другие приемы обобщения научного материала и практического опыта преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в начальной школе.
Выбор базы исследования определялся готовностью администрации образовательного учреждения к сотрудничеству.
Основой для написания работы послужило действующее законодательство, регламентирующее преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» в начальной школе, учебно-методические пособия, публикации в периодической печати, практический опыт преподавателей обучению младших школьников «Основам религиозных культур и светской этики», интернет-ресурсы по теме исследования. Новизна работы заключается в том, что исследуется процесс формирования знаний основ мировых религиозных культур у младших школьников и умения сравнивать религиозную этику христианства и ислама в свете требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Проведенное исследование имеет практическую и теоретическую значимость - данные выпускной аттестационной работы могут найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, трех приложений. Список литературы включает 45 источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе
1.1 Государственно-правовая политика и основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных образовательных учреждениях
Главная цель современной общеобразовательной школы - широкое и всестороннее образование, соответствующее современным стандартам, привитие ученикам религиозной терпимости, глубоких знаний об истории своей страны, ее культуры и религии как составной части и истории, и культуры. Российская общеобразовательная школа реализует установки воспитания высокой нравственной, гражданской ответственности и самостоятельности, подготовки к разнообразной деятельности. Предлагается светское, далекое от воинствующего атеизма воспитание [12, с. 67].
В процессе преподавания знаний о религии школа реализует социальную (формирует толерантность в обществе) и культурную (обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, норм и обычаев разных народов) цели, удовлетворяет духовные и психические потребности учащихся, не стремясь при этом обратить их в ту или иную веру. Сообщение знаний о религии и обучение гражданским ценностям в светских государственных школах не должно сеять раздор между учащимися. Школа не должна уделять предпочтительного внимания какой-то одной религии. Основы религиозной культуры должны преподаваться таким образом, чтобы ни один учащийся, независимо от его национальности и вероисповедания родителей, никогда не почувствовал себя ущемленным. Важно воспитывать учащегося так, чтобы он чувствовал уважение к религиозным взглядам одноклассников вне зависимости от того, являются ли они взглядами большинства или меньшинства. Только в этом случае можно надеяться на формирование многонационального и многоконфессионального общества, основанного на принципах мира, дружбы, взаимопомощи и согласия. Основополагающие документы в области религиозных взаимоотношений в обществе:
Конституция Российской Федерации [1];
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ [2];
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ [2];
Одним из методологических принципов преподавания религиоведческих знаний является принцип рассмотрения религии в контексте развития духовной культуры. Требование конкретно-исторического рассмотрения предмета исследования применительно к религии обусловлено тем, что любые попытки ее объяснения вне культурного и исторического контекста дают искаженный образ, как самой религии, так и культуры и истории человечества. В процессе изучения религии и ее истории важно учитывать, что религиоведение более непосредственно и тесно, чем, например, философия, связано с рядом частных наук.
Многие темы религиоведения предполагают обязательное привлечение значительного исторического, этнологического, социологического материала. С точки зрения изложения эта особенность религиоведения создает реальную возможность для преподавателя постоянно использовать конкретные факты, опираться на исторические и иные источники, позволяет сделать изложение ярким, запоминающимся, доступным, заинтересовать школьников. Но увлечение яркими фактами и примерами не должно мешать вариативным теоретическим выводам и обобщениям, которые играют важнейшую роль в возможности мировоззренческого выбора школьников.
Наибольшую трудность в процессе преподавания религиоведения представляет проблема изложения материала в духе толерантности, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Между различными видами мировоззрений - религиозным и нерелигиозным - и их представителями могут складываться разные отношения - от открыто враждебных, нетерпимых до лояльных. Общей основой диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принципы гуманизма, интересы человека.
Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога любых мировоззрений. Это важно для того, чтобы религиоведческое образование в школе было построено в духе межрелигиозного и шире - межкультурного диалога, способствовало взаимопониманию на основе «общего знания», преодолению отчуждения на почве нетерпимости, страха перед чужим и неведомым иноверием [23, с. 15-16].
В России введение в учебную программу курса «Основы духовно/нравственной культуры народов России» или «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту - ОРКиСЭ) для младших классов - есть инновационный ответ на практику жизни. Эта стратегия (привитие со школьной скамьи основ мировых религий, толерантности) позволяет воспрепятствовать вовлечению молодых людей в нетрадиционные секты, общины; преодолеть религиозную безграмотность; приобщить к духовному миру; познакомить с традициями и обычаями этноса (родного края) [29, с. 155].
В декабре 2009 г. в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования была предложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [14]. В ней подчеркивается, что в современной школе должна быть сосредоточена не столько интеллектуальная, сколько духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности определено в качестве первостепенной задачи современной образовательной системы. Среди разработанных путей его осуществления - приобщение к системе ценностей, соответствующих традиционным российским религиям, в процессе изучения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», состоящей из различных модульных курсов по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с культурой соответствующих религий и нацелено на развитие представлений детей о нравственных нормах и ценностях, на формирование готовности учителя к духовно-нравственному развитию личности ребенка, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, формирование первоначальных представлений о светской этике и о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России [13, с. 57].
Включение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОЭРКСЭ) в школьную программу связано с введением ФГОС нового поколения, нацеленного на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство учеников с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей [30].
Данный предмет является принципиально новым для отечественной системы образования. До революции 1917 г. в стране официально признанной государственной религией являлось православие, во всех типах государственных и частных образовательных учреждений (за исключением частных школ иных конфессий) изучался предмет «Закон Божий», основным содержанием которого, начиная с середины XVII в., были букварь и катехизис, а с двадцатых годов XIX в. к ним добавилась Священная История. К середине XIX в. сложилась следующая программа изучения Закона Божия: первый раздел - научение молитве, второй - Священная история Ветхого и Нового Завета, третий - краткий катехизис и четвертый - объяснение богослужения. Примерно в таком же объеме и последовательности изучается православное вероучение в современных воскресных или православно-ориентированных общеобразовательных школах.
