[10]
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей.
Ряд учёных отмечают такие особенности психосоциального развития одарённых детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворённости, повышенная уязвимость, трудности в общении.
Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения. В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в обычном дошкольном учреждении:
работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.
· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
· Создание условий одарённым детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
· Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.
· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.
· Обмен опытом педагогов по работе с одарёнными детьми.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера:
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания;
проявляет исключительные способности к решению задач;
часто с головой уходит в то или иное занятие;
выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений:
Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество:
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;
демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
способен продуцировать оригинальные идеи;
способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство:
ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
в общении со сверстниками проявляет инициативу;
принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием и лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков;
работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
любит движения (бег, пряжки, лазание);
прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. [6]
Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и, главное, - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого- педагогического сопровождения одарённых детей:
. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:
· блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
· модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.
3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
· вводящие новую информацию (навыки, операции);
· закрепляющие новую информацию;
· систематизирующие новую информацию.
. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие - мышление - воображение.
. Систематически проводить:
· контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
· психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка. При этом решаются следующие задачи.
. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.
. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он - одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лекции, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача - научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также - способствовать этому развитию.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.
За всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное - поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.
Заключение
Социально-психологическая поддержка одарённого ребёнка в воспитательно-образовательном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования и воспитания, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности дошкольника, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности. Индивидуальность, если исходить из её приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения воспитанника: на основе минимума знаний ребёнок определяет сам, какие развивать способности, практические умения, он сам определяет этапы и сроки своего становления, определяет, насколько он достиг намеченного.
Увидеть одарённого ребенка очень сложно. До сих пор не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Часто выявление одарённых учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.
В ходе проведенного исследования было определено, какая работа по социально-педагогической поддержке проводится в дошкольном учреждении, как воспитатели проводят диагностическую работу по выявлению одарённых детей, работу с родителями одарённых детей. Были составлены рекомендации для педагогического коллектива и родителей по осуществлению воспитательно-образовательной работы со способными и одарёнными детьми.
Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одарённых детей. Но это не значит, что одарённые дети - это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь ещё раз доказывает, что одарённых детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.
Список использованной литературы
1.Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. - М., 1998. - 251с.
.Богоявленская, Д.Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М., 2005.
3.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 94с.
5. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Текст] / статья № 29.
.Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников [Текст] / Н. С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320с.
7.Морозова И. С., Григорьева О.Ф. Одарённость: из детства в отрочество [Текст]: Учебное пособие / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 160с.
.Попова, Л.В. Одарённые девочки и мальчики [Текст] / Начальная школа: плюс - минус. Л. В. Попова - 2000. - №3. - С. 58-65
10.Психология одарённости детей и подростков. [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416с.
.Психология одарённости детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336с.
.Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.