Развития речи младших школьников на уроках чтения в процессе работы с иллюстрациями к произведениям А.Н. Толстого

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развития речи младших школьников на уроках чтения в процессе работы с иллюстрациями к произведениям А.Н. Толстого

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Поволжская государственная социально-гуманитарная академия"

Факультет начального образования

Кафедра дошкольного образования






Курсовая работа

Развития речи младших школьников на уроках чтения в процессе работы с иллюстрациями к произведениям А.Н. Толстого

Содержание

Введение

Глава I. Проблема использования иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого с целью развития речи младших школьников

1.1 Понятия "речь", "развитие речи" в психолого-педагогической литературе

1.2 Понятие "иллюстрация" в специальной литературе

Выводы по I главе

Глава 2. Организация педагогического процесса по использованию иллюстраций к сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" для развития речи младших школьников

2.1 Возможности иллюстраций к произведению А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

2.2 Опыт работы педагогов практиков с иллюстрациями на уроках литературного чтения

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Несмотря на то, что проблема развития речи младших школьников изучалось многими исследователями такими как: Л.А. Болотина, Т.П. Григорьева, А.С. Зубкова, Е.А. Ильина, А.С. Лукьянычева, М.Р. Львов, А.Г. Рузская, Л.Е. Тарасова, она по-прежнему остается актуальной.

В младшем школьном возрасте, овладев навыками самостоятельного чтения, ребенок превращается в полноценного читателя, со своими пристрастиями, любимыми авторами и героями. Важную роль в развитии речи играют литературные произведения с книжными иллюстрациями.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Для верного понимания художественной иллюстрации обязательны и необходимы общая культура и эстетическое воспитание.

литературное чтение речь школьник

Изучением иллюстрации занимались такие исследователи как: Е.Б. Адамов, А.П. Горкин, М.М. Козлова, И. А, Маланова, Н.Я. Мещерякова, А.Э. Мильчина, Л.Н. Юмсанова,

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать условия эффективного использования иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого для развития речи младших школьников на уроках чтения.

Объект исследования: развитие речи младших школьников.

Предмет исследования: использование иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого с целью развития речи младших школьников на уроках чтения.

Задачи исследования:

1.На основе анализа психолого-педагогической и научной литературы определить понятия "речь", "развитие речи" и "иллюстрация"

2.Определить возможности иллюстраций к произведению А.Н. Толстого в развитии речи младших школьников.

.Рассмотреть опыт работы педагогов-практиков с иллюстрациями на уроках литературного чтения.

Методологическую основу исследования составили положения педагогики и психологии о сущности процесса развития речи младшего школьника, о важности работы с иллюстрациями произведения А.Н. Толстого. Принципиальное значение для исследования имели основные положения М.Р. Львова, Т.П. Григорьевой, М.М. Козлова рассмотрение классификаций иллюстрации произведений Е.Б. Адамова.

Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, адекватных его предмету: анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучения опыта работы педагогов практиков.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы

Глава I. Проблема использования иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого с целью развития речи младших школьников

.1 Понятия "речь", "развитие речи" в психолого-педагогической литературе

Проблему развития речи младших школьников в своих трудах исследовали: Т.В. Ахутина, Б. Г Ананьев, Л.А. Болотина, Н. Бордовская, Т.П. Григорьева, А.С. Зубкова, Е.А. Ильина, С.Д. Кацнельсон, А.А. Леонтьев, А.С. Лукьянычева, М.Р. Львов, А. Г Маклаков, А. Реан, А.Г. Рузская.Н. Середина, А.Н. Соколов, Л.Е. Тарасова, Д.А. Ш куренко.

Речевая деятельность человека очень тесно связана со всеми сторонами человеческого сознания. Л.А. Болотина и Е.А. Ильина считают что речь - это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих то же значение и тот же смысл, что и соответствующая им система письменных знаков [3, с.15].

А.С. Зубкова и А.С. Лукьянычева под речью полагают основное средство человеческого общения, без которого человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) [8].

По мнению М.Р. Львова, речь - это один из видов общения с помощью языка знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложной мысли, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании. Речь обогащает человека духовно, служит предметом искусства в определении М.Р. Львова [11, с. 357].

М.Р. Львов дает три значения термина речь:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним - текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;

в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата К.К. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом [11, с. 358].

Л.Е. Тарасова определяет развитие речи как процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей [18].

