Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО Сретенский педагогический колледж им. Ф.В. Гладкова







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка»













Сретенск - 2013

Содержание

Введение

Глава I. Права детей в семье и проблемы их реализации

.1 Сущность правового статуса ребенка, понятие правового поля его жизнедеятельности в семье

.2 Понятие прав детей в семье, их особенности

1.3 Роль родителей в реализации прав детей в семье

Глава II. Охрана и защита прав ребенка в семье

.1 Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав детей в семье

.2 Способы защиты прав ребенка в семье

Глава III. Исследование по определению потребности детей и родителей в правовом просвещении

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В Конвенции ООН «О правах ребенка» одними из самых главных являются принципы признания ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов - приоритетными среди всех потребностей общества. Конвенция также создает основу для понимания того, что дети являются гражданами, имеющими право на участие во всех сферах жизни общества и на выражение своего мнения. Ст. 12 гласит: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Кроме того, дети имеют право на безопасную физическую и психологическую среду и «на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка» (ст. 27).

Законодательное закрепление прав детей в соответствии с положениями Конвенции произошло в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и многих других федеральных и региональных нормативно-правовых актах. Итак, с момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

Жить и воспитываться в семье.

Общаться с родителями и другими родственниками.

Защищать свои права.

Выражать своё мнение.

Право на имя, отчество и фамилию.

Изменение фамилии и имени.

Право на имущество.

Право на медицинское обслуживание.

Право на образование и другие.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Российские дети, по данным официальной статистики Росстата (2012 г.), находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз «дебильность» только в 2011 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей.

В 2012 г. в РФ разработана Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 гг., которая заявляет своей целью приоритет прав ребенка и защиту этих прав внутри семьи.

Вышеизложенное подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы - «Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка».

Объект исследования - семья и защита прав ребенка в семье.

Предмет исследования - права несовершеннолетних детей.

Цель исследования - рассмотреть семью как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

Задачи:

)раскрыть понятие прав детей в семье и проблем реализации данных прав;

)рассмотреть вопросы охраны и защиты прав ребенка в семье;

)провести исследование по определению потребности детей и родителей в правовом просвещении.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Права детей в семье и проблемы их реализации

.1 Сущность правового статуса ребенка, понятие правового поля его жизнедеятельности в семье

Семья - это социальный институт. Она подчиняется законам общественного развития и поэтому отношения в семье подчиняются различным ролям и формируют статусы каждого члена семьи. Соответственно, мы должны определить статус ребенка, как его положение в семье в соответствии с исполняемой им ролью.

В зависимости от отношений в семье, статуса самой семьи, возраста ребенка, наличия братьев и сестер - статусное положение меняется.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся. С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с его «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление «Я». Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.

Определяя правовой статус ребёнка необходимо уточнить, что в Российской Федерации принимается за начало человеческой жизни. В соответствии с международной гуманитарной практикой определять, когда заканчивается жизнь человека должно государство. Момент начала, т. е. возникновение жизни в Российской Федерации обозначен, однако, не в нормативном акте, а в ведомственной инструкции Министерства Здравоохранения, согласно которой право на жизнь имеет семимесячный ребёнок весом более 1000 грамм и длиной тела не менее 35 сантиметров.

Под ребёнком (детьми) понимается «любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т. е. до совершеннолетия». Аналогичное определение «ребёнка» содержится и в пункте 1 статьи 54 Семейного Кодекса Российской Федерации.

Российское законодательство разделяет детей на две возрастные группы, которые обладают различными объемами гражданской дееспособности («Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет»):

) Малолетние - дети в возрасте до 14 лет.

За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется и для детей в возрасте от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, т. е. мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения.

) Дети от 14 до 18 лет.

Они обладают наибольшим объемом дееспособности. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей, попечителей. Без их согласия несовершеннолетние вправе распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.

С принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации стала шире и гражданско-процессуальная дееспособность ребёнка. Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской федерации ребёнок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

Несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребёнка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации до наступления совершеннолетия (18 лет) приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса).

Рассмотрев правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок - это самостоятельный субъект права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Правовое поле жизнедеятельности ребенка в семье можно определить как совокупность его прав и обязанностей, взаимно дополняющих друг друга.

