Работа с одаренными детьми

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,1 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Работа с одаренными детьми

Введение

одарённый дошкольник педагогический

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одарённого ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одарённости является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность каждому ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одарённости детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, - позволяют по-новому обозначить проблему одарённости детей-дошкольников, открывают новые аспекты её изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребёнок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одарённости не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребёнку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одарённости как основное направление работы.

Сразу возникает множество вопросов: как выделять одарённых дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одарённости? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одарённости в дошкольном детстве? Как построить работу с одарёнными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

Все это свидетельствует о том, что проблема развития одарённости, и в частности, на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.

Процесс выявления, обучения и развития одарённых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Цель исследования: изучить проявления одарённости у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

Объект исследования: одарённость дошкольников.

Предмет исследования: развитие одарённости в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

. Раскрыть сущность понятия детской одарённости.

. Проанализировать основные составляющие детской одарённости.

. Раскрыть содержание социально-педагогической поддержки детей в ДОУ.

. Разработать рекомендации по работе с одарёнными детьми для педагогов дошкольного учреждения и родителей.

1. Теоретико-методологические основы изучения одарённости дошкольников

.1 Понятие задатка, одарённости, таланта

В современных условиях важнейшей задачей системы образования является формирование личности, обладающей не только суммой готовых знаний, умений и навыков, но и способной адаптироваться в новых условиях, проявить самостоятельность и инициативу. В Международной Конвенции о правах ребёнка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «...образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме». [5]

В отечественной науке определилась чёткая позиция: понимать развитие одарённости детей, как развитие определённых способностей, включение в деятельность, создание благоприятной среды для детей с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе с детьми дошкольного возраста, так как дошкольное детство - это период первоначального становления личности, развития личностных механизмов поведения и опыт ранних лет жизни ребёнка влияет на все дальнейшее развитие личности (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже и др.). [3]

В современной психологии одарённые дети понимаются как проявляющие общую или специальную одарённость (к музыке, к рисованию, к технике), раньше других можно выявлять художественную одарённость детей (в области музыке, затем в рисовании). В сфере науки, скорее всего, проявляется одарённость к математике. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врождённые задатки - только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в значительной мере зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

Задатки - наследственные анатомо-физиологические особенности, на основе которых развиваются способности творчески одарённой личности. Они даны человеку к моменту рождения или возникают благодаря естественному развитию организма.

Талант - это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый - это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет её на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Как известно, одарённость - это результат сложного взаимодействия наследственности. Нами были выделены основные понятия, входящие в определение одарённость.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [7]

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

По нашему мнению, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одарённости. Считается, что такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

Разрабатывая программу действий педагогического коллектива, необходимо придерживаться основных закономерностей развития одарённости детей данного возраста:

. Все дети от природы одарены. Одарённость ребёнка дошкольного возраста носит скрытый характер, для её развития требуется включение ребёнка в творческую деятельность.

. В силу психических особенностей одарённость ребёнка дошкольного возраста проявляется раньше и чаще всего, как художественно-творческая.

. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

. Креативность как фактор одарённости ребёнка выражается в получении созидательного творческого продукта.

. Становление и развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества. У таких детей обычно менее покладистый характер, поэтому они испытывают трудности в общении, не умеют идти на компромиссы, решать конфликты.

. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

Таким образом, одарённым детям должны быть представлены такие условия развития, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

1.2 Виды одарённости

При выделении видов одарённости на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды различийВиды одарённостиПо широте проявленийОбщая одарённость (интеллектуальная; творческая) Специальная одарённостьПо типу предпочитаемой деятельноститворческая; академическая; психомоторная коммуникативнаяПо интенсивности проявленийповышенная способность к обучению (способные); одарённые; высокоодаренные (талантливые)По темпу психического развитияС нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развитияПо возрастным особенностям проявлениястабильная; приходящая (возрастная)

. Психомоторная одарённость тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически - моторной и зрительно-моторной координацией. 2. Интеллектуальную одарённость связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. 3. Академическая одарённость определяется успешностью обучения. 4. Социальная одарённость рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. 5. Духовная одарённость связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одарённости в настоящее время мало изучена. 6. Творческая одарённость определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество.