А.Г. Рузская понимает под развитием речи процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека [6].

Т.П. Григорьева утверждает, что развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Т.П. Григорьева утверждает, что недостаточно лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений, а главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима. По мнению Т.П. Григорьевой развитие речи требует последовательной, постоянной учебной работы, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Как утверждает Т.П. Григорьева, развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой [7].

А.Г. Маклаков различает два основных вида речи: внешняя, т.е. речь для других, и внутренняя - речь для себя. Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека [12, с. 28]

А. Г Маклаков утверждает, что внешняя речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли [12, с. 29].

А. Г Маклаков пишет, что внешняя речь в свою очередь делится на два вида: устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые нужно знать, чтобы правильно использовать их в процессе общения [12, с. 29].

Устная речь - речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается собеседниками с помощью слуха. В зависимости от различных условий общения, в определении А.Г. Маклакова, устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи [12, с. 30].

М.Р. Львов дает определение диалогической речи. Диалогическая речь - это речь двоих или нескольких лиц, роли которых "говорящий" или "слушающий", все время меняются [11, с.358].

Характерной чертой диалогической речи М.Р. Львов считает непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга, что позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты, позволяет наблюдать реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. [11, с. 359].

В определении А. Реан и Н Бордовской, монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи они относят лекции, доклады, выступления на собраниях [15, с. 39].

Как психолого-педагогическую особенность монологической речи А. Реан и Н Бордовская считают реакцию слушателе, чьи жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге [15, с.40].

Монологическая речь, по А.Г. Маклакову, требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей, высокой культуры мышления, и психологической наблюдательности [12, с. 31].

В определении А. Реан и Н Бордовской, письменная речь - это речь, которая воспроизводится с помощью графических знаков (см. Письмо) и воспринимается зрением. Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, как утверждает А. Реан и Н Бордовская нет переживаний, порожденных той ситуацией, в которой находился пишущий [15, с.42].

Б. Г Ананьев определяет внутренняя речь (речь "про себя") - как речь, лишенную звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью [2, с. 20].

Б. Г Ананьев считает, что предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому) [2, с. 21].

Роль внутренней речи как существенного звена в порождении речевого высказывания была подробно освещена такими авторами, как С.Д. Кацнельсон А.А. Леонтьев, А.Н. Соколов, Т.В. Ахутина и др [12].

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Н.В. Середина и Д.А. Шкуренко выделяют несколько функций речи:

·коммуникативную;

·сигнификативную;

·функцию выражения;

Н.В. Середина и Д.А. Шкуренко подробно характеризует каждую функцию речи.

Коммуникативная функция заключается в том, что с помощью слов человек может сообщать людям что-то о себе самом, или о явлениях действительности, а также воспринимать через речь сообщения других людей.

Н.В. Середина и Д.А. Шкуренко считают, что сигнификативная функция речи обозначает реальные предметы, их действия, свойства, связи. Каждое слово имеет свое значение. Значение слова точно так же, как и его морфологический состав, определено историей развития языка.

Функция выражения, по мнению Н.В. Середина и Д.А. Шкуренко, проявляется в том, что говорящий, выражает свою речь посредством интонаций голоса - замедляет ее, убыстряет или использует другие эмоциональные средства - свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. [17, с. 286].

Л. А Болотина и Е. А Ильина утверждают, что культура речи личности является ее интегративной характеристикой, включающей параметры, как содержательной стороны, так и ее оформленности. Л.А. Болотина и Е.А. Ильина выделяют следующие свойства речи:

. Содержательность;

. Понятность речи;

. Выразительность;

. Воздейственность;

Содержательность речи, по мнению Л. А Болотиной и Е. А Ильиной, определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений.

Л. А Болотина и Е. А Ильина утверждают, речь человека будет содержательной в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. Например, учитель биологии часто прибегает к описанию тех или иных явлений в природе или часто вынужден объяснять отдельные классификации животных, растений. Его речь при этом будет более полной и правильной, если учитель владеет своим предметом, имеет большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание данного предмета, а также умеет правильно выразить свои мысли в предложениях.

Понятность речи, по определению Л. А Болотиной и Е. А Ильиной, обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

Л. А Болотина и Е. А Ильина считают, что трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова часто имеют несколько значений, и уловить то значение, которое имеется в данном случае, можно только из контекста речи, из целого предложения. Например, слово "ручка" имеет два значения слова, шариковая ручка и дверная ручка [3, с. 44].