1.2 Понятие прав детей в семье, их особенности

право ребенок семья просвещение

Впервые в истории российского семейного права, Семейный кодекс РФ (СК РФ) устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» - отмечает Ю.Ф. Беспалов. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. Рассмотрим личные неимущественные права детей, к ним Семейный Кодекс РФ относит:

·право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

·право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

·право на имя (ст. 58 СК РФ);

·право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

·право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Раскроем далее личные права детей и некоторые проблемы, возникающие в связи с их реализацией. Начнем с права ребенка выражать свое мнение:

) Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно ясно определена М.В. Антокольской: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка».

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы...». В развитие этого положения законодатель предусматривает различные формы реализации права ребенка на выражение своего мнения, определяет случаи, когда мнение ребенка имеет правовое значение:

·Во-первых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

·Во-вторых, ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

·В-третьих, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

·В-четвертых, в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Исходя из этого в законодательстве и на практике придается различное правовое значение мнению ребенка в зависимости от его возраста.

Как полагает Н.Н. Тарусина, право ребенка выражать свое мнение «дифференцированно по двум критериям, действующим как порознь, так и совместно: по возрасту и значимости семейно-правового акта». В случаях, предусмотренных семейным законодательством, согласие ребенка старше 10 лет является обязательным. Дети же младшего возраста, т.е. моложе 10 лет, имеют право на мнение в диспозитивном режиме, иными словами мнение ребенка имеет рекомендательных характер. Получается, что принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста 10 лет, является исключительной правом родителей. Однако после достижения ребенком 10-летнего возраста учет его мнения родителями обязателен, исключение могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых противоречила бы его интересам.

В ряде случаев закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет о таких случаях, как:

·Изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ);

·Восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

·Усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ)

·Изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ);

·Запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ);

·Изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ);

·И передача ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).

Таким образом, право ребенка выражать свое мнение в российском семейном законодательстве представляет собой признание за ребенком права голоса, в одних случаях - рекомендательного, в других, прямо указанных в законе, - решающего. Закрепляя право ребенка на выражение своего мнения в виде общей нормы, законодатель не связывает возникновение этого права и возможность его реализации с достижением ребенком определенного возраста. Следовательно, степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом. Но проблема в том, что в России в неблагополучных семьях, дети боятся выражать свое мнение, или выражают мнение навязанное своими родителями. Автор считает, что это связано с тем, что авторитет родителей преобладает над авторитетом других субъектов семейных правоотношений.

) Теперь перейдем к праву ребенка жить и воспитываться в семье, а также общении ребенка с другими родственниками. С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и так далее.

В реальной жизни вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться прежде всего интересами самого ребенка. Формы общения могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и другие. Они зависят от возраста ребенка, места жительства его и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других обстоятельств. Семейный кодекс особо оговаривает, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:

·Расторжения брака родителей;

·Признания брака родителей недействительным;

·Раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах

Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых случаев, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. И ребенок, и его родители для этих целей вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее в соответствии со статьей 10 Конвенции о правах ребенка. Иногда в нарушение прав ребенка родитель - гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем - гражданином РФ увозит ребенка в другое государство и не дает ему фактически возможности общаться с родителем - гражданином РФ. Решение вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Судебная практика показывает, что в жизни нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически лишающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются законные права и интересы как одного из родителей, так и ребенка. В этой связи в п. 1 ст. 66 СК РФ установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (ч. 3 ст. 66 СК РФ).

Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно регламентируется в Кодексе, что согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Под ней могут пониматься различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью и т.д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении.

Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

) Право ребенка на имя - каждый ребенок в соответствии с Конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Однако эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как «кинуть жребий».

Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

) Одним из главных прав несовершеннолетних является право на защиту своих интересов. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется прежде всего его родителями, а также лицами, их заменяющими. Следует добавить, что защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные судом недееспособными. Также не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка граждане, дееспособность которых ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В том случае, когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в таких учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и законных интересов.

В то же время СК РФ предусматривает случаи, когда такую защиту осуществляют и иные прямо указанные в законе лица. Это органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Эмансипированные лица, а также несовершеннолетние, которые приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак, в праве самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, а также лиц их заменяющих. «При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста четырнадцати лет в суд».

Все должностные лица или иные граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка и его законных интересов, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ст. 56 СК РФ).