В настоящее время в нашей стране действует конституционная норма о запрете установления государственной или обязательной религии или идеологии (ст. 13, 14 Конституции РФ). Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» с сентября 2012 г. изучается во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях по выбору семьи школьника, что соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования [13, с. 57].
После нескольких лет апробации курс «ОРКиСЭ» согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84/р, введен с 1 сентября 2012 года в образовательные учреждения всех субъектов РФ для 4/х классов на весь учебный год. План мероприятий по его реализации (введению) включал в себя следующие подразделы:
) нормативно/правовое обеспечение (принятие нормативных актов);
) организационно/методическое сопровождение учебного курса (повышение квалификации педагогических работников, выбор учащимися и их родителями модулей учебного курса, проведение конференций в 8 федеральных округах);
) информационное сопровождение учебного курса на постоянной основе.
В результате положительной оценки общественным мнением эксперимента по преподаванию ОРКСЭ в школах было принято решение, что в течение трех лет этот курс будет поэтапно внедряться как обязательный: в первый год - в 10% школ, во второй год - в половине, а к 2014 году - во всех остальных. Министерство образования и науки РФ подготовило ряд соответствующих документов:
План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [5];
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312» [6].
Во всех документах и приказах Минобрнауки при этом подчеркивается светский характер преподавания курса ОРКСЭ [8, с. 95].
С 1 сентября 2012 года во всех российских школах появится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В течение двух лет он проходил апробацию в 21 регионе страны. Подготовкой тьюторов, которые в свою очередь готовили учителей к преподаванию предмета, занималась Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. За два года в 21 регионе страны более 250 тысяч учеников 4-5-х классов изучали этот предмет в соответствии с выбором родителей. Во-вторых, апробация курса позволила выявить большой интерес к этому предмету и у родителей, и у детей. В-третьих, опасения о «разделении» детей по конфессиональному принципу и о возрастании в этой связи межрелигиозных конфликтов не оправдались. Авторы учебных пособий и, главное, учителя-преподаватели ОРКСЭ так выстроили содержание курса и методически грамотно преподнесли этот непростой предмет, что вызвали у детей и, очень важно, у их родителей живой интерес к урокам. За два года апробации была отработана профессионально обоснованная модель преподавания на организационном, содержательном и методическом уровнях. Особенностью настоящего периода является возросший масштаб предстоящей работы в связи с повсеместным введением ОРКСЭ и перенос ответственности за его успешное продвижение с федерального уровня на местный, региональный. Если в 2009 году в Москве, в Академии, прошли подготовку 1000 тьюторов, которые в дальнейшей обучили 25 тыс. учителей, то сегодня уже 500 подготовленным в Федеральном институте развития образования специалистам предстоит работа с 50 тыс. преподавателей из регионов [22].
Образовательный процесс в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», комплексного учебного предмета ОРКСЭ строится на культурологической основе.
Культурологический подход в образовании и применительно к ОРКСЭ раскрывается в системе современных педагогических принципов:
-Взаимодополнения разных форм общественного сознания в содержании образования
-Вариативности изучения предметов и модулей ОРКСЭ
-Системности преподавания ОРКСЭ
-Интегративности содержания ОРКСЭ
-Педагогической поддержки социализации обучающихся
-Формирования российской гражданской идентичности
-Культуросообразности
-Принцип взаимодополнения разных форм общественного сознания в содержании образования.
Культуросообразность образования как форма и процесс - это воссоздание культуры в целом в содержании образования; как процесс и результат - осознание обучающимся культуры как пространства личностной, социальной и духовной жизни, присвоение содержания культуры (форм общественного сознания) в виде знаний, ценностей, смыслов. Формы общественного сознания складываются исторически и составляют содержание национальных и общечеловеческой культур: наука, искусство, религия, философия, право, политика. Традиционное образование отдает безусловный приоритет науке, игнорируя или урезая другие формы общественного сознания. Так оно вступает в конфликт с современным, сложно организованным, динамичным миром, по инерции формируя личность с односторонне развитым, преимущественно формально-рациональным мышлением и поведением.
Человек, которому принадлежит будущее, - это человек культуры, гармонично развитый, способный понимать одно и то же явление с помощью рационального понятия, художественного образа, философского концепта, религиозной идеи, готовый жить в сложном мире, видеть единство и взаимообусловленность его материальных, духовных, культурных, социальных пространств. Становление и развитие такого человека поддерживает культуросообразное образование.
Принцип системности преподавания основ религиозных культур и этики.
Все формы общественного сознания имеют значение для образования человека постиндустриальной цивилизации, в том числе и религия в контексте культуры. Педагогическая ценность религиозной культуры, ее значимость в общественной жизни и деятельности людей является основанием системного изучения традиционных религиозных культур в общеобразовательной школе.
Системность в преподавании религиозных культур - это объективное отражение в содержании образования соответствующей религиозной традиции в ее историческом развитии, содержательной полноте и истинности. Для соблюдения этого принципа в разработке и экспертизе образовательных материалов по религиозным культурам в рамках ОРКСЭ участвуют соответствующие религиозные организации.
Системность педагогическая - это организация содержания в соответствии с принципами доступности, последовательности, систематичности обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, единства обучения, воспитания и духовно-нравственного развития школьников.
Системность культурологическая - педагогически организованные связи между модулями и предметами ОРКСЭ, а также содержания ОРКСЭ с содержанием других учебных предметов, предметных областей на каждом уровне общего образования.
Принцип вариативности изучения ОРКСЭ.
