» выполняет 10 поочерёдных перешагиваний через гимнастическую палку правой и левой ногой. Выполняется 3 попытки.

Результат: средний результат трёх попыток.

Темпо-ритмическая способность:

.        Прыжки в такт ударов метронома (воспроизведение)

Процедура тестирования. Испытуемый воспроизводит прыжки «Ноги врозь - вместе» в такт ударов метронома в течение 15 секунд. Затем метроном выключается, а испытуемый должен этот ритм сохранить в течении 15 секунд (20 прыжков).

Результат - время 20-ти прыжков. Определяется разность между затраченным временем и заданным 15-секундным интервалом. Чем меньше разница, тем лучше результат (секунды).

.        Удары мячом о пол в такт ударов метронома (воспроизведение)

Испытуемый воспроизводит отбивы мячом о пол в такт ударов метронома в течение 15 секунд. Затем метроном выключается, а испытуемый должен этот ритм сохранить в течении 15 секунд (20 отбивов).

Результат - время 20 отбивов. Определяется разность между затраченным временем и заданным 15-секундным интервалом. Чем меньше разница, тем лучше результат (секунды).

.        Бег по разметкам

Процедура тестирования. Вначале участник пробегает 30 метров (3 попытки), затем эти же 30 метров он пробегает по разметкам (обручам), разложенным на протяжении всей дистанции (три попытки).

Результат - разность средних результатов 1 и 2 попытки. Чем меньше разница, тем лучше (секунды).

Способность к равновесию:

.        Поза «Ромберга»

Процедура тестирования. Испытуемый занимает и.п.: стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. По команде испытуемый закрывает глаза и включается секундомер. Секундомер выключается в момент потери равновесия.

Результат - средний показатель времени удержания равновесия трёх попыток (секунды).

.        Поза «Фламинго»

Процедура тестирования. Испытуемый занимает и.п.: стойка на правой ноге, левая согнута и подтянута к ягодице левой рукой, правая рука вытянута вперёд. По команде испытуемый поднимается на полупальцы правой ноги и включается секундомер. Секундомер выключается в момент потери равновесия.

Результат - средний показатель времени удержания равновесия трёх попыток (секунды).

.        Повороты на гимнастической скамейке

Процедура тестирования. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки максимально возможное количество поворотов. Поворот закончен, когда испытуемый вернётся в исходное положение.

Результат - количество поворотов.

Все описанные выше тесты были использованы для оценки уровня развития КС участвующих в исследовании спортсменов в начале эксперимента, а так же для оценки изменения уровня развития КС в экспериментальных и контрольной группах после окончания эксперимента.

2.3 Разработка экспериментального комплекса упражнений для применения в подготовительной части урока

В первой экспериментальной группе в подготовительной части урока (во время разминки) использовался экспериментальный комплекс упражнений, с целенаправленным развитием способностей к согласованию движений, способностей к равновесию и темпо-ритмических способностей. Упражнения применялись в порядке увеличения их координационной трудности и с применением других средств усложнения упражнений: изменения временных и динамических параметров (упражнения выполнялись в медленном темпе при их изучении, затем постепенно увеличивая темп; некоторые упражнения выполнялись в заведомо медленном темпе, что также усложняло их выполнение), комбинации двигательных навыков (отдельно изучались движения ногами, затем отдельно движения руками, после чего выученные комбинации соединялись в одновременное исполнение), использование зеркала или ориентиров для контроля движения, а также исключение зрительной информации (закрывание глаз).

Нами предложена следующая совокупность упражнений [13]:

Для развития способности к согласованию:

1. Ходьба на месте с руками в замок вперёд-назад, вправо-влево, вверх-вниз, вверх-за голову.

2.      Круговые движения вперёд и назад одной, двумя руками, встречные движения.

.        Махи правой (левой) ногой вперёд-назад, подключая круговые движения левой (правой) руки.

.        Перекладывание кубика из руки в руку перед собой и за спиной на месте и в движении (ходьба на месте, прыжки на месте).

.        Выполнение упражнений парами: взявшись за руки сесть, встать, выполнять прыжки, повороты и др.

Для развития темпо-ритмической способности:

.   Ходьба с хлопками под каждый шаг, по шаг левой (правой) ноги, под счёт с акцентом на первый счёт.