1.3 Роль родителей в реализации прав детей в семье

Теперь необходимо рассмотреть правоотношения между родителями и детьми, а именно роль родителей в реализации личных прав своих несовершеннолетних детей. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Между собой родители равны в реализации своих прав и обязанностей в отношении детей. Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

Если родительские действия осуществляются в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя и исключительная. Она применяется только в том случае, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом:

·При уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей;

·При злоупотреблении родительскими правами;

·При жестоком обращении с детьми;

·При вредном влиянии на детей аморального поведения родителей;

·При наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания.

Лишение родительских прав является бессрочным. Но, если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Несовершеннолетние могут сами реализовывать и защищать свои интересы с момента наступления дееспособности. По общим правилам полная дееспособность граждан наступает при достижения возраста 18 лет, но в случаях, установленных законом дееспособность может наступить и до достижения этого возраста.

В новом Гражданском кодексе дееспособность несовершеннолетних детей существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении шести лет могут совершать юридические действия (ст.28 ГК РФ), в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст.27 ГК РФ).

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и нести ответственность за свои действия. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Когда мы говорим о «правоспособности», мы говорим о том, что это общий институт, на который не влияет ни возраст человека, ни его состояние здоровья, ни его социальный статус. Для понятия «дееспособность» все эти параметры очень важны.

По общему правилу о достижении полной дееспособности (18 лет) в гражданском кодексе имеются два исключения:

) Для лиц, вступивших в брак раньше восемнадцати лет (что является единым брачным возрастом и для мужчин и женщин на территории РФ). Однако брачный возраст может быть в конкретном случае снижен по решению органов местного самоуправления до шестнадцати лет при наличии причин, которые будут сочтены уважительными. М.В.Антокольская считает, что лицо, не достигшее брачного возраста, приобретает право самостоятельно заключать брачный договор с момента вынесения решения о снижении ему брачного возраста, а А.М. Нечаева утверждает, что "прямая зависимость договора от факта существования брака (или намерения его оформить в установленном законом порядке) означает, что подобный договор могут заключить и стороны, вступившие в брак до наступления брачного возраста, а также те, кому в виде исключения с учетом особых обстоятельств разрешено вступить в брак и ранее"

Четкого перечня уважительных причин, по которым брачный возраст может быть снижен нет, однако, с полной уверенностью, к таким причинам можно отнести:

·Вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст;

·Эмансипации (ст. 27 ГК).

) Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т. е. достиг уровня зрелости, обычно наступающего по достижении совершеннолетия. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей. Если родители или один из них на то не согласны, эмансипация может быть совершена по решению суда. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует помнить, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста (право на приобретение огнестрельного оружия).

Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

А также важную роль в реализации своих прав детьми играет статья 28 Гражданского кодекса РФ, которая определяет разделение дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский кодекс РФ впервые установил разграничение недееспособности:

Дети до 6 лет - полностью лишены дееспособности;

Дети от 6 до 14 лет - вправе заключать мелкие бытовые сделки, под термином «мелкие бытовые сделки» следует понимать сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, целью которых является удовлетворение личных потребностей (покупка мороженого, конфет и других продуктов, покупка канцелярских товаров).

Заканчивая первую главу выпускной квалификационной работы, можно сделать следующий вывод.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние.

Глава II. Охрана и защита прав ребенка в семье

.1 Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав детей в семье

В международном праве есть два основных документа в области защиты прав детей - Декларация прав ребенка, гарантирующая права на имя и гражданство, социальную защиту и социальное обеспечение, образование, любовь и понимание, а также Конвенция ООН о правах ребенка, определяющая права детей на образование, культуру, отдых и досуг.

Для целей этого Федерального закона используются следующие понятия:

·ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

·дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

·социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

·социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

·социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

·социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

·отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

·организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Охарактеризуем основные права детей по вышеуказанному федеральному закону:

1.Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2.При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

.В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

.В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, основополагающим документом по защите прав детей в нашей стране является федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем определяется, что ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), ему гарантированы права на охрану здоровья, профессиональную ориентацию и подготовку, отдых и оздоровление в субъектах и муниципалитетах РФ.

2.2 Способы защиты прав ребенка в семье

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций <#"justify">Глава III. Исследование по определению потребности детей и родителей в правовом просвещении

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Основная линия в современной политике - построение демократического государства, а основная линия обучения и воспитания - развитие гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократического общества.

