Каким образом ваша модель связана с вашим проектом?
Как вы решили, что надо нарисовать на постере?
Почему вы построили такую модель, а не другую?
Продолжали ли вы реализовывать идеи, которые сначала вам казались невозможными?
Поможет ли ваша модель и ваш постер понять людям смысл вашего проекта?
Вы считаете, что ваш постер удачен?
Что вы узнали нового по теме сезона?
Каковы были ваши роли в команде?
Вам понравилось работать в команде?
Как вам помогал ваш руководитель?
Вы видели сегодня другие команды. Чем ваша команда от них отличается в лучшую сторону?
Какая часть процесса Jr.FLL была самой веселой и запоминающейся? (Встречи команд, обучение, построение проекта, показ проекта и т.п.)
Если бы вас попросили подсказать другой команде Jr.FLL, с чего начать, что бы вы посоветовали?
Что самое сложное, самое простое в работе?
Что вам кажется самым странным или особенным из того, что вы узнали при подготовке к Jr.FLL?
Как ваша команда выбирала себе название?
Награды и премии В Jr.FLL награждается каждая команда и каждый участник команды. При организации внутренних соревнований в сообществе нет требования к поощрению всех команд - это остается на усмотрение организатора.
FIRST LEGO League (FLL)
Эта программа рассчитана на школьников от 9 до 14 лет, которые работают командой по 3-10 человек. Используемый конструктор - набор LEGO® MINDSTORMS®, используемый язык программирования - LEGO MINDSTORMS, RoboLab или NXT-G.
В первой лиге LEGO (FLL) дети решают проблемы современной науки и техники. Команды разрабатывают свои собственные решения по строительству автономных роботов LEGO, выполняющих миссии на тематическом игровом поле. В процессе работы участники развивают ценные жизненные навыки и открывают для себя захватывающие возможности дальнейшей карьеры, узнают, какой позитивный вклад они могут внести в общество.
В соревновании FLL каждая команда оценивается в одной из номинаций:
Основные ценности (Core Values);
Проект (Project);
Роботизированная игра (Robot Game).
Каждый сезон определяется новой темой соревнований. Несмотря на это, требования к проекту, реализации основных ценностей и роботизированной игре остаются практически неизменными.
Проект «Решение проблем старшего поколения. Независимость. Занятость. Общение» (сезон 2012/2013)
Рассмотрим особенности подготовки к соревнованиям FLL на примере темы сезона 2012/2013 «Senior Solutions» - «Решение проблем старшего поколения. Независимость. Занятость. Общение». В ходе подготовительной работы и участия в соревнованиях FLL каждая команда должна продемонстрировать следование Основным ценностям программы FLL:
Мы - команда.
Мы трудимся, чтобы найти решение под руководством наших тренеров и наставников.
Мы чтим дух дружеского соревнования.
То, что мы узнаем, более важно, чем победа.
Мы делимся нашим опытом с другими.
Мы показываем благородный профессионализм и дружескую кон- куренцию во всем, что мы делаем.
Нам весело!
Критерии оценки:
Воодушевление
› Раскрытие концепции FLL
› Командный дух
› Интеграция
Работа в команде
› Эффективность
› Рациональность
› Участие детей
Благородный профессионализм
› Вовлеченность
› Уважение
Сотрудничество
Условия реализации проекта:
. Необходимо найти старшего партнера (пожилой человек старше 60 лет). Каждый член команды начинает поиски в кругу своей семьи 16 и друзей, составляет список возможных кандидатов: дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, соседей, знакомых.
Затем команда анализирует списки, подготовленные каждым членом, обсуждает возможность связаться с этими людьми и какой вклад каждый из них может внести в проект. Решением всей команды выбирается наиболее подходящая кандидатура пожилого человека. Команда приглашает его стать партнером и помочь с выполнением своего проекта.
. Узнать о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди. Примеры проблем старшего поколения:
восстановление после травмы;
адаптация к новым технологиям;
потеря памяти;
здоровье;
хобби;
управление своими финансами;
покупка продуктов питания, хозяйственных товаров, лекарств, одежды;
общение с семьей, друзьями, врачами. Решением всей команды выбирается одна из проблем, упомянутых пожилым партнером.
. Создать инновационное решение какой-либо проблемы. Необходимо подумать, чем вызвана данная проблема, что именно делается для ее решения сегодня. Кто занимается разработкой новых решений: ученые или инженеры? Обратиться к разным источникам ин- формации: отчеты, книги, журналы и сайты, консультации специалистов. Предложить инновационное решение, которое позволит сделать жизнь лучше как путем усовершенствования чего-либо уже существующего, так и посредством какого-либо совершенно нового изобретения.
. Представить проблему и ее решение. Презентация результатов может быть выполнена в различной форме: рассказ, видеоролик, слайд-шоу, сайт, комикс, постер, листовки, стихотворение, песня или история. Главное - произвести неизгладимое впечатление на зрителей и жюри.
Требования к презентации:
Презентация проводится без помощи взрослых. Время, отведенное на нее, составляет не более пяти минут.