2.      Прыжки на одной, двух ногах под счёт, хлопки в разном темпе, например: 1-2, 1-2-3 (прыг-прыг, прыг-прыг-прыг).

.        Притопы ногами в разном темпе, например: 1-2, 1-2-3 (топ-топ, топ-топ-топ).

.        Прыжки с замедлением и ускорением.

.        Полуприседания под счёт: 1-присесть, 2-встать; 1-2-3-присесть, 4-встать.

Для развития способности к равновесию:

.   Прыжки на одной ноге по линии вперёд и назад.

2.      Подняться на полупальцы и опуститься под счёт в медленном темпе.

.        Подняться на полупальцы и удерживаться наверху несколько секунд.

.        Поднять правое (левое) колено и обхватить его руками (в дальнейшем можно выполнять упражнение без фиксации руками и на опорной ноге подниматься на полупальцы).

.        И.п. - стоя на полупальцах, руки вверх. 1 - наклон вперёд, достать пальцами до пола, 2 - и.п., 3 - сесть, руки через стороны вниз, 4 - и.п.

.4 Разработка экспериментального комплекса игр для проведения в заключительной части урока

Во второй экспериментальной группе в заключительной части занятия применялся игровой метод. Были выбраны игры, которые направлены на развитие приоритетных для нашего исследования КС (способности к согласованию, способности к равновесию и темпо-ритмические способности). За одну тренировку проводилась одна игра. В тренировочном процессе они чередовались и в смежных занятиях не применялись игры, направленные на развитие одних и тех же способностей. Нами предложены следующие игры:

Для развития способности к согласованию:

Эстафета «Паучки»

Участники разбиваются на 2 команды. До разворотной фишки каждый по очереди двигаются в положении упора сзади, ноги перед собой, лицом по направлению движения. Обратно - обычным бегом. Выигрывает команда, все участники которой закончат выполнение упражнения быстрее другой.

Игра «Странный танец»

Все участники становятся в круг. Ведущие (2-3 человека), назначенные тренером, по очереди выходят в центр и показывают какое-либо простое движение (пальцами, ногой, плечами, головой и т.д.). Участники должны каждое следующее показанное движение выполнять одновременно с предыдущими. Например: первый показал хлопать правой рукой по бедру - все хлопают по бедру. Второй показал наклоны головы вправо - влево - все хлопают правой рукой по бедру и наклоняют голову. Третий показал движение левой ногой «в сторону на носок - приставить» - все хлопают правой рукой по бедру, наклоняют голову вправо - влево и делают движение левой ногой «в сторону на носок - приставить» одновременно.

Для развития темпо-ритмической способности:

Игра «Угадай свою мелодию»

Участники разбиваются на команды. Каждой предлагается запомнить свою мелодию и способ передвижения. Услышав знакомую музыку, команда должна выполнить определённое движение. Вначале следует предлагать мелодии, резко отличающиеся по ритмическому рисунку (например: вальс, полька, диско). Постепенно выбранные мелодии меньше отличаются друг от друга (вальс и блюз, ча-ча и диско).

«Игра с ладошками»

А у нас игра такая: Вот ладонь, а вот другая. Подними ты их повыше  Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Опусти ты их пониже -  Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Теперь вытяни вперёд -  Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. А потом наоборот -  Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Вправо-влево повернись  Хлоп-хлоп-хлоп. И, конечно, наклонись -  Хлоп-хлоп-хлоп. Руки ниже опусти И тихонько потряси. По коленочкам пошлёпай -  Шлёп-шлёп-шлёп. По плечам себя похлопай -  Хлоп-хлоп-хлоп. Руки выше подними  И в замок соедини. Руки нужно опустить, Чтоб в топорик превратить. Ох, устали наши ручки,  Мы положим их под щёчки, Дружно все закроем глазки, Чтобы отдохнуть, как в сказке!

Руки на поясе, повороты вправо-влево. Показать правую ладошку, потом левую. Поднять руки вверх. Похлопать: 1-2, 1-2-3. Опустить руки вниз. Похлопать: 1-2, 1-2-3. Вытянуть вперёд. Похлопать: 1-2, 1-2-3. Завести за спину. Похлопать: 1-2, 1-2-3. Повернуться вправо-влево. Похлопать: 1-2-3. Наклониться. Похлопать: 1-2-3. Опустить руки вниз. Потрясти руками. Поставить руки на коленки. Похлопать: 1-2-3. Похлопать по плечам. Похлопать: 1-2-3. Поднять руки вверх. Соединить в «замочек». Опустить сомкнутые в «замок» руки вниз. Постучать по правому-левому плечу. Покачать головой, развести руки в стороны. Соединить ладони и подложить их под щёку. Закрыть глаза, тихонько присесть.


