Базиликальные храмы и средневековые карты Земли
Введение
Большой интерес в современной науке
архитектура и строительство вызывают именно религиозные постройки прошлых
веков.
С утверждением христианства стало
принято возводить храмы западно-восточной ориентации с алтарями, выдвинутыми на
восток. Алтарная часть отделялась от основного помещения для молящихся - наоса
- поперечным нефом - трансептом.
Пространственный крест в плане
христианской базилики получил значение важнейшего конфессионального символа. Он
стал вытянутым наподобие голгофского.
О символике латинского креста,
читаемого в планах базилик средневековой Европы, писали неоднократно, в нашем
реферате хотелось обратить внимание на малоизученный вопрос, а именно на то,
что крест, образуемый продольным нефом и трансептом базилики, членит пространство
так же, как на многих средневековых картах мира схематично обозначенные
Средиземное море и две поперечно
направленные от него к югу и северу великие реки - Нил и Танаис (Дон) -
разделяют три земных континента: Азию, Европу и Африку.
Азия неделима, поэтому стойка креста
(соответствующая Средиземному морю) оканчивается на перекладине. Получается
форма тау-креста.
Однако осевое направление
угадывается, а иногда и четко фиксируется на крайней восточной точке Азии или
на острове к востоку от нее, где расположен рай. Характерным обозначением его
на картах служат фигурки Адама и Евы, а также змия [1. С. 158].
Алтарное пространство христианского
храма символически соотносилось с ветхозаветным раем, поэтому указанная
картографическая традиция не только не противоречит правилам планировки храма,
но и наглядно поясняет их содержание.
Данная тема является очень
актуальной и одной из самых интересных в архитектуре и строительстве
религиозных построек древнего времени. Поэтому мы постараемся осветить ее в
нашей работе.
Базиликальные храмы и
средневековые карты Земли
С принятием христианства стало
принято возводить храмы западно-восточной ориентации с алтарями, выдвинутыми на
восток.
По центру карт, в средокрестии или
чуть выше, по крайней мере начиная с эпохи Крестовых походов, всегда помещали
Иерусалим.
Тут, по общему мнению, и христиан, и
арабов, находится середина Земли, ее «пуп», точка начала творения и последнего
суда, место мистической связи земного мира с небесным (лествица Иакова,
Воскресение и Вознесение Иисуса Христа, Мирадж пророка Мухаммеда) [3. С.
239-240, 254-264].
В храмах тоже было принято отмечать
средокрестия куполами или шатрами, а под ними - кафедрами-амвонами (в
восточно-христианской церкви амвон уподоблялся камню, отваленному от Гроба
Господня [4. С. 4]).
В Западной Европе встречаются
примеры изображения на полах соборов лабиринта, обозначавшего многотрудный
паломнический путь в Иерусалим. Об авторитете трехчастной модели мира
свидетельствует тот факт, что и сам Иерусалим осмысливался порой как ее подобие
(рис. 1).
До нас дошла копия Сен-Викторской
карты XII века, на которой в центр поставлен не Иерусалим, а Тир. Это позволяет
думать о том, что рассматриваемая картографическая традиция разделения и
сопряжения трех материков существовала уже в финикийские времена (в I
тысячелетии до н.э.).
Ориентированный на запад вход в
базилику благодаря картам оказывается соотносимым с проливом из Средиземного
моря в Атлантический океан, фланкированным столпами Геракла, а также двумя
горными массивами - Атласом в Африке и Кальпой на Пиренейском полуострове.
Возникает догадка об уподоблении этим столпам и горам пары башен на западных
фасадах романских и готических соборов.
План Иерусалима из анонимного
сочинения «Деяния франков, захвативших Иерусалим». Воспр. по: [2. С. 225]
Но, возможно,
независимо от этого рассказа она сохранилась в фольклоре и других народов, где
встречаются сюжеты об изначальной четырех частности Земли, о четырех китах, на
которых она держалась, и о катаклизмах, в результате которых один из китов погиб,
утонул, так что теперь Земля стоит только на трех китах [5.С. 341].
До нас дошел письменный источник
(«Об образе мира»), свидетельствующий о том, что европейцы эпохи Крестовых
походов помнили об отколовшемся и ушедшем за горизонт западном континенте, который
был больше Европы и Африки, вместе взятых [2. С. 309]. Это очень похоже на
реальную Америку, что удивительно.