Речь становится более понятной, как пишут Л. А Болотина и Е. А Ильина, когда она строится из кратких предложений, когда ее не переполняют специальными терминами, когда в предложении используют паузы в нужных местах и выделяют в словах логическое ударение. Например, предложение "студенты экономического университета одержали победу в многоборье" может выражать разное содержание и понимать по-разному, в зависимости от того, где будет поставлено логическое ударение: в первом случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в о втором - что они одержали победу в многоборье, а не в беговых соревнованиях, и т.д.

По мнению Л.А. Болотиной и Е.А. Ильиной, выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, унылой. Выразительность речи, по утверждению Л.А. Болотиной и Е.А. Ильиной, выражается с помощью фонетических средств: ясность и отчетливость произношения, правильное акцентирование и соответствующая интонация, с помощью которых могут выражаться различные эмоциональные оттенки речи. Например: одно и то же предложение - "Сборная Россия по хоккею выиграла чемпионат мира " - может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом - сожаление и даже уныние.

Воздейственная сторона речи, по утверждению Л. А Болотиной и Е. А Ильиной, состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой [3, с.45].

Л. А Болотина и Е. А Ильина считают, что воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи, пишут Л. А Болотина и Е. А Ильина, можно наставлять, поучать людей, давать им советы, остерегать от совершения поступков, предупреждать, и в речи воздейственное значение может быть выражено приказом, запретом или просьбой.

По утверждению Л. А Болотиной и Е. А Ильиной, поучение и наставление придают речи свои особенности: в речи разъясняется что-либо, раскрываются положительные и отрицательные стороны данного поступка. Лишь в случае, когда человек не знает, как поступить или колеблется, тогда человеку дается совет.

По мнению Л. А Болотиной и Е. А Ильиной, просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Для просьбы характерно дополнительное содержанию слов, с помощью которых выражается побуждение к действию, например: ""будьте любезны", очень прошу вас", "пожалуйста" и т.д. Эта речь богата большим количеством интонаций, в которых воспроизводятся также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования [3, с. 46].

Главная цель приказания, как считают Л.А. Болотина и Е.А. Ильин, - это воздействовать на волю другого человека. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо разъяснений и обоснований, например: "Встать в строй!" Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: "Пожалуйста, встаньте в строй".

По мнению Т.П. Григорьевой, анализ литературы позволяет утверждать, что развитие речи - это постоянная, последовательная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

1.2 Понятие "иллюстрация" в специальной литературе

В своих трудах понятие "иллюстрация" исследовали и рассматривали такие авторы как: Е.Б. Адамов, А.П. Горкин, М.М. Козлова, И.А. Маланова, Н.Я. Мещерякова, А.Э. Мильчина, Л.Н. Юмсуновой и А.П. Садохин и др.

По мнению А.Э. Мильчина, иллюстрация - изображение в издании, поясняющее текст, который помогает читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще никак нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее [14, с.27].

В словаре Л.Н. Юмсуновой и И.А. Маланова приводится определение понятия "иллюстрация". Иллюстрация - изображение (рисунок, фотография), поясняющее или дополняющее какой-либо текст, пример, поясняющий что-либо [20].

По мнению А.П. Садохина, иллюстрация (лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - разновидность изобразительного искусства, служащая для образного пояснения и дополнения литературных текстов, книг, журналов, газет [16].

А.П. Горкин утверждает, что первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. Иллюстрация стала составной частью графики после изобретения ксилографии и книгопечатания [22].

М.М. Козлова термин "иллюстрация" понимает и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно, что множество рисунков, произведений скульптуры и живописи, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И.А. Крылова. М.М. Козловой, должны быть единым целым, должны соответствовать друг другу по содержанию, поскольку иллюстрация не самостоятельна по сюжету. Они могут как обеднить сюжет, так и обогатить его [9, с. 38].

Иллюстрации в узком смысле этого слова, по определению М.М. Козловой, либо поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, либо активно толкуют текст Как утверждает Е.Б. Адамов, одним и тем же словом "иллюстрация" называют изображения, разные по значению для произведения и читателя, по технике исполнения, по содержанию и форме и по связи между рисунком и текстом.

Е.Б. Адамов подразделяет иллюстрации на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

Е.Б. Адамов выделяет следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборотная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях [1, с.37].