Для развития способностей к равновесию:

Игра «Фламинго»

Участники принимают исходное положение: стойка на правой ноге, левая согнута и подтянута к ягодице левой рукой, правая рука вытянута вперёд. По команде участники поднимаются на полупальцы правой ноги. Выигрывает тот, кто не потеряет равновесие дольше остальных. Участники, которые потеряли равновесие, продолжают выполнять упражнение, но уже вне конкурса (Постепенно можно усложнять условия игры: например, закрыть глаза или выполнять упражнение на узкой стороне гимнастической скамейки).

Игра «Узкий мостик»

Участники делятся на пары. На узкой стороне гимнастической скамейки участники должны поменяться местами друг с другом в парах. Побеждает пара, которой удастся наибольшее количество раз поменяться местами, не падая с гимнастической скамейки.

В эксперименте принимали участи 30 спортсменов-танцоров семи-девяти лет, у десяти из них в тренировочном процессе применялась методика развития КС, включающая комплекс упражнений в подготовительной части урока (первая экспериментальная группа), ещё 10 повышали уровень развития КС игровым методом в заключительной части урока (вторая экспериментальная группа), и остальные - обучались без целенаправленного акцента на развитие КС (контрольная группа).

После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование уровня развития приоритетных для данного исследования КС (способностей к согласованию, способностей к равновесию и такто-ритмических способностей), результаты которого мы сравнили с результатами предварительного тестирования (до начала применения экспериментальной методики).

Глава 3. Анализ совершенствования координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет

Результаты проведения предварительного тестирования (до начала эксперимента) контрольной, первой и второй экспериментальных групп приведены в таблицах 2,3 и 4.

Табл. 2

Результаты предварительного тестирования первой экспериментальной группы

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

6,9

8,9

11,9

5,1

1,2

5,1

6,7

21

4,9

2

7,59

10,4

17,6

2,7

1,8

0,1

57

24

6,1

3

9,7

11,3

18,1

3,2

1,9

2,2

8,1

11

5,3

4

9,9

12,9

16,7

4,2

2,2

4,9

54,5

50

6,1

5

10,5

14,7

13,7

1,2

0,5

1,5

37,2

14

6,2

6

11,4

16

16,4

7,1

2,1

7

15,7

7

2,6

7

12,3

24,1

14,2

6,3

3

6,2

19,6

4

4,9

8

12,9

24,4

34,1

5,9

4,2

6,4

4,8

2

1,2

9

15,3

26

15,2

6,9

2,3

6,1

11,2

11

5,7

10

18,1

35,1

21,4

1,7

3,1

17,3

6

3,4

Ср.арифм.отдельного теста

11,459

18,38

17,93

4,63

2,09

4,26

19,21

12

4,64

Сумма отдельной КС

47,769

 

 

10,98

 

 

36,85

 

 


Табл. 3

Результаты предварительного тестирования второй экспериментальной группы

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

7,4

9,6

12,5

4

0,4

4,5

37,2

23

5,9

2

9,1

11,2

12,9

4,7

1,1

5,3

13,6

4

4

3

9,8

11,6

13,4

7,9

3,1

8,2

23,7

7

5,8

4

10,1

12,9

14,7

0,4

0,9

0,6

8,2

5

3,5

5

10,5

14,5

13,9

8,7

3,3

6,9

9,4

8

3,8

6

11,9

17,5

21,1

0,7

0,6

0,8

19,8

15

5,5

7

12,3

23,7

36,3

6,8

2,3

6,7

1,9

2

0,8

8

14,6

24,5

17,5

8,2

2,7

8,5

7,5

5

7,1

9

16,3

27,1

18,7

7,5

2

8,1

12,4

1

2,5

10

18,4

38

32,9

2,6

2,4

3,3

15,5

4

2,9

Ср.арифм.отдельного теста

12,04

19,06

19,39

5,15

1,88

5,29

15,92

8,9

5,18

Сумма отдельной КС

48,49

 