Системность позволяет воссоздать традицию, духовно-нравственную культуру в содержании образования и приобщать к ней ученика, дает ему возможность узнать и осмыслить традицию, духовно-нравственную культуру. Но выбор традиции есть безусловное право обучающегося и его родителей (лиц, их замещающих) несовершеннолетнего обучающегося. Принцип вариативности реализуется через предметно-модульную организацию ОРКСЭ, что позволяет обеспечить соответствие содержания образования культурно-образовательным потребностям обучающихся и их семей. Принцип вариативности также оптимально сочетает конвенциональный и традиционный подходы к содержанию современного воспитания. Каждый учебный предмет или модуль воссоздает определенную духовно-нравственную традицию, но выбор самой традиции осуществляется в формате договора между семьей и школой. Выбор традиции, духовно-нравственной культуры (в религиозной или нерелигиозной формах) с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи - конвенциональное действие, изначально устанавливающее сознательное отношение обучающегося и его семьи к обучению, воспитанию и духовно-нравственному развитию средствами данной традиции в процессе получения ребенком общего образования. Данные положения являются нормой деятельности общеобразовательной школы в светском демократическом государстве, закреплены в международных гуманитарных правовых актах, в частности в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерация: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»):
Принцип интегративности содержания ОРКСЭ.
ОРКСЭ обладает большими возможностями интеграции с другими предметными областями и конкретными учебными предметами (окружающий мир, история, литература, художественная культура, обществознание и др.). Ценности - основное содержание ОРКСЭ, являются универсальными интеграционными механизмами, они пронизывают и сближают разнопредметное содержание. Интеграция гуманитарных дисциплин позволяет воссоздать образовательными средствами целостный культурно-исторический мир России от истоков до современности в контексте процессов развития человеческой цивилизации.
Предметная область ОРКСЭ («Основы духовно-нравственной культуры народов России») в содержании общего образования представляет духовно-мировоззренческие, ценностные, ментальные основы жизни, культуры, истории народов России, а также в целом российского общества как историко-культурного единства. Одновременно каждый из предметов (модулей) в рамках ОРКСЭ имеет предметную область, которую составляют религиозные традиции народов России и конвенциональные нормы и ценности российской светской (гражданской) этики.
Интегративность ОРКСЭ является существенным ресурсом в преподавании: ценности той или иной традиции воплощаются и развиваются в произведениях искусства, в исторических событиях, характерах жизни людей в разные эпохи. Интегративный принцип позволяет обучающимся увидеть, понять и осмыслить духовные измерения России, неотделимые от ее реальной истории, культуры, современной жизни.
Принцип педагогической поддержки социализации обучающихся.
Знание о ценностях - первый шаг на пути духовно-нравственного развития. Ценность присваивается личностью через поступок, в значимой для других людей деятельности. Организация такой деятельности - необходимый компонент ОРКСЭ. Она может осуществляться в рамках школьной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, во внеурочной деятельности, совместно с представителями религиозных, общественных, иных организаций, педагогами, родителями, старшими и младшими школьниками.
Обучающийся должен приобрести не только системные знания, но и укрепляющий их опыт нравственного поведения, применения ценностей для сознательной организации своей школьной, семейной и социальной жизни.
Принцип формирования российской гражданской идентичности.
Воссоздание культурно-исторического мира России, его духовных основ, поддержка осознанной нравственной социализации обучающихся направлены на формирование их гражданского самосознания. ОРКСЭ открывает для этого принципиально новые возможности. С его помощью российское гражданское самосознание формируется не только посредством изучения «обществознания» - основного учебного предмета, направленного на формирование российской гражданской и культурной идентичности школьников, а также «истории», «литературы» и т.д., но и путем прямой идентификации с согражданами - представителями конфессиональных и этнических групп, с которыми ассоциирует себя семья школьника, а также диалога и взаимодействия с представителями других конфессиональных и этнических групп в обществе.
ОРКСЭ вносит в содержание образования духовно-нравственное измерение. Обучающиеся и учителя, школьники в общении друг с другом, дети и родители получают возможность говорить о ценностях, мировоззрении, нормах поведения, смыслах человеческой жизни и деятельности. Они духовно раскрываются друг для друга, вступают в педагогически организованный диалог, взаимно личностно обогащаются. Предметно-модульная организация ОРКСЭ в сочетании с системностью и интегративностью его преподавания воссоздает поликонфессиональную и полиэтническую структуру российского общества как единства в многообразии, открывает для обучающегося духовные традиции народов России, создает особый механизм формирования российской гражданской и культурной идентичности: духовное согражданство, - возникающее в процессе диалога и взаимовлияния духовных культур, в общении одноклассников, учащихся школы и их семей, обучающихся и учителей.
Принцип культуросообразности.
В преподавании ОРКСЭ принцип культуросообразности предполагает создание условий для формирования идентичности несовершеннолетнего обучающегося с учетом мировоззренческого и культурного самоопределения его семьи, родителей (законных представителей). Изучение ОРКСЭ позволяет обучающемуся проживать избранную традицию, и на этой основе не только формировать свою культурную идентичность, но и лучше понимать других людей, сограждан, одноклассников, приверженных другой традиционной для нашей страны культуре. Данный принцип ориентирует на сознание непреходящей ценности и значимости культуры, культурной традиции для формирования личности человека, создания и жизнедеятельности семьи, устойчивого развития общества и государства.
1.2 Общая характеристика курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе
Основная образовательная задача начальной школы - формирование у обучающегося основ целостного, системного представления о мире в единстве, взаимообусловленности его природного, социального, экономического, культурно-исторического, духовного, эстетического измерений, конструктивного, нравственного отношения к людям, обществу, природе, образованию и труду, первоначальное осознание обучающимся возможностей своего деятельного участия в совершенствовании окружающего мира и себя в нем.
Решению этой задачи должен быть подчинен курс ОРКСЭ. В начальной школе он имеет пропедевтический характер, вводит обучающихся в определенную, избранную религиозную традицию или предоставляет условия для духовно-нравственного развития на внеконфессиональной, общегражданской основе
Курс «ОРКиСЭ» включает в себя 6 модулей: ознакомление с основами православной культуры, основами исламской культуры, основами иудейской культуры, основами буддийской культуры, основами мировых религий и основами светской этики. Гармоничная картина мира учащегося будет не полной без ознакомления с мировыми религиями и основами светской этики. Именно здесь учитель не может навязывать ученикам свою точку зрения, они должны выработать самостоятельные суждения.