А.П. Горкин отмечает, что советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д.С. Бити, Ю.А. Васнецов, А.Д. Гончаров, В.Н. Горяев, Н.В. Кузьмин, А.М. Каневский, Т, В.И. Касиян.Г. Г. Пустовойт, Г.В. Якутович (Украина), С.С. Кобуладзе (Грузия), Е.М. Сидоркин (Казахстан), Г.С. Ханджян (Армения), А.А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г.Г. Поплавский (Белоруссия), Л.А. Ильина (Киргизия) и др [25].

По мнению Е. Б Адамова, советские ученые очень подробно рассматривали воспитательную функцию, и высоко ставили значение педагогического аспекта в иллюстрации. Адамов Е.Б. пишет: "Для ребенка книга играет большую роль в воспитании. Она раскрывает перед ним сложный мир жизненных явлений и человеческих чувств, содействует воспитанию высоких моральных качеств и формированию материалистического мировоззрения" [1, с. 38]

По мнению Н.Я. Мещеряковой, зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают младшим школьникам понять значение многих новых для них слов, относящихся к области духовной жизни человека или историческому быту: "Сопоставляя иллюстрацию с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи (повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение художественного контекста, расширяют свои представления о переносном значении слов, о богатстве оттенков значения", - подчеркивает Н.Я. Мещерякова [13].

По мнению Е.Д. Адамова, анализ специальной литературы позволяет утверждать, что иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведений [1, с. 39].

Выводы по I главе

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило сделать следующие выводы:

Исследователи проблемы дали определение понятию "речь", "развитие речи", определили: виды, функции, и основные свойства речи. Т.П. Григорьева считает, что развитие речи - это постоянная, последовательная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

По мнению Е.Д. Адамова, иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведений.

Глава 2. Организация педагогического процесса по использованию иллюстраций к сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" для развития речи младших школьников

.1 Возможности иллюстраций к произведению А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

По методике Е.Б. Адамова были проанализированы цветные иллюстрации Л. Владимирского к сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Е.Б. Адамов рассматривает иллюстрации произведения по их значению, месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению

Е.Б. Адамов дает подробную характеристику всех видов иллюстраций: иллюстрации заставки, концовки, полосные, полуполосные фронтиспис; иллюстрации обложки, действия, портрет, предметно-познавательные, обстановочные.

Из всех перечисленных видов иллюстрации, в произведении А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" художника Л. Владимирского отсутствуют иллюстрация - фронтиспис, иллюстрация - портрет, обстановочные иллюстрации.

Иллюстрации-заставки помещают в начале главы или части книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Е.Б. Адамов пишет, что заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими. Заставка - как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.

На иллюстрации заставки Л. Владимирский изобразил на переднем плане Джузеппе - старый столяр, по прозванию Сизый Нос. Художник одел Джузеппе в алую рубашку в белый горошек, в тёмно-коричневые брюки, алые носки выглядывающие из под штанов, и деревянные башмаки. На бородатом лице старого столяра можно прочесть его недовольство и угрюмость. На носу очки. В правой руке он держит топор, а в левой полено, которое вот-вот начнет тесать бревно. В правом углу Л. Владимирский изобразил пилу и разного размера доски. На заднем плане изображен вид из окна Джузеппе, Средиземное море, горы и лес. Л. Владимирскому удалось изобразить сцену, описанную в начале главы.

Художник использовал яркие, но не насыщенные, светлые краски и тона. Алый, белый, салатовый, голубой, песочный, коричневый, оранжевый - все эти цвета использовал Л. Владимирский на иллюстрации заставки. Формы фигур четко прорисованы. Данная иллюстрация способствует погружению читателя в атмосферу сказки.

В характеристике Е.Б. Адамова иллюстрации-концовки применяются только в конце частей, глав отдельных рассказов или всей книги, тесно сливается с тем, на чём заканчивает свой рассказ писатель. Иллюстрации концовки и заставки бывают символическими, орнаментально-декоративными или сюжетно-тематическими. Заставки и концовки как считает Е. Б Адамов, должны выполняться в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

В книге А.Н. Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино" на иллюстрации обложки Л. Владимирский изобразил Буратино с голубой бабочкой на носу, а на иллюстрации концовки художник на зеленом фоны дает портрет Мальвины, голубоглазой куклы с голубыми волосами, а на голове у нее красуется желтый бант в горошек. Кончиком указательного пальца она пытается приманить красную бабочку, порхающую возле нее.