Первый взнос в развитие ребенка вносит семья. Проблему соблюдения прав детей, как одного из условий обеспечения нормативной жизнедеятельности и развития ребенка, невозможно решить только силами одной семьи. Необходимо организовать четкое взаимодействие и распределение функций и полномочий всех, кто причастен к делу формирования и развития личности ребенка (семьи, школы, библиотеки, других детских образовательных учреждений, и государства в целом).

Сегодня дети в силу стечения тяжелых жизненных, экономических, семейных обстоятельств, часто оставаясь один на один с этими проблемами, вынуждены сами заботиться о своих правах и свободах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь.

Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, воспитав их правовую культуру. Завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения.

О важности и необходимости правовых знаний говорят все. Но реальное положение дел говорит об их отсутствии. А нужна ли эта правовая информация детям? Мы решили провести опрос, целью которого стало определение потребности детей в правовом просвещении.

Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 50 человек - дети и 50 взрослых.

Анкеты составлялись индивидуально для детской и взрослой аудитории, с учетом возрастных особенностей. Анкета для детской выборки состояла из пяти вопросов с возможными вариантами ответов (см. приложение 1). Были получены следующие результаты опроса детской аудитории.

% ребят на вопрос «Считаете ли вы необходимым знать о своих правах?» ответили утвердительно. Только один человек ответил отрицательно, и четверо затруднились с ответом.

На второй вопрос так же 90% ребят ответили, что им нужны не просто теоретические знания своих прав, но и отмечают их необходимость в плане практического применения. Как и на первый вопрос, один из ребят ответил отрицательно, и четверо усомнились в ответе.

На вопрос «Знаете ли вы свои права?» процент утвердительных ответов уменьшился до 76%, при этом 18% ответили, что они не знают своих прав, и 6% отметили свою частичную, недостаточную осведомленность в этих вопросах.

В ситуациях нарушения прав, большинство ребят (50%) считают, что наиболее эффективно с этими проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь обратились бы именно туда, 24% ребят с проблемой нарушения их прав и свобод обратились бы в центр по правам ребенка, и 16% - в службу социально-психологической помощи населению. 10% опрошенных детей, в первую очередь, позвонили бы на телефон доверия. Несколько ребят по этому вопросу ответили своим вариантом: 4 человека сразу обратились бы за советом и помощью к родителям, и 1 человек - к друзьям (точнее, к «браткам», как было обозначено в анкете).

По последнему вопросу, «Из каких источников вы хотели бы получать информацию о своих правах?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание ребят просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе - 40%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как центр по правам ребенка (28%). 20% респондентов ответили, что информацию о своих правах для них лучше всего получать на консультациях у юриста. 16 и 12% соответственно получили варианты СМИ и родители. Интересно, что 2% ребят обратились бы за информацией в библиотеку.

Анкета для родителей состояла из 6 вопросов, так же с возможными вариантами ответов. Результаты опроса взрослой аудитории показали некоторые разногласия между ответами детей и взрослых, но в том, что знания своих прав и обязанностей необходимы нашим детям разногласий не было.

По итогам опроса 98% родителей считают необходимым знакомить ребенка с его правами. Только один человек решил, что эти знания его ребенку не нужны.

По вопросу о возрасте, с которого пора начинать правовое информирование ребенка, выделилось 3 группы ответов. Самая многочисленная группа родителей - те, кто считает, что правовое просвещение нужно начинать со школьного возраста, т.е. с 6-7 лет - их 62%.

% родителей за то, чтобы начинать знакомить ребенка с его правами в дошкольном возрасте (4-5 лет), и столько же (18%) считают более поздний возрастной период самым подходящим для знакомства ребенка с конституцией и Российским законодательством - это возраст 10-14 лет. Кроме этого, выделилась еще одна мини-группа, состоящая из двух человек, которые считают необходимым начинать знакомить ребенка с его правами и обязанностями сразу с рождения.

Обрабатывая результаты ответов на третий вопрос «Знаете ли вы права своего ребенка?», выявилось явное противоречие: только 72% ответили утвердительно. Остальные 28% честно признались в своем незнании.