Продемонстрировать участие всех членов команды в проекте. Четко рассказать о поставленной проблеме и способе ее решения, выработанной командой.
Использовать различные виды исследовательских ресурсов. Привлекать специалистов и экспертов.
Проанализировать уже существующие исследования при разработке собственного решения данной проблемы.
Решение должно быть инновационным.
Продемонстрировать возможности реализации предложенного командой решения в условиях реальной действительности.
Показать, что нужно сделать для того, чтобы ваше решение могло быть применено в реальном мире.
Определить, кто может извлечь выгоду из работы команды.
Показать, что работа является эффективной и творческой.
Критерии оценки:
Исследование
› Определение проблемы
› Источники информации
› Анализ проблемы
› Обзор существующих решений
Инновационное решение
› Решение команды
› Инновационность
› Реализация
Представление
› Распространение
› Творческий подход
› Эффективность представления
Оценка за проект формируется из нескольких составляющих по баллам (максимум - 450 баллов):
. Определение проблемы. От 0 до 50 баллов. Оценивается, насколько тщательно представлена и сформулирована проблема, решению которой посвящен творческий проект. (0 баллов - проблема сформулирована очень неясно, 50 баллов - проблема сформулирована максимально четко.)
. Источники информации. От 0 до 50 баллов. Оценивается количество источников информации и их разнообразие: веб-ресурсы, книги, фильмы, научные доклады, беседы со специалистами, которые использовались для исследования проблемы и создания проекта. (Нет анализа источников информации - 0 баллов. Затем начисляется по 10 баллов за каждый дополнительный вид источника информации.)
. Анализ проблемы. От 0 до 50 баллов. Оценивается коллективное участие в обсуждении проблемы и поиске способов ее решения. (0 баллов - проблема плохо изучена без командной работы, 50 баллов - проблема отлично изучена всей командой.)
. Обзор существующих решений. От 0 до 50 баллов. Оценивается, на- сколько глубоко изучены командой существующие решения поставленной проблемы. (0 баллов - не изучены. 50 баллов - изучены очень глубоко.)
. Инновационное решение проблемы. От 0 до 50 баллов. Оценивается, насколько четко объяснено и представлено решение поставленной проблемы. (0 баллов - решение объяснено плохо и непонятно. 50 баллов - решение представлено максимально доступно, четко, по существу.) 19
. Возможности реализации. От 0 до 50 баллов. Оценивается, насколько реально воплощение данного решения в жизнь, массовое применение, серийное производство (0 баллов - решение не соответствует реалиям жизни и невозможно к воплощению. 50 баллов - решение отлично реализуется в жизни, легко в использовании и изготовлении.)
. Презентация. От 0 до 50 баллов. Оценивается коллективная работа на презентации. (0 баллов - плохая командная работа, в презентации не задействована большая часть участников. 50 баллов - все участники заняты в презентации, хорошая командная работа.)
. Креативность презентации. От 0 до 50 баллов. Оценивается, насколько оригинально и интересно представлен творческий проект. (0 баллов - минимум оригинальности, скучное представление. 50 баллов - интересное, эффектное, оригинальное зрелище.)
. Эффективность презентации. От 0 до 50 баллов. Оценивается дисциплина, организованность и четкая речь. (0 баллов - плохая дисциплина, множество заминок и неграмотная речь. 50 баллов - отличная дисциплина, слаженная работа, четкая грамотная речь.) Пример судейского листа для соревнований показан ниже
Роботизированная игра
Для проведения роботизированной игры необходимо специальное поле 2362±3мм х 1143±3мм. Оно состоит из покрытия, развернутого на столе, и модельных объектов заданий, расставленных на нем. Покрытие и детали конструктора LEGO для сборки модельных объектов заданий входят в набор для подготовки игрового поля. Также в комплект включены инструкции по сборке на CD.
Для того чтобы собрать необходимые модели заданий, одному человеку потребуется от трех до четырех часов, поэтому желательно работать в команде. Для участников с небольшим опытом или совсем без опыта конструирования из деталей LEGO сборка модельных объектов заданий - это прекрасный способ обучения. Кроме того, данный этап - отличная возможность для новых членов познакомиться с командой и между собой.
Расстановка модельных объектов на поле описывается в правилах. Перед игрой необходимо подробно с ними ознакомиться, это позволит выработать оптимальную стратегию игры.
Особенность соревнований FLL заключается в том, что каждому участнику команды найдется работа по его способностям и интересам: юные инженеры и программисты создают робота, исследователи генерируют инновационную идею решения проблемы, журналисты готовят представление проекта.
В течение сезона команда может работать над различными задачами:
конструирование робота и его приспособлений;
программирование робота для автономного движения и выполнения миссий;
изучение инженерных и физических вопросов; проверка различных конструкций и выполнение корректировок;
изучение темы соревнований;
поиск проблемы в реальном мире с целью его исследования; разработка решения проблемы, найденной командой;
представление решения проблемы другим людям.