Как утверждает Е.Б. Адамов, иллюстрации полосные, полуполосные или форматные, оборотные и рисунки на полях, располагаются внутри текста, их место в книге определяется рядом с тем текстом, который они раскрывают в зрительных образах. Е.Б. Адамов считает, что иногда полосные иллюстрации не удаётся расположить в соседстве с текстом, к которому они относятся. Содержание таких иллюстраций, по мнению Е.Б. Адамова, имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций Е.Б. Адамов рекомендует выбирать важные события произведения, а менее значимые - изображать на маленьких оборочных иллюстрациях или рисовать на полях.

Данный вид иллюстраций сопровождает читателей на протяжении всей книги. В третьей главе, где "Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино", Л. Владимирский, на иллюстрации показал нам момент, где Папа Карло уже вырезал "…на полене волосы, лоб, глаза, нос губы", " Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище.". Художник не использовал яркие краски, изображая Буратино и Папу Карло, поскольку Папа. Карло был беден и носил старую одежду, белую рубашку с заплатками, старую кожаную курточку и темно бордовый шарф, завязанный вокруг шеи. Л. Владимирский изобразил Папу Карло с густыми седыми волосами, густыми бровями и растрепанными бакенбардами. На носу надеты очки. Правой рукой Папа Карло придерживает голову Буратино, а левой держит нож, с помощью которого он вырезает его. Эмоции Буратино переданы с помощью приподнятых бровок, выпученных глазок, румяных щечек и милой улыбки. Глядя на Буратино, можно сделать вывод, что он взволнован и ждет, когда Папа Карло поскорее закончит доделывать его. Исходя из этого можно сказать, что иллюстрация способствует углубленному восприятию и развитию воображения младших школьников.

Очень точно раскрыт образ Карабаса Барабаса. "…Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку". На иллюстрации Карабас изображен идущим в кладовую театра. В одной руке он держит верх ногами Буратино, а в другой руке семихвостую плетку. Иллюстрация с точностью передает описание в тексте. Одет Карабас Барабас в лиловый фрак с позолоченными пуговицами и вставками на плечах, на воротнике и на манжетах, в темно зеленые брюки до колен, белые чулки и лиловые башмаки. Рубашку Карабаса Барабаса не видно из за его длинной рыжей бороды. Буратино Л. Владимирский изобразил уже в его привычной ярко красной одежде: красно - белый колпак, красная рубашка и черные штанишки. Художник использовал яркие краски, изображая Карабаса Барабаса и Буратино.

Е. Б Адамов дает характеристику иллюстрации на обложке или переплёте. Их назначение - предохранить книгу от порчи и выразить её содержание, главную идею, тип издания и даже издательскую организацию, выпустившую книгу

На иллюстрации обложки, на зеленом фоне с ромашками крупным планом изображен Буратино, в своем полосатом колпаке и в красной курточке. В руке он держит золотой ключик, а на носу у него сидит голубая бабочка. Изображенное не охватывает всех деталей сказки, тем самым Л. Владимирский оставляет читателям место для фантазий.

Теперь рассмотрим виды иллюстраций по их связи с литературным текстом и способом трактовки образов и ситуаций, к произведению "Золотой ключик или Приключения Буратино" А.Н. Толстого.

Иллюстрации действия. Их роль - через изображение действий передавать сюжет литературного произведения. Выразительные жесты, движения, ракурсы фигур призваны наглядно показать наиболее острые ситуации, взаимоотношения и поступки людей.

Л. Владимирский очень точно изобразил момент действия, когда Буратино бежит по сцене в объятия трех кукол и собаки, а куклы тянут свои объятья к нему. Но глядя на иллюстрацию, можно понять, что художник отступил от текста, поскольку на иллюстрации Буратино бежит в объятия Арлекина, Пьеро и девочки-куклы в черной маске. Тогда как в тексте А.Н. Толстой дает другое описание данной сцены "Из-за картонных деревьев выскочило множество кукол девочки в черных масках, страшные бородачи в колпаках, мохнатые собаки с пуговицами вместо глаз, горбуны с носами, похожими на огурец…". Видно, как Буратино радуется встрече с ними и куклы спешат обнять его. Из этого можно сделать вывод, что куклы его узнали, и хотели его поприветствовать. Художник использовал яркие краски и оттенки. На иллюстрации много зеленого, синего, красного и белого цвета.