ОРКСЭ способен модернизировать содержание общего образования для решения следующих социально-педагогических задач:
) воссоздание российской культуры в образовании в единстве и взаимообусловленности ее социальных, политических, культурных, духовных измерений;
) воспитание человека культуры, чья деятельность (образовательная, социальная, предпринимательская, материально-предметная, инновационная и т.д.) всегда имеет нравственное, духовное, смысловое наполнение;
) консолидация российского общества посредством укрепления культурно-исторической памяти, российской гражданской и культурной идентичности; 4) приобщение учащихся к традиционным духовно-нравственным ценностям в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностям современного российского общества;
) обеспечение учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании общего образования и общественного воспитания детей в российской школе.
Цель ОРКСЭ - педагогическая поддержка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирование у них российской гражданской и культурной идентичности, традиционной духовно-нравственной культуры в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями семьи школьника, мотивации к осознанному нравственному поведению, опыта нравственно обоснованной, конструктивной деятельности посредством приобщения к религиозным, этическим и культурным традициям народов России.
Отсюда и задачи курса поставлены следующим образом: сформировать у учащихся представление о религии как важной составляющей мировой культуры; воспитать толерантность; развить способность к самоопределению и выбору мировоззрения. Вопрос остается за надлежащей методической оснащенностью преподавания курса и для учащихся и для самих педагогов. В каждом модуле (комплекте книг для учащихся) присутствуют материалы по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей, т.е. проработаны межпредметные связи для лучшего понимания предмета школьниками 10/11 лет. И по объему часов для начальной школы («ОРКиСЭ» преподается для 4 классов по часу в неделю, всего 34 часа за один учебный год, и в первой четверти 5 класса по 0,5 часа в неделю) данный курс равен таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, труд/технология.
Интеграция ОРКСЭ с предметом «окружающий мир», а также с другими гуманитарными предметами в начальной школе осуществляется на основе:
-Общих ценностей: ценностное содержание ОРКСЭ отражается в содержании других гуманитарных курсов, ребенок должен видеть и понимать возможности их применения в жизни людей настоящего и прошлого, в духовной сфере жизни общества (словесность, художественная культура, музыка и др.);
-Общих тем, особым образом раскрываемых в содержании разных учебных предметов, например, «Крещение Руси», «Как буддизм пришел в Россию», «Православное искусство», «Народы России» и Системы межпредметных связей;
-Межпредметной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В начальной школе закладываются основы педагогического сотрудничества школы и семьи. ОРКСЭ открывает для этого большие возможности. Родителям сложно общаться с детьми о таких предметах, как математика или русский язык. В то же время каждый из них имеет жизненный опыт, здравый смысл, систему ценностей и жизненных приоритетов, каждый желает добра своему ребенку и заинтересован в его духовно-нравственном становлении. ОРКСЭ позволяет актуализировать духовный мир родителей, включить его в процесс воспитания. Жизненный опыт родителей - важный компонент содержания ОРКСЭ. Таковым он становится, если методическая система ОРКСЭ поддерживает совместную деятельность учителей, детей и родителей в формах домашних заданий, творческих и проектных работ, внеучебных мероприятий и т.д., в реализации которых участвуют дети и их родители.
Содержание ОРКСЭ не только существенно расширяется за счет привлечения опыта родителей, но и само может способствовать укреплению семейных отношений, наполнению их нравственным содержанием. По каждому из модулей целесообразна разработка книг для семейного чтения, электронных приложений, содержащих мультипликационные, художественные, документальные фильмы (их фрагменты) для семейного просмотра, содержание которых согласуется с содержанием ОРКСЭ.
Важное направление развития ОРКСЭ - формирование информационно-образовательных ресурсов для каждого модуля: специализированные сайты, образовательные порталы, электронные библиотеки, социальные сети и т.д. В решении этой задачи могут принимать активное участие религиозные организации, используя уже имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
ОРКСЭ в начальной школе вводит ребенка не только в определенную традицию нравственной, духовной жизни человека, но, посредством ее, в культуру многонационального, многоконфессионального народа России. Основное время в программах ОРКСЭ отводится на изучение избранного модуля, при этом целесообразно предусмотреть возможность знакомства обучающихся с содержанием других модулей и результатами их освоения одноклассниками, как это предусмотрено структурой экспериментального курса ОРКСЭ, прошедшего апробацию и преподающегося в 4 классах.
На этих занятиях дети должны общаться друг с другом, рассказывать одноклассникам о содержании изучаемой ими религиозной культуры или светской (гражданской) этики, обсуждать общие темы, решать учебные межпредметные задачи с учетом содержания разных модулей ОРКСЭ.
Изучение ОРКСЭ на ступени начального общего образования на пропедевтической основе, предусматривающее введение обучающегося в определенную религиозную культурную традицию или духовно-нравственное развитие на нерелигиозной основе в рамках общего нравственного образования, и осуществляемое как относительно завершенный образовательный процесс, делает возможным смену изучаемого предмета в рамках ОРКСЭ с учетом позиции обучающегося и по решению его родителей (лиц, их замещающих). Таким образом, предусматривается возможность смены изучаемого предмета в рамках ОРКСЭ по окончании обучения на начальной ступени общего образования и переходе на основную ступень общего образования.
Оценивание результатов образования обучающихся по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») на ступени начального общего образования может осуществляться либо в безотметочной форме (зачет), либо в отметочной форме как и по другим учебным дисциплинам, - по решению образовательного учреждения с учетом местных условий, желания обучающихся и их родителей, мнения педагога.
Введение с 1 сентября 2012 г. в расписание всех российских общеобразовательных школ для учащихся 4-5 классов учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» способствовало стабилизации в определении содержания и методологических подходов к изучению религии в школах, однако не сняло многие проблемные вопросы по организации изучения религии в школе. В числе проблем - и ограничение изучения истории и культуры религий всего одним учебным годом, и возраст учеников. Подобные проблемы требуют решения, а возможные изменения в формате преподавания не будут противоречить действующему в настоящее время Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в котором предусмотрено изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации [26].
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках курса ОРКСЭ (который в стандарте получил более конкретное наименование «Основы духовно-нравственной культуры народов России») должно осуществляться по следующим направлениям [18, с. 5]:
-развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие [18, с. 5-6]:
-формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование ценностей;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение навыками смыслового чтения текстов;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации.