 

11,32

 

 

31,5

 

 


Табл. 4

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

6,4

8,7

13,7

0,8

0,9

1,1

10,9

20

5,9

2

7,5

10

16,5

1,7

1,5

2,1

10,4

6

5,4

3

9,36

11,2

21,1

8,6

2,4

7,3

5,5

8

1,5

4

9,8

12,7

15,9

9,1

3,6

9

4,9

4

1,4

5

10,4

13,5

23,4

2,1

0,7

2,9

13,4

7

5,2

6

10,6

15,3

12,2

2,1

0,3

2,1

41,7

43

6

7

12,1

18,9

15,1

7,1

2,5

7,8

13,4

12

5,4

8

12,36

24,1

14,9

0,9

1

1,3

5,1

3

1,1

9

15,1

26

27,4

7,8

3,4

8,4

11,4

26

6,2

10

18

29,2

25,8

8,1

3,1

8,6

24,9

17

5,7

Ср.арифм.отдельного теста

11,162

16,96

18,6

4,83

1,94

5,06

14,16

14,6

4,38

Сумма отдельной КС

47,722

 

 

11,83

 

 

33,14

 



Результаты предварительного тестирования контрольной группы

Из результатов предварительного тестирования видно, что все три группы имеют примерено одинаковые средние показатели уровня развития приоритетных для данного исследования КС. Результаты проведения повторного тестирования (после окончания эксперимента) контрольной, первой и второй экспериментальных групп приведены в таблицах 5,6 и 7.

Табл. 5

Результаты повторного тестирования первой экспериментальной группы

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

6,5

7,9

10,8

4,8

1

4,8

7,5

25

5,7

2

7,3

10,1

17,1

2,5

1,5

0,1

61

26

6,5

3

9,1

10,9

16,9

3,1

1,5

2

9,5

14

5,9

4

9,2

11,7

16,7

3,8

1,9

4,5

58,2

52

7,4

10

14,5

13,4

0,7

0,4

1,1

51,6

17

8,2

6

11,4

16

16,5

6,5

2

6,4

18,6

9

3,9

7

12,4

22,3

13,8

6

2,7

5,7

20,3

6

7,6

8

12,3

13,7

22,5

5,9

3,6

6,4

5,3

5

4,2

9

14,9

25,6

14,3

7,1

2,1

5,8

11,2

15

7,4

10

16,7

26,4

21,4

3,7

1,4

2,4

17,2

8

3,4

Ср.арифм.отдельного теста

10,98

15,91

16,34

4,41

1,81

3,92

26,04

17,7

6,02

Сумма отдельной КС

43,23



10,14



49,76




Рассчитывая процент изменения уровня развития приоритетных КС в первой экспериментальной группе, мы пришли к выводу, что уровень развития способностей к согласованию движений у испытуемых повысился на 10,5%, темпо-ритмических способностей вырос на 9,2%, а способностей к равновесию - на 12,1%. В результате, средний процент повышения уровня развития приоритетных КС в первой экспериментальной группе составил 10,6%.

Табл. 6

Результаты повторного тестирования второй экспериментальной группы

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

6,9

9

10

3

0,4

4,1

38,3

24

7,1

2

8,6

10,3

12,4

3,9

0,9

4,9

15,2

5

5,3

3

9,2

9,9

13

7,6

3,2

7,7

23,7

8

5,8

4

10,1

11,7

13,7

0,2

0,6

0,2

9,1

10

5,3

5

10,6

14,6

13,9

9

2,6

7

9,9

13

4,3

6

11

17

21,4

0,4

0,6

0,3

10,5

14

5,4

7

11,9

20

30,5

5,1

2

6,2

4,3

6

3,1

8

13,2

21,3

16,8

7,2

1,9

7,8

8,6

7

8,2

9

15,4

23,1

17,8

6,5

1,7

8,1

12,4

2

4,6

10

15,3

30,5

28,7

2,6

2,1

3,4

14,8

4

2,9

Ср.арифм.отдельного теста

11,22

16,74

17,82

4,55

1,6

4,97

14,68

9,3

5,2

Сумма отдельной КС

45,78

 

 

11,12

 

 

29,18

 

 


Рассчитывая процент изменения уровня развития приоритетных КС во второй экспериментальной группе, мы пришли к выводу, что уровень развития способностей к согласованию движений у испытуемых повысился на 10,5%, темпо-ритмических способностей вырос на 10,6%, а способностей к равновесию - на 10,4%. В результате, средний процент повышения уровня развития приоритетных КС во второй экспериментальной группе составил 10,5%.