Насыщенна действиями сцена, в которой Карабас Барабас собирался сжечь Буратино, но вместо этого дарит ему золотые монеты. Л. Владимирский очень эмоционально изобразил данную сцену. В левой руке Карабас держит в воздухе Буратино, а в правой руке золотые монеты. На иллюстрации видно, как Арлекин и Пьеро на коленях умоляют Карабаса Барабаса пощадить Буратино. А Буратино в свою очередь боится Карабаса и боится за свою жизнь. Но Художник дополнил содержание сказки А.Н. Толстого, соединив несколько эпизодов в один. В сказке А.Н. Толстого действия происходили так:

"Принесите-ка мне этого бездельника Буратино, - сказал синьор Карабас Барабас. - Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, мое жаркое живо зажарится.

Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить несчастного Буратино". И потом уже куклы больше не стояли на коленях у Карабаса.

Художник использовал приглушенные краски, светотени и полутени, с помощью этих изобразительных элементов читатели легко могут догадаться, что на кухне Карабаса мало света и много золы, летающей в воздухе. На Карабасе одет все тот же лиловый фрак, Буратино в своем красном одеянии, Арлекин одет в красно синий костюм со смешным колпаком, Пьеро в белой кофточке, в белых штанишках, и в белом колпаке. Иллюстрация способствует углублению восприятия текста. Благодаря иллюстрации читатель глубже воспринимает текст.

Иллюстрация действия дана еще к одному эпизоду, когда за Буратино гонятся разбойники. На рисунке изображено, как Буратино закрывает руками губы, чтобы золотые монеты не выпали у него изо рта, изображено, как трава колышется на ветру после того как пробежал Буратино. Иллюстратору Л. Владимирскому даже удалось передать настроение разбойников. Глаза у разбойников злые, разгневанные, пушки подняты в верх, лапы сжаты в кулаке в погоне за Буратино. На переднем плане бежит Буратино в своем красном одеянии, а позади него бегут разбойники, на голове у них черный мешок, а на теле лохмотья, на ночном небе красуется большая желтая луна. Справа от Буратино видно, как волны играют на озере. Л. Владимирский использовал яркие краски, преимущественно зеленый и голубой.

В тринадцатой главе "Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино" дана еще одна иллюстрация действия, где Буратино сидит в темном чулане и разговаривает с летучей мышью. Л. Владимирский, дополнил иллюстрацию сказки А.Н. Толстого. На иллюстрации летучая мышь висит в воздухе, как обычная птица в полете, тогда как в тексте, летучая мышь висит верх ногами. "В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал маленькими зубами:

Слушай, слушай…

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь".

Практически на всей иллюстрации крупным планом изображен Буратино, сидящим на горшке. Справа сидит Буратино с испачканным носом от чернил, а слева на уровне глаз зависла в воздухе летучая мышь. Рядом с летучей мышью располагается большая паутина с пыльными нитями. На иллюстрации видно, как у Буратино и у летучей мыши открыты рты, художник точно изобразил этот момент общения. По выражению лица Буратино можно понять его негодование, возмущение, и несогласие с его наказанием. По выражению мордочки летучей мыши видны, ее серьезный тон и настрой ее речи. На заднем плане, Л. Владимирский изобразил деревянные доски. Художник не использовал ярких цветов, поскольку Буратино сидел в темном, старом чулане, там, естественно, не может быть светло и чисто. Буратино одет в свою красную курточку, в свой полосатый колпак. Летучую мышь художник изобразил темно коричневого цвета и с красным, чуть виднеющимся языком.

Е.Б. Адамов дает характеристику иллюстрациям предметно-познавательных. Они сопутствуют в тексте, в помощь читателю, изображениям предметов быта, строений, пейзажей, явлений природы и др. Их роль - показать незнакомое читателю; их не следует путать с рисунками для научных книг и учебников.

В сказке "Золотой ключик, или Приключения Буратино" изображены пейзажи, строения, явления природы. Буратино на протяжении всей сказки путешествует, по разным местам своего города, видит озеро, пруд, сад, побывает в гостях у Мальвины, посидит в чулане, на иллюстрации художник не раз изображает день, ночь и. т.д.

Похожие работы на - Развития речи младших школьников на уроках чтения в процессе работы с иллюстрациями к произведениям А.Н. Толстого

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!