А.В. Левицким выделен ряд основных предметных, метапредметных и личностных задач обучения в рамках стандарта, для того чтобы показать, возможность их достижения в рамках комплексного курса ОРКСЭ, поскольку этот учебный курс позволяет решать не только конкретные задачи духовно- нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (таких, как обществознание, изобразительное искусство, музыка, литературное чтение). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой для ученика старшей школы [18, с. 6].
Преподавание ОРКСЭ в начальной школе необходимо выстроить, привлекая интерес детей к предмету широким использованием наглядных средств, мультимедийного сопровождения, вовлекая их в художественно-практическую, творческую деятельность буквально на каждом уроке, с максимальной актуализацией имеющегося жизненного опыта ребенка, личностных особенностей и потребностей каждого ученика в классе, в учебной группе. Особенного внимания в методике изучения любого предмета-модуля по ОРКСЭ должно занимать внимательное отношение педагога к эмоциональному восприятию детьми содержания образования, их душевному состоянию.
Каждый урок должен быть сознательно ориентирован на формирование позитивного эмоционального настроя и переживание ребенком положительного нравственного опыта, сопереживание им учебного материала духовно-нравственной направленности, безусловное недопущение какого-либо вреда душевному и нравственному состоянию каждого ученика.
Методические принципы:
-Диалогическое взаимодействие (субъект - субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, создание личностно значимой учебной ситуации)
-Приоритет личностного развития учащихся
-Актуальность (для ученика, «эффект узнавания» ситуаций)
-Самостоятельность ученика, вариативность (каждая ситуация предполагает разные точки зрения - индивидуальные задания, неоднозначные вопросы)
-Деятельностное обучение (теоретический и эмпирический способ познания пропорциональны)
-Органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Требование субъектности приводит к необходимости рассматривать любой мир с точки зрения его когнитивных возможностей и делать это «глазами» субъекта данного мира. Если нечто происходит, то обязательно найдется субъект, которому принадлежит эта активность, причем причины ее не могут быть установлены внешним образом. В постнеклассическом подходе субъект, как таковой, в своей принципиально новой трактовке (как представление в инфомире допущения о субъектности Универсума - это следует из модели) обладает следующими отличительными чертами - существованием, целостностью и наличием внутренней мотивации к деятельности. Субъект как составляющее тройки (субъект, среда, информация) не может быть элиминирован (устранен) ни из какого процесса инфомира и может быть обнаружен только совместно со средой и информацией. Естественно считать, что субъект проявляется в деятельности [21, с. 70].
Основными принципами обучения ребенка религиозной и светской этике, соответствующими коммуникативному развитию общества и культуры, должна стать диалогичность и интерактивность обучения. Именно в диалоге и интерактиве рождается приобретение способности вычленять этическое содержание в любой жизненной ситуации. Поэтому на уроках необходимо моделирование ситуаций, активизирующих самостоятельную деятельность ученика по осмыслению проблемных этических ситуаций. Конечно же, необходимо опираться на социальный опыт ребенка, для чего нужно приводить примеры наиболее типичных ситуаций, которые ребенок уже переживал в своей жизни. Учитель должен демонстрировать знание основных этических понятий, уметь иллюстрировать их на понятных ученику примерах, знать основные тенденции развития религий и культуры, проявлять эрудицию. Он должен уметь объяснить, почему ребенку в конкретных ситуациях необходимо поступать определенным образом и почему это будет нравственным. При этом важно, чтобы педагог демонстрировал собственную нравственную позицию. Во взаимоотношениях учителя с учеником должен преобладать демократический стиль общения [27, с. 229].
Таким образом, введение в учебный план общеобразовательной школы нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обусловлено рядом причин, важнейшими из которых выступают падение нравственности, распространение сектантства, осложнение психологических проблем межличностных отношений в детской и подростковой среде и др. Курс нацелен на формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
В основу разработки его содержания положен культурологический подход, предполагающий изучение религии в школе как важнейшую составляющую российской культуры, в результате чего у учащихся воспитывается межнациональная, межконфессиональная толерантность, осуществляется осознанный выбор мировоззрения. Исключительная важность курса в современных условиях, его новизна и особенности целевой аудитории, в качестве которой выступают младшие школьники, актуализируют значимость проблемы готовности школьных учителей к преподаванию данной учебной дисциплины.
Глава 2. Сравнительный анализ религиозной этики христианства и ислама
.1 Методические рекомендации к преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Введение в 2012 г. в качестве обязательного предмета учебного плана начальной школы Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. По распоряжению Председателя Правительства В. Путина от 28 января 2012 г. был подготовлен и утвержден план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса ОРКСЭ. Среди этих мероприятий - повышение квалификации педагогических кадров, подготовка тьюторов, проведение практических семинаров на стажировочных площадках, проведение конференций, организация работы специализированного портала в сети интернет (#"justify">Академическое религиоведение исходит из того, что научное знание является объективным и отличается этим от оценочного, идеологического, нацеленного на то, чтобы нарисовать либо позитивный, либо негативный образ религии. Наука о религии не берет на себя функции ее защиты или, наоборот, критики, отрицания, поскольку научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным. По этой причине задача школьного учителя не совпадает с теми задачами, которые ставят перед собой религиозный проповедник или атеистический критик религии. Необходимо учитывать, что у школьного учителя, ведущего религиоведческие дисциплины наряду с эрудированностью, мастерством должна присутствовать и объективность, научная беспристрастность в освещении реалий религии, взгляды учителя не должны расходиться с принципом светского характера образования в государственных образовательных учреждениях. Наибольшую трудность в процессе преподавания религиоведения представляет проблема изложения материала в духе толерантности, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений [23, с. 2].