При этом на вопрос «Знакомите ли вы своих детей с их правами?» 58% ответили «Да» и 42% ответили, что не дают своим детям правовые знания. Т.е. даже из тех, кто знает права своего ребенка, не все с ними знакомят (хотя, может быть в силу маленького возраста ребенка).

Таким образом, утвердительный процент ответов на первые вопросы анкеты идет по ниспадающей: считают, что правовые знания нужны детям - 98% взрослых, знают права своих детей 72%, а знакомят детей с их правами уже только 58% родителей.

При определении учреждения, в котором ребенку помогли бы отстаивать его права, наибольшее число голосов получили центры по правам ребенка (62%), 22% - правоохранительные органы, и 18% - социально-психологические службы помощи населению.

Сравнивая результаты ответов на этот вопрос детей и взрослых, видны противоположные мнения по поводу эффективности работы правоохранительных органов - ребята считают их самыми действенными, а родители не очень доверяют им, видимо, в силу уже приобретенного опыта общения с данными структурами. Зато центры по правам ребенка и в той и в другой возрастной категории занимают почетные места и характеризуются как одни из наиболее эффективных по возможности получения помощи в отстаивании прав ребенка.

Обозначая основные источники получения правовой информации, которые могли бы помочь их детям, родители выделяют важность и значимость специальной программы в школе по данной проблематике (52%). 40% родителей считают основным и наиболее компетентным источником правовой информации для ребенка самих себя. Специализированные центры помощи детям стоят на третьем месте (30%). 28% взрослых считают достаточно действенным средством получения правовой информации СМИ. И 14% родителей считают, что для знакомства ребенка со своими правами необходим юрист. В качестве собственного варианта на этот вопрос, был, также как и по результатам ответов ребят, небольшой процент (4%) родителей, которые считают одним из основных источников информирования детей по правовым вопросам библиотеку.

Таким образом, необходимость правового просвещения очевидна. И это однозначно подтвердилось в нашем исследовании. Очень важно, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Тем более что в условиях современного общества они действительно необходимы. Что для нас стало очень значимым итогом анкетирования - это вывод о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению как для детей, так и для взрослых.

Кроме того, трудности юридического характера зачастую влекут за собой и ряд психологических проблем. Поэтому детям необходима помощь психолога, который может оказать всестороннюю помощь и поддержку ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

История ХХ века в России учит нас, что забвение и попрание прав и свобод человека неизбежно ведет к трагедии. Именно поэтому, только воспитав детей в духе соблюдения прав человека, мы сумеем преодолеть наши ошибки, и в ХХI веке творить новую историю, не ущемляя прав ребенка, человека, гражданина.

Заключение

Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь - от генов до питания. Малейшая ошибка - и человек может потерять свою индивидуальность, стать таким, как все.

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Главными документами в сфере защиты прав детей в международном праве являются Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Следует учитывать, что Декларация прав ребенка в первую очередь нацелена на обеспечение гарантий обеспечения прав детей на имя и гражданство, образование, социальное обеспечение, а также любовь и понимание в семье. Тогда как Конвенция о правах ребенка закрепляет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, а также оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

В нашей стране защита прав детей гарантируется федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Для целей реализации этого закона установлено следующее понятие - под ребенком понимается лицо, достигшее возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Законом установлены следующие гарантированные права детей - на охрану здоровья в учреждениях здравоохранения, на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, отдых и оздоровление в учреждениях субъектов и муниципалитетов РФ.

Ответственность за реализацию гарантий и защиту прав детей в рамках международных документов несут все государства, их ратифицировавшие, в том числе и Российская Федерация. Для этого наша страна предоставляет в Комитет ООН по защите прав детей доклады о результатах работы в данной области, а сам этот орган рассматривает жалобы на государстве по поводу нарушений и проблем. В частности, Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость реформировать судебное правосудие в отношении несовершеннолетних, корректировать практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, устранить случаи грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее.

В зарубежных странах все более распространена такая форма правосудия для несовершеннолетних, как ювенальная юстиция. Согласно ее основополагающим позициям, государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. В нашей стране правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания, тогда как в гражданском законодательстве это не предусмотрено.

Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, - это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.

Список литературы

Нормативные документы

1.Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // Интернет-сайт: <#"justify">3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М.: Издательство "ОМЕГА-Л", 2005. - 40 с.

.Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10 94) // Российская юстиция. - 2006. - №12 (с изм. и доп)

.Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95. - М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2005. - 64 с.

6.Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 147, 05.08.1998.

Научная литература

.Абашидзе А.Х., Федоров М.В. Право внешних сношений. - М.: Международные отношения, 2009. - 384 с.

8.Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. 2010. N 11.

.Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // «Современное право», 2005, N 9.

.Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / Б.Л. Альтшуллер // Права женщин в России. - 2002 - №2.

.Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы. М.: 2005.

.Беседкина Н.И. Права неродившегося ребенка // Государство и право. 2006. N 4.

.Беспалов Ю.Ф. Семейная правоспособность ребенка // «Нотариус», 2005, N 4.

.Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный). - АСТ, АСТ МОСКВА, КОНТРАКТ, 2008.

.Власова М.В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ. - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.

.Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // «Адвокат», 2005, N 8.

.Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. - ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006.

.Кабышев О.А. Права родителей и детей. Комментарий к Семейному кодексу. М.: ПРИОР, 2008.

.Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов / С.Р. Коробова. - М.: Издательство: Виктория-плюс, 2011. - 91 с.

.Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный) - Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

.Косова О.Ю. Семейный кодекс РФ об алиментах // Закон. 2005. N 10.

.Максимович Л.Б. О праве ребенка выражать свое мнение // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. Отв. ред. В.Н. Литовкин. ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.

.Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. универсальных и региональных международных документов / Составление: Л.В. Корбут, С.В. Поленина. М., 1997.

.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие. М., 2010.

.Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г. // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.

.Смолина Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - М. 2006.

.Эрделевский А. Право на имя и его защита // «Законность», 1999, N 10.

.Ювенальное право: учебник для ВУЗов / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. ЗАО Юстицинформ, 2005.

Приложение

Приложение 1

Уважаемые ребята! Нам необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.

1.Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?

Да Нет Не знаю

2.Нужны ли Вам права?

Да Нет Не знаю

.Знаете ли Вы свои права?

Да Нет Частично

.Если нарушены ваши права, куда Вы обратитесь?

  • правоохранительные органы
  • центр правовой и психологической помощи
  • телефон доверия
  • Ваш вариант_____________________________
  • 5.Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах?
  • специальные уроки в школе
  • консультации юриста
  • центр по правам ребенка
  • средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)
  • родители
  • Ваш вариант______________________________
  • Приложение 2
  • Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты, которая проводится в рамках исследования потребности детей в правовом просвещении.
  • 1.Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами?
  • Да Нет Затрудняюсь ответить
  • 2.В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________
  • 3.Знаете ли Вы права своего ребенка? Да Нет
  • 4.Знакомите ли вы своих детей с их правами? Да Нет
  • 5.Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни?
  • через правоохранительные органы
  • службы социальной защиты населения
  • центры по правам ребенка
  • Ваш вариант_________________________________
  • 6.Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах?
  • специальные программы в школе
  • центры правовой и психологической помощи детям
  • консультации юриста
  • средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)
  • родители
  • Ваш вариант______________________________


Приложение 3

Институты поддержки и защиты прав семьи и детей (из Государственного доклада о положении детей в РФ в 2010 году)

Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Важную роль в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей играет введенный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее -Уполномоченного по правам ребенка) главным социальным предназначением которого является осуществление независимого контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, детских учреждений в части обеспечения прав детей, защита детей, права которых нарушены государственными органами и учреждениями, должностными лицами, а также содействие восстановлению нарушенных прав детей.

В течение 2010 года Уполномоченный по правам ребенка осуществил инспекционные проверки более чем в 40 субъектах Российской Федерации. Проверками было охвачено более 600 учреждений (дома ребенка, детские больницы, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательные и женские колонии, детские дома и школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные детские учреждения, детские дома-интернаты органов социальной защиты населения, специальные образовательные учреждения закрытого типа для детей с девиантным поведением).

По результатам проведения проверок главам субъектов Российской Федерации направлены рекомендации с конкретными предложениями о принятии в соответствующем регионе необходимых мер по защите прав и законных интересов детей.

С начала 2010 года поступило более 4 тыс. обращений граждан, в том числе несовершеннолетних, руководителей детских учреждений, органов опеки и попечительства, свыше 5 тыс. обращений - в электронном формате. На еженедельных приемах принято более 1 тыс. человек из различных регионов страны, дано свыше 1,5 тыс. консультаций по правовым вопросам гражданам, организациям, руководителям детских учреждений.