Табл. 7

Результаты повторного тестирования контрольной группы

Перекладывание мячей (с)

Передвижение в упоре сзади (с)

Перешагивание через гимнастическую палку (с)

Прыжки под метроном (с)

Бег по разметкам (с)

Удары мячом о пол под метроном (с)

Поза «Ромберга»(с)

Повороты на гимнастической скамейке (раз)

Поза «Фламинго»


Способности к согласованию

Темпо-ритмические способности

Способности к равновесию

1

6,5

8,68,6

12,9

0,6

1,4

1,2

9,9

20

5,9

2

7,5

9,7

16,5

1,7

1,5

3,5

11,2

8

6,4

3

9,4

11,1

21

0,6

2,3

7,4

5,9

9

2,1

4

9,5

11,7

14,9

9,1

3,1

8,7

4,6

6

3,1

5

9,9

13,2

23,1

2,2

0,6

3,1

13,9

6

5,9

6

10,2

14,9

11,9

1,9

0,3

2,4

43,2

45

6,2

7

11,8

18,9

14,7

7,3

3,4

7,9

14,5

14

5,7

8

12,4

24,2

14,8

0,7

1,6

2,4

6,4

7

1,3

9

15

24,7

27,4

7,9

3,3

8,2

10,5

29

7,4

10

18

28

25,5

7,7

3,5

8,6

23

17

5,7

ср.арифм.отдельного теста

11,02

16,5

18,27

3,97

2,1

5,34

14,31

16,1

4,97

Сумма отдельной КС

45,79

 

 

11,41

 

 

35,38

 

 


Рассчитывая процент изменения уровня развития приоритетных КС контрольной группе, мы пришли к выводу, что уровень развития способностей к согласованию движений у испытуемых повысился всего на 2%, темпо-ритмических способностей вырос на 3,7%, а способностей к равновесию - на 6,7%. В результате, средний процент повышения уровня развития приоритетных КС в контрольной группе составил 4,1%.

Рис.2. Средний прирост уровня развития приоритетных КС в контрольной и экспериментальных группах

Из рисунка, приведённого выше, видно, что и первая, и вторая методика имеют практически равную эффективность. Поэтому мы решили рассмотреть проценты прироста уровня развития приоритетных КС для каждой способности отдельно:


Эта схема чётко показывает, что методика, включающая игровой метод в заключительной части занятия (проводилась во второй экспериментальной группе), даёт более стабильные результаты (10,5%, 10,6% и 10,4%). В то время как методика, включающая комплекс упражнений в подготовительной части занятия (первая экспериментальная группа), значительно больше способствовала развитию способностей к равновесию (12,1%), чем темпо-ритмических способностей (9,2%) и способностей к согласованию (10,5%). И, поскольку, средний прирост уровня развития КС в обеих экспериментальных группах значительно не отличается (1 экспериментальная - 10,6% и 2 экспериментальная - 10,5%), мы пришли к выводу, что методика, включающая использование игрового метода для развития КС в заключительной части занятия, лучше подойдёт для спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Заключение

·        Учитывая особенности тренировочного процесса в спортивных танцах и возрастные особенности развития КС спортсменов-танцоров 7-9 лет, из перечня различных видов КС, нами были выбраны три приоритетных для нашего исследования: способности к согласованию, способности к равновесию и темпо-ритмические способности.

·        Вследствие того, что для спортсменов 7-9 лет большей эффективностью пользуются стандартно-повторный и игровой методы, было решено разработать две методики целенаправленного развития КС: в первой, комплекс специальных упражнений включили в подготовительную часть (разминку), а во второй - совокупность игр, развивающих приоритетные для данного исследования КС, в заключительной части занятия. Включили их в тренировочный процесс первой и второй экспериментальных групп соответственно.

После окончания эксперимента, оценив эффективность экспериментальных методик и сравнив их с показателями контрольной группы, был сделан вывод о том, что методика, включающая использование игрового метода для развития КС в заключительной части занятия, лучше подойдёт для спортсменов-танцоров 7-9 лет.