Учитель должен знать, что ценности религии аккумулированы в ее основных доктринальных документах и остаются устойчивыми на протяжении тысячелетий, ценности же верующих менее устойчивы и зависят как от уровня религиозности (степени воцерковления, религиозной грамотности и т. д.), так и от индивидуальных и социальных факторов, приближаясь в той или иной мере к ценностям религии, значительное место в обеих концепциях отведено проблемам семьи, нравственности, науки и образования, политики и права. Православно-христианское и мусульманское понимание нравственности осуждает несправедливость в экономических, социальных и политических отношениях, увлечение материальными благами, обольщение богатством, извращения во взаимоотношениях полов, в семейной жизни, наркоманию, алкоголизм, национальное угнетение и другие социальные пороки. Общим для обеих религий являются признание власти как данной Богом (Аллахом), законопослушание и принцип мирного разрешения социальных противоречий, и православие и ислам выполняют в ней важную интегрирующую роль [15, с. 49, 56].
От учителя, в современных условиях, помимо профессиональной компетентности требуется этическая добросовестность. Он может быть религиозным или нерелигиозным человеком, но он не должен использовать преподавание в целях обращения учащихся в свою веру. От учителя требуется умение находить и соблюдать границу между научным знанием и его мировоззренческой интерпретацией.
Требуется специальная подготовка учителей, их религиозная корректность. Здесь следует упомянуть, что согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], конкретно статье 48 (об обязанностях и ответственности педагогических работников), педагог обязан повышать свой профессиональный уровень, развивать у обучающихся познавательную активность, творческие способности, формировать гражданскую позицию, культуру здорового и безопасного образа жизни; при этом педагогическим работникам запрещается принуждать обучающихся к принятию политических, религиозных и иных убеждений либо к отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Здесь проявляется компетентностный подход. Принято считать, что компетенция представляет собой сформированный многомерный устойчивый образ, определяющий способность заниматься теми или иными профессиональными или социальными практиками. Компетенция как таковая означает готовность к деятельности, которая (готовность) свидетельствует о формировании некоторой целостности, где представлены и знания, и умения, и навыки, и мотивация, и необходимый опыт, и личностные качества, а также, что, - возможно, важнее всего, - укорененные в картине мира субъекта необходимые этические и когнитивные основания данной деятельности [20, с. 120].
Профессиональные компетенции включают способность:
-реализации культурологического подхода к обучению школьников;
-понимания воспитательных аспектов курса;
-формирования у школьников первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
-формирования у школьников представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа;
-содействовать методическому воплощению принципа уважения к традиционным религиям и их представителям в образовательном процессе;
-совершенствования знаний в области основных мировых религиозных культур, современной светской этики;
-отбора содержания учебного материала в рамках преподаваемой учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», адекватного целям урока, его структуре, уровню подготовленности учащихся и др.;
-оптимизации межпредметных связей в ходе проектирования и реализации содержания учебного материала по курсу;
-применения современных методов и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества обучения учащихся в области основ религиозных культур и светской этики.
Задачи по ознакомлению учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики на уроках ОРКСЭ требуют от педагогов определенных исторических и религиоведческих знаний. Следовательно, преподавателям ОРКСЭ необходимо вдумчивое усвоение таких аспектов как сущность религии, ее роль в современном обществе, история возникновения мировых религий, деятельность их основателей, основы религиозных вероучений, особенности религиозных культов и обрядов народов России как отражение их культурного опыта и духовных ценностей, а также целого ряда других вопросов. Многим педагогам, особенно учителям начальных классов, имеющим недостаточные теоретические знания, предстоит самостоятельно искать дополнительную информацию по истории религий [30].
Подготовленный преподаватель должен показать [23, с. 8]:
.Глубокие знания и свободная ориентация в преподавании религиоведческих дисциплин.
.Научно обоснованное воззрение педагога на природу, содержание, историю и социально-культурные функции религии.
.Широкое применение теоретических и практических знаний и умений способствующих качественному преподаванию религиоведческих дисциплин.
.Уверенное владение навыками ведения мировоззренческого, толерантного диалога.
.Повышение профессионального уровня педагогов в овладении инновационными технологиями при изучении религиоведческих дисциплин.
.Педагог должен усвоить важные правила, необходимые для качественного преподавания религиоведческих дисциплин:
-Отношение школы к религии должно быть познавательным и нерелигиозным.
-Школа может способствовать изучению религии, но не должна поддерживать практикование религии (ритуалы, богослужения и т.п.).
-Школа может открывать ученикам разнообразие религиозных взглядов, но не может навязывать ни одного из них.
-Школа может давать знания о религии, но не должна пропагандировать или отрицать ее.
-Школа может информировать учеников о различных верованиях, но не должна убеждать их придерживаться какого-то определенного верования.
.Овладение умением проектировать организацию образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества и взаимодействия культур.
В Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса (Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 августа 2012 г. № 08-250) указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики в начальной школе, в частности, являются: знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Поурочное планирование не основывается на какой-то определенной педагогической технологии или методе. С этой точки зрения разработки уроков универсальны. Предполагается, что учитель, работающий в рамках конкретной технологии (творческие мастерские, ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), развития критического мышления и другие), сможет адаптировать материал учебно-методического комплекса под привычную для себя и учащихся систему уроков. В предлагаемом поурочном планировании присутствуют элементы технологии проблемного обучения, т. к., с точки зрения авторов, оно наиболее оптимальна для преподавания данного курса и в большей степени адекватно отражает методические особенности комплекса, позволяет в необходимой степени соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения. Организация учебной деятельности на уроках основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.
К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:
-беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
-взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
-взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
-Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
-драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
-ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок; составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
-написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
В течение учебного года рекомендуется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика в начале учебного года в форме анкетирования с целью выявления исходных знаний учащихся по предмету и выявления исходного отношения к учебному предмету. Диагностика в конце первого полугодия в форме анкетирования с целью выявления уровня полученных знаний учащихся по изученной тематике; отношения к урокам по основам православной культуры, ислама (психологическая комфортность работы на уроках, отношение к учебе, учебному предмету, проблемы); ориентации в интересах учащихся для планирования подготовки проектных работ. Итоговая диагностика в конце учебного года в форме анкетирования с целью выявления отношения к учебному предмету; защита и оценивание творческих работ учащихся.