Растет число ходатайств о привлечении Уполномоченного по правам ребенка для участия в рассмотрении гражданских дел, касающихся защиты прав несовершеннолетних, из различных регионов Российской Федерации. В защиту прав и интересов детей по вопросам жилищных, семейных и иных правоотношений принято участие в 50 заседаниях суда. Из числа рассмотренных судами дел по 18 приняты решения в наилучших интересах ребенка, остальные дела находятся в стадии рассмотрения.

К Уполномоченному по правам ребенка поступает информация о наиболее серьезных фактах совершения преступлений против детей, отслеживаются результаты профилактической работы.

Одним из наиболее важных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жильем. По состоянию на начало 2010 года оставались неисполненными 1,9 тыс. судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Уполномоченный по правам ребенка, выстраивая единую сеть уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, является Председателем Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Анализ данных о деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что этот институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв свою нишу в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации активно осуществляют правовое просвещение, прежде всего, самих детей, налаживают линии «горячей связи» с детьми, посещают детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации выполняют важную роль в создании и становлении правозащитных детских, молодежных общественных организаций, включении их представителей в коллегиальные органы по вопросам детства. Такая социально-позитивная деятельность способствует отрыву несовершеннолетних от криминальной субкультуры, предоставляет им реальную альтернативу защиты и реализации своих законных интересов.

Инициирование развития детских и молодежных правозащитных и просветительских движений при Уполномоченном по правам ребенка будет способствовать решению проблемы правового просвещения, повышению авторитета органов государственной власти, формированию законопослушного образа жизни несовершеннолетних.

По состоянию на ноябрь 2010 года институт Уполномоченного по правам ребенка учрежден в 62 субъектах Российской Федерации: в 17 регионах - на основании специального регионального закона об Уполномоченном по правам ребенка (Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Волгоградская, Саратовская, Самарская и др.), в 24 регионах - на основании указов, постановлений, распоряжений высших руководителей органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе в 6 регионах - на общественных началах. В 15 субъектах Российской Федерации институт Уполномоченного по правам ребенка выделен в аппаратах Уполномоченных по правам человека (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Смоленская, области и другие регионы).

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (далее - Фонд) образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404.

Целями деятельности Фонда является содействие реализации мер по поддержке семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе по профилактике семейного неблагополучия, семейному устройству детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитию системы индивидуального социального сопровождения и обслуживания семьи и детей.

Задача Фонда заключается в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

По указанным приоритетным направлениям Фондом сформированы и осуществляются 11 программ, которые реализуются путем конкурсного отбора и последующего софинансирования региональных программ, соответствующих заданным Фондом направлениям, целям и формам работы.

На основе конкурсного отбора Фондом в 2010 году финансово поддержана реализация 109 региональных программ в 50 субъектах Российской Федерации (в 2009 году - 58 программ в 36 регионах), в соответствии с которыми в регионах осуществляется комплексная и планомерная работа с неблагополучными семьями и детьми, поддерживаются и развиваются инновационные социальные технологии, лучшие практики работы.

На предоставление грантов на софинансирование программ субъектов Российской Федерации в 2010 году Фондом направлено 840,3 млн рублей (в 2009 году - 473,9 млн рублей).

В 2010 году при поддержке Фонда в субъектах Российской Федерации, создано 486 новых служб, центров, отделений, оказывающих современные виды услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Продолжена работа служб, центров, отделений, созданных в рамках реализации программ субъектов Российской Федерации в 2009 году.

В 2010 году Фонд продолжил софинансирование 181 проекта муниципальных образований, реализуемых с 2009 года, и выделил гранты на 115 проектов, отобранных на конкурсах 2010 года. На эти цели Фондом направлено 136 млн рублей.

В целях повышения ин формированности населения о проблеме насилия и возможностях получения помощи в 2010 году проводилась общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми.

Для обеспечения доступности и своевременности получения несовершеннолетними помощи в случаях жестокого обращения с ними в рамках информационной кампании реализован проект по введению единого общероссийского номера детского «телефона доверия», который начал работу в сентябре 2010 года (8-800-2000-122).

Похожие работы на - Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!