2. Развитие одарённости в условиях дошкольного образовательного учреждения

.1 Условия развития одарённости

Для решения проблемы организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками необходимо также рассмотреть условия развития одарённости. В настоящее время существует значительное количество различных программ для одарённых детей, основанных на различных теоретических моделях одарённости. Практически в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты. При этом существует различное понимание способностей и специфики одарённости на разных этапах возрастного развития.

Мы считаем важным, обратить внимание на необходимость обеспечения комфортных и безопасных условий ребёнку в семье и в дошкольном учреждении, реализации имеющихся природных потенциалов, развития коммуникативной, интеллектуальной и физической компетентности, обогащения индивидуального опыта дошкольника.

Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип - принцип ответственности за будущее детей.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой - отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность. [10]

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей.

Ряд учёных отмечают такие особенности психосоциального развития одарённых детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворённости, повышенная уязвимость, трудности в общении.

Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения. В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в обычном дошкольном учреждении:

работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;

система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;

реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;

реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:

· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.

· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.

· Создание условий одарённым детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

· Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.

· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.

· Обмен опытом педагогов по работе с одарёнными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера:

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания;

проявляет исключительные способности к решению задач;

часто с головой уходит в то или иное занятие;

выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений:

Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Творчество:

- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;

демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

способен продуцировать оригинальные идеи;

способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство:

ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

в общении со сверстниками проявляет инициативу;

принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

проводит много времени за рисованием и лепкой;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

осознанно строит композицию картин или рисунков;

работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера:

- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движения (бег, пряжки, лазание);

прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. [6]

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и, главное, - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого- педагогического сопровождения одарённых детей:

. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:

· блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;

· модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

· вводящие новую информацию (навыки, операции);

· закрепляющие новую информацию;

· систематизирующие новую информацию.

. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие - мышление - воображение.

. Систематически проводить:

· контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);

· психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка. При этом решаются следующие задачи.

. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.

. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он - одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лекции, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача - научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также - способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

За всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное - поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

Заключение

Социально-психологическая поддержка одарённого ребёнка в воспитательно-образовательном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования и воспитания, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности дошкольника, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности. Индивидуальность, если исходить из её приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения воспитанника: на основе минимума знаний ребёнок определяет сам, какие развивать способности, практические умения, он сам определяет этапы и сроки своего становления, определяет, насколько он достиг намеченного.

Увидеть одарённого ребенка очень сложно. До сих пор не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Часто выявление одарённых учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.

В ходе проведенного исследования было определено, какая работа по социально-педагогической поддержке проводится в дошкольном учреждении, как воспитатели проводят диагностическую работу по выявлению одарённых детей, работу с родителями одарённых детей. Были составлены рекомендации для педагогического коллектива и родителей по осуществлению воспитательно-образовательной работы со способными и одарёнными детьми.

Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одарённых детей. Но это не значит, что одарённые дети - это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь ещё раз доказывает, что одарённых детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.

Список использованной литературы

1.Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. - М., 1998. - 251с.

.Богоявленская, Д.Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М., 2005.

3.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 94с.

5. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Текст] / статья № 29.

.Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников [Текст] / Н. С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320с.

7.Морозова И. С., Григорьева О.Ф. Одарённость: из детства в отрочество [Текст]: Учебное пособие / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 160с.

.Попова, Л.В. Одарённые девочки и мальчики [Текст] / Начальная школа: плюс - минус. Л. В. Попова - 2000. - №3. - С. 58-65

10.Психология одарённости детей и подростков. [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416с.

.Психология одарённости детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336с.

.Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.

Похожие работы на - Работа с одаренными детьми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!