В целом комплексная система оценивания результатов образования учащихся по Основам православной культуры с учетом специфики содержания предмета духовно-нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта, может включать оценивание:
-посещаемости учащимся уроков (в %);
-активности учащегося на уроках;
-качества ведения учебной тетради, папки с заданиями, рисунками, другими творческими работами (портфолио);
-выполнения домашних заданий, текущих тестов, самостоятельных работ к отдельным урокам;
-подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;
-участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;
-участия в подготовке итоговых творческих проектов;
-участия в школьных и др. конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах.
Использование отметочной системы (текущие отметки по пятибалльной шкале и итоговая отметка) могут использоваться по выбору учителя и образовательного учреждения, если это представляется целесообразным, но желательно в дополнение к указанной выше оценке результатов образования.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
К необходимым элементам учебно-методического обеспечения учебного процесса относится учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2013, рабочая программа учителя, методическое пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы и образовательных материалов (на выбор учителя).
Рекомендуемое материально-техническое обеспечение: включает:
-оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для демонстрации иллюстративного материала, классную доску с набором вспомогательных приспособлений;
-технические средства обучения: предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе, оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр или устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).
2.2 Проведение сравнительного анализа религиозной этики христианства и ислама
христианство ислам религиозный этика
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
. Основы православной культуры;
. Основы исламской культуры;
. Основы буддийской культуры;
. Основы иудейской культуры;
. Основы мировых религиозных культур;
. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
По итогам изучения модулей Основ мировых религиозных культур школьники должны провести сравнительный анализ этих двух мировых религий. Здесь школьник «вынужден постигать мир и себя самого косвенно, через деятельность, рефлексию опыта, наблюдение, рассуждение, причем истинность каждого отдельного результата можно оценить только путем сравнивания и согласовывания его со всеми остальными представлениями, то есть путем обретения когнитивной (в отличие от инстинктивной) целостности» [20, с. 113]. Значительное место в методическом аппарате учебников и в поурочном планировании занимают способы установления связей между модулями, входящими в состав УМК (за счет их использования и применения решается и в том числе важнейшая задача всего курса - быть ориентирована на объединение школьников, а не на их разъединение). Во-первых, это задания, предполагающие общение и взаимодействие учащихся, изучающих разные модули.
Это вопросы к школьникам:
«Узнайте, кого называют пророками в других религиях. Какие пророки почитаются и иудеями, и христианами, и мусульманами? Как вы думаете, почему?»,
«Узнайте у одноклассников, изучающих основы других религиозных культур, о каких традиционных праздниках знают они, чему посвящены эти праздники».
Помимо этого, межмодульные связи выстраиваются в поурочном планировании на уровне общих тем и понятий (ритуалы, обычаи, семья, патриотизм, диалог, благотворительность и т.д.), на уровне общих тем учебно-исследовательских работ и проектов («История строительства (реставрации) православного храма (буддийского храма, мечети, синагоги)», «Деятельность российских благотворительных организаций», «Что полезного я могу сделать для своей семьи», «Традиционные исламские (православные, иудейские, буддийские) имена», «История моей семьи в Великой Отечественной войне», «Защита природы и забота о ней в повседневной жизни» и др.).
Например, тема происхождения религии ислама может быть раскрыта с опорой на материалы урока 2 в учебниках других модулей курса ОРКСЭ: происхождение православия, буддизма, иудаизма.
Продолжая мысль о мировых религиях, высказанную на первых двух уроках, учитель говорит учащимся о том, что в каждой религии есть почитаемые пророки и посланники Бога. По мнению мусульман, в христианстве таким пророком и посланником является Иисус Христос, что не совпадает с мнением христиан. Для последних - это не пророк и посланник, а воплощение Бога на земле. Поэтому; говоря о пророках и посланниках в христианстве, учитель может сказать, что пророки в христианстве понимаются как истолкователи Божественного откровения. Слова Божьего, как исполнители Божьей воли. Останавливаться на различных пониманиях слова «пророк» в религиях мира не надо, так как данный материал для учащихся четвертого класса весьма сложен. Им достаточно понять, что христианство, буддизм, ислам и иудаизм имеют свои ценности, своих святых, своих пророков и посланников Бога и что эти ценности достойны уважения и признания.
Межмодульные связи могут выстраиваться в зависимости от изучаемой темы. В качестве примера исторического сосуществования религий можно привести Иерусалим - святое место для христиан, иудеев и мусульман. Учащимся можно сообщить, что арабы-мусульмане, захватив Иерусалим в VII веке, никогда не оскверняли чужих святынь. Византия, Константинополь - Царьград были звеном, связующим Запад и Восток, центром мировой торговли. В Константинополе для купцов-мусульман была построена мечеть. Огромное количество паломников-христиан двигалось через Константинополь в Иерусалим, и арабы пропускали их к святым местам. В поурочных методических разработках указаны возможные межмодульные связи, предусмотрены задания на закрепление сведений из других религиозных культур [19, с. 27].
Основная цель изучения православной культуры в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе - духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьей школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребенка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания
Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребенка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.
В рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной и русской культуры.
Концепция модуля Основы православной культуры, также как и Основы ислама, представленных в данной программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:
-комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;
-раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);
-светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;
-взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;
-культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.
В методическом плане основополагающие следующие положения:
-ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;
-раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
-отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
-объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
-исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране).
Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ на начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры). Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.
Изучение Основ православной культуры в рамках модуля Основ мировых религиозных культур, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви.
Модуль «Основы исламской культуры» состоит из 4 частей:
)введение «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (урок 1),
)«Основы исламской культуры» (уроки 2 -17),
)«История ислама в России. Особенности исламской культуры в России» (уроки 18 -29),
)«Духовные традиции многонационального народа России» (уроки 30 -34).