Аналогия между планами храмов и
средневековыми картами Земли, можно сказать, лежит на поверхности. Пока,
правда, не удалось найти упоминаний об этом в специальной литературе, но
претендовать на роль первооткрывателя здесь я остерегаюсь.
Меня больше занимает выстраивание
цепочки дальнейших умозаключений, которые важны для понимания символических
основ профессионального мышления средневековых зодчих.
Средневековые карты чаще всего
делались круглыми, что отвечало распространенным представлениям о
дискообразности и шарообразности Земли (рис. 2).
Известен целый ряд
западноевропейских миниатюр на тему, как Бог-Творец - архитектор Вселенной с
циркулем в руках очерчивает контуры создаваемого им мира, середину которого
занимает живописное пятно Земли, омываемое по кругу полосой океана. Ножка
циркуля установлена на пупе Земли - месте Иерусалима.
Псалтырная карта мира. Лондон.
Британская библиотека. Около 1265 года. Воспр. по: Новые Иерусалимы. Иеротопия
и иконография сакральных пространств // Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009.
Суперобложка
средокрестие алтарь
храм базиликальный
В заключении, надо обратить внимание
на то, что в число «семи свободных искусств», культивировавшихся в
средневековых университетах, входила геометрия, аллегорией которой служила
ангелоподобная фигура величественной девы с циркулем, линейкой и сферой в руках
[7. С. 79-80]. Это дает основание полагать, что в качестве архитектора
Вселенной запечатлевался не сам Творец, а Его размеряющая Землю Премудрость,
напоминающая ангела или античную музу. Но также это мог быть и Сын Божий -
Слово, Логос, которым все сотворено («вся быша», говоря по-русски).
Заключение
Как оказывается, не столь важно,
плоской, дискообразной или шарообразной представлялась Земля. В любом случае ее
обитаемая поверхность осенялась небом, по которому исправно двигались с востока
на запад своими путями между тропиками светила и зодиакальные созвездия. А
после захода под Землей осуществлялись их разворот и обратное движение к новому
восходу. Люди хорошо знали, что ось небесного вращения проходит через Полярную
звезду, вокруг которой постоянно вращаются незаходящие звезды. При взгляде отсюда
пути Солнца, Луны и планет в поясе зодиака представляются тоже круглыми.
Земля могла казаться почти плоской,
но небо получалось сферическим. Только вблизи Северного полюса царит
бессмертие. Здесь, на оси мира, стоит непоколебимый престол Вседержителя.
В срединной же зоне зодиакального
пояса наблюдается циклическая смена дня и ночи, жизни и смерти. Здесь уместно
поклонение рождающемуся, воскресающему и умирающему Сыну Божьему. Вот чем может
быть объяснено сосуществование на протяжении едва ли не всей обозримой истории
человечества двух основных типов культовых сооружений - ротондального и
вытянутого по продольной оси наподобие периптера или базилики.
Впрочем, судя по круглым картам,
ротонды могли воздвигаться и над пупом Земли.
Надо, видимо, различать, когда их
окружает вода, подобная океану, а когда зодиак.
В христианских базиликах воплощалась
идея пути к спасению через тернии, жертвы и раскаяние. Эти базилики
уподоблялись Ноеву ковчегу, сохранившему жизнь избранным. И они воспроизводили
в своем основании образ той самой обретенной после потопа Земли, которая
оказалась благой и живительной. Если центрические храмы апеллируют к вечности,
то базиликальные - к земной истории, ходу времени и эсхатологическим ожиданиям
конца света, Страшного суда и жизни будущего века.
Список литературы
1. Чекин Л.С. Картография христианского Средневековья VIII-XIII
вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1999.
. Райт Дж.К. Географические представления в эпоху Крестовых
походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе/ Пер. с
англ. М., 1988.
. Бусева-Давыдова И.Л. Представления о символике храма в культуре
Древней Руси (по письменным источникам) // Архитектурное наследство. Вып. 44.
М., 2001.
. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995.
. Бондаренко И.А. Средневековые карты мира и символика
древнерусского храма // Архитектурное наследство. Вып. 58. М., 2013.