Ресурсы команды:
Информационные блог: fllblog.wordpress.com
twitter: twitter.com/firstlegoleague
YouTube: www.youtube.com/fllglobal <#"justify">ЭтапыСрокиОтветственныйНаучитьруководительсделать1 учащийсянайти2 учащийсяпротестировать3 учащийсяприобрестируководитель
К работе следует привлекать и других специалистов (учитель технологии, физики, химии и др.).
К выбранным критериям оценки проекта можно отнести:
рациональность;
стабильность;
эргономичность;
презентабельность (эстетичность);
другие выбранные командой критерии.
Эскиз проекта должен включать следующие элементы:
схема взаимодействия модулей (на механическом и программном уровне);
эскиз каждого модуля (отдельных конструкций и механизмов) - нарисованный, виртуальный;
описание принципа работы модулей и системы в целом (на механическом и программном уровне).
При расчете материально-технической базы нужно иметь в виду:
необходимые детали робототехнического набора;
необходимые конструкционные материалы (не LEGO);
необходимые декоративные элементы. Изготовление робототизированной основы предполагает:
конструирование;
программирование;
тестирование;
анализ проблем
Придание проекту эстетичности включает в себя:
использование материалов для придания завершенности проекту;
удовлетворение критерию презентабельности. Материалы представления проекта в обязательном порядке должны содержать:
описание проекта;
актуальность;
историческая справка;
принцип работы;
иллюстрации;
информационный стенд (для зрителя);
сценарий представления;
речь;
раздаточный материал.
Оценка результатов проекта может включать:
анализ проделанной работы;
трудозатраты, себестоимость;
приобретенные ЗУНы;
слабые, сильные стороны проекта;
выявленные проблемы и найденные пути их решения;
перспективы использования и развития проекта.
Подготовка к роботизированной игре
Целью этапа специальной подготовки к соревнованиям является закрепление навыков решения распространенных заданий, которые встречаются на соревнованиях. Рассмотрим порядок подготовки модели робота и примеры соревновательных заданий, которые необходимо отрабатывать в процессе тренировок.
Этапы подготовки модели робота к соревнованиям
Изучить регламент (требования к конструкции и программе, принцип судейства).
Составить план подготовки (обозначить крайний срок).
Подобрать идеи решения (свой/чужой опыт, Интернет).
Проанализировать идеи решения заданий (плюсы и минусы).
Сделать эскиз (схема реализации).
Сделать конструкцию (согласно приоритету):
› основные механизмы (проверить работу с помощью программы);
› второстепенные механизмы (проверить работу с помощью программы);
› контроллер (микрокомпьютер NXT);
› составить программу (согласно приоритету);
› протестировать и выявить слабые места;
› исправить программу.
Заключение
Следование по траектории с различные усложнениями (инверсия, изгибы, разрывы).
Ориентирование на траектории (перекрестки, тупики).
Преодоление препятствий (горки, кочки, барьеры, объезд банки).
Транспортировка предметов (перетаскивание, подъем).
найти все возможные способы соединения деталей;
придумать новый способ крепления деталей;
собрать простую модель по памяти;
найти 10 отличий между 2 простыми моделями.
На этапе воспроизведения конструкции модели:
определить, что поменялось;
найти лишнюю деталь (добавить деталь в конструкцию);
собрать без детали (убрать деталь из конструкции).
На завершающем этапе:
выполнение дополнительных заданий;
определение границ возможностей (например, максимальная высота подъема и т.д. Упражнения на уровне программирования
На подготовительном этапе:
определить разницу между двумя программами.
На этапе тестирования программы:
найти ошибку в программе;
определить, что поменялось в поведении робота. На завершающем этапе: выполнение дополнительных заданий;
определение границ возможностей, «гибкости» программы (напри- мер, максимальное количество программ работы с кубиками и т.д.).
Дополнительные задания
Использование имеющихся элементов поля
дополнительные шарики/карточки;
дополнительные цилиндры;
дополнительные кубики/столбики.
Использование других элементов
Добавление дополнительных перемещаемых элементов (шарики, цилиндры, кубики и т.п.).
Для того чтобы участники команды не растерялись на соревнованиях, можно потренировать свое умение отвечать на вопросы о себе с помощью анкет.
Список литературы
)123 эксперимента по робототехнике: М. Предко - Москва, НТ Пресс, 2006 г.- 544 с
) Основы робототехники: Е. И. Юревич - Москва, БХВ-Петербург, 2010 г.- 360 с.
) Основы робототехники: А. А. Иванов - Москва, Форум, 2012 г.- 224 с.
) Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Рабочая тетрадь: Д. Г. Копосов - Санкт-Петербург, Бином. Лаборатория знани, 2014 г.- 88 с.
) Сибирский робототехнический фестиваль «РОБОТЕХ»: Джесси Рассел - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013 г.- 92 с.
) Теоретические основы робототехники. Книга 1, Корендясев А.И.
) Теоретические основы робототехники. Книга 2, Корендясев А.И.