Каждая часть имеет свою тему, ценностно-ориентированную направленность и ведущую воспитывающую идею. Часть 1 - выполняет функцию введения в курс ОРКСЭ и состоит из одного урока, который называется «Россия - наша Родина». Урок является единым для всех модулей, может быть проведен классным руководителем при полном составе класса. На этом уроке обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе, а также получат начальные представления о том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Ведущей идеей первого урока является мысль о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир (каждый из школьников уже знает, какой он будет изучать модуль) едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. Более того, у всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы. Все это создает возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.). Во вступительном слове учителю следует сказать о курсе ОРКСЭ и о специфике каждого модуля. На этом уроке учитель также говорит о том, что учащиеся, разделившись на группы в зависимости от выбранного модуля, встретятся в конце года и поделятся с одноклассниками своими познаниями в изучении разных модулей курса ОРКСЭ, представят свои лучшие творческие работы, по окончании изучения всего курса будет проведен общешкольный праздник.
Со второго урока предусматривается раздельное преподавание комплексного курса ОРКСЭ в соответствии с выбранными семьями учащихся модулями. Таким образом, второй урок является вводным для второй части модуля «Основы исламской культуры». Его тема «Колыбель ислама». Особое внимание на втором уроке следует обратить на нравственные составляющие понятий «ислам», «мусульмане», «исламская религия». Уроки 3-5 посвящены пророку Мухаммаду. В третьем уроке основное содержание акцентировано на личностных качествах Мухаммада. Эта же тема продолжена и в четвертом уроке. Именно нравственные качества личности Мухаммада определили его жизненный путь в качестве Пророка, Божьего избранника. Эта тема логически завершается на пятом уроке, посвященном чудесному путешествию Мухаммада с ангелом Джибрилом. Одновременно с повествованием о Мухаммадс ненавязчиво объясняются сложные вопросы о принятии новой религии и ее распространении. Шестой урок рассказывает о важнейшем событии в истории ислама - хиджре. С этим событием связаны святыни мусульман, оно стало важной вехой в истории ислама (строительство зеленого купола знаменитой Мечети пророка; переименование города Ясриб в Медину (город пророка); образование мусульманской уммы (общины верующих); хадж - паломничество к святым местам и др.). Год хиджры стал годом мусульманского летосчисления. В канву повествования об исторических событиях включены нравственные взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.). Во вступительном слове учителю следует сказать о курсе ОРКСЭ и о специфике каждого модуля. На этом уроке учитель также говорит о том, что учащиеся, разделившись на группы в зависимости от выбранного модуля, встретятся в конце года и поделятся с одноклассниками своими познаниями в изучении разных модулей курса ОРКСЭ, представят свои лучшие творческие работы.
Со второго урока предусматривается раздельное преподавание комплексного курса ОРКСЭ в соответствии с выбранными семьями учащихся модулями. Таким образом, второй урок является вводным для второй части модуля «Основы исламской культуры». Его тема «Колыбель ислама». Особое внимание на втором уроке следует обратить на нравственные составляющие понятий «ислам», «мусульмане», «исламская религия». Уроки 3-5 посвящены пророку Мухаммаду. В третьем уроке основное содержание акцентировано на личностных качествах Мухаммада. Эта же тема продолжена и в четвертом уроке. Именно нравственные качества личности Мухаммада определили его жизненный путь в качестве Пророка, Божьего избранника. Эта тема логически завершается на пятом уроке, посвященном чудесному путешествию Мухаммада с ангелом Джибрилом. Одновременно с повествованием о Мухаммадс ненавязчиво объясняются сложные вопросы о принятии новой религии и ее распространении. Шестой урок рассказывает о важнейшем событии в истории ислама - хиджре. С этим событием связаны святыни мусульман, оно стало важной вехой в истории ислама (строительство зеленого купола знаменитой Мечети пророка; переименование города Ясриб в Медину (город пророка); образование мусульманской уммы (общины верующих); хадж - паломничество к святым местам и др.). Год хиджры стал годом мусульманского летосчисления. В канву повествования об исторических событиях включены нравственные ценности ислама, поэтому следует сделать акцент и на том, что в Медине, которой управлял посланник Аллаха Мухаммад, мирно проживали последователи разных религий, что Мухаммад простил своих врагов, проявил к ним великодушие и т.п.
Уроки 7-15 раскрывают основные аспекты веры мусульман в Аллаха и связанные с этим религиозные традиции исламской культуры. Учащиеся узнают о священных писаниях и обязанностях мусульман, о столпах веры мусульман и др. На этих уроках вводится много новых понятий, которые важны для понимания своеобразия исламской культуры.
Вторая часть завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами (уроки 16-17).
Темы третьей части посвящены истории возникновения и распространения исламской религии в России (13 ч). Содержание образования этого раздела должно выстраиваться с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Большое место в содержании этого раздела занимают темы семьи, ценностей семейной жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей, живущих в России. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. Например, в теме «Нравственные ценности ислама» служение Отечеству рассматривается в традициях ратного подвит - как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству - как важнейшее моральное качество мусульман. Часть 4 «Духовные традиции многонационального народа России» - итоговый, обобщающий и оценочный раздел - предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В четвертой части курса необходимо предусмотреть знакомство учащихся, изучавших модуль «Основы исламской культуры», с основным содержанием другим модулей ОРКСЭ. Этому посвящены уроки 30-34.
Обозначим планируемые результаты освоения модуля Основ мировых религиозных культур:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к изучению всего курса;
-осознание себя как гражданина многонационального государства;
-знание основ вероучений религий России;
-доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
-устойчивый интерес к изучению курса;
-чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
-осознанные нравственные ценности;
-осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
Предметные
Учащиеся будут иметь представления:
-о религиях народов России;
-о возникновении религий народов России;
-о священных текстах религий народов России;
-об основных нравственных заповедях религий народов России;
-об основных праздниках разных религиозных конфессий.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
-самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
-осмысленно выбирать способы и приемы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
-выбирать для выполнения определенной задачи справочную литературу, памятки;
-распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы;
-выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
-осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
-оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
-адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками;
-ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
-планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
-регулировать свое поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
-понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
-выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-