Поскольку методика, включающая игровой метод в заключительной части занятия (проводилась во второй экспериментальной группе), даёт более стабильные результаты (10,5%, 10,6% и 10,4%). В то время как методика, включающая комплекс упражнений в подготовительной части занятия (первая экспериментальная группа), значительно больше способствовала развитию способностей к равновесию (12,1%), чем темпо-ритмических способностей (9,2%) и способностей к согласованию (10,5%). А средний прирост уровня развития КС в обеих экспериментальных группах значительно не отличается (в первой экспериментальной - 10,6% и во второй экспериментальной - 10,5%).

Нельзя переоценить важность целенаправленного развития КС не только для спортсменов-танцоров, но и я всех младших школьников. КС - это совокупность огромного количества физических качеств организма человека, и его отдельных частей, которые так важны не только для дальнейшей активной и успешной тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-танцоров, но и для полноценной жизнедеятельности юных спортсменов в целом.

Список использованных источников

1.      Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании : Учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - Л.:ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - 152 с.

2.      Ашмарин, Б.А. Педагогический контроль за физической подготовкой школьников / Б.А. Ашмарин // Физическая культура в школе. - 1981. - № 9. - С. 13.

3.         Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин - М.:Физкультура и спорт, 1990. - 235 с.

4.      Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич //Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

5.      Бальсевич, В.К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.

.        Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А Боброва. - М.:ФИС, 1978. - 207 с.

.        Грациозо Чеккетти Полный учебник классического танца школа Энрико Чекетти / Грациозо Чеккетти. - М.:АТС, 2007. - 503 с.

8.         Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. - М.:ФИС, 1988. - 186 с.

9.      Гузов Н.М. Узоры на стадионе / Н.М. Гузов. - М.:ФИС, 1987. - 127 с.

10.    Ердаков, В.В. Для интенсификации урока / В.В. Ердаков // Физическая культура в школе. - 1990. - № 4. - С. 22-25.

.        Зигфрид, А.В. Сделать эффективнее процесс обучения / А.В. Зигфрид // Физическая культура в школе. - 1991. - № 11. - С. 54-56.

.        Иванникова, О.В. Народные танцы / О.В. Иванникова. - М.:АСТ, 2007. - 63 с.

.        Кирченко, Н.А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей : практическое пособие для педагогов / Н.А. Кирченко. - Мозырь :Белый Ветер, 2011. - 150 с.

.        Козлов, В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования Акробатика / В.В. Козлов. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 64 с.

.        Корниенко, А.А. Методы и средства улучшения эффективности Физическое воспитание в школе / А.А. Корниенко // Физическая культура в школе. - 1991. - № 3. - С. 40-41.

.        Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом / И.М. Коротков. - М.:ФИС, 1974. - 120 с.

.        Коротков, И.М. Подвижные игры детей / И.М. Коротков. - М.:Советская Россия, 1987. - 186 с.

18.       Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. / В.И. Лях. - М.:ФИС, 1998. - 204 с.

19.    Матвеев, Л.П. Теория методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.:ФИС, 1991. - 543 с.

20.    Медведев, В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся и студенческой молодежи / В.А. Медведев, В.А. Коледова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 2. - С. 3-8.

.        Минский, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е.М. Минский. - М.: Просвещение, 1983. - 187 с.

22.    Некрасов, А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев : диссертация педагогических наук : 13.00.04 / А.С. Некрасов. - Тамбов,2006 - 164с.

23.       Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 354 с.

24.    Павлова, Е.В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : диссертация педагогических наук : 13.00.04 / Е.В. Павлова. - Сургут,2008 - 147с.

25.    Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. - М.:Знание, 1981. - 83 с.

26.    Роот, З.Я. Танцы в начальной школе : Практическое пособие / З.Я. Роот. - М.:Айрисс-пресс, 2006. - 128 с.

.        Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (информационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быковская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 11-15.

28.       Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 105 с.

29.    Фирилева, Ж.Е. «СА - Фи - Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева. - М.:Детство- Пресс, 2000. - 324 с.

30.    Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

.        Тренер по теннису, обучение, уроки и занятия по теннису в Москве для детей и взрослых [Электронный ресурс].

Похожие работы на - Развитие координационных способностей спортсменов-танцоров 